Для чего нужны культурные универсалии

Шпаргалка по социологии.

35. КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ.

Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе и регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, существует ли что-либо общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии.

В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий – общих элементов всех культур: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, гадание, разделение труда и т. д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково: они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда.

Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т. п.

Источник

Культурные универсалии: понятие, примеры, формы, специфика

Для чего нужны культурные универсалии. Смотреть фото Для чего нужны культурные универсалии. Смотреть картинку Для чего нужны культурные универсалии. Картинка про Для чего нужны культурные универсалии. Фото Для чего нужны культурные универсалии

Культуры разных народов и исторических эпох сильно отличаются друг от друга. Однако есть определённые аспекты, которые в той или иной форме характерны для каждой культуры, известной науке. Эти аспекты называются культурными универсалиями, и сегодня мы подробно поговорим о том, что они собой представляют.

Что такое культурные универсалии?

Культурные универсалии – это традиции, ценности, социальные нормы и прочие аспекты жизни, свойственные всем известным культурам. То есть, это элементы человеческой культуры, принимающие одинаковый вид во всех обществах, независимо от исторических предпосылок, действующего социального строя, этапа развития и прочих факторов. Стоит отметить, что будучи общими для всех культур, проявляться универсалии могут по-разному.

Рассмотрим в качестве примера такой социальный институт как брак. Он присутствует во всех известных культурах, поэтому является универсалией. При этом правила, регулирующие данный институт, весьма разнообразны. Раньше были распространены такие формы брачных союзов как полиандрия и полигиния, сегодня же во всём мире преобладает моногамия. Кроме того, в разных обществах по-разному относятся к сопутствующим традициям, обрядам и требованиям, предъявляемым к вступающим в брак.

Термин «культурные универсалии» образован от латинских слов cultura (возделывание, взращивание, культура) и universalis (общий, всеобщий, единый).

Сегодня в антропологии и других науках используется классификация культурных универсалий, которую разработала группа исследователей из Йельского университета, возглавляемая антропологом Джорджем Питером Мердоком. В эту классификацию вошло 88 универсальных поведенческих категорий, таких как одежда, имущество, праздники, социальная стратификация, институты семьи и брака, родственные связи, труд, использование орудий труда и прочее.

Исследователи заключили, что все обнаруженные ими категории так или иначе связаны с биологическими потребностями человека (выживанием, продолжением рода и сохранением потомства). Таким образом, само существование культурных универсалий объясняется тем, что все люди обладают одинаковой физиологией и одинаковыми биологическими потребностями. Кроме того, где бы и когда бы они ни жили, они решают сходные задачи и сталкиваются с общими проблемами и угрозами.

Примеры культурных универсалий

Существует достаточно большое количество примеров культурных универсалий, рассмотрим наиболее распространенные из них:

1. Брак, семья и родственные связи

Потребность в продолжении рода и сохранении потомства – это основной инстинкт, присутствующий у человека, как и у других животных. При этом в нашей природе заложено стремление создавать брачные союзы, чтобы совместно растить, воспитывать и защищать потомство. И поскольку такое поведение свойственно всем людям (хоть и с некоторыми вариациями), во всех культурах так или иначе формируются институты брака и семьи. Кроме того, каждый человек осознаёт связь с ближайшими родственниками и отличает их от посторонних людей, что также отражено в культуре любого общества.

2. Язык

Это важнейшая культурная универсалия, без которой не может обойтись ни одно человеческое общество. Язык необходим не только для общения, но также и для накопления знаний. Он, по сути, является основным носителем культуры, позволяющим сохранять накопленный опыт и передавать его следующим поколениям как в устной, так и в письменной форме.

3. Приветствие и прощание

У всех народов присутствуют определённые способы поприветствовать другого индивида, чтобы начать общение (или просто показать, что его заметили), и попрощаться с ним, чтобы обозначить завершение контакта. Это больше связано с социальной сущностью человека, чем с его биологическими потребностями. Поскольку социальные контакты для нас очень важны, нам необходимо отчетливо обозначать начало и конец общения, а также просто демонстрировать уважение, давая людям понять, что мы их заметили и не проигнорировали.

4. Календарь и летоисчисление

Во все времена люди нуждались в возможности достаточно точно предсказывать морозы и жару, дожди и засухи, разливы рек и прочие сезонные погодные явления. Особенно актуально это стало с переходом к аграрному обществу. Поэтому в любой культуре присутствует календарь, решающий данную задачу и помогающий выбирать удачное время для сельскохозяйственных работ. При этом основными ориентирами служат Луна и Солнце, иногда используются также яркие звёзды (например, Сириус в Древнем Египте) и планеты.

Помимо смены сезонов практически все известные науке календари подразумевают определённую систему летоисчисления, позволяющую датировать различные исторические события. Интересно, что у большинства древних культур присутствует конкретная дата сотворения мира, которая при этом практически никогда не отождествляется с «нулевой» датой календаря.

5. Религия

Каждый человек нуждается в простой и понятной картине мира. Если же у чего-то нет объяснения, это может вызвать у него когнитивный диссонанс. Поэтому в любом обществе всегда существовали религиозные и мифологические трактовки всех природных явлений. Древние религии формировались постепенно на протяжении многих поколений, благодаря чему их называют «естественными религиями». Позже им на смену пришли так называемые «религии откровений», основанные на писаниях, которые якобы записаны со слов бога или его посланников.

Формы культурных универсалий

Исследователи выделяют несколько основных форм, которые могут принимать культурные универсалии:

Специфика культурных универсалий

Как мы уже отмечали выше, культурные универсалии не статичны, и в каждом конкретном обществе их содержательное наполнение приобретает определённую специфику. Рассмотрим несколько примеров того, как это проявляется:

Подобные отличия, существенные или незначительные, свойственны всем культурным универсалиям. Однако их суть при этом сохраняется, поскольку это типовые явления, неизбежно возникающие в любой культуре под влиянием биологической и социальной сущности человека.

Заключение

Культурные универсалии – это аспекты социальной жизни, которые в той или иной форме присутствуют во всех культурах, известных современной науке. Неважно, когда и как возникло общество, какой порядок в нём установился, какие исторически предпосылки накопилось – у него обязательно проявятся все культурные универсалии без исключений. При этом они могут иметь определённые вариации, но их суть и их природа всегда одинакова.

Источник

Статья на тему: «Культурные универсалии».

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с

рождением и смертью; они живут совместной жизнью, у них появляются танцы, игры, приветствия, разделение труда и т.п.

Конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т.д.) создает на протяжении многих веков собственную культуру, которая сопровождает индивида в течение всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур.

В социологии культура рассматривается как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Объектами социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте можно сказать, что социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Американский социолог и этнограф Д. Мердок в 1959 г. выделил более 70 универсалий — общих для всех культур элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование и т.д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Люди живут совместной жизнью, у них появляются танцы, игры, приветствия, разделение труда и т.п.

Источник

Понятие культурных универсалий и их значение в современных науках

Сущность понятия «универсалии»

В современной культурологии культурными универсалиями называют ценности, традиции, нормы и свойства, присущие всем культурам. При этом не имеет значение местонахождение культуры, исторический период ее развития, а также социальное устройство ее общества. В данном случае речь идет об «универсальной культуре».

Несмотря на то, что культуры разных народов существенно различаются, они обладают набором общих характеристик

Термин «универсалии культуры» изначально появился в философии эпохи средневековья и включал в себя такие понятия, как «дом», «небо», «земля». Уже в древние времена люди задавались вопросом, как появились эти универсальные понятия. В наше время исследователи не прекращают изучать феномен универсальной культуры.

Универсальная культурная модель в концепции Дж. Мердока

Американский антрополог Дж. Мердок сформулировал собственную теорию универсальной культурной модели. Исследователь попытался определить набор методов, с помощью которых можно было бы изучать культурно-обусловленное поведение каждого человека.

Новая методология была бы в большей степени полезна таким наукам, как антропология и социология. Дж. Мердок создал специальную группу исследователей и привлек несколько институтов для более качественного обоснования межкультурных сравнений.

Многочисленные эксперименты, которые были проведены в данной области, в итоге обусловили создание отдельного направления в антропологии. Дж. Мердок разработал формализованную запись, которая стала основой для изучения универсалий. С помощью нового метода были зафиксированы результаты экспериментов с множеством различных элементов.

В 1967 году был опубликован «Этнографический атлас», который включал в себя наборы табулограмм по более чем 600 культурам

В теории универсальной культурной модели Мердока определены примерно 60 универсалий, среди которых:

Эволюция систем родства по Дж. Мердоку

Дж. Мердоку, помимо теории культурных универсалий, принадлежит ряд иных важных идей, например, эволюция систем родства. Исследователь полагал, что формы родства обуславливаются экологическими обстоятельствами. Также экологические условия выступают в качестве определяющих факторов при экономическом разделении труда.

В дальнейшем родственные организации подверглись изменениям в силу изменения внешних условий.

Большинство своих исследований Дж. Мердок провел в Африке, его работа значительно повлияла на развитие культуры африканских народов

Актуальность культурных универсалий

Проблемой культурных универсалий также интересовался исследователь культуры индейцев навахо, известный американский социальный антрополог Клайд Клакхон. По его мнению, современная антропология содержит ряд противоречий.

Британский культурный антрополог и этнограф А. Рэдклифф-Браун называл социальную антропологию «сравнительной социологией».

Так же американские ученые концентрировали свое внимание на межкультурном подходе, ряд антропологов даже призывали данную дисциплину называть «наукой наук». Они это обуславливали тем, что в своих работах ученые, как правило, выходят за пределы одной культуры. И это логично, поскольку настоящее сопоставление возможно только тогда, когда выделены культурно связанные единицы.

Например, в лингвистике были сформулированы универсальные элементы, которые являются весьма значимыми с теоретической точки зрения для прочих антропологических дисциплин. Другой пример – биологическая антропология, которая оперирует биологическими показателями человека.

Биологические характеристики объединяются такими терминами как «особь», «ребенок», «взрослый» и пр. Рассматривая весь научно-исторический процесс, можно заметить закономерность – прогресс достижим при отступлении от рамок рациональности к абстрактным понятиям.

Существуют неочевидные связи и признаки феноменов, которые с первого взгляда кажутся изолированными друг от друга. Данную позицию следует принять, прежде всего, антропологам, поскольку в науке необходима такая концепция, особенно, если говорить о понятных договоренностях внутри собственной культуры.

Ошибки на пути познания другой культуры

Культурные антропологи, как правило, прибегают к двум направлениям. Но ни один из них не может привести к правильному и полноценному сравнению.

Часть ученых в зависимости от величины определенной культуры выделяют те культурные категории, которые присутствуют в языке коренных жителей. Данный метод позволяет ученым судить об опыте именно так, как его осознают представители исследуемой культуры: искажения не допускаются, западный способ мышления не оказывает никакого влияния.

Однако предпосылки и скрытые понятия культуры самого исследователя в данном случае игнорируются, что не позволяет обнаружить всю целостность и уникальность культуры. Этот подход непосредственно связан с культурными универсалиями.

Рассмотренный способ является экстремальным культурным релятивизмом. В данном случае каждый культурный мир представляется как независимая монада, по своей природе она может сравниваться с другими не полностью, а лишь «интуитивно».

Большинство ученых-этнографов выбирают иной подход. Они используют категории «базового набора», например:

Эти понятия характеризуют человеческую жизнь в целом.

Хоть данные категории не могут полноценно удовлетворить науку, благодаря им культурные сравнения представляются осмысленными. По своей сути они – это грубые практические универсалии, используя которые можно условно формировать в группы различные описания.

Источник

Универсалии культуры

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие «универсалии культуры»

Для того, чтобы обозначить составляющие элементы общечеловеческой культуры в культурологи и социологии существует понятие «культурная универсалия».

Элементы, составляющие универсалии культуры

Рассмотрим более подробно составляющие элементы универсалий культуры:

Виды ценностей

Каждый человек имеет свою, определенную систему ценностей. Существует классификация различных видов ценностей:

На основе существующей в обществе системы ценностей формируются определенные ценностные установки, передаваемые из поколения в поколение при помощи воспитания и обучения.

Язык как одна из наиболее значимых культурных универсалий

Еще одной, пожалуй, наиболее значимой культурной универсалией является язык.

Язык – это совокупность знаков и символов, которые наделены определенным содержанием и организованы по определенным правилам. Язык является одним из важнейших носителей культуры, способом хранения и передачи человеческого опыта из поколения в поколение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что возникновение культурных универсалий обусловлено единообразием жизни человека как единицы общества. Любой человек, к какой культуре он бы не относился, имеет практически одни и те же физические потребности, социальные проблемы, что и представители других культур. Эти проблемы и способы их решения ставит перед человечеством окружающий его мир.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 31 10 2021

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *