Для чего нужны международные организации и союзы
Для чего нужны международные организации и союзы
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2009 № 1190-р на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в пределах полномочий в установленной сфере деятельности возложены функции по обеспечению участия Российской Федерации в деятельности:
Росреестр принимает активное участие в деятельности ряда других международных организаций.
Международная федерация геодезистов (МФГ)
International Federation of Surveyors (FIG)
Международная федерация геодезистов (МФГ) является международной неправительственной организацией, цель создания которой – поддержка международного сотрудничества для прогрессивного развития геодезии во всех областях ее применения путем обмена научно-техническим опытом, идеями и достигнутыми результатами.
МФГ основана в 1878 году в Париже на первом Международном конгрессе геодезистов и представляет собой федерацию национальных геодезических ассоциаций различных стран мира. МФГ является единственной международной организацией, охватывающей все области применения геодезии.
С 1926 года деятельность МФГ осуществляется на регулярной основе в соответствии с утвержденными планами работ. Организация имеет долговременный стратегический план действий, а также текущие планы работ, которые регулярно составляются и обсуждаются. В текущие планы работы включаются, в основном, проблемы, связанные с участием геодезистов в решении социальных, экономических и технологических вопросов, а также вопросов, связанных с изучением изменений окружающей среды и с потребностями ряда стран, находящихся на стадии перехода к новой экономике.
С 1977 года членом организации являлось Федеральное агентство геодезии и картографии. С 2009 года интересы Российской Федерации представляет Росреестр как правопреемник Федерального агентства геодезии и картографии (распоряжение Правительства Российской Федерации
от 19.08.2009 № 1190-р).
Работа Международной федерации геодезистов осуществляется в рамках технических комиссий и специальных рабочих