Для чего нужны кожаные носки
Хуффайни или протирание кожаных носков
По мазхабу имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!).
Хуффайни – это кожаные носки, которые закрывают стопы, включая щиколотки. Ученые единогласны в мнении о дозволенности использования кожаных носков. Обтирание кожаных носков заменяет мытьё ног в ритуальном омовении. Использование кожаных носков является сунной Пророка Мухаммада (мир ему и благословение!). Это одна из милостей Всевышнего для нас, особенно для тех, кто живет в условиях холодного климата, для людей преклонного возраста, имеющих различные болезни и так далее.
Хадисы о хуффайни
Передается от Ал-Мугира бин Шуба (да будет доволен им Аллах!): «Я подал воду Пророку (мир ему и благословение!) для омовения, и когда дошел до хуффов, то хотел снять их, но он сказал: «Оставь, я одел их чистыми», и протер их влажными руками» (Бухари, Муслим, ан-Насаи и другие).
Передается от Малика, что он спросил ибн Шихаба (да будет доволен ими Аллах!), как протирать хуффайни. Ибн Шихаб (да будет доволен им Аллах!) «поставил одну руку сверху хуффов, другую снизу и протер».
Передается от Касима ибн Мухаймира от Шурайхи ибн Хани (да будет доволен ими Аллах!), что он сказал: «Я пришел к Айше (да будет доволен ею Аллах!) спросить о протирании хуффайни. Она сказала: «Пойди к Абу-Талибу (да будет долен им Аллах!), он бывает в пути с Пророком (мир ему и благословение!). Я спросил его и он сказал, что Пророк (мир ему и благословение!) протирал хуффайни три дня и три ночи в пути, и сутки, находясь дома» (Муслим, ан-Насаи ибн Мажах, Ахмад).
Рассказал Суфяну Саври, Абу-Бакр ибн Аяяш, от Асима (да будет доволен ими Аллах!): «Я спросил Сафвана ибн Асали о протирании хуффайни, он сказал, что Пророк (мир ему благословение!) велел в пути протирать хуффайни, и что они не снимали их три дня и три ночи, кроме случаев, когда нужно было совершить полное омовение» (ан-Насаи).
Условия для хуффайни
1) Необходимо их надевать после полного завершения омовения.
2) Они должны прикрывать места обязательного омовения ног.
3) Должны быть прочными, для выполнения нужд в течении (один день дома, три дня в пути).
4) Чтобы не пропускали воду.
5) Изготовлены из чистого материала (не наджас).
Совершать омовение протиранием хуффайни тому, кто находится дома, дозволяется в течении суток, а тому, кто в пути, три дня и три ночи, как указано выше в хадисе.
Отсчет времени начинается после того, как надел хуффайни и нарушилось омовение. Кто, находясь дома, совершив омовение и протерев хуффайни, выйдет в путь, время тому в этом случае не добавляется, остаются те же «сутки». Для того, кто находился в пути и прибудет на место назначения, тоже дозволяются только «сутки».
Что нарушает протирание хуффайни?
1) Их снятие;
2) Истечение срока ношения;
3) То, что обязывает купание;
В этих случаях нужно заново совершить омовение и надеть хуффайни. Обязательным является протереть хуффайни, замочив руку сверху один раз. Желательно левую руку поставить на пятку, а правую сверху, где пальцы ног, и протереть.
ISLAMDAG.RU
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Положение о кожаных носках
Протирание (масх) предусмотрено для облегчения малого омовения – «вуду», и для совершения этой процедуры существуют условия: ичиги (носки) («хуффы[1]» или «масх») должны отвечать определённым требованиям и находиться на ноге определённое время.
Ученый факих имам Ар-Рамли в своей книге «Нихая аль-Мухтаж», перечисляя условия масху, пишет:
ويشترط في الخف كونه قويا بحيث ( يمكن ) لقوته ( تتابع المشي فيه لتردد مسافر لحاجاته ) عند الحط والترحال وغيرهما مما جرت العادة به ، وإن كان لابسه مقعدا في مدة ثلاثة أيام ولياليها إن كان مسافرا سفر قصر ، ولحاجة يوم وليلة إن كان مقيما …
«Из условий дозволенности протирания (масх) является такая их прочность, чтобы путник мог ходить в них по своим повседневным нуждам (собирать дрова, и т.д), даже если он будет неподвижен в течение трех суток в случае сафара далее 81 км. А если он муким (т.е. тот, кто не в сафаре), то они должны быть пригодны для ходьбы в течение суток»
[См.: «Нихая аль-Мухтаж», т.1, с. 204].
Также ученый мазхаба Абу Ханифы Аль-Касани в своей книге «Бадаи’у ас-Санаи’» пишет:
وأما المسح على الجوربين، فإن كانا مجلدين، أو منعلين، يجزيه بلا خلاف عند أصحابنا وإن لم يكونا مجلدين، ولا منعلين،
«Что касается протирания мокрыми ладонями (масху) поверхности носков вместо мытья ног, то это, по мнению ученых нашего (ханафитского) мазхаба, допустимо, если они (носки) из кожи или у них кожаная подошва».
فإن كانا رقيقين يشفان الماء، لا يجوز المسح عليهما بالإجماع، وإن كانا ثخينين لا يجوز عند أبي حنيفة وعند أبي يوسف، ومحمد يجوز
Если же они не такие, а тонкие и пропускающие воду, то, по единогласному мнению ученых, протирание (масху) на них делать нельзя.
Абу Ханифа считал недопустимым протирание поверхности носков, даже если они плотные.
Абу Юсуф и Мухаммад считали, что можно делать масху поверх плотных насков».
وروي عن أبي حنيفة أنه رجع إلى قولهما في آخر عمره، وذلك أنه مسح على جوربيه في مرضه، ثم قال لعواده: » فعلت ما كنت أمنع الناس عنه » فاستدلوا به على رجوعه.»بدائع الصنائع «
«Сообщается, что Абу Ханифа согласился с их мнением перед смертью, и об этом свидетельствует тот факт, что, заболев, он делал масху на носки и говорил тем, кто его навещал:
«Я стал совершать то, что запрещал людям», и они сделали вывод, что он согласился с мнением своих учеников (Абу Юсуфа и Мухаммада), что делать масху на плотные носки, не пропускающие воду, можно»
[См.: Бада’иассана’и, т. 1, с.141].
Ученый мазхаба имама Малика Абу Абдуллах Аль-Усмани в своей книге «Шифа’ аль-алил» сказал:
( رخص… مسح جورب جلد ظاهره وباطنه )
قوله (جلد ظاهره وباطنه)أي: أعلاه وأسفله من خارج، فهو كقوله في » المدونة «: إلا أن يكون فوقهما وتحتهما جلد مخروز
«Разрешено делать масху на носки, подошва и верхняя часть которых из кожи, т.е. верхняя и нижняя части внешней стороны должны быть из кожи, и, как сказано в книге” Мудаввана”, не разрешено делать масху как сверху, так и снизу (носков), если только они не будут обшиты кожей сверху и снизу»
[См.: Шифа’ аль-Алил, т. 1, с. 152].
Ученый мазхаба имама Ахмада Аль-Бухути в своей книге «Кашшаф аль-кина’» сказал:
( و يصح المسح أيضا على (جورب صفيق من صوف أو غيره) …(وإن كان) الجورب (غير مجلد أو) منعل (أو كان) الجورب (من خرق وأمكنت متابعة المشي فيه
«Также разрешается делать масху на плотные носки из шерсти или другого материала, даже если эти носки не из кожи, не имеют кожаной подошвы и сделаны из материала, который позволяет (человеку) ходить в них беспрерывно продолжительное время»
[См.: Кашшаф аль-Кина’, т. 1, с.111].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• Не разрешается протирание (масх) обычных хлопчатобумажных, шерстяных или нейлоновых носков, которые носят в наши дни.
• Можно протирать носки, пусть даже не кожаные, если они плотные настолько, что позволяли бы путнику ходить в них по своим нуждам, при этом они должны закрывать ноги, включая щиколотки, быть водонепроницаемы и надеты в состоянии омовения.
Отдел фетв, Муфтият РД
[1] Выражение «хуффы» в арабском языке применимо только к носкам из кожи.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Кожаные носки
Кожаные носки для омовения. Разрешено перед намазом производить омовение в кожаных носках.
Кожаные носки.
Кожаные носки для намаза. Испытывали ли вы неудобство, когда перед молитвой в мечети вам необходимо снять колготки, носки, омыть ноги и только потом совершить Намаз?
Многие мусульмане, неправильно трактуя нормы ислама, совершают омовение в носках. И как оказалось, это непозволительно. Шариат дозволяет вместо мытья ног протирать хуффы, но они должны соответствовать нескольким условиям. Если соответствуют, то протирать их дозволено, из какого бы материала они ни были. Если же не соответствуют, то протирать их не дозволено, даже если хуффы будут из кожи.
Так в чем же разница между хуффами и носками?
1. Итак, одно из условий – возможность ходьбы в них. Это означает, что хуффы должны быть пригодны для того, чтобы пройти в них расстояние примерно равное пяти километрам. Здесь имеется в виду ходьба в одних только хуффах без какой-либо другой обуви. Вряд ли обычные носки останутся в сохранности даже после пары километров.
2. Также их ношение не должно причинять вред ногам. Поэтому для этой цели не годятся хуффы, изготовленные из дерева, железа, стекла и других грубых материалов.
3. Следующее условие заключается в том, что хуффы должны держаться на ногах без завязывания, то есть за счет своей твердости. К примеру, голенища валенок или сапог не спадают с ног из-за своей твердости. Носки же держатся на ногах благодаря резинкам, то есть они привязаны ими к ногам.
4. Еще одно условие требует того, чтобы хуффы не пропускали воду. То есть при проведении по ним намоченными руками они не должны промокать насквозь, как это происходит с носками.
Из всего перечисленного следует, что обычные носки не годятся в качестве хуффов.
Согласно ханафитскому мазхабу у человека, протершего обычные носки вместо мытья ног, омовение не доведено до конца. И намаз, совершённые с недомытыми ногами, недействителен.
Вы только представьте, как в холодное время года, или если плохо себя чувствуете, больны, то вам разрешается в конце малого омовения вместо мытья ног обтереть, не снимая, кожаные носки. Разрешается протирать их так, как это делал сам Пророк(мир ему и благословение).
Порядок совершения масху (протирания)
1. Намоченные, немного разведённые пальцы рук кладут на переднюю часть стопы и проводят по её верхней части.
2. Правой рукой проводят по правой ноге, левой – по левой.
Подобное действие разрешается лишь в тех случаях, когда выполнены все нижеследующие условия, позволяющие обтирать куффы, когда они надеты. Если же какое-нибудь из условий нарушено, то кожаные носки необходимо снять и помыть ноги как обычно.
Сунна протирания кожаных носков
Протирание выпрямленными пальцами рук с кончика пальцев ног до голени.
Протирание кожаных носков нарушает:
1. Всё, что нарушает омовение, нарушает и протирание. В этом случае достаточно совершить омовение и, не снимая носки, протереть их. В трёх последующих их необходимо снять и снова помыть ноги.
2. Если кожаные носки снимутся с ноги.
3. Если внутрь попадёт вода и хотя бы одна нога намокнет.
4. Если истечёт срок, при котором можно совершать малое омовение без снятия кожаных носков. Но если есть опасность, что, сняв их, можно потерять всю ногу или её часть, то разрешается продолжать протирание, хотя бы время и прошло. Не разрешается протирать кожаные носки тому, кто должен искупаться от осквернения, то есть в том случае, если необходимо совершение полного омовения.
Тот, кто находится дома, то есть не в пути (сафаре), имеет право носить хуффы в течение суток, а в сафаре – трое суток. Время отчёта начинается с того момента, как нарушится омовение после их надевания.
Если, например, находясь дома, надеть утром кожаные носки, а омовение испортится в обед, и до истечения суток, к примеру вечером, выйти в сафар, то срок ношения завершается с истечением трёх суток с того момента, с которого начался дома, то есть в обед.
Если путник прибыл домой через сутки, то он должен сразу снять их, а если прошло менее суток, то он может не снимать их до истечения этого срока. Также надо помнить о том, что каждый раз при нарушении малого омовения нарушается и масх. Это значит, что при каждом омовении надо совершать и обтирание хуффов.
Раздел о протирании кожаных носков
По мазхабу имама Абу Ханифы
В холодное время года, или если человек плохо себя чувствует, болен, или находится в пути, или при каких-либо других уважительных причинах мусульманам обоего пола разрешается в конце малого омовения вместо мытья ног обтереть, не снимая, кожаные носки. Разрешается протирать их так, как это делал сам Пророк(мир ему и благословение).
Масх (протирание) предусмотрен для облегчения малого омовения – «вуду» и представляет собой следующее: ичиги («хуффы» или «масх») должны отвечать определённым требованиям и находиться на ноге определённое время.
Порядок совершения масху
Намоченные, немного разведённые пальцы рук кладут на переднюю часть стопы и проводят по её верхней части.
Правой рукой проводят по правой ноге, левой – по левой.
Подобное действие разрешается лишь в тех случаях, когда выполнены все нижеследующие условия, позволяющие обтирать ичиги, когда они надеты. Если же какое-нибудь из условий нарушено, то кожаные носки необходимо снять и помыть ноги как обычно.
Семь условий для того, чтобы стало разрешённым протирание кожаных носков:
1. Надевание кожаных носков после совершения полноценного омовения. Дозволяется надевать их после мытья обеих ног: если сначала помыть ноги, а потом, не нарушая омовения, полностью закончить его.
2. Чтобы кожаные носки прикрывали щиколотки.
3. Чтобы возможно было ходить в них, имеется в виду не разрешается делать носки из стекла, дерева и железа.
4. Чтобы в кожаных носках не было дыры размером в три маленьких пальца ноги.
5. Чтобы держались на ногах без обвязывания их шнурками или чем-либо другим.
6. Чтобы не пропускали воду.
7. Если часть стопы отсутствует, то чтобы от передней её части присутствовала часть в размере трёх маленьких пальцев руки, не считая пятки. А если будет меньше или не будет пятки, то протирание не разрешается, если даже стопа будет присутствовать.
Фарзы протирания кожаных носков
Размер протираемого места должен быть не менее трёх маленьких пальцев руки.
Сунна протирания кожаных носков
Протирание выпрямленными пальцами рук с кончика пальцев ног до голени.
Протирание кожаных носков нарушает:
1. Всё, что нарушает омовение, нарушает и протирание. В этом случае достаточно совершить омовение и, не снимая носки, протереть их. В трёх последующих их необходимо снять и снова помыть ноги.
2. Если кожаные носки снимутся с ноги.
3. Если внутрь попадёт вода и хотя бы одна нога намокнет.
4. Если истечёт срок, при котором можно совершать малое омовение без снятия ичигов. Но если есть опасность, что, сняв их, можно потерять всю ногу или её часть, то разрешается продолжать протирание, хотя бы время и прошло. Не разрешается протирать кожаные носки тому, кто должен искупаться от осквернения, то есть в том случае, если необходимо совершение полного омовения.
Тот, кто находится дома, то есть не в пути (сафаре), имеет право носить хуффы в течение суток, а в сафаре – трое суток. Время отчёта начинается с того момента, как нарушится омовение после их надевания.
Если, например, находясь дома, надеть утром кожаные носки, а омовение испортится в обед, и до истечения суток, к примеру вечером, выйти в сафар, то срок ношения завершается с истечением трёх суток с того момента, с которого начался дома, то есть в обед.
Если путник прибыл домой через сутки, то он должен сразу снять их, а если прошло менее суток, то он может не снимать их до истечения этого срока. Также надо помнить о том, что каждый раз при нарушении малого омовения нарушается и масх. Это значит, что при каждом омовении надо совершать и обтирание ичигов.
Передаётся, что имам Абу Ханифа однажды сказал: «Я не спешил с вынесением суждения о дозволенности протирания хуффов (так как внешне это противоречило кораническому предписанию) до тех пор, пока огромное количество повествований, доказывающих истинность этого, не стали мне ясными как белый день». Он также сказал: «Я боюсь, что тот, кто будет отвергать дозволенность протирания хуффов, может оказаться вне Ислама» (ввиду множества хадисов, соответствующих категории «таватур» и устанавливающих дозволенность этого).
Согласно имаму Абу Ханифе и его знаменитым ученикам – имамам Абу Юсуфу и Мухаммаду, протирание некожаных носков допустимо только в том случае, если они являются сахын.
Сахын – это такие толстые носки, которые обладают всеми свойствами кожи. (Они не являются изготавливаемыми обычным образом носками – такими, как ныне широко распространённые носки из хлопка и нейлона.) Дозволенность протирания сахынов зависит от следующих условий:
1. В таких носках можно пройти (без обуви) более 3 миль, не порвав их.
2. Не должны пропускать воду.
3. Должны держаться на ноге без завязывания шнурков, резинок и т. д. (не должны соскальзывать, как обычные носки).
Обтирание ран и повязок
Если на какую-то часть тела наложена повязка из-за раны, вывиха, перелома и тому подобного, то при омовении большая часть этой повязки должна быть обтёрта мокрыми пальцами. Так же и заживающие раны без повязок. Если же обтирание раны или повязки может причинить вред здоровью, то при омовении это место пропускается.
Срок действия повязок отсутствует. И перед её наложением необязательно мыть рану, тем более если это повредит здоровью. Если после обтирания повязка развязалась, и вы наложили новую, то в повторном обтирании нет необходимости. Если снять повязку после излечения, то протирание нарушается.
Если перед тем, как сесть на последний «Аттахият» в намазе, с зажившей раны упадёт повязка, то намаз нарушается.
Отличие масху ичигов и повязок
Ичиги нужно надевать, будучи в омовении, но для повязки это необязательно. Протирание ичигов имеет определённый срок, а повязки – нет. Сроком для повязки является момент её снятия по выздоровлении. Перевязанное место можно протереть, а остальное омыть. Для ичигов же необходимо обновлять протирание, если даже снял лишь один из них. В таких случаях нельзя одну ногу омыть, а в отношении другой совершить протирание.
(Лубаб, Шайх Абдул Гани Гунайми Мидани, Маракил фалах, Хасан сын Аммара сын Али Шурунбулали, Намаз, Зайнула Гамзатов)
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
МУФТИЯТ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОЛОЖЕНИЕ О КОЖАНЫХ НОСКАХ
• Протирание (масх) предусмотрено для облегчения малого омовения – «вуду», и для совершения этой процедуры существуют условия: ичиги (носки) («хуффы¹» или «масх») должны отвечать определённым требованиям и находиться на ноге определённое время.
Ученый факих имам Ар-Рамли в своей книге «Нихая аль-Мухтаж», перечисляя условия масху, пишет:
ويشترط في الخف كونه قويا بحيث ( يمكن ) لقوته ( تتابع المشي فيه لتردد مسافر لحاجاته ) عند الحط والترحال وغيرهما مما جرت العادة به ، وإن كان لابسه مقعدا في مدة ثلاثة أيام ولياليها إن كان مسافرا سفر قصر ، ولحاجة يوم وليلة إن كان مقيما…
(ج1 ص204)
[См.: «Нихая аль-Мухтаж», т.1, с. 204].
Также ученый мазхаба Абу Ханифы Аль-Касани в своей книге «Бадаи’у ас-Санаи’» пишет:
وأما المسح على الجوربين، فإن كانا مجلدين، أو منعلين، يجزيه بلا خلاف عند أصحابنا وإن لم يكونا مجلدين، ولا منعلين،
«Что касается протирания мокрыми ладонями (масху) поверхности носков вместо мытья ног, то это, по мнению ученых нашего (ханафитского) мазхаба, допустимо, если они (носки) из кожи или у них кожаная подошва».
فإن كانا رقيقين يشفان الماء، لا يجوز المسح عليهما بالإجماع، وإن كانا ثخينين لا يجوز عند أبي حنيفة وعند أبي يوسف، ومحمد يجوز.
Если же они не такие, а тонкие и пропускающие воду, то, по единогласному мнению ученых, протирание (масху) на них делать нельзя.
Абу Ханифа считал недопустимым протирание поверхности носков, даже если они плотные.
Абу Юсуф и Мухаммад считали, что можно делать масху поверх плотных насков».
وروي عن أبي حنيفة أنه رجع إلى قولهما في آخر عمره، وذلك أنه مسح على جوربيه في مرضه، ثم قال لعواده: » فعلت ما كنت أمنع الناس عنه » فاستدلوا به على رجوعه.»بدائع الصنائع».
)ج 1 ص141 (
«Сообщается, что Абу Ханифа согласился с их мнением перед смертью, и об этом свидетельствует тот факт, что, заболев, он делал масху на носки и говорил тем, кто его навещал:
”Я стал совершать то, что запрещал людям”, и они сделали вывод, что он согласился с мнением своих учеников (Абу Юсуфа и Мухаммада), что делать масху на плотные носки, не пропускающие воду, можно»
[См.: Бада’иассана’и, т. 1, с.141].
Ученый мазхаба имама Малика Абу Абдуллах Аль-Усмани в своей книге «Шифа’ аль-алил» сказал:
(رخص… مسح جورب جلد ظاهره وباطنه)
قوله (جلد ظاهره وباطنه)أي: أعلاه وأسفله من خارج، فهو كقوله في » المدونة «: إلا أن يكون فوقهما وتحتهما جلد مخروز.
«شفاء الغليل»
(ج1 ص 152 )
«Разрешено делать масху на носки, подошва и верхняя часть которых из кожи, т.е. верхняя и нижняя части внешней стороны должны быть из кожи, и, как сказано в книге” Мудаввана”, не разрешено делать масху как сверху, так и снизу (носков), если только они не будут обшиты кожей сверху и снизу»
[См.: Шифа’ аль-Алил, т. 1, с. 152].
Ученый мазхаба имама Ахмада Аль-Бухути в своей книге «Кашшаф аль-кина’» сказал:
(و) يصح المسح أيضا على (جورب صفيق من صوف أو غيره) …(وإن كان) الجورب (غير مجلد أو) منعل (أو كان) الجورب (من خرق) وأمكنت متابعة المشي فيه.
«كشاف القناع»
(ج 1 ص111)
«Также разрешается делать масху на плотные носки из шерсти или другого материала, даже если эти носки не из кожи, не имеют кожаной подошвы и сделаны из материала, который позволяет (человеку) ходить в них беспрерывно продолжительное время»
[См.: Кашшаф аль-Кина’, т. 1, с.111].
• Не разрешается протирание (масх) обычных хлопчатобумажных, шерстяных или нейлоновых носков, которые носят в наши дни.
• Можно протирать носки, пусть даже не кожаные, если они плотные настолько, что позволяли бы путнику ходить в них по своим нуждам, при этом они должны закрывать ноги, включая щиколотки, быть водонепроницаемы и надеты в состоянии омовения.
¹ Выражение «хуффы» в арабском языке применимо только к носкам из кожи.