Для чего нужны маскировочные мероприятия при подъеме по тревоге
Сафронов Ю.Н. Консультант редакции журнала
Основные требования к маскировочным мероприятиям изложены в главе 10 СП 165.1325800.2014 «Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90».
В соответствии с п. 11 «Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» [1] основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях световой маскировки и других видов маскировки, являются:
1) определение перечня объектов, подлежащих маскировке;
2) разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
3) создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
4) проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
Основные требования к маскировочным мероприятиям
1. Подготовку к ведению маскировочных мероприятий на объектах и территориях осуществляют в мирное время заблаговременно, путем разработки планирующих документов, подготовки личного состава аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, а также накоплением имущества и технических средств, необходимых для их проведения.
2. К объектам и территориям могут быть применены следующие виды маскировочных мероприятий:
— световая маскировка – осуществляют в приграничных населенных пунктах и на отдельно расположенных объектах капитального строительства, указанных в пункте 1.1 СП 165.1325800.2014 «Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90» [3] (далее по тексту – Свод правил), если эти населенные пункты и объекты рассматриваются органами военного управления как вероятные цели поражения на территории Российской Федерации;
— световая маскировка, скрытие, имитация, а также демонстративные действия – проводят на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне и в населенных пунктах с расположенными на их территориях организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, предусматривают маскировку объектов организаций и инфраструктуры населенных пунктов при проведении как определенных мероприятий по гражданской обороне, так и с целью обеспечения защиты объектов, продолжающих работу (функционирование) в военное время, если они являются вероятными целями поражения в военное время. Основное предназначение – противодействие их обнаружению, ведению целеуказания и выводу их из строя, а также недопущение срыва сроков выполнения мероприятий по гражданской обороне;
— комплексная маскировка территорий – проводят в зонах вероятного пролета средств доставки и средств поражения к целям (объектам вероятного поражения), основное предназначение – изменение (скрытие и создание ложных) ориентирных указателей территорий, осуществляют в целях снижения точности наведения средств доставки и поражения на цели;
— комплексная маскировка организаций – проводят на территориях организаций, продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время, прилегающих к ним территориях, а также на территориях организаций, обеспечивающих жизнедеятельность территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, и предусматривает весь комплекс маскировочных мероприятий, обеспечивающих снижение демаскирующих параметров объектов и прилегающих ориентирных указателей территорий (в оптическом, радиолокационном, тепловом (инфракрасном) спектрах, снижение параметров упругих колебаний и гравитации объектов, а также мероприятий по ввозу или вывозу людей, оборудования и материалов).
3. Световую маскировку городских округов и поселений, объектов капитального строительства, указанных в пункте 1.1 Свода правил, входящих в зоны маскировки
объектов и территорий, должны предусматривать в двух режимах: частичного затемнения и ложного освещения.
Подготовительные мероприятия, обеспечивающие осуществление светомаскировки в этих режимах, должны проводить заблаговременно, в мирное время.
В режиме частичного затемнения должны предусматривать завершение подготовки к введению режима ложного освещения. Режим частичного затемнения не должен нарушать нормальную производственную деятельность в городских округах и поселениях, а также на объектах капитального строительства.
Переход с обычного освещения на режим частичного затемнения должен быть проведен не более чем за 3 ч.
Режим частичного затемнения после его введения действует постоянно, кроме времени действия режима ложного освещения.
Режим ложного освещения предусматривает полное затемнение наиболее важных зданий и сооружений и ориентирных указателей на территориях, а также освещение ложных и менее значимых объектов (улиц и территорий). Режим ложного освещения вводят по сигналу «Воздушная тревога» и отменяют с объявлением сигнала «Отбой воздушной тревоги».
Переход с режима частичного затемнения на режим ложного освещения должен быть осуществлен не более чем за 3 мин.
Маскировка производственных огней (факелов, горячего шлака, расплавленного металла и т. д.) допускается проведением инженерно-технических мероприятий по изменению излучаемого спектра электромагнитных излучений и создания ложных огней аналогичной интенсивности во всем спектре электромагнитных излучений. В этом случае допускается выключать внутреннее электроосвещение производственных помещений после окончания маскировки производственных огней, находящихся в них, но не позднее чем через 5 мин после подачи сигнала «Воздушная тревога».
Городской транспорт, а также средства регулирования его движения в режиме частичного затемнения светомаскировке не подлежат.
В режиме ложного освещения городской наземный транспорт должен быть остановлен, его осветительные огни, а также средства регулирования движения должны быть выключены.
4. Скрытие заключается в устранении или ослаблении демаскирующих признаков, характерных для работающего оборудования и (или) технических средств (систем) в населенных пунктах и объектах. Скрытие обеспечивают соблюдением маскировочной дисциплины, использованием маскирующих свойств местности, естественных условий и применением специальных приемов, технологий и средств маскировки.
5. Имитация заключается в создании ложных объектов и ложной обстановки путем использования макетов сооружений, оборудования и техники на территории объекта и на расстоянии от объекта, обеспечивающем уход (увод) современных средств поражения на ложные объекты.
6. Демонстративные действия – это преднамеренный показ деятельности персонала объектов, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб на оборудованных ложных объектах, направленный на имитацию их функционирования и создание условий для поражения ложных целей.
7. Комплексная маскировка является одним из видов защиты городских округов и поселений, отнесенных к группам по гражданской обороне; городских округов и поселений, на территории которых располагаются организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне; организаций, продолжающих свою деятельность в период проведения мобилизации и военное время, а также организаций, обеспечивающих жизнедеятельность территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, реализуемых при выполнении мероприятий по гражданской обороне заблаговременно, при приведении гражданской обороны в готовность и в военное время. Ее организуют и осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданской обороне и об обороне в целях создания ложного представления о составе и объемах проводимых мероприятий в области ведения гражданской обороны, а также скрытия действительного расположения, состава и размещения зданий, сооружений и технологического оборудования объектов капитального строительства, указанных в пункте 1.1 Свода правил, и инфраструктуры населенных пунктов от всех видов и средств ведения разведки и поражения противника.
Комплексная маскировка предусматривает создание автоматизированной системы управления технологическим оборудованием и системами, средствами маскировки, обнаружения и противодействия современным средствам поражения на прикрываемом объекте или территории, обеспечивающее снижение (устранение) демаскирующих параметров объектов и прилегающих ориентирных указателей.
8. В городских округах и поселениях, на объектах капитального строительства, указанных в пункте 1.1 Свода правил, попадающих в зоны ведения маскировки, заблаговременно осуществляют инженерно-технические мероприятия по обеспечению: снижения параметров физических полей; снижения параметров упругих колебаний и гравитации объектов; по проверке и наладке отключения наружного освещения населенных пунктов и объектов капитального строительства; созданию ложных объектов, а также организационные мероприятия по подготовке и обеспечению световой маскировки производственных огней при подаче сигнала «Воздушная тревога».
9. Маскировку железнодорожного, воздушного, морского, автомобильного и речного транспорта должны проводить в соответствии с требованиями, а также иных нормативных документов по маскировке (комплексной маскировке), разрабатываемых с учетом особенностей работы соответствующих видов транспорта и утверждаемых федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минобороны России.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 4/2017.
[1] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 (ред. от 14.11.2015).
[2] Свод правил утвержден и введен в действие приказом Минстроя России от 12.11.2014 N 705/пр.
[3] В пункте 1.1 С вода правил записано: «Настоящий свод правил устанавливает требования к инженерно-техническим мероприятиям по гражданской обороне, которые должны соблюдаться при подготовке документов территориального планирования и документации по планировке территорий, при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения радиоактивных отходов), опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов и объектов гражданской обороны.»
Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки
Маскировка — совокупность средств и приёмов, предназначенных для того, чтобы ввести противника в заблуждение, скрыть действительное свое расположение, численность и прочее и создать у противника ложное о них представление.
Виды маскировки в задачах гражданской обороны — различные действия сил гражданской обороны по маскировке в зависимости от объекта маскировки и применяемых для этого маскировочных средств.
Основными видами маскировки являются: светомаскировка, тепловая маскировка, звукомаскировка, радиолокационная маскировка, радиоэлектронная маскировка и др. Мероприятия с использованием различных видов маскировки проводятся при необходимости непрерывно, активно, комплексно. Они должны отличаться разнообразием, убедительностью и обуславливаться экономической целесообразностью. |
• скрытием объектов на местности за счёт использования статических и динамических аэрозольных помех, масок-экранов, радио- и теплопоглощающих покрытий и зелёных насаждений;
• изменением физических полей объектов за счёт уменьшения контрастности, сооружением ложных целей и постановкой статических помех;
• рациональным сочетанием мер, направленных на сохранение объектов экономики;
• снижением запасов токсичных и взрывоопасных веществ, использованием средств и способов маскировки критических элементов объектов экономики.
Комплекс средств защиты критически важных объектов экономики
В число инженерно-технических мероприятий (приёмов) оптической маскировки входят:
• маскировочное окрашивание;
• придание объектам маскирующих форм;
• применение искусственных масок, макетов, ложных сооружений;
• применение аэрозолей;
• световая маскировка.
Световая маскировка является одним из инженерно-технических приёмов оптической маскировки.
Методические рекомендации по организации мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с обеспечением световой и других видов маскировки
Южный региональный центр
(Южный региональный центр МЧС России)
по организации мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с обеспечением световой и других видов маскировки
Подготовлены управлением гражданской защиты
Южного регионального центра МЧС России
по организации мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с обеспечением
световой и других видов маскировки
Методические рекомендации применяются для организации мероприятий по гражданской обороне, связанных с обеспечением маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения и могут использоваться главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации Южного федерального округа для методического руководства и контроля выполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Южного федерального округа, органами местного самоуправления и организациями данных мероприятий.
Методические рекомендации содержат:
историческую справку по организации маскировки;
порядок организации мероприятий по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с обеспечением световой и других видов маскировки;
порядок осуществления световой маскировки;
порядок осуществления комплексной маскировки;
понятия о способах осуществления маскировки и маскировочных средствах.
2. Введение. Историческая справка.
Одной из основных задач в области гражданской обороны в соответствии с федеральным законом Российской Федерации «О гражданской обороне» является проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
противника в заблуждение относительно наличия, расположения и состояния войск и объектов, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения, а также затруднения нанесения ракетно-бомбовых ударов по территориям, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне.
Еще в период 1-й мировой войны воюющие стороны начали широко применять оптические приборы наблюдения, фотографирование, оптические прицелы; получила развитие воздушная разведка, включавшая визуальное наблюдение и аэрофотосъёмку, а также радиоразведка и гидроакустическая разведка. Всё это привело к необходимости тщательного скрытия войск (сил) и объектов тыла. В армиях (флотах) ряда стран начали формироваться маскировочные подразделения, издаваться пособия и наставления; было организовано снабжение войск специальными материалами для выполнения маскировочных мероприятий. И концу войны маскировка превратилась в один из видов обеспечения боевых действий.
Широкое применение получила маскировка и в годы 2-й мировой войны. Замыслы и планы маскировки стратегического масштаба начали рассматриваться руководством и генштабами вооруженных сил государств, оперативная маскировка стала неотъемлемой частью обеспечения всех крупных операций, оказывая серьёзное влияние на их успех. Тактическая маскировка нашла широкое применение во всех видах боевых действий войск (сил). Как при обеспечении операций, так и в тактическом масштабе осуществлялось комплексное, согласованное по целям, времени и месту использование всех средств и способов маскировки.
Большое значение в разгроме немецких войск в ходе контрнаступлений Советской Армии под Москвой и Сталинградом, а также во многих наступательных операциях (Белорусской 1944, Львовско-Сандомирской 1944, Ясско-Кишинёвской 1944 и др.) имела тщательно продуманная и успешно проведённая система мероприятий по маскировке войск и сохранению в тайне подготовки этих операций.
В больших масштабах осуществлялась маскировка крупных тыловых объектов, находившихся в зоне действия авиации противника, проводились мероприятия по скрытию действительных и созданию ложных ориентиров.
В послевоенные годы с появлением новых средств разведки роль маскировки еще более возросла. В официальных руководствах армий стран НАТО подчёркивается, что проведение мероприятий по маскировке должны быть непрерывными и правдоподобными.
3. Порядок организации мероприятий по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с обеспечением световой и других видов маскировки
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением световой и других видов маскировки, являются:
1. Определение перечня объектов, подлежащих маскировке.
Перечень объектов экономики и инфраструктуры, на которых целесообразно иметь объектовые защитные комплексы, а также готовить технические средства маскировки, определяется с учетом их оборонного и социально-экономического значения.
Данный перечень определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
2. Разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения (далее – План).
В субъекте Российской Федерации План разрабатывается в соответствии с Порядком подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, согласовывается с соответствующим Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В муниципальном образовании План разрабатываются в соответствии с Порядком подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании, и утверждается руководителем органа местного самоуправления.
В организациях, являющимися вероятными целями при использовании современных средств поражения План комплексной маскировки объекта разрабатывается в соответствии с Порядком подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в организации и утверждается руководителем этой организации.
В Планах должны быть определены демаскирующие признаки на территориях и объектах. Отражены виды маскировки и обоснования на проведение мероприятий того или иного вида маскировки, порядок накопления, хранения и применения материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки. Определены силы и средства предназначенные для проведения данных мероприятий. Для организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне определены инженерно-технические мероприятия по уменьшению демаскирующих признаков.
План может быть разработан как приложение к Порядку подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании или организации.
3. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки.
4. Проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
4. Порядок осуществления световой маскировки
Одним из демаскирующих признаков организаций, городских и сельских поселений, входящих в зону маскировки является признак их деятельности, связанный с применением осветительных приборов в темное время суток. Это позволяет средствами разведки обнаруживать объекты, выявлять их особенности и характер деятельности на расстоянии до 20 км и более.
Для уменьшения демаскирующих признаков на территориях, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организациях, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения в ночное время применяется световая маскировка.
Под светомаскировкой необходимо понимать соблюдение режима внешнего затемнения (как правило, на окна для таких случаев вешаются темные светонепроницаемые шторы), а также полного или частичного отключения всего внешнего освещения. Отсутствие видимых источников света затрудняет противнику поражение жилых и производственных объектов.
Целью мероприятий световой маскировки является либо скрытие, либо имитация световых демаскирующих признаков объектов.
Условием скрытия световых демаскирующих признаков объектов является создание такой освещенности рабочих мест, маршрутов движения и т. д., которая бы не обнаруживалась средствами разведки противника и в то же время обеспечивала бы условия функционирования объекта и деятельности персонала.
Эта задача может решаться путем затемнения объектов или устройством специального маскировочного освещения.
Затемнение применяется при светомаскировке зданий, сооружений и некоторых подвижных объектов, где для выполнения работы требуются высокие уровни освещенности. Оно достигается устройством светонепрозрачных экранов (штор, ставней, щитов и т. д.) во входах, в проемах, люках и различных отверстиях, через которые свет может проникать наружу.
Следует иметь в виду, что материалы, используемые для устройства светомаскировочных экранов, как правило, не являются абсолютно непрозрачными. Какую-то часть лучистой энергии в видимой или инфракрасной зонах спектра они пропускают.
Например, лампа накаливания мощностью в 100 Вт, закрытая трехмиллиметровой фанерой, обнаруживается прибором ночного видения с расстояния более 1 км.
Для улучшения светомаскирующих свойств таких материалов, как оберточная бумага, картон, фанера, брезент и т. п. целесообразно покрывать их красителями, содержащими сажу (например, черная типографская краска), алюминиевую пудру, цинковый порошок, мел, глину и т. д. с вяжущими веществами на основе лаков. Высокими светомаскирующими свойствами обладают миткаль, байка, черная упаковочная бумага. Они могут успешно применяться для затемнения объектов с самыми высокими уровнями освещенности без какой-либо дополнительной обработки.
Для светомаскировки входов в сооружения устраивают специальные тамбуры двери, светоблокировочные устройства в виде лабиринтов и другие приспособления, исключающие возможность распространения прямого света из помещения наружу.
Субъекты Российской Федерации, которые включены в зону светомаскировки определены СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны».
Световая маскировка городских и сельских поселений и объектов, входящих в зону светомаскировки, должна предусматриваться в двух режимах: частичного и полного затемнения.
Подготовительные мероприятия, обеспечивающие осуществление светомаскировки в этих режимах, должны проводиться заблаговременно, в мирное время.
Порядок, способы, средства и сроки проведения мероприятий по световой маскировке населенных пунктов и объектов народного хозяйства определяет СНиП 2.01.53-84 «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства».
Световую маскировку населенных пунктов и организаций следует осуществлять электрическим, светотехническим, технологическим и механическим способами. Выбор способа или сочетания способов световой маскировки должен производиться в каждом конкретном случае на основе технико-экономического сравнения разрабатываемых вариантов и согласовываться с местными органами гражданской обороны.
Электрический способ световой маскировки заключается в централизованном отключении электроосвещения всего объекта или его части.
Светотехнический способ световой маскировки заключается в снижении освещенности и в оборудовании осветительных и сигнальных установок маскировочными приспособлениями.
Механический способ световой маскировки состоит в закрытии светящихся объектов светонепроницаемыми материалами или конструкциями.
Технологический способ световой маскировки заключается в проведении мероприятий, в результате которых световое излучение не возникает или снижается до уровней, позволяющих его световую маскировку осуществлять механическим способом.
В целях проведения светомаскировки отключаются уличные вывески и рекламы, фонари на второстепенных улицах. Осветительные приборы на основных улицах, а также осветительные приборы на транспорте могут снабжаться устройствами, обеспечивающими направленный поток света и блокирующими излучение света наверх.
Реконструкцию систем электроосвещения и электроснабжения населенных пунктов и объектов, обусловленную мероприятиями световой маскировки, необходимо предусматривать с минимальными затратами. При этом проектирование реконструкции электрических сетей необходимо выполнять комплексно для всего населенного пункта или объекта, разделяя электрические сети на питающих потребителей, продолжающих работу и прекращающих ее в режиме полного затемнения, путем оптимальной группировки зданий и сооружений. При этом следует предусматривать максимальное использование существующих электрических сетей.
В режиме частичного затемнения должно предусматриваться завершение подготовки к введению режима полного затемнения. Режим частичного затемнения не должен нарушать нормальную производственную деятельность в городских и сельских поселениях и на объектах народного хозяйства.
Переход с обычного освещения на режим частичного затемнения должен производиться не более чем за 16 ч.
Режим частичного затемнения после его введения действует постоянно, кроме времени действия режима полного затемнения.
Режим полного затемнения вводится по сигналу «Воздушная тревога» и отменяется с объявлением сигнала «Отбой воздушной тревоги».
Переход с режима частичного затемнения на режим полного затемнения должен осуществляться не более чем за 3 мин.
При светомаскировке производственных огней (факелов, горячего шлака, расплавленного металла и т. д.) допускается увеличение продолжительности перехода на режим полного затемнения до 10 мин. В этом случае допускается выключать внутреннее электроосвещение производственных помещений после окончания светомаскировки производственных огней, находящихся в них, но не позднее чем через 10 мин после подачи сигнала «Воздушная тревога».
Городской транспорт, а также средства регулирования его движения в режиме частичного затемнения светомаскировке не подлежат.
В режиме полного затемнения городской наземный транспорт должен останавливаться, его осветительные огни, а также средства регулирования движения должны выключаться.
В городских и сельских поселениях и на объектах народного хозяйства, не входящих в зону светомаскировки, осуществляются заблаговременно, как правило, только организационные мероприятия по обеспечению отключения наружного освещения населенных пунктов и объектов народного хозяйства, внутреннего освещения жилых, общественных, производственных и вспомогательных зданий, а также организационные мероприятия по подготовке и обеспечению световой маскировки производственных огней при подаче сигнала «Воздушная тревога».
5. Порядок осуществления комплексной маскировки
Следовательно, для достижения эффективной маскировки указанных объектов нужны новые принципы и подходы, разработка и применение современных методов и средств скрытия объектов. Для этого необходимо использовать принципы внезапности и комплексности различных видов и средств маскировки. При этом сочетанное их применение допускается только в момент непосредственного массированного ракетно-авиационного удара противника по критически важному объекту. Значит, требуются быстродействующие и мобильные средства комплексной маскировки, сопряженные с автоматизированными системами обнаружения, сопровождения средств воздушного нападения противника и оповещения населения об этом.
При разработке новых способов комплексной маскировки объектов приоритеты должны быть отданы тем из них, которые способны обеспечить скрытие крупноразмерных целей в предельно короткий срок (не более 2-5 минут) и при приемлемых экономических затратах. Это требование обусловлено подлетным временем высокоточных боеприпасов: по расчетам, оно может составить примерно 5 минут.
Заблаговременно же проводить мероприятия по маскировке объектов в условиях применения потенциальным противником современных средств космической и воздушной разведки малоэффективно. Ведь такие работы легко обнаруживаются автоматизированными системами воздушной и космической разведки. И пропадает внезапность маскировочного эффекта.
Так что только высокая скорость создания маскировочного эффекта, комплексное использование разнообразных средств и видов маскировки (в том числе имитации, скрытия объектов, применения новых технологий снижения их заметности), а также средств радиотехнического противодействия различным системам высокоточных средств поражения противника могут обеспечить эффективность маскировки.
К числу подобных средств относятся боеприпасы «помех», выстреливаемые в направлении приближающегося к объекту снаряда, съемные маски-экраны, жидкостные средства «распятнения» объектов и местности, дистанционно управляемые аэрозольные завесы, средства имитации физических полей объектов и др. В частности, аэрозольные завесы обеспечивают достаточно высокую эффективность применения за счёт прежде всего низких затрат на создание маскировочного эффекта, возможности дистанционного управления, механизации и автоматизации процесса постановки.
Но у перечисленных средств есть существенные недостатки. Это их неудовлетворительные маскирующие свойства в инфракрасном (тепловизионном) и радиолокационном диапазонах электромагнитных волн, зависимость от погодных и метеоусловий (непредсказуемость постановки завес по месту и времени при изменении скорости и направления ветра), появление на объекте вторичных демаскирующих признаков.
Для противодействия ВТО противника, наводимому по отраженным в радиолокационном диапазоне сигналам, эффективно применение наклонных масок-экранов (радиорассеивающих и радиопоглощающих инженерных маскировочных комплектов), обладающих радиолокационным поглощением, а также использование радиолокационных уголковых отражателей для искажения конфигурации объектов и рельефа местности. А чтобы снизить «заметность» объектов в инфракрасном диапазоне и противодействовать системам наведения ВТО в этом диапазоне, в дополнение к упомянутым маскам-экранам могут применяться и специальные теплоотражающие покрытия.
Есть также средства «увода» от объектов и подрыва на безопасном от них расстоянии высокоточных боеприпасов (управляемых авиабомб, ракет, в том числе крылатых). Для этого можно использовать выстреливаемые боеприпасы помех, боевые части которых несут комбинированные радиолокационные и тепловые цели-ловушки для средств ВТО.
В интересах защиты критически важных элементов объектов от ВТО с корреляционно-экстремальными системами наведения можно эффективно применять средства направленного изменения физических полей местности и объектов. Отраженные сигналы при этом корректируются управляемым процессом изменения контрастности «распятнения» местности с использованием установок создания пенных покрытий
Имитацию поражения крупных площадных объектов (критически важных элементов) можно осуществить имитационными маскирующими покрытиями (к примеру, пленки, имитирующей проломы в крышах цехов, выбитые оконные проемы и др.), а также пиротехническими средствами имитации пожаров, среди которых мощные аэростатные газовые горелки-распылители горючих веществ.
Таким образом, комплексное применение всех названных средств в сочетании с проведением имитации, скрытия и других видов маскировки позволяет достигнуть желаемого эффекта после каждого цикла воздействия ВТО противника.
Составными элементами системы комплексной маскировки объектов могут быть:
обнаружители, сопровождающие ВТО и средства оповещения;
установки залпового огня боеприпасами помех (ловушек ВТО), начиненными светоотражающими, радиоотражающими, инфракрасными, дымообразующими элементами (составами),
радиопоглощающие и радиорассеивающие универсальные маскировочные покрытия;
Состав системы комплексной маскировки объекта и количество средств каждого её вида, способы их применения в системе «пассивной» защиты (маскировки) зависят не только от возможностей создания необходимого эффекта, но и от конфигурации и геометрических размеров объектов.
С учетом изложенных обстоятельств маскируемые объекты предлагается условно разделить на следующие типы (группы):
«Площадные» объекты с параметрами сторон 200×300 м. Это технологические установки (участки) нефтехимических, электросталеплавильных, литейно-механических производств, поражение которых приведет к нарушению и прекращению производственного цикла.
«Крупные площадные» объекты, размеры которых 400×600 м: энергоблоки АЭС, крупные цеха заводов, химкомбинаты, товарно-сырьевые парки нефтепродуктов. Их разрушение может сопровождаться радиационным загрязнением и химическим заражением местности, сплошными пожарами, значительными потерями населения.
«Крупные линейные» (длинномерные) объекты – протяженностью свыше 1200 м: например, плотины ГЭС, железнодорожные (автомобильные) узлы (мосты) на водных преградах и др.
В общем составе критически важных и требующих «пассивной» защиты (маскировки) объектов в настоящее время составляет:
В зависимости от типов могут применяться и разные системы комплексной маскировки
Как пример можно привести состав средств комплексной маскировки объектов первого типа: автономные «доплеровские обнаружители», сопровождающие низколетящие боевые части ВТО и оповещающие объект о непосредственной угрозе воздушного нападения противника; управляемые аэрозольные генераторы и дымовые шашки для создания помех и искажения физических полей объекта в оптическом (видимом) диапазоне; комплект зеркальных уголковых отражателей для имитации объектов в оптическом диапазоне.
Соответственно, для объектов второго, третьего и четвертого типа потребуется наращивание состава комплексной маскировки с учетом их оборонного и социально-экономического значения.
6. Способы осуществления маскировки. Маскировочные средства.
Способами осуществления маскировки являются:
Скрытие заключается в устранении или ослаблении демаскирующих признаков объектов и их деятельности.
Имитация заключается в сооружении ложных объектов с помощью инженерных, радиоэлектронных, дымовых и других технических средств.
Дезинформация достигается путём распространения ложных сведений с помощью технических средств связи через печать, радиовещание, телевидение.
Маскировочные средства — имущество, техника, боеприпасы и изделия используемые для маскировки объектов. В зависимости от назначения они делятся на средства оптической маскировки, радиолокационной маскировки, светомаскировки, тепловой маскировки, звуковой маскировки, гидроакустической маскировки, дымовые средств, пиротехнические составы, средства для маскировочного окрашивания.
Средства оптической маскировки включают: маскировочные комплекты и маски; макеты и их комплекты. Маскировочные комплекты и маски (табельные) предназначены для скрытия техники, автотранспорта. Их основа — маскировочное покрытие из сетчатой ткани, хлопчатобумажной или синтетической, сети с закреплёнными лентами и кусками ткани (плёнки), окрашенными в три-четыре цвета (для пятнистых фонов) или в один цвет (для пустыни и снега), а также стойки, оттяжки и другие приспособления.
Средства световой маскировки — светомаскировочные устройства для фар, габаритных и сигнальных огней автотранспорта, осветительные комплекты, светильники и фонари с маскировочными насадками для общего и местного освещения; световые знаки и указатели для обозначения путей, переправ, проходов и т. п.; затемняющие шторы, ставни, щиты.
Средства тепловой маскировки включают: приспособления, снижающие температуру нагретых поверхностей (на стационарных объектах — расширительные камеры, устройства для охлаждения продуктов сгорания путём обдува воздухом, орошения водой и т. п.); тепловые экраны из металла, теплоизолирующих материалов, плёнок и других негорючих материалов; специальные красочные покрытия с малым коэффициентом теплоизлучения. Ложные тепловые цели — приспособления из материалов с большой теплоотдачей, нагреваемые электрическим током или сжиганием топлива, имитирующие нагретые элементы действительных объектов.
Средства звуковой маскировки — звуковещательные установки для скрытия звуковых демаскирующих признаков работы предприятия, а также для воспроизведения шумов, имитирующих деятельность (работа двигателей и т. п.). К ним же относятся различные приспособления для снижения силы звуков (глушители, звуковые фильтры и т. п.).
Дымовые средства маскировки — устройства и боеприпасы для создания дымовых завес (дымовые шашки, ручные и винтовочные гранаты, дымовые машины и приборы). Применяются в целях создания маскирующих завес вблизи маскируемых сооружений, ослепления противника, обозначения деятельности ложных объектов.
Пиротехнические средства маскировки — составы и изделия для воспроизведения на ложных объектах световых, звуковых и дымовых признаков стрельбы, взрывов, пожаров, освещения местности и пр. Для этой цели используются специальные пиротехнические патроны и шашки (имитаторы выстрелов, взрывов), взрывчатые вещества, горючие материалы, осветительные и сигнальные ракеты.
К средствам маскировочного окрашивания относятся механизмы, приборы и инструменты для приготовления, нанесения красок и подготовки поверхностей к окрашиванию. Для маскировочного окрашивания применяются готовые масляные краски и эмали, сухие минеральные краски с закрепителями (на масляной, смолистой, водной или битумной основе) и растворителями, местные материалы (грунты, размельченный шлак, уголь, кирпич и пр.).
7. Перечень нормативно-правовых актов Российской Федерации и нормативно-технических документов, регламентирующих организацию и порядок осуществления деятельности в области гражданской обороны и проведению мероприятий по световой и другим видам маскировки.
Федеральный закон от 01.01.2001 «О гражданской обороне»;
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»;
СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»;
СНиП 2.01.53-84 «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства».