Для чего нужны куклы
Статьи
ПОЧЕМУ ДЕТЯМ ВАЖНО ИГРАТЬ В КУКЛЫ?
Куклы существуют столько, сколько существует человек. Дети, вне зависимости от пола, любят играть с куклой, ухаживать за ней, как за младенцем, заменять ею товарища для игр. Однако эти игрушки созданы не только для развлечения и игры: кукла имеет особые функции в развитии психики ребенка.
Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ подготовил статью о особой роли куклы в развитии ребенка.
Одна из таких функций – воспитание человеческих чувств. Кукла – это образ человека в детской игре. Когда ребёнок не имеет товарища по игре, он делает им куклу. С ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать или осуждать. Часто в игре с куклой ребёнок проецирует на неё какие-то внутренние переживания и проигрывает их в различных ситуациях.
Маленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых: они также купают куклу, как купают их самих, также одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков. Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, происходящие в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них.
В этом зарождается ролевая игра. Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок примеряет на себя образ куклы, исполняет её роль.
Игра с куклой также удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. То, как малыш будет играть с куклой, также зависит и от её вида. Агрессивный вид куклы провоцирует, соответственно, агрессивный, воинственный тип игры. А более нежные черты лица, больший, относительно размеров тела, размер головы, пухловатость – заботу, покровительство.
Кукла задаёт образ человека, формирует у ребенка понятие о добре и зле, хорошем и плохом. Кукла способствует развитию фантазии, особенно если у неё не проработанные черты лица. Это заставляет детскую фантазию работать вовсю, так как ребёнок сам может определять настроение кукле. Внешний вид куклы, текстура материала, из которого она сделана, её пропорции – всё это тоже влияет на психику ребёнка.
Внешний вид куклы
Правильные пропорции куклы формируют правильные представления о своём теле у ребёнка. Это очень важно для его дальнейшего психического и физического здоровья. Особенно это касается девочек, так как они больше подвержены влиянию, играя с такими непропорциональными куклами, как Барби. Потому что девочки закладывают себе неправильные представления о фигуре, и, вырастая, они начинают изводить себя диетами, чтобы стать стройнее, добиться мнимого идеала.
Качество и текстура материала, из которого сделана кукла, тоже имеют значение. Мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка к игре. В то же время шершавые и холодящие рождают негативное отношение.
Выражение лица, общий вид, элементы одежды куклы несут в себе определённые человеческие качества, соответственно, определяют способ игры и роль куклы. Так, куклы с добрыми или нейтральными чертами лица почти всегда предполагают их роль как спасителей, героев, добрых фей; а игрушки с негативными выражениями – это зачастую какой-нибудь негодяй, злодей. Ребёнок приписывает хорошей характерной кукле множество положительных черт, а отрицательным героям — негативных. Такие куклы как бы требуют от ребёнка определённого способа взаимодействия с ними.
Игра с куклами становится своеобразной школой социальных отношений, поэтому ребёнку требуется правильный подбор куклы по материалам и пропорциям. Если этого сделано не будет, то игрушка будет оказывать негативное воздействие на ребёнка.
Большинство взрослых уверены, что игра в куклы подходит только для девочек. Однако и мальчики в 2-3 года охотно играют в куклы: они укладывают их спать, возят в коляске, носят на руках. Взрослых это обычно удивляет и сильно шокирует.
Как говорилось ранее, это абсолютно нормальное поведение любого ребёнка этого возраста, ведь происходит подражание взрослым. Но по решению взрослых у мальчика отбирается простая кукла, а вместо нее даются различные технические игрушки или какой-нибудь монстрик, а в лучшем случае солдатик. Этим самым ребёнок лишается правильного эмоционального развития, идёт выработка агрессивного поведения, малыш не учится правильному взаимодействию, не получает правильного социального опыта.
Поэтому важно, чтобы хотя бы в этом возрасте мальчик имел возможность играть с куклами. Совсем не обязательно понимать под этим игру именно в куклы для девочек, ведь существуют разные виды кукол. Подрастая, малыш сам перейдёт к другим видам игрушек, более характерным для его пола.
Куклы разные важны
Минимализм в чертах лица куклы не действует агрессивно на фантазию ребёнка, позволяя ей развиваться свободно и активно в процессе игры. Ребёнок волен домысливать некоторые черты лица куклы, мимику, эмоции. Настроение не закреплено на лице куклы в виде постоянной улыбки, оно может меняться по желанию ребёнка. Психологически такая игрушка эмоционально нейтральна. Игрушка, с которой ребёнок имеет постоянный тактильный контакт, должна быть сформирована согласно основным законам строения, так как у ребёнка должно сложиться правильное представление, гармоничный образ человека, что является залогом будущего психического и физического здоровья. В этом состоит терапевтическое воздействие куклы.
К 5 годам игра выходит на новый уровень. Она выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, словом, в то, с чем встречаются в своей жизни. Дошкольники точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом. В таких играх участвуют не только сверстники-партнёры, но и куклы.
К концу младшего школьного возраста (после 7-9 лет), когда у ребёнка уже более или менее сложился устойчивый образ человека, и сформировались связанные с ним представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, ему можно давать играть с всевозможными человекоподобными куклами, такими как Барби, различные монстрики и тому подобное.
Неправильный подбор
Кукла, однако, может так же иметь и отрицательное воздействие на психику ребёнка, но случается это обычно при неправильном подборе игрушки или несоответствии её возрасту ребёнка. Очень плохо на развитие влияют чётко фиксированные образы в кукле. Тому пример куклы Барби и всевозможные монстры. Что же происходит, когда ребёнок имеет в игрушке чётко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения?
Родителям необходимо учитывать все особенности кукол, приобретаемых для малыша, чтобы личность ребенка развивалась наиболее гармонично.
Исследовательская работа «Нужны ли человеку куклы»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МАОУ «СОШ № 1 Р.П. КРАСНЫЕ БАКИ»
Играя в куклы, я часто думала, а всегда ли они были такими? Оказывается, с незапамятных времен кукла используется не только как детская забава. Кукла известна с глубокой древности, она родилась почти вместе с человеком, но в тоже время остается вечно юной.
Актуальность: Кукла – воплощение сокровенного мира детства, когда все вокруг представляется живым и обещающим чудо. Человек взрослеет, но кукла –продолжает жить рядом с ним, никто и не задумывается нужна ли она ему. Но для чего же нужны человеку куклы?
Познакомиться с историей и видами кукол;
Рассмотреть современных кукол;
Обобщить данные и сделать вывод.
Гипотеза: Изучив историю кукол, можно определить для чего нужны куклы.
Итак, что же такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.
Рис. 1 Фигурка из кости мамонта. Брно.
В могилах маленьких египтян археологи находят паяца. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Кукла иногда представляла собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии. Древнейшие египетские куклы были призваны скрасить одиночество умершего. Также известно об использовании в религиозных обрядах ростовых кукол изображающих богов, например, Осириса. Эту куклу несли впереди торжественной процессии в дни празднеств, посвященных богу возрождения и загробного мира.
Чуть позже, в странах Ближнего Востока, а также в античных Греции и Риме из ритуальных богослужений вырастает кукольный театр. Появляются куклы-марионетки (рис. 2), используемые для представлений.
Рис. 2 Куклы – марионетки
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.
Зольная кукла – дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как – бы дух предков, обращённый к потомкам.
«Зерновушка» или « Крупеничка» (рис. 4)– символизирует плодородие и сытный год. Внутри мешочек, набитый крупой, она оберегала достаток. Ее делали после сбора урожая, мешочки набивали крупой или зерном. Зимой её давали играть детям. Зерно наполнялось детской энергией и добром, а весной его смешивали с зерном для посева, чтобы урожай был богаче. Рис. 4 Крупеничка
«Столбушка» (рис.6) – наперстница крестьянских девушек в их надеждах и мечтаниях.
«Берестушка» (рис.7) – покровительница и заступница девушек.
«Матушкина куколка» дарится дочери во избегание многих бед и нахождения своего счастья.
«Пеленашка» (рис. 8) приносит материнскую силу невесте.
Рис. 6 Кукла – столбушка Рис. 7 Берестушка Рис. 8 Пеленашка
Неразлучники, Мировое дерево, Масленица и «Домашняя Масленица», Коляда, Кострома, Кукушечка, Покосница, Купавка, Коза, Зольная кукла, «Козьма и Демьян», Капуста.
Кукла «Коза». В её основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и соломы. Одета была «Коза» в яркое специальное платье и тулуп (или шубу), поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зёрнами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание о необходимости жениться. Кукла «Коза» была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.
Такие куклы для молодых делали подруги. Для их изготовления использовали ткани разных цветов и куски разных нитей. За основу кукол брали лучину или плоскую щепку 20-30 сантиметров в длину и полтора сантиметра в ширину. Щепка или лучина не должна была быть из осины или ольхи, потому что эти деревья могли «приютить» в себе злых духов. Если случалось так, что пара расходилась, то и кукол разъединяли.
Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами.
За XVIII век было создано необыкновенное количество механических кукол. Это и знаменитая «Музыкантша» Анри-Луи Жаке Дроза, «Писец» и «Рисовальщик» Пьера Жаке Дроза, механические животные и др. Известно, что куклы для детей начали изготавливать очень давно. Рис. 13 Писец. Рисовальщик. Музыкантша.
Но, так как это была кустарная работа и каждая кукла была по-своему уникальна, можно сделать вывод, что не у каждого ребенка была возможность иметь такую куклу. В середине XIX века, начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. Коммерческий успех той или иной фирмы зависел от разнообразия выпускаемой продукции, ее качества и конечно от степени художественности изделий. Для создания художественной куклы объединяются художники и педагоги. В России вопросами игрушки занимались такие художники как Рерих, Бенуа, Бартрам, Малявин, Поленова, Добужинский и Билибин.
Сейчас промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций.
В 1959 году появляются куклы Барби, подобные фотомоделям. Эти куклы, с помощью которых девочки 3 – 14 лет могли бы разыгрывать разнообразные ситуации из взрослой жизни и таким образом готовить себя к будущему, были придуманы Рут и Эллиот Хэндлерами из США. Для Барби и её друзей непрерывно создавались новые костюмы и аксессуары ведущими мировыми модельерами. Периодически у неё появлялись новые «друзья» и «родственники». Рис. 14 Барби
Сейчас создается огромное множество кукол по мотивам мультфильмов, например, Винкс, Феи.
Рис. 15 Куклы «Expression dolls»
Сейчас играют в куклы не только дети, но и взрослые, особенно, если у них нет своих детей, такими игрушками являются куклы Реборн, которых не отличить от настоящих младенцев. Создание куклы Реборн это целое искусство, длительные стадии, одна из которых, это добавление нескольких слоев краски на виниловую куклу, и отображение разных физических особенностей куклы Реборн. Художники могут выбирать разные образы, чтобы создать куклы Реборн по своему стилю. Рис. 16 Кукла Реборн
В продаже есть также куклы Реборн с принадлежностями по уходу, словно за новорожденным. Такие комплекты с куклами называют ньюборн или новорожденный, это позволяет опустить некоторые детали создания куклы, а с другой стороны не так-то просто воссоздать новорожденного.
Некоторые спешат купить куклу реборн, чтобы заменить ею ребенка, уже выросшего. Другие же наоборот, хотят прочувствовать на себе роль родителя.
Современных кукол можно разделить на несколько категорий:
Коллекционные – эти куклы не для игр, их можно назвать интерьерными, так как они являются украшением дома и гордостью владельца. Эти куклы выполняются вручную в единственном экземпляре или малыми партиями, чаще всего это авторские куклы.
Театральные – это кукольный театр, перчаточные и пальчиковые куклы, марионетки и пр.
Игровые куклы – куклы, предназначенные для игры детям разных возрастов.
Для современного человека куклы нужны для удовлетворения материнского инстинкта, для избавления от одиночества, для спокойствия и просто для души. Для ребёнка куклы играют важную роль в формировании правильного представления о мире и жизни.
Я провела опрос среди детей и взрослых и выяснила, что все опрошенные играли в куклы, девочки играют в куклы до 7 – 12 лет. У одного человека есть несколько красивых кукол из коллекции издательства «Деагостини», 3 человека занимаются изготовлением текстильных кукол.
Все опрошенные немного знают о истории кукол и считают, что всё-таки куклы нужны человеку в первую очередь для игры и развития.
Итак, подвожу итоги.
Нашим предкам куклы нужны были для выполнения обрядов, ритуалов захоронения, как символ продолжения рода, символ плодородия, для защиты от нечистой силы, развлечения детей, и изготавливались куклы специально.
Для современного человека куклы нужны для удовлетворения материнского инстинкта, для избавления от одиночества, для спокойствия и просто для души. Для ребёнка куклы играют важную роль в формировании правильного представления о мире и жизни.
Людям нужны куклы! Играйте в куклы и будьте счастливы!
Для чего нужна кукла?
История появления кукол
Играть с некогда сакральными предметами дети стали позже, и именно куклы претендуют на роль древнейшей игрушки. Когда точно это произошло, сказать трудно, но археологами найдены куклы, чей возраст составляет 4 тысяч лет. Древние куклы были деревянными, кожаными, глиняными, каменными, костяными, соломенными, терракотовыми, и так далее. Дерево продолжало быть популярным материалом для кукол в Европе вплоть до 19 века. Головы для таких кукол с XVI века делали из папье-маше.
В качестве игрушки, предназначенной исключительно для девочек, куклы фигурируют как минимум со времен существования Древней Греции. Согласно некоторым западным психологам и социологам, существующее и ныне жесткое гендерное разделение в отношении игрушек детям навязывается обществом.
Современные куклы
Как дети играют в куклы?
Когда дети играют с куклами и с любыми игрушками, они обычно используют два подхода: режиссерский и ролевой. В первом случае ребенок выступает в качестве автора игры, он придумывает сценарий, согласно которому куклы действуют, наделяются какими-нибудь чертами и становятся персонажами истории. Но сам «режиссер» остается «за кулисами» и только руководит процессом.
Ролевая игра предполагает активное участие играющего: ребенок активно взаимодействует в выдуманном им мире с куклами на равных. Оба типа игры позволяют детям активно развиваться и учиться важным жизненным и социальным навыкам. Когда к игре присоединяются родители, это особенно полезно, потому что они могут продемонстрировать на игрушках хорошие примеры поведения или новые, неожиданные для ребенка явления и вещи.
Когда ребенок растет, с ним растут и его куклы – становятся сложнее истории, которые он рассказывает с их помощью. Поэтому требуются различные аксессуары, чтобы разнообразить процесс игры.
Неожиданные признания психологов: зачем девочкам покупать куклы
Игрушек может быть много, а любимая кукла — одна. По мнению детских психологов, они играют важную роль в психологическом и эмоциональном развитии девочек. Куклы как бы становятся их отражением, ведь с ними проходит все детство. Все, что видит девочка вокруг себя, реализует в сюжетно-ролевых играх. Во время такого досуга маленькие принцессы моделируют ситуации, проживают эмоции, воспроизводят действия окружающих их людей, развивают творческие способности, фантазию и воображение.
Кукла и воображение
Чтобы кукла превратилась в живого персонажа, ребенку нужно придумать для нее историю жизни. Причем следует продумать каждую деталь — где она живет, где работает, с кем дружит. Кукла посещает магазины, салоны красоты и кафе, катается на машинах и лошадях, выходит замуж, заводит детей. Придумывая различные сценарии, дети активно развивают воображение и фантазию. Чтобы игра была интересной, советуем купить куклы с аксессуарами. Отличное решение — функциональные пупсы Игролэнд, которые умеют издавать звуки и пить из бутылочки. Девочка сможет менять пупсу подгузники и садить его на горшок.
ИГРОЛЕНД Пупс в ванночке с аксессуарами, PP, PVC, упак. 24х15х14см, 2 дизайна
Роль куклы в развитии ребёнка
Кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть в детской у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла, ну образ человека и что с того? Однако она имеет сильное воздействие на психологическое и социальное развитие ребёнка.
Развивающее значение куклы
Маленький ребёнок, мальчик это или девочка, постоянно находится в контакте с куклой. Она будет оставаться его спутником ещё долго, даже в младшем школьном возрасте, может только чуть поменяет вид. И конечно всё это время она будет воздействовать на ребёнка. Но каким же образом?
Все знают, что игрушки развивают ребёнка в тех или иных областях, и поэтому часто покупают различные кубики. Конструкторы, головоломки, а такие традиционные игрушки, как куклы, считают устаревшими и служащими только для забавы и чисто девчачьей игрушкой. И поэтому стараются их заменить. Но не все осознают, что лишая ребёнка, особенно в маленьком возрасте, общения с куклой, возможно затормозить его развитие. Ведь кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка.
Одна из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности. Кукла – образ человека в игре ребёнка. Когда ребёнок не имеет товарища по игре. Он делает им куклу. Она – идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла. При этом в игре с ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать и осуждать.
Часто в игре с куклой ребёнок проецирует какие-то внутренние переживания на неё и проигрывает их в различных ситуациях. Так же может приписывать какие-либо качества, которыми не обладает сам, например, смелость. Ребёнок берёт куклу, говорит: «Пойдём!»,- и робко, с опаской всё же входит в тёмную комнату за какой-нибудь игрушкой. Вроде кукла смелая, но только ли она?
Меленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых. Они так же купают куклу, как купают их самих, так же одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков.
Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, что увидели в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них.
В игре с куклой зарождается ролевая игра. Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, и в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок берет на себя образ куклы, исполняет её роль.
Игра с куклой так же удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. Так же любопытство удовлетворяется в деструктивных действиях с куклой: ребёнок ломает, раздевает куклу, смотрит, что у неё внутри.
То, как будет играть с куклой ребёнок, так же зависит и от её вида. Агрессивный вид куклы провоцирует, соответственно, агрессивный, воинственный тип игры. А более нежные черты лица, больший, относительно размеров тела, размер головы, пухловатость – заботу, покровительство. Кукла задаёт образ человека, формирует понятие у ребёнка о добре и зле, хорошем и плохом.
Кукла способствует развитию фантазии, особенно если у неё непроработанные черты лица. Это заставляет детскую фантазию работать во всю, так как ребёнок сам, в таком случае, задать настроение кукле. Она может смеяться или плакать, злиться или показывать язык, и всё это со статичным, неподвижным лицом куклы и прекрасной работой детского воображения.
Ну, разве какой-нибудь конструктор сможет дать столь разнообразное, разностороннее развитие ребёнку? Несомненно, нет! Поэтому кукла должна быть у каждого ребёнка.
Влияние материала и форм куклы на психическое развитие ребёнка
Внешний вид куклы, текстура материала, из которого она сделана, её пропорции – всё это тоже, несомненно, влияет на психику ребёнка.
Рассмотрим влияние пропорций. Правильные пропорции куклы формируют правильные представления о своём теле у ребёнка. А это очень важно для дальнейшего его психического и физического здоровья. Особенно это касается девочек, так как они больше подвержены влиянию таких непропорциональных кукол, как Барби. Играя с ними, девочки закладывают себе неправильные представления о фигуре, и вырастая, они начинают изводить себя диетами, чтобы стать стройнее, добиться мнимого идеала. Или вот, такой ещё случай, подтверждающий влияние пропорций куклы на ребёнка. Одной девочке мама сшила куклу, но очень торопилась, поэтому лицо у игрушки получилось кривоватым. Через некоторое время, после игры с этой куклой, девочка стала перекашивать лицо, и именно так, как было у куклы. Даже в обычном состоянии, вне игры с куклой, у неё сохранялось это выражение. Лишь после того, как кукле переделали лицо, лицо девочки тоже пришло в норму. Всё это связано с тем, что ребёнок именно в первые семь лет жизни отличается необыкновенной пластичностью, у него происходит проецирование и телесное подражание, он впитывает те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Дети дошкольного возраста не способны оценить и понять карикатурность и утрированность куклы, не перенося её качества на себя, так как ещё недостаточно сформирован в это время образ человека.
Качество и текстура материала, из которого сделана кукла, так же имеют значение. Это было установлено исследованиями. Дети по-разному относятся к игрушкам, сделанным из разных материалов. Мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулирую ребёнка к игре. В то же время шершавые и холодящие материалы вызывают негативное отношение.
И поэтому ребёнку требуется правильный подбор куклы по материалам и пропорциям. Если этого сделано не будет, то кукла будет оказывать негативное воздействие на ребёнка.
Мальчики и игра в куклы
Большинство взрослых уверенно, что игра в куклы только для девочек. А между прочим, мальчики, лет 2-3, охотно играют в куклы, так же как и девочки: они укладывают куклу спать, возят в коляске, носят на руках. Пап это обычно удивляет и сильно шокирует.
Как говорилось ранее, это абсолютно нормальное поведение любого ребёнка этого возраста, ведь происходит подражание взрослым. Малыш проделывает всё то же, что его мама делает с ним. Происходит освоение социальной и эмоциональной сфер жизни. Ребёнок, таким образом, учится взаимодействовать с другими.
Но по решению взрослых, у мальчика отбирается простая кукла и заменяется на различные технические игрушки, или какого-нибудь монстрика, в лучшем случае солдата. Этим самым ребёнок лишается правильного эмоционального развития, идёт выработка агрессивного поведения, малыш не научается правильному взаимодействию, не получает правильного социального опыта.
Поэтому важно, чтобы хотя бы в этом возрасте мальчик имел возможность играть с куклами. Совсем не обязательно понимать под этим игру именно в куклы для девочек, ведь существуют разные виды кукол. Подрастая, малыш сам перейдёт к другим видам игрушек, более характерным для его пола.
Социализирующее воздействие куклы
Социализация воздействует на ребёнка с самого момента рождения. Она проявляется почти во всём: отношении, воспитании, обучении, игре. Очень активно социализация проявляется в игре, особенно с куклами.
Кукла – образ человека, неизменный партнёр ребёнка почти во всех его играх. Поэтому ей можно назвать даже самой социализирующей игрушкой. Игра в куклы (по Эльконину) — это отражение социального опыта. Она направлена на развитие в ребёнке умения общения, правильного поведения в жизненных ситуациях, развитие социального интеллекта. Через куклу он усваивает моральные и нравственные нормы общества, в котором живёт; выстраивается образ человека, его поведения, познаются такие категории, как добро и зло, хорошее и плохое, красивое и некрасивое.
В младшем школьном возрасте, дети в основном повторяют действия за взрослыми: как взрослый кормит ребёнка, так и ребёнок кормит куклу, как взрослый купает малыша, так и он купает свою игрушку. В старшем возрасте у детей появляется ролевая игра, их игры с куклами приобретают более широкий социальный контекст: они играют в докторов, парикмахерскую, дочки-матери. В этих играх ребёнок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений. Некоторые исследователи считают, что игра девочек в дочки-матери – это проявление материнского инстинкта. Однако, Эльконин приводит доказательства неправильности этих суждений и говорит о том, что данной игрой воспроизводятся общественные отношения, принятие в данном обществе, а так же общественное разделение труда по уходу за детьми. К тому же, через игру с куклой, ребёнок выражает свой внутренний мир. Так, в воссоздании семейных отношений, примерке ролей членов своей семьи, можно увидеть то, как именно видит ребёнок свою семью, что сейчас его беспокоит, или же что он желает увидеть в своей семье.
Играя с куклой, ребёнок воспроизводит человеческие взаимоотношения в своём вымышленном мире, усваивает законы общества. Поэтому кукла и является одной из главных социализирующих игрушек.
Таким образом, находясь все время рядом, кукла является лучшим другом ребёнка, постоянным партнёром для игр, и в то же время его наставником, молчаливым учителем. Чему же обучает кукла? Человеческим взаимоотношениям. Благодаря игре с куклой ребёнок проигрывает различные житейские ситуации, учится правильно в них ориентироваться. С куклой он проходит школу социализации. Она оказывается незаменима в своём положительном влиянии на психику ребёнка. Ни одна игрушка в детской не способна дать столько, сколько даёт простая кукла.
Однако, если кукла неправильно подобрана, она может оказывать отрицательный, тормозящий эффект для детского развития. Поэтому надо знать в каком возрасте и как именно она влияет на ребёнка. И только тогда, учитывая все особенности, можно добиться наиболее гармоничного развития личности ребёнка
Статья подготовлена на основе научной работы «Психологическая роль куклы в развитии ребёнка», автор А.О.Тетерева (Тульский Государственный Университет Тула, Россия)