Для чего нужны кадетские классы
Мифы и реальность кадетского образования
Светлана Лаврентьева
В последние годы в стране кадетские корпуса и кадетские классы появляются со скоростью грибов после теплого дождя. Но даже в таком количестве они не могут вместить всех желающих. Чего ждут родители от кадетского образования для своего ребенка и получают ли желаемое?
40 лет назад, думаю, и раньше летом в Москве на Филях около Суворовского училища на всех газонах сидели десятки, если не сотни людей. Со всей страны родители привозили своих сыновей поступать в училище. На территорию родителей не пускали, и они ждали окончания экзаменов и медкомиссий, сидя на траве перед забором училища. Многое с тех пор в нашей стране переменилось, но желание родителей дать своим детям военное образование никуда не делось и, кажется, стало еще более распространенным. О том, зачем и почему сегодняшние мамы и папы отдают своих детей в кадетские корпуса и классы, я поговорила с родителями юных кадетов.
Я уверена в будущем сына
Ольга Ворейко: «Мой сын третий год учится в кадетском корпусе, и я счастлива, что он смог стать кадетом. Во все времена офицерство было элитой общества и, не в последнюю очередь, за счет своего образования. Сын изучает два иностранных языка, специальные предметы, имеющие отношение к военному делу, этикет, бальные танцы. Ему сейчас 15 лет, но я уже уверена в его будущем: после окончания корпуса он, естественно, пойдет дальше по этой линии. Поэтому мне не нужно переживать из-за выбора вуза, профессии, ломать голову, чем ему зарабатывать. В наше время это очень ценно – быть уверенным в будущем. Да, я скучаю по сыну, не имею возможности видеть его каждый день, но я спокойна за него: он под хорошим присмотром, лишен шанса попасть в неприятности или плохую кампанию. Я считаю, что решение отдать сына в кадетский корпус, было одним из самых правильных в моей жизни».
Элитарным образованием это никак не назвать
Сабина Ядрахова: «Когда в школе, в которой учился мой старший сын, решили открыть один кадетский класс, я обрадовалась, потому что это был шанс для младшего сына, он как раз заканчивал 4 класс в другой школе. И он стал учеником кадетского класса. Предварительно изучив тему кадетского образования, я ждала от обучения сына в этом классе высокий уровень образования, определенный уровень соучеников, интересную учебную программу. По факту ничего этого мы не получили. Основные предметы им преподавали те же учителя, что и в других классах, и по той же программе. Специальные предметы: «историю российской армии», «строевые песни», «этикет», «строевую подготовку» и т.д. вел бывший физрук школы, который отучился на курсах и стал классным руководителем кадетского класса. Он не очень разбирался в тех предметах, которые преподавал. Про контингент даже говорить не хочется: было ощущение, что всех двоечников и хулиганов района собрали в этот класс. Поэтому после Нового года сына по его просьбе я перевела в параллельный, самый обычный класс. Думаю, что в школах, в которых такие классы создаются обдуманно, с пониманием, что это, зачем и как образование кадетов должно отличаться от обычного образования, там получается существенно удачнее. Но, если создание кадетского класса в школе – это дань моде или выполнение какого-то плана, спущенного сверху, то получается вот такая профанация, как в нашей школе. По факту это класс-отстойник, от которого рыдает вся школа: и учителя, и дети. Элитарным образованием это никак не назвать».
Мой сын – кадет, и я за него спокойна
Я рада, что так получилось
Армия – это тупость, грязь, грубость, инфантилизм
Сергей Иванченко: «Мой сын – кадет, хотя я был против такого решения, и сейчас против. Но на этом настаивала моя жена, потому что она считает, что в нашей стране армейское будущее – это стабильность, перспективы, уважение и со всех точек зрения хороший выбор для мальчика. Но ей простительно, она судит по армии только по фильмам и пропагандистским телепередачам. Я же отслужил в армии 6 лет, и у меня совсем иное мнение. Армия – это тупость, грязь, грубость, инфантилизм. Да, не удивляйтесь. Когда ты живешь, во всем подчиняясь командиру, когда выполняешь приказы без возможности их оспорить или даже обсудить, способность к самостоятельному принятию решений как-то пропадает. Да, я в своей жизни встречал умных, образованных и интеллигентных офицеров, но они – скорее исключение из правила. Надеюсь, что у сына хватит ума, чтобы правильно оценить свои перспективы и вовремя соскочить».
Ребенок сыт, одет, его учат, за ним следят
Вера Антонова: «У нашей семьи непростые времена. В финансовом плане. И для нас кадетский корпус – это спасение. Ребенок сыт, одет, его учат, за ним следят, его даже лечат, если он болеет. Это больше, чем ему могу дать я. Я очень благодарна государству за то, что оно открывает эти кадетские учреждения, в наше время это серьезное подспорье для многих семей».
Дочь продержалась 4 месяца
Ирина Шверкина: «Решение направить дочь в кадетский класс далось нам тяжело. На этом настаивал муж, который очень боится за дочь, говорит, что в современном мире много опасностей и искушений, которым она не сможет сопротивляться, а военное образование, повышенные требования к дисциплине ставят мозги на место. Я же считала, что для девочки это плохой путь, что языковая школа была бы для нее более подходящей. Но муж настаивал, поэтому мы решили попробовать. В итоге дочь продержалась 4 месяца, после чего слезами и мольбами заставила нас перевести ее в другой класс. Я предполагала, что так будет, и рада, что не ошиблась. Судя по рассказам дочери, специальные предметы были полной профанацией: учитель показывал им презентации, видеоролики, и вот так проходили уроки. Зато каждое утро начиналось с политинформации, когда детям просто в течение получаса зачитывали политические новости из газет. И ради этого их класс приходил в школу на полчаса раньше. Классный руководитель постоянно кричал, мог толкнуть, грубо схватить за плечо. Мальчики доводили учителей на уроках, например, учительница истории в итоге отказалась от их класса. Это был неудачный опыт, даже муж признал, что был неправ, когда настаивал на том, чтобы Аня училась в кадетском классе».
Статья «Кадетские классы. Для чего они нужны или как устроены»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: « Кадетские классы. Для чего они нужны или как устроены »
Исполнитель: Астапкин Владимир Григорьевич
Кадетские классы. Для чего они нужны или как устроены.
В России кадетские корпуса существуют с XVIII века. Последователи данной формы обучения убеждены, что кадетская жизнь с юных лет дисциплинирует и приучает к самостоятельности. Так же кадеты-выпускники могут рассчитывать на дополнительные баллы при поступлении в ведущие высшие учебные заведения страны.
Существует три типа кадетских организаций:
Основной тип — это закрытые учреждения с полным пансионом (5–11-й классы), они курируются силовыми ведомствами. К ним относятся Суворовские военные училища, Нахимовские военно-морские училища и некоторые другие.
Специальный тип — это также закрытые школы 10–11-й классы, которые действуют при ведомственных вузах.
Кадетские классы в школах относятся к третьему, общеобразовательному типу. Дети в них учатся с 5-го по 11-й класс.
А в чём отличие? В кадетских классах, по сравнению с кадетскими корпусами, у детей больше свободы. Близость к дому и соседство с обычными школьниками. С ними занимается один-два офицера в отставке. И адаптация к жизни без родителей для многих проходит болезненно. В кадетских корпусах дети остаются на неделю. В кадетских классах такая ситуация невозможна.
Служение отечеству — понятие широкое
Со дня образования кадетских классов, кадеты заметно отличаются от других учащихся тем, что они более организованны, собраны и лично дисциплинированны. Тем не менее, между кадетами и обычными школьниками нет разногласий. Дети дружат, общаются и не теряют друг друга, даже если раньше учились в одном классе, а теперь — в разных классах.
Родителей, желающих отдать ребенка в кадетский класс, немало. Конкурс большой. Чтобы попасть в кадетский класс, нужно иметь хороший бал по общешкольным предметам. Иметь медицинское заключение о состоянии здоровья и физическом развитии. Сдать нормативы физической подготовки. Достижения школьные, городские, областные, а также знаки ГТО будут плюсом при поступлении.
Честно говоря, учеба в кадетском классе не предполагает автоматически дальнейшую военную службу. «Цель кадетского образования — подготовка ребят к работе как на гражданском, на военном поприще и других силовых структурах.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Стрелять и маршировать с седьмого класса: как устроены кадетские классы в московских школах
Проект «Кадетский класс в московской школе» был запущен в 2014 году. Сегодня они есть в более чем 200 московских школах, а записаны в них около 20 тысяч детей. Рассказываем о том, кого берут в кадетские классы, как они учатся, куда поступают и носят ли форму постоянно.
Как появляются кадетские классы в школах?
Для того чтобы организовать кадетский класс, школе необходимо соблюсти несколько условий, которые прописаны в приказе Департамента образования. Во-первых, в параллели седьмых классов должно быть как минимум три общеобразовательных класса, помимо кадетского. Во-вторых, школа должна выбрать один из 12 предпрофессиональных профилей и заключить пятистороннее соглашение о сотрудничестве с органом государственной власти, общественной организацией ветеранов, университетом и военным комиссариатом.
Как правило, партнёром школы становится одно из восьми федеральных министерств или ведомств — это Министерство обороны, МЧС, Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Минюст, Федеральная служба безопасности, а также Федеральная служба охраны и Росгвардия. К вузам, которые взаимодействуют со школами, относятся: Московский авиационный институт, Московская академия водного транспорта, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Московский университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского, Дипломатическая академия МИД России и Российский государственный университет правосудия и другие.
О решении открыть кадетский класс рассказывает директор школы № 1287 Инесса Бохонская: «Наш образовательный комплекс состоит из двух корпусов. Исторически так сложилось, что в одном корпусе изучали иностранные языки, а в другом активно развивалось спортивное направление. Нашу школу оканчивали известные спортсмены: Буре, Акинфеев, Анисимов, Жулин и другие. В кадетском классе по профилю „военный перевод“ мы решили совместить оба направления — спортивное и изучение иностранных языков. К тому же наша школа давно сотрудничает с Военным университетом Министерства обороны РФ, и в этом году мы решили заключить договор о сотрудничестве».
В 2019 году в рамках проекта открылось три новых направления предпрофессиональной подготовки для кадетов — это «военная логистика», «военный перевод» и «защита прав потребителей и благополучия человека».
Чем отличается программа?
Существуют разные причины, по которым родители решают отдать ребёнка в кадетский класс. Директора школ в один голос отвечают, что это совместное желание родителей и ребёнка. Ещё в такие классы охотно идут дети из военных семей. «Многие родители приводят детей в кадетские классы, потому что знают, что они будут под присмотром, с ними будут проводить дополнительные занятия. Вопрос, станет ли ребёнок военным, в начале учёбы беспокоит родителей меньше всего», — рассказывает куратор кадетских классов школы № 1287 Тамара Иванова.
В кадеты берут школьников начиная с 7-го класса. Для тех, кто хочет стать кадетом, в некоторых школах предусмотрена летняя смена. Ее проводят для учеников перед поступлением в 7-й класс, продолжается смена около двух недель. Ученики делают всё то же, что и обычные кадеты, — маршируют, учатся бальным танцам и выезжают на тематические экскурсии.
Несмотря на то что официально программа начинается с 7-го класса, в некоторых школах практикуется подготовка к кадетству. «В 5–6-х классах ребята маршируют, разбирают автоматы — правда, не за секунды, так как силёнок у них не хватает, а также занимаются танцами и плаванием, сдают ГТО. До 7-го класса ОЗК они не надевают, а если наденут, то утонут в нем, поэтому начинают с противогазов. В этот период важно дать понять родителям, что они должны учитывать желание ребёнка при решении о поступлении в кадетский класс.
Если ребёнка заставят идти в кадеты, то он будет делать всё для того, чтобы в школу чаще вызывали маму
Он будет специально бить стёкла или что-то ещё, всячески привлекать к себе внимание, чтобы родители поняли, что ему это не нужно», — рассказывает офицер-воспитатель одного из кадетских классов.
Если говорить о военно-патриотическом воспитании, то, по словам офицера, в пятом классе изучается история кадетского движения со времён Петра I по 1917 год, в шестом — великие сражения, в седьмом — Великая Отечественная война, в восьмом — деятельность великих полководцев.
Чтобы стать кадетом, ребёнку необходимо получить справку 1-й (основной) или 2-й (основной) группы здоровья по форме 086-У, так как объём спортивных нагрузок в кадетских классах увеличен. Еще надо пройти конкурсный отбор. Желательно, чтобы будущий воспитанник учился на 4 и 5, занимался спортом и в секциях патриотической направленности.
По словам заместителя директора школы № 1596 Марины Поляковой, в этом году из 60 заявлений, поданных в кадетские классы, они выбрали 34 человека. «Главная задача кадетских классов состоит не в том, чтобы отправить ребёнка учиться в вуз, где носят погоны, а в том, чтобы воспитать гражданина, патриота, поэтому при отборе в кадеты мы отдаём предпочтение детям, которые действительно этого хотят», — рассказывает куратор кадетского направления школы № 1411 Геннадий Атрохов.
Часто встречаются кадетские классы, в которых одну половину составляют мальчики, а другую — девочки
Есть и такие, где мальчиков больше. Мама одного из учеников рассказывает: «Бывает, что между мальчиками происходят конфликты. С учётом того, что многие имеют хорошую спортивную подготовку и занимаются борьбой, разборки между ними не ограничиваются дракой учебниками».
Кадеты учатся в соответствии с требованиями образовательного стандарта основного общего образования, но здесь есть свои нюансы: больше учебных часов выделено на изучение истории России, а в дополнительную программу включена обязательная физическая и строевая подготовка.
Кроме того, у кадетов есть и углублённое изучение определённых предметов. Такая программа разрабатывается совместно школой и профильным вузом. Например, в классе с профилем «военный перевод» дополнительные часы выделены на изучение истории и иностранных языков, а профиль «защита прав потребителей и благополучия человека» предполагает углублённое изучение химии, биологии и права.
«Учиться в кадетском классе означает быть патриотом, любить свою страну и ради этого работать, достигать каких-то целей, получать высокие звания. Здесь я стала более пунктуальной и собранной. Не только с точки зрения учёбы, но и в моих хобби. Я ставлю цель и достигаю её. Я очень люблю литературу. Хотелось бы найти такое направление, в котором я могу связать погоны со своим увлечением. Скорее всего, это сведётся к преподавательской деятельности в военном вузе», — рассказывает ученица кадетского класса школы № 1287 Аэлита Воробьева.
Как выглядит обычный школьный день кадета?
Он начинается с построения в восемь утра, а заканчивается в шесть вечера. Во второй половине дня — занятия по патриотическому воспитанию. Офицер-воспитатель рассказывает об истории отечества, кадетском движении, военной службе. С ним же дети осваивают такие обязательные дисциплины, как строевая подготовка и стрельба.
«Он рассказывал нам о военных действиях, о полководцах, которые приводили нашу страну к победам или поражениям. Был нашим наставником. Этот человек много чего видел. Он воевал в Чечне, когда-то у него под сердцем был осколок гранаты», — вспоминает выпускник кадетского класса, студент Московского авиационного института Алексей.
Во второй половине дня кадеты занимаются в дополнительных кружках и секциях. «Вариативная часть учебного плана позволяет выбрать: рукопашный бой или занятия теннисом, начертательная геометрия или основы веб-вёрстки, изобразительное искусство или пение. Каждый выбирает то, что ему по душе», — объясняет заместитель директора школы № 1596.
После уроков кадетам выделяют время на самоподготовку, в течение которого нужно успеть сделать домашнюю работу. «С учётом дополнительной деятельности кадетов домашние задания минимизируются. Детям тяжело в таком возрасте находиться в режиме цейтнота в течение десяти часов, поэтому ребёнок должен уходить из школы с выполненными уроками», — рассказывает Марина Полякова.
Однако не во всех кадетских классах дети выполняют домашние задания в школе. «Долго сидеть в школе сыну не очень нравится. Ребёнку хочется погулять, а его заставляют маршировать. Занятия обычно заканчиваются в пять вечера. Они не сильно загружены домашними заданиями, но делают их дома. Даже если бы в школе отводилось время на самоподготовку, ребята не занимались бы уроками, так как они устают, им хочется пообщаться», — рассказывает Анна, мама ученика кадетского класса.
Не всегда удаётся совмещать учёбу с внешкольными занятиями. «Мы занимались борьбой, но у нас тренер уехал. Плюс ещё нагрузка в школе большая. Мы забросили это дело. Надеюсь, что летом наверстаем упущенное», — поделилась Анна.
Уже в 8-м классе у них начинаются занятия по основам военной службы, а затем они сдают демонстрационный экзамен по военной подготовке. Экзамен состоит из теоретической и практической части. Для сдачи теоретической части нужно написать тест по разделам «Правовые основы военной службы», «Военная история», «Строевая подготовка», «Тактическая подготовка», «Огневая подготовка», «Военная техника и вооружение ХХ–ХХI вв.», «Радиационная, химическая и биологическая защита», «Основы медицинской подготовки».
Практическую часть сдают в парадной форме по следующим дисциплинам: «Строевая подготовка», «Огневая подготовка — стрельба из электронного оружия», «Радиационная, химическая и биологическая защита».
А что они делают после школы?
С царских времён соблюдается традиция проведения кадетского бала. Ребята готовятся к нему заранее, в рамках школьных занятий по хореографии. Они танцуют вальсы, полонезы, мазурки. «Знаете, как это трудно? Особенно в таком возрасте, когда мальчики боятся девочек. Я буду делать всё что угодно, лишь бы не танцевать с девочкой. Им было тяжело перейти этот барьер: боялись, что над ними будут смеяться. А сейчас, в 9-м классе, с удовольствием танцуют», — рассказывает куратор кадетского направления.
Есть и другие мероприятия, в которых участвуют кадеты, к ним относятся парады, спартакиады, олимпиады и творческие конкурсы.
«В прошлом году мы с 11-м классом ездили в посёлок Тучково на три дня, чтобы принять участие в спартакиаде. Не всем родителям это понравилось, так как это отрыв от учебного процесса. А сегодня мы в два часа отправимся на Воробьевы горы на смотр парадных расчётов кадетов, чтобы побороться за право принять участие в параде, который состоится 7 ноября на Красной площади», — поделился офицер-воспитатель.
О том, как проводят внеурочное время кадеты школы № 1411, рассказал куратор кадетского направления Геннадий Атрохов: «Практически все субботы у кадетов заняты. Дети участвуют в метапредметных олимпиадах или школьных мероприятиях. Например, для популяризации кадетского движения мы раз в год проводим фестиваль кадетских клубов. В рамках мероприятия ребята проходят квест, в ходе которого узнают, например, о возможностях машин МЧС, о том, как обнаруживать взрывоопасные предметы, и о многом другом».
Участие во внеурочной деятельности обычно поощряется. По словам Геннадия Атрохова, самой важной наградой является получение кадетского звания: «Каждый класс по-военному называется «взвод». Звание получает командир взвода. Взвод делится на 3–4 отделения. Звание получают и командиры отделений, а также заместитель командира взвода.
Лычка на погонах — это очень важно. Если мы дадим звание кадета каждому, то снизим его ценность
В процессе обучения мы стимулируем и других ребят на получение звания. К концу 11-го класса оно есть приблизительно у 20 кадетов из 25».
На вопрос о том, можно ли прогуливать внеурочные мероприятия, куратор ответил так: «В организации мероприятий принимают участие в том числе сами дети. Можно проигнорировать мероприятие один раз, если ты проигнорируешь его второй раз, то создашь о себе определённое впечатление. Если это будет происходить на постоянной основе, то на какое отношение к себе можно рассчитывать?»
К концу 9-го класса кадет должен выполнять нормативы ГТО на серебро или золото. «Кроме основных умений: разбирать автомат, снаряжать магазин, надевать ОЗК, оказывать первую медицинскую помощь, бегать кросс на три километра, подтягиваться, — выпускник в идеале должен иметь золотой значок ГТО. Если взять мой последний выпуск, то 19 человек из 25 сдали ГТО на золото», — рассказывает офицер-воспитатель. Но не каждый ребёнок готов к таким серьёзным спортивным нагрузкам. По словам мамы одного из кадетов, усиленная спортивная подготовка для её ребёнка станет поводом уйти из кадетского класса.
Они каждый день носят форму?
Кадеты носят кители, рубашки с длинными рукавами и галстуки, фуражки и пилотки, а также обувь чёрного цвета. На этом фоне выделяются яркие аксельбанты и погоны.
Существует три вида формы: повседневная, парадная и полевая. Носить её нужно ежедневно, это входит в обязанности кадетов. «Дети очень изменились. Первой это заметила наш преподаватель по музыке. Она всегда говорила о необходимости соблюдать певческую посадку, а теперь ребята сами расправили плечи. Наверное, дело в форме. Её ношение накладывает особый отпечаток на поведение ребёнка. Раньше они бегали и кричали на переменах, а теперь стали спокойнее», — рассказывает заместитель директора кадетской школы.
Но и хоровые занятия нравятся не всем. «У нас был хор, на который нужно было ходить. Мальчики его не очень любят, тем более что эти уроки занимали около двух часов в неделю. Им было не очень приятно, когда их заставляли петь», — поделилась мама кадета.
Куда поступают выпускники кадетских классов?
В 11-м классе все кадеты сдают обязательный предпрофессиональный экзамен. Баллы, которые они за него получат, могут стать бонусными как при поступлении в гражданские, так и в военные вузы. Выпускник может получить 10 баллов при поступлении в вуз, которые суммируются с баллами за ЕГЭ.
Предпрофессиональный экзамен состоит из практической и теоретической части, обычно его сдают по профилю кадетского класса, в котором учится выпускник. Теоретическая часть экзамена проходит в Московском центре качества образования, а практическая часть разрабатывается и сдаётся на базе профильного вуза. Взаимодействие с ним обычно начинается уже в 10–11-х классах. В некоторых школах у кадетов есть возможность пройти летнюю стажировку в вузе.
Есть ребята, которые после 9-го класса продолжают учебу в колледжах, но таких не много, около 5% от класса.
Как устроены кадетские классы и зачем они нужны
Лайт-версия кадетского корпуса
Существует три типа кадетских организаций: основной, специальный и общеобразовательный.
Основной тип — это закрытые учреждения с полным пансионом (5–11-й классы), они курируются силовыми ведомствами. Это Суворовские военные училища, Нахимовские военно-морские училища и некоторые другие.
Специальный тип — это также закрытые школы (10–11-й классы), которые действуют при ведомственных вузах, например, Кадетский корпус при Военной академии связи им. С. М. Буденного.
Кадетские классы в школе №2036 относятся к третьему, общеобразовательному типу. Их курирует Департамент образования и науки Москвы, дети в них учатся с 5-го по 11-й класс.
Кадетские классы похожи на лайт-версию кадетских корпусов. В середине нулевых я пять лет провел в Московском казачьем кадетском корпусе им. М. А. Шолохова (сейчас — Президентское кадетское училище им. М. А. Шолохова войск Национальной гвардии РФ). Это заведение закрытого типа — за периметр только по увольнительной или на выходные, каждый вечер домой никто не уходит.
В кадетских классах, по сравнению с корпусами, у детей больше свободы, и, наверное, поэтому они чаще улыбаются. Также сказывается близость к дому и соседство с обычными школьниками. Ведь адаптация к жизни без родителей для многих проходит болезненно. Каждый понедельник у нас рядом с КПП дети стояли в слезах, умоляли не оставлять их еще на неделю. Не потому что плохо, а потому что скучают. В кадетских классах такая ситуация невозможна, поэтому спокойны все: и дети, и родители, и преподаватели.
Служение отечеству — понятие широкое
Первый кадетский класс в школе №2036 набрали 1 сентября 2014 года. А в этом году состоялся первый выпуск — 26 человек. В настоящее время в школе учится 244 кадета. С ними занимаются шесть офицеров-воспитателей.
По словам полковника Родненко, который работает здесь со дня образования кадетских классов, кадеты выгодно отличаются от других учащихся тем, что они более организованны, собранны, дисциплинированны.
Родителей, желающих отдать ребенка в кадетский класс, немало, сегодня конкурс — три человека на место. Родителей можно понять: кадеты находятся в школе с утра до вечера, здесь же делают домашние задания, а не слоняются без дела по дворам. По распорядку дня с утра у них предметы обязательной программы, а с 15:00 до 18:00 — программы дополнительного образования, например, военное дело.
Кстати говоря, учеба в кадетском классе не предполагает автоматически дальнейшую военную службу. «Цель кадетского образования — подготовка ребят к служению отечеству как на гражданском, так и на военном поприще. В этом году где-то 20% выпускников поступили в военные вузы», — говорит полковник Родненко.
«Между кадетами и обычными школьниками нет разногласий. Дети дружат, общаются и не теряют друг друга, даже если раньше учились в одном классе, а теперь — в разных, — рассказывает замдиректора школы Алла Глянцева. — В седьмом классе ребенок выбирает направление: математический или кадетский класс. В девятом классе ребята еще раз выбирают, это уже профильная школа: у нас есть медицинский класс, инженерный, педагогический, IT-класс, гуманитарный и социально-экономический. Так что ребята в любом случае делятся на группы по интересам и дальнейшим специальностям».
Что кадеты говорят о себе
Даниил Ильинский:
У меня прадед — военный, хотел взять с него пример. Я хочу потом в летное училище поступить. Кадетский класс поможет к этому стремиться, плюс родители гордятся, и у нас нашлось больше тем для разговоров.
Данил Нестеров:
Минус — отсутствие свободного времени, его почти нет. Мои друзья меня практически потеряли, я пропадаю в школе все время.
Екатерина Бутягина:
С поступлением в кадетский класс учиться стало тяжелее, меньше свободного времени. Поначалу было сложно перестроиться. После шести лет в обычном классе к дисциплине привыкаешь не сразу. Но сейчас все в порядке. Мои друзья не как у Дани. Они встречают меня у ворот школы. Все круто! Они завидуют мне, потому что кадеты куда-то ездят, а они сидят дома.
Анастасия Михайлова:
Мои друзья против кадетских классов. Они считают это нудным и скучным. Но у нас очень дружный класс, мы даже вместе ездили в поход.
Анастасия Калашникова:
Форма иногда надоедает. В спортивном костюме или джинсах однозначно удобнее и комфортнее. Мы же честно отвечаем? Но, будь передо мной сейчас золотая рыбка, я бы ничего не поменяла в кадетском образовании.
Фото: Полина Зиммерман
Как попасть в кадетский класс
Чтобы попасть в кадетский класс, нужно хорошо сдать обязательное тестирование по русскому и английскому языку и по математике, а также получить заключение педиатра о хорошем физическом развитии. Физкультурных нормативов пока нет (в школе №2036), но со следующего года их планируют ввести. Значки ГТО будут плюсом при поступлении.
Бонус при поступлении в вуз
В 11-м классе кадеты сдают экзамен по предпрофессиональной военной подготовке. Проходной минимум — 61 балл из 100. В зависимости от набранных баллов кадет получает до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в 38 вузов России. Кроме военных вузов это МГУ, МГИМО, РГГУ, НИУ «Высшая школа экономики» и другие ведущие университеты страны.