Для чего нужны кружки в школе

Для чего нужны кружки в школе

Вот аргументы против того, чтобы куда-то вести ребёнка после школы или заставлять подключаться на дополнительные уроки.

Чрезмерная нагрузка

Многие родители считают, что чем больше времени ребёнок тратит на обучение и посещение кружков, тем успешнее он развивается. Однако слишком большая нагрузка в школе и на дополнительных занятиях вызывает обратный эффект.

Физическая усталость и эмоциональное истощение могут привести к полному исчезновению учебной мотивации. Но хуже всего, что большое количество образовательных нагрузок может вызвать проблемы со здоровьем. По исследованиям «Научного центра здоровья детей» ежедневный объём суммарной образовательной нагрузки учеников 5–9 классов составляет 10–13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю. Для сравнения — средняя рабочая неделя длится 40 часов. Прибавьте к этому дополнительные и не всегда любимые занятия 3–5 раз в неделю после школы, и картина станет пугающей.

По нормам у пяти- и шестиклассников должно быть не больше шести уроков в день, а начиная с седьмого класса — не больше семи, включая факультативные занятия. Уроки в онлайн-школе, как правило, занимают не больше четырёх часов в день — поэтому дополнительные кружки и секции легче вписать в график. Следите, чтобы нагрузка не превышала положенные нормы.

Психологический стресс

Некоторые секции могут травмировать: например, в спорте нередка ситуация, когда тренер кричит и делает хлёсткие замечания подопечным. Часто родители полагают, что так и должно быть: пусть дети занимаются в строгой обстановке и учатся дисциплине.

Но у психологов есть другое мнение на этот счёт: крик чужого взрослого может вызвать у ребёнка страх, тревогу и чувство потерянности. В ситуации стресса успеваемость, самооценка и жизненный настрой часто падают.

Исследования детского невролога Френсиса Дженсена показали, что подросткам, в отличие от взрослых, требуется больше времени на восстановление после стресса. Мозг взрослого человека возвращается в исходное состояние за 10 дней, а подростка — примерно за 3 недели.

Обсудите с ребёнком его эмоции после тренировок — как он воспринимает крик со стороны тренера? Действительно ли это является нормальной частью тренировочного процесса или ребёнку всё же некомфортно? При условии, что вы не растите олимпийского чемпиона, от любого эмоционального стресса лучше отказываться.
Елена Петрусенко, психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда»

Возможность самостоятельного освоения

Ещё один аргумент против дополнительных кружков и секций — то, что многое можно освоить своими силами. Шить из фетра или мастерить свечи можно и в домашних условиях: с помощью видео на YouTube или инструкций к наборам. Часто родители не понимают, зачем тратить энергию и деньги, если оно того не стоит.

Мнение «за»

А вот что говорят родители, которые отдают хоумскулера в кружки и секции.

Социализация на домашнем обучении

Если ребёнок учится в онлайн-школе, он много времени проводит за компьютером. И хотя общение со сверстниками может проходить в чатах, соцсетях и на видеозвонках, это не заменит живых встреч.

Дополнительные занятия как способ социализации полезны и обычным школьникам, ведь массовая школа подразумевает общение в искусственно созданном коллективе. А навыков общения со взрослыми и с людьми разных возрастов и взглядов она не даёт. Но именно эти умения необходимы в жизни: после окончания школы и университета человек взаимодействует не только с ровесниками. Кружки и секции позволяют выстроить круг общения и завести полезные связи, которые пригодятся и в дальнейшем: например, найти близких друзей или сильных преподавателей.

Ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Лиза Щепилова — экстраверт. Она посещает сразу шесть онлайн-клубов — это до пяти дополнительных занятий в неделю. Но все клубы настолько интересные, что Лизе не лень подключаться даже после учёбы.

В онлайн-клубах можно общаться с интересными и близкими по духу людьми, выработать привычки, которые не мог привить себе годами, преодолеть страх публичных выступлений и найти новых друзей.
Лиза Щепилова, ученица «Фоксфорда»

Смена обстановки

Хоумскулерам полезны очные кружки и секции: это повод выбираться из дома. Но поездки 1–2 раза в неделю не будут выматывать, в отличие от необходимости каждый день тратить время на дорогу до школы и обратно.

Ребёнок сможет сменить обстановку и позаниматься любимым хобби вне дома, заодно пообщавшись с единомышленниками и подтянув разные навыки.

Повышение успеваемости

Спортивные секции влияют на школьные оценки: регулярные физические нагрузки благоприятно действуют на мозг. Ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Марат Ершов совмещает учёбу с профессиональным теннисом и давно заметил, что тренировки помогают в обучении.

Спорт учит анализировать ошибки. Я играю в сетке до четырнадцати лет. Поначалу было сложно, не занимал какие-либо места и переживал. Сейчас, когда проигрываю, делаю выводы. Понимаю, где и какие ошибки допустил. Это полезно и на контрольных работах.
Марат Ершов, ученик «Фоксфорда»

Профориентация

Кружки и секции помогают найти жизненное призвание. Например, если ребёнок ходит в кружок робототехники, ему нравится мастерить руками, подключать разные провода — родители могут отследить склонность к физмату. Важно вовремя заметить, от чего у ребёнка горят глаза, и тогда не придётся поступать на неинтересную специальность.

Благодаря дополнительным кружкам, ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Арина Мурашова поняла, что её мечта — работать астрогеологом в NASA. Эти специалисты изучают составы метеоритов, грунты планет и многое другое. Дополнительные занятия Арины как раз связаны с геологией и биологией.

В спелеологическом кружке мы ходим в спелеопоходы, лазим по пещерам и выезжаем на соревнования. В геологическом кружке мы исследуем Урал — например, осенью ходили за хрусталями и корундами на Синарское корундовое месторождение.
Арина Мурашова, ученица «Фоксфорда»

Подтягивание слабых сторон

Дополнительные занятия позволяют проработать то, что у ребёнка плохо получается. Допустим, школьнику тяжело даётся математика, но в кружке он находит близких по духу людей и заинтересовывается предметом. Кружок может помочь взглянуть на предмет под другим углом.

Подтягиваются не только конкретные школьные предметы, но и общие навыки. Если ребёнок плохо воспринимает информацию на слух — можно играть на инструменте или петь; если плохо концентрируется и удерживает внимание — попробовать робототехнику, макраме, бисероплетение; если есть проблемы с дикцией или общением — театральный кружок.

У ученицы домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Влады Кудиновой всё сложилось именно так: она пошла в театральную студию, и публичные выступления на сцене перестали быть проблемой, хотя Влада по натуре — ярко выраженный интроверт.

Театральная школа помогла мне стать более открытой и научила держать себя в обществе. Если раньше я бы тихо сидела в уголочке, то сейчас могу спокойно идти с расправленными плечами и быть уверенной в себе.
Влада Кудинова, ученица «Фоксфорда»

Время без телефона

Большинство современных детей не представляют жизнь без интернета и девайсов. И хотя технологический прогресс достиг высот — например, позволяет учиться прямо из дома при помощи компьютера или планшета, — иногда школьники чрезмерно увлекаются гаджетами.

Многим родителям знакома проблема: оторвать ребёнка от телефона. С этой задачей успешно справится кружок по интересам или спортивная секция: как минимум несколько часов в неделю ребёнок будет погружён во что-то вне гаджетов.

Ученика домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Миша Рабинский убеждён: «то самое» хобби гарантирует удовольствие от жизни.

Поиграть в телефоне в одну игру несколько дней, затем в другую, не углубляясь в их смысл и правила, — это не хобби. Миша Рабинский, ученик «Фоксфорда»

Тайм-менеджмент

Секции и кружки учат ребёнка правильно организовывать своё время. Нужно всюду успеть — и домашку по школе сделать, и на дополнительные занятия съездить. В некоторых кружках дают домашку.

Ребёнок учится рассчитывать, сколько времени ему понадобится на те или иные мероприятия — и этот навык пригождается и в дальнейшем. А ещё не на все желанные секции может хватить свободных часов в неделю — поэтому школьник учится приоритизировать и делать рациональный выбор.

У ученика домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Миши Рабинского кружки и секции пять раз в неделю. Чтобы всюду успеть, он встаёт в 8:30.

По вторникам и четвергам у меня гитара, в среду и пятницу — английский, в понедельник — испанский, трижды в неделю — общая физическая подготовка. Главное — правильно встроить занятия в школьное расписание.
Миша Рабинский, ученик «Фоксфорда»

Что в итоге

Нужны ли ребёнку кружки и секции, решать только вам. Главное — ориентироваться на желания ребёнка. Если у него нет мотивации к действиям — скорее всего, эти действия навязаны сверху.

Психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Петрусенко убеждена: если заставлять ребёнка посещать нелюбимый кружок, может появиться отвращение к обучению в целом. Рекомендуется следить, чтобы дополнительные занятия были комфортными и не перегружали школьника.

А вы — «за» или «против»? Расскажите в комментариях!

Источник

Кружки и секции: нужно ли выбирать их за ребёнка

Для чего нужны кружки в школе. Смотреть фото Для чего нужны кружки в школе. Смотреть картинку Для чего нужны кружки в школе. Картинка про Для чего нужны кружки в школе. Фото Для чего нужны кружки в школе

Часто родители выбирают дополнительные занятия за ребёнка, а потом он отказывается на них ходить. Разбираемся, зачем вообще нужны кружки и секции, когда стоит предоставить выбор ребёнку, а когда — предложить свой вариант.

Зачем нужны кружки

Мотивация отдать ребёнка на дополнительные занятия может быть разной. С одной стороны, кружок — это место, где ребёнок узнает больше о школьных предметах и освоит умения, которые пригодятся для учёбы и поступления в вуз. С другой, секции по интересам дают ребёнку возможность отвлечься от школьных забот, отдохнуть и получить удовольствие от процесса.

Кружки и секции позволяют ребёнку:

Когда лучше предоставить выбор ребёнку

Ему очень нравится чем-то заниматься

Пусть ребенок сам выберет кружок, соответствующий его увлечению. Это может быть что угодно: футбольная секция, изостудия или английский. Занятия обязательно пойдут ребёнку на пользу: улучшат настроение и придадут дополнительные силы для учёбы.

Он мечтает о карьере в этой сфере

Возможно, ребёнок определился с профессией и хочет попробовать себя в деле. Например, он хочет шить одежду или быть тренером по танцам. Даже если увлечение кажется вам непрактичным, не спешите отказывать. Даже если увлечение не перерастёт во что-то серьёзное, это всё равно полезный и важный опыт.

Он хочет проявить самостоятельность

Даже если кажется, что выбранный ребёнком кружок ему не подойдёт, дайте ему возможность проявить инициативу. Опыт ошибок тоже очень важен. А возможно всё окажется вообще не так, как вы ожидаете, и ребёнок будет с удовольствием ходить на занятия.

Когда стоит выбрать самому

Когда ребёнок не знает, чего хочет, или не хочет ничего

Кружок расширит его кругозор, поможет познакомиться с разными сторонами жизни, науки и творчества. Вполне возможно, среди них он найдет и своё увлечение, и даже будущую профессию. Приготовьтесь к тому, что многие занятия ребёнок будет начинать и бросать, но продолжайте предлагать варианты.

Когда вы можете лучше оценить уровень занятий

Например, ребёнок решил, что будет углублённо изучать математику, и хочет пойти на дополнительные занятия в школе, куда ходят все его одноклассники. Но вы знаете, что в Доме творчества есть кружок олимпиадной математики, где преподаёт эксперт из вуза и заниматься намного интереснее. Поговорите с ребёнком и объясните, в чём причина вашего выбора.

Когда определённые занятия нужны для коррекции проблем

Например, отстающего по математике ребёнка можно отдать на шахматы — они развивают логику и аналитическое мышление, очень нужные при изучении этого предмета. Вышивание, плетение бисером или вязание помогают стать внимательнее и усидчивее. Боевые искусства сделают ребёнка спокойнее и увереннее в себе, а плавание укрепит сердечно-сосудистую систему и исправит осанку.

Если ребёнок не хочет ходить на выбранный кружок, договоритесь о компромиссе.Он занимается какое-то время, и вы вместе наблюдаете, как идут дела. Если он увидит, что благодаря кружку его самочувствие изменилось, у него появится собственная мотивация продолжать занятия.

А что если вообще без кружка?

Если ребёнок не хочет никуда ходить помимо школы, поищите причину. Возможно, он сильно устаёт на уроках, не успевает сделать домашние задания, боится отстать от одноклассников. Тогда сначала нужно разобраться с этим вопросом. Ещё вариант — он тревожится, что в секции будут высокие требования, он не справится, а вы будете его за это ругать.

В любом случае, чрезмерно настаивать на своём или побуждать его к обязательному выбору не стоит. Предлагайте книги, игры, материалы в интернете для самостоятельного изучения. Став постарше, ребёнок определится со своими интересами и поймёт, какие кружки и секции ему нужны.

Источник

Роль «кружков по интересам» в развитии ребенка

Практически в каждой школе работает огромное количество кружков по интересам и секций, благодаря которым школьники могут не только с пользой провести свободное время, но и развивать свои творческие или физические способности. О том, какие кружки пользуются наибольшей популярностью у детей, и какую роль они играют в развитии ребенка мы и расскажем в данной статье.

Для чего нужны кружки в школе. Смотреть фото Для чего нужны кружки в школе. Смотреть картинку Для чего нужны кружки в школе. Картинка про Для чего нужны кружки в школе. Фото Для чего нужны кружки в школе

Практически в каждой школе работает огромное количество кружков по интересам и секций, благодаря которым школьники могут не только с пользой провести свободное время, но и развивать свои творческие или физические способности. О том, какие кружки пользуются наибольшей популярностью у детей, и какую роль они играют в развитии ребенка мы и расскажем в данной статье.

Секции боевых искусств

Многие родители считают, что каждый мальчик должен владеть приемами какого-нибудь вида боевых искусств, поскольку это не только позволит ему защитить себя в случае необходимости, но и позволит направить возможную агрессию в «мирное русло». Овладеть понравившимся приемами мальчишки могут в спортивных клубах или же отдельных спортивных секциях, где обучают боксу, карате, айкидо и другим видам боевых искусств.

Необходимо также отметить, что такие занятия развивают быструю реакцию ребенка, выдержку, ловкость, внимание, смелость и умение концентрироваться. Во время тренировок задействовано большое количество мышц. Развивается способность контролировать свои эмоции и взаимодействовать с другими людьми. В результате ребенок будет готов к возможным трудным ситуациям на улице.

Плавание

Как для мальчиков, так и для девочек очень полезным будет посещение бассейна. Как правило, для занятий плаванием набираются отдельные детские группы. При этом основным преимуществом именно групповых занятий (а не индивидуальных) является то, что непосредственно перед плаванием дети разминаются в зале (делают что-то вроде зарядки).

Занятия в бассейне благотворно влияют на все основные показатели физического развития ребенка:

Прочие внеклассные занятия

Помимо боевых искусств и занятий плаванием в школах имеется огромное количество различных «кружков по интересам», направленных на развитие творческих способностей ребенка. Для девочек это могут быть занятия по бисероплетению, шитью или кулинарии. Мальчиков, наверняка, заинтересуют кружки авиамоделирования, резьбы по дереву, конструирования и т.д. Также дети могут посещать совместные занятия – разнообразные танцы, художественную или музыкальную школу и многое другое.

Все эти внеклассные занятия играют очень важную роль в развитии ребенка, так как позволяют не только проявить свои творческие способности, но и развивают креативность и изобретательность, что может послужить основой для открытия собственного дела в будущем.

Роль кружков в жизни детей

Для гармоничного развития детям действительно необходимо посещать кружки. Таким образом, мы помогаем им выбирать правильные приоритеты в жизни и ставить перед собой достойные цели, и в итоге становиться достойными членами общества. Поэтому, если у родителей есть возможность записать ребенка в секцию или кружок по интересам (а большинство школьных секций и кружков предоставляют свои услуги совершенно бесплатно или за символическую плату), то нужно обязательно воспользоваться этой возможностью. А вот выбор секции лучше всего доверить ребенку, который методом проб и ошибок найдет именно тот вид деятельности, которым ему хочется заниматься, и который в будущем возможно станет его профессией.

Источник

Зачем нужны кружки и секции, и как их выбрать

«Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота», — секции и кружки неотъемлемая часть жизни любого ребенка. Но какие выбрать? Малыши, да и дети постарше, не всегда в состоянии определить собственные интересы и возможности, и эта задачка достается родителям. Вариантов интересных дополнительных занятий на сегодня предлагается огромное множество. Чем руководствоваться при их выборе? И зачем они вообще нужны?

Прежде всего опирайтесь на интересы, таланты и потребности ребенка, а не на свои амбиции. Отправлять дочь в балетный кружок или сына на хоккей только потому, что маме хотелось стать балериной, а папа с замиранием сердца смотрит игры НХЛ неправильно и эгоистично.

Для чего нужны кружки в школе. Смотреть фото Для чего нужны кружки в школе. Смотреть картинку Для чего нужны кружки в школе. Картинка про Для чего нужны кружки в школе. Фото Для чего нужны кружки в школе

Чтобы определиться с выбором, нужно понимать, чем полезно то или иное занятие:

· Любые спортивные занятия развивают ребенка физически, компенсируя гиподинамию и снимая психологическое напряжение. Полезны они как детям с повышенной активностью для сброса энергии, так и малоподвижным ребятам для профилактики лишнего веса.

· Командные игры учат взаимодействию с коллективом, достижению общей цели.

· Плавание развивает физически, а главное — формирует жизненно важный навык. При пребывании в воде происходит декомпрессия позвоночника, что очень важно при сидячем образе жизни школьника. Посещение бассейна также тренирует иммунитет.

· Танцы, хореография способствуют развитию правильной осанки и хорошего чувства ритма. Кроме того, они помогают преодолеть стеснительность, почувствовать красоту собственного тела.

· Кружки художественного развития тренируют усидчивость и способность к концентрации, развивают заложенные природой таланты. Стимуляция мелкой моторики полезна для умственного развития ребенка. На занятиях по рисованию или лепке происходит формирование чувства прекрасного.

Для чего нужны кружки в школе. Смотреть фото Для чего нужны кружки в школе. Смотреть картинку Для чего нужны кружки в школе. Картинка про Для чего нужны кружки в школе. Фото Для чего нужны кружки в школе

· Музыкальная школа развивает музыкальный слух, мелкую моторику и… математические способности!

· Театральная студия поможет реализоваться маленькой звездочке или победить комплексы застенчивому ребенку. Навыки четкой дикции, привычка заучивать большие объемы текста полезны для учёбы.

· Театральная студия поможет реализоваться маленькой звездочке или победить комплексы застенчивому ребенку. Навыки четкой дикции, привычка заучивать большие объемы текста полезны для учёбы.

· Полезны и языковые школы — изучая иностранные языки ребенок не только познает культуру другой страны, но и развивается более гармонично

Чтобы вы не выбрали формируйте распорядок жизни ребенка таким образом, чтобы ежедневно у него было не менее 2 часов физической активности, будь то занятия спортом или прогулки.

Зачем нужна секция?

Можно определить три основные причины выбора дополнительных занятий:

· Общее развитие — под этим понятием скрывается знакомство с новой для ребенка сферой жизни или родом деятельности.

· Развитие заложенных природой способностей, талантов.

· Усиление слабых сторон ребенка — преодоление застенчивости, неорганизованности, подтягивание «хвостов» по иностранному языку и прочее.

Для чего нужны кружки в школе. Смотреть фото Для чего нужны кружки в школе. Смотреть картинку Для чего нужны кружки в школе. Картинка про Для чего нужны кружки в школе. Фото Для чего нужны кружки в школе

Как не парадоксально это звучит, спросите мнения ребенка. Даже если ему 3 года. Вы можете предложить тот кружок, который считаете нужным, привести плюсы занятий, но не тяните ребенка силком.

С какого возраста отдавать?

На сегодняшний день можно найти кружки для детей любого возраста, в том числе самого раннего. Уже с 2 лет малышам полезно общаться с кем-то помимо близких родственников. Занятия в специально организованной обучающей среде принесут огромную пользу для его развития. Многие специалисты считают эффективным в этот период первое знакомство с иностранными языками.

С возраста 4 лет можно пробовать некоторые специализированные занятия на регулярной основе — футбол, хоккей, танцы. Даже если из ребенка не получится знаменитого футболиста или балерины, эти дадут понять, что такое урок, научат учиться. Однако не все детки психологически готовы к секциям в этом возрасте. Если ребенок много шалит, мешает другим — стоит отложить посещение дополнительных занятий на год.

К 5 годам у детей формируются личностные пристрастия, и они готовы сказать, чем хотят заниматься. Однако стоит понимать, что их представления могут отличаться от реальности. Девочке может нравиться образ балерины на сцене, но она будет не готова к тяжелому труду у станка. Дайте ребенку возможность познакомиться с новым видом деятельности на пробном занятии, не оплачивайте весь курс сразу.

Для чего нужны кружки в школе. Смотреть фото Для чего нужны кружки в школе. Смотреть картинку Для чего нужны кружки в школе. Картинка про Для чего нужны кружки в школе. Фото Для чего нужны кружки в школе

Групповые или индивидуальные?

Детям обычно веселее и интереснее делать что-то в коллективе. Однако слишком большие по численности кружки и секции неэффективны: чем меньше возраст учащихся, тем меньше должна быть группа. Индивидуальные занятия пугают большинство ребят. Они нужны либо детям с яркими талантами, либо с особенностями в развитии. Также они применяются, если ученика нужно «подтянуть» за основной группой.

Если ребенок отказывается от кружка или секции, выясните причину. Не всегда причина в самом занятии. Часто дискомфорт вызывает личность тренера или коллектив.

В стремлении занять ребенка полезной деятельностью не забывайте, что детство пролетает очень быстро. Оставляйте ему время для игр, прогулок с друзьями, самостоятельных занятий и простого ничегонеделания. Не стремитесь заполнить каждую минуту его дня.

Источник

Важность посещения кружков и секций детьми

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

смена круга общения. Такие внешкольные занятия, как правило, проходят в более малочисленных, нежели среднестатистический класс в школе, группах. Для занятий обычно отводится отдельное помещение. В отличие от занятий и, тем более, перемен в школе, ребенка не окружает многочисленное шумное сообщество, а потому он получает возможность отдохнуть от нахождения в школе;

Переключение поможет вашим сыну или дочери отдохнуть от утомительного учебного дня, справиться с накопившейся за день усталостью. После занятий в кружке или секции ребенок может со свежими силами приступать к выполнению домашних заданий.

— запомнить, собрать и принести все необходимое для занятий (юной танцовщице, например, каждый раз нужно принести купальник, юбочку, носочки, специальную обувь, да еще и прическу сделать);

— запомнить и самостоятельно выполнить данные руководителем домашние задания (разучить песню, нарисовать пейзаж, выучить танцевальное па, потренироваться в выполнении спортивного упражнения и т. д.);

— организовать свое время таким образом, чтобы все успеть: и в школу сходить, и уроки сделать, и маме с папой помочь, и с друзьями пообщаться.

5. Занятия в кружке, секции способствуют развитию способностей. Здесь возможно несколько вариантов:

— первый вариант: вы точно знаете, к чему у ребенка способности. Тогда вы отдаете его в секцию, занятия в которой направлены на их развитие;

6. Занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Пусть небольшого, но очень важного для него. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий в кружке, но и в жизни вообще.

Стоит отметить и еще один немаловажный аспект. Родители в чем-то не очень успешных детей часто сами бывают настолько сосредоточены на этих кажущихся им непреодолимыми трудностях, что просто не видят за ними способностей и талантов своего ребенка. Вот лишь один случай из практики психолога:

Лену, высокую со спортивной фигуркой девочку, привела на прием мама. На консультации Лена молчала: казалось, беседа ее не интересовала. Видимо, все, что говорила мама, девочка слышала далеко не раз.

Мама Лены была очень расстроена. Как выяснилось, очередной двойкой дочери по математике. И мама и папа Лены в школе учились на пятерки и четверки. Поэтому плохая успеваемость дочери просто не укладывалась у них в голове. «И ведь занимаемся с ней. Уроки вместе делаем, объясняем все, а толку никакого. Только и говорит: «не понимаю, не могу, не хочу»».

Психолог был вынужден прерывать мамин монолог, потому что видел, что у не решающейся возразить девочки на глазах заблестели слезы.

Выслушав психолога, мама Лены согласилась попробовать показать дочь тренеру команды школы по баскетболу.

С Леной и ее мамой психолог встретился случайно спустя год. Лена улыбалась и смотрела в глаза, а ее мама больше не выглядела такой расстроенной. Тренер, к огромному удивлению мамы, согласилась заниматься с Леной. К еще большему удивлению родителей, тренировки Лена не пропускала. Через полгода девочку перевели в основной состав школьной команды, и теперь она защищает на соревнованиях честь школы.

Задумайтесь. Возможно, вы мучаете уравнениями талантливого музыканта. Или заставляете рисовать способного шахматиста. Безусловно, родителям приятно, когда их ребенок успешно учится в школе. Безусловно, школьные знания полезны в будущей жизни. Но если что-то у вашего ребенка не получается, остановитесь на минутку и ответьте сами себе на вопрос: может быть, получится прожить и без этого? Может, все это не стоит ваших нервов и слез ваших сына или дочки? Присмотритесь, у вашего ребенка обязательно есть способности, которыми можно гордиться. Причем ничуть не меньше, чем пятерками в дневнике. Сумейте разглядеть эти способности. Найдите место, где вашему ребенку помогут их развить. Поверьте в него и поддержите. Тогда он обязательно добьется успеха и станет более уверенным не только в конкретной узкой области, но и в жизни вообще.

Есть, конечно, и аргументы «ПРОТИВ» :

Эти две последние проблемы довольно неприятные, но все же в большинстве случаев решаемы. Было бы желание у взрослых.

— физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, укрепляют здоровье, развивают ловкость и координацию движений, вырабатывают мышечную силу;

— психическое развитие: помогают выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, умение терпеть боль и усталость, преодолевать препятствия, навыки работы в команде;

— дополнительные преимущества: хороший отдых после длительного сидения за партой, возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию в конструктивной форме.

Спортивные секции могут быть самыми разнообразными: хоккей, волейбол, баскетбол, футбол, теннис, различные виды борьбы, легкая атлетика, батут, бассейн. Всего и не перечислишь. У каждого вида спорта своя специфика. Для занятия некоторыми нужны определенные исходные способности. Другие под силу любому желающему. Конкретный выбор зависит от данных будущего спортсмена, его интересов и предпочтений, других факторов (наличие секций рядом с домом, стоимость занятий и т. д.)

— физическое развитие: так же как и спортивные секции, способствуют общему физическому развитию, развивают ловкость и координацию движений. Кроме того, помогают выработать чувство ритма, гибкость;

— психическое развитие: требуют силы воли, твердого характера, умения бороться с трудностями и неудачами. Как правило, сопровождаются публичными выступлениями, что вырабатывает уверенность в себе. Дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность;

— дополнительные преимущества: двигательная активность помогает преодолеть усталость после школы. А владение техникой исполнения различных танцевальных элементов всегда пригодится вашему ребенку.

— физическое развитие: развивают мелкую моторику;

— психическое развитие: формируют усидчивость, развивают внимание, учат самоконтролю, терпению. Воспитывают творческое отношение к окружающему миру, развивают воображение;

— дополнительные преимущества: ребенок научится работать с различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры), использовать нетрадиционные материалы: листья, семена, скорлупу орехов и т. п. Получит некий объем знаний об истории искусства, его основных направлениях.

Музыкальные школы, кружки.

— физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух. Тренируют мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;

— психическое развитие: вырабатывают силу воли, усидчивость, дисциплинированность. От ребенка потребуются хорошие внимание и память;

— дополнительные преимущества: ребенок получит музыкальное образование.

Если остальные кружки можно посещать на уровне хобби, то музыкой нужно заниматься серьезно, профессионально или не заниматься вообще. Обучение потребует затрат времени, сил. Ребенка придется контролировать, иногда заставлять. Если сын или дочка не проявляют горячего желания посвятить себя музыке, как следует подумайте, стоит ли начинать занятия.

— физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух;

— психическое развитие: выступления на сцене помогут ребенку побороть страх общения, стеснительность, обрести уверенность в себе;

— дополнительные преимущества: вашему ребенку поставят голос, научат технике пения.

Направленность может быть различной: оперное пение, популярная эстрада, фольклор.

— физическое развитие: занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой аппарат, научиться говорить правильно и красиво. Занятия по сценическому движению направлены на обретение контроля над своим телом;

— дополнительные преимущества: знакомство с театральной культурой.

Кружки прикладного творчества.

— физическое развитие: развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;

— психическое развитие: способствуют выработке терпения, усидчивости, настойчивости. Требуют внимания и самоконтроля. Развивают творческие способности;

— дополнительные преимущества: ребенок приобретет умения и навыки, которые обязательно пригодятся ему в дальнейшей жизни.

К этой группе, в частности, относятся кружки вязания, кройки и шитья, бисероплетения, мягкой игрушки, лепки.

«Научные» кружки. Под этим условным названием мы объединили те кружки, занятия в которых направлены на познание различных научных областей, развитие мышления. Например:

— журналистики, где маленький репортер или редактор может попробовать свои силы в устном и письменном жанре;

— психологии, в которых ребенку помогут лучше понять себя, научиться общаться с окружающими, развить свои способности и побороть недостатки;

— историко-археологические, сочетающие изучение теории с посещением музеев, изучением местности в походах. Дополнительная информация, получаемая при этом ребенком, расширяет кругозор;

— компьютерные, направленные на овладение необходимыми в современной жизни навыками пользователя компьютерной техникой;

— иностранных языков, значимость и полезность которых трудно переоценить;

— шахматные, которые развивают логическое мышление, концентрацию внимания, самообладание, ответственность, самостоятельность.

Что нужно учесть, выбирая кружок или секцию для своего ребенка

Начать, пожалуй, стоит с анализа того, к чему, на ваш взгляд, у вашего сына или дочки есть способности, склонности, что их интересует. Не обязательно, чтобы у ребенка был талант к чему-либо. Поскольку в большинстве случаев мы преследуем цель организации досуга ребенка, эмоциональной разрядки от накопившегося за день напряжения, иногда целесообразно выбрать вид деятельности, к которому у ребенка нет никаких способностей, но зато есть желание заниматься. Исключение составляют секции, для занятий в которых необходимо изначально обладать определенными способностями и навыками. Если у ребенка их нет, то его не возьмут, как бы велико ни было его желание. Естественно, если вы хотите, чтобы ребенок достиг значительных успехов в той или иной области, заниматься ему следует тем, к чему, во-первых, у него есть способности и что, во-вторых, при наличии этих способностей ему интересно.

Поинтересуйтесь мнением ребенка. Возможно, у него уже есть на примете какой-нибудь кружок, в который он хотел бы ходить. А может быть, он вообще ничего об этом не знает. Тогда вам придется объяснить, для чего это ему нужно, и рассказать о возможных вариантах, предложив на выбор самый привлекательный. Не стоит записывать ребенка в секцию, не посоветовавшись. Конечно, дети не всегда в состоянии правильно оценить ситуацию и принять осознанное решение. Иногда им кажется, что они вообще ничего не хотят. Иногда, наоборот, как в стихотворении Агнии Барто, «драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота. «. Иногда ребенок выбирает что-то, что ему совсем не по силам, только потому, что там занимается одноклассник, на которого он хочет быть похожим. Но все же водить ребенка против его воли туда, куда он не хочет, не стоит: это не доставит удовольствия ни вам, ни вашему ребенку.

Если сын или дочка настаивают на своем, не соглашаются с вашими доводами, то возможен вариант, при котором вы уступите. Выбор кружка не столь ответственен, как выбор школы. В худшем случае ребенок вскоре бросит тот кружок, в который так рвался. Для него это будет полезным жизненным опытом: в следующий раз он будет более критично оценивать себя и внимательнее прислушиваться к советам родителей. Если ребенок не справился с тем, к чему стремился, не стоит говорить: «Ага, я же говорила тебе, а ты не слушал!» Лучше спокойно, без упреков обсудите с ним причины неудачи.

Целесообразно поинтересоваться, где занимаются друзья ребенка по школе, по двору. Ему будет комфортнее, если и внешкольные занятия будут проходить в его привычном круге общения.

Если же у ребенка не складываются отношения со сверстниками, то, возможно, общение на нейтральной территории поможет их наладить. Однако будьте осторожны, если у ребенка явно негативные отношения с одноклассниками, не стоит записывать его в ту же секцию, где занимаются его «недруги». Конфликт «переселится» вместе с ним в новый коллектив, и посещение кружка станет для ребенка не удовольствием, а наказанием. Лучше начать все с чистого листа. Вдруг в новом коллективе ребенку больше повезет?

Близость кружка к дому, школе тоже немаловажный фактор. Ведь ребенку либо придется ходить туда самому, либо в сопровождении кого-то из взрослых. Посещение пусть самого распрекрасного клуба на другом конце города вряд ли хорошая идея. Дорога отнимет слишком много времени и будет очень утомительна для ребенка.

С практической точки зрения, безусловно, имеет значение и цена, в которую вам обойдется подобное развитие и развлечение ребенка. Выбирайте кружок, который вы действительно в состоянии оплатить. Скорее всего, если вы остановите свой выбор на чем-то баснословно дорогом, вы и от ребенка начнете требовать ответных жертв: чтоб не пропускал занятия, чтоб старался изо всех сил, чтоб были ощутимые результаты. А иначе, за что вы отдаете буквально-таки последние деньги?! А на самом деле занятия должны приносить радость вашему ребенку и вам. Кроме того, высокая цена далеко не всегда соответствует качеству занятий.

Если вы примерно определились с секцией (или секциями), куда хотите отдать ребенка, отправляйтесь в разведку на местность. Придя в клуб, пообщайтесь с преподавателем, руководителем кружка. Посоветуйтесь с родителями детей, которые там уже занимаются. Если есть возможность, поинтересуйтесь мнением самих детей. Осмотритесь, уютно ли в клубе, есть ли все необходимое для занятий. Обязательно узнайте, что еще вам придется принести для занятий ребенка, какая принята форма одежды.

Если вам все понравилось и условия вас устраивают, посетите с ребенком пробное занятие. Как правило, оно бесплатное. После занятия узнайте, понравился ли ему руководитель, другие дети, сами занятия. И если понравилось, значит, можно смело записываться.

У родителей, записавших ребенка в секцию, возникает новая проблема: дел стало больше, а количество часов в сутках все то же. Необходимо по-новому организовать время сына или дочки, чтобы все-все успеть.

— Время и день недели следует выбирать с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Например, если после школы он очень устает или не может делать уроки без вашего контроля, то секцию целесообразнее посещать после уроков, а домашние задания делать вечером, когда ребенок отдохнет или когда придут с работы папа и мама. Занятия могут быть в рабочие дни или только по выходным. Последний вариант стоит выбрать, если на неделе ребенка некому водить в кружок, а сам он добраться не может, или если у ребенка очень большая нагрузка в школе.

— Частота и продолжительность занятий зависят от многих факторов: работоспособность ребенка, нагрузка в школе, сложность и утомительность занятий в секции, возможности родителей по сопровождению ребенка. Единственное общее правило, которое следует иметь в виду: занятия не должны превращаться для вашей семьи в наказание.

Желательно привлечь самого ребенка к разработке плана дня. Вероятность того, что он будет соблюдать режим дня, который вроде бы разработал сам, а не вынужден был подчиниться, выше. При составлении плана дня предлагайте ребенку альтернативы, возможность выбора. В конце концов, именно ему придется жить по этому плану.

Помните, что вы заботитесь о физическом, психическом, творческом, социальном развитии своего ребенка. Разве так уж велики трудности, с которыми вы сталкиваетесь, по сравнению с вашей целью?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *