Для чего нужны иконы в православии

Зачем нужны иконы?

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

Сегодня храм невозможно себе представить без икон. Они есть во многих домах. Они — неотъемлемая часть нашей духовной жизни. Когда появились иконы? И главное — зачем они нужны?

История иконы — когда иконы появились?

Исследователи уверены, что первые иконы появились еще в первом веке и, возможно, при жизни Христа.

Тогда не было такой профессии или ремесла — иконописец. Люди наносили на стенах христианских катакомб символичные изображения, которые помогали помнить (и были призваны напоминать другим) о самом сокровенном, что было в жизни: память о священных Евангельских событиях. Либо они рисовали символы, которые обозначали собой вечную жизнь и стремление к ней.

Возможно, люди тогда не называли эти изображения иконами, но именно тогда зародился их смысл и суть. А еще позже — в VIII веке на седьмом Вселенском соборе — Церковь окончательно утвердила иконы, как неотъемлемую часть духовной и Церковной жизни.

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

Фреска на стене храма: Иисус Христос и его ученики.

Смысл икон

Описать в рамках интернет-статьи учение об иконах и раскрыть всю широту размышлений о них невозможно. Поэтому мы не будем даже и пытаться делать это, а приведем несколько тезисов — основную «выжимку» того, как на иконы смотрит Церковь:

Это — основные тезисы, которые более или менее отражают основные смыслы икон. А такие сравнения, как молитва, окно в вечность и проповедь, возможно, лучше всего помогают эти смыслы почувствовать.

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

Зачем нужны иконы?

Икона — неотъемлемая часть христианского (по крайней мере, православного или католического) храма. Представить собор без икон невозможно. Представить жизнь без них — можно. По сути говоря, вне дома и вне храма, их нигде нет. Вне храма и вне дома — светский мир.

Разделение на мир и Церковь в наше время особенно сильно. Уже давно утеряно раннехристианское восприятие жизни, когда храмом человек воспринимал всё вокруг и богослужением считал каждую минуту своей жизни. А храмы и непосредственные богослужения в них были лишь апогеем духовной жизни — в виде главного Таинства: причастия.

Но как сейчас замирает наше сердце, когда мы вдруг, посреди суеты, видим икону. Как «собирается» наше внимание, когда мы оказываемся перед изображением святого или Церковного праздника. Перед нами — окно в вечность. Живая, хотя и застывшая в рисунке, молитва.

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

Как трогают наше сердце кроткие лики святых и Спасителя. Как меняется наш внутренний взор, когда мы встаем перед иконой Богоматери.

Смотря на икону, мы, словно, отрываемся от суетливого бытия и на какое-то время переносимся в иное пространство — мир духовной жизни.

Даже просто проходя мимо иконы в квартире и случайно бросая на нее взор, наш дух на секунду оживает — безмолвно напоминая о главном, что есть в человеке: его душе и ее стремлении к Вечности.

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

На сегодняшний день иконы нужны хотя бы поэтому. Они — помощник собраться с мыслями и с духом. Они — окна в иной мир: не абстрактные, не умозрительные, а вполне осязаемые — в виде изображения перед нами.

Икона — это радость. И первые христиане, и профессиональные иконописцы в первую очередь старались передать радость от пребывания в Духе Святом.

В каждом облике святого — надмирная радость от пребывания с Богом.

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

В каждом изображении праздника — радость от произошедшего, потому что любой Церковный праздник — это событие, которое некогда состоялось и еще больше приблизило человека к вечности.
Именно поэтому иконы не похожи на картины. Они — символичны.

И символизм их не только в плоских, нереалистичных фигурах, и не в ассиметричных книгах и зданиях, изображенных на них тоже, и не в обратной перспективе, которая отличает икону от картины, где перспектива пряма, — а в светлой христианской кротости, которая даруется человеку с обретением Благодати святого Духа.

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

Икона Торжества Православия, Константинополь, XV век

От того такая разница между иконами и художественными картинами. В музее мы смотрим на картину. В доме и храме — икона смотрит на нас.

Без икон — невозможно представить себе цельного духовного опыта, потому что без них человек окажется «слепым» и останется только наедине с собой. А остаться наедине с собой не пытались даже святые — поэтому в келии любого отшельника и любого святого всегда были иконы. Как зримое напоминание о другом, невидимом мире, где все происходит во славу Божию.

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

Небольшой храм в одном из скитов на Святой горе Афон.

Древние русские иконы

В Церкви сложилось мнение, что древние иконы — особенные. Считается, что ранние византийские иконы и иконы России до XVI века включительно сохраняли в себе нетронутыми те основы, которые с самого начала закладывались традицией в иконопись. Их особенность в том, что они абсолютно соответствуют своему назначению — открывают невидимый мир и способствуют молитве. Смотря на них, ты понимаешь, что они — и есть молитва.

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

Богоматерь Одигитрия. Тверь. Первая четверть XV века.

Начиная с XVII века — по крайней мере в России — в иконопись начало проникать западное влияние. Человеческие фигуры стали более реалистичными. На их лицах все чаще можно было видеть человеческие эмоции. Считается, что это идет вразрез изначальному глубокому мистическому посылу, который закладывался в иконопись с первых веков.

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

Богоматерь Тихвинская. Урал. XIХ век.

Это касается икон, написанных вплоть до XX века. Современные иконы пишутся большей частью с оглядкой на исконные русские и византийские традиции. Но, конечно, и они не могут сравниться с древними. Поэтому из современных икон особо ценятся списки с древних образов.

Православные иконы: фото

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

Древняя русская икона Богородицы — Умиление

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

Богоматерь Владимирская. Андрей Рублев. Начало XV века.

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

Икона жены-мироносицы у гроба Господня. XV век.

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

Влахернская икона Божией Матери. Образ, полностью вырезанный из дерева.

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

Икона Богоматери с младенцем с иконостаса в грузинском соборе в Мцхете

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

Икона сошествия во ад Иисуса Христа

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

Икона Спасителя, написанная Софронием (Сахаровым), XX век.

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

Икона всех святых и главных Праздников Церковных

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

Старинная икона Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому

Старинная икона святителя Николая Чудотворца.

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

Привезенная с Афона икона Божией Матери «Достойно есть» на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

Источник

Для чего нам нужны иконы?

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии
Дорожные складни

Идолопоклонники верят, что истукан-божок, сделанный из дерева, металла, красок наделен могуществом, силой изменять события, жизнь. Христиане знают, что иконы — это образ Бога, святых, к которым обращаются в молитве. Пример: мы в разлуке с дорогим нашему сердцу человеком, смотрим на фотографию, его запечатлевшую, или берем в руки вещь — подарок его, то мысленно мы разговариваем, соединяемся с ним в диалоге, а не с фотографией или вещицей. Так и христиане знают, что молясь перед иконами, они общаются не с красками и тканью. Для верующих людей икона — богоугодное средство, помогающее соединению с Богом, святыми.

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии
Икона «Богоматерь с младенцем» в посеребренной раме (Васнецов)

Цель иконы — единение с Богом. Она соткана из символов, простых для внимательных верующих. Икона — окно в мир Царствия Небесного. Христианин благоговейно смотрит на образ Божий, соединяется духовно с Самим изображенным, а Бог слышит молитву, отвечает на просьбу молящегося.

Первая икона

Первые рукописные иконы — портреты Божией Матери принадлежат руке евангелиста Луки. Всего Лукой было написано около 120 икон.

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии
Икона Божией Матери «Владимирская». 12 век

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии
Икона Святой Николай Чудотворец, посеребрённый оклад

Икона — это не объект поклонения. Это знак присутствия Бога и святых.

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии
Икона Спас Нерукотворный (12 век)

Источник

Зачем нужны иконы? Это же идолы!

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Вопрос читателя:

В Библии сказано: «не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им». Для чего в церкви иконы, ведь это явное нарушение слова Библии!

Объясните мне, неразумному, Бога ради!

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

Отвечает иерей Роман Посыпкин:

Согласно оросу, то есть официальному документу, определению Седьмого Вселенского Собора, мы, православные христиане, не поклоняемся иконам.

Иконам мы поклоняемся относительно, а не богослужебно. То есть мы не поклоняемся самой иконе, но, глядя на икону, обращаемся с молитвой к тому, кто на ней изображен, восходя от образа (иконы) к первообразу (самому святому, Богу или Матери Божией) читать далее

В общем, мы не поклоняемся и Святым, на них изображенным. Ведь молимся мы не Святым, а Господу. Ведь суть молитв ко Святым состоит в том, что мы просим святого помолиться вместе с нами Богу о том, чтобы он исполнил то, о чем мы просим, если это будет Ему угодно. Например, молясь перед иконой преподобного Сергия Радонежского, мы просим: «Преподобный отче Сергий, моли Бога о нас!». В силу того, что некоторые Святые, как, например Сергий Радонежский, претерпели в земной жизни тяготы в учении, он лучше понимает наши трудности в учёбе. А иконы для нас служат для молитв Святым, которые во время своей земной жизни достигли святости, и, следовательно, их бессмертные души находятся «ближе» к Богу.

Что такое икона? Икона для нас лишь «стекло», через которое мы должны «видеть» солнце – Господа. Язычники верят иначе: они не признают Единого Бога и считают возможным в равной степени молиться самым разным божествам, оказывая всем им равные почести читать далее

Источник

Почему православные почитают иконы? (+ВИДЕО)

Порой нас, православных христиан, обвиняют в том, что мы – идолопоклонники, поскольку поклоняемся дереву – так называют иконы. Почему в Православии утвердилось иконопочитание? Что для нас икона? И разве Библия не запрещает поклоняться изображениям? На эти вопросы отвечает протоиерей Олег Стеняев.

Отрицающие святые иконы обычно ссылаются на Священное Писание – Книгу Исход, где сказано: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20: 4–5). Как кажется этим людям, здесь прямо содержится запрет делать изображения и того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу. Однако в Священном Писании мы находим описание иерусалимского Храма, который был построен по прямому Божиему указанию – 3-я книга Царств, глава 6, стих 29. Читаем: «И на всех стенах Храма кругом сделал резные изображения херувимов…» А где обитают херувимы? – На небе. Далее: «…и пальмовых дерев, и распускающихся цветов, внутри и вне…» А дерева, цветы где растут? – На земле. Как видим, в иерусалимском Храме, построенном по воле Бога, были изображения того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу. И когда освящался Храм, благодать Божия так наполнила это святое место, что какое-то время люди не могли там даже находиться.

В чем же тогда смысл этого запрета: «Не делай себе кумира и никакого изображения»? Заповедь о кумирах надо читать не с 4-го, а с 3-го стиха 20-й главы книги Исход, где сказано: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим», – и далее дается запрет на изображения других богов. А каким божествам, которые на небе, вверху, поклонялись древние язычники? – Солнцу, звездам, Луне. Язычники обожествляли их. А кому из «тех, кто на земле»? Поклонялись гадам, пресмыкающимся, разным животным. И Библия дает запрет на поклонение всем этим существам и, естественно, на изображения их.

Надо понимать и огромную разницу между священным изображением и тем, что мы называем идолом. Апостол Павел пишет в одном из своих посланий: «Идол в мире – ничто» (1 Кор. 8: 4). Что значит: идол – ничто? Есть статуя Зевса. Но разве в духовном мире какой-то Зевс существует? Конечно, нет. Есть статуя Артемиды Эфесской. А разве в духовном мире существует Артемида Эфесская? Конечно, нет. Идол – ничто, потому что никакая духовная реальность за ним не скрывается, кроме бесов. Сказано, что в идолах обитают бесы (1 Кор. 10: 20). А священное изображение херувима в Храме указывало на реальное существование Божиих ангелов, херувимов, как и изображение Христа в церкви указывает на реального Христа, в Которого мы верим. Поэтому между священным изображением и фантазией идолопоклонников – целая пропасть. Одно есть образ, указывающий на Первообраз, другое, идолы, – в мире ничто, потому что никакая реальность за ними не скрывается.

Икона отсекает наше чувственное субъективное восприятие той или иной божественной реальности

Почему важно иметь иконы? Икона отсекает наше чувственное субъективное восприятие той или иной божественной реальности. Я как-то беседовал с одной очень верующей женщиной, по вероисповедованию евангельской христианкой, и задал ей вопрос: «У вас нет икон, а как же вы молитесь?» Эта женщина, очень искренняя, ответила: «Христос у меня в сердце, и я Ему молюсь». Тогда я спросил: «Скажите, а как Он выглядит?» Она очень смутилась, но я попросил все-таки ответить на этот вопрос и услышал: «Он такого небольшого роста, рыженький». – «А Он вам кого-нибудь напоминает?» – «Да, в молодости я знала одного бухгалтера, он очень похож на Него…» Субъективное человеческое восприятие духовной реальности искажено, потому что в результате грехопадения наиболее пострадал чувственный аппарат человека (Мф. 15: 19). И доверять своим фантазиям, галлюцинациям – очень опасно. А икона – это образ, явленный святому человеку, который или сам написал икону, или руководил иконописцем, ее писавшим, а все последующие иконописцы делали список. Икона – это бесстрастное видение духовной реальности, и это очень помогает нам, особенно во время молитвы.

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

И другой важный аспект. Обычно, когда мы общаемся с людьми других вер и заходит вопрос об иконах, я обращаю внимание на то, что и у них тоже есть изображения. К примеру, в журналах «свидетелей Иеговы» «Сторожевая башня», в других изданиях есть же изображения Христа, апостолов, пророков… Когда я указываю на это обстоятельство, мне говорят: «Но мы же не поклоняемся этим изображениям». Говоря об иконопочитании, мы ведем речь о двух позициях: первая позиция – можно ли иметь изображения, а вторая – можно ли почитать эти изображения. Кстати, мы, православные, никогда по отношению к иконам не используем термин «поклонение», но только «почитание», то, что в нашей традиции называется «почитательное поклонение». И если касаться первой позиции, то очевидно: изображения есть у всех. Евангельские христиане распространяют детские Библии, в которых очень много изображений, у других мы видим иллюстрации в журналах, брошюрах, иных изданиях. Отвечая на вопрос, можно ли почитать эти изображения, мы открываем книгу Исход, глава 3, стихи 1–5, стих 5 – ключевой, на который мы обратим особое внимание:

«Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: “Пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает”. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: “Моисей, Моисей!” Он сказал: “Вот я”…» И – внимание! – сейчас будет стих 5, очень важный для нас: «…И сказал Бог: “Не подходи сюда, сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая”».

Сразу возникает вопрос: а почему земля стала святой? Что, изменился ее химический состав? Когда я задаю такой вопрос представителям разных неправославных христианских направлений, они отвечают: «Там присутствовал Господь». Тогда я смотрю на их лакированные ботинки и говорю: «Разувайтесь. Бог – вездесущий. Вот, об этом говорится в Псалтыри, псалом 138, стих 7 и далее: “Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя”. Бог вездесущий. Так почему земля стала святой? Ведь сказано Моисею: “Сними обувь с ног твоих”. Причина: “Ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая”». Возникает естественная пауза, и неправославные мне отвечают – с точки зрения православной традиции: «Всякий раз, когда Бог проявляет Свое присутствие через посредство материи, происходит освящение этой материи».

Всякий раз, когда Бог проявляет Свое присутствие через посредство материи, происходит освящение этой материи

Да, всякий раз, когда Бог проявляет Свое присутствие через посредство материи, происходит освящение этой материи. Бог проявлял Свое присутствие в иерусалимском Храме, и псалмопевец Давид говорит: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему» (Пс. 5: 8).

Благодать Божия многоразлично и многообразно действует в этом мире – она может действовать даже через одежду святых угодников Божиих. В книге Деяний святых апостолов сказано: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19: 11–12). Благодать Божия может действовать даже через останки, через мощи святых угодников Божиих – об этом мы читаем в 4-й книге Царств: «И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13: 21). А что же воскресило этого человека? Кости? Конечно, нет. Благодать Духа Святаго, которая почивала – где? – на костях Божиего пророка. Здесь четко обозначен этот момент: «И он при падении своем коснулся костей» пророка Елисея, ожил и встал на ноги свои.

Для нас икона – это священное изображение. А все посвященное Богу заслуживает почитательного поклонения. В книге пророка Даниила рассказывается, как правитель Валтасар использовал не по назначению сосуды из дома Господня, хотя, с точки зрения формальной протестантской логики, чашка – она и есть чашка. Но в ту же ночь Бог умертвил Валтасара и его людей за то, что они непочтительно относились к священным сосудам, попустил им быть убитым (Даниил 5 глава). В Библии рассказывается, как некий муж, по имени Оза, увидел, что Ковчег Завета накренился, когда его переносили, и он дерзкой рукой решил поддержать его – и в тот же момент пал мертвым на землю (2 Цар. 6: 7).

Мы почитаем Господа в Его чудесных явлениях – через святые места, через освященные вещи Его угодников, через святые иконы, которые есть очень важное напоминание о Божественном и являют нам именно правильное восприятие духовной реальности, не связанное с нашими субъективными чувствованиями. Иконопочитание ни в коей мере не противоречит слову Божию. Напротив, Священное Писание устанавливает значимость этого почитания, которое направлено на прославление Бога и Его святых.

Источник

Икона

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

Икона в православии

В православной традиции икона занимает особое место, и это место определяется тем, что икона — это не только украшение храма и предмет почитания, икона имеет вероучительное значение. С древности икону называли «Библией для неграмотных», «живописным Евангелием», «бессловесной проповедью», «богословием в красках».

Христианство зародилось в иудейской среде, где изобразительное искусство было сильно ограничено второй заповедью Декалога, но уже во II в. у христиан появляются символические изображения — на стенах катакомб, на саркофагах, в мелкой пластике и т.д. После Миланского эдикта, даровавшего христианам свободу вероисповедания, начинается строительство храмов, их украшают мозаиками, фресками, иконами. При этом изображениям отводится не только декоративная роль; святые отцы в изображениях ценили, прежде всего, эффективный способ научения вере.

«молчаливая живопись то же что и слово Евангелия для слуха».

«Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Завета, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Христу Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя невидимое видимому».

Почему для Церкви так важны были иконы, что люди за них отдавали свою жизнь, а порой не щадили и чужую? Это не всегда понятно современному человеку, который привык оценивать изобразительное искусство с эстетической точки зрения, а тут, как говорится, о вкусах не спорят. Но для иконоборцев и иконопочитателей речь шла о чем-то большем, чем художественное творчество, речь шла об исповедании веры.

Икона — образ

Слово икона, греч. εἰκὼν — образ, св. отцы относили, прежде всего, к изображениям Спасителя, а также к Нему Самому. Так называет Христа и апостол Павел:

«Он (Христос) есть образ (εἰκὼν) Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15).

И это выражает самую суть веры: Бог Слово, в таинственном акте Боговоплощения соединяется с человеческой плотью, Невидимый и Неприступный становится видимым и доступным для человека. Иоанн Богослов свидетельствует:

«Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).

Тайна Боговоплощения — сердцевина христианского откровения — и есть основание для изображения Иисуса Христа, как, впрочем, и всего иконописания.

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

Владимирская икона Богородицы

Не всякое изображение на религиозную тему может считаться иконой, а только то, что соответствует догматам Церкви. В Оросе Седьмого Собора указано, что творцами иконы являются – отцы, художнику же надлежит исполнение. При этом Орос не ограничивает художников ни в материале (был бы прочным), ни в технике исполнения, ни в стиле, ни в месте расположения икон, единственным условием было то, чтобы изображение не противоречило вероучению Церкви. Для этого и был выработан особый язык, который мы называем каноном. В соборных правилах сказано:

«Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству вместо ветхого агнца, да через то, созерцая Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительной смерти и сим образом совершившегося искупления мира».

Икона показывает нам не только образ Бога, но и образ человека. А человек, согласно Св. Писанию, создан по образу Божию (Быт.1:27), а значит, предназначен сиять светом Божьей славы. Каждый из нас — икона, но эта икона нуждается в реставрации, расчистке, укреплении, снятии наносных слоев. И этим мы должны заниматься каждый день своей жизни, пока не будет просвечивать тот образ, что задумал Божественный художник. Глядя на святые иконы, на образы великих подвижников веры, на образы Божьей Матери и Спасителя, мы смотрим на свое будущее, каким оно может стать, если мы действительно облечемся во Христа. Икона — это образ будущего века.

Недостаточно только смотреть на икону, прикладываться к ней, почитать ее, украшать и проч., важно услышать Весть, которую она несет. Икона — это послание к нам, проповедь, призыв. Икону называют окном в невидимый мир, но она и указатель на пути в этот мир. На иконах Богородица Одигитрия указывает на Христа, Которого держит на руках, молитвенные жесты святых устремлены к Господу, Спаситель воздевает благословляющую десницу, — все это для нас знаки на пути в Царство Небесное.

Икона учит нас новому видению, показывает нам иное время, иное пространство, преображенную реальность: свет без тени, день без ночи, жизнь без смерти, любовь без ненависти. Новое небо и новую землю, где Бог все во всем.

«Икона — это воплощенная молитва, — говорит архим. Зинон. — Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему, как к совершенной Красоте».

Иконы в Церкви

В новозаветной церкви иконы также стали присутствовать в храмах с первых веков христианства. Церковное Предание говорит о первой иконе Спасителя – нерукотворенном Его образе. Господь наш Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой лик на плате, и послал этот нерукотворенный образ к Едесскому князю Авгарю. Издревле этот образ почитался Церковью. Также Церковное Предание рассказывает об иконах Богородицы, написанных апостолом и евангелистом Лукой. Есть письменные свидетельства древних об употреблении и почитании святых икон в три первые века. Так, Тертуллиан упоминает об изображениях Спасителя на церковных потирах в виде доброго пастыря. Тот же Тертуллиан, Менуций Феликс и Ориген свидетельствуют, как язычники укоряли христиан за то, что они будто бы боготворили кресты, т.е. почитали священное изображение креста, на котором распят Господь Спаситель. Евсевий рассказывает, что он видал начертанные красками иконы Апостолов — Петра и Павла и Самого Спасителя, сохранившиеся от древних христиан, которые обращались из язычества. В катакомбах, пещерах, усыпальницах мучеников, куда удалялись первые христиане для молитвы, также найдены священные изображения. Изображения эти представляют, большею частью, Спасителя в виде Пастыря, подъявшего на рамена свои заблудшую овцу; Пресвятую Богородицу в венце или осиянии, держащую на руках Предвечного Младенца, также в сияющем венце; двенадцать Апостолов, рождество Спасителя и поклонение Ему волхвов, чудесное насыщение пятью хлебами множество народа, воскресение Лазаря; из ветхозаветной истории — Ноев ковчег с голубицею, жертвоприношение Исаака, Моисея с жезлом и скрижалями, Иону, извергаемого китом, Даниила во рву, трех отроков в пещи.

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

О наличии икон в первые века христианства говорит свт. Василий Великий: «Приемлю и святых Апостолов, Пророков и мучеников, и призываю их к ходатайству пред Богом, да чрез них, т.е. по их предстательству, милостив будет мне Человеколюбец Бог и да подаст мне оставление прегрешений. Почему чту и начертание их икон и покланяюсь пред ними, особенно же потому, что они преданы от святых Апостолов и не запрещены, но изображаются во всех наших церквах». Почитание святых икон было закреплено догматом об иконопочитании VII Вселенского Собора, отвергшего ересь иконоборчества: «Подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие».

Икона в доме

Иконы должны быть помещены в отдельном от других предметов месте. Крайне неуместно смотрятся иконы в книжных шкафах, где хранятся книги светского характера, на полках рядом с косметикой, фотографиями близких, игрушками, статуэтками, или просто являются неким украшением интерьера. Нельзя помещать рядом с иконами плакаты эстрадных исполнителей, политических деятелей, спортсменов и других кумиров нынешнего века. Не должно быть среди икон и художественных картин, пусть и написанных на библейские сюжеты. Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля,– это не каноническая икона. Иногда приходится видеть среди икон фотографии священников, старцев, монахов, людей праведной жизни. Канонически это недопустимо, т.к. фотография – это изображение, запечатлевшее конкретный момент земной жизни человека, пусть впоследствии и прославленного церковью в лике святых. А икона возвещает нам о нем, именно как о святом, в его прославленном, преображенном состоянии. Конечно, такие фотографии могут быть в доме православного христианина, но помещать их надо отдельно от икон.

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеская близость в браке грехом не является. Поэтому смело можно помещать иконы и в спальню. Тем более что у многих наших соотечественников не всегда бывает возможность разместить иконы в отдельно предназначенной для этого комнате. Конечно, икона должна быть в столовой или, если семья обедает на кухне, то там, для того, чтобы можно было помолиться перед едой и поблагодарить Господа после трапезы. Иконы могут находиться в каждой комнате, в этом нет ничего дурного и предосудительного. Но наивно полагать, что чем больше икон в доме, тем благочестивее жизнь православного христианина. Довольно часто такое собирательство становится обычным коллекционированием, где нет речи о молитвенном предназначении иконы, и может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека. Главное, чтобы перед иконами возносилась молитва.

Также ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону, и ниспосылается Господом верующим в Него. Можно бесконечно прикладываться к священному изображению, при этом не имея веры в действительную силу животворящей Божией благодати, и не получить от этого ничего. А можно единожды приложиться к чудотворной иконе с глубокой верой и надеждой на помощь Господа, и получить исцеление от телесных и душевных недугов. Также необходимо помнить, что икона не является неким оберегом, гарантирующим отсутствие ссор и проблем в семье, а также некую невидимую защиту от нечисти и плохих людей. Прискорбно бывает видеть в домах православных христиан иконы, висящие напротив входной двери с однозначной мотивацией: «Это чтобы от дурных людей и от сглаза оберегали». Икона не является и не может быть таким оберегом. Вообще, обереги – это атрибутика языческих и магических культов. В жизни православного христианина не должно быть ни язычества, ни магизма. А вот над входом по традиции принято вешать икону Покрова Пресвятой Богородицы. Хотя это может быть любая другая икона или крест.

Иконопись

Иногда люди, имеющие сугубо светское художественное образование, выражают желание писать иконы. Конечно, наличие навыков в живописи и определенный опыт в этом деле будут большим подспорьем для будущего иконописца. Но этим вовсе не ограничиваются требования, предъявляемые к иконописцу. Согласно решению, принятому поместным собором Русской Православной Церкви 1551 года, иконописец должен быть «смиренным, кротким, благоговейным, непразднословным, несмехотворцем, несварливым, независтливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей, особенно же хранить душевную чистоту и телесную со всякими предосторожностями, …, жить в посте, и в молитве, и воздержании со смиренномудрием, и с превеликим старанием писать образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Богоматери, и святых пророков, и апостолов, и священномучеников, и святых мучениц, и преподобных жен и святителей, и преподобных отцов по образу и по подобию по существу смотря на образ древних живописцев, и подражать добрым образцам». Как видно из этого определения, требования к иконописцу весьма высоки. Поэтому труд иконописца всегда сугубо чтился в православном мире.

В идеале современный иконописец и желающие стать таковыми должны стремиться к этим требованиям. Но наша жизнь очень далека от идеала и на данный момент к иконописцам не предъявляют столь высоких требований, как это было в 16 веке. Но, тем не менее, иконописец должен быть человеком благочестивой жизни, действительным, а не номинальным членом Церкви, старательно соблюдающим все установления Святой Православной Церкви. Такие же требования могут быть предъявлены человеку, хотящему вышивать иконы. Необходимо помнить, что написание иконы – это не просто написание какого-то пейзажа или портрета, а изображение Самого Господа, Его Пречистой Матери и святых угодников. А это требует огромной отдачи не только телесных, но в первую очередь, духовных сил. Поэтому вопрос написания икон тем или иным человеком обязательно должен быть поставлен на рассмотрение его духовника, т.к. об уровне духовного развития человека может знать только он. Таким образом, получение благословения духовника на написание икон становится обязательным требованием для будущего иконописца.

Для чего нужны иконы в православии. Смотреть фото Для чего нужны иконы в православии. Смотреть картинку Для чего нужны иконы в православии. Картинка про Для чего нужны иконы в православии. Фото Для чего нужны иконы в православии

Подводя итог, хочется вспомнить о тех людях, благодаря которым сегодня им имеем возможность почитать эти священные образа и молиться перед ними. Это святые отцы VII Вселенского Собора, восстановившие иконопочитание и провозгласившие Торжество Православия. Из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. Именно его мы празднуем каждый год в первое воскресение Великого поста. И пусть бушуют вокруг нас океаны страстей, пусть восстают в мире лжехристы и лжепророки, призывающие отказаться от святых икон, пусть сотрясают воздух своей ересью сектантские проповедники, безрезультатно ища оправдания себе в Священном Писании. Мы же, прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора и торжествуя о Святой Православной Вере, ответим всем восстающим против святых икон словами прп. Иоанна Дамаскина: «Прочь ты, завистливый диавол! Ты завидуешь, что мы видим образ Владыки нашего и чрез него освящаемся; завидуешь, что видим спасительные Его страдания, удивляемся Его совершенствию, созерцаем чудеса Его, познаем и славим силу Его Божества; ты завидуешь чести святых, которой они удостоены от Бога; не хочешь, чтобы мы смотрели на изображения славы их и делались ревнителями их мужества и веры; не терпишь телесной и душевной пользы, происходящей от веры нашей к ним. Но мы не слушаем тебя, человеконенавистный демон! Внемлите, народы, племена, языки, мужи, жены, отроки, старцы, юноши и младенцы, святый род христианский! Если кто возвестит вам не то, что святая Православная Церковь прияла от апостолов, отцов и соборов и что до сего времени сохранила, не слушайте, не принимайте совета от змия».

Об иконе на «Правмире»:

Фильмы об иконе

Митрополит Иларион. Лекция «Православная икона»

Икона. Виды икон

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *