Для чего нужны координаты география шестой класс

§ 14. Географические координаты

Для чего нужны географические координаты. Что значит определить географическую широту.

Для чего нужны географические координаты

Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес состоит из двух частей. Когда вы играете в морской бой, то тоже используете «адрес» клеточки из двух частей — буквы и цифры. Две части географического адреса — широта и долгота. Определить их нам позволяет градусная сетка. Широта показывает место точки на определённой параллели, а долгота — место этой же точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес — географические координаты.

Географические координаты любой точки на земном шаре — её широта и долгота.

Зная географические координаты, можно найти любой объект на карте и определить его положение по отношению к другим объектам.

И наоборот, можно нанести новый объект на карту, определив с помощью приборов его географические координаты, как это делали все первооткрыватели.

Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для некоторых профессий это особенно важно, например для штурманов и военных. Штурманы прокладывают с помощью географических координат путь корабля, самолёта, подводной лодки. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. Геологи, геодезисты, географы, находясь в экспедиции, определяют координаты исследуемых ими объектов.

В настоящее время координаты на местности определяют с помощью прибора спутникового позиционирования (GPS — джи пи эс). Этот прибор определяет своё местоположение, получая информацию с нескольких искусственных спутников Земли. При перемещении объекта по местности на мониторе прибора вычерчивается траектория движения. Компьютерные программы для определения местонахождения любого объекта постоянно обновляют и совершенствуют. В повседневной жизни их разные версии закачивают на персональные компьютеры (например, Google Earth), мобильные телефоны и другие устройства.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ТОЧНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЮБОГО ОБЪЕКТА НА ЗЕМНОМ ШАРЕ.

Что значит определить географическую широту

Для всех точек, лежащих на одной и той же параллели, широта одинакова. Широта отсчитывается от экватора. Все точки, располагающиеся к северу от экватора, имеют северную широту (с. ш.), а располагающиеся к югу от экватора — южную широту (ю. ш.).

Россия, например, целиком лежит в Северном полушарии. Поэтому все географические объекты в нашей стране имеют северную широту. Наоборот, в Австралии, лежащей в Южном полушарии, широта везде южная.

Географическая широта — это расстояние в градусах от экватора до параллели, проведённой через заданную точку.

Северный тропик — это параллель 23,5° с. ш.

Южный тропик — это параллель 23,5° ю. ш.

Северный полярный круг — это параллель 66,5° с. ш.

Южный полярный круг — это параллель 66,5° ю. ш.

Для того чтобы узнать широту заданной точки, нужно найти параллель, на которой она расположена. Отсчёт начинаем от экватора, следуя строго вдоль меридиана на север или на юг (рис. 34). Все точки экватора имеют нулевую широту. Расстояние от экватора до полюса 90°. Чем больше мы будем удаляться от экватора, тем больше будет градусное расстояние до нужной нам параллели, тем больше будет её широта. Поэтому широты в полярных областях так и называются — высокие, а вблизи экватора — низкие.

Для чего нужны координаты география шестой класс. Смотреть фото Для чего нужны координаты география шестой класс. Смотреть картинку Для чего нужны координаты география шестой класс. Картинка про Для чего нужны координаты география шестой класс. Фото Для чего нужны координаты география шестой класс

Некоторые параллели специально подписывают и отмечают на картах. Это тропики и полярные круги.

Источник

Урок по географии по теме «Географические координаты» (6-й класс)

Разделы: География

Класс: 6

I. Учебно-методический комплекс урока.

II. Цели урока:

а) образовательные: в результате урока учащиеся научатся определять географические координаты;

б) развивающие: развитие логического мышления – учащиеся научатся использовать знания в новой ситуации;

Задачи урока: в результате урока учащиеся научатся определять:

III. Методы обучения:

По источнику знания:
а) словесные – рассказ учителя, беседа с учащимися о географической широте, географической долготе, географических координатах и их значении для практической жизни людей;
б) наглядные – работа с рисунками № 39, 40 в учебнике; с картами на доске, глобусом, контурной картой;
в) практические – выполнение заданий при формировании мотивации, умений определять географическую широту, географическую долготу, географические координаты.

По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый;

По степени самостоятельности:
а) с учителем при получении нового знания;
б) в паре при решении пробного упражнения;
в) самостоятельно при закреплении умения определять географические координаты.

IV. Формы обучения:

V. Формы организации работы в классе:

VI. Ход урока:

1 этап: Организационный момент.

1. Учащиеся стоят около парт. Учитель здоровается и сажает за парты.

2. Учитель: «На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Градусная сеть». Узнали, что её составляют параллели и меридианы. В рабочей тетради записали число. Нарисовали квадрат размером 2см.× 2см. Поставили буквы и цифры. (Образец на доске; рис. 1). А сейчас мы с вами сыграем в игру «Морской бой»

а б в г
1+
2+
3+
4+

Рис. 1 Поле для игры «Морской бой».

Учитель зачитывает вопросы, а учащиеся ставят плюсы в клетках.

Вопросы:

Учитель подводит итог. На доске написаны правильные ответы. Учащиеся сами контролируют себя. Когда вы играете в «Морской бой», то любая клетка на игровом поле имеет свой «адрес», т.е. цифру и букву. Можно ли определить «адрес» корабля на игровом поле, зная или только букву, или только цифру?

Учащиеся: Нет, нельзя, нужно называть и букву и цифру.

2. Основной этап. Введение нового материала.

Учитель: Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес тоже состоит из двух частей – широты и долготы. Определить их нам позволяет градусная сеть. Широта показывает место точки на определённой параллели, а долгота – место этой точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес – географические координаты.

Зная географические координаты, можно найти любой объект на карте и определить его положение к другим объектам. И наоборот, можно нанести новый объект на карту, определив его географические координаты с помощью приборов.

Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для некоторых профессий это особенно важно, например, для штурманов и военных. Штурманы прокладывают путь корабля с помощью географических координат. Геологи, географы, геодезисты, находясь в экспедициях, определяют координаты исследуемых ими объектов. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. И наша с вами задача научиться определять географические координаты, т.е. географическую широту и географическую долготу.

Запишем тему урока в тетрадь.

Решим задачу. «Потерпевший кораблекрушение герой романа Жуль Верна капитан Грант («Дети капитана Гранта») сумел добраться до острова Табор (37° ю.ш., 153° з.д.) Найдите этот остров на карте.»

Учащиеся открывают «Физическую карту полушарий» и пытаются выполнить задание, но у них ничего не получается, т.к. они не знают как определяется широта и долгота.

Учитель спрашивает: «-Почему вы не смогли определить место крушения?»

Учащиеся фиксируют свои затруднения (проговаривают вслух). «Мы не знаем, как определить географическую широту и географическую долготу, т.е. географические координаты»

Учитель: А что нужно сделать, для того чтобы определить координаты?

Учащиеся: Нужно научиться определять сначала географическую широту, а затем географическую долготу.

Учитель: Что значит определить географическую широту? Откройте учебник на странице 56 рис. 39. Найдите экватор – самую длинную параллель. Параллельно экватору на расстоянии 10° друг от друга проведены другие параллели до Северного и Южного полюсов. Широта отсчитывается от экватора. Все точки от экватора к северу будут иметь северную широту (с.ш.) а расположенные к югу от экватора – южную широту (ю.ш.). Так как наша страна находится к северу от экватора, то все географические объекты в нашей стране имеют северную широту. Запишем в тетрадь.

(Учащиеся по рисунку находят расположение, названных параллелей).

Учитель: Для всех точек, лежащих на одной и той же параллели, широта одинакова. Определим географическую широту г.Санкт-Петербурга. Для того чтобы правильно определить широту объекта воспользуемся алгоритмом «Шаг за шагом» на странице 58 учебника.

Учащиеся читают вслух.

Определяем географическую широту:

(Учащиеся находят г. Санкт-Петербург; определяют, что он находится в северном полушарии, определяют широту параллели – 60° с.ш.)

Учитель: Запишем в тетради г.Санкт-Петербург – 60° с.ш. А как определить географическую широту точки, если она расположена между параллелями? Например г. Москва. Прочитаем алгоритм «Шаг за шагом».

Учащиеся читают.

Если объект расположен между параллелями, следует:

Учитель: Используя «Физическую карту полушарий» в атласе, определите географическую широту городов Париж, Кейптаун.

Учащиеся самостоятельно определяют географическую широту этих точек и записывают в тетради:

Затем учитель вызывает ученика и тот записывает ответы на доске. Проверяется правильность определения географической широты

Учитель: По «Физической карте России» определите географическую широту мыса Челюскин.

Ученик у доски определяет и записывает м.Челюскин – 77°с.ш.

Вывод: Определить географическую широту точки это значит найти параллель, на которой она расположена.

Учитель: Вернёмся к нашему герою капитану Гранту. Он сумел добраться до о.Табор (37° ю.ш. и 153° з.д.). Нашли эту точку на «Физической карте полушарий» (учащиеся находят нужную параллель, а вот с определением долготы у них возникают затруднения, эти затруднения учащиеся проговаривают вслух)

Ученик: Мы не знаем, как определяется географическая долгота. Проектируем план действий.

Учитель: Что значит определить географическую долготу?

Работа с рис. 40 стр. 57 учебника.

Меридианы называют линиями долготы. На меридиане все точки имеют одинаковую долготу. Для того чтобы узнать долготу заданной точки, нужно найти меридиан, на котором она расположена.

Вы уже знаете, что нулевым является Гринвичский меридиан. Его долгота 0°. От Гринвичского меридиана и начинаем отсчет в градусах, следуя строго вдоль параллели на запад или на восток. К западу от нулевого меридиана все точки имеют западную долготу (з.д.), к востоку – восточную долготу (в.д.). Западная и восточная долгота измеряются от 0° до 180°. Россия располагается в обоих полушариях – Восточном и Западном, поскольку территорию нашей страны пересекает 180-й меридиан.

Запишем в словарь определение понятия «географическая долгота». Географическая долгота – это расстояние в градусах от нулевого меридиана до меридиана, проведённого через заданную точку.

Прочитаем алгоритм «Шаг за шагом» на стр.58 учебника «Определяем географическую долготу»

Ученик: Определим долготу г.Санкт-Петербурга. Чтобы определить долготу объекта, необходимо:

Учащиеся работают с рисунком 40 учебника.

Учитель: А что необходимо сделать, чтобы определить географическую долготу объекта, если он находится между меридианами? Читаем дальше алгоритм «Шаг за шагом».

Ученик: Если объект располагается между меридианами, следует:

Учитель: Запишем в тетради географическую долготу г.Санкт-Петербурга и г. Москвы.

Учащиеся дописывают к г.Санкт-Петербургу и г. Москве географическую долготу.

Учитель: Таким образом, мы установили географические координаты (географическую широту и географическую долготу) г. Санкт-Петербурга и г. Москвы. Запишем в словарь определение понятия «географические координаты». А теперь самостоятельно по «Физической карте полушарий» определите географическую долготу г. Париж и г. Кейптаун.

Учащиеся определяют географическую долготу этих городов, записывают в тетради и называют географические координаты этих точек:

Учитель: По «Физической карте России» определите географическую долготу мыса Челюскин и запишите полученный результат в тетради. Зачитайте полученные координаты (мыс Челюскин 77° с.ш., 104° в.д.).

Учащиеся определяют географические координаты мыса Челюскин.

Вывод: Определить географическую долготу точки – это значит найти меридиан, на котором она расположена.

Учитель: А теперь мы уже можем определить, где же наш герой капитан Грант потерпел кораблекрушение.

Учащиеся: На «Физической карте полушарий» определяют место кораблекрушения (о.Табор – 37° ю.ш., 153° в.д.)

Учитель: Вы научились определять географические координаты точек и по заданным координатам находить местоположение объекта.

3. Закрепление.

Учитель: Используя «Физическую карту полушарий», выполним задания.

Учащиеся определяют, что это за остров Петра I (трое учащихся определяют точку на глобусах).

Учащиеся определяют, что шхуна находилась в точке с координатами 44° ю.ш. и 165°з.д. (т.к. 44°ю.ш. и 165°в.д. находятся острова Новая Зеландия)

Учащиеся самостоятельно выполняют задания на контурной карте. Затем проводят взаимоконтроль.

Далее учитель показывает на карте полушарий образец выполненной работы (на «Физической карте полушарий» стрелками на магнитах показан маршрут движения Руаля Амундсена (стрелки синего цвета) и В.П. Чкалова (стрелки красного цвета)).

4. Задание на дом.

Литература

Источник

Градусная сеть. Координаты

Градусная сеть.
Географические координаты

Для чего нужны координаты география шестой класс. Смотреть фото Для чего нужны координаты география шестой класс. Смотреть картинку Для чего нужны координаты география шестой класс. Картинка про Для чего нужны координаты география шестой класс. Фото Для чего нужны координаты география шестой класс

Градусная сеть Земли – система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчета географических координат точек земной поверхности – долгот и широт – или нанесения на карту объектов по их координатам.

Для создания градусной сети необходимы определенные точки отсчета. Шарообразная форма Земли определяет существование на земной поверхности двух неподвижных точек – полюсов. Через полюсы проходит воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля.

Для чего нужны координаты география шестой класс. Смотреть фото Для чего нужны координаты география шестой класс. Смотреть картинку Для чего нужны координаты география шестой класс. Картинка про Для чего нужны координаты география шестой класс. Фото Для чего нужны координаты география шестой класс

Основные элементы градусной сетки карты — по­люсы, экватор, меридианы и параллели.

Географические полюсы – математически высчитанные точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью.

Экватор – воображаемая линия на земной поверхности, полученная при мысленном рассечении эллипсоида на две равные части (Северное и Южное полушарие).

Все точки экватора равноудалены от полюсов. Плоскость экватора перпендикулярна оси вращения Земли и проходит через ее центр. Полушария мысленно разделены еще множеством плоскостей, параллельных плоскости экватора.

Все они, как и плоскость экватора, перпендикулярны оси вращения планеты. Параллелей на карте и глобусе можно провести сколько угодно, но обычно на учебных картах их проводят с интервалом 10—20°. Параллели всегда ориентированы с запада на восток. Длина окружности параллелей уменьшается от экватора к полюсам. На экваторе она самая большая, а на полюсах равна нулю.

Меридианы также можно провести через любые точки эллипсоида. Все они пересекаются в точках полюсов. Меридианы ориентированы с севера на юг. Средняя длина дуги 1° меридиана: 40 008,5 км : 360° = 111 км. Длина всех меридианов одинакова. Направление местного меридиана в любой точке можно определить в полдень по тени от любого предмета. В Северном полушарии конец тени всегда показывает направление на север, в Южном – на юг.

Градусная сеть необходима для отсчета географических координат точек земной поверхности – широты и долготы.

Географические координаты.

Для чего нужны координаты география шестой класс. Смотреть фото Для чего нужны координаты география шестой класс. Смотреть картинку Для чего нужны координаты география шестой класс. Картинка про Для чего нужны координаты география шестой класс. Фото Для чего нужны координаты география шестой класс

Географические координаты — это географическая широта и долгота.

Географическая широта – расстояние вдоль меридиана в градусах от экватора до какой-либо точки на поверхности Земли.

Началом отсчета является экватор. Широта всех точек на нем равна 0. На полюсах широта составляет 90°. К северу от экватора отсчитывают северную широту, к югу – южную.

Географическая долгота – расстояние вдоль параллели в градусах от начального меридиана до какой-либо точки земной поверхности.

Все меридианы равны по длине, поэтому для отсчета необходимо было выбрать один из них. Им стал Гринвичский меридиан, проходящий недалеко от Лондона (там, где расположена Гринвичская обсерватория). Долгота отсчитывается от 0° до 180°. К востоку от нулевого меридиана до 180° отсчитывается восточная долгота, к западу – западная. Таким образом, используя градусную сеть, можно точно определить географические координаты – величины, определяющие положение точки на земной поверхности относительно экватора и нулевого меридиана.

Например, географические координаты мыса Челюскин (крайней северной точки Евразии) – 78° с. ш. и 104° в. д.

Глобус

Глобус (от лат. globus, «шар») — это обобщенная модель Земли [или другой планеты, а также модель небесной сферы (небесный глобус)], приведённая из её реальной формы к упрощенной и уменьшенной форме сферы. Обычно на глобусах в уменьшенном виде изображают поверхность Земли: очертания суши и водных объектов, рельеф материков и дна Мирового океана, реки, а также границы государств, города.

Глобус наиболее точно отражает облик Земли. Глобус обладает целым рядом геометрических свойств:

На глобусе правильно переданы очертания, размеры, взаимное расположение материков и океанов. Есть и другие отличия глобуса от географической карты.

Конспект по географии 6 класс «Градусная сеть. Координаты»

Источник

Открытый урок географии в 6 классе на тему » Географические координаты»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Этап усвоения новых знаний или способов действия.

Этап закрепления материала. Применение знаний и способов действий.

Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Список источников и использованной литературы.

Урок географии в 6 классе по теме « Географические координаты».

Цель : сформировать представление о географических координатах.

ввести понятие о географических координатах;

показать практическую необходимость полученных знаний;

учиться определять географические координаты объектов.

развивать умения работать с учебником, атласом; картой;

способствовать формированию географической культуры;

развитие внимания, памяти, логики и интеллекта, кругозора.

осознание практической значимости географических знаний;

применять полученные знания на практике;

воспитывать трудолюбие и старательность в изучении предмета.

Осознавать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества.

умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе;

высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности.

знать для чего нужны географические координаты, что такое географическая широта и долгота.

Универсальные учебные действия:

осознать необходимость изучения окружающего мира; использовать языковые средства для выражения своих мыслей.

планировать свою деятельность под руководством учителя;

оценивать работу одноклассников;

работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель обучения, ставить задачи;

давать определение понятиям географическая широта и долгота;

структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из текста учебника и карт атлас, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

умение общаться и взаимодействовать друг с другом и в коллективе.

Основные понятия : географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Технологии : технология проблемного чтения, обучение в сотрудничестве.

Тип урока : комбинированный: изучение и первичное закрепление понятий, умений работы с картами; отработка способов деятельности определения географических координат.

Методы обучения: наглядно – иллюстрированный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

8. Форма работы учащихся : коллективная, индивидуальная, групповая.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Содержание этапов урока.

Организационный этап. (1-2 мин)

Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

Прозвенел для нас звонок- начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

— Тихо сели, настраиваемся на урок.

— Проверьте свои принадлежности к уроку. ( слайд 1,2)

проверяют свою готовность к уроку.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (6 мин)

Цель этапа. Стимулировать к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

— Сегодня мы продолжим урок – путешествие по карте. Узнаем много нового, интересного. Узнаем о географических объектах, их особенностях, достопримечательностях. Но до того, как мы отправимся путешествовать, давайте проверим ваши географические знания по ранее изученному материалу.

Проводится « Географический диктант»

-Посмотрите на слайд № 3. ( Приложение № 1)

— Что вы видите на слайде?

— Какую знаменитую игру напоминает структура таблицы?

-Правильно. А каковы правила игры?

Если учащиеся затрудняются рассказать правила игры, то их объясняет учитель.

— Правила игры понятны?

— Для того, чтобы закрыть клеточку ( уничтожить корабль), необходимо дать правильный ответ.

— Давайте поиграем. Но работать будем в парах и дружно. Один ученик называет координаты « корабля», другой дает правильный ответ.( дать определение. Что такое…) Если один из учеников затрудняется ответить, то товарищ в паре ему помогает.

— Все квадратики закрыли? Все ли корабли уничтожили?

— Я вижу на ваших лицах непонимание. ( слайд №4).

— Кто может определить объекты по географическим координатам?

Почему у вас возникло затруднение?

-Правильно, мы этого еще не проходили. Но это важнейшие элементы карты.

Как вы думаете, для чего они необходимы?

Назовите тему урока?

Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке?

Если учащиеся затрудняются с ответом, предложить им такой сценарий целеполагания.( Приложение № 2)

Учитель: Текст из рассказа А.П. Чехова « Ванька». ( слайд № 5)

«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо…»

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку. Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу».

Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках. Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель.

Учитель: Что надо знать, чтобы письмо дошло до дедушки?

Учитель: Как определить «адрес» человека, если он едет в поезде, плывет на корабле по океану, летит на самолёте, идет по лесу или, как «последний герой», находится на необитаемом острове?

Учитель: посмотрите на запись на доске.

-Как вы думаете, что она обозначает?

-Вы знаете адрес нашего маленького поселка. Но знаете ли вы точное его расположение на территории нашей большой, необъятной страны? Хотите узнать?

Сформулируйте тему урока.

— Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке?

-А ориентиром будут являться координаты нашего поселка. И в конце нашего урока мы увидим, где «затерялся» наш маленький уголок родного края.

Таблицу. В каждом квадратике написано географическое понятие, определение, то, что мы должны знать ( знаем).

Хотя бы один из учащихся, но назовет « Морской бой».

Учащиеся объясняют правила игры:

Игровое поле разделено на клеточки ( квадратики).

Вертикальные ряды обозначаются буквами, горизонтальные цифрами.

Чтобы определить координаты корабля, необходимо найти ( назвать) клетку пересечения вертикальных и горизонтальных рядов.

Учащиеся называют координаты « корабля» и дают ответы.

Стараются выбирать квадраты с определениями, которые они уже знают.

-Не все. Мы не знаем, что такое географическая широта, долгота и географические координаты. Мы этого еще не проходили. Непонятны знаки.

Чтобы узнать, где, в каком месте находится объект.

Ученик: Координаты. Географические координаты. Географическая широта и долгота.

Цель урока – узнать, что такое географическая щирота и долгота, географические координаты.

Научиться определять географическую широту и долготу, координаты:

Ученик: Адрес, по которому можно точно найти, где ты живешь: го род, название улицы, номер дома, квартиры

Ученик: Сообщить свои координаты.

Ученик: Координаты. Географические координаты. Географическая широта и долгота.

Цель урока – узнать, что такое географическая щирота и долгота, географические координаты.

Научиться определять географическую широту и долготу, координаты:

Этап усвоения новых знаний или способов действий. (22 мин)

Цель этапа. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств.

— Теперь внимательно посмотрите на карту полушарий. Какие линии будут заменять вертикальные ряды, а какие – горизонтальные? ( Слайд № 6)

— Что такое адрес объекта?

-Что напоминает пересечение меридианов и параллелей?

Положение географического объекта относительно экватора и начального меридиана – это географические координаты.

Что будет являться географическими координатами?

-Какова их роль, значение?

Чтобы установить точное положение любого объекта на земной поверхности, необходимо определить широту и долготу данного объекта.

Географическая широта – величина дуги в градусах от экватора к северу или к югу до заданной точки. ( Слайд № 7)

— Вы поработали с рисунком в учебнике и правильно ответили на все вопросы.

— Что значит определить географическую широту?

-Теперь попробуйте выполнить новое для вас задание. Определите в течение одной минуты географическую широту г. Москвы.

Учитель записывает варианты ответов на доске (56º с.ш., нет ответа, разные цифры).

-Те, кто не смог ответить, в чем у вас затруднения?

-Ребята! Посмотрите на правильный ответ: 56º с.ш. ( открыть на доске ).

-У кого другой ответ? В чем ваше затруднение?

-У кого ответ правильный, докажите, что ваш ответ верный.

Вспомним: доказать – предъявить способ, алгоритм, действие, правило нахождения, принятое в культуре.

У читель: Предлагает ознакомиться с алгоритмом определения географической широты (раздаточный материал) и выполнить задание, работая с картой полушарий в атласе. ( слайд № 8, 9)

Правила определения географической широты. ( см. Приложение № 3.)

Определите широту города Каира ( материк Африка), используя карту полушарий в атласе.

Определите широту г Санкт-Петербурга.

Расскажите о последовательности ваших действий.

— Справились? Проверим ваши ответы? Запись на доске.

— У кого правильно? Поставьте на полях тетради + напротив задания, как это делают учителя.

— Молодцы! Делаете все правильно и быстро.

— У кого возникли затруднения с определением широты объекта?

( если есть учащиеся, у которых возникли затруднения:

А) «Сильным» ученикам дается задание для самопроверки: определить г/широту влк. Килиманджаро

Б) Учитель индивидуально работает с учащимися

( учеником), у которого возникли затруднения.

-Как вы полагаете, можно ли зная географическую широту определённого объекта, определить его точное месторасположение?

— Тогда чего нам не хватает для определения точного месторасположения объектов?

-прежде, чем продолжить наше путешествие по карте, давайте отдохнем.

Физкультминутка. ( 1 мин). Проводится зарядка для глаз, т.к. ученики работают с картой, мелкими изображениями.

— Отдохнули, расслабились. Теперь продолжим.

Географическая долгота – величина дуги в градусах от начального меридиана к востоку или западу до заданной точки. ( слайд № 10, 11, 12)

Работая с учениками, выслушивая их ответы, на полях в тетради наиболее активных учеников ставится +.

— Вы поработали с рисунком в учебнике, правильно ответили на вопросы.

— Что значит определить географическую долготу?

— Для того, чтобы нам избежать ошибки, допущенные при определении г/широты объектов, что нам необходимо сделать?

-Зная алгоритм определения географической широты, давайте сопоставим действия и попробуем выработать правила определения г/ долготы.

Алгоритм определения географической долготы. ( см. приложение № 3). Слайд № 14.

— Определите географическую долготу тех объектов, у которых вы уже определили широту. ( г.Каир, г. Санкт-Петербург, влк. Килиманджаро.

— Справились? Проверим ваши ответы? Запись на доске.

— У кого правильно? Поставьте на полях тетради + напротив задания, как это делают учителя.

— Скажите, а по одной географической долготе мы сможем определить нужный остров?

— А давайте докажем, что географические координаты составляют одно целое, взаимосвязаны. И определить адрес объекта только по одной широте (долготе) невозможно.

— Читали ли вы произведение автора Ж. Верна « Дети капитана Гранта»? ( Слайд № 15)

_Всем советую прочитать это произведение, в котором героям романа пришлось совершить увлекательнейшее, интересное кругосветное путешествие в поисках капитана Гранта!

Мы должны будем ответить на вопрос: Почему героям книги “Дети капитана Гранта” пришлось совершить кругосветное путешествие? Кстати, а вы знаете, как герои этой книги получили послание от капитана Гранта? ( ответ : письмо в бутылке ). Слайд № 16

-Сможем ли мы определить местонахождение шхуны?

— Правильно. Нам не хватает географической долготы.

Читает текст 2 послания : SOS. Тому, кому попадет это послание. Экипаж шхуны “Вечерняя звезда” потерпел крушение в Тихом океане. Капитану и двум матросам удалось спастись на острове. Ищите …..162 градуса западной долготы.

-Тогда помогите героям романа, найдите месторасположение острова и пометьте его крестиком в контурной карте. Как он называется?

У кого правильно? Поставьте на полях тетради + напротив задания.

Так давайте ответим на вопрос: « Почему героям книги “Дети капитана Гранта “ пришлось совершить кругосветное путешествие?

— А теперь давайте вернемся к предыдущему заданию по определению широты и долготы г.Каира, Санкт-Петербурга и вулкана Килиманджаро. И соединим полученный результат, то есть запишем точное месторасположение этих объектов, укажем их координаты.

Физкультминутка. ( 1 мин). Проводится зарядка для глаз, т.к. ученики работают с картой, мелкими изображениями.

Сравнивают с таблицей игры « Морской бой».

Ученик: пересечение меридианов и параллелей.

Делают записи в тетради.

Ученик: найти параллель, на которой находится объект.

Ученик: широта и долгота.

По ним можно определить точное месторасположение объекта.

Узнать! Что такое широта и долгота.

Делают записи в тетради.

Работают с параграфом учебника. ( Учебник А.А, Летягин. География. Начальный курс: 6 класс. §14, стр 78. Рис 42).

Готовят ответы на вопросы:

В чем выражается географическая широта?

Какую широту имеют все точки, лежащие на экваторе?

Какую широту имеют все точки, лежащие в северном полушарии?

Какую г/широту имеют все точки, лежащие в южном полушарии?

Найти параллель, на которой находится объект.( Определить географическую широту объекта – найти параллель относительно экватора, на которой он расположен.

Возможные варианты ответов: нет ответа, разные варианты, 56 º с.ш.

Все ответы р азные.

Мы не смогли найти г. Москву на карте.

Мы не смогли правильно определить геогр афическую широту.

Мы не можем доказать, т.к. мы не знаем последовательности действий при определении географической широты.

Ученики: используя алгоритм определения г/широты, выполняют задания №1, определяют географическую широту объектов и учатся правильно делать записи в тетради по теме:

Определение географической широты города Каира:

Город Каир находится в Африке, в С-В части;

Город находится к северу от экватора;

Параллель на которой находится город Каир равна 30º;

Географическая широта города Каира равна 30ºс.ш..

Записывают в тетрадь.

Определение географической широты города Санкт- Петербурга.

2. К северу от экватора;

3. П араллель, на которой находится город, равна 60º;

4. Г еографическая широта г. Санкт-Петербурга равна

Задание для самопроверки:

Определение географической широты вулкана Килиманджаро

1. В лк. Килиманджаро находится на материке Африка;

2. К югу от экватора;

3. Б лижайшая к влк. параллель со стороны экватора равна 0º;

4. Ч исло градусов от этой параллели до объекта (4º);

5. Г еографическая широта влк. Килиманджаро равна 4º ˚ю.ш.

Ученик. Мы не знаем г/долготу.

Делают записи в тетради.

Ученики: работают с текстом учебника. ( Учебник А.А. Летягин. География. Начальный курс: 6 класс. § 14, стр 78. Рис 44.).

Готовят ответы на вопросы:

В чем выражается географическая долгота? ( в градусах).

Какую г/долготу имеют все точки, лежащие на востоке от 0˚ ( Гринвичского) меридиана? ( в.д. от 0 до 180˚)

Какую г/долготу имеют все точки, лежащие на западе от 0˚ ( Гринвичского) меридиана? ( з.д от 0 до 180˚)

Какую долготу имеют точки, находящиеся на нулевом меридиане? (0˚д)

Найти меридиан, на котором находится объект.

( Определить географическую долготу объекта – найти меридиан относительно начального меридиана, на котором он расположен ).

Выполнить определенный порядок действий ( алгоритм).

Ученики высказывают свои мысли. Может, спорят, какие действия необходимы в первую очередь. Но вырабатывают правила и при помощи учителя закрепляют их, выполняя предложенные задания.

Определение географической долготы города Санкт- Петербурга.

2. На восток от 0 ( Гринвичского) меридиана ;

4. Г еографическая долгота г. Санкт-Петербурга равна

Определение географической долготы города Каира.

2. На восток от 0 ( Гринвичского) меридиана ;

4. Г еографическая долгота г. Каира равна

Делают записи в тетради.

Ответы: да, нет. ( Как окажется – большинство не читали).

Ответ: нет, так как дана только географическая широта.

Теперь нам известна и широта, и долгота. И мы сможем определить точное месторасположение острова в Тихом океане!

Определяют и помечают остров крестиком в контурной карте полушарий. ( о-ва Кука).

о-ва Кука- 11 ˚ ю.ш., 162 ˚ з.д

О твет: они знали только одну координату, поэтому не могли установить местоположение острова.

Делают записи в тетради, сверяют, проверяют правильность написания.

Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение знаний и способов действий (8мин)

Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать.

— Теперь давайте вернемся к началу нашего урока и вспомним, что являлось ориентиром при изучении нового материала?

— Готовы сделать это задание? Пометьте кружочком это место на карте полушарий. Кто быстрее?

У кого правильно? Поставьте на полях тетради еще один +.

Молодцы! Справились! Посмотрите, где мы живем. У самого Белого моря! А сколько рек, озер находится вокруг нас. ( Слайд № 17).

А какие крупные города находятся поблизости?

Давайте определим точный «адрес» этих городов. То есть определим их географические координаты. Работать будем в парах. Один ученик определяет координаты Архангельска, другой – координаты г.Онеги.

После выполнения задания организуйте взаимопроверку.

Ученики: нам надо определить точное месторасположение на карте нашего поселка.

Ответы: г. Онега ( Онежский район), г. Архангельск

Учащиеся выполняют задание и делают запись в тетради

Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (2 мин)

Цель этапа . Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения.

Учитель: Большинство героев романов знаменитого французского писателя Жюля Верна – неутомимые путешественники. Их маршруты проходили по всем материкам и океанам Земли. ( Слайд № 18).Выполняя задания по контурной карте, вы познакомитесь с некоторыми из них.

Каждому из вас я выдаю по три карточки с отрывками из произведений Ж. Верна. А ваша задача определить точное месторасположение объектов, о которых говорится в отрывках произведений и указать эти объекты в контурной карте полушарий.

Слушают учителя. Если есть вопросы, задают и получают пояснение от учителя.

Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 мин)

Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Молодцы! Наш урок подошел к завершению. Вы хорошо поработали, активно. Путешествие по карте будет продолжаться и на следующем уроке. Мы будем не только определять местонахождение объектов по географическим координатам, но и определять географические координаты объектов. А заодно узнаем много интересного, нового об особенностях или достопримечательностях тех или иных объектов.

Сейчас давайте проанализируем вашу работу.

У кого преобладают плюсики, проставленные на полях?

Те ребята, у которых стоят только одни +, сможете смело поставить себе за работу на уроке оценку 5.

Высказывают свои предположения, применяя полученные знания.

Оценивают свою работу на уроке.

Тип урока : комбинированный.

Цель : сформировать представление о географических координатах, понятий географическая долгота и географическая долгота.

ввести понятие о географических координатах;

показать практическую необходимость полученных знаний;

учиться определять географические координаты объектов.

развивать умения работать с учебником, атласом; картой;

способствовать формированию географической культуры;

развитие внимания, памяти, логики и интеллекта, кругозора.

осознание практической значимости географических знаний;

применять полученные знания на практике;

воспитывать трудолюбие и старательность в изучении предмета.

В 6 классе обучается 8 человек: 7 девочек и 1 мальчик. Все дети обучаются вместе с первого класса. Класс очень дружный, ребята хорошо общаются и во внеурочное время, много времени проводят вместе. В классе выделяется группа сильных учеников, их 6. Они являются «хорошистами по всем предметам». Одна девочка « слабенькая». Для нее характерен медленный темп учебной работы, долгое вовлечение в учебный процесс, учится на «3».

Но на уроке проявила себя очень хорошо ( что явилось полной неожиданностью..). Быстро «включилась» в учебный процесс, активно работала и даже отвечала на вопросы ( правда, почти что всегда неправильно). Но умничка, не подвела! По уровню обученности – класс сильный, развита волевая сфера, познавательная активность. У учеников хороший кругозор знаний об окружающем мире. Быстро оперируют понятиями, терминами, на уроках активны, характерна высокая работоспособность, достаточно высокая учебная мотивация. Умеют работать в парах, умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, оценивать себя и взаимооценивать друг друга. ( примечание М.А: это специфика сельских малокомплектных школ. Объединение классов. В начальной школе один учитель за урок должен обучить сразу 3, 4 класса! Как можно организовать работу учащихся, если не самостоятельно, в группах, парах, пока учитель работает с каким- то классом в отдельности. Поэтому, в основную школу они уже приходят с определенными умениями, навыками самостоятельной работы, в том числе и с наглядным материалом). Так как класс «сильный», то открытые уроки часто проводят с ними. Поэтому, учащиеся класса коммуникабельны, не боятся присутствия посторонних в классе, хорошо отвечают и работают.

Внешние связи урока.

Тема урока « Географические координаты» для учащихся является новой. Но ее изучение опирается на материал предыдущего урока « Глобус – модель Земли», где были рассмотрены понятия: глобус, экватор, параллель, меридиан, градусная сеть Земли, географические полюса. На изучение данной темы отводится два урока. На первом уроке даются базовые понятия с отработкой умений и навыков по их определению. На втором уроке закрепляются знания, умения и навыки и приоритетом является работа с разновидностями карт, нахождение объектов и определение их географических координат и наоборот, определение объектов по координатам.

Характеристика триединой цели урока.

Цели урока поставлены мною выше. Основной целью урока стало организация работы учащихся с текстом учебника, с рисунками, и на основании этой работы – формирование навыков работы с картой. Воспитывающий аспект урока направлен на формирование навыков самостоятельной работы, коммуникативного общения.

Тип урока – комбинированный, выбран не случайно. Так как изучение нового материала по теме требует изучение и первичное закрепление понятий, умений работы с картами, отработки способов деятельности определения географических координат.

Изучение и усвоение нового материала базировалось на умении учащихся работать с текстом учебника, с картой, с рисунками и схемами. Этот вид учебной деятельности хорошо знаком учащимся при изучении таких тем как « План местности», « Виды изображения поверхности Земли», « Ориентирование на местности», « Топографический план», «Изображение рельефа на местности», « Глобус – модель Земли». Учащиеся быстро ориентируются, хорошо знают стороны горизонта, умеют « читать» карту с использованием изученного материала.

Самоанализ этапов урока.

Урок прошел по плану. Все этапы урока были выдержаны в полном объеме.

У учащихся наблюдался положительный настрой, хорошее настроение и мотивация на учебную деятельность.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (5 мин).

Цель этапа : с тимулировать к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

В этот этап я объединила модуль « Повторение» и модуль « Актуализация знаний». В виде таблицы ( форма аналога « Морской бой»), где показано пересечение горизонтальных и вертикальных столбцов, похожих на географическую сеть, я подвела учащихся к объяснению нового материала, к тому, что предстоит работа с картой. А объяснение нового материала напрямую связано с теми определениями, которые учащиеся уже знают. На все вопросы были даны быстрые и правильные ответы.

Также на этом этапе был использован прием « Внимание! У меня проблема!». Среди определений, которые были даны на повторение, «затерялись» неизученные. Ученики сразу их увидели. И благодаря расширенному кругозору, эрудиции они быстро назвали и тему урока, и цель. Этап прошел быстро, без осложнений. Поэтому, второй вариант целеполагания с текстом из рассказа А.П. Чехова « Ванька», я провела как пример, не заостряя внимания на формулировку темы и цели урока. А на прием с определением точного расположения поселка Золотуха, обратила особое внимание, так как эта информация вызвала у ребят интерес. И именно этот прием стал ориентиром для достижения цели урока.

На этом этапе также была произведена небольшая оценочная деятельность учащихся. Плюсики красной пастой на полях тетради ставили ученики, которые правильно отвечали на вопросы. Но, к сожалению, мне показалось, что это было не совсем правильно. Так как руки были подняты у большинства, ответить хотели все, а плюсы проставили только те, кого я спросила. Таким образом, я повысила уровень тревожности у отдельных учеников, страх оказаться неоцененным, неуспешным. Некоторые расстроились, что я спросила не их. Поэтому, оценочную деятельность на этом этапе надо продумать, пересмотреть и выбрать другой вариант.

Этап усвоения новых знаний или способов действий.

Цель этапа. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств.

Этот этап прошел успешно, опираясь на знания, полученные учащимися на других уроках. Был более длительным, так как учебная деятельность только формируется. Ученики быстро ориентируются в карте, находят меридианы и параллели. Быстро нашли ответы на вопросы, работая с учебником. Интерес у учащихся вызвало задание с определением географической широты г.Москвы. Материал новый, неизвестный. Из 8 учеников 3 ответили правильно. Немаловажную роль при выполнении этого задания сыграло соперничество между сильными ученицами, каждая из которых пыталась задание сделать правильно, несмотря на новизну материала. Считаю, что соперничество пошло на пользу, так как они были вовлечены в учебную деятельность, и у них просматривалась высокая мотивация при выполнении задания.

Небольшие затруднения возникли при необходимости выработки алгоритма нахождения географической широты, а именно в последовательности действий. Здесь я дала ученикам возможность подискутировать, немного поспорить и доказать свою правоту, что то или иное действие должно быть первым или последующим. Этот этап урока прошел более эмоционально, явился своего рода разрядкой, паузой и понравился больше всех. Все были вовлечены в процесс дискуссии, каждый пытался доказать свою правоту на примере. В результате, последовательность действий при определении географической широты была составлена. Ученики сами справились с этим заданием, хотя у меня были заготовлены карточки с алгоритмом, так как думала, что им будет тяжело составить самим алгоритм, будет потеряно много времени на это. Далее ученики работали быстро, активно. К тому же старались получить «заветные» красные плюсики на полях тетради. На этом этапе оценочная деятельность была «к месту».

Труднее далось задание « слабой» ученице. Она работала медленнее, не успевала, не выдержала темпа урока, заданного сильными учениками и очень расстроилась. Поэтому, я дала задание другим ученикам поработать в парах: один ученик определял географическую широту названного объекта, другой – долготу. Затем эту работу выполняли наоборот и сравнивали свои ответы. Это задание было не продумано, явилось хаотичным. Но ученикам оно понравилось и справились они успешно, что явилось показателем достижения цели и задач урока. К тому же, при выполнении этого задания происходило взаимообучение, так как ошибки, допущенные одним, исправлялись другим учеником с объяснением. Данная работа способствовала развитию логического мышления и интеллектуальной активности.

С девочкой поработала индивидуально. С заданием на закрепление она справилась, но медленно. Причиной явилось плохая ориентация по карте ( определения все рассказывает правильно: и что такое экватор, меридиан, параллель), неуверенность, повышенная тревожность из – за присутствия других учителей. Но правильно сделанное задание, похвала, прибавили уверенность, и координаты других объектов она нашла правильно. Улыбка на ее лице свидетельствовала об успешности урока именно для нее.

Огромный интерес у учеников вызвал момент урока с показом слайда по произведениям Ж.Верна. Недооценила! Не все, но читали! Мы были во временных рамках урока, но ребята готовы мне были рассказывать про героев его произведений. Поэтому, я порадовалась за уместность выбранного домашнего задания по произведениям Ж.Верна.

Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение знаний и способов действий.

Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать.

На этом этапе мы выполнили задание, которое являлось ориентиром и мотивацией для учебной деятельности. Определили точное расположение нашего поселка по географическим координатам на карте полушарий. На следующем уроке будем определять по карте России, Архангельской области. Координаты г.Архангельска ученики нашли быстро и правильно по карте полушарий. С г. Онегой возникли затруднения, так как город не обозначен на карте полушарий. Зато хорошо нашли координаты на карте России ( опережающее задание). Правильность задания, успешность выполнения показала взаимопроверка учащихся. Разница оказалась в 1-2 градуса широты или долготы.

Домашняя работа была прокомментирована. Карточки с заданиями вызвали интерес, ребята стали обмениваться мнениями. Вопросов по ее выполнению у учащихся не возникло.

Для рефлексии был предложен небольшой тест, в котором учащиеся должны были оценить свою работу на уроке и свое эмоциональное настроение. На основании анкетирования я сделала вывод, что урок понравился, работой на уроке ученики довольны и ушли с урока с хорошим настроением.

Самоанализ « Картины урока».

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся, активно использовалась подача материала с помощью мультимедиа. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 6 класса.

Выбранная структура урока рациональна для реализации поставленных целей. Оптимально подобрано время для каждого этапа урока. В ходе урока развивались навыки работы с картографическими источниками информации, умение работать в парах. Основной задачей на уроке являлось создание условий ученикам для самостоятельной работы и помощь ученикам при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера, которая стимулировала учебно-познавательную деятельность, занимала большую часть урока..

Применение на уроке практико-ориентированного обучения способствовало развитию коммуникативной компетенции, речевой и мыслительной деятельности учащихся, формированию навыков критического мышления, созданию ситуации успеха при поддержке со стороны педагога и одноклассников.

Использование на уроке компьютера позволяло не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержала весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.

Цели урока были достигнуты. На уроке происходило формирование личностных качеств учащихся, развивалось творческое мышление, закреплялись рациональные приемы учебной деятельности.

Здоровьесбережению способствовали физкультминутка и смена видов деятельности.

Эмоциональный настрой в начале урока, смена видов деятельности обеспечили комфортную психологическую атмосферу на протяжении всего урока, о чем свидетельствуют результаты рефлексии.

Урок получился инновационным, интересным, познавательным. Результативность урока высокая, так как все учащиеся работали; все учащиеся справились с заданиями. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока в целом выполнен.

Список источников и используемой литературы:

Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2012.

Максимов Н.А. Методическое пособие по физической географии. – М.: Просвещение, 2011.

Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – м.: Вако, 2009.

Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии. – М.: Просвещение, 2011.

Жюль Верн. Вогруг света за 80 дней. – Ридердз Дайджест, 2010.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 класс. 2004.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *