Для чего нужны летописи 4 класс литературное чтение

Для чего нужны летописи 4 класс литературное чтение

Для чего нужны летописи 4 класс литературное чтение. Смотреть фото Для чего нужны летописи 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку Для чего нужны летописи 4 класс литературное чтение. Картинка про Для чего нужны летописи 4 класс литературное чтение. Фото Для чего нужны летописи 4 класс литературное чтение

У каждого человека есть своя семья: это родители, бабушки, дедушки и прабабушки с прадедушками. Он опирается на их опыт, знает историю своей семьи. Она хранится в фотоальбомах, воспоминаниях и историях. У народа тоже есть своя история, которая началась давным-давно. Узнать о том, как жили люди в те времена помогают нам древние летописи.

С появлением письменности люди стали записывать важные события, которые происходили в то время. Записи велись из года в год, или как говорили раньше, из лета в лето. Поэтому записи так и были названы – летописи. Поскольку не все на Руси были грамотными, при монастырях были люди, которых так и называли – летописцы, поскольку они владели письмом, были образованнейшими людьми и вели летописи, то есть записи событий по годам. Сведения о предыдущих годах (до того, как появилась летопись) брались из произведений устного народного творчества, то есть преданий, песнопений и былин.

Рисунки в летописях тоже были, назывались они миниатюрами. На них изображались сцены происходящих событий. На полях пергамента располагались еще более мелкие рисунки – цветы, а по краям в виде рамки изображался орнамент (повторяющийся рисунок).

Листы пергамента сшивались в большую тетрадь, а потом укреплялись дощатым переплетом для лучшей сохранности. Они имели металлические застежки и украшались драгоценными камнями.

Источник

Литературное чтение. 4 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 1. Что такое летопись

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Былины. Летописи. Жития.

Летопись— запись событий по годам.

Келья – отдельная комната монаха в монастыре.

Перо – роговое образование на коже птиц.

(В старину отточенное гусиное перо использовалось для письма).

Светец (устар.) – подставка для лучины, освещающей жильё.

Чернило (устар.) – красящая жидкость для письма.

Чернильница – небольшой сосуд для чернил.

Хартия – старинная рукопись.

Былина – русская народная эпическая песня сказание о богатырях.

Житие – повествовательный жанр описание жизни.

Ключевые слова: Былины. Летописи. Жития.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 138 с.: ил. С. 138-142

Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. – Загл. с экрана.

Основное содержание урока.

В- Какие новые понятия встретились вам в заголовке темы?

О-(Летописи, былины, жития.)

— Мы с вами узнаем, что такое летописи, откуда появилось это название, в чём их особенности.

В-Ребята, рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?

-Как вы думаете, почему он изображен именно в этом разделе?

-А почему летопись и Илья Муромец связаны между собой?

В- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

В-Какую цель поставим на урок?

О- Сегодня на уроке мы узнаем, как появились летописи, былины, почему летописи стали называться летописями,кто записывал летописи.

В-Ребята, как вы думаете, почему книги, различные документы в древности называли рукописями?

О- Их называли рукописями потому что они были написаны вручную.

Как было уже упомянуто раньше, рукописные книги были очень дорогими и чтобы уберечь их от пожаров и других стихийных бедствий, их помещали в специально отведенные места – библиотеки и архивы, которые находились в монастырях и церквях.

В-А зачем нужны летописи?

О-Дело в том, что каждый человек, когда он строит какие-то планы, непременно опирается на свой опыт, вспоминает события из своей жизни или из жизни своих родителей. Это его личная память. Так же происходит и с любым народом. Лучше понять окружающий мир, объяснять многое происходящего в нём помогает народу его историческая память. Многие тысячи лет назад нашим предкам помогали сохранять в памяти прошлое устные сказания, предания песни, былины, сказки-всё то, что называют произведениями устного народного творчества. С появлением письменности сведения о самых важных событиях в жизни народа стали записывать в летописях. Записи делались из года в год, или, как раньше говорили на Руси, из лета в лето. Отсюда и название этих записей-летописи.

Самые древние русские летописи не сохранились. Узнать, о чём в них рассказывалось, мы можем благодаря труду монахов-летописцев, которые не только писали о современных им исторических событиях, но и переписывали старые летописи.

-Как вы думаете, является ли летопись художественным произведением? Чтобы узнать об этом подробно, мы с вами совершим путешествие в историческое прошлое и узнаем как создавались летописи.

-Готовы ли вы сделать это вместе с героями литературных путешествий? Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.

При каждом монастыре был свой летописец. На основе первичных летописей составлялись летописные своды.

— Представьте себе, что мы перенеслись в прошлое, в 12 век, в Киево-Печёрский монастырь, где в келье при свете лампады неустанно пишет свой труд монах Нестор образованнейший человек своего времени. Скрипит перо в руке старца, выводя заглавие книги: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала, есть».

— Нестор описывал события по годам, в хронологическом порядке. Труд его называется ЛЕТОПИСЬ.

В- Откуда же он брал сведения о событиях прошлых лет?

О- (Из произведений устного народного творчества – песен, былин, преданий).

В- Как понимаете слово летопись?

О- (Запись событий по годам).

В- Как называлась начальная русская летопись?

О- (Начальная русская летопись была создана в XI-XII веках. Она называлась “Повесть временных лет”, что значит “минувших” и рассказывала о происхождении русского государства.

Данную повесть составляли несколько летописцев – монахов, которые по тому времени были весьма образованными людьми. Они извлекали исторические сведения из былин, песен, старинных преданий и создали целую энциклопедию жизни Киевской Руси IX – XII столетий).

Храм Покрова Богородицы, стоящий среди заливных лугов при впадении речки Нерль в Клязьму, часто называют душой России. В XII веке в России центр княжеской власти перешёл из Киева во Владимир. Небесной заступницей стала Богородица, и в ее честь был учрежден новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы.

Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печёрский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей.

Вот как начинает ее Нестор-летописец: «Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжить и откуда Русская земля начала быть».

«Повесть временных лет» составлена около 1113 года монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. В науке летописи называются летописными сводами, так как каждый автор в своем повествовании соединял в одно целое уже имевшиеся к тому времени летописи, повести, жития, различный документы и собственные записи. В основу своего труда Нестор положил Начальный свод (1093–1095), которому, в совою очередь, предшествовали более ранние летописные своды. Этот текст Нестор значительно переработал и дополнил, использовав переводную византийскую хронику Георгия Амартола. Кроме того, он включил в «Повесть» договоры русских князей с Византией, ряд народных сказаний, свои собственные рассказы о событиях конца XI – начала XII века.

— А знаете ли вы, что древнейшая из дошедших до нас летописей была написана в 1377 году на пергаменте, называется она Лаврентьевской, по имени монаха-переписчика Лаврентия.

В эту летопись входит крупнейший памятник летописания «Повесть временных лет», то есть «Повесть о былых годах», которая была составлена в начале XII века монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. «Повесть временных лет» – это целое литературное произведение об истории Древней Руси.

— Что интересного вы заметили при перечитывании фрагмента о летописи?

— Вспомните характерные черты научно-познавательного текста. Найдите их в летописи. Обратите внимание на простое перечисление исторических фактов, на короткие, как бы рубленые фразы, которые лаконично сообщают о свершившихся исторических фактах.)

Вспомните вопрос на который вы не смогли ответить в начале урока. Можно ли назвать летопись художественным произведением?В исторические тексты вносились элементы художественности.

В- Но достаточно ли этих фактов, чтобы отнести летопись к художественным произведениям?

О- (Конечно нет, это только элементы художественности, а летопись не художественное произведение.)

Летопись — это историческое произведение, в нём только появляются элементы художественного произведения.

Подведём итоги: составьте рассказ о том, что такое летопись, кто записывал летописи, как это происходило, какие особенности летописи вы знаете.

— Закончить урок мне бы хотелось словами одного из лучших знатоков древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». Д.С.Лихачёв

Разбор типового тренировочного задания:

Текст вопроса: Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?

а) с появлением письменности

б) многие тысячи лет назад

в) когда появилось устное народное творчество

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

а) с появлением письменности.

Разбор типового контрольного задания:

Текст вопроса: Распределите в столбцы таблицы толкование слов.

2. Исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.

Это жанр устного народного творчества, древнерусская, позже русская народная эпическая песня

Источник

Литературное чтение. 4 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 1. Что такое летопись

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Былины. Летописи. Жития.

Летопись— запись событий по годам.

Келья – отдельная комната монаха в монастыре.

Перо – роговое образование на коже птиц.

(В старину отточенное гусиное перо использовалось для письма).

Светец (устар.) – подставка для лучины, освещающей жильё.

Чернило (устар.) – красящая жидкость для письма.

Чернильница – небольшой сосуд для чернил.

Хартия – старинная рукопись.

Былина – русская народная эпическая песня сказание о богатырях.

Житие – повествовательный жанр описание жизни.

Ключевые слова: Былины. Летописи. Жития.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 138 с.: ил. С. 138-142

Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. – Загл. с экрана.

Основное содержание урока.

В- Какие новые понятия встретились вам в заголовке темы?

О-(Летописи, былины, жития.)

— Мы с вами узнаем, что такое летописи, откуда появилось это название, в чём их особенности.

В-Ребята, рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?

-Как вы думаете, почему он изображен именно в этом разделе?

-А почему летопись и Илья Муромец связаны между собой?

В- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

В-Какую цель поставим на урок?

О- Сегодня на уроке мы узнаем, как появились летописи, былины, почему летописи стали называться летописями,кто записывал летописи.

В-Ребята, как вы думаете, почему книги, различные документы в древности называли рукописями?

О- Их называли рукописями потому что они были написаны вручную.

Как было уже упомянуто раньше, рукописные книги были очень дорогими и чтобы уберечь их от пожаров и других стихийных бедствий, их помещали в специально отведенные места – библиотеки и архивы, которые находились в монастырях и церквях.

В-А зачем нужны летописи?

О-Дело в том, что каждый человек, когда он строит какие-то планы, непременно опирается на свой опыт, вспоминает события из своей жизни или из жизни своих родителей. Это его личная память. Так же происходит и с любым народом. Лучше понять окружающий мир, объяснять многое происходящего в нём помогает народу его историческая память. Многие тысячи лет назад нашим предкам помогали сохранять в памяти прошлое устные сказания, предания песни, былины, сказки-всё то, что называют произведениями устного народного творчества. С появлением письменности сведения о самых важных событиях в жизни народа стали записывать в летописях. Записи делались из года в год, или, как раньше говорили на Руси, из лета в лето. Отсюда и название этих записей-летописи.

Самые древние русские летописи не сохранились. Узнать, о чём в них рассказывалось, мы можем благодаря труду монахов-летописцев, которые не только писали о современных им исторических событиях, но и переписывали старые летописи.

-Как вы думаете, является ли летопись художественным произведением? Чтобы узнать об этом подробно, мы с вами совершим путешествие в историческое прошлое и узнаем как создавались летописи.

-Готовы ли вы сделать это вместе с героями литературных путешествий? Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.

При каждом монастыре был свой летописец. На основе первичных летописей составлялись летописные своды.

— Представьте себе, что мы перенеслись в прошлое, в 12 век, в Киево-Печёрский монастырь, где в келье при свете лампады неустанно пишет свой труд монах Нестор образованнейший человек своего времени. Скрипит перо в руке старца, выводя заглавие книги: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала, есть».

— Нестор описывал события по годам, в хронологическом порядке. Труд его называется ЛЕТОПИСЬ.

В- Откуда же он брал сведения о событиях прошлых лет?

О- (Из произведений устного народного творчества – песен, былин, преданий).

В- Как понимаете слово летопись?

О- (Запись событий по годам).

В- Как называлась начальная русская летопись?

О- (Начальная русская летопись была создана в XI-XII веках. Она называлась “Повесть временных лет”, что значит “минувших” и рассказывала о происхождении русского государства.

Данную повесть составляли несколько летописцев – монахов, которые по тому времени были весьма образованными людьми. Они извлекали исторические сведения из былин, песен, старинных преданий и создали целую энциклопедию жизни Киевской Руси IX – XII столетий).

Храм Покрова Богородицы, стоящий среди заливных лугов при впадении речки Нерль в Клязьму, часто называют душой России. В XII веке в России центр княжеской власти перешёл из Киева во Владимир. Небесной заступницей стала Богородица, и в ее честь был учрежден новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы.

Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печёрский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей.

Вот как начинает ее Нестор-летописец: «Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжить и откуда Русская земля начала быть».

«Повесть временных лет» составлена около 1113 года монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. В науке летописи называются летописными сводами, так как каждый автор в своем повествовании соединял в одно целое уже имевшиеся к тому времени летописи, повести, жития, различный документы и собственные записи. В основу своего труда Нестор положил Начальный свод (1093–1095), которому, в совою очередь, предшествовали более ранние летописные своды. Этот текст Нестор значительно переработал и дополнил, использовав переводную византийскую хронику Георгия Амартола. Кроме того, он включил в «Повесть» договоры русских князей с Византией, ряд народных сказаний, свои собственные рассказы о событиях конца XI – начала XII века.

— А знаете ли вы, что древнейшая из дошедших до нас летописей была написана в 1377 году на пергаменте, называется она Лаврентьевской, по имени монаха-переписчика Лаврентия.

В эту летопись входит крупнейший памятник летописания «Повесть временных лет», то есть «Повесть о былых годах», которая была составлена в начале XII века монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. «Повесть временных лет» – это целое литературное произведение об истории Древней Руси.

— Что интересного вы заметили при перечитывании фрагмента о летописи?

— Вспомните характерные черты научно-познавательного текста. Найдите их в летописи. Обратите внимание на простое перечисление исторических фактов, на короткие, как бы рубленые фразы, которые лаконично сообщают о свершившихся исторических фактах.)

Вспомните вопрос на который вы не смогли ответить в начале урока. Можно ли назвать летопись художественным произведением?В исторические тексты вносились элементы художественности.

В- Но достаточно ли этих фактов, чтобы отнести летопись к художественным произведениям?

О- (Конечно нет, это только элементы художественности, а летопись не художественное произведение.)

Летопись — это историческое произведение, в нём только появляются элементы художественного произведения.

Подведём итоги: составьте рассказ о том, что такое летопись, кто записывал летописи, как это происходило, какие особенности летописи вы знаете.

— Закончить урок мне бы хотелось словами одного из лучших знатоков древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». Д.С.Лихачёв

Разбор типового тренировочного задания:

Текст вопроса: Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?

а) с появлением письменности

б) многие тысячи лет назад

в) когда появилось устное народное творчество

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

а) с появлением письменности.

Разбор типового контрольного задания:

Текст вопроса: Распределите в столбцы таблицы толкование слов.

2. Исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.

Это жанр устного народного творчества, древнерусская, позже русская народная эпическая песня

Источник

Для чего нужны летописи 4 класс литературное чтение

Для чего нужны летописи 4 класс литературное чтение. Смотреть фото Для чего нужны летописи 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку Для чего нужны летописи 4 класс литературное чтение. Картинка про Для чего нужны летописи 4 класс литературное чтение. Фото Для чего нужны летописи 4 класс литературное чтение

У каждого человека есть своя семья: это родители, бабушки, дедушки и прабабушки с прадедушками. Он опирается на их опыт, знает историю своей семьи. Она хранится в фотоальбомах, воспоминаниях и историях. У народа тоже есть своя история, которая началась давным-давно. Узнать о том, как жили люди в те времена помогают нам древние летописи.

С появлением письменности люди стали записывать важные события, которые происходили в то время. Записи велись из года в год, или как говорили раньше, из лета в лето. Поэтому записи так и были названы – летописи. Поскольку не все на Руси были грамотными, при монастырях были люди, которых так и называли – летописцы, поскольку они владели письмом, были образованнейшими людьми и вели летописи, то есть записи событий по годам. Сведения о предыдущих годах (до того, как появилась летопись) брались из произведений устного народного творчества, то есть преданий, песнопений и былин.

Рисунки в летописях тоже были, назывались они миниатюрами. На них изображались сцены происходящих событий. На полях пергамента располагались еще более мелкие рисунки – цветы, а по краям в виде рамки изображался орнамент (повторяющийся рисунок).

Листы пергамента сшивались в большую тетрадь, а потом укреплялись дощатым переплетом для лучшей сохранности. Они имели металлические застежки и украшались драгоценными камнями.

Источник

Урок литературного чтения 4 класс на тему «Летописи. Былины. Жития. Знакомство с названием раздела. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 4 класс на тему «Летописи. Былины. Жития. Знакомство с названием раздела. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»»

ФИО учителя класса:

ФИО методиста: Подпись _________________

Тема урока: Летописи. Былины. Жития. Знакомство с названием раздела. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий

Личностные: обучающиеся проявляют бережное отношение к художественной книге, демонстрируют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности в форме осознания истории.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;), познавательные УУД (анализировать текст, выделять в нем основную мысль; использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям;), коммуникативные УУД (допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве)

Предметные: обучающиеся демонстрируют овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознание значимости чтения для личного развития; использование разных видов чтения (изучающее (выборочное, поисковое); демонстрируют умение использовать простейшие виды анализа различных текстов; демонстрируют знания определения к слову летопись.

Цель: формирование осознанного отношения к чтению, в том числе к изучению истории посредством игровой формы.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся бережное отношение к художественной книге, формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности в форме осознания истории.

Образовательная: формировать овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознание значимости чтения для личного развития; использование разных видов чтения (изучающее (выборочное, поисковое); развивать умение использовать простейшие виды анализа различных текстов; познакомить с определением к слову летопись.

Принципы обучения и воспитания

Создание положительного эмоционального фона

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *