Для чего нужны манеры
Сочинение на тему: ЗАЧЕМ НУЖНЫ ХОРОШИЕ МАНЕРЫ
Сочинение на тему: ЗАЧЕМ НУЖНЫ ХОРОШИЕ МАНЕРЫ 05.03.2012 Aeon
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ХОРОШИЕ МАНЕРЫ
Всем нам хочется иметь много друзей, нравиться окружающим нас людям, производить на них приятное впечатление. И для этого вовсе не главное обладать внешней красотой, быть красиво и модно одетым. Как не является главным и умение рассказывать множество интересных историй, анекдотов и т. д. Искусство нравиться людям заложено где-то внутри нас самих и оно вырабатывается годами и упорным трудом. «Относись к другим так, как тебе бы хотелось, чтобы другие относились к тебе», — говорят мудрые люди. И это основное правило, которому должен следовать каждый, кто хочет быть желанным гостем в любой компании, в любом доме.
Умение благожелательно относиться к людям играет, конечно же, очень важную роль в жизни каждого человека. Но в искусстве общения очень большое значение имеет умение правильно себя вести. «Сама добродетель может оскорблять, если она соединяется с отталкивающими манерами», — утверждал Н. В. Шелгунов. Можно не обладать большим умом, не иметь каких-то уникальных способностей, не быть очень общительным, не отличаться особой красотой, но при этом вызывать симпатию окружающих. Ф. Честерфилд говорил: «Если ты обнаружил, что незаметно для себя проникся симпатией к человеку, у которого нет ни высоких достоинств, ни каких-либо выдающихся талантов, задумайся над этим и проследи, чем именно человек этот произвел на тебя столь хорошее впечатление, и ты увидишь, что это приятность манер, обходительность и уменье себя держать». Обычно людям нравятся те, кто проявляет к ним искреннее внимание, умеет выслушать, понять, посочувствовать или порадоваться вместе с ними. Каждый из нас испытывает такую потребность во внимании окружающих. Поэтому, если хочешь, чтобы тебя любили, чтобы к тебе относились внимательно, люби, цени окружающих, будь доброжелателен к ним, проявляй искреннее участие к их бедам и радостям. Но всегда соблюдай меру, потому что в жизни каждого человека бывают моменты, когда он хочет, чтобы его оставили наедине, чтобы ему не навязывали своего чересчур активного внимания. Умение разглядеть, понять, где проходит граница между вниманием и навязчивостью, чувство такта и является одной из главных особенностей вежливого человека.
Наверное, каждый из нас не раз замечал, что одни и те же действия при различных обстоятельствах, в различных условиях, по отношению к разным людям могут выглядеть и восприниматься совершенно по-разному. То, что принимается и даже приветствуется в одном случае, вполне может стать предметом осуждения в другом. Но существуют общие правила хорошего воспитания, которые всегда и для всех случаев жизни остаются неизменными. Это, например, такие как доброжелательное отношение ко всем людям без исключения. Никогда нельзя заведомо составлять отрицательное мнение о человеке, думать, что в нем больше плохого, чем хорошего. Все люди разные — и мы тоже можем кому-то не понравиться с первого взгляда. Нельзя также отягощать окружающих собственными заботами, перекладывать на других часть своей работы — у них есть свои нужды, обязанности, дела, и об этом необходимо помнить постоянно. Поэтому не следует также отбирать у человека много времени на общение, заранее не поинтересовавшись, не отрываем ли мы его от важных дел или даже просто от отдыха. Оказываемую тебе помощь нужно принимать с благодарностью, но не требовать и не ожидать постоянных «благодеяний» от других. Плохим тоном считается выставление напоказ своих достоинств. Как бы ты ни гордился своими достижениями, талантами, знаниями, внешними данными и т. д., никогда не стоит хвастаться ими перед окружающими. Если эти достоинства настоящие, их обязательно заметят. А скромность и умение молчать о собственных заслугах умножит эти достоинства во много раз. Ведь недаром говорят, что скромность украшает человека. Именно поэтому не стоит часто рассказывать о самом себе, о делах, событиях, происшествиях, которые важны только для тебя самого, — ведь они могут быть неинтересны и неважны для других. Если человек захочет, чтобы ты поделился с ним своей радостью или огорчениями, если он решит проявить участие к твоей судьбе, то обязательно сам скажет об этом или даст понять каким-то другим способом. В противном случае нужно ограничиться разве что упоминанием о том, что тебя волнует или что произошло в твоей жизни. И наоборот, никогда нельзя слишком активно пытаться заставить другого человека говорить о том, о чем ему рассказывать не хочется. Не каждый человек испытывает потребность обсуждать свои личные дела с посторонними — даже с лучшими друзьями. Об этом нужно помнить постоянно. Нельзя стараться все время давать советы окружающим — особенно в присутствии других людей. Если кому-то действительно важно твое мнение, он им поинтересуется.
