Для чего нужны контррельсы

Контррельс

Контррельс, или охранный рельс — устройство на железной дороге для предотвращения схода поездов с рельсов, а также для корректировки направления движения колёсной пары при прохождении стрелочного перевода. Представляет собой дополнительный рельс, установленный внутри колеи рядом с основным рельсом, который входит в соприкосновение с колесом в случае его отклонения от траектории и удерживает его в заданном пространстве.

Контррельсы устанавливаются на кривых малого радиуса для обеспечения безопасности проходящего по ним поезда, а также для уменьшения подреза гребней колёсных пар и бокового износа у рельсов наружной нити. [1]

Для чего нужны контррельсы. Смотреть фото Для чего нужны контррельсы. Смотреть картинку Для чего нужны контррельсы. Картинка про Для чего нужны контррельсы. Фото Для чего нужны контррельсы

Для чего нужны контррельсы. Смотреть фото Для чего нужны контррельсы. Смотреть картинку Для чего нужны контррельсы. Картинка про Для чего нужны контррельсы. Фото Для чего нужны контррельсы

Также контррельсами для безопасности оборудуют мосты. Делается это для того, чтобы тележки вагона в случае схода с рельсов не могли провернуться и пойти в сторону. [1]

Контррельс был также предложен на скоростных железных дорогах Японии синкансэн для предотвращения схода поездов с рельсов в случае подземных толчков при землетрясениях. [2] [3] Представляет собой стальную полосу на 17,4 сантиметра выше обычного рельса, установленную на внутренней стороне полотна так, что один из ряда колёс состава фиксируется с двух сторон.

Примечания

Для чего нужны контррельсы. Смотреть фото Для чего нужны контррельсы. Смотреть картинку Для чего нужны контррельсы. Картинка про Для чего нужны контррельсы. Фото Для чего нужны контррельсы

Полезное

Смотреть что такое «Контррельс» в других словарях:

контррельс — контррельс … Орфографический словарь-справочник

КОНТРРЕЛЬС — дополнительный рельс, уложенный внутри колеи рядом с основным путевым рельсом. Служит для направления колесных гребней подвижного состава на стрелочных переводах, мостах, переездах и закруглениях … Большой Энциклопедический словарь

КОНТРРЕЛЬС — рельс, уложенный параллельно рабочим путевым рельсам для надлежащего направления колесных гребней: в крестовинах во избежание удара гребней в сердечник крестовины; в кривых малых радиусов для ослабления бокового давления гребня на боковую грань… … Технический железнодорожный словарь

контррельс — сущ., кол во синонимов: 2 • контр рельс (2) • рельс (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

контррельс — Дополнительный рельс, укладываемый между путевыми рельсами для повышения жёсткости и уменьшения износа пути, с целью обеспечения безопасности движения поездов по стрелочным переводам, мостам и другим сооружениям [Терминологический словарь по… … Справочник технического переводчика

контррельс — а; м. Дополнительный рельс на переездах, стрелках и т.п. внутри колеи для направления движения. * * * контррельс дополнительный рельс, уложенный внутри колеи рядом с основным путевым рельсом. Служит для направления колёсных гребней подвижного… … Энциклопедический словарь

КОНТРРЕЛЬС — дополнительный рельс, укладываемый между путевыми рельсами для повышения жёсткости и уменьшения износа пути, с целью обеспечения безопасности движения поездов по стрелочным переводам, мостам и другим сооружениям (Болгарский язык; Български)… … Строительный словарь

контррельс — 8 контррельс (Ндп. контррельсовый рельс, охранный рельс; направляющий рельс): Рельс специального или обычного профиля для предотвращения угрожающего безопасности движения поперечного смещения колесной пары подвижного состава перед стрелкой, на… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Контррельс — рельс, уложенный рядом с путевыми рельсами, для направления колёсных пар (См. Колёсная пара) подвижного состава. На кривых участках пути К. служат для уменьшения бокового износа наружной стороны рельсов и предупреждения их сдвига в… … Большая советская энциклопедия

Источник

Зачем нужен контррельс?

Железная дорога — это сложная система со множеством элементов. Безопасность на ж/д зависит, в том числе и от вида участка пути, его назначения, географических и климатических особенностей. Один из методов обеспечения дополнительной безопасности, доказавший свою эффективность — использование контррельсов.

Интересно, что не каждый контррельс — это специально изготовленный элемент, отличающийся по конструкции от стандартного. Например, на стрелочных переводах можно использовать отрезные куски обычного рельса. Это не сработает на станционных и главных путях, где нужны цельнолитые элементы с выступами. Такая конструкция считается максимально надежной, так как все элементы отливаются одновременно в рамках одной единицы изделия. Следовательно, даже при большой нагрузке ничего не ломается и не выходит из строя.

Рассмотрим подробнее, для чего нужны контррельсы.

Назначение контррельсов

Какие участки железной дороги считаются наиболее опасными:

пути под объектами со стоечными опорами;

кривые, радиус которых меньше 250 м.

Именно на таких участках существует повышенная опасность наезда реборды на рельс и схода колес с колеи. Во всех описанных случаях, кроме одного, укладка стандартного контррельса решает проблему, исключение — мосты, где нужны охранные рельсы.

Какие контррельсы бывают:

рабочие — предназначены для снижения динамической нагрузки на наружный рельс;

направляющие для переездов и стрелочных переводов. На переводах корректируют направление движения реборд, когда они проходят мертвую зону крестовины. На переездах не допускают сдвиг внутренних пластин настила к граням колеи;

охранные — служат для удержания колес в пределах колеи.

Контррельсы применяют не только на российской железной дороге. Этот элемент пути известен во всем мире, особенно в регионах с повышенной сейсмической активностью. В случае землетрясения он удержит колеса поезда в колее и не допустит крушения.

Контррельс — это важный элемент, он нужен для обеспечения безопасности движения, поэтому его производство строго регламентировано (ГОСТ Р55497-2013).

Специфика монтажа зависит от назначения контррельса. Например, на стрелочных переводах их концы отводят от путевого рельса на расстояние не менее 89 мм. Это же актуально и для кривых участков пути. На мостах же их отгибают внутрь и соединяют в конце моста. Есть и общие меры, которые применяют по отношению ко всем элементам, независимо от назначения. Чтобы контррельсы не цеплялись за волочащиеся элементы поезда, их концы скашивают или загибают под углом 45 градусов.

Источник

Установка контррельсов в кривых малого радиуса

Контррельс

Контррельс представляет собой специальное устройство из металлического профиля, который укладывается внутри колеи, параллельно основным путевым рельсам на заданном расстоянии.

Для чего нужны контррельсы. Смотреть фото Для чего нужны контррельсы. Смотреть картинку Для чего нужны контррельсы. Картинка про Для чего нужны контррельсы. Фото Для чего нужны контррельсы

Основной задачей контррельса является направление движения колесных пар, сохранение их на рельсах (или шпалах, если поезд все же с них сошел), а также предотвращение схода подвижного состава с рельсов.

Контррельсы устанавливаются на стрелочных переводах, глухих пересечениях, мостах, путепроводах, переездах, на участках пути в кривых малых радиусов, а также на путях, расположенных под путепроводами и пешеходными мостами с опорами стоечного типа, при расстоянии от оси пути до опоры менее 3 м.

Для чего нужны контррельсы. Смотреть фото Для чего нужны контррельсы. Смотреть картинку Для чего нужны контррельсы. Картинка про Для чего нужны контррельсы. Фото Для чего нужны контррельсы

Типы контррельсов

Для чего нужны контррельсы. Смотреть фото Для чего нужны контррельсы. Смотреть картинку Для чего нужны контррельсы. Картинка про Для чего нужны контррельсы. Фото Для чего нужны контррельсы

Производство контррельсов

До недавнего времени нормативная база в отношении изготовления контррельсов состояла из нескольких нормативных документов.

Распоряжением МПС России от 28 июня 2003 г. N 632р утверждена «Номенклатура объектов железнодорожного транспорта, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации», куда входили, в части № 1 «Технические средства железнодорожного транспорта», раздел 09, «Рельсы железнодорожные контррельсовые», со ссылкой на НБ ЖТ ТМ 01-98 «Нормы безопасности на железнодорожном транспорте. Элементы верхнего строения пути».

В свою очередь, Нормы НБ ЖТ ТМ 01-98, в редакции приказа Минтранса № 44 от 21.02.2014, ссылались на ГОСТ 9797-85 «Рельсы контррельсовые РК50», ГОСТ 9798-85 «Рельсы контррельсовые РК65», ГОСТ 26110-84 «Рельсы контррельсовые РК75» и ГОСТ 18232-83 «Рельсы контррельсовые. Технические условия».

Производство уголка контррельсового СП 850 особенно ничем не регламентировалось и велось по чертежу ПТКБ ЦП МПС СП 850 утвержденному 16.11.2001 и ТУ 0921-245-01124323-2007.

Все вышеперечисленные ГОСТы утратили силу 01 января 2014 года, после введения единого ГОСТ Р 55497-2013 «Рельсы железнодорожные контррельсовые. Технические условия».

Именно в ГОСТ Р 55497-2013 впервые начинает регламентироваться изготовление не только прокатного профиля контррельсовых рельсов типов РК50, РК65, РК75, но и прокатного профиля уголка контррельсового СП 850.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 982 от 01.12.2009 установлен единый перечень продукции подлежащей обязательной сертификации, в который включены также рельсы железнодорожные контррельсовые (п. 0921).

Соответственно, при укладке в ЖД путь может быть использован контррельсовый узел только такой конструкции, в которой в качестве рабочего элемента используется контррельсовый рельс РК50, РК65, РК75 или уголок контррельсовый СП 850, изготовленные с соблюдением ГОСТ Р 55497-2013 и прошедшие обязательную сертификацию согласно Постановления № 982 от 01.12.2009.

Для чего нужны контррельсы. Смотреть фото Для чего нужны контррельсы. Смотреть картинку Для чего нужны контррельсы. Картинка про Для чего нужны контррельсы. Фото Для чего нужны контррельсы

Для чего нужны контррельсы. Смотреть фото Для чего нужны контррельсы. Смотреть картинку Для чего нужны контррельсы. Картинка про Для чего нужны контррельсы. Фото Для чего нужны контррельсы

ООО «Трудовой десант» уже много лет занимается установкой контррельсов в кривых малого радиуса. Мы также выполняем широкий спектр других работ на железных дорогах, от проектирования и сопровождения проектной документации в разрешительных организациях до, собственно, строительства и ремонта жд путей. Компания работает по всей территории России, от сибирской тайги до крупнейших мегаполисов типа Москвы и Санкт-Петербурга.

Источник

Виды и назначение контррельсов

Контррельс – это специальный механизм, используемый при конструировании железнодорожного пути с целью исключения риска схождения подвижного состава с рельсов, а также корректировки направления движения колес при прохождении поездом стрелочных переводов. По сути такой механизм представляет собой еще один рельс, который монтируется на внутренней части пути около основного рельса. Колесная пара соприкасается с контррельсом только в случае схождения с основного пути.

Конструкция этого устройства включает в себя один или несколько рельсов, которые укладываются параллельно друг другу и основному направлению колеи. В зависимости от назначения и места использования контррельсы можно разделить на 3 вида:

1. Стрелочные. Применяются в местах установки стрелочных переводов и предназначены для минимизации нагрузок, возникающих в результате удара колесной пары о сердечник крестовины;

2. Круглые. Чаще всего можно заметить на сложных участках пути с повышенной аварийной опасностью. Механизм выступает в роли страховки, не позволяя колесам подвижного состава сойти с колеи и поддерживая правильное направление поезда на витиеватых участках;

3. Мостовые. Устанавливаются только на мостовых переправах. Предохраняют колеса от схождения с рельсов по всей протяженности моста.

Вне зависимости от типа контррельсов, все они дополнительно защищаются от случайного зацепления о них волочащихся деталей поезда. Делается это путем загиба их концов и срезания металла по обоим концам. Кроме того, оба конца контррельса предусмотрительно монтируются в местах установки шпал. Это исключает риск их изгиба в результате длительной эксплуатации и высоких нагрузок, а также минимизирует вероятность зацепа с волочащимися элементами подвижного состава.

Источник

Контррельс

Контррельс. В кривых участках по сравнению

Для чего нужны контррельсы. Смотреть фото Для чего нужны контррельсы. Смотреть картинку Для чего нужны контррельсы. Картинка про Для чего нужны контррельсы. Фото Для чего нужны контррельсы

с прямыми путь работает более напряжённо, так как на него воздействуют дополнительные горизонтальные силы вследствие поворота подвижного состава в колее. Поэтому для усиления пути в кривых радиусом менее 300 м укладывают контррельсы внутри колеи (т.е между наружной и внутренней рельсовыми нитями) вдоль внутренней нити. Предполагается также, что при наличии контррельсов сход подвижного состава с рельсов причинит меньше вреда. Применяют контррельсы двух видов: охранный и рабочий.

Для чего нужны контррельсы. Смотреть фото Для чего нужны контррельсы. Смотреть картинку Для чего нужны контррельсы. Картинка про Для чего нужны контррельсы. Фото Для чего нужны контррельсы

Для чего нужны контррельсы. Смотреть фото Для чего нужны контррельсы. Смотреть картинку Для чего нужны контррельсы. Картинка про Для чего нужны контррельсы. Фото Для чего нужны контррельсы

Источник: А. С. Бакулин «Сооружения, устройства, подвижной состав метрополитена» М., Транспорт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *