Для чего нужны хозяйственные товары в организации обоснование
Инструкция по закупке расходных материалов по 44-ФЗ
Закупка расходных материалов по 44-ФЗ — это процедура выбора победителя тендера, который поставит медизделия, запчасти или картриджи заказчику.
Как закупить расходные материалы
Медизделия для здравоохранения чаще всего покупают по кодам ОКПД2:
Группа ОКПД2 №32.5 «Инструменты и оборудование медицинские» включена в аукционный перечень, который утвержден Распоряжением №471-р от 21.03.2016. Это значит, что преимущественный способ размещения заказов на поставку расходных материалов для медиков — электронный аукцион. К исключениям относят коды ОКПД2: 32.50.22.120, 32.50.22.121, 32.50.22.190.
Картриджи покупают по коду ОКПД2 28.23.25.000 «Части и принадлежности прочих офисных машин». Такие заказы размещают преимущественно электронным аукционом, как и запчасти для автомобилей, которые закупают по коду ОКПД2 29.32.30.390 «Части и принадлежности для автотранспортных средств прочие, не включенные в другие группировки».
Инструкция, как закупить внешний HDD по 44-ФЗ для госзаказчиков:
Шаг 1. Выбрать способ определения поставщика, исходя из кода ОКПД2 продукции.
Шаг 2. Подготовить тендерную документацию, которая содержит информацию:
Шаг 3. Разместить извещение о проведении тендера в ЕИС.
Шаг 4. Определить победителя.
Шаг 5. Заключить контракт.
Шаг 6. Принять расходники и оплатить поставку.
Что учесть в документации
В тендерную документацию включают особые условия, которые продиктованы нацрежимом (ст. 14 44-ФЗ). К ним относят:
Пример условий допуска заявок, которые заказчик прописал в документации:
Особенности техзадания
При закупке расходных материалов заказчики включают в документацию требование о том, что изделия должны быть:
В техзадании на покупку картриджей указывают, что критерий качества продукции, по которому проверяют поставляемый товар, — это качество печати. Некачественными считаются картриджи, при использовании которых появляются ореолы вокруг изображений, серый фон, белые или черные полосы, другие дефекты, а сама печать — бледная или нечеткая.
Статья 33 Федерального закона о контрактной системе указывает на то, что при описании товара заказчик не указывает фирменное наименование и товарный знак. Исключение: наименование дополнено формулировкой «или эквивалент» или необходимо обеспечить совместимость с уже поставленными товарами. Это значит, что, проводя закупку оригинальных картриджей для принтеров по 44-ФЗ, организация вправе требовать конкретную марку расходника. В этом случае важно обосновать необходимость таких действий. Рассказываем, как обосновать закупку оригинальных картриджей: сослаться на техническую документацию к оборудованию, для которого покупают расходники, если там прописано, что изготовитель рекомендует использовать оригинальные детали. Пример из техзадания на закупку картриджей:
Если к поставке запрашивают оригинальные расходные материалы, чтобы обеспечить совместимость с имеющимся у заказчика оборудованием 44-ФЗ и аналоги расходников, в техническом задании картриджи описывают таким образом:
Особенности обоснования начальной цены
Максимальную цену тендера заказчики рассчитывают с применением методов, которые установлены ст. 22 44-ФЗ. При покупке расходников используют мониторинг цен. Значения берут из открытых источников или из коммерческих предложений потенциальных поставщиков. Калькуляцию прикладывают к тендерной документации. Пример расчета цены покупки картриджей:
Когда невозможно заранее определить объем товара, который подлежит поставке, руководствуются положениями ст. 42 44-ФЗ и проводят покупку без определенного объема. В таком случае заказчик проводит мониторинг цен, исходя из стоимости одного расходника, и указывает в документации:
Особенно часто такие тендеры проводят на закупку запчастей.
Пример указания цены закупки из информационной карты на покупку без точного объема:
Пример обоснования НМЦК на закупку без объема:
Информация о тендерах на закупку с неопределенным объемом содержит отметку:
Об авторе этой статьи
Элла Залужная Эксперт проекта Закончила Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС по специальности «Финансы и кредит».
В 2013 году — Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по программе: «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2014 году — НИУ ВШЭ по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2020 году прошла профессиональную переподготовку на базе образовательного центра «Гарант» и «Сбербанк-АСТ» по программе «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) и корпоративными закупками (223-ФЗ)».
С 2008 по 2009 год работала экономистом отдела закупок на скорой помощи. С 2009 г. — ведущим экономистом госзаказа в театре им. Н.П. Акимова. В 2011 г. — специалистом Управления торгов Биржи (торги для Газпрома, Транснефти). С 2012 года — заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности в ГБУ. С 2017 года — консультирует заказчиков и поставщиков.
Как обосновывать закупки в план-графике на 2020 год
Обоснование закупок — это подтверждение в отдельном приложении, что запланированная процедура соответствует заложенным целям. Это требование установлено в ст. 18 44-ФЗ и отменено с 2020 года 71-ФЗ от 01.05.2019.
Как обосновать закупки 2020 года
Заполнять план закупок не нужно, он отменен как отдельный документ. Заказчики готовят только план-график по новой форме.
Подробнее о том как заполнять план-график закупок на 2020 года в статье «Заполняем план-график: пошаговая инструкция».
Как обосновывали в 2020 году до изменений
Это одно из недавних обязательных требований Закона о контрактной системе (44-ФЗ). Заказчику предписано обосновать два документа: план заказов и график. Такая необходимость возникла потому, что на текущей стадии организации Единой информационной системы (ЕИС) расширяются возможности мониторинга, аудита и контроля в отношении закупочных процедур. По результату таких проверок закупку, которую заказчик включил в планы, признают необоснованной.
Правила, по которым заказчик подтверждает потребности, установлены правительством. Специально разработаны две табличные формы с несколькими наименованиями столбцов в зависимости от предназначения плана (Постановление Правительства №555). Первые три столбца в формах повторяются.
Обоснование в плане закупок
Сведения об обосновании закупки в плане закупок предоставляются в виде отдельного документа. В таблице пояснений заказчик связывает объект (объекты) заказа с целями по ст. 13 44-ФЗ или с требованиями по ст. 19 44-ФЗ. Обоснование соответствия объекта в плане закупок в графе 6 заказчик связывает с конкретным мероприятием государственной (муниципальной) программы или международным договором.
Приведем пример обоснования закупок при формировании плана закупок. Допустимы такие формулировки:
Обоснование в графике
При формировании плана графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) и способ определения процедуры.
Пояснению НМЦК следует уделить особенное внимание. По п.1 ст. 22 44-ФЗ, требуется не только указать начальную цену контракта, но и привести обоснование метода определения НМЦК в плане графике. Последствия за неправильно составленный комментарий к НМЦК достаточно серьезные. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) за необоснованную цену установлено наказание в размере от 20 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП). А если заказчик нарушит порядок или форму пояснения НМЦК, ему грозит штраф в размере 10 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ). Подробнее читайте в статье о штрафах.
Вместе с тем, утверждённые формы таблиц с пояснениями носят в некотором смысле обобщённый вид. В письме Минэкономразвития подчеркнул, что у заказчик вправе на самостоятельно определить, какой комментарий к НМЦК приемлемый для представления в таблице (Письмо от 26 октября 2016 г. № Д28и-2944).
Постановление Правительства №555 предлагает отдельно рассматривать правила пояснения закупок лекарственных препаратов в рамках запроса предложений (п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ) и у единственного поставщика (пп. 4, 5, 26, 33, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). В этих случаях правила заполнения проще. В отношении указанных заказов в таблице пояснений к графику столбцы 5, 6, 9, 10 заполнять не потребуется. В первом случае (лекарственные препараты) объяснение основывается на решении врачебной комиссии. Во втором требуется прокомментировать общий годовой объём заказов, когда они касаются:
Важно помнить, что при внесении изменения в документы планирования, необходимо внести изменения в отдельные формы своих пояснений.
Пример обоснования плана графика закупок
Пример на основании выдержки из реального документа, размещённого в ЕИС.
Пример обоснования плана закупок на 2020 год
Для примера взят реальный документ, размещённый в ЕИС.
Как составить отчет об обосновании закупки у единственного поставщика
онлайн-обучение с выдачей документа об образовании
Когда заказчик проводит закупку у единственного поставщика, он обязан включить в контракт расчет цены и обоснование необходимости такой закупки. В статье рассмотрим, как правильно составить обоснование и какие могут быть причины
Когда закупки у ЕП можно не обосновывать
К договорам, заключенным с единственным поставщиком, заказчик обязан приложить отчет. Такое правило установлено частями 3 и 4 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Но есть исключения для следующих закупок:
Полный перечень таких ситуаций содержится в статье 93 Федерального закона № 44-ФЗ. В остальных случаях нужно сформировать отчет, который становится неотъемлемой частью контракта.
Что включить в обоснование закупки у ЕП
Закон не устанавливает четких требований к форме и содержанию обоснования закупки у единственного поставщика (подробнее про закупку у ЕП читайте в статье). Однако в документе необходимо отразить:
К отчету можно приложить расчет, который подтвердит, что конкурентная закупка не сэкономит деньги заказчика.
Рекомендуем вебинар « Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации». З акупки малого объема, способы закупок у единственного поставщика с учетом изменений в законодательстве, отчеты и экспертиза по итогам исполнения контракта.
5 причин обоснования закупки у ЕП
Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика, то нужно доказать, что эта мера была результативной и эффективной. В обосновании можно указать следующие варианты:
Оксана Шипунова, руководитель отдела обучения по направлению закупок в Корпоративной Академии Росатома:
« Составьте, утвердите и разместите отчет в ЕИС после того, как включите закупку в план-график, но до того, как опубликуете извещение или подпишете контракт. Федеральный закон № 44-ФЗ не предусматривает срок, в течение которого заказчик должен опубликовать отчет. Однако в ч. 3 ст. 93 сказано, что для того, чтобы заключить контракт, заказчик обязан обосновать закупку в отчете. Кроме того, в Федеральном законе № 44-ФЗ не определено, какой день считать датой составления отчета. Поэтому даты составления отчета и публикации в ЕИС могут совпадать».
Образец отчета об обосновании закупки у единственного поставщика
Отчет №______
Обоснование закупки у единственного поставщика
в соответствие с ч.3 ст.93 44-ФЗ
Адрес электронной почты
Номер контактного телефона
Ответственное должностное лицо заказчика
Компьютерная программа для поиска, расчета и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов в соответствие с требованиями нормативных актов «Калькулятор НМЦК»
Закупка у единственного поставщика
17 340 (Семнадцать тысяч триста сорок рублей)
1. Обоснование невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика)
(ч.3 ст.93 44-ФЗ)
Результатом использования программы является реализация заказчиком требований статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» к порядку определения и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов.
Применение программного продукта обеспечивает выполнение Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. Проведение расчета и обоснования начальных (максимальных) цен согласно пп.4) ст.11 Типового регламента контрактной службы, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631, с 01.01.2014 является обязанностью контрактной службы.
Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от результатов закупочных процедур, проведение которых требует затрат времени, а итоги могут быть отрицательными.
Заказчиком проведен анализ рынка с целью поиска идентичных или однородных товаров с аналогичными потребительскими свойствами. Поиск ценовой информации проведен в реестре контрактов официального сайта www.zakupki.gov.ru с использованием функции «Расширенный поиск» по поисковым словам «Программа для расчета начальных (максимальных) цен», «Расчет начальных (максимальных цен)». Результатов поисковой системой не найдено. Проведен также поиск продукции с аналогичными свойствами в сети «Интернет», в т.ч. в официальном реестре программ для ЭВМ www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/soft/ Федерального института промышленной собственности (ФИПС). Идентичные или однородные товары не найдены.
Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от рыночной конъюктуры и отсутствия на рынке аналогичных продуктов.
2. Обоснование цены
(ч.3 ст.93 44-ФЗ)
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. (ч.2 ст.22 44-ФЗ).
Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.
Данные получены на сайте поставщика http://www.
Вывод: Идентичные или однородные товары по результатам поиска (п.1) на рынке отсутствуют. На этом основании цена товара обоснована затратным методом на основании ч.10 ст.22 44-ФЗ по форме Приложения 4 к Приказу Минэкономразвития от 02.10.2014 № 567
3. Обоснование иных существенных условий контракта
(ч.3 ст.93 44-ФЗ)
Срок поставки программного продукта составляет 3 дня, поставка осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что не ставит ввод продукта в эксплуатацию в зависимость от работы организаций-перевозчиков и почтовых операторов.
Лицом, передающим заказчику права на продукт, является разработчик. Предоставляемая в соответствие с договором гарантия исключает возможность нарушения работы или утрату им правовой актуальности.
Вывод: Иные существенные условия контракта отвечают интересам заказчика
«_____» ________________2017 г.
Руководитель контрактной службы/контрактный управляющий
Расчет цены контракта на приобретение программы Калькулятор НМЦК затратным методом
Содержание работ (услуг)
Трудоемкость, чел./мес.
Стоимость единицы рабочего времени специалистов, руб./мес.
Стоимость работ, руб.
Вид работ № 1: Анализ законодательства Российской Федерации в сфере закупок
Вид работ № 2: Программная реализация процедуры расчета и обоснования НМЦК
Вид работ № 3. Веб-визуализация системы поиска на ОС
Вид работ № 4 Тестирование, контроль
Вид работ № 5 Техническая поддержка и обслуживание, в т.ч. обновления
Затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых созданием программного продукта (ФОТ), руб.
1 472 000
Отчисления в ПФ и внебюджетные фонды, 27% от ФОТ
Материалы и программное обеспечение, руб.
Оборудование и спецтехника, руб.
Прочие прямые расходы, руб.
Накладные расходы (40%)
Себестоимость работ, руб.
4 730 600
Общая стоимость, руб.
Общая стоимость, скорректированная с учетом среднегодового индекса потребительских цен (1,061), руб.
5 271 360
Расчетное количество экземпляров программы для внедрения заказчиками, шт.
Стоимость экземпляра программы с обслуживанием на 2014 год
17 340
Как разместить отчет в ЕИС
Чтобы разместить отчет об обосновании закупки в ЕИС, войдите в личный кабинет на сайте zakupki.gov.ru. В пункте меню «Отчеты заказчика» выберите блок «Отчеты», тип отчета — «Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Заполните поля, которые предлагает система. Подпишите отчет электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и опубликуйте.
Как закупить канцтовары по 44-ФЗ
Антикризисное предложение до 04 января
Как закупить канцтовары по 44-ФЗ: разбираемся в нюансах
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
Как закупать канцтовары по 44-ФЗ – вопрос довольно популярный, так как этот тип закупок используется повсеместно. Канцелярские товары необходимы всем организациям, и их закупка производится в большом количестве.
При этом существует ряд правил и ограничений, за нарушение которых заказчику грозит штраф. Обычно такую закупку проводят неконкурентным способом, но допускаются и другие варианты. В нашей статье мы расскажем, как правильно закупить канцтовары по 44-ФЗ и не допустить ошибок.
Формирование лотов при закупке канцтоваров по 44-ФЗ
Под общим наименованием «канцтовары» подразумевается большое количество предметов, которые используются в работе любой фирмы. Некоторые из них вполне возможно объединять в один лот при закупке канцтоваров по 44-ФЗ. При этом, если поставщик выбирается через конкурентную процедуру, нужно учитывать установленные законом ограничения. Первое из них – в рамках одной сделки можно приобретать только те товары, которые имеют функциональную связь. И второе – для некоторых товарных позиций ограничен допуск на торги, а для других, наоборот, существуют преференции.
При объединении разных товаров в лот нужно делать это таким образом, чтобы не ограничивалась конкуренция. Вполне допустимо одновременно закупить такие канцтовары по 44-ФЗ, как несколько видов бумажной продукции либо бумагу плюс, например, письменные принадлежности. При этом в конкурсной документации должны быть указаны параметры товара и требования к поставщикам, которые не ограничивают конкуренцию.
Необходимо объективно оценить, насколько связаны между собой отдельные объекты в закупке функционально и технологически. И только при наличии такой связи закупка будет правомерной. Например, для нужд офиса вы планируете приобрести бумагу, блокноты, шариковые ручки, а также воду для кулера. Первые три позиции можно без проблем объединить в один лот, но последнюю туда добавлять не стоит, потому что компании, у которых вы планируете закупить канцтовары по 44-ФЗ, вряд ли смогут поставить питьевую воду. И наоборот.
В данном случае при объединении таких товаров в одной сделке нарушается требование о наличии функциональной связи, а значит, ограничивается конкуренция по п. 17 ст. 4, ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, при проведении тендеров нельзя в одну закупку включать товары, имеющие ограниченный допуск либо преференции, и те, для которых не установлены никакие специальные режимы. Особые требования для допуска на торги нужно проверять для каждой товарной позиции по кодам ОКПД2. Эта информация содержится в следующих нормативных документах:
Процедура значительно упрощается, если планируется сделка с единственным поставщиком, так как закупить канцтовары по 44-ФЗ в этом случае можно без учета вышеуказанных ограничений (п. 4 приказа Минфина РФ № 126н, письмо Минэкономразвития России от 17.01.2017 № Д28и-303, ч. 3 ст. 29 закона № 44-ФЗ).
Способы закупки канцтоваров по 44-ФЗ
Заказчику следует внимательно выбирать процедуру, так как закупить некоторые канцтовары по 44-ФЗ можно только через электронный аукцион. Так, в аукционный перечень, утвержденный распоряжением Правительства № 471-р от 21.03.2016, входят изделия с кодами 17, 20, 25, 26, 32.9. Для приобретения других товаров поставщика можно выбирать посредством электронного запроса котировок, электронного запроса предложений. Также некоторые объекты допускается закупать у единственного поставщика, если соблюдаются требования закона.
Получается, что в соответствии с частью 2 статьи 59 закона № 44-ФЗ, устраивать любой вид конкурса при закупке канцтоваров заказчик не может.
На самом деле, это очень серьезный вопрос. Если ошибиться с выбором процедуры, то на основании п. 1. и 2 ст. 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях контрактный управляющий должен будет заплатить штраф 30 или 50 тысяч руб.
Поставщик может выбираться через электронный запрос котировок, если начальная (минимальная) цена контракта в пределах 0,5 млн рублей и при этом выдерживаются лимиты, установленные ч. 2 ст. 82.1 № 44-ФЗ на проведение этой процедуры: годовой объем сделок посредством запросов котировок не более 10 % от общего и не выше 100 млн руб.
Запрос котировок в бумажной форме могут проводить заказчики, деятельность которых осуществляется за границей.
Электронный запрос предложений проводится в двух случаях:
Заказчик вправе закупить канцтовары по 44-ФЗ неконкурентным методом в следующих обстоятельствах:
Сделку с единственным исполнителем при закупке канцтоваров по 44-ФЗ заказчик заключает на основании пунктов 4, 5 и 25.1–25.3 части 1 статьи 93.
Техзадание для закупки канцтоваров по 44-ФЗ
Заказчик анализирует свои потребности в канцелярских товарах и составляет техническое задание на закупку. В нем нужно указать, на какие цели будут использованы данные изделия. Это могут быть управленческие и хозяйственные нужды организации, конкретный проект (например, грант, культурно-массовое мероприятие).
Чтобы поставщики предложили именно то, что хочет заказчик, нужно уделить должное внимание грамотному составлению технического задания. В любом случае необходимо указать требуемые параметры изделий. Можно прописать конкретную торговую марку, добавив словосочетание «или эквивалент».
Как правило, ТЗ составляют в виде таблицы, в графах которой прописывают наименование товара, его количество, характеристики. Пример: «Бумага писчая 500 листов. Бумага формата А4, плотность не менее 60 г/м², 500 листов, белизна 96 %. Количество – 50». Подобным образом расписываются требования для каждой позиции. Для тех товаров, у которых есть прочие важные характеристики (переплёт, материал и пр.) нужно указать их все.
Обычно крупные компании, являющиеся постоянными исполнителями государственных заказов, имеют свои шаблоны с описанием товаров. Покупателю остается только отметить те позиции, которые ему нужны.
Если заказчику важно, какой именно торговой марки предлагается товар, то нужно указать соответствующее требование и в техническом задании, и в конкурсной документации. Чтобы в последующем не возникало недоразумений с участниками закупки, нужно составлять бумаги таким образом, чтобы данные в них совпадали, а у потенциальных поставщиков не возникало вопросов.
В техническом задании должна быть информация относительно способа и адреса доставки. В документе нужно указать контактные данные должностного лица, ответственного за закупку.
Расчет НМЦК при закупке канцтоваров
Расчет НМЦК при закупке канцтоваров по 44-ФЗ должен быть основан на методе сопоставимых рыночных цен, который в качестве приоритетного предлагается в ч. 6 ст. 22 закона № 44-ФЗ.
Таким образом вычисляется средняя цена из имеющихся на рынке предложений. Информацию о стоимости различных товаров можно получить из нескольких источников:
Вышеуказанные источники информации обозначены в разделе III Методических рекомендаций, которые даны Минэкономразвития (приказ № 567 от 02.10.2013).
Для определения НМЦК нужно брать значения, не сильно отличающиеся друг от друга. Для оценки степени разброса величин применяется коэффициент вариативности. Однородными считаются те цены, для которых коэффициент вариативности не более 33 %. Значения за пределами этого диапазона в расчете не используются.
То есть сначала потребуется отобрать однородные цены, а затем на их основе рассчитать НМЦК: вычисляем среднее арифметическое значение и умножаем на число единиц товара.
среднее арифметическое цен
Среднее арифметическое цен
цена 1 + цена 2 +…+ последняя цена
В качестве примера приведем расчет начальной цены контракта на покупку папок-регистраторов.
В плане закупок предусмотрено приобретение 50 единиц товара. Контрактный управляющий запросил цены на него у 5 компаний. В ответ были получены следующие данные: 60 руб., 85 руб., 102 руб., 103 руб., 110 руб.
Для этого ряда нужно рассчитать коэффициент вариативности – он составил 22 %, что говорит об однородности всех цен. Затем вычисляется среднее арифметическое значение – 92 руб. за единицу. Путем умножения этой величины на объем поставки получаем НМЦК: 92 * 50 = 4600 руб.
Если специфика объекта поставки такова, что нет возможности определить объем продукции, то надо вычислить начальную стоимость единицы, начальную сумму цен и установить максимальное значение цены контракта (ч. 24 ст. 22 закона № 44-ФЗ).
Если заказчик планирует закупить канцтовары по 44-ФЗ, объединив в одну сделку несколько позиций (например, бумагу, блокноты, ручки, дыроколы, скрепки), то НМЦК вычисляется на основе суммарной стоимости всех товаров либо определяется для всего лота в целом. Это правило прописано в пункте 1.9 Методических рекомендаций.
При выборе источников информации в Интернете для определения цен есть один нюанс. Ценовые предложения можно брать только на тех сайтах, где они представлены в качестве публичной оферты. В противном случае на странице онлайн-магазина присутствует оговорка, что цены не являются публичной офертой. Это правило закреплено в пункте 2 части 18 статьи 22 закона № 44-ФЗ. Такую же позицию занимают суды, например решение октябрьского районного суда Екатеринбурга от 17.01.2017 № 12-669/2016.
Понятие публичной оферты содержится в ст. 494 Гражданского кодекса РФ – это предложение неопределенному кругу лиц, содержащее информацию о количестве и стоимости товара.
При расчете НМЦК с использованием метода сопоставимых рыночных цен достаточно учесть три значения (но никак не меньше) стоимости для товара. Такое указание содержится в пункте 3.19 Методических рекомендаций, которые Минэкономразвития утвердило приказом от 02.10.2013 № 567.
Обоснование целесообразности закупки канцтоваров по 44-ФЗ
Закон требует от государственных заказчиков обосновать целесообразность выбора объекта закупки и его стоимость. Эта работа проводится на стадии составления планов и планов-графиков закупок. Обоснование оформляется по определенному шаблону. В нем описывают, с какой целью организация планирует закупить канцтовары по 44-ФЗ. Это может быть как рядовая деятельность, так и какое-то определенное мероприятие, в том числе в рамках государственной программы. Также должно быть отмечено, что закупка соответствует функциям и полномочиям заказчика.
Разберем примерную ситуацию:
Государственным и муниципальным учреждениям нередко приходится закупать канцтовары по 44-ФЗ под какое-то определенное мероприятие. Разберем конкретную ситуацию на примере проведения фестиваля детского творчества в областном Дворце культуры. В качестве обоснования закупки пишем примерно следующее: «Для проведения фестиваля детского творчества в рамках государственной программы». В графе для обозначения программы пишем ее наименование: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
При составлении плана-графика также нужно заполнить соответствующую форму с обоснованием закупки и способа ее проведения, информацией о начальной цене контракта. Здесь же должны быть указаны особые требования к потенциальным поставщикам.
2 нюанса закупки канцтоваров по 44-ФЗ
Через Единый агрегатор торговли «Березка» в соответствии с распоряжением Правительства от 28.04.2018 № 824-р властные структуры федерального уровня и находящиеся под их управлением казенные учреждения обязаны проводить малые закупки. На эту же платформу переведены многие сделки по распоряжению властей ряда регионов и муниципальных образований.
Чтобы закупить канцтовары по 44-ФЗ на данной площадке, заказчику следует через функционал личного кабинета выбрать необходимые товарные позиции и добавить их в корзину. Затем запускается сама процедура закупки, длительность которой устанавливается 2 или 24 часа. По окончании сбора заявок оператор агрегатора формирует итоговый протокол и направляет его заказчику. Определяется участник, предложивший самую низкую цену, с ним заключается контракт.
У заказчика остается возможность выбрать единственного поставщика (для этого не надо использовать ЕАТ), если его ценовое предложение оказалось более привлекательным.
Бумажная продукция представлена на рынке во множестве видов, на некоторые из которых существуют запреты и ограничения на допуск к торгам. Речь идет о бумаге мелованной (ОКПД2 – 17.12.3.110), тисненой, гофрированной, перфорированной (ОКПД2 – 17.23.17). В соответствии с приказом Минфина РФ № 126н от 04.06.2018 эти товарные позиции нельзя объединять с другими.
Также на них распространяется требование национального режима – для этого товара производителей из стран ЕАЭС установлена 15%-ная преференция. Заказчик, приобретающий бумагу с кодом ОКПД2 17.21.1, обязан предоставить преимущества организациям инвалидов (ПП от 15.04.2014 № 341). Этот вид продукции должен приобретаться самостоятельно, объединение с другими товарами не допускается. Обычная офисная бумага (ОКПД 2 – 17.12.14.110) может торговаться свободно, на нее не устанавливаются запреты и ограничения.