Если же ты считаешь, что твой совет принесет пользу, выскажи его ненавязчиво, один раз и наедине. Потому что любое замечание, сказанное в кругу людей, может быть воспринято как упрек. Отказывать в просьбе другому — плохо. Но ведь в жизни каждого из нас бывают обстоятельства, когда мы по объективным причинам не можем дать согласие. В этих случаях отказ должен быть обязательно вежливым и сопровождаться искренним объяснением причин. Этот список можно было бы продолжать довольно долго. Искусство этикета — целая наука, к которой нужно подходить со всей серьезностью и ответственностью.
Конечно, многие из нас знакомы с элементарными правилами поведения в обществе. Но далеко не каждый умеет ими пользоваться — то ли от нежелания, то ли от неумения верно оценить ситуацию, то ли просто из-за собственного эгоизма. Ведь главное в искусстве общения с людьми — это внимание к ним, а многие из нас в первую очередь думают о самих себе. А потом обижаются и недоумевают, почему окружающие не хотят с ними общаться. Н. В. Шелгунов писал: «Многие невежливы не потому, что они хотят быть такими, а потому, что не умеют лучше поступать; многие кажутся жестокими, сосредоточенными и гордыми, тогда как, в сущности, они только застенчивы». Конечно, застенчивость — не порок. Но по-настоящему ценятся в обществе люди открытые, готовые высказывать свои суждения, выслушивать других — общаться. Застенчивый человек стремится избежать неловких ситуаций, боится показаться не в лучшем свете, оказаться неправым. Можно сказать, что таким образом он старается оградить себя от мелких неудобств. А ведь Т. Джефферсон утверждал: «Вежливость — это привычка приносить в жертву мелкие удобства». О том же писал и Р. Эмерсон: «Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований». Так что, если хочешь нравиться людям, нужно уметь преодолевать свою застенчивость и быть открытым в общении.
Существует мнение, что вежливость — это только внешнее, показное. «Нет добра в твоей душе — обрети хотя бы добрый вид», — гласит индийская пословица. Но я не могу согласиться с этим. Мне кажется, что хорошим манерам невозможно обучить злого, эгоистичного, грубого, тщеславного, высокомерного, завистливого человека. Все эти недостатки обязательно проявят себя, а фальшивая, изощренная любезность, не идущая от самого сердца, способна только оттолкнуть от такого человека окружающих. Ведь хорошие манеры призваны украшать, подчеркивать наши достоинства, а не прикрывать маской пристойности наши недостатки.
«Правила поведения — это перевод добродетели на общедоступный язык», — утверждал Ф. Бэкон. «Добродетель и мудрость без знания правил поведения подобны иностранным языкам, потому что их в таком случае обычно не понимают». Поэтому учись хорошим манерам, чтобы окружающие поняли тебя, увидели и оценили твои достоинства, почувствовали к тебе искреннюю симпатию!
Важность хороших манер: что даёт их использование
На протяжении всей своей жизни мы сталкиваемся с правилами поведения и последствиями их игнорирования. В школах мы узнаем о правилах письменности, отношениях между учителями и учениками. Позже появляются нормы поведения в обществе, этикет и понимание того, как нужно общаться с людьми.
Мы называем хорошими манерами всё вежливое и дружелюбное поведение, в отношении друг к другу. В каждой культуре и в каждом возрасте вырабатываются разные кодексы вежливости, которые позволяют жизни сообщества развиваться радушно и мирно.
На стыке 20-го и 21-го веков, люди всё меньше придерживаются хороших манер. Можно сказать, что это относиться к молодому поколению, но нет. По данным исследования US News, использование хороших манер в общество, серьезно ухудшились за последние десятилетия. Это ухудшение, по мнению экспертов, способствует росту насилия в современных обществах.
Хорошие манеры это поведение и способы поведения, которые указывают на уважение к другим.
Зачем нужны хорошие манеры?
Без надлежащего этикета в обществе возникнет беспорядок с общими принципами поведения. Из-за них грубые люди будут доминировать над теми, кто заботится о других. Люди будут говорить все, что у них на уме, независимо от того, насколько это грубо.
Преимущества хороших манер.
Манеры — это сопроводительное письмо, открывающее двери в мир труда и общества. Если у нас хорошие манеры, вы произведете лучшее впечатление, и к вам будут относиться с уважением. Это также является большим преимуществом при поиске работы. Поскольку вежливое и дружелюбное поведение увеличивает шансы на получение более качественной работы.
Хорошие манеры, в свою очередь, вызывают уважение со стороны окружающих и повышают нашу самооценку. Кроме того, это облегчает социальные контакты, способствует появлению новых друзей и улучшает трудовые отношения.
Обучение хорошим манерам
Хорошие манеры передаются с детства. Для ребенка очень полезно расти с хорошими манерами, поскольку они станут привычками, которые помогут ему улучшить качество жизни, и улучшить отношения с другими людьми. Поэтому очень важно включать эти практики дома, чтобы дети выучили их и использовали в своей жизни естественным образом.
Примерами хороших манер, могут быть:
Лучший способ научить этим манерам других — это, несомненно, личный пример. Итак, хорошим манерам можно научиться, приняв эти правила поведения, которые означают доброту и внимание к другим.
10 Самых важных преимуществ хороших манер
Если вы хотите, чтобы окружающие уважали вас, соблюдение этикета необходимо во всех сферах жизни. Вот некоторые из многих преимуществ хороших манер:
Да, хорошие манеры принесут вам пользу во многих сферах вашей жизни. Однако лучшая причина придерживаться правильного этикета — это то, что так поступать правильно.
А вы придерживаетесь хороших манер в своей жизни? Возможно у вас ест пример таких людей? Напишите нам об этом в комментариях.
Зачем нужны хорошие манеры в обществе: советы, видео
😉 Приветствую моих постоянных и новых читателей! Друзья, зачем нужны хорошие манеры в наше-то время? Попробуем разобраться.
Что такое хорошие манеры
Хорошие манеры – основы поведения воспитанного человека в обществе. Способ обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, походка, жестикуляция и мимика. Все это называется манерами.
В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку. Чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Не думайте, что хорошие манеры — это нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть.
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» А.П.Чехов
Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них. Это бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к животным и птицам. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к окружающим вас людям.
«Поведение должно быть возвышенным, но не причудливым. Мысли должны быть тонкими, но не мелочными. Характер должен быть уравновешенным, но не безвольным. Манеры должны быть воспитанными, но не жеманными».
Пословицы
Возлюби ближнего твоего, как самого себя
Первым и самым важным правилом поведения в обществе является вежливость, доброта и внимание к другим. Это правило никогда не меняется.
Источник этого правила — Библия: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Знать, как правильно себя вести — это лишь часть обладания хорошими манерами. Выполнение их — вот, что имеет значение.
Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми. Стремление избежать конфликтов. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека.
В обществе всегда ценили и ценят скромность и сдержанность человека. Умение контролировать свои поступки. Внимательно и тактично общаться с другими людьми.
Дурными манерами принято считать привычки:
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Ежедневно мы взаимодействуем с большим количеством людей и вежливость нам в этом не помешает. Успешный человек вежлив в любой ситуации.
И если вы не знаете, что такое хорошие манеры, это повод беспокоиться. Но как бы вы не были заняты или обременены чем-либо, вам всё же нужно помнить о хороших манерах.
Хорошие манеры
Зачем нужны хорошие манеры (видео)
Друзья, оставляйте отзывы к статье «Зачем нужны хорошие манеры в обществе». 🙂 Поделитесь этой информацией в соц. сетях. Спасибо!
О манерах и не только. Или Безупречность во всем
Книга Полины Москвиной «О манерах и не только» – результат уникального опыта проведения многочисленных тренингов по эффективным коммуникациям. Автор уверяет, что каждый может стать мастером общения, самостоятельно освоив важные законы общения и правила этикета. Тренировочные задания включены непосредственно в книгу, кроме того в приложении имеется рабочая тетрадь с заданиями. Книга рекомендована широкому кругу читателей: школьникам, студентам, учителям, родителям.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О манерах и не только. Или Безупречность во всем предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Глава 1. Зачем нужны эти манеры?
• Откуда, собственно говоря, берутся правила поведения?
• Какое поведение людей в обществе одобряется, а какое нет?
• Что такое этикет, и кто его придумал?
Согласись, что умение вести себя в обществе необходимо каждому нормальному человеку.
Ты, когда — нибудь задумывалась над тем, что люди постоянно оценивают то, как мы одеты, как разговариваем и ведем себя.
Наверняка ты уже знаешь, что существуют общепринятые нормы поведения, которые мы все должны соблюдать при общении с другими людьми. Я имею ввиду этикет.
Этикет — это общепринятые нормы и правила, установленный порядок поведения где-либо.
В современном обществе под этикетом понимают совокупность общепринятых норм и правил, установленный порядок поведения где-либо.
К этикету относятся манеры поведения, а также правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Зачем люди придумали все эти правила!?
Люди придумали правила этикета, все эти красивые манеры поведения, чтобы сделать свое общение наиболее комфортным.
Нас всегда окружает много людей. Представь, если все они будут делать только то, что им хочется и вести себя, как хочется, наплевав на других.
Начнется хаос. Наша жизнь станет кошмарной. Поэтому люди и придумали обязательные правила поведения в обществе, — придумали, чтобы самим же и соблюдать.
Не удивительно, что все относятся с презрением и осуждением к тем, кто эти правила нарушает.
Ты заметила, что там, где соблюдают простые, но важные правила общения, царят взаимное уважение и хорошие межчеловеческие отношения, люди реже попадают в неприятные ситуации.
Как говорится — ничего личного, просто этикет!
Этикет предписывает нормы поведения на улице, в общественном транспорте, в гостях, в театре, на учебе и работе и т. д.
Ты можешь сказать — ну вот, опять какие — то правила… Но именно соблюдение этих общих правил этикета позволяет нам:
• производить благоприятное впечатление;
• правильно одеваться и достойно выглядеть;
• умело использовать жесты, мимику, голос.
Что такое этикет? Это когда ты говоришь: «Спасибо, не надо», когда хочется заорать: «Дай сюда».
Так что же это за манеры такие?
Считаешь себя белой и пушистой? Все так считают. Но, оказывается — мы такие, какими нас видят окружающие.
Каждый день мы общаемся со множеством людей, и они всегда оценивают нашу манеру одеваться, манеру говорить и то, как мы ведем себя в различных ситуациях.
Ну и что спросишь ты?
А вот что! Хорошие манеры и взаимное уважение помогают облегчить понимание между самыми разными людьми.
Кому захочется иметь дело с неприятными или агрессивными людьми? НИКОМУ!
Хорошие манеры и доброжелательность обязательно помогут тебе наладить отношения с окружающими людьми.
Кстати, если ты не знаешь или забыла!?
Манеры — это способ держать себя, внешняя форма нашего поведения, то, как мы обращаемся с разными людьми, а также голос, интонации и выражения, употребляемые в речи. Кроме того, люди оценивают наши жесты, походку, мимику.
Фу, фу-у! Дурные манеры:(
Дурными манерами считаются: привычка очень громко говорить и смеяться, развязность, использование нецензурных выражений, грубость, беспардонность, неряшливый вид, недоброжелательное отношение к людям, неумение сдерживать свои отрицательные эмоции.
Что, ты сразу вспомнила некоторых своих приятельниц!?
У тебя нет таких приятельниц или одноклассниц? Поздравляю, тебе повезло, — у тебя хорошее окружение.
Взрослея, человек начинает понимать, что, находясь среди людей, надо постоянно помнить о комфорте других и соблюдать элементарные правила этикета.
Незнание основ этикета, нарушение этики в поведении говорит о недостаточной культуре и пренебрежении к собеседнику.
Когда говорят: «У этой девушки плохие манеры», то что имеют в виду?
Всё, что раздражает окружающих (или нарушает их спокойствие, комфорт). Это может быть очень громкая речь и смех, развязная жестикуляция, грубость, использование неприличных выражений и т. д.
Неряшливость в одежде и безапелляционные суждения также могут сильно испортить имидж молодой девушки.
Бабуся, хотите сесть на мое место?
— Спасибо, внучек, чего бы не сесть!
— Тогда не отходите: через 3 остановки я выйду.
♠ А что ещё люди относят к плохим манерам?
Тебе нравится, когда кто — нибудь громко разговаривает по телефону, читает через плечо чужую переписку, нарушает твою личную дистанцию (ближе 45 см.)?
♠ А может тебе нравятся обидные клички и прозвища?
Плохие манеры, неряшливая внешность, неумение общаться — отталкивают людей, не вызывают желания дружить, сотрудничать.
К сожалению, некоторые люди даже не подозревают о том, что манера держаться и говорить, в сочетании со стилем одежды может на 90% определить отношение человеку.
Во всех цивилизованных странах хорошими манерами считаются вежливость и скромность, сдержанность в проявлении своих эмоций, умение контролировать свое поведение, доброжелательно и тактично общаться с разными людьми.
Вежливые слова или речевой этикет
Что такое вежливость? Все очень просто, — это всевозможные проявления уважительного и доброжелательного отношения к людям.
Ну и как её, эту доброжелательность проявлять?
Она проявляется, например, в приветствиях и пожеланиях.
Мы желаем доброй ночи, доброго утра, успехов, здоровья и т. п.
И это не просто дежурные слова! Когда мы их произносим, то совершенно интуитивно демонстрируем друг другу свое на строение, свое отношение, свои чувства.
Скажи, бывало с тобой такое, — мама не пришла в твою комнату, чтобы пожелать тебе доброй ночи или сестра не пожелала доброго утра? И ты сразу начинаешь думать, что у мамы плохое настроение, а сестра за что-то дуется на тебя.
Кстати, что все наши приветствия и пожелания несут в себе много полезной информации и очень важны для нас, для нашего комфорта, нашего настроения.
Каждый день с утра до вечера окружающие люди оказывают нам какие-то услуги. Мама каждый день готовит тебе еду, папа подвозит тебя в спортивную школу — очень важно не забывать благодарить всех людей, которые делают для тебя что-то хорошее. Кто-то придержал дверь, когда ты проходила, а кто-то подсказал, как справиться с трудным заданием.
Не забывай говорить «спасибо», когда кто-нибудь оказывает тебе любезность или делает для тебя то, что ты просишь, иначе можешь прослыть неблагодарным человеком.
А тебе нравятся неблагодарные люди? Они никому не нравятся. Вежливые слова помогают нам выразить просьбу или благодарность, поэтому воспитанный человек всегда использует их в разговоре.
Мужчина, сидящий в транспорте в присутствии женщин, становится в их глазах пустым местом.
☺ Надо ли говорить спасибо, когда тебя хвалят?
Обязательно, когда тебя хвалят и когда тебе делают комплименты.
Посчитай, сколько раз в день ты говоришь людям спасибо (включая близких в семье). Если меньше десяти раз, значит, тебе надо срочно исправляться, иначе прослывешь неблагодарной и некультурной девушкой. А с такими никто не хочет дружить.
Именно поэтому, хорошие родители с детства приучают своих детей говорить спасибо.
☺ Когда мы говорим «простите»?
Всякий раз, как мы кого-то толкнули, икнули, чихнули… А еще это слово пригодится для того, чтобы привлечь к себе внимание какого-то человека: «Простите, можно мне пройти к кассе».
☺ Это простое, но волшебное слово
Ты замечала, как трудно отказать человеку, который начинает, или заканчивает свою просьбу словом «пожалуйста».
Да, это волшебное слово открывает многие двери. Говоря «пожалуйста» всякий раз, когда мы просим, что-то для нас сделать, мы показываем людям свою уважительность и культуру.
Выполняя просьбу человека, мы тоже говорим ему «пожалуйста», и нам очень приятно делать приятное приятному человеку. Видишь, какая приятная цепочка получается!
Чем больше ты будешь взрослеть, тем чаще будешь произносить это слово, потому, что убедишься в его просто магической силе.
Притворяйся вежливым почаще — глядишь и привыкнешь.
Однажды в командировке
Это очень короткая история. Я приехала по делам в один северный городок. Поезд пришел туда утром, и я сразу отправилась в гостиницу. Поздоровалась с дежурным администратором и назвала свою фамилию (у меня был заказан номер).
Она, не ответив на мое приветствие молча протянула мне регистрационную форму. Потом также молча взяла заполненный бланк и протянула мне ключ.
Я запомнила именно эту трехдневную командировку, хотя в моей жизни их было много. Знаешь почему? Точно также вели себя продавцы в магазине, официанты в кафе…
Я ни разу за три дня не услышала «спасибо» или «пожалуйста». Как же мне было плохо среди этих людей! Никогда еще я не возвращалась домой с таким облегчением.
☺ Быть тактичной — это как?
Быть тактичной — это значит быть внимательной и аккуратной в обращении с людьми. Выслушать человека, не перебивая его, не затрагивать в разговоре неприятные для человека темы, тактично промолчать, если он каким — то образом оконфузился.
Нет, не всё. Вот, что еще поможет тебе прослыть тактичным. Тактичные люди:
• умеют сделать замечание, не унизив достоинство человека;
• никогда не пересказывают того, что им доверили по секрету другие люди;
• не раздают направо и налево советы;
• не вмешиваются в личное пространство другого человека, когда ему этого не хочется.
Мы все обожаем тактичных и предупредительных людей, но сами частенько забываем о хороших манерах.
Вежливого человека видно сразу — это предупредительный человек, он стремится первым оказать любезность, первым уступит место в транспорте, подержит дверь.
Сейчас редко встречаются такие люди, поэтому мы испытываем приятный шок от встречи с ними.
Мелкие неприятности могут случиться с каждым
Ты уже далеко не в том возрасте, когда весело смеются над человеком, попавшим в неловкое положение (видео с веселыми приколами не считается).
Но как же быть если ты обнаружила, что на зубах человека остался листик петрушки, или у кого-то расстегнута молния на брюках? Говорить ли человеку об этом? И как?
Конечно, надо потихоньку сказать, — и человек будет тебе благодарен за это. Если ты увидела, как человек поскользнулся и упал, то правильным будет помочь ему встать и спросить в порядке ли он.
А если какой-то казус случился с тобой, то не надо делать из этого трагедию.
Такое случается с каждым, а если друзья смеются над тобой, посмейся вместе с ними. Уверенный в себе человек не боится быть смешным или нелепым.
Формы обращения и приветствия
• Кто с кем первый здоровается?
• Как говорить правильно: «Разрешите вам представить» или «Я хочу вам представить»?
• Как обратиться к незнакомому человеку?
А ведь действительно, нам, россиянам, затруднительно выбрать правильную форму обращения к незнакомому человеку. В русском языке нет универсального обращения, как, например, в Польше — «пан», «пани», или в Англии — сэр, мэм.
У нас в России, при обращении к незнакомому человеку лучше использовать какую-нибудь вежливо-безличную форму, например: «Извините, пожалуйста, как проехать…», «Извините, будьте добры, подскажите…».
Это лучше, чем обращение по половому признаку: «Мужчина, скажите!», «Женщина, не загораживайте дорогу!», «Бабушка, вы не могли бы отойти в сторону».
Нельзя обращаться к незнакомым людям, называя их: тетенька, дяденька, дедушка, бабушка.
Официальными формами обращения в деловом общении являются слова «господин», «госпожа» или «товарищи». Например, «господин директор», «товарищ Волошин», т.е. после слов обращения необходимо указывать на должность или фамилию.
В России во всех официальных отношениях, к человеку принято обращаться по имени-отчеству и всегда на «вы», это считается проявлением уважительного отношения к человеку.
☺ Большое значение этикет придает приветствию
Моя дорогая читательница, хочу рассказать тебе очень короткую историю про одного удивительного человека.
Когда я училась в институте, у нас был электрик дядя Юра.
Странное дело, несмотря на то, что в институте учились и работали сотни людей, — дядю Юру знали все.
Позднее я поняла, что причина его популярности была очень проста, — здороваясь, он всегда называл человека по имени и широко улыбался. Он знал по именам всех преподавателей, сотрудников и многих студентов. А его знали все.
Когда наступал какой-нибудь праздник, — к дяде Юре тянулась цепочка людей, чтобы его поздравить и увидеть в ответ его радостную улыбку.
Ты заметила, как нас всегда тянет к доброжелательным людям. Поэтому произнося слова приветствия или прощания, не забывай добавлять имя человека.
Каждому человеку приятно слышать собственное имя и видеть улыбку на твоем лице. Такое обращение вызывает ответную симпатию, особенно, если произносится с уважительной интонацией и сопровождается улыбкой.
Можно ли вместо «Здравствуйте» использовать другие приветствия?
Да, мы часто используем другие приветствия, причем используем не всегда правильно. Поэтому, хочу напомнить, что:
• «Доброе утро» говорят до 12.00;
• «Добрый день» — до 18.00;
• «Добрый вечер» — после 18.00.
Однако, с этими приветствиями не следует обращаться к вышестоящим лицам. Например, своему преподавателю лучше сказать традиционное: «Здравствуйте, Иван Яковлевич».
Своим сверстникам можно сказать «привет» или еще что-нибудь молодежное.
А если знакомый человек идет по другой стороне улицы?
Ты же ведь не станешь кричать приветствие знакомому человеку, которого ты увидела на довольно большом расстоянии? И правильно, достаточно просто сделать небольшой поклон головой или помахать рукой, если это твой сверстник.
Замечала, какие разные процедуры приветствия у людей? Например, военные отдают честь, мужчины обмениваются рукопожатием, молодежь машет рукой, иногда люди при встрече обнимаются или целуются.
Парни и мужчины, а также деловые женщины, здороваясь, всегда встают, в тех случаях, когда это сделать затруднительно можно слегка привстать (например, в театре с узкими проходами).
☺ Есть и другие правила, касающиеся приветствия:
Если ты входишь в комнату или в лифт, а там уже есть люди, то надо обязательно громко поздороваться с ними.
Первыми всегда здороваются:
• младший со старшим по возрасту;
• мужчина с женщиной;
• подчиненный с начальником;
• девушка с пожилым мужчиной.
☺ Если приветствие сопровождается рукопожатием, кто первым протягивает руку для рукопожатия?
Первыми руку подают: старший по возрасту, начальник, девушка, женщина. В ситуациях знакомства, первым подаёт руку человек, которому представляют.
Если здороваются равные по статусу и возрасту, то первым протягивает руку тот, кто больше заинтересован в результате общения, или тот, кто лучше воспитан.
А если человек не протягивает руку для рукопожатия?
Тогда достаточно просто поздороваться с ним.
♠ Не принято обмениваться рукопожатием через какое-либо препятствие: порог, стол.
При рукопожатии имеет значение не только сам факт «сжимания рук», но и взгляд, выражение лица.
Приветствуя знакомых людей, рекомендуется называть их по имени, улыбаться, сохраняя при этом зрительный контакт.
Если обобщить основные ситуации приветствия и знакомства то, это будет выглядеть так:
• первыми устно здороваются младшие со старшими по статусу или возрасту, а также входящие в помещение (проходящие мимо) вне зависимости от пола;
• один человек — приветствует группу людей, тот, кто пришел последним, — всех присутствующих;
• входя в лифт, следует здороваться с теми, кто уже там находится.
Неприятные ощущения вызывают:
• протянутая для рукопожатия вялая, безжизненная кисть, «тухлая рыба»;
• чрезмерно крепкое рукопожатие («железная» рука);
• как бы «застывшая», «деревянная» рука;
• рукопожатие, напоминающее захват (когда приходится выдёргивать руку).
Не принято долго трясти руку, протянутую для рукопожатия! Самый удачный вариант — короткое, энергичное рукопожатие.
Некрасиво, пожимая руку человеку, держать другую руку в кармане.
И вот ещё, что важно!
Обязательно вставай для рукопожатия, когда:
• кто-то подходит к тебе для приветствия;
• тебя кому-нибудь представляют;
• ты сама кому-нибудь представляешься.
☺ Надо ли представлять своих друзей родителям?
Конечно, хоть ты уже повзрослела, родителям (и другим близким людям) очень важно знать с кем ты дружишь.
Если родители встретили тебя и твоих друзей на улице обязательно представь им своих друзей: «Мама, папа, это Игорь, мы вместе учимся. А это Иван, он живет в соседнем доме, и мы часто играем с ним в теннис. Я говорил Ивану, что мой папа тоже по выходным играет в теннис со своим другом».
Представляя знакомых людей всегда помни, что представлять следует младших по возрасту (или статусу) старшим.
В официальной обстановке для этого используется специальная фраза: «разрешите вам представить». Но в бытовом общении используются более простые фразы.
Например, ты привела друга на соревнования по теннису, где присутствует твой тренер, тогда уместной будет фраза: «Максим Юрьевич, это мой друг Вадим. Он чемпион школы по теннису. Вадим, это мой тренер Удальцов Максим Юрьевич».
Когда ты знакомишь одинаковых по возрасту и статусу людей, к примеру, своих друзей, то можно просто сказать: «Денис, это Илья. Илья, это Денис».
Но будет гораздо лучше, если ты сообщишь какую-то информацию про своих друзей, им будет легче общаться: «Денис, познакомься, это Илья, мой одноклассник. Илья, это Денис, мой сосед по дому. Мы вместе занимаемся спортивной гимнастикой».
☺ Что поможет установить контакт с незнакомым человеком?
Когда тебе предстоит важная встреча с незнакомым человеком, то очень важно продумать самые первые фразы.
Почему? Когда человек начинает общаться с кем-то впервые, он обращает особое внимание на первые 20 слов, оценивая голос собеседника и его манеру говорить.
Поэтому, очень важно продумывать первые приветственные слова, даже желательно их отрепетировать (при очень важной встрече). Да, да отрепетировать, по крайней мере, до тех пор, пока ты не доведешь умение устанавливать контакт с собеседником до автоматизма.
Пожалуй, самый лучший и простой способ установления контакта — выразить благодарность за встречу.
Если тебе была необходима встреча с каким-то человеком, и он откликнулся на твою просьбу, то обязательно поблагодари его за это: «Максим, спасибо тебе, что нашел для меня время, чтобы…», «Спасибо Вам, Илья, за то, что нашли время встретиться и поговорить со мной».
В первых десяти словах беседы обязательно улыбнись и назови имя человека. Например: «Маша, я так рада тебя видеть».
Вот еще два секрета, которые помогут тебе установить доверительные отношения с собеседником:
Секрет №1. При первом контакте нужно обязательно смотреть человеку в лицо;
Секрет №2. Взгляд должен быть твердым, прямым и уверенным. Избегай бегающего, косого взгляда, взгляда исподлобья — они вызывают подозрение.
Ну оччень полезный практикум
Представляешь, ты приехала на какое-то мероприятие (олимпиаду, конкурс, соревнования, научную конференцию и т. д.) заходишь в конференцзал, присмотрела для себя свободное местечко и собираешься сесть. Сидящая на соседнем месте девушка заинтересованно взглянула на тебя.
Как же правильно повести себя в этой, часто встречающейся ситуации?
Вот твои слова: «Здравствуйте, это место свободно? Получив утвердительный ответ, представься:
«Я Разумова Анна, спортивная школа «Олимп». Если у вас примерно одинаковый возраст, то можешь протянуть руку для рукопожатия.
Начало вашему общению положено, если увидишь, что новая знакомая не против пообщаться, — поддержи разговор.
Потренируй с кем-нибудь эту ситуацию не менее 5 раз. У тебя будет получаться всё лучше и лучше!
А теперь поменяйтесь ролями. Ты приехала на конференцию и сидишь в конференцзале.
Тебе предстоит провести целый день в этом зале. Ты никого не знаешь. В зал заходит новый участник и собирается сесть рядом.
☺ Ой, а мне что делать?
Встань, и после того, как человек представился тебе, — протяни руку и представься тоже. Назови своё имя, и скажи, какую организацию (школу, лицей, колледж) ты представляешь.
Когда тебе кто-то представляется, нужно обязательно встать (привстать) и посмотрев в глаза этому человеку сказать: «Очень приятно» или «Приятно познакомиться, Михаил».
Если увидишь, что новый знакомый не против пообщаться, поддержи разговор.
Небольшое, но существенное замечание. В этой ситуации инициатором общения является тот, кто пришел позднее и нашел свободное место.
Если рядом сидящий человек, не проявил ни малейшей заинтересованности при твоем появлении (или у вас очень большая разница в возрасте), достаточно будет сказать: «Здравствуйте, простите, это место свободно?».
Поблагодарив соседа сесть, не настаивая на общении. Всегда действуй по правилам этикета, но разумно учитывай обстоятельства, ситуацию.
Надо ли в кинотеатре (театре, концертном зале) также знакомимся с людьми, сидящими на соседних местах?
Нет, это правило этикета предписывает знакомиться с людьми только на деловых мероприятиях. Именно на таких мероприятиях люди обмениваются визитками, телефонами, заводят полезные знакомства, приобретают деловых партнеров.
Знакомиться с участниками мероприятия можно и в перерывы, чем больше полезных знакомств ты заведешь, тем лучше.
Не расслабляйся, вот еще одно маленькое здание!
К тебе неожиданно пришла соседка. Тебе не хочется отказывать ей в беседе, но у тебя сегодня много дел. Как ты тактично сообщишь ей, сколько времени ты готова уделить ей?
Разыграйте с подружкой (сестрой) при первом же удобном случае примерно такой диалог: «Маша, через два часа у меня танцы, давай хотя бы чаю попьем, у нас есть 40 минут».
— В увольнении ведите себя так, как будто вы культурные люди.