Для чего нужны лекции
Зачем нужна лекция?
— Григорий Владимирович, неужели в век Интернета и мобильной связи все еще есть необходимость в лекциях?
— Конечно, время изменилось. Педагоги стремятся идти с ним в ногу и активно используют на занятиях мультимедийные устройства, предлагают студентам электронные версии своих учебников, подсказывают полезные интернет-ресурсы. Все это так, но «живая» лекция все равно востребована и роль ее только возрастает.
— Не секрет, что многие студенты считают лекцию устаревшей формой обучения.
Даже самому «продвинутому» студенту, не расстающемуся с ноутбуком, нужно помочь сориентироваться в океане литературы. Если книга сложная, «неудобоваримая», лектор выступает в роли дешифровщика, который переводит мудреный учебник на язык, понятный студенту. Кроме того, хороший преподаватель постоянно интересуется информацией по своей теме. Часто она попадается в совершенно неожиданных источниках, заглянуть в которые студенту и в голову не пришло бы. Отмечу еще один важный момент. Что студент делает на лекции, кроме того, что конспектирует? Он изучает преподавателя: как и что тот рассказывает, глубоко ли копает, толково ли объясняет. Ибо замечено: если объясняет туманно, значит, сам неясно понимает, о чем говорит, и на экзамене спросит немного.
— Чего, на ваш взгляд, не хватает современным лекторам?
— А каковы преимущества и недостатки лекций в сравнении, скажем, с дистанционным обучением?
— Некоторые студенты утверждают, что дистанционное обучение, самостоятельные работы ощутимо сокращают время, затрачиваемое на учебу. Но, на мой взгляд, этот вариант подходит только тем, кто имеет мотивацию, заинтересованность в получении знаний.
— Значит, вы все-таки советуете посещать лекции?
— Безусловно. Коварная особенность педагогической деятельности заключается в том, что ее плоды заметны не сразу. И то, что сейчас кажется на лекции скучным и лишним, уже потом, перед экзаменом или в своей профессиональной деятельности, может обернуться ценнейшим приобретением. Только понимание этого порой приходит, к сожалению, слишком поздно, когда уже не скажешь своему строгому и, как оказалось, мудрому учителю «спасибо»…
Беседовал Максим МАСЛОВ, фото Артура СЕМИНА
Бессмысленное и не очень: лекции, и есть ли причины на них ходить?
Студенты с первых дней в университете задаются вопросом: зачем посещать лекции, если все равно нужно потом все учить по учебникам? Каким бы бессмысленным ни казалось это занятие, все же некоторый смысл в них есть. Давайте вместе выяснять, какой.
Вопросом, зачем посещать лекции, начали задаваться еще в XII-XIII веках. Но вопрос тогда быстро находил единственный и веский ответ: из-за недоступности книг.
Так как книг было очень и очень мало, то любая информация переписывалась вручную. При этом не все могли читать, и уж тем более писать. Тогда один смелый человек вызывался читать лекции, чтобы всем остальным донести какую-то очень важную умную мыслю.
Другое дело – сейчас. Нужно ли ходить на лекции современным студентам, которые и писать, и читать умеют, да и когда книг завались? И с интернетом проблем нет…
Итак, вопрос: нужна ли лекция в вузе?
Так вот почему лекцию читают всем и везде…
Одни считают, что на лекции важно ходить, так как это позволяет подключить к процессу запоминания еще один канал – слуховой (в дополнение к зрительному при чтении). Чем больше каналов восприятия подключено – тем лучше усваивается материал.
Другие утверждают, что на лекциях есть возможность обсудить с человеком знающим (то есть с преподом) те моменты, которые в книге явно будут неясны. Хотя тут есть некоторые нестыковки. Например, осмелитесь ли вы каждый раз просить разъяснить вам что-то, если в зале присутствует еще 300 человек и всем все ясно? И будете ли вы при всех объяснениях успевать записывать кроме самой лекции еще и разъяснения?
Ученые доказали, что скучная механическая работа никак не сказывается на улучшении умственной активности.
Вполне разумно в этом случае, что нужно ходить лишь на те лекции, которые вам нравятся, а не на все подряд.
Кроме этого, на лекции можно делать массу интересных и полезных вещей:
Кстати, про сон…
Между прочим, сон на лекции – один из лучших способов провести время. Это будет не только приятно, но и полезно!
Спокойный монотонный голос позволяет вашей нервной системе успокоиться и набраться сил на следующие занятия.
Вообще, в любом случае на лекции лучше ходить, чем не ходить. На экзамене преподаватель может припомнить, что как раз именно вашего лица-то он и не запомнил вовсе. Статья о том, как оформить презентацию образец титульного листа. Ну а подготовиться к предмету, на котором вы обычно спали, вам всегда помогут наши специалисты. И спите себе на здоровье дальше, набирайтесь сил и хорошего настроения!
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Структура и виды лекций в вузе
Лекция – это один из самых распространенных способов донесения информации до целевого слушателя. Особенно популярен этот метод изложения материала у преподавателей высших учебных заведений и учителей старших классов общеобразовательных школ.
Устный доклад с давних времен используется для одновременного обучения большого количества человек. Правильно выстроенная лекция активизирует мыслительную активность, обеспечивает эмоциональную связь слушателя с оратором, способствует лучшему восприятию материала. Такой стиль обучения эффективен как в преподавании гуманитарных и естественных наук, так и точных дисциплин.
Что такое лекция
Лекцией называется устное изложение информации, выстроенное по строго определенной логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику. Основное предназначение лекции:
Функции лекционной подачи материала:
Нередко лекции являются единственно возможным способом обучения, например, если отсутствуют учебники по предмету.
Лекция позволяет раскрыть основные понятия и проблематику изучаемой области науки, дать учащимся представление о сути предмета, продемонстрировать взаимосвязь с другими смежными дисциплинами. Именно устное изложение материала является базой для дальнейшего использования таких форм учебных занятий, как семинары, практикумы, лабораторные работы, курсовые, дипломы и прочее.
Виды лекций в вузе
Перед лектором высшей школы могут стоять различные задачи: от простого консультирования до передачи редкой узкоспециальной информации учащимся. В зависимости от назначения и характера проведения занятия выделяют основные виды лекций в вузе:
Вводная
Этот вид необходим для того, чтобы дать учащимся представление о конкретном учебном предмете, познакомить с его основными задачами. Вводные лекции обычно рассказывают об особенностях курса, его роли среди остальных дисциплин. Студенты получают ориентировочный план лекций на учебный семестр или год, узнают об основных этапах развития предмета и выдающихся личностях, сделавших весомый вклад в научное направление. Также в рамках вводной лекции излагается информация о современном состоянии проблемы курса, перспектив его развития.
Преподаватель кафедры объясняет учащимся особенности построения их дальнейшей работы, перечисляет возможные формы проведения семинаров и других видов занятий, предлагает перечень книг, необходимых для подготовки к зачету или экзамену.
Информационная
Информационные лекции – это традиционный способ изложения материала. Они проводятся в том случае, когда учащихся необходимо ввести в курс по конкретному вопросу или предмету. Лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить. Для лучшего усвоения материала информационные лекции предполагают конспектирование – запись основных моментов доклада.
Ведение конспекта помогает студентам лучше усвоить важнейшую информацию курса и при необходимости повторить материал перед сдачей экзамена или зачета.
Лекция-конференция
Отличается от других теоретических занятий наличием заранее поставленной проблемы и подготовленных докладов на заданную тематику. Конференция включает несколько выступлений, выстроенных в строгой логической последовательности: введение, основная часть, выводы. Такое занятие позволяет всесторонне осветить проблему, выделить главные моменты и особенности. Роль лектора сводится к подведению итогов, помощи в формулировании выводов на основе прослушанной информации, дополнению и уточнению излагаемых данных.
Лекция-консультация
Этот тип лекций применяется для обсуждения проблемных тем. Бывает, что занятие основывается исключительно на ответах преподавателя: студенты задают вопросы, касающиеся конкретного раздела предмета или целого курса. Возможен и другой вариант, когда занятие строится на базе всестороннего обсуждения определенного вопроса. В таком случае сочетаются три основных элемента лекции: изложение нового материала, постановка проблемных вопросов, совместный поиск ответов.
Другие виды
Визуализационные интерактивные лекции позволяют представить материал максимально наглядно, что способствует лучшему пониманию и усвоению информации.
Структура лекций
В институтах и университетах обычно применяется определенная структура лекции (согласно госту): вступление, основная часть, подведение итогов.
Преподаватель озвучивает тему лекции, ее цель и задачи, приводит краткий план, основные требования к учащимся. Главная роль вступительной части – заинтересовать аудиторию, подчеркнуть актуальность темы. Нередко на этой стадии занятия указывается список использованной литературы. Продолжительность вступления составляет не более пяти-восьми минут.
В конце докладчик может представить студентам тему следующего занятия, определить направление для самостоятельной работы.
Образец плана лекции
Любое лекционное занятие должно проводиться по заранее подготовленному сценарию. Образец плана лекции имеет следующий вид:
Этот пример демонстрирует приблизительный план проведения теоретического вузовского занятия, целью которого является изложение нового материала.
Чтение лекций в высших учебных заведениях значительно сокращает расходы на одного студента, существенно упрощает образовательный процесс, не снижая его эффективности.
Лекции в университетах: необходимость или пережиток прошлого?
В современной российской системе высшего образования существует немало проблем. Одним из ключевых вопросов последних лет является вопрос о полезности такой формы преподавания, как лекции. Насколько они полезны и актуальны для студентов в 21 веке?
Передача информации при помощи лекций является одной из старейших форм обучения в высших учебных заведениях. В годы отсутствия большого количества источников достоверной информации в открытом доступе, различных учебных материалов и копировальной техники, грамотно составленные лекции преподавателей были крайне важным элементом в процессе получения образования. Но так ли необходимы они сейчас?
Бытует мнение, что благодаря развитию современных технологий (в первую очередь, сети Интернет) большинство информации, предоставляемой на лекциях, можно без труда найти в открытом доступе, а соответственно, лекционная форма обучения теряет свою актуальность. Кроме того, как правило, лекции являются потоковыми, то есть в аудитории присутствует немалое количество студентов. В таких условиях лектору тяжело удерживать внимание аудитории, а каждого конкретного студента отвлекают однокурсники, соответственно, информация не усваивается должным образом. Что уж говорить о бесполезности лекций в тех ситуациях, когда их проводит некомпетентный или попросту не обладающий ораторским талантом преподаватель. Также, зачастую на лекционных занятиях отсутствует диалог между преподавателем и студентами, наблюдается лишь механическое конспектирование материала, что также не способствует его усвоению.
Таким образом, по мнению многих студентов, учебные часы, отведенные на лекции, было бы разумнее тратить, к примеру, на большее количество семинарских занятий или же на какую-либо практическую деятельность. Естественно, говорить о полной отмене лекционных занятий пока не приходится, так как им сложно найти достойную альтернативу, но вопрос о сокращении лекционных часов остается открытым.
Что вы думаете по этому поводу, уважаемые коллеги?
Нужны ли лекции в университетах?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Да, лекции необходимы
Нет, данная форма обучения изжила себя
Не нужно окончательно упразднять лекции, но необходимо сократить лекционные часы
Почему лекции — самая бесполезная форма обучения
Прогуливать лекции и скучные уроки с монотонными рассказами — обычная практика школьников и студентов. Иногда даже лента фейсбука бывает полезнее вялой лекции с таким же вялым преподавателем. О том, как нужно изменить подход к обучению, чтобы можно было действительно чему-то научиться, и как в этом могут помочь проекты — Дмитрий Волошин.
Наверное, нет ничего более усыпляющего, чем «начитка» материала. Ты сидишь где-нибудь у окна в классе или в аудитории, там, за окном, уже поют птицы. День только начинается, и вроде ещё полно сил, но уже невыносимо хочется спать. Потому что весь твой интерес или всё твоё любопытство разбивается о монотонный голос, вещающий в мир. Урок за уроком, пара за парой, тебя преследует этот монотонный голос. Конечно, то, что он тебе сообщает, — полезная информация. Может быть, она пригодится в жизни. Но как он это делает! Как он умудряется так долго и так однообразно говорить? Как же ему самому не грустно от самого себя? Ведь в этом нет никакой жизни и энергии. Через десять минут приходит знакомое многим отупение. Ты начинаешь рисовать круги, твои глаза слипаются.
Конечно, я утрирую. Есть много талантливых учителей, которые делают из урока шоу. Есть настоящие актёры, есть просто светящиеся люди, энтузиасты. Но, увы, большинство педагогов в моей жизни были про «начитать материал».
Это удивительно: человек, задача которого — пробудить во мне интерес, пробуждает во мне скуку и формирует стойкое чувство «больше никогда»
Эта системная ошибка становится тем смешнее, чем больше проникает в нашу жизнь интернет. Смысл подобного информирования полностью потерян, потому что я могу сам быстро и точно найти интересную мне информацию. Да, мне сложно получить знания из сети, по крайней мере, пока. Но «начитать предмет» мне могут бесплатно и быстро на YouTube или «Универсариуме».
Понимаю, что образовательная система в целом консервативна. Понимаю, что ждать изменений мы будем десятки лет. Хотя уже сейчас есть «серебряная пуля» — проектный метод обучения. Когда я говорю «сейчас», я преуменьшаю: сам метод возник в конце XIX века, когда были популярны гуманистические теории в педагогике. Основоположником метода можно считать американского философа Джона Дьюи, который в двадцатых годах XX века заразил этими идеями наркома просвещения Луначарского. Идеи прагматичного подхода в педагогике — «истинно то, что полезно» — были тепло приняты в послереволюционной России.
В основе проектного метода обучения — внимание к процессам решения задач и проблем, которые максимально приближены к реальности. Это главные идеи Дьюи о роли образования как полноценной модели общества, которое должно стимулировать формирование навыков сотрудничества. Решение проблемы должно иметь понятный результат, желательно тот, который можно измерить, а потом применить. Процесс решения какой-либо проблемы построен на цикле PDCA: планирование, реализация, проверка и корректировка. Всё как в жизни.
Приведу пример. Учить языку программирования можно разными способами. Можно долго рассказывать про синтаксис языка, а можно делать проект в расчёте, что во время работы синтаксис «выучится сам». Когда мы разрабатывали курс по Java, мы выбрали создание компьютерной игры. Очень понятная студентам область и довольно сложная проблема — согласованное взаимодействие нескольких персонажей в одном игровом мире. Я не буду вдаваться в технические подробности, но таких горящих глаз и трудолюбия я не видел ни на одном «начитанном» курсе, и уж точно не было такого веселья на экзамене.
Создание проектов — это самостоятельная работа, что при подготовке школьника к вузу. Да, проекты могут разрабатываться в малых группах. Но эффективность их выполнения, как и в жизни, определяют все участники. Проектный метод позволяет смоделировать распределение ролей в коллективе, сложности коммуникации в относительно напряжённой рабочей атмосфере, делегирование полномочий и многое другое. Проекты могут быть межпредметными и развивать не только социальные навыки, но знания и умения каждого участника группы.
При всех своих достоинствах проектный метод плохо приживается в школе и вузе. На это есть несколько причин.
1. Он дорогой. Сделать проект в классе сложнее, дороже и дольше, чем начитать лекцию. Представьте, как сложно, извините за тавтологию, спроектировать проект. По моему опыту, на создание семестрового курса в вузе уходит около трёх-пяти месяцев, плюс мы тратили примерно полтора-два года (то есть три-четыре цикла проведения курса) на стабилизацию и корректировки. Только после этого курс становился управляемым, а результаты его проведения — воспроизводимыми. Эти гигантские затраты и для школы, и даже для вуза.
2. Особые требования к учителю или преподавателю. Чтобы прочитать лекцию, много опыта не надо — лишь уметь читать лекции.
Я знаю случай, когда в техническом вузе преподаватель входил в аудиторию с магнитофоном, нажимал на клавишу «Play» и под запись своего голоса перещёлкивал слайды
А вот при работе с проектами преподаватель должен быть настоящим экспертом в предметной области, причём даже в нескольких смежных областях. Помните про межпредметность метода проектов? Это означает, что преподаватель должен регулярно делать проекты. К сожалению, таких практиков не очень много даже в вузах, про школу я просто промолчу.
3. Результаты проектов мало кому нужны. Индустрия, заказчик кадров не очень активно взаимодействует с вузами и откровенно прохладно — со школами. Может быть, это дело времени, последние десять лет ситуация медленно улучшается. Но даже на решение прикладных задач, например, в робототехнике, по-прежнему сложно найти вменяемых заказчиков. Казалось бы, компании должны охотиться за студенческими и школьными коллективами, сокращая себе затраты или получая свежий взгляд на свои проблемы. Но нет, не происходит этого. Похоже, что у большинства российских компаний небольшой горизонт планирования, в который не помещается ни вуз, ни школа.
Я не утверждаю, что метод проектов — это панацея от начитывания. Я считаю, что начитывание должно уйти в прошлое вместе с дисковым телефоном и паровозом. Конечно, при изучении того или иного предмета ребёнку надо подсказывать траекторию, помогать с контентом. Но предоставление контента не должно быть сутью обучения. Так же, как оценка за усвоение этого контента не должна продолжать быть единственным критерием успешности школьника или студента. Наверное, сложно придумать что-то более соответствующее нашим реалиям, чем мысли о методе проектов Уильяма Килпатрика, о которых писали так: «Только при такой системе обучения воспитание может превратиться в непрерывную перестройку жизни ребёнка и поднять её на высшую ступень, а школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем».
Фото: iStockphoto (gemenacom), Wikimrdia Commons (Eva Watson-Schütze)