Для чего нужны холдинги

Что представляет собой холдинг и как им управлять

Холдинги — весьма активные участники рынка 21 века. Несмотря на это, они практически не регулируются законодательством. Это понятие редко можно встретить в нормативных документах. Большинство аспектов деятельности холдингов определяется на основании существующей практики.

Как учитываются международными холдинговыми компаниями в целях налога на прибыль акции (доли) дочерних компаний, доходы от их реализации, а также дивиденды?

Что собой представляет холдинг?

Единое понимание холдинга на данный момент отсутствует. Законодательного определения его не существует не только в России, но и в других государствах. Термин «холдинг» произошел от английского слова, обозначающего «держать». В широком смысле, это группа организаций, включающая в себя материнскую и дочерние компании. В узком смысле, это материнская компания. В словаре РФ дано определение холдинга: это компания, которая приобретает контрольные пакеты акций других организаций для осуществления контроля над ними. Существует много определений холдинга. Однако все они содержат общий признак – это группа компаний, которые зависимы друг от друга.

Вопрос: Должна ли головная организация банковского холдинга на своем официальном сайте в сети Интернет размещать информацию о лицах, входящих в состав органов ее управления, а также банковских группах и банковских холдингах, в которые она входит?
Посмотреть ответ

Законодательное регулирование

Как уже сказано выше, холдингам практически не уделено внимания в нормативных актах. В ГК РФ этого понятия нет вовсе. Впервые в законодательстве холдинг замечен в законе РСФСР от 3 июля 1991 года «О приватизации госпредприятий». Однако и в нем точного определения группам компаний не дано. Термин разъяснен только в Указе Президента РФ №1392. Однако в этом нормативном акте говорится только об организациях, возникающих вследствие приватизации.

К СВЕДЕНИЮ! Можно сказать, что холдинги практически никак не регулируются правовыми актами. Управление ими осуществляется на основании сложившейся практики.

Преимущества холдингов

Многие компании объединяются в холдинги, и на это есть причины. Популярность этой юридической формы объясняется следующими ее преимуществами:

Организация холдинга не гарантирует достижения всех перечисленных преимуществ. Для обеспечения всех этих достоинств нужно приложить силы к обеспечению эффективной деятельности, разумному распределению функций. Рассмотрим недостатки холдингов:

В холдинге будет работать огромный штат сотрудников, что также приносит определенные сложности.

Как организовать холдинг?

Рассмотрим основные этапы создания холдинга:

ВАЖНО! Данный порядок основывается на законе «О приватизации госпредприятий» от 1991 года. Он касается только создания холдинга на основании приватизированного предприятия. В других случаях организация групп компаний будет регулироваться в основном локальными актами. Можно, к примеру, создать дочерние компании.

Разновидности холдингов и особенности их построения

Организация холдинга зависит от его типа. Вид групп компаний определяется на основании индивидуальных потребностей.

Горизонтальная структура

Горизонтальная структура предполагает одну материнскую компанию, а также ряд дочерних фирм, которые аналогичны друг другу. Основной способ повышения эффективности такого холдинга – максимальное территориальное расширение. Примером такого образования может быть сеть магазинов. Горизонтальная структура характерна для оптово-розничной торговли. Рассмотрим ее преимущества:

Однако у этого варианта есть минусы:

Вариант с горизонтальной структурой подходит торговым маркам.

Вертикальная структура

Вертикальная структура подходит предприятиям полного цикла. К примеру, одна компания отвечает за обработку, вторая – за транспортировку, третья – за реализацию. Примером вертикальной структуры может стать агрохолдинг. Ее преимущества:

Минусом является необходимость в доскональном знании всех особенностей каждого направления деятельности.

Распространенные проблемы при управлении холдингом

Управление холдингом осуществляется на основании нормативных актов. Рассмотрим наиболее распространенные управленческие проблемы:

Для эффективного управления очень важно разработать общую финансовую и инвестиционную политику. Для каждой дочки следует установить общие правила. Во главе каждой организации нужно поставить опытного менеджмента.

Источник

Как создать эффективный холдинг и зачем это надо

Для чего нужны холдинги. Смотреть фото Для чего нужны холдинги. Смотреть картинку Для чего нужны холдинги. Картинка про Для чего нужны холдинги. Фото Для чего нужны холдинги

Холдинги имеют большие преимущества перед одиночными предприятиями, однако им тоже может грозить банкротство. Причин много, одна из них — неэффективность финансово-организационной, имущественно-правовой или производственной структуры холдинга.

Под холдингом понимают корпорацию, которая регулирует деятельность самостоятельных организаций. Цель создания холдинга — повысить эффективность совместной хозяйственной деятельности объединившихся предприятий.

Холдинг состоит из головной (управляющей) компании и дочерних предприятий.

Виды интеграции

Вертикальная интеграция

Для чего нужны холдинги. Смотреть фото Для чего нужны холдинги. Смотреть картинку Для чего нужны холдинги. Картинка про Для чего нужны холдинги. Фото Для чего нужны холдинги

Основное преимущество вертикальной интеграции состоит в существенной экономии издержек, которая по большей части складывается из прибыли, заложенной в цену поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий, необходимых для производства основной продукции холдинга.

В случае присоединения предприятий-поставщиков или компаний, замещающих предшествующих поставщиков, прибыль и накладные, ранее включаемые в цену закупа, остаются в холдинге. Кроме того, эффективное управление, оптимизация, нормирование и жесткий контроль расхода ресурсов в процессе хозяйственной деятельности объединившихся в холдинг компаний могут принести дополнительную экономию.

Горизонтальная интеграция

Для чего нужны холдинги. Смотреть фото Для чего нужны холдинги. Смотреть картинку Для чего нужны холдинги. Картинка про Для чего нужны холдинги. Фото Для чего нужны холдинги

Основное преимущество горизонтальной интеграции — рост доли холдинга в своем сегменте рынка. Это значит, что основной целью создания холдинга с горизонтальной интеграцией является снижение уровня конкуренции. В данном случае увеличивается возможность установить свои цены на рынке и таким образом обеспечить увеличение прибыли и рост рентабельности производства и продаж.

При этом нельзя забывать о требованиях Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (в ред. от 04.07.2016) «О защите конкуренции». Кроме того, холдинг с горизонтальной интеграцией может позволить себе закупать сырье и материалы с существенными скидками за счет увеличения объемов закупа.

Независимая интеграция

Для чего нужны холдинги. Смотреть фото Для чего нужны холдинги. Смотреть картинку Для чего нужны холдинги. Картинка про Для чего нужны холдинги. Фото Для чего нужны холдинги

Независимая интеграция позволяет сократить риски существенного снижения объемов реализации и спроса на одном из рынков потребления продукции, производимой в холдинге. Риски могут быть вызваны сезонностью производства или спроса, экономическими кризисами и повышением уровня конкуренции.

Выбирая направления деятельности интегрируемых в холдинг предприятий, следует учитывать, что при снижении спроса на какую-либо продукцию потребность в других продуктах холдинга на рынках потребления в этот период должна оставаться стабильной или возрастать. Если, например, одна из компаний холдинга производит дорогостоящую высокорентабельную продукцию, то нужно интегрировать в холдинг и предприятия, выпускающие товары низкой ценовой категории, постоянно пользующиеся спросом независимо от экономических кризисов. Аналогично строится интеграция в состав холдинга предприятий, выпускающих сезонные товары.

Наличие рисков может быть связано и с появлением на одном из рынков сбыта одного крупного или нескольких конкурентов. Эти риски смягчаются благодаря выбранной структуре холдинга с независимым способом интеграции. Такой холдинг создается как бы с целью взаимопомощи предприятий, входящих в холдинг.

Смешанная интеграция

Для чего нужны холдинги. Смотреть фото Для чего нужны холдинги. Смотреть картинку Для чего нужны холдинги. Картинка про Для чего нужны холдинги. Фото Для чего нужны холдинги

Примером подобного холдинга может стать ООО «УГМК Холдинг». Широк список сфер рынка, в которых ООО «УГМК Холдинг» занимает лидирующие позиции не только на Урале и в Свердловской области, но и в России, за рубежом. Холдинг включает в себя:

Частичная вертикальная интеграция

Частичная вертикальная интеграция холдинга может иметь место в начале его становления, когда руководство холдинга стремится объединить в своем составе предприятия, производственные мощности которых позволяют организовать замкнутый производственно-технологический цикл. В некоторых случаях создавать холдинги с полной вертикальной интеграцией нецелесообразно ввиду многообразия материальных ресурсов, требуемых для создания конечного продукта.

Для чего нужны холдинги. Смотреть фото Для чего нужны холдинги. Смотреть картинку Для чего нужны холдинги. Картинка про Для чего нужны холдинги. Фото Для чего нужны холдинги

Примером холдингов с частичной вертикальной интеграцией могут быть строительные холдинги. Создание замкнутого производственного цикла, начинающегося от производства всех строительных материалов и заканчивая строительством объектов, практически недоступно в связи с высокой суммарной стоимостью производств, необходимых для образования непрерывной технологической цепочки выпуска строительных материалов и строительства объектов.

При производстве многих строительных материалов применяются дорогостоящие сложные технологии, используется нестандартное и далеко не дешевое оборудование. Да и управление таким комплексом должно быть на соответствующем уровне. Поэтому организация холдинга, включающего в себя предприятия, производящие все материалы и изделия, необходимые для строительства, — практически невыполнимая задача.

Вместе с тем нужно понимать, что, приобретая продукцию у сторонних организаций, строительное предприятие отдает своим поставщикам значительную долю своей прибыли. Еще приходится мириться с бесконечным, иногда необоснованным ростом цен поставщиков. В цену материалов включаются и накладные расходы поставщика, которые предприятие — покупатель продукции оплачивает из своего кармана.

Это важно! При образовании холдинга накладные расходы на производство продукции можно существенно снизить за счет правильного формирования организационной структуры холдинга. Это будет дополнительной экономией издержек относительно той ситуации, в которой материалы закупаются на стороне.

Успешно развивающаяся строительная компания должна обязательно подумать о том, чтобы обеспечить себя хотя бы элементарной производственной базой.

Если деятельность предприятия достаточно эффективна, что выражается в наличии некоторого количества свободных финансовых ресурсов, то их обязательно нужно вкладывать в строительство своих заводов по производству строительных материалов или искать способы и возможности приобрести контрольные пакеты акций действующих на рынке предприятий, производящих продукцию, востребованную в строительстве. В противном случае размер прибыли, отдаваемой поставщикам, будет увеличиваться, так как рост цен поставщиков не всегда адекватен увеличению затрат на производство продукции (нередко производится как бы по графику и без наличия каких-либо экономических обоснований увеличения цен реализации).

НДС – 2022

Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>

Источник

Как и зачем создаются финансовые холдинги: пример группы компаний «Апрель»

Что из себя представляют современные финансовые конгломераты и как холдинговая структура позволяет эффективнее управлять финансовыми рисками.

Основной организационной формой существования бизнеса в глобальном масштабе являются холдинговые структуры, объединяющие взаимозависимые или даже независимые организации в единую группу компаний.

На примере группы компаний «Апрель», которой в текущем году исполнится 19 лет, можно проследить логику становления и развития многопрофильных финансовых институтов.

Одним из важных факторов становления капитализма как общественно-экономической формации стала возможность отделения активов и обязательств бизнеса от активов и обязательств его владельца. В докапиталистическую эпоху предпринимательская деятельность могла ассоциироваться только с конкретной персоналией (ремесленника, купца, землевладельца и т.д.) либо же их объединениями (цехами, гильдиями и т.д.).

Появление акционерных обществ открыло возможность аккумулирования крупных капиталов от широкого круга лиц. Это позволило реализовывать масштабные бизнес-проекты: создавать мануфактуры, снаряжать морские торговые и даже военные экспедиции, формировать колониальные фактории.

Механизм акционирования также позволил конкретному человеку становиться собственником или участником многих предприятий в различных секторах экономики и даже в разных государствах. Так началось формирование бизнес-групп и транснациональных компаний.

Одновременно развивались процессы централизации капитала:

поглощение малых или неэффективно функционирующих компаний более крупными или успешными;

слияние бывших конкурентов в целях образования монополистических объединений;

Указанные процессы привели к появлению крупных финансово-промышленных групп. Их названия часто состояли из фамилий основателей или семей-собственников: Ford, Porsche, DuPont, Toyota, Renault, Siemens, Ferrari и так далее. В эпоху следовавших друг за другом научно-промышленных революций и активного раздела мира между колониальными державами крупные бизнес-группы чаще всего возникали в сферах машиностроения, транспорта, химии, связи, торговли.

С распадом Бреттон-Вудской валютной системы в 1970-х годах и переходом от системы золотого стандарта к фиатным (то есть необеспеченным) деньгам произошла существенная либерализация финансовых рынков:

были сняты многие формальные и неформальные ограничения на трансграничное движение капитала;

началось кредитное стимулирование экономического роста.

Растущая глобализация мировой экономики, широкое внедрение информационных технологий и появление новых моделей оценки финансовых активов привели к динамичному росту финансовых институтов и финансовых групп.

Как правило, под брендом той или иной компании функционирует несколько юридических лиц. Совокупность организаций, подконтрольных одним и тем же собственникам и потому функционирующих в рамках общей политики, называют группой компаний или, сокращённо, группой. Взаимная связь конкретной фирмы с группой или владельцем называется аффилированностью.

Как правило, группы являются холдинговыми структурами. Холдинг – это группа, «ядром» которой является материнская компания, осуществляющая функцию держания акций/долей и контроля дочерних фирм. Тем самым формируется пирамидальная иерархия владения и управления.

Вертикально или горизонтально интегрированные группы, как правило, в области производства, исторически называются концернами или конгломератами.

Под вертикальной интеграцией имеется ввиду выстроенная цепочка создания добавленной стоимости. Например, в нефтяной промышленности она может выглядеть так:

Горизонтальная интеграция – это объединение конкурирующих организаций или бизнес-процессов. Например, покупка действующей на том же рынке компании (поглощение) или объединение двух и более бывших конкурентов в единое юридическое лицо (слияние).

Следует отметить, что в гражданском законодательстве различных государств содержатся разные трактовки понятий «групп», «холдинг», «конгломерат», «аффилированное лицо» и других терминов.

Например, в российском праве статья 4 Федерального закона от 02.11.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» разделяет понятия «банковская группа» и «банковский холдинг».

Во второй половине XIX – первой половине XX веков активно возникали и играли важную роль в экономике монополистические объединения разной степени строгости:

В целом, после Первой и тем более Второй мировой войны большинство подобных монополистических структур окончательно трансформировались в финансово-промышленные группы. Сегодня наиболее известным картелем является Организация стран – экспортёров нефти (ОПЕК), но его участники – это государства, а не компании.

Иногда для достижения каких-либо специфических задач в области разработки, производства или коммерции формируется консорциум – временное объединение независимых компаний.

Сравнительно недавно, в связи с развитием информационных технологий появилось понятие «экосистема» – внедрение в основной бизнес-процесс дополнительных сервисов (собственных или партнёрских). Ярким примером является интернет-торговля, в которой часто работают структуры, объединяющие электронную торговую площадку или даже маркетплейс, службу доставки, платёжную систему и ряд иных сервисов в b2c-сегменте.

Объединение в одной группе нескольких бизнесов позволяет компании предложить клиентам более широкий перечень продуктов и услуг, а также получать преимущества диверсификации, масштаба и синергии. Немаловажным фактором является и рост рыночной доли, причём на разных рынках и даже в различных секторах экономики, что ведёт к увеличению стоимости компании, особенно в условиях долгосрочной фазы роста фондовых индексов.

Для нефинансовых компаний разделение активов и обязательств между различными юридическими лицами, аффилированными друг с другом, даёт возможность реализовать территориальное и отраслевое деление бизнеса. Это позволяет улучшить контроль над каждым звеном цепочки создания добавленной стоимости. Более того, организационно-правовое дробление холдинга позволяет намного быстрее создавать, реформировать, продавать, приобретать или ликвидировать его отдельные элементы.

С точки зрения финансового рынка холдинговая структура позволяет достичь ещё одной стратегически важной цели – разделения активов, обязательств и сегментов ведения бизнеса по уровню риска.

Так, для проведения широкого перечня сделок по размещению ценных бумаг используются так называемые «специальные юридические лица» (Special Purpose Vehicles или SPV). Они могут являться, например, эмитентами еврооблигаций, чьи обязательства гарантированы материнской компанией.

Принцип разделения бизнеса финансовых институтов также активно используется регуляторами рынка.

К примеру, акт Гласса-Стигалла 1933 года законодательно запретил американским кредитно-депозитным банкам заниматься операциями с ценными бумагами. Причиной тому стали последствия Великой депрессии, приведшей к массовому банкротству кредитных организаций, инвестировавших вклады миллионов семей в высокодоходные и потому высокорисковые операции с ценными бумагами на бирже. Только в 1999 году акт Гласса-Стигалла был отменён актом Грэмма-Лича-Блайли, который позволил банковским структурам объединять кредитно-депозитную и инвестиционную деятельности при соблюдении ряда требований.

Есть подобные ограничения и в российском праве. Например, статья 5 Федерального закона от 02.11.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» запрещает российским банкам заниматься производственной, торговой (кроме купли-продажи иностранной валюты и драгоценных металлов) и страховой деятельностью.

Ипотечный кризис в США 2007 года и последовавший за ним в 2008 году глобальный финансовый кризис выявили особую уязвимость глобальных финансовых институтов. Пользуясь своей сложной внутренней структурой, они имеют возможность «спрятать» проблемные или высокорисковые активы при составлении финансовой отчётности.

Для решения этой проблемы был разработан и в 2013 году вступил в силу Международный стандарт финансовой отчётности 10 «Консолидированная финансовая отчётность». Он существенно расширил так называемый «периметр консолидации» групп компаний, то есть критерии, по которым формально независимая фирма относится к группе. Принятие этого стандарта повлекло существенное усиление надзора за финансовыми группами со стороны национальных регуляторов.

Бизнес группы компаний «Апрель» сосредоточен в сфере коллективных инвестиций и профессиональной деятельности на фондовом рынке. Работа компаний, входящих в ГК «Апрель», основывается на принципах соблюдения интересов каждого клиента и высокопрофессионального с точки зрения сочетания доходности и рисков подхода к выбору активов и управлению ими, а также добросовестном совершении сделок за счёт клиентов.

Ядром группы компаний «Апрель» являются три финансовых института: АО УК «Апрель Капитал», ООО УК «Апрель Инвестиции» и ООО «Апрель Капитал Брокер».

Флагманская структура группы – АО УК «Апрель Капитал» – является одной из старейших управляющих компаний в России из числа действующих. Её руководители работают на финансовом рынке свыше 20 лет.

В сферу компетенций АО УК «Апрель Капитал» входит управление открытыми и закрытыми паевыми инвестиционными фондами, а также доверительное управление активами юридических и физических лиц.

Приоритетным направлением деятельности ООО УК «Апрель Инвестиции» является управление закрытыми паевыми инвестиционными фондами в интересах частных и корпоративных клиентов.

ООО «Апрель Капитал Брокер» был создан в 2018 году и занимается брокерским (заключение сделок с ценными бумагами по поручению и за счёт клиентов) и депозитарным (учёт прав на ценные бумаги) обслуживанием тех клиентов, которые желают самостоятельно инвестировать на фондовом рынке.

Под управлением АО УК «Апрель Капитал» и ООО УК «Апрель Инвестиции» по состоянию на 31 марта 2021 года находилось 162 миллиарда рублей. Рост этого показателя с начала 2018 года составил 608%. Размер собственных средств ГК «Апрель» (то есть средств самих компаний, которыми они рискуют в процессе работы с клиентами) за аналогичный период вырос на 164% до более чем 600 миллионов рублей.

По итогам 2015 и 2016 годов АО УК «Апрель Капитал» становилась лауреатом премии «Investfunds Awards» в номинации «Лучший институциональный инвестор на рынке акций», а также стала победителем конкурса «Элита фондового рынка 2017» в номинации «Лучший фонд акций».

По итогам 2019 года ОПИФ рыночных финансовых инструментов «Апрель Капитал – Облигации плюс» занял второе место в номинации «Лучший ПИФ облигаций – 2019» премии «Investfunds Awards».

В декабре 2020 года АО УК «Апрель Капитал» продемонстрировала один из лучших результатов по доходности инвестирования в сырьевой сектор экономики. ОПИФ рыночных финансовых инструментов «Апрель Капитал – Акции сырьевых компаний» по итогам декабря 2020 года занял второе место по доходности среди открытых паевых инвестиционных фондов, согласно данным информационного ресурса Investfunds.ru.

По информации того же сайта, в топ-3 самых доходных за пятилетний период открытых паевых инвестиционных фондов входят сразу 2 фонда под управлением АО УК «Апрель Капитал».

6 лет подряд рейтинговое агентство «Эксперт РА» присваивает АО УК «Апрель Капитал» рейтинг на уровне А: высокий уровень надёжности и качества услуг в рамках доверительного управления имуществом.

За счёт объединения трёх финансовых компаний в рамках одной группы сформирован горизонтальный финансовый конгломерат, оказывающий клиентам услуги как по доверительному управлению, так и по приобретению инвестиционных паёв открытых и закрытых паевых инвестиционных фондов, а также предоставляющий прямой доступ к фондовому рынку посредством предоставления брокерских и депозитарных услуг.

При этом дробление бизнеса группы компаний на несколько юридических лиц позволяет разделить активы и сопутствующие им риски и тем самым обезопасить средства различных групп клиентов.

В рамках выстраивания собственной экосистемы ГК «Апрель» особое внимание уделяет комфорту и безопасности дистанционной работы с клиентами. С этой целью в 2017 году был запущен онлайн-сервис «Личный кабинет Клиента», а в конце 2019 года в рамках развития бизнеса и повышения доступности розничных продуктов вышло мобильное приложение, позволяющие клиентам отслеживать состояние инвестиционного портфеля, покупать, обменивать и погашать инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов под управлением АО УК «Апрель Капитал» без физического посещения офиса. В скором времени Личный кабинет будет создан и для клиентов ООО «Апрель Капитал Брокер».

Таким образом, холдинговая структура финансовых институтов позволяет им предложить своим клиентам максимально полный перечень финансовых продуктов и услуг, а также создать условия для эффективного управления активами, совершения сделок по поручению и за счёт клиентов и контроля различных рисков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *