Для чего нужны инновации
Для чего нужны инновации
Термин «инновации» достаточно стар, впервые он появился в научных исследованиях девятнадцатого века. Инновацией называют внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост показателей выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Все инновации являются результатом интеллектуального труда человека, его способности найти новые подходы, посмотреть на проблему с неожиданной стороны. Инновации предполагают выход на качественно новый уровень, позволяющий на порядки увеличить производительность, упростить и удешевить технологический процесс, придать выпускаемой продукции новые качества.
Важность инноваций трудно переоценить. В условиях жесткой экономической конкуренции на передовых позициях будут находиться только страны, активно внедряющие новые прорывные технологии. Россия по производству наукоемкой продукции занимает одно из последних среди промышленно развитых стран мест, именно поэтому для страны так важно внедрение инноваций, способных дать качественный, прорывной подъем экономики.
Очень большая часть инноваций входят в нашу жизнь с новыми промышленными товарами. Например, одной из таких инноваций был переход от электронно-лучевых телевизоров и мониторов к их жидкокристаллическим собратьям. Не менее хорошим примером внедрения инноваций является появление сотовых телефонов. Любой товар, привлекающий массового покупателя, обычно является примером внедренных инноваций. Стиральные машины с боковой загрузкой, пылесосы без мешка для сбора пыли, цифровые фотоаппараты и видеокамеры и многое-многое другое – за всеми этими товарами стоят внедренные инновации
Большинство инноваций являются результатом долгих кропотливых исследований. Но часто бывает так, что внедрить инновацию оказывается труднее, чем ее разработать. Особенно остро это проявляется в России. Именно поэтому так важно дать инновациям зеленый свет, защитить людей, создающих новые технологии, от произвола чиновников. Порой для этого приходится организовывать отдельные инновационные площадки – примером тому может служить инновационный центр Сколково.
Инновации. Зачем они нам?
Под инновациями каждый понимает своё. Для одних это означает внедрение новой технологии в производство, для других – в управление, для третьих – в продажи.
Википедия даёт следующее определение: Иннова́ция — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.
В компании результатом творческого процесса стал «курс на инновации», взятый руководством. Но нужно ли это самим сотрудникам? Как привлечь консерваторов в союзники? Как сделать внедрение инноваций безболезненным? В поиске ответов на эти вопросы мы обратились к экспертам.
Как подготовить сотрудников к инновациям в компании?
«Мы живем в крайне нестабильное, «турбулентное» время и большинство сотрудников принимает изменения уже как данность, а не как причуды руководства. И большинство сотрудников по умолчанию готовы к переменам или воспринимает это менее болезненно, чем лет 10-15 назад.
Какие каналы коммуникаций выбрать?
Как проходит «знакомство» сотрудников с нововведениями в вашей компании?
1) мы в рабочей группе анализировали бизнес или определенный бизнес-процесс
2) находили там слабые или провальные места
3) принимали решения о том, что стоит поменять/внедрить/изменить
4) подключали владельцев бизнеса и с их помощью транслировали в компанию идеи о предстоящих изменениях (акценты: изменения только к лучшему, безболезненность для персонала, мы больше приобретем, чем потеряем и пр.)
5) собирали проектные группы, отвечающие за изменения (в них приглашали тех, кто мог бы в перспективе отторгать новое),
6) составляли план изменений и поступательно воплощали в жизнь все изменения. Безусловно, это далеко не единственный и возможный сценарий, но он себя достаточно хорошо зарекомендовал в большинстве ситуаций, с которыми я сталкивался».
Надежда Усова вот что говорит об алгоритме внутренних коммуникаций для инноваций: «В зависимости от инноваций алгоритм коммуникации о внедрениях в компании может быть следующим (включая или исключая некоторые пункты):
•личное обращение руководителя компании к топ-менеджменту
•затем видео-аудиозапись или информационная рассылка с обращением руководителя компании к сотрудникам
•личные встречи линейных менеджеров со своими сотрудниками, ответы на волнующие их вопросы
•публикация в интранете, корпоративных изданиях или на информационных досках
•программы внедрения инноваций с основными этапами и сроками реализации
•ответы на актуальные вопросы (Q&A)
•донесение до каждого участника информации о том, куда и к кому можно обратиться с вопросами и за информацией.
Если компания большая, что следует провести выездные встречи руководства компании с сотрудниками на местах. Это поможет придать значимость и важность проекту, снять сопротивления коллектива и вдохновить их на внедрение инноваций».
Для тех, кто против
Всегда есть те, кто против всего нового. Что с ними делать? Как убедить и сделать сторонниками инноваций?
София Семёнова: «Я думаю, что лучший способ убеждения – это хорошие результаты. Если сотрудники видят на примере своих коллег, что и их идеи могут быть востребованы, они включатся в процесс».
Генрих Юстус вспоминает героев знаменитой киноленты: «Как сказал один из героев «Кавказкой пленницы»: «Кто нам мешает, тот нам поможет». Один из самых действенных способов работы с консерваторами и сотрудниками с закостенелыми взглядами – это их привлечение к нововведениям на этапе зарождения идей. Обычно их приглашают в качестве экспертов/участников/наблюдателей в проектные группы, которые отвечают за внедрение инноваций/нововведений. Включают в активную работу и потом они значительно менее болезненно реагируют на изменения. Меняется фокус восприятия: из «За нас решили» они переходят в категорию «Мы считаем, что так будет лучше». Исключение составляют совершенные скептики. Но с ними хорошо работает подход «Надо» или «Других вариантов нет». Действенно-вспомогательными средствами, оказывающими влияние на них, выступают приказы, распоряжения, личные беседы с авторитетными руководителями».
Что посоветуете внутренним коммуникаторам, в компаниях которых инновации – довольно частое явление?
Три простых совета от Генриха Юстуса: 1) если инновации частое явление – то культивируйте среду, благоприятно реагирующую на изменения (сообщайте сотрудникам об этом при приеме на работу; поддерживайте тех, кто быстро переключается с помощью нематериальной мотивации: конкурсы, статусы, призы и пр.) 2) всегда приводите убедительные цели изменений, которые будут поняты и приняты большинством сотрудников. 3) привлекайте сотрудников к генерированию и внедрению инноваций. «Продавайте» им необходимость изменений!
София Семёнова добавляет: «Нужно быть инновационными и во внутренних коммуникациях. Искать новые подходы, интересные решения, быть самим «проводниками» инноваций».
Зачем нужны инновации? Их роль в развитии государства
Добыча нефти и газа – основная составляющая экономики России на сегодняшний день. С целью стабильного развития экономики требуется проведение ряда мероприятий по усовершенствованию работы экономического сектора. Модернизация предусматривает постепенный уход от сырьевой зависимости и больший уклон на инновационные технологии. Сейчас разработана Территория особой экономической зоны (ОЭЗ), которая является драйвером промышленной зоны Москвы и близлежащих территорий. Развитие инновационной экосистемы осуществляется путем снижения начальных затрат и создания благоприятных условий для размещения на территории ОЭЗ как национальных высокотехнологичных предприятий, так и иностранных. На данной территории планируется размещение не только действующих предприятий, но и научно-технических центров, работа которых будет способствовать прогрессу и продвижению страны на мировой арене.
В настоящий момент фундаментом модернизации являются научные достижения, разработки, развитие технологий. Без этого страна не только не может двигаться вперед, но начинает сдавать мировые позиции.
Инновационные технологии необходимо внедрять во все сферы жизнедеятельности и работы. Это является надежным потенциалом будущего развития экономики. Основная задача современного индустриально развитого государства – это переход на инновационный путь развития, который гарантирует стабильный и долгосрочный экономический рост.
Что такое инновации
Инновации – это определённое новшество, открытие, достижение науки и техники, благодаря которому обеспечивается качественный рост эффективности рабочих процессов и создания продукции, на которую имеется спрос. Инновация – конечный результат творческой и интеллектуальной деятельности человека, его изобретение, воплощенная фантазия, открытие. Инновацией считается усовершенствование товаров и услуг, получение новых качеств продукта, повышение производительности системы.
Роль инноваций в жизни государства
При вложении сил и ресурсов на развитие науки, разработку инновационных систем в итоге получаем:
Развитие государства невозможно без постоянного внедрения инноваций, а теперь благодаря ОЭЗ государство привлечет большее количество иностранных инвесторов, что будет способствовать стабильности экономики.
Как важно быть новатором: четыре причины внедрять инновации в бизнесе
Правильно приложенные инновации представляют собой неисчерпаемый источник роста для каждого предприятия. Новые технологии, устройства, инструменты и модели необходимы, чтобы не отстать от лидеров рынка и даже попытаться в чем-то их опередить.
За последние годы эксперты консалтинговых агентств проанализировали влияние инноваций на все возможные стороны жизни компаний. В своей колонке в американском издании Inc. бизнес-тренер Гордон Тредголд суммировал пользу от внедрения инноваций на предприятии в четырех ключевых положениях.
1. Рост как на дрожжах
Инновации позволяют бизнесу наращивать выручку, масштабировать операционные модели. Это ведет к расширению бизнеса, созданию в штатном расписании новых позиций и найму на них высококвалифицированных сотрудников. В свою очередь, это позволяет привлекать новых клиентов и далее наращивать рыночную долю.
2. Из ряда вон как преимущество
В обзоре Tech Vision за 2019 год аналитики Accenture предвосхитили наступление уже через несколько лет постцифровой эры — когда цифровые технологии перестанут быть преимуществом, превратившись в обыденность, и компаниям придется выделяться за счет чего-то иного.
Неважно, что составляет основу экономики — паровые турбины, ЭВМ или роботы, — во все времена твой продукт должен как-то выделяться. «Допустим, вы производите лампочки. Сотни компаний тоже. Что делать для привлечения клиентов? Можно сесть, подумать и создать лампочку, которая будет выключаться, когда вы покидаете комнату, — пишет Тредголд. — Звучит странно, но так работают большинство инноваций. Лучшие новаторы берут популярный продукт и улучшают его».
3. Навстречу клиенту
Постоянные клиенты и потенциальные покупатели — разношерстная толпа людей, чьи запросы и потребности постоянно меняются. Инновационные технологии позволяют, с одной стороны, прогнозировать и моделировать будущий спрос, а с другой, — создавать гибкие товары и услуги под изменчивые вкусы.
4. Привлекать лучших
Носители инновационной культуры охотнее идут на работу в ту компанию, у которой уже есть некий опыт новаторства, отмечает Тредголд. Нужно не бояться пробовать, внедрять и совершенствовать, одним словом, формировать позитивный имидж. «Стройте инновационный бизнес, поглядывая на растущую стопку из резюме высококлассных специалистов. Многие захотят работать у вас, и в какой-то момент случится чудо — вы станете еще более инновационными», — пишет Тредголд. Это замкнутый цикл постепенного расширения и укрепления бизнеса, попасть в который можно, приняв все риски внедрения инноваций. Они потом непременно окупятся.
Что получит бизнес от инноваций – новые возможности для заработка
Курс на инновации – это сегодня в нашей стране и модная «фишка», и следование общемировому экономическому тренду, и то, о чем говорят на каждом шагу, – это действительно новые возможности для любого бизнеса.
Классификация инноваций бизнеса
В случае с инновациями старинная поговорка о том, что все новое – это хорошо забытое старое, не работает. Суть инноваций как раз и заключается в том, что это новое – действительно новое. Нечто, чего до его возникновения действительно не было.
При этом под инновациями следует понимать новшества в самом широком смысле слова, то есть не только уникальные высокие технологии, как порой ошибочно считают, а вообще любые изменения, связанные с новыми идеями. Не только открытия и изобретения, но и новые маркетинговые ходы (например, вирусный маркетинг), новые коммуникационные стратегии (в том числе внутрикорпоративные), новые подходы к презентации продукции и так далее, и тому подобное.
Инновационной может считаться не только компания, которая наподобие Apple предлагает ноу-хау, но и компания, которая делает резкий поворот на своем бизнес-пути и меняет развиваемое направление, или расширяет спектр услуг, или дополняет существующий бизнес смежным.
В общем и целом можно говорить о том, что инновации помогают компаниям опередить конкурентов, получить дополнительную прибыль за счет снижения издержек, увеличения производительности, создания новых продуктов и новых рынков и т.д.
Важно понимать, что все инновации можно подразделять на разные типы. Существует классическое определение Шумпетера, согласно которому есть пять видов инноваций:
Таким образом, мы приходим к выводу, что и компании, работающие с разными типами инноваций, отличаются друг от друга: какие-то работают в отраслях, сама суть которых – изобретение чего-то нового, другие компании просто берут курс на обновление, а при этом могут работать в любой сфере – от украшений ручной работы до огранки алмазов.
Кроме того, инновации делятся на радикальные, революционные, которые коренным образом изменяют ситуацию в отрасли или сразу нескольких сферах человеческой деятельности, и поддерживающие, которые незаметны стороннему наблюдателю.
Иными словами, отличаются инновации, имеющие вес для целого сегмента экономики, и инновации внутри отдельной компании. Например, внедрение автоматизированного учета, который сам по себе инновацией не является, может стать инновацией для конкретного бизнеса, который ранее системой автоматизированного учета не пользовался.
Развитие по направлению к новому
Каким же образом инновации могут занять достойное место в жизни компании? Первым шагом, разумеется, будет принятие принципиального решения о курсе на инновации. Компании, руководители которых считают, что инновациями достаточно заниматься время от времени, не смогут внедрить в практику тотальных инноваций.
Стереотипы свойственны любой организации. Шаблонное мышление и устоявшиеся поведенческие модели неизбежно возникают как следствие успешного прошлого опыта, но от этого важно отказаться: не воспринимать накопленный опыт как единственные правила ведения бизнеса.
Компании должны принять осознанное решение об устранении стереотипов, которые препятствуют внедрению инноваций, а руководители обязаны на личном примере демонстрировать образ мышления и поведенческую модель, которых они хотят добиться от своих сотрудников.
Желающие продвигать идею инноваций столкнутся с тем, что это решение повлечет за собой целый ряд логически вытекающих изменений. Скажем, в компаниях, которые придерживаются принципа тотальных инноваций, складывается особый тип корпоративной культуры, стимулирующий новаторство.
Персонал не просто информируют о благах, которые принесут инновации, он активно вовлекается в деятельность особого рода. В подобных компаниях всегда хорошо отлажен процесс оценки новых идей и предложений (причем безотносительно иерархической лестницы зачастую), а представители разных функциональных направлений эффективно сотрудничают в рабочих группах и используют новые инструменты и процессы, позволяющие обеспечить оптимальное сочетание творческой энергии и дисциплины.
Для внедрения тех или иных инноваций в компании руководство обязано ответить (хотя бы себе лично) на ряд важнейших вопросов: Где, когда и как внедрять инновации (какие конкретно инновации обеспечат наибольшую отдачу: нужно ли вкладываться в изобретения, или следует поменять бизнес-идею, или следует внести изменения в сам продукт и т.п.).
Оценить эффективность и уместность инноваций (часто компании реализуют инновационные проекты, не соответствующие общей стратегии развития, и в этом контексте проекты оказываются затратными, но не работающими, поэтому логичнее внедрять меньше инноваций, но лишь полезных, а не гнаться за инновациями как за явлением, не вкладывая в них конкретный смысл для решения бизнес-задач).
Оценить финансовые риски (чтобы правильно инвестировать в инновации, организации должны в полной мере использовать накопленные ими знания об отраслевой специфике, технологиях и поведении клиентов: при наличии верных финансовых ориентиров это поможет создать полезную стоимость как для целевого сегмента клиентской базы, так и для самой компании).
Обеспечить сбалансированный портфель инноваций (имея на вооружении ряд проектов, можно обеспечить более гибкое поведение на рынке в контексте управления рисками; при этом под разницей в проектах понимаются не разные варианты в одном направлении развития, но варианты инноваций в разных функциональных подразделениях компании).
Адаптировать организационную модель к восприятию инноваций (стандартный подход, рассчитанный на существующую бизнес-модель, не сработает, если инновационная разработка значительно отклоняется от основной бизнес-модели компании).
Последний пункт очень важен. Мы уже говорили о том, что в компании, взявшей курс на инновации, должна быть особая атмосфера, где каждый может чувствовать себя носителем новых идей. Так формируется особая система мотивации и поощрений, создается пул идей, принимаемых от всех сотрудников безотносительно иерархической лестницы (когда даже новые и совсем юные сотрудники могут самовыразиться в изобретении новшеств), и т.п.
Но, есть и ещё одна тенденция, которая в последнее время встречается в отечественных компаниях. Последний тренд, о котором говорят сегодня в кадровых агентствах, – поиск «специалистов по инновациям» или даже «директоров по внедрению инноваций». Западные компании уже пережили этот этап становления, а мы, как водится, перенимаем все с некоторым опозданием.
По словам специалистов, в таких гигантах, как Intel, Google, P&G, GE или WalMart, должность директора по инновациям традиционно считается одной из самых почетных и ответственных. Это и неудивительно: топы на подобных позициях должны соблюдать известный баланс – получать постоянно растущую прибыль от существующего бизнеса и развивать новые идеи, что очень непросто.
Каждой компании следует самой решить, насколько такая непривычная и высокооплачиваемая должность необходима. Возможно, участия руководства, создания нужной атмосферы и структуры будет достаточно. Главное ведь в любом случае – это становление на путь по направлению к новому.
Основываться на принципах инновационной деятельности – это фактически означает позиционировать себя как продвинутый бизнес, как компанию, идущую в ногу со времени, а то и обгоняющую его. А именно это ассоциируется с развитием и успехом.