Для чего нужны корректные остатки
Виртуальные и отрицательные остатки товаров в магазине
Пройдясь по магазину, мы увидим огромное количество товаров. До того, как товар будет поставлен на полку и станет доступен покупателю, он пройдет множество этапов: от заказа поставщику до приемки в магазине.
Всё больше процессов автоматизируются: автозаказ самостоятельно формирует заказ поставщику паллетная приемка товара, позволяет не пересчитывать товар. Всё это позволяет ускорить процесс поступления товара в магазин, но требует идеальных данных в системе.
Некорректные данные в системе приводят к тому, что одного товара будет в избытке, а другого – недостаток. Избыток товара приводит к росту списания, потому что товар стоит на складе и не продается. А недостаток товара приведет к потерям в продажах.
Индикаторами ошибок в программе являются виртуальные и отрицательные остатки товаров. Виртуальные остатки – когда в программе товар есть, но на самом деле его нет. Отрицательные остатки товаров- когда продали товар, которого не было на остатках магазина.
Как могут быть обнаружены отрицательные остатки товара и виртуальные остатки в программе
Рассмотрим на примере, как формируются виртуальные и отрицательные остатки:
Ежедневно необходимо контролировать отрицательные остатки. Автозаказ воспринимает их как наличие товара и не формирует заказ поставщику.
Виртуальные остатки
Отрицательные остатки
Товар числится в системе с остатками, но на самом деле он отсутствует.
Причины возникновения виртуальных остатков
Отрицательные остатки возникают, если товар продан, но его НЕ было на остатках.
Причины возникновения отрицательных остатков
Методы контроля виртуальных и отрицательных остатков
Для того чтобы поддерживать корректные данные в системе, на ежедневной основе необходимо формировать отчетность:
Если по какому-то товару был выявлен отрицательный остаток, необходимо помнить, что причиной может быть пересортица. Следовательно, нужно скорректировать не только отрицательные остатки товаров, но и товар с виртуальным остатком. Ведь если мы выявили отрицательный остаток по яблокам, то необходимо найти товар, который был заведен с излишком – груши.
Для этого в группе товаров, в которой найден отрицательный остаток, проводим локальную инвентаризацию. Для начала пересчитаем все яблоки. Если в яблоках излишка нет, расширяем подгруппу с аналогичным товаром: апельсины, груши и т. д.
Локальная инвентаризация позволит скорректировать виртуальные излишки, и если их не контролировать, то они будут выявлены большим объемом при общей инвентаризации.
Четыре инструмента для контроля остатков
Остатки — это естественный бизнес-процесс, который поддается планированию и управлению. Но чтобы получить над ними власть, нужно постоянно держать руку на пульсе своего бизнеса. Слабые места легко вычисляются с помощью четырех несложных показателей. Каких, — во время форума Fashion Retail&Distribution рассказал Олег Груздев, основатель первой в России галереи шоу-румов.
Прежде всего, владелец любого магазина должен понять, что остатки — это не проблема, а такая же естественная часть розничной и оптовой торговли, как закупка, работа с персоналом, обслуживание покупателей. И как любой бизнес-процесс скопление остатков имеет начало и конец. Его начало приходится на момент закупа, а это значит, что планировать появление остатков можно заранее.
Полностью предотвратить образование излишков нельзя, хотя можно повлиять на факторы, которые приводят к их чрезмерному объему. Что это за факторы? Закупка большего количества товара, чем может продать магазин, снижение объема запланированных продаж, неэффективная выкладка товара, закупка коммерчески неэффективного товара, неверный выбор поставщиков и завышение розничной цены.
Держать уровень остатков «в узде» вам поможет, во-первых, вдумчивый выбор поставщика. Хороший поставщик каждый сезон находит новые интересные марки, оказывает консультационную поддержку и помощь в открытии магазинов, переживает за бизнес своих клиентов, постоянно идет навстречу в переговорах и даже иногда дарит туры в путешествия.
Кроме того, контролировать уровень остатков можно регулярным анализом бизнеса по четырем основным показателям: уровень товарооборота, отношение стоимости складских запасов к месячному объему продаж, общий размер прибыли на вложенный в закупку капитал, эффективность использования торговой площади.
Анализ показателя «Товарооборот»: показатель товарооборота — самая главная цифра, которая должна контролироваться еженедельно и ежемесячно. Чем выше товарооборот, тем устойчивее положение магазина, поэтому следует стремиться к максимально высокому для торговой точки обороту. Недостаточно высокий по меркам магазина товарооборот может быть связан с некорректным использованием товарных стратегий. Что имеется в виду? Существуют по крайней мере две товарные стратегии: «высокие цены при низком товарообороте» и «низкие цены при высоком товарообороте». Помните, что высокомаржинальные товары всегда должны платить по более высокой «арендной ставке» за нахождение на полке, так как они занимают место дольше, чем товары с меньшей наценкой. Идеальный случай — когда эти две товарные стратегии смешаны в одном магазине, но одна из них все-таки превалирует.
Анализ показателя «Размер прибыли на вложенный в закупку капитал»: владелец магазина является по сути инвестором и должен постоянно контролировать, какой доход приносит ему тот или иной актив — в том числе его бизнес. Если доходность на каждый вложенный рубль составляет 1,5 – 2 рубля (т.е. 15-20%), это значит, что бизнес не имеет смысла, и вы просто покрываете расходы, хотя могли бы вложить деньги в другие инструменты инвестиций. Доход 2,5 – 3 рубля на один вложенный рубль говорит о том, что дела в магазине идут хорошо, и его владелец не только покрывает убытки, но и зарабатывает. Но это вовсе не значит, что для достижения максимальной прибыли надо увеличивать коэффициент наценки до 3. Высокий доход достигается другими способами: увеличением скорости товарооборота и реинвестициями капитала, переносом рекламных акцентов на высокомаржинальные товары и использованием сторонних источников инвестиций помимо собственных накоплений.
Анализ показателя «Стоимость складских запасов к объему продаж»: этот показатель высчитывается как стоимость товаров на складе/объем продаж в месяц. Если в результате расчета вы получили соотношение 5 к 1, это значит, что ваш склад затоварен. Соотношение 3 к 1 — хороший показатель, но 2 к 1 — еще лучший. Чтобы избежать затоваривания склада и заморозки денежных средств, мы рекомендуем нашим клиентам не заполнять в начале сезона сразу весь склад, а докупать товар в несколько приемов, например, раз в месяц или два.
Анализ показателя «Эффективность использования торговой площади». Мелкие и средние компании напрасно не уделяют внимание эффективности использования торговой площади, потому что грамотное использование торгового пространства может увеличить выручку магазина до 20-30%. Чтобы узнать, какую долю общей площади магазина составляет торговое пространство, воспользуйтесь формулой «торговая площадь/общая площадь магазина». Результат менее 0,6 означает, что большая часть вашей торговой площади используется не по назначению. На западе приемлемым коэффициентом считается коэффициент 0,7, который характеризует ситуацию, при которой торговая площадь магазина к неторговой соотносится как 70:30. Но, конечно, чем больше доля торговой площади, тем лучше. Как вычислить эффективность ее использования? Разделите объем продаж на размер торговой площади. Если в результате получится, что 1 кв.м. приносит вам менее 3,5 тысяч долларов в год, это значит, что либо у магазина слишком много торговых площадей и, соответственно, владельцам приходится платить очень высокую арендную плату, либо объем продаж оставляет желать лучшего. Стандартный и вполне достижимый показатель для магазина одежды и обуви — 4 – 5 тысяч долларов с 1 кв.м. в год, но в идеале один «квадрат» должен приносить от 7 тысяч долларов в год и выше. Впрочем, следует отметить, что конкретные цифры сильно зависят от издержек, которые колеблются от региона к региону. Есть еще один показатель, который позволяет оценить эффективность использования торговой площади, — установочный коэффициент. Он показывает, какую долю в магазине занимает оборудование, и рассчитать его можно, разделив площадь, занятую оборудованием, на площадь торгового зала. При эффективном использовании площади этот коэффициент должен быть равен 0,2 – 0,32.
Контроль товарных остатков в системах 1С
Этой статьей автор хотел бы поднять вопрос о слабых местах типовых систем 1С «УПП, УТ, Комплексная», методах их устранения и определить интерес аудитории к проблеме в целом.
В первой из них затрагивается вопрос о «контроле товарных остатков».
Как система контролирует превышение остатка.
В терминологии 1С существует два вида проведения документов Оперативное и Неоперативное проведение.
Оперативный режим проведения означает, что факт хозяйственной операции регистрируются в текущий моментом времени а неоперативный же режим означает, что хозяйственная операция отражается в прошлом, пусть даже и секунду назад от текущего момента времени.
Не открою большой секрет что в идеологии типовых конфигураций программ 1С, не считается нужным проверять остатки товара в неоперативном режиме.
Не буду сейчас в даваться в причины отсутствия полноценных механизмов контроля остатков в ранних версиях систем, отмечу лишь тот факт что контролировать остатки только в оперативном режиме мало подходит для реального документооборота. Зачастую документы вносятся по мере их поступления и как правило задним числом.
Как это работает.
В своей статье в качестве базовой конфигурации я буду рассматривать УПП (управление производственным предприятием) так как она содержит наибольшее количество подсистем. Представленный метод подходит и для других систем 1С в которых есть регистр «Свободных остатков».
В системе присутствуют демо данные и включен механизм контроля «Свободных остатков».
Немного о самом регистре СвободныеОстатки.
Данный регистр не так давно появился в УПП и его появление обусловлено необходимостью консолидации данных о товарных остатках в одном месте, также он отделил товарных остатки от регистров партий ввиду стратегического продвижения РУАЗ(расширенных учет аналитики затрат) где не использовались партии.
В дальнейшем развитии весь контроль товарных остатков базируется именно на нем.
Но вернемся в нашей проблеме. Проведя несколько документов в прошлом периоде с заведомо завышенным количеством можно обнаружить что система никак не реагирует на превышения.
Давайте разберемся что же происходит на самом деле.
Для всех документов системы в модуле проведения существует блок обрабатывающий контроль остатков. Обычно он выглядит следующим образом:
Все хорошо. Контроль вроде бы есть. Но проваливаясь в реализацию (клавиша F12). Видим все то чем написано выше. Система контролирует только оперативный остаток.
Система без контроля пропускает большую часть документов, которые заводятся в прошлом периоде. Было бы логично сообщать о ошибках данных в момент ее появления, когда у оператора есть первичный документ на руках, а не в момент закрытия месяца, когда документы в архиве и узнать правду не представляется возможным.
Каждый раз начиная совершенно разные проекты, первым делом что приходилось закрывать именно эту брешь в контроле остатков. Только это одно действие может значительным образом повысить качество данных системы и ее полезность в целом.
Дополняем обработку не оперативного проведения.
Теперь хорошие новости.
Ничего существенного дорабатывать не нужно все доработки сводятся к 4 строкам.
1.Блокируем выход из процедуры если проведение не оперативное.
2.Добавляем в запрос параметр определяющий на какую даты мы хотим получить остатки.
3. Дополнительно передаем этот параметр в запрос.
Проверяем.
Сформируем документ в прошлом периоде и убедимся что системы блокирует его проведение при превышении остатка. Дополнительно используем отчет «Анализ доступности товаров на складах».
Складские остатки – один из главных активов
Любой владелец магазина желает, чтобы имеющийся на складе товар был распродан в большом количестве и при этом в короткие сроки, а складские остатки были минимальны. Это и есть суть эффективного управления запасами. Грамотное формирование товарных ресурсов и частота их заказов, обеспечит предпринимателю рентабельность вложений и желаемую чистую прибыль.
Теперь подробнее остановимся на складских остатках.
Формировать товарные запасы очень непросто, иначе не возникало бы вопросов “Что с оставшимся резервом?”. Приходится наблюдать следующую ситуацию: объемы продаваемых единиц не уменьшаются, а наоборот увеличиваются. Недостаток ассортимента ведет за собой снижение уровня обслуживания покупателей.
Система управления складом
Товарные запасы – один из самых крупных активов, который требует грамотного подхода к себе, дабы снизить излишки и получить максимально возможную прибыль. Их хранение тоже стоит денег. При неправильном обращении продукция может создать значительные финансовые проблемы для бизнеса, по причине не пригодности изделий, или нехватки их на складе.
Нужно стремиться к тому, чтобы удовлетворить спрос покупателей при минимально возможном арсенале продукции. Например, чтобы сервис был на высоте, и клиент остался доволен и пришел за покупками вновь, вы должны располагать достаточным количеством резервов. С другой стороны, излишки могут стать неликвидной продукцией, тем самым владелец не окупает свои вложения или даже терпит убытки. Также заказывать у поставщиков товар, который продается быстро – опасно для уровня обслуживания посетителей. И тогда целевая аудитория тут же обратится к конкурентам.
Именно поэтому большинство торговых точек, в частности магазины детской обуви, имеют ряд проблем при организации складской продукции.
Существует два подхода при заказе товаров:
Что такое складские остатки?
Это неликвидная продукция, довольно часто остающийся в активах. Как правило, это товары, которые не проданы из-за отсутствия достаточного покупательского спроса. Они хранятся на складе, занимают много места и приносят затраты, вместо того, чтобы находиться на витрине и приносить прибыль. Целесообразным путем в такой ситуации является реализация неликвидной продукции по сниженным ценам. Необходимым условием для продажи оставшегося ассортимента является его отражение в информационной системе склада, или же про остатки забывают, а вспоминают в процессе освобождения площадей в хранилище. Читайте наш материал об одном из способов продать залежавшийся товар без его уценки.
Что необходимо делать, чтобы сократить количество складских остатков, и тем самым вы могли бы оправдать свои вложения?
Внедрение специальных компьютерных программ
Советы по эффективному формированию товарных запасов:
Избыток продукции – такая же нежелательная ситуация, как и ее недостаток. Удержать золотую середину всегда непросто, но к этому балансу нужно постоянно стремиться. Поддерживать необходимый объем резервов следует, таким образом, чтобы количество складских остатков было минимальным.
Добросовестная работа сотрудников будет способствовать увеличению дохода и увеличит эффективность товарооборота. Держите под контролем ситуацию на складе и ваши ожидания оправдаются.
Читайте больше статей по теме “Управление запасами” в нашем блоге.
Желаем процветания вашему бизнесу!
Здравствуйте, дорогие читатели!
Меня зовут Наталья Ожогина. Я один из копирайтеров, работающий над написанием статей для блога. Работаю в компании VZV.su немалый период времени и за этот срок опубликовала материалы на самые различные темы в области ведения бизнеса, открытия розничного магазина и торговых марок детской обуви. Я являюсь дипломированным специалистом в области рекламы и маркетинга и рада сегодня возможности заниматься профессиональной деятельностью в компании VZV.su.
Моя миссия заключается в предоставлении читателям качественного контента, содержащего ценные советы о том, как следует сегодня вести бизнес, продавая детскую обувь. Мои накопленные знания и приобретенный опыт – неотъемлемые составляющие для создания уникального текстового материала. Владение также и журналистскими навыками написания статей делает тексты легко читаемыми для клиентов, из которых легко вынести главную мысль.
Я регулярно связываюсь с менеджерами по продажам, задаю им волнующие предпринимателей вопросы и после трансформирую информацию в увлекательные и познавательные статьи. Посещение выставок детской обувной продукции дает мне широкие возможности для освещения последних новостей в мире детской моды, а также о новшествах в производстве изделий. Поддержание общения с розничными торговцами помогает узнать непосредственно от первых лиц все то, что происходит на современном рынке детских товаров сейчас. Актуальная информация сразу находит свое отражение в блоге. Я беру интервью у партнеров компании, которые заказывают товары для своих магазинов. Они охотно рассказывают о своей истории успеха, отвечают на вопросы. Каждая встреча, каждый деловой разговор я кладу в копилку своего опыта. Все это входит в мою работу. Именно так я понимаю, что будет интересно читателю и спешу предоставить ему свежий материал для прочтения.
Моя деятельность состоит из потока информации, которую мне необходимо отобрать, обработать и передать в доступной форме широкому кругу интересующихся людей. Никакой труд не бывает легким, только трудности помогают нам развиваться. Я нашла свое призвание в должности копирайтера и горжусь этим!
Контроль остатков в 1С. Поддержание оптимальных запасов на складе
Стандартные отчеты по товарным остаткам в программе «1С:Управление торговлей, ред. 10.3» никак не сигнализируют пользователю о необходимости заказать какой-либо товар.
Более того, если за период отчета по товару не было никаких движений (т.е. нет начального остатка, прихода и расхода), то товар вообще не будет показан в отчете!
Чтобы всегда поддерживать оптимальные остатки товаров на складе, вы можете пользоваться механизмом «Точка заказа». Суть механизма состоит в том, что вы указываете в программе минимальное количество товара, которое должно быть на складе. После этого в специальном отчете система покажет товар, который необходимо заказать и рассчитает нужное количество.
Установка значений точки заказа
Указание минимальных остатков товара на складе производится документом «Установка значений точки заказа».
Меню: Документы – Планирование – Установка значений точки заказа.
Создадим новый документ по кнопке «Добавить». В документе указываются все товары, оптимальное количество которых вы хотите поддерживать. По каждой строке заполняется:
Характеристика – указывается, если товар имеет характеристики (цвета, размеры и др.).
Способ определения – способ расчета минимального и оптимального остатка. Выбирается один из 4 способов:
Фиксированная – значения вводятся пользователем вручную.
Средний размер партии – значения будут рассчитываться исходя из среднего объема закупки товара.
Оптимальный размер заказа – значения будут рассчитываться исходя из продаж товара.
Не контролировать – значения не задаются, остаток не контролируется.
Значения точки заказа – оптимальное количество товара для способа «Фиксированная».
Страховой запас – минимальное количество товара для способа «Фиксированная».
% значения точки заказа – процент, который будет использоваться для расчета оптимального количества (для способов «Средний размер партии» и «Оптимальный размер»).
% страхового запаса – процент, который будет использоваться для расчета минимального количества (для способов «Средний размер партии» и «Оптимальный размер»).
Склад – можно указать склад, остатки на котором будут контролироваться. Если склад не указан, то будет контролироваться общий остаток на всех складах.
Таким образом, вы можете рассчитать минимальный и оптимальный остаток самостоятельно и внести в программу, а можете доверить расчет самой программе исходя из объемов закупок или продаж.
Пример заполненного документа:
Анализ точки заказа
Для анализа складских остатков и необходимости заказа товаров используется отчет «Анализ точки заказа».
Меню: Отчеты – Закупки – Анализ закупок – Анализ точки заказа
В отчете по каждому товару выводится следующая информация:
Значение точки заказа – оптимальное количество на складе (из документа установки точки заказа)
Страховой запас – минимальное количество на складе (из документа установки точки заказа)
Остаток – текущий остаток данного товара
Просроченное поступления –ожидаемое количество товара, который не был получен в срок
Ожидаемые поступления – ожидаемое количество товара, срок поставки которого еще не наступил
Рекомендуемый объем закупки – рекомендуемое программой количество товара, которое необходимо приобрести. Рассчитывается как оптимальное количество минус текущий остаток. Заказанные товары не уменьшают данное количество, так как заказ может не поступить.
Срок доставки (в днях) – средний срок доставки поставщика
Все товары программа делит на три категории:
Не требуется заказывать – остаток товара больше оптимального, заказывать не нужно. Например, остаток телевизоров – 80 штук, а оптимальное количество – 50 штук. Телевизоры пока заказывать не нужно.
Рекомендуется заказать – остаток товара меньше оптимального, но больше минимального количества. Значит, что товар нужно заказать, но сроки не критичны. Например, остаток ноутбуков – 25 штук, что меньше оптимального, поэтому программа рекомендует закупить 10 штук (до 35 – оптимального остатка). При этом минимальный остаток (15 штук) пока поддерживается.
Требуется заказать – товар, остаток которого меньше минимального значение, его срочно нужно заказывать. Например, минимальный остаток телефонов на складе – 50 штук, а в наличии есть всего 10 штук. Товар срочно нужно заказывать, при этом программа рекомендует закупить сразу 110 штук (до 120 – оптимального количества).
Примечание: для заполнения срока доставки нужно проставить основного поставщика и указать его срок доставки. Основной поставщик заполняется в товаре на закладке «Дополнительно». Срок доставки указывается в карточке контрагента на закладке «Как поставщик» внизу.
Заказ необходимых товаров. Пополнение запасов на складе
Сформировать заказы на необходимые товары можно прямо из отчета по кнопке «Формирование заказов».
Откроется форма для создания заказов:
В форме указаны все товары, остатки которых мы отслеживаем. Товары разделены по основным поставщикам, соответственно заказы будут также создаваться на основных поставщиков.
По каждому товару указано:
Рекомендуемое количество – количество, которое программа рекомендует закупить
Заказанное количество – количество товара, которое уже заказано, но еще не поступило
Заказать – количество, которое будет добавлено в заказ (разница между рекомендуемым и заказанным количеством)
Вы можете изменить количество в колонке «Заказать» на свое усмотрение.
По кнопке «Выполнить» программа создаст заказ каждому поставщику.
На закладке «Заказы поставщикам» можно посмотреть все созданные заказы:
Каждый заказ вы можете открыть (двойным кликом), провести, распечатать или удалить, если он был создан ошибочно.
После создания и проведения заказов все заказанные товары отразятся в отчете в колонке «Ожидаемое поступление»:
Значения в колонке «Рекомендуемый объем закупки» изменятся только после поступления товаров на склад.
НДС – 2022
Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>