Для чего нужны лекции в университете

Структура и виды лекций в вузе

Лекция – это один из самых распространенных способов донесения информации до целевого слушателя. Особенно популярен этот метод изложения материала у преподавателей высших учебных заведений и учителей старших классов общеобразовательных школ.

Устный доклад с давних времен используется для одновременного обучения большого количества человек. Правильно выстроенная лекция активизирует мыслительную активность, обеспечивает эмоциональную связь слушателя с оратором, способствует лучшему восприятию материала. Такой стиль обучения эффективен как в преподавании гуманитарных и естественных наук, так и точных дисциплин.

Что такое лекция

Лекцией называется устное изложение информации, выстроенное по строго определенной логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику. Основное предназначение лекции:

Функции лекционной подачи материала:

Нередко лекции являются единственно возможным способом обучения, например, если отсутствуют учебники по предмету.

Лекция позволяет раскрыть основные понятия и проблематику изучаемой области науки, дать учащимся представление о сути предмета, продемонстрировать взаимосвязь с другими смежными дисциплинами. Именно устное изложение материала является базой для дальнейшего использования таких форм учебных занятий, как семинары, практикумы, лабораторные работы, курсовые, дипломы и прочее.

Виды лекций в вузе

Перед лектором высшей школы могут стоять различные задачи: от простого консультирования до передачи редкой узкоспециальной информации учащимся. В зависимости от назначения и характера проведения занятия выделяют основные виды лекций в вузе:

Вводная

Этот вид необходим для того, чтобы дать учащимся представление о конкретном учебном предмете, познакомить с его основными задачами. Вводные лекции обычно рассказывают об особенностях курса, его роли среди остальных дисциплин. Студенты получают ориентировочный план лекций на учебный семестр или год, узнают об основных этапах развития предмета и выдающихся личностях, сделавших весомый вклад в научное направление. Также в рамках вводной лекции излагается информация о современном состоянии проблемы курса, перспектив его развития.

Преподаватель кафедры объясняет учащимся особенности построения их дальнейшей работы, перечисляет возможные формы проведения семинаров и других видов занятий, предлагает перечень книг, необходимых для подготовки к зачету или экзамену.

Информационная

Информационные лекции – это традиционный способ изложения материала. Они проводятся в том случае, когда учащихся необходимо ввести в курс по конкретному вопросу или предмету. Лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить. Для лучшего усвоения материала информационные лекции предполагают конспектирование – запись основных моментов доклада.

Ведение конспекта помогает студентам лучше усвоить важнейшую информацию курса и при необходимости повторить материал перед сдачей экзамена или зачета.

Лекция-конференция

Отличается от других теоретических занятий наличием заранее поставленной проблемы и подготовленных докладов на заданную тематику. Конференция включает несколько выступлений, выстроенных в строгой логической последовательности: введение, основная часть, выводы. Такое занятие позволяет всесторонне осветить проблему, выделить главные моменты и особенности. Роль лектора сводится к подведению итогов, помощи в формулировании выводов на основе прослушанной информации, дополнению и уточнению излагаемых данных.

Лекция-консультация

Этот тип лекций применяется для обсуждения проблемных тем. Бывает, что занятие основывается исключительно на ответах преподавателя: студенты задают вопросы, касающиеся конкретного раздела предмета или целого курса. Возможен и другой вариант, когда занятие строится на базе всестороннего обсуждения определенного вопроса. В таком случае сочетаются три основных элемента лекции: изложение нового материала, постановка проблемных вопросов, совместный поиск ответов.

Другие виды

Визуализационные интерактивные лекции позволяют представить материал максимально наглядно, что способствует лучшему пониманию и усвоению информации.

Структура лекций

В институтах и университетах обычно применяется определенная структура лекции (согласно госту): вступление, основная часть, подведение итогов.

Преподаватель озвучивает тему лекции, ее цель и задачи, приводит краткий план, основные требования к учащимся. Главная роль вступительной части – заинтересовать аудиторию, подчеркнуть актуальность темы. Нередко на этой стадии занятия указывается список использованной литературы. Продолжительность вступления составляет не более пяти-восьми минут.

В конце докладчик может представить студентам тему следующего занятия, определить направление для самостоятельной работы.

Образец плана лекции

Любое лекционное занятие должно проводиться по заранее подготовленному сценарию. Образец плана лекции имеет следующий вид:

Этот пример демонстрирует приблизительный план проведения теоретического вузовского занятия, целью которого является изложение нового материала.

Чтение лекций в высших учебных заведениях значительно сокращает расходы на одного студента, существенно упрощает образовательный процесс, не снижая его эффективности.

Источник

Лекции в университетах: необходимость или пережиток прошлого?

Для чего нужны лекции в университете. Смотреть фото Для чего нужны лекции в университете. Смотреть картинку Для чего нужны лекции в университете. Картинка про Для чего нужны лекции в университете. Фото Для чего нужны лекции в университете

В современной российской системе высшего образования существует немало проблем. Одним из ключевых вопросов последних лет является вопрос о полезности такой формы преподавания, как лекции. Насколько они полезны и актуальны для студентов в 21 веке?

Передача информации при помощи лекций является одной из старейших форм обучения в высших учебных заведениях. В годы отсутствия большого количества источников достоверной информации в открытом доступе, различных учебных материалов и копировальной техники, грамотно составленные лекции преподавателей были крайне важным элементом в процессе получения образования. Но так ли необходимы они сейчас?

Бытует мнение, что благодаря развитию современных технологий (в первую очередь, сети Интернет) большинство информации, предоставляемой на лекциях, можно без труда найти в открытом доступе, а соответственно, лекционная форма обучения теряет свою актуальность. Кроме того, как правило, лекции являются потоковыми, то есть в аудитории присутствует немалое количество студентов. В таких условиях лектору тяжело удерживать внимание аудитории, а каждого конкретного студента отвлекают однокурсники, соответственно, информация не усваивается должным образом. Что уж говорить о бесполезности лекций в тех ситуациях, когда их проводит некомпетентный или попросту не обладающий ораторским талантом преподаватель. Также, зачастую на лекционных занятиях отсутствует диалог между преподавателем и студентами, наблюдается лишь механическое конспектирование материала, что также не способствует его усвоению.

Таким образом, по мнению многих студентов, учебные часы, отведенные на лекции, было бы разумнее тратить, к примеру, на большее количество семинарских занятий или же на какую-либо практическую деятельность. Естественно, говорить о полной отмене лекционных занятий пока не приходится, так как им сложно найти достойную альтернативу, но вопрос о сокращении лекционных часов остается открытым.

Что вы думаете по этому поводу, уважаемые коллеги?

Нужны ли лекции в университетах?

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Да, лекции необходимы

Нет, данная форма обучения изжила себя

Не нужно окончательно упразднять лекции, но необходимо сократить лекционные часы

Источник

Бессмысленное и не очень: лекции, и есть ли причины на них ходить?

Для чего нужны лекции в университете. Смотреть фото Для чего нужны лекции в университете. Смотреть картинку Для чего нужны лекции в университете. Картинка про Для чего нужны лекции в университете. Фото Для чего нужны лекции в университете

Студенты с первых дней в университете задаются вопросом: зачем посещать лекции, если все равно нужно потом все учить по учебникам? Каким бы бессмысленным ни казалось это занятие, все же некоторый смысл в них есть. Давайте вместе выяснять, какой.

Вопросом, зачем посещать лекции, начали задаваться еще в XII-XIII веках. Но вопрос тогда быстро находил единственный и веский ответ: из-за недоступности книг.

Так как книг было очень и очень мало, то любая информация переписывалась вручную. При этом не все могли читать, и уж тем более писать. Тогда один смелый человек вызывался читать лекции, чтобы всем остальным донести какую-то очень важную умную мыслю.

Для чего нужны лекции в университете. Смотреть фото Для чего нужны лекции в университете. Смотреть картинку Для чего нужны лекции в университете. Картинка про Для чего нужны лекции в университете. Фото Для чего нужны лекции в университете

Другое дело – сейчас. Нужно ли ходить на лекции современным студентам, которые и писать, и читать умеют, да и когда книг завались? И с интернетом проблем нет…

Итак, вопрос: нужна ли лекция в вузе?

Так вот почему лекцию читают всем и везде…

Одни считают, что на лекции важно ходить, так как это позволяет подключить к процессу запоминания еще один канал – слуховой (в дополнение к зрительному при чтении). Чем больше каналов восприятия подключено – тем лучше усваивается материал.

Другие утверждают, что на лекциях есть возможность обсудить с человеком знающим (то есть с преподом) те моменты, которые в книге явно будут неясны. Хотя тут есть некоторые нестыковки. Например, осмелитесь ли вы каждый раз просить разъяснить вам что-то, если в зале присутствует еще 300 человек и всем все ясно? И будете ли вы при всех объяснениях успевать записывать кроме самой лекции еще и разъяснения?

Ученые доказали, что скучная механическая работа никак не сказывается на улучшении умственной активности.

Вполне разумно в этом случае, что нужно ходить лишь на те лекции, которые вам нравятся, а не на все подряд.

Для чего нужны лекции в университете. Смотреть фото Для чего нужны лекции в университете. Смотреть картинку Для чего нужны лекции в университете. Картинка про Для чего нужны лекции в университете. Фото Для чего нужны лекции в университете

Кроме этого, на лекции можно делать массу интересных и полезных вещей:

Кстати, про сон…

Для чего нужны лекции в университете. Смотреть фото Для чего нужны лекции в университете. Смотреть картинку Для чего нужны лекции в университете. Картинка про Для чего нужны лекции в университете. Фото Для чего нужны лекции в университете

Между прочим, сон на лекции – один из лучших способов провести время. Это будет не только приятно, но и полезно!

Спокойный монотонный голос позволяет вашей нервной системе успокоиться и набраться сил на следующие занятия.

Вообще, в любом случае на лекции лучше ходить, чем не ходить. На экзамене преподаватель может припомнить, что как раз именно вашего лица-то он и не запомнил вовсе. Статья о том, как оформить презентацию образец титульного листа. Ну а подготовиться к предмету, на котором вы обычно спали, вам всегда помогут наши специалисты. И спите себе на здоровье дальше, набирайтесь сил и хорошего настроения!

Для чего нужны лекции в университете. Смотреть фото Для чего нужны лекции в университете. Смотреть картинку Для чего нужны лекции в университете. Картинка про Для чего нужны лекции в университете. Фото Для чего нужны лекции в университете

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Источник

Нужно ли писать лекции современному студенту?

На дворе XXI век, время информационных технологий и инноваций. Но процесс получения высшего образования еще далек от совершенства. Вузы не поспевают за появляющимися новшествами и в большинстве своем работают по старинке.

Для чего нужны лекции в университете. Смотреть фото Для чего нужны лекции в университете. Смотреть картинку Для чего нужны лекции в университете. Картинка про Для чего нужны лекции в университете. Фото Для чего нужны лекции в университете

Подрастающее поколение стремится за новыми разработками и технологиями современности, а вот преподаватели не спешат изменять своим устоявшимся, привычным методам преподавания. Поэтому в большинстве учебных заведений преподаватели требуют от студентов написание лекций. Как же поступить?

Писать или не писать лекции, каждый для себя решает сам. С одной стороны, это действительно огромная трата времени, иногда и в самом деле бесполезная. Но есть в этом требовании и обратная сторона, которая играет на руку студентам.

Приведу несколько причин, по которым лекции писать все-таки следует:

1. Уже сам процесс написания лекции дает вам плюс. Большинство преподавателей смотрят, пишет студент лекции или нет. Во время лекции они ходят по аудитории и наблюдают. Если первокурснику кажется «нас — много, он — один, буду незаметным, он и не запомнит, кто писал, а кто нет», то студенты старших курсов уже точно знают, что к концу семестра преподаватель практически всех своих студентов знает в лицо, а к концу курса помнит всех по именам. Поэтому, придя на зачет, знайте, преподаватель прекрасно видел вашу работу на его лекциях и уже составил о вас определенное мнение.

2. Еще один плюс процесса написания лекции. Поскольку при записи приходится сосредотачиваться на смысле того, что пишешь, то волей-неволей запоминаешь то, что написал. Пусть не все, пусть всего несколько фраз, главное, что уловил смысл и он отложился в памяти. Уже то, что вы запомнили хотя бы тему лекции, дает гарантию не попасть в анекдотическую ситуацию, когда на вопрос преподавателя: «Какого цвета учебник?» раздается возмущение студенчества: «Во валит гад!». Для чего нужны лекции в университете. Смотреть фото Для чего нужны лекции в университете. Смотреть картинку Для чего нужны лекции в университете. Картинка про Для чего нужны лекции в университете. Фото Для чего нужны лекции в университете К концу семестра преподаватель практически всех своих студентов знает в лицо
Фото: Depositphotos

3. Тетрадь с конспектами лекций может послужить пропуском на зачет или экзамен. Некоторые преподаватели ставят условие: приходить на зачет (экзамен) и предъявлять преподавателю свой конспект. При этом преподаватель может расписаться практически на каждой странице вашего конспекта, чтобы его повторно не принес другой, менее старательный студент.

4. Хорошо написанный конспект может увеличить шансы на получение зачета автоматом. В моей практике были случаи, когда имея полный конспект и парочку плюсов за работу на семинарах, я получала зачет автоматом. Правда, было еще несколько нюансов. Конспекты выглядели достаточно красиво, при написании использовались разные чернила, цитаты были выделены, мысли в тексте разделялись по абзацам. В некоторых местах даже были вклеены дополнительные странички с выдержками из других источников по данной теме. Конечно пришлось приложить немного больше усилий, но результат того стоил. Вид конспекта произвел должное впечатление на преподавателя — зачет был получен автоматом, и не пришлось тратить время на зубрежку. Ну и естественно, стопроцентная посещаемость данного предмета.

5. Некоторые преподаватели разрешают во время сдачи экзамена пользоваться конспектом открыто. Единственное условие — конспект должен быть написан именно вами. Плюс, после ответа по билету, несколько вопросов по другой теме.

6. Конспект можно использовать на экзамене как шпаргалку. Есть такие шпаргалки «бомбы», когда на экзамене чистый листок незаметно заменяется на заранее заготовленный ответ на вопрос. Но в этом случае лекции следует писать только одним цветом чернил и каждый вопрос начинать с новой страницы. Недостатком такого применения конспекта является то, что у преподавателя достаточно опыта, чтобы определить, учили вы или воспользовались шпаргалкой. Поэтому дополнительные вопросы будут далеки от тех, которые были в вашем билете.

7. Еще один плюс от того, что у вас будет полный конспект лекций, в том, что в ночь перед экзаменом общую тетрадь прочитать гораздо легче и быстрее, чем стопку учебников. Для чего нужны лекции в университете. Смотреть фото Для чего нужны лекции в университете. Смотреть картинку Для чего нужны лекции в университете. Картинка про Для чего нужны лекции в университете. Фото Для чего нужны лекции в университете Хорошо написанный конспект может увеличить шансы на получение зачета автоматом
Фото: Depositphotos

8. После использования конспекта по назначению не спешите его выбрасывать. Ведь на следующий год на ваше место придут другие студенты, и среди них наверняка найдутся не такие ответственные, как вы. Вот тут-то и пригодится ваш конспект, который можно будет обменять на более полезные для вас вещи.

9. Необходимо определить нужность предмета, по которому у вас остался конспект. В некоторых случаях его хранить просто необходимо. Простой пример из моей студенческой жизни. На пятом курсе, перед последней преддипломной практикой нам зачитали список предметов, которые вынесли на госэкзамен. Большинство студентов было в шоке — из семи предметов два были пройдены на втором и третьем курсе, а конспекты по ним благополучно выброшены. Причем один из этих двух предметов сдавали только по лекционному материалу, поскольку учебников не было совсем, а автором лекций являлся сам преподаватель. Для чего нужны лекции в университете. Смотреть фото Для чего нужны лекции в университете. Смотреть картинку Для чего нужны лекции в университете. Картинка про Для чего нужны лекции в университете. Фото Для чего нужны лекции в университете После использования конспекта по назначению не спешите его выбрасывать
Фото: Depositphotos

Возможно, что в процессе обучения у вас появятся свои не менее важные причины, по которым необходимо писать лекции. А может быть, вас не убедили даже эти, и вы своими прочными знаниями, полученными с помощью современных технологий, сумеете убедить преподавателей в бесполезности рукописных лекций.

Источник

Зачем нужна лекция?

— Григорий Владимирович, неужели в век Интернета и мобильной связи все еще есть необходимость в лекциях?

— Конечно, время изменилось. Педагоги стремятся идти с ним в ногу и активно используют на занятиях мультимедийные устройства, предлагают студентам электронные версии своих учебников, подсказывают полезные интернет-ресурсы. Все это так, но «живая» лекция все равно востребована и роль ее только возрастает.

— Не секрет, что многие студенты считают лекцию устаревшей формой обучения.

Даже самому «продвинутому» студенту, не расстающемуся с ноутбуком, нужно помочь сориентироваться в океане литературы. Если книга сложная, «неудобоваримая», лектор выступает в роли дешифровщика, который переводит мудреный учебник на язык, понятный студенту. Кроме того, хороший преподаватель постоянно интересуется информацией по своей теме. Часто она попадается в совершенно неожиданных источниках, заглянуть в которые студенту и в голову не пришло бы. Отмечу еще один важный момент. Что студент делает на лекции, кроме того, что конспектирует? Он изучает преподавателя: как и что тот рассказывает, глубоко ли копает, толково ли объясняет. Ибо замечено: если объясняет туманно, значит, сам неясно понимает, о чем говорит, и на экзамене спросит немного.

— Чего, на ваш взгляд, не хватает современным лекторам?

— А каковы преимущества и недостатки лекций в сравнении, скажем, с дистанционным обучением?

— Некоторые студенты утверждают, что дистанционное обучение, самостоятельные работы ощутимо сокращают время, затрачиваемое на учебу. Но, на мой взгляд, этот вариант подходит только тем, кто имеет мотивацию, заинтересованность в получении знаний.

— Значит, вы все-таки советуете посещать лекции?

— Безусловно. Коварная особенность педагогической деятельности заключается в том, что ее плоды заметны не сразу. И то, что сейчас кажется на лекции скучным и лишним, уже потом, перед экзаменом или в своей профессиональной деятельности, может обернуться ценнейшим приобретением. Только понимание этого порой приходит, к сожалению, слишком поздно, когда уже не скажешь своему строгому и, как оказалось, мудрому учителю «спасибо»…

Беседовал Максим МАСЛОВ, фото Артура СЕМИНА

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *