Для чего нужны методические рекомендации
Содержание статьи
Определение и цель методических рекомендаций
Методические рекомендации являются разновидностью методической продукции и особым типом структурированной информации, которая определяет порядок, акценты и логику изучения определенной темы, проведения мероприятия или занятия. Такие рекомендации включают в себя раскрытие частных методик, которые выработаны на основании положительного опыта.
Целью методических рекомендаций является использование наиболее эффективных и рациональных вариантов и образцов действий, которые применимы к конкретному мероприятию и виду деятельности. Таким образом, рекомендации такого типа позволяют проводить на должном уровне уроки и внеклассные занятия.
Применение методических рекомендаций
В методических рекомендациях содержится конкретный материал, который касается самого процесса ведения занятий. Благодаря учебной программе можно провести то количество занятий, которой отведено для конкретной темы, так, чтобы она была полностью раскрыта и усвоена учащимися.
Кроме того, методические рекомендации позволяют планировать домашние задания. Некоторые составляют рекомендации так, чтобы они содержали подробные планы проведения уроков. Это большая помощь педагогам, особенно тем, которые только начали работать по своей специальности.
Конечно, методические рекомендации не являются авторитарным документом, отступление от которого является серьезной ошибкой. Процесс воспитания и обучения является творческим, он постоянно изменяется и развивается.
Методические рекомендации позволяют планировать индивидуальные занятия. Их нужно разрабатывать с учетом способностей ученика. Возможно, что знакомство с учащимися побудит педагога составить для каждого из них индивидуальные занятия, в чем как раз помогут методические рекомендации. Поэтому можно сказать, что они являются фундаментом, на котором строится «здание урока». Его «архитектура» должна быть неповторима и индивидуальна, что позволит сделать процесс обучения по-настоящему эффективным. Это, несомненно, скажется на развитии учащихся.
Зачем нужны методические указания по курсовой работе?
Каждая студенческая работа должна соответствовать определенным требованиям, ГОСТам, которые регламентируют процесс оформления, структуру и иные аспекты создания подобных документов.
Каждая студенческая работа должна соответствовать определенным требованиям, ГОСТам, которые регламентируют процесс оформления, структуру и иные аспекты создания подобных документов.
При написании курсовой работы в обязательном порядке учитывают ГОСТ 7.32-201, который устанавливает определенный порядок оформления текста.
Помимо него, существует отдельные условия по оформлению списка использованных источников, ссылок и сносок – ГОСТ Р 7.0.5-2008 и ГОСТ 7.1-2003.
Кроме вышеуказанных стандартов ВУЗы имеют право разрабатывать собственные требования и условия, затрагивающие курсовую работу. К таким документам относят так называемые «Методические рекомендации».
Таким образом, методические рекомендации представляют собой сборник советов, рекомендаций, которых студент должен придерживаться в ходе выполнения курсовой работы.
Этот файл предназначен для того, чтобы упростить жизнь учащегося, разложить все основные моменты по «полочкам» и сделать процесс написания курсовой работы простым и понятным.
Если студент пренебрегает методическими рекомендациями, то выполненная им работа, в конце концов, не соответствует установленным требованиям.
Это значит, что ему придется корректировать и переписывать материал, снова тратить свое время и силы.
Что отражается в методических рекомендациях?
В этом документе освещаются основные моменты по написанию курсовой работы:
После выбора темы и поиска источников информации по ней, студенту необходимо ознакомиться с методическими рекомендациями.
Это позволит определить цель и задачи исследования, составить план проекта, скомпоновать найденные материалы по главам и подпунктам, определить достаточность объема.
Тщательно изучите рекомендации к структуре и оформлению курсовой работы. В этих разделах обычно дается подробное описание: как писать, о чем, как оформлять.
Стандартными разделами курсового проекта являются введение, основная часть, заключение, список использованных источников, приложения.
В каждом из разделов должна быть конкретная информация. Дублирование данных нежелательно.
Во введении студент отмечает тему исследования, указывает и доказывает ее актуальность, ставит цель и определяет задачи, предмет и объект, методологическую базу.
В основной части необходимо рассмотреть теоретические аспекты по теме. Если есть практическая глава, то необходимо продемонстрировать умение переносить полученные знания в жизнь, на практику. Обычно это делается посредством расчетов, аналитики и пр.
В заключении следует указать, что рассмотрено и каким образом была достигнута цель, к каким выводам пришел автор.
Каждый раздел должен сопровождаться умозаключением, выводом, который плавно подведет читателей к следующим подпунктам.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Также в методических рекомендациях указываются требования к оформлению работы:
Особое внимание следует уделить оформлению сносок, ссылок и списку литературы. Важно учесть каждую мелочь, вплоть до запятой и точки. Порой даже неправильно поставленный знак препинания может снизить оценку.
В методических рекомендациях обычно прилагают пример оформления, что облегчает процесс восприятия информации, редактирования документа, подготовки работы к сдаче и защите в целом.
Зачем нужны методические рекомендации?
Таким образом, методические рекомендации призваны сориентировать студента: как писать курсовой проект, как его оформлять.
В этом документе очерчиваются определенные границы «дозволенного» изложения текста.
Обычно в методических рекомендациях указываются требования учебного заведения к работе, а также основные моменты из ГОСТов.
В большинстве случаев изучение и соблюдение условий, изложенных в этом файле, достаточно для правильного написания и оформления курсовой работы.
Более того, студенту не придется постоянно дергать преподавателя, чтобы узнать, как и что писать, оформлять. Ответы на подобные вопросы содержатся в этом документе.
Учтите, в каждом учебном заведении действуют «собственные» методические рекомендации, утвержденные деканатом или ректоратом.
Каждая специальность или направление может иметь различные требования к выполнению курсовых и иных студенческих работ. Уточнять их необходимо у куратора или на кафедре.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Методические рекомендации по составлению и оформлению методических разработок
Методические рекомендации по составлению и оформлению методических разработок
В зависимости от цели, задач, качества и значимости методические разработки могут быть разных уровней и направлений, выполнятся в разных формах: учебное, учебно-методическое и методическое пособие, методическая разработка, методические указания, презентации и др.
Методическая разработка может представлять собой:
разработку конкретного урока ( учебного занятия);
разработку серии уроков ( учебных занятий);
разработку темы программы;
разработку частной (авторской) методики преподавания предмета (дисциплины);
разработку общей методики преподавания предметов (дисциплин);
разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания; методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета;
методические разработки, связанные с новыми учебными специальностями, интегрированными специальностями, разработкой УПД;
разработки, связанные с тематикой самообразования педагогов и т.д.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
определить цель методической разработки;
внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный педагогический опыт по выбранной теме;
составить план и определить структуру методической разработки;
определить направления предстоящей работы.
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.
Методическая разработка должна отвечать следующим требованиям:
Презентация должна отражать:
актуальность выбранной темы;
соответствие содержания презентации теме методической разработки;
соответствие материала современному уровню развития науки и техники;
правильное использование научно-технической, методической и иной терминологии;
иллюстрационный материал презентации;
читаемость и дизайн текста;
цветовое решение презентации;
оптимальность количества слайдов;
эффективность применения анимации.
Презентация прилагается к методической разработке в электронном виде или на бумажном носителе. Презентация распечатывается в виде выдач по 2 слайда на лист формата А4. Необходимо учитывать, что цветное изображение усиливает эффективность восприятия. Презентация выполняется в программах, установленных на компьютерах колледжа.
Требования к структуре и оформлению
Методическая разработка должна содержать следующие структурные элементы:
Методическая разработка начинается с титульного листа, на котором размещаются:
наименование вышестоящей организации;
наименование учреждения образования;
название темы (раздела) (при необходимости);
сведения об авторе (название должности, инициалы и фамилия);
выходные данные (год написания работы).
Наименования вышестоящей организации и учреждения образования приводятся полностью, печатаются строчными буквами (кроме заглавных) жирным шрифтом (размер шрифта 14).
Название разработки печатают прописными буквами жирным шрифтом (размер шрифта 22).
Название дисциплины печатают строчными буквами (кроме заглавной) жирным шрифтом (размер шрифта 18).
Ниже строчными буквами ( с первой прописной) жирным шрифтом приводят название темы (раздела), размер шрифта 18.
При указании сведений об авторе разработки от левого поля приводится слово «Разработал». Справа указывается наименование должности, инициалы и фамилия автора.
Выходные данные приводятся с указанием года написания работы (жирным шрифтом, размер шрифта 14).
На обратной стороне титульного листа указывается цикловая комиссия, на заседании которой рассмотрена работа, приводится рекомендация по ее применению, дата заседания комиссии, номер протокола, подпись председателя комиссии.
Пример оформления титульного листа приведен в приложении А.
В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
В содержании последовательно располагаются заголовки всех элементов методической разработки с указанием номера соответствующей части и номера страницы. Содержание включает также перечень приложений (приложение Б).
Во введении (не более 0,1% от объема разработки) отражается обоснование актуальности темы, определяются области, в рамках которых проводится описание, цель и предполагаемый конечный результат работы.
Основная часть должна быть посвящена решению поставленных во введении задач и полностью раскрывать суть методической разработки.
В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом перед составлением методической разработки; также к заключении можно отразить вопрос перспективной работы (исследования) над данной темой.
В списке использованных источников указываются все учебники и учебные пособия, стандарты и другие издания, ресурсы сети Интернет, которые были использованы при подготовке методической разработки, в алфавитном порядке. Цитаты и данные должны иметь ссылки на источники. В списке использованных источников сведения об источниках печатают с абзацного отступа, нумеруют арабскими цифрами, после номера ставят точку.
Содержание сведений об источниках должно соответствовать примерам согласно приложению В.
Приложения (технологические документы, чертежи, таблицы и т.д.) оформляются на отдельных листах.
Наличие внешней рецензии необходимо для рабочих учебных программ, которые утверждаются директором колледжа. Внешние рецензии выполняются ведущими преподавателями колледжей, специалистами ВУЗов, предприятий соответствующего профиля. Наличие внутренних рецензий необходимо на все другие виды методических разработок в случае их представления на конкурсы, для публикации в периодической печати, т.е. для дальнейшего широкого использования. Данный вид рецензий может выполняться опытными преподавателями колледжа.
Рецензия должна содержать: наименование темы и автора методической разработки; упоминание о количественном объеме текстовой части и о количестве приложений; краткий перечень основных вопросов, изложенных в методразработке; обязательную характеристику метод разработки с точки зрения ее актуальности; перечень положительных сторон метод разработки и ее основных недостатков, оценка реальной значимости метод разработки; вывод о новаторстве выполненной работы и возможности применения ее в учебном процессе для преподавателей или учащихся; должность и место работы рецензента, его подпись.
Рецензия прилагается к методической разработке.
2.2. Общие правила оформления
При наличии опечаток, описок и графических неточностей, обнаруженных в процессе выполнения работы, допускаются исправления, но не более 2-х на 1листе.
Повреждение листов работы, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста не допускаются.
Текст разработки при необходимости разделяют на главы, пункты, подпункты и абзацы.
Главы нумеруются арабскими цифрами, после которых точка не ставится и записываются с абзацного отступа.
Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и записываются с абзацного отступа.
Подпункты нумеруются арабскими цифрами и записываются с абзацного отступа. Номер подпункта включает номер пункта и номер подпункта, после которых ставятся точки. Нумерация пунктов должна быть сквозной для всей работы.
Абзацы не нумеруются.
Если глава состоит из одного пункта, он также нумеруется.
«СОДЕРЖА НИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» не имеют номеров.
Главы должны иметь заголовки, которые должны четко и кратко отражать их содержание. Пункты и подпункты могут иметь заголовки при необходимости. Заголовок печатается с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, то они разделяются точкой. В заголовках не допускается перенос слов на следующую строку, применение римских цифр, математических знаков и греческих букв.
Расстояние между заголовками и текстом должно иметь полуторный компьютерный интервал.
Две строчки заголовка отделяются друг от друга расстоянием точно 14 пт.
Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.
Перед каждой позицией перечисления, выделенной абзацным отступом, дефис и никакой другой знак не ставится. Абзацный отступ используют только в первой строке, вторую строку приводят без абзацного отступа. После перечисления, кроме последнего, ставится точка с запятой.
Каждый раздел работы рекомендуется начинать с нового листа.
Страницы работы нумеруются арабскими цифрами без каких-либо знаков препинания. Номера страниц проставляются по центру верхнего поля. Титульный лист включается в общую нумерацию. На титульном листе номер не ставится.
Нумерация листов работы и приложений, входящих в нее, должна быть сквозная.
При изложении обязательных требований в тексте должны применяться слова «должен», «следует», «необходимо», «требуется, чтобы», «разрешается только», «не допускается», «запрещается», «не следует». При изложении других положений следует применять слова – «могут быть», «как правило», «при необходимости», «может быть», «в случае» и т.д.
В методической разработке должны применяться термины и определения, установленные действующими стандартами специальности и терминологическими словарями.
В тексте не допускается:
применять обороты разговорной речи;
применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском(белорусском) языке;
применять произвольные словообразования;
применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской (белорусской) орфографии.
В разработке допускаются ссылки на стандарты и другие документы при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в пользовании документом.
Ссылки следует давать на документ в целом или на его разделы и приложения.
Ссылки на подразделы, пункты, подпункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, пунктов, таблиц и иллюстраций данного документа.
Ссылки в тексте на использованные источники даются в соответствии с номером в списке источников. Ссылка оформляется следующим образом: после использования источника ставится квадратная скобка, указывается порядковый номер источника и через запятую буква «с» и номер страницы источника, на которую делается ссылка, после чего опять ставится квадратная скобка, например [8, с.25]. Если нужно сделать ссылку на несколько источников без обозначения страниц, то разделителем между ними будет служить точка с запятой, например [6; 8; 12; 15]. Если ссылка делается на несколько источников с обозначением страниц, то ссылка будет выглядеть следующим образом: [5, с.68; 12, с.24].
При ссылке на стандарты указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии записи обозначения с годом утверждения в Списке использованных источников.
2.2.2. Оформление иллюстраций и приложений
Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту разработки (возможно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце его.
Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1».
Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.
Например – Рисунок А.3.
Допускается нумерация иллюстраций в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например – Рисунок 1.1.
При ссылках на иллюстрацию следует писать «в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.
Материал, дополняющий текст методической разработки, допускается помещать в приложение.
Приложение оформляют как продолжение работы на последующих ее листах.
В тексте разработки на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.
В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.
Если в разработке имеется одно приложение, оно обозначается так: «Приложение А». Приложения должны иметь общую с остальной частью разработки нумерацию страниц. Все приложения должны быть перечислены в содержании документа с указанием их номеров и заголовков.
Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в разработке, то эти данные следует обозначать надстрочными знаками сноски.
Сноски в тексте располагаются с абзацного отступа после текста внизу страницы, на которой они обозначены, и отделяют от текста горизонтальной линией, длина которой равна 15 знакам печатающего устройства.
Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения.
Знак сноски выполняется арабскими цифрами на уровне верхнего обреза шрифта.
Пример «…печатающее устройство 2 …»
Нумерация сносок отдельная для каждой страницы.
Если сносок мало допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками. Применять более четырех звездочек не рекомендуется.
2.2.4. Построение таблиц
Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы при его наличии должно быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей. При переносе части таблицы на другие страницы название помещают только над первой частью таблицы.
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц.
Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в документе одна таблица, она должны быть обозначена «Таблица 1».
Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и таблицы, разделенных точкой. При ссылке в тексте документа на таблицу, следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.
Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.
Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.
Если строки или графы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть над другой или рядом, при этом в каждой части повторяют ее головку и боковик. При делении таблицы на части допускается ее головку или боковик заменять соответственно номером граф или строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и строки первой части таблицы. Слово «таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы в соответствии с рисунком 2.
Приложение 4. Требования, предъявляемые к методическим рекомендациям
к приказу Минздравмедпрома РФ
от 27 сентября 1994 г. N 192
Требования,
предъявляемые к методическим рекомендациям
Методические рекомендации содержат описание рекомендуемых, но не обязательных для всеобщего применения новых или модифицированных известных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний.
Методические рекомендации являются одной из форм внедрения достижений медицинской науки в практику. Они должны быть посвящены решению крупных, проблемных вопросов здравоохранения и содержать изложение новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, проведения санитарно-профилактических мероприятий и организаций медицинской помощи населению, обеспечивающих высокий лечебно-профилактический, экономический и социальный эффект, достаточно обоснованные научно-исследовательскими материалами (экспериментальными, клинико-статистическими и др.), имеющих значительное преимущество по сравнению с существующими.
1. Методические рекомендации отклоняются в процессе рассмотрения в случаях:
— отсутствия признаков новизны или принципиальных отличий от ранее изданных документов по аналогичной тематике;
— ограниченности масштабов применения метода из-за его сложности, уникальности используемой аппаратуры и т.д.;
— если рекомендуемый метод предусматривает использование новых изделий медицинской техники, вакцин; сывороток, лекарственных средств или повышенных дозировок известных препаратов, не допущенных к применению в установленном порядке
— если рекомендуемый метод содержит приспособления, приставки, самодельные приборы, не разрешенные к применению Комитетом по новой медицинской технике или не выпускаемые промышленностью серийно, т.е. при отсутствии материально-технической базы.
II. В случае ограниченности масштаба применения метода из-за его сложности, уникальности используемого оборудования, применения дефицитных, импортных препаратов и реактивов методические рекомендации могут быть изданы небольшим тиражом только для научных учреждений.
III. Литературные материалы, не отвечающие критериям новизны, но содержащие обзоры современных научных представлений по проблеме, систематизацию и обобщенное описание известных методов профилактики, диагностики и лечения, следует рассматривать не как методические и нормативные документы, а как учебные или учебно-методические пособия для врачей и относить их к разряду информационной и научно-педагогической литературы. Такие материалы на утверждение в министерство не представляются и издаются разработавшими их учреждениями в соответствии с утвержденными для их издания положениями.
IV. Методические рекомендации должны иметь следующую структуру:
— краткая аннотация, содержит характеристику рекомендаций и сведений о том, для кого они предназначены;
— введение определяет сущность нового метода, область и место его применения в системе профилактики, диагностики и лечения, его преимущества перед существующими методами, а также уровень практических учреждений, в которых рекомендуется осуществить реализацию данного предложения;
— подробное описание метода (при необходимости даются четкие рисунки, таблицы, графики, облегчающие практическое использование рекомендаций);
— необходимое оборудование и реактивы (с указанием марки и завода-изготовителя);
— ожидаемый эффект от внедрения;
— показания и противопоказания к использованию рекомендуемого метода;
— основное содержание методических рекомендаций должно быть изложено кратко, без обзора литературных данных и ссылок на авторов, без подробного описания собственных наблюдений авторов.
Объем издания, как правило, не должен превышать 1 печатного листа.
Заместитель начальника управления
научных исследований
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.