Для чего нужны легенды и предания

Православная Жизнь

В чём различие между Преданием и историческим наследием, разбирался протоиерей Андрей Ухтомский.

Для чего нужны легенды и предания. Смотреть фото Для чего нужны легенды и предания. Смотреть картинку Для чего нужны легенды и предания. Картинка про Для чего нужны легенды и предания. Фото Для чего нужны легенды и предания

То, что нам передано

Современный человек склонен к обобщению. Скоротечность и кратковременность жизни не позволяет нам досконально исследовать какую-либо сторону жизни без ущерба изучения других сторон, проанализировав их и сделав соответствующие выводы. Особенно это касается изучения человеческого существования, для удобства исследования разделенного на историю, религию, анатомию, культуру, науку, географию… Количество накопленных знаний структурируется по дисциплинам, отчего теряется общая картина мира.
Этот опыт человеческой жизни можно назвать одним словом – «Предание, т. е. то, что нам передано» (выражение преп. Викентия Лиринского). Передано кем-то кому-то: прадедами потомкам, потомками современникам, современниками наследникам. Предание состоит из позитивного опыта и опыта неудач, издержек, ошибок. Эти две стороны предания определяются благой волей Бога и противоборствующей ей воле диавола. Диавол не имеет автономного существования, в отличие от Бога, который обладает жизнью в самом себе. Поэтому воля и действия диавола противны Богу, не имеют той жизненной силы, которые имеют воля и действия Божии, но присутствуют в этом мире, искажая стремление человека к Богу.

События человеческой истории

Предание имеет как позитивную, так и негативную составляющую. Важно их уметь разделять и отличать от исторического наследия. Историческое наследие – совокупность событий человеческой истории, отражающих стремления людей к внешнему благосостоянию вне зависимости от средств, иногда по принципу борьбы за существование. Предание подразумевает жизнь по принципу Божественной любви, в соответствии с заповедью Христа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:40), реализуемой собственным примером. Вектором исторического наследия является принцип борьбы за существование; вектором Предания – проявление наибольшей любви.

Особенности православного Предания

Предание Церкви, православное Предание более чем какое-либо другое отражает Божественную волю и действие, совершаемое в Церкви. Вся жизнь Церкви есть осуществление закона любви и слов Иисуса Христа «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–40). Проповедь Иисуса Христа стала христианским преданием, о котором пишет апостол Павел: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим… Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (2 Фес. 2:15; 1 Кор. 11:2). Христианское Предание, ставшее церковным наследием, основанное на словах Иисуса Христа и распространенное его ближайшими учениками, принимается всеми повсеместно. Оно имеет высший церковный авторитет.
В основе Предания лежит дух любви, однако в истории Ветхого и Нового Заветов были случаи, когда люди заменяли дух любви духом буквы. Это предание касается внешней стороны жизни человека, а потому является второстепенным. В основе этого Предания лежал Закон Моисеев, который впоследствии фарисеи извратили, оставив букву, лишенную смысла и духа, в угоду своим амбициям. О таком «предании» Иисус Христос говорит фарисеям: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего… спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное» (Мф. 15:3; Мк. 7:5–8). Это Предание лицемеров, которые, прикрываясь законом Божиим, на деле исполняют противное Божиему установлению. Исцеление сухорукого в субботу фарисеи считали грехом, потому что в субботу предписан отдых. Спаситель «сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? (вопрос риторический. Конечно, пойдут. Своя рубашка ближе к телу. – Прим. автора) Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро» (Мф. 12:11–12).
Таким образом, данные Богом Заповеди нерушимы, составляют основу Предания. Эти богооткровенные истины изложены в Десяти Заповедях и Евангелии. Церковь, руководимая Духом Святым, устами святых апостолов, отцов и учителей Церкви, применяет эти Заповеди к тому или иному жизненному контексту.

Цельность Предания

Священное Предание имеет несколько составляющих:
1) вероучение, изложенное в Символе веры и догматах;
2) литургическое предание, заключенное в богослужебных текстах;
3) правила Вселенских Соборов, канонические документы;
4) учение святых отцов и учителей Церкви;
5) преемство священнослужения, через которое сообщается благодать Святого Духа.
Отсутствие одного из аспектов Церкви изменяет вектор ее движения. Церковь перестает быть Церковью Христовой, тем организмом, который ведет человека к спасению, становится ущербной, превращается в идеологию, доктрину, форму, лишенную содержания.
Так, отколовшиеся от Православной церкви католицизм и протестантизм в различной степени отступили от Общецерковного Предания, каждый по-своему.

Примеры исторического искажения Предания

Римско-Католическая церковь акцентирует внимание на земном авторитете своего главы – Папы, чем дистанцируется от других Церквей и отрицает Христа как истинного главу Церкви. Предание Католической церкви также развивающееся, а не фиксированное, что означает возможность догматизирования некоторых фатов (например, догмат о непогрешимости Папы, когда он говорит с кафедры, установлен 1870 г). Уклон жизни Католической церкви от духовного развития в социальное русло привел к узакониванию целибата (предписание духовенству оставаться неженатым), итогом чего было падание нравственности в среде духовенства и появление незаконнорожденных детей.
Узурпация народа Церковью породила Реформацию. Основные мотивы Реформации – вернуть Церковь «на круги своя», в древнехристианское время. Централизация власти в Католической церкви у реформаторов трансформировалась в парламентаризм и паритетность, практикуя всеобщее священство. Запрет католиков читать Библию на родном языке породил у реформаторов желание ее исследовать, что мы видим и сейчас. Самое главное – отвержение Священного Предания, на которое протестанты хотели смотреть глазами Христа, сказавшего фарисеям, что те лицемерят и ищут выгоду, придерживаясь предания старцев (Мф. 15:2).
Реформаторы меняли те аспекты Католической церкви, которые были наиболее искажены и отличались от аспектов Церкви первохристианского общества. Реформаторы пытались восстановить их обратно пропорционально вектору изменения их в католицизме. Это привело к разнообразной палитре вероучений и доктрин: от отвержения Предания до его принятия и от иерархического духовенства до посмеяния над Божиим установлением в виде рукоположения язычников, атеистов, гомосексуалистов и др.

Пути возвращения к Преданию

Одним из критериев Православия есть отношение к Священному Преданию и соблюдение его: вероучение, литургическое наследие Церкви, церковные изображения, Крест, святоотеческое наследие, апостольское преемство в священнослужении. Церковь, которая отрицает Священное Предание в его полноте, не может называться Церковью. И наоборот, религиозная организация, принимающая весь опыт Церкви, в том числе и Священное Предание, есть Истинная Церковь. К ней и нужно стремиться.
Воссоединение с Церковью отпавших сообществ происходит путем отказа от своих доктрин и всецелого принятия вероучения Православной церкви. В вероучительном аспекте невозможен компромисс, как это принято в политике, потому что Церковь в своей земной жизни руководствуется неизменной Божией волей; государства же создаются сообществами, которые имеют различные приоритеты (иногда два государства имеют взаимоисключающие приоритеты). Конечно, компромисс возможен в случае культурных различий. Важно найти причину расхождений и стараться ее решить в духе Церковного Предания, исключая человеческие амбиции, помня слова апостола Павла: «Если возможно, будьте в мире со всеми» (Рим. 12:18).

Источник

Зачем человечеству легенды?

Для чего нужны легенды и предания. Смотреть фото Для чего нужны легенды и предания. Смотреть картинку Для чего нужны легенды и предания. Картинка про Для чего нужны легенды и предания. Фото Для чего нужны легенды и предания

Социальное развитие человечества подразумевает общение в повседневной жизни. Необходимость в общении выражается не только в бытовых или иных разговорах. Неотъемлемая часть общения заключается в разговорах на отвлеченные темы. Существенным элементом в общении всегда были и останутся легенды.

Так же как темы разговоров, легенды имеют множество разновидностей. В традиционном понимании, легенда – это прозаическое повествование сказочного или фольклорного характера, описывающее исторические личности или события. Может существовать в форме записанного предания о событиях древности, которые вызывают восхищение и неотрывно связаны с религиозным пафосом, прославлением известных героев и их поступков.

Таким образом, легендой можно называть эпический прозаический рассказ о героических событиях глубокой древности с участием героев в полном смысле этого слова и богов или сверхъестественных сил. Ни в коем случае нельзя расценивать легенду как исторический научный материал. С другой стороны, нельзя отрицать, что легенды не содержат исторической составляющей в той или иной степени.
Форма подачи легенды, в основном, была устным рассказом. Иногда легенды полагали на музыку и были в арсенале бродячих рассказчиков или певцов.

В современном мире слагают легенды о значимых личностях, которые оставили свой след в истории, как в положительном смысле, так и в отрицательном. Некоторые личности даже имеют что-то вроде титула. Например: легенда советского кинематографа, легенда рока, легендарный герой гражданской войны и так далее.

Сейчас легенды записаны и получили более широкое распространение в обществе. С легендами отдаленных народов можно легко познакомиться благодаря развитой структуре обмена информацией, существующей в современном мире.

Легенды претерпели видоизменения в ходе истории и развития литературных жанров. Возникли разновидности легенд. Самой яркой из таких разновидностей стала ода.

Ода, обычно, пишется в стихотворной форме и посвящается герою или событию. Ода пишется как торжественное стихотворение. Во многих одах особое место отводится лирике. Ода также изменялась со временем.

Если в древней Греции одой называли любое стихотворение с музыкальным сопровождением или хоровое пение в честь победителя состязаний, то в Новое время оды получили иные содержание и смысл. Начиная с XVI века, одами стали называть патетические стихи, прославляющие отдельные личности, которые сравнивались с античными героями. В эпоху классицизма, ода стала эталоном возвышенной лирики.

В наше время легенда получила особое распространение и кардинально изменилась. Вымышленные истории с элементами, похожими на правду, рассказываются при любом представившемся случае. Рассказчиками выступают люди от детского до преклонного возраста. Часто вымысел, слух или домысел обрастают правдоподобными деталями и трансформируются в полноценную современную легенду.

Источник

Почему важно знать легенды своего народа (ЕГЭ по русскому)

Каждый народ богат своими символами. Во все времена люди одушевляли предметы, наделяя их магической силой, которая была иногда негативной, то есть могла принести в дом несчастье, а иногда служила оберегом для домочадцев. Я считаю, что каждый уважающий себя человек должен знать традиции и обычаи, культуру, фольклор своего народа.

Легенды о березе самые распространенные и увлекательные. Их сложено немало. Часто березу ассоциировали с хрупкой длинноволосой девушкой славянской внешности. Например, во многих легендах встречается сюжет о превращении русалки или молодой девушки в березу.

В одной из них рассказывается о красавице-русалке, жившей в лесном озере. По ночам она любила выходить из воды и долго гулять по сказочному лесу под лунным светом.

С первыми лучами солнца русалка пряталась под воду. Однажды она увлеклась прогулкой и не заметила появившегося на небе Хорса – славянского бога солнца. Хорс был очарован неземной красотой русалки и влюбился в неё. Красавица поспешила скрыться в глубинах озера, но бог солнца превратил её в белоствольную изящную березку. С тех пор люди любуются этим деревом круглый год.

Летом береза стоит в красивом зеленом сарафане. Осенью ее круглые желтые листочки напоминают монетки, которые осыпаются невероятно быстро. Зимой береза самая прекрасная из всех деревьев. Она почти сливается со снегом, только черные полоски выделяются на белоснежной коре. Но лучше всего выглядит береза весной. Едва начинает теплеть, набухают ее крошечные почки на гибких веточках. А потом появляются первые листочки. Одновременно с ними дерево выбрасывает и сережки, которые смотрятся настоящим драгоценным украшением.

Изучая легенды славянского народа, я сделала много открытий, получила новые знания о культуре наших предков. Я с уверенностью могу сказать, что человек, не изучающий прошлого, упускает много познавательного, интересного, а значит, он упускает возможность быть более образованной личностью и интересным собеседником. Поэтому людям нужно знать легенды своего народа.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Предание и легенда – что это и отличия

Для чего нужны легенды и предания. Смотреть фото Для чего нужны легенды и предания. Смотреть картинку Для чего нужны легенды и предания. Картинка про Для чего нужны легенды и предания. Фото Для чего нужны легенды и предания

Предание и легенда — термины, с помощью которых обозначают формы словесного эпоса. Несмотря на то, что они являются известными и часто употребляются в разговорной и письменной речи, не все люди смогут объяснить, в чем состоят главные отличия между ними. Определение для каждого термина поможет найти ключевые особенности, а также понять, что же собой представляют эти эпические формы словесного искусства.

Определение понятий

Устное творчество можно разделить на несколько категорий. Входят в это понятие и рассматриваемые термины. Возникли они еще до появления привычной нам письменности, когда люди желании сохранить сведения о героях или увековечить в памяти некое событие или природное явление, казавшееся им тогда чем-то сверхъестественным. В текстах появлялись не только факты из реальных событий, но и вымысел, способный сделать картину еще более интересной и захватывающей. Поэтические дополнения и отступления, символизм в повествовании – все это привносило в содержание необычный и таинственный оттенок.

Предание – разновидность эпического жанра. Это своеобразная форма повествования о событиях истории, далекого прошлого или рассказ, из которого можно узнать, как появилась та или иная традиция или родовой обычай.

Легенда – фольклорный жанр. Эпическое направление в повествовании. Из содержания можно узнать исторические факты или вымышленные события, которые поданы в форме сказания о временах далекого прошлого. Содержание представлено в стихотворной форме.

Сравнение

Если проводить подробное сравнение по основным параметрам, то станет ясно, что в тексте придания фактическая и историческая основа сохранена в максимальном количестве. Представленные события передаются подробно, излагаются четко и ясно. Подобная особенность позволяет создать у слушателя ощущение, что описанные события были на самом деле. Текст позволяет полностью погрузиться в происходящее. Справедливо это и для преданий, созданных на библейской или ветхозаветной основе, и тех, которые возникли как семейные или родовые истории нравоучительного или просто познавательного содержания. Если предания связаны с историческими событиями или судьбами известных, выдающихся личностей, то кроме достоверности в текстах могли присутствовать элементы таинственного: знамения, предсказания, неожиданные события или роковые предопределенности. Эти моменты усиливали причинно-следственную связь в повествовании и делали его еще более захватывающим. Важно учитывать, что за время, которое существует предание, оно было много раз дополнено и приукрашено. Связано это с тем, что люди не могут пересказать историю в полном соответствии с оригиналом. Именно так в текстах появлялись поэтические образы.

Если вымысел преобладал над историческими фактами, так возникала легенда. В ее содержании было больше сказочного и непознанного, чем в преданиях. Героями легенд могли стать не только известные личности, реально существовавшие люди, но и божества, мистические силы. Именно поэтому нередко изложенные в текстах события приобретали обобщенный или же символический смысл.

В легенде прослеживается стремление людей к тому, чтобы объяснить непонятное, найти причину возникновения природных явлений, катаклизмов. Также они хотели выделить в герое черты и свойства, которые бы подчеркивали его лидерство и могущество.

Нужно учитывать, что точного времени действия в легенде нет – сюжет не указывает на определенный промежуток в истории. Связано это с тем, событие произошло очень давно. Восприниматься рассказ может только как неоспоримый факт, его следует принять на веру и не искать подтверждение реальности описанного. Предание же обычно привязано к определенному временному или историческому промежутку.

Выводы

На основании проведенного сравнения можно сделать вывод о том, что предание является устным пересказом событий, которые имели место в реальной истории. По своей сути предание является притчей с нравоучительной нагрузкой. Легенда же представляет собой текст, художественный вымысел, созданный на основе реальных событий, которые происходили в далеком прошлом. В предании сохраняется относительная достоверность изложенных фактов. В легенде преобладает сказочность и вымысел.

Предание может быть тесно связано с историей определенной местности, рода или семьи. В легенде описываются события из жизни вымышленного героя или даже сказочного, волшебного существа. В преданиях отсутствуют широкие обобщения, не применяется символизм для объяснения событий происходящего. Для легенды же свойственным является образность, метафоры, сравнения и преувеличения. Нравоучительный вывод отсутствует. Для предания же он, наоборот, является характерным и неотъемлемым элементом.

Источник

Использование легенд, преданий в ценностном развитии детей

Просмотр содержимого документа
«Использование легенд, преданий в ценностном развитии детей»

Для чего нужны легенды и предания. Смотреть фото Для чего нужны легенды и предания. Смотреть картинку Для чего нужны легенды и предания. Картинка про Для чего нужны легенды и предания. Фото Для чего нужны легенды и предания

Использование легенд, преданий и олонхо

ценностного потенциала детей

Для чего нужны легенды и предания. Смотреть фото Для чего нужны легенды и предания. Смотреть картинку Для чего нужны легенды и предания. Картинка про Для чего нужны легенды и предания. Фото Для чего нужны легенды и предания

В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций.

Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. К большому сожалению, мы успели растерять, то, что годами копили наши деды и прадеды – забыли культуру своего народа, своего родного края

Для чего нужны легенды и предания. Смотреть фото Для чего нужны легенды и предания. Смотреть картинку Для чего нужны легенды и предания. Картинка про Для чего нужны легенды и предания. Фото Для чего нужны легенды и предания

Знакомство с разнообразными жанрами фольклора малой родины, с традициями и обычаями дедов и прадедов – важное средство воспитания основ гражданских чувств, культуры межнационального общения у дошкольников

Для чего нужны легенды и предания. Смотреть фото Для чего нужны легенды и предания. Смотреть картинку Для чего нужны легенды и предания. Картинка про Для чего нужны легенды и предания. Фото Для чего нужны легенды и предания

Легенды, предания и былины возникли в древнейшие времена, когда якуты жили еще родами и племенами, они фантастически отображают жизнь древнейших племен и являются архаическим памятником педагогики народа саха. Разнообразна воспитывающая функция легенд, преданий и былин.

Для чего нужны легенды и предания. Смотреть фото Для чего нужны легенды и предания. Смотреть картинку Для чего нужны легенды и предания. Картинка про Для чего нужны легенды и предания. Фото Для чего нужны легенды и предания

Легенды и предания содержат богатство якутского языка, определяют духовно-нравственные ценности народа и имеют большое значение для обучения детей, воспитывают любовь к родной земле, природе, развивают представления о родном крае, расширяют у детей кругозор.

Для чего нужны легенды и предания. Смотреть фото Для чего нужны легенды и предания. Смотреть картинку Для чего нужны легенды и предания. Картинка про Для чего нужны легенды и предания. Фото Для чего нужны легенды и предания

Осознание общечеловеческих ценностей возможно при формировании идей, чувств, представлений, направленных на общество; ориентации

на сочетание национальных и общечеловеческих ценностей; изучении прав человека, обязанностей по отношению к обществу и другим людям; понимании единства прав и обязанностей гражданина; воспитании гражданских чувств и поведения; развитии независимости суждений, чувства сопереживания.

Для чего нужны легенды и предания. Смотреть фото Для чего нужны легенды и предания. Смотреть картинку Для чего нужны легенды и предания. Картинка про Для чего нужны легенды и предания. Фото Для чего нужны легенды и предания

В формировании ценностного потенциала ребенка важна ориентация на развитие субъективной составляющей личности,

т.е. на осмысление путей восхождения к идеалу созидающего человека. Обнаружение ребенком ответственности за собственную судьбу, судьбу родителей, семьи, рода, народа, малой и большой родины должно составить суть современного духовно-гуманистического образования детей.

Для чего нужны легенды и предания. Смотреть фото Для чего нужны легенды и предания. Смотреть картинку Для чего нужны легенды и предания. Картинка про Для чего нужны легенды и предания. Фото Для чего нужны легенды и предания

Чтобы работа с детьми в этом направлении велась успешно и плодотворно, педагогам необходимо использовать инновационные технологии обучения.

Проект, являясь одной из форм проектной деятельности, выступает технологией развития самостоятельности, исследовательского поведения, познавательной, творческой активности детей, позволяет интегрировать различные формы и методы в процессе его реализации. В этом и выражается его основное преимущество. Используя метод проектов необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества воспитателей, детей, родителей.

Для чего нужны легенды и предания. Смотреть фото Для чего нужны легенды и предания. Смотреть картинку Для чего нужны легенды и предания. Картинка про Для чего нужны легенды и предания. Фото Для чего нужны легенды и предания

Совместная деятельность детей и членов их семей, специально организованная практическая деятельность, позволяют создать атмосферу общности интересов детей и взрослых, заинтересованности в конечном результате проекта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *