Для чего нужны классные часы
Кому и зачем нужен классный час?
Светлана Лаврентьева
В сервисе «Советы» педагоги не так давно обсуждали практику проведения классных часов. Поводом к обсуждению стал вопрос учителя о том, кому нужны классные часы в старшей школе, если дети всеми силами демонстрируют, что им они точно не нужны.
Классные часы необходимы!
Отвечавшие на этот вопрос педагоги были единодушны: классные часы необходимы! Вот некоторые ответы:
«Классный час очень даже нужен. Подростки проводят своё время в интернете и часто не интересуются историей, политикой и прочими нужными вещами. Об этом и нужно им рассказывать в доступной для них форме».
«Классный час нужен всем! Это живое общение! И надо проводить его в форме обсуждения радостей и проблем, которые возникают у обучающихся».
«Я считаю, что классные часы просто необходимы в школе. Во-первых, учитель может узнать микроклимат класса, его интересы, проблемы, желания. Во-вторых, именно с помощью воспитательного часа (анкетирование, диспуты, круглые столы и т,д,) классный руководитель составляет план мероприятий и воспитательных часов (руководствуясь интересами детей и их родителей)».
А что думают школьники?
Я, размышляя о роли классного часа в воспитательной работе классного руководителя, поговорила с несколькими знакомыми старшеклассниками, спросив у них, что они думают о классном часе и какие классные часы им запомнились. Мои собеседники тоже были единодушны: классные часы – это пустая трата времени!
Вот как ответили на мои вопросы школьники:
«Классный час – это дань традиции. Может быть, когда-то они и были интересны детям, но сейчас толку от них никакого. Я не могу вспомнить ни одного классного часа, на котором было бы нескучно: обычно либо речь идет о каких-то организационных вопросах, либо классный час напоминает урок истории, на котором рассказывается о Сталинградской битве или полете Гагарина в космос».
«Не помню, чтобы на классном часе обсуждалось что-то интересное».
«У нас прогрессивный классный руководитель, она не мучает нас классными часами. Если надо, на перемене собираемся у нее в кабинете, решаем какие-то проблемы насчет экскурсии, подготовки к концерту или пробного ЕГЭ, и расходимся. Полноценные классные часы у нас были только в средней школе, и я уже не помню, о чем там шла речь».
«Если бы была возможность обсудить то, что нас действительно волнует, наверное, это было бы интересно. Но у нас на классном часе либо говорят о вреде курения и алкоголизма, либо о всяких памятных датах. Каждый год одно и то же. Нам это не нужно».
Ориентироваться на интересы детей
«Тема классного часа должна заинтересовать детей. Пусть дети выберут свою тему, которая им интересна».
«Классный час- это встреча с детьми. Готовить классные часы гораздо сложнее, чем обычный урок. Если вы к ним внимательны и готовы беседовать не только на темы, которые волнуют вас, как педагога, но и о том, что волнует ребят, то ваши встречи станут нужными и полезными. Для начала предложите темы и выявите ту, которая востребована. Придумайте фишку для классного часа. Что-то такое, что можно получить только на классном часе и больше нигде (маленький презент, розыгрыш, переходящий знак, музыкальный подарок и т.д.) Обязательно привлекайте в подготовке лидеров класса, детей, которых уважают за какие-либо успехи. И формы стоит менять».
«Я стараюсь проводить классный час своим студентам завуалировано, без громкого объявления темы. Просто начинаю рассказывать «о жизни», они это очень любят, а потом подвожу к какому-то выводу. Так многие темы классных часов проникают к студентам».
«Нужно вовлечь детей в процесс подготовки классного часа, выбирать темы интересные для учащихся».
«Темы должны быть детям важны, интересны, многогранны и полезны. И готовить классные часы должны сами дети, сами выбрать тему. У детей должна быть возможность высказать свое мнение по тому или иному вопросу и услышать мнение других».
«Очень важно поинтересоваться, что не по фиг. Какая тема интересна. Пусть это будет нечто даже на первый взгляд страшное, противоречивое. Даже лучше если в нем будет проглядывать противоречие. И обязательно надо дать всем высказаться. Возможно, сначала анонимно задать вопросы темы, а затем самим ответить на эти вопросы. Только учитель, я думаю, должен еще обязательно найти еще провокационные вопросы по теме».
И тут я окончательно запуталась. Учителя в Советах пишут о том, что надо с детьми обсуждать те темы, которые им интересны, а дети мне говорят, что никакие интересные темы с ними на классных часах не обсуждают.
Тематический план классных часов
Я потратила пару часов на поиск в интернете тем классных часов, которые проводятся в современной школе. Не знаю уж, насколько найденные мной списки тем имеют отношение к действительности, но они выложены на сайтах школ, в некоторых случаях даже с конкретными датами проведения.
Приведу один такой список. Это тематический план классных часов в 10 классе в 2017-2018 учебном году.
Возникают вопросы: какие из этих тем реально интересны современным подросткам? На какие из этих тем может получиться интересный и живой разговор в классе? Почему выбраны именно такие темы?
Это еще одна формальность
Эти вопросы я задала учителю, классному руководителю 10 класса, Светлане Борисовне Черкасовой.
Ясности у меня так и не появилось. Кому же реально нужен классный час в современной российской школе?
Для чего проводятся классные часы для школьников?
Многие первоклашки не воспринимают классные часы всерьез, считая, что этот урок специально предназначен для отдыха. На самом деле не стоит занижать значимость предмета, поскольку он хоть и не оценивается, но имеет огромное значение.
Так и получается, что многие современные школьники настойчиво уверены: если не ставят оценки, значит такой урок не является важным. Однако это не совсем так, поскольку важны не отметки в дневнике, а сами знания, полученные в ходе этого развивающего занятия. Хотя, конечно, классные часы для школьников больше пользы приносят именно учителям, но позволят также развивать и выявлять способности учеников.
Почему? Дело в том, что у конкретного педагога появляется уникальная возможность узнать своего ученика лучше, пообщаться с ним в так называемой неформальной обстановке, а также достоверно разузнать обо всех его стремлениях и увлечениях в повседневной не школьной жизни. Проще говоря, таким игровым и ненавязчивым способом можно легко найти контакт со всеми своими «подопечными», заполучить их симпатию и доверие. Однако никогда не забывать о присутствующей в школьных стенах и за ее пределами субординации.
Но что собой представляют классные часы для младших школьников? Итак, классный час — это неотъемлемая составляющая любого учебного процесса, а такой предмет обязательно включен в еженедельное расписание. Как правило, преподают его один раз в неделю, причем организатором является классный руководитель. Это может быть увлекательная лекция, воспитательная работа, приятный диалог, познавательная викторина либо выполнение психологических тестов. В любом случае, задача учителя — максимально приблизить к себе учеников, донеся до их сознания, что в школе важны не только хорошие отметки и полученные знания, но и примерное поведение и личностные качества.
Однако не стоит читать детям монотонную лекцию о правилах поведения, иначе они просто уснут, потеряв всякий интерес к дальнейшей учебе. Лучше всего такой познавательный урок организовать в игровой форме, увлекая ребят и демонстрируя свой творческий потенциал, как педагога. Например, темой одной лекции сделать «Знакомство с семьей», а другого «Жизненные цели школьников». Вариантов может быть огромное количество.
Чтобы такие занятия пользовались заметной популярностью, рекомендуется помнить несколько элементарных правил при их непосредственной организации и проведении.
Во-первых, не собирать огромное количество скучной повествовательной литературы, поскольку она вряд ли увлечет юных сорванцов. Во-вторых, в течение одного урока выполнять пару физминуток, которые позволят отвлечься от надоевшей учебы и переключить свои мысли, да и отдохнуть несколько минут тоже не помешает. В-третьих, обязательно стоит организовывать коллективные игры, викторины или конкурсы, чтобы все ученики могли принять в них непосредственное участие. В-четвертых, приветствуется активность учителя, как личного примера. В-пятых, в конце урока желательно систематизировать полученные знания, чтобы не уходить домой с пустой головой. В-шестых, ребята могут садиться на таком уроке с тем, с кем захотят, но при этом вести себя прилежно.
И последнее: тема урока выбирается в произвольной форме, либо по предварительно оглашенному желанию со стороны учеников. Такие несложные правила позволят провести урок не только весело, но и с большой пользой для детского саморазвития. Не исключено, что классный час для младших школьников очень скоро станет любимым предметом. Так что обязательно стоит всеми способами привить заинтересованность к этому уроку, объяснив, что даже отсутствие оценок ничуть не уменьшает ценность данного предмета.
Если говорить о начальных классах, то такие познавательные уроки чаще всего охватывают природоведение, азы этики и эстетики, психологию, политику и даже экономику, то есть направлены на расширение детского кругозора и мировоззрения. Возможно, именно поэтому их делают неотъемлемой частью всего учебного процесса в любой российской школе и не только.
Рассуждая о воспитательных целях классных часов, можно выделить четыре основных задачи. Во-первых, необходимо создать все требуемые условия для проявления и становления детской индивидуальности, а также развития творческих способностей каждого школьника. Во-вторых, поведать ученику о красотах и богатстве всего окружающего мира, общества да и самого человека. В-третьих, индивидуально сформировать эмоционально-чувственную сферу и моральные ценности каждого ребенка. В-четвертых, обеспечить самые благоприятные условия для учебы и общения со сверстниками.
Соответственно, можно сделать вывод, что такие еженедельные занятия созданы специально для детей, чтобы морально и физически адаптировать их в школьных стенах и подготовить к независимой жизни и прилежной учебе. Если следовать всем советам и рекомендациям учителя, то процесс обучения может легко превратиться в хобби и приятное времяпровождение. Однако добиться таких результатов можно исключительно при негласном контакте ученика и учителя, в противном случае проблем не избежать не только с учебой, но и с поведением.
Отдельно хочется выделить следующую информацию: классный час права школьника защищает, причем обучает умению ими своевременно пользоваться. Однако также напоминает и о той великой ответственности, которая возложена на его хрупки плечи вместе с рюкзаком. Так что, внимательно слушая увлекательные лекции учителя, в школе можно чувствовать себя «рыбой в воде».
Если вернуться к красноречивой теории, то стоит отметить, что основными компонентами обязательного классного часа являются следующие наименования: целевой, содержательный, организационно- деятельный и оценочно-аналитический. А теперь подробнее, что это такое, и какие индивидуальные характеристики содержит в своем загадочном названии.
Итак, в первом случае речь идет о так называемых «целевых установках», которые связаны с индивидуальными особенностями развития того или иного ученика. То есть крайне важно изучить его привычки и образ жизни, а также выяснить приоритеты и жизненную позицию. Во втором случае содержание классного часа включает исключительно тот дидактический материал, который просто необходим для дальнейшей самореализации и самоутверждения ученика начальной школы. В третьем случае обязательно требуется дать ученикам возможность самостоятельно организовать классный час, что особенно важно для детской заинтересованности, получения жизненного опыта, а также проявления волевых качеств, лидерства и индивидуальности. Ну а в четвертом случае желательно выполнить подытоживающее занятие, которое позволит дать каждому ученику наиболее приемлемую характеристику. Такое знание как раз и поможет учителю установить со своим подопечным зрительный интуитивный контакт.
Так что теперь вполне очевидно, что такие увлекательные и оригинальные в своем содержании занятия являются бесценными и для ответственного учителя, поскольку тот может наконец-то разобраться, какие же ученики попали к нему в класс и максимально раскрыть весь их творческий потенциал. Характерные уроки помогут найти к каждому ребенку индивидуальный подход, наладить контакт и, как говорится, держать ситуацию под своим контролем в любой ситуации, которая может произойти в школьных стенах.
Чтобы урок прошел с пользой, детей нужно не только заинтересовать, но и стимулировать на будущее. Если все проделано верно, то в конце занятия самые активные и любознательные ученики предложат свою кандидатуру для дальнейшей организации урока. Не стоит отказывать детям в их стремлении, ведь учебные часы как раз и предназначены для школьных экспериментов. Учителю будет значительно проще, поскольку нет необходимости готовить всю программу урока, достаточно просто «накидать» план лекции для своего спокойствия и перестраховки.
Если инициативу проявляют первоклассники, то рекомендуется готовить следующий урок сообща, поскольку маленькие дети порой теряют чувство времени. Такие совместные подготовки также сближают, позволяя учителю и ученику поладить между собой. Так что можно смело заявить, что классные часы — это с пользой проведенное время, как для учеников, так и для учителей. Так что не стоит прогуливать и отменять такие занятия, тем более что они вписаны в учебный процесс. Отсутствие таких уроков негативно отражается на учебном классе, поскольку отсутствует чувство сплоченности коллектива.
Когда классный час решил провести учитель, то должен в подготовку включить несколько учеников, выдав им дополнительное задание. Это могут быть сценки, стихи, пересказ или выполнение рисунков. Такие домашние упражнения должны полностью соответствовать тематике предстоящего урока и лаконично его дополнять. Как правило, завуч или директор не посещают такие познавательные уроки, однако всегда стоит ждать неожиданности. Качественно проведенное занятие — это показатель ответственности и квалификации классного руководителя, поэтому по поведению, работе, успеваемости и прилежанию учеников можно сделать вывод о профессиональной подготовке конкретного специалиста.
Родители также должны не игнорировать классные часы, а обязательно интересоваться у своего чада, какая будет тема на предстоящем занятии. К нему также важно заранее готовиться.
«Роль классных часов в начальной школе»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Роль классного часа в системе общего развития младших школьников
Школьный дом… Большой, светлый, просторный. Для самых маленьких он всегда таит в себе что-то неизведанное, непознанное, загадочное. За школьной дверью для них открывается новый мир, полный взлётов и разочарований, радостей и огорчений, но также полный доброты, созидательного труда и творчества.
В школьном доме ребёнку предстоит прожить девять важных лет своей жизни. Самыми важными являются первые четыре года, так как они служат фундаментом, каркасом всей школьной жизни.
В любое место нельзя войти внезапно, сразу. Так же внезапно нельзя войти во внутренний мир ребёнка, нужна долгая дорога поисков, наблюдений, упорной работы, терпения и любви, огромной любви к детям. И важно, чтобы каждый ребёнок понял, что он сам творец себя, своего дома, своей удивительной души. А мы? Мы только помогаем ему лепить самого себя, но помогаем настойчиво, мудро.
Мы учим наших детей и учимся сами, мы помогаем им совершенствоваться. А вдохновение черпаем в наших учениках. Они неповторимы и необыкновенно талантливы! И мы должны лишь помочь им наиболее полно раскрыть свои возможности и способности.
Воспитание ценных качеств в детях также важно, как и всестороннее развитие личности. Воспитательное воздействие на ученика должно осуществляться не только на уроке, но и во внеклассной работе.
Одной из главных форм внеклассной работы, которую я использую, является классный час. Классный час – это форма воспитательной работы, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. В развивающей системе он имеет немаловажное значение и создаёт условия для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов, кругозора, а также индивидуальных качеств личности.
В своей работе я использую интеллектуальные, тематические, информационные и нравственные классные часы.
Интеллектуальные классные часы стимулируют познавательный интерес учащихся, развивают внимание, память, логическое мышление, творческое воображение. Они как правило проходят в форме КВНов, турниров знатоков, викторин, интеллектуальных конкурсов и соревнований.
Всегда вызывают интерес у учащихся такие классные часы, как «В мире природы» путешествие-викторина), «Там на неведомых дорожках» (кл. час КВН по сказкам), «Как? Что? Почему?» (путешествие в мир книг), интеллектуальная игра «Я – фантазёр!», турнир знатоков по школьным предметам.
Нравственный классный час должен проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания. Учащиеся не должны бояться говорить о своих проблемах и неудачах, победах и поражениях.
Основой для подготовки нравственного часа служат события и факты из реальной жизни страны, школы, класса, художественные произведения и фильмы, произведения искусства, периодическая печать.
Нравственный классный час – это время совместного поиска истины, смысла существования, извлечение урока, который станет стержнем поведения младшего школьника во взрослой жизни.
Информационные классные часы также играют немаловажную роль в развитии интеллектуальных, исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Информационные классные часы расширяют кругозор детей, знакомят с периодической печатью, с текущими событиями в мире, стране и городе, с проблемами сегодняшнего дня, юбилеями памятных событий в жизни страны. Основными формами работы, которые я использую во время информационного классного часа являются газетные сообщения, путешествия по глобусу и карте, комментированное чтение периодической печати. Информационные классные часы обычно проходят в виде викторин, путешествий во времени, конкурсов плакатов с защитой их содержания, информационного ринга.
Для того, чтобы получился любой классный час, необходимо, чтобы его содержание соответствовало следующим требованиям:
Классные часы должны быть построены так, чтобы в своём содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок к суждениям.
В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений учащимся, но он должен тактично корректировать мнения учащихся и оказывать помощь в поисках правильного решения.
Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должны быть разные виды деятельности.
Классный час должен нести положительный эмоциональный заряд, развивать чувства учащихся, положительные эмоции.
Классный час должен содержать рефлексивную (итоговую) часть. Это момент, когда ребёнок сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и своё отношение к данному классному часу.
Ни для кого не секрет, что можно увидеть классные часы, на которые ученики идут с большой неохотой. Такие классные часы – это монологи одного актёра, минуты поучений и назиданий. Такой классный час не учитывает ни интересов учащихся, ни их возможностей, ни их мнения. Однако хороший классный час – это праздник, радость, удовольствие и для взрослого и для ребёнка.
Классный час: о чем и зачем говорить?
Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся правильной системы отношений к обществу и окружающему миру.
Можно ли вообще сформировать правильную систему отношений? Чем старше становятся дети, тем более индивидуальный подход требуется для их воспитания. Если в начальных классах рассказ о бережном отношении к природе не вызывает противодействия, то серьезные моральные вопросы в подростковом возрасте нередко могут привести к внутреннему бунту школьника.
Классный час в начальной школе: мнение учителя
Чтобы вникнуть в проблему, мы поговорили с опытным классным руководителем начальных классов одной из московских школ – Надеждой Ивановной.
– Что такое в вашем понимании классный час? Почему он нужен? Дело в том, что кто-то считает это «официозом» и «обязаловкой». Но что реально можно сделать в таком формате?
Классный час – это урок, направленный на понимание и развитие нравственных качеств ребёнка и решение каких-либо проблемных ситуаций. К сожалению, в нынешнее время огромного количества нагрузки как педагогов, так и детей, проводится он исключительно по обязательным темам. Мне кажется, если подходить творчески к данному вопросу, то возможен любой формат проведения: от обычного урока до квеста. Здесь «загвоздка» только в загруженности педагогов и нашем нежелании тратить время ещё и на разработку какого-то мега-крутого урока. При наличии интересной опоры и свободы выбора (а не той самой «обязаловки»), думаю, что можно сделать интересный урок.
– Какие темы можно поднимать на классном часе в начальной школе?
Я бы уделила большее внимание воспитанию нравственности и темам из истории нашей страны. Дети сейчас совершенно не знают свою историю, не знают, что за праздник 9 мая, почему его отмечают, даже относятся к ВОВ с насмешкой. Также можно брать уроки на темы, посвященные эмоциям и настроению. Например, рассказывать детям о том, как влияют на нас те или иные эмоции.
Ещё хорошо было бы включить уроки по профориентации. Ребятам просто необходимо элементарное знакомство с профессиями! Причем, с более сложными, чем классические врач и полицейский.
Обязательны также занятия, посвященные медицине и гигиене.
– Видела в Интернете такую тему классных часов «Как найти друзей» или даже «Классный час о совести». Сложно ли говорить с ребятами о морали?
По поводу понятий морали, так как я являюсь еще и педагогом светской этики, то могу с уверенностью сказать: дети не знают, что такое мораль. Путаются в терминах, в своем понимании. И это касается не только понятия морали, если спросить: «Что такое добро?», «Что такое совесть?», дети впадают в ступор. Слова для них знакомые, но об их значении сказать они не могут (даже 4 класс), поэтому более логично – мой совет коллегам – начать вводить эти понятия пораньше. Подобные вещи стоит объяснять через знакомые им жизненные ситуации, причем, чем легче – тем лучше.
– Как вовлечь ребят в обсуждение темы, если они совсем не заинтересованы и откровенно скучают или смеются над сложными вопросами?
Вовлечь детей будет проще всего, если вы будете говорить с ними на равных, на понятные для них темы и разбирая понятные ситуации из жизни. Прежде всего ребенок должен понимать: для чего ему все это рассказывается.
Скучают дети только в том случае, если они а) не понимаю, для чего б) не понимают, о чем. Если тема будет касаться самих детей, им станет намного интереснее! Ну и, конечно, можно использовать формат ролевой игры.
– С какими трудностями вы сталкивались в своей практике?
– Откуда учителю взять информацию для подготовки классного часа? Дайте совет молодым начинающим педагогам.
Материала для подготовки к урокам сейчас огромное множество. Больше всего его в интернете. Не думаю, что покупать конкретные пособия – стоящая трата. Главное: всегда проверять материал, отбирать то, что будет подходить вашим детям и обрабатывать под них.
Классный час: полезная инфографика для педагога
Классный час и подростковый кризис – как не наступить на мину?
Любая «обязаловка» в школе, особенно, в старших классах, приводит к низкой вовлеченности и даже негативу. Каким бы культурным человеком ни был подросток но, если классный руководитель сначала показывает трагический фильм, а потом призывает всех обязательно высказаться (возможно, ожидая определенных ответов), то подросток почувствует себя в театре имени лицемерия.
Совершенно нормально, если у подростка не возникнет абсолютно никаких эмоций насчет фильма или темы. Также совершенно нормально, если в нем заговорит желание «быть не как все» и замкнуться в своих собственных чувствах. Старшекласснику может быть неприятно делиться своим внутренним ощущением темы. И это чувство необходимо уважать и держать определенную дистанцию, не вторгаясь в личностное поле. Иначе вы рискуете получить жесткую и циничную реакцию, а воспитательная функция будет сведена на нет, – комментируют в Национальном ресурсном центре наставничества МЕНТОРИ («Рыбаков Фонд»).
Получается, чтобы не наступить на мину, иногда стоит просто ее обойти. В конце концов, с помощью ролевой игры, квеста или самостоятельного обсуждения без формата «вопрос – ответ – неверный ответ!», мина может подойти сама, как в истории с горой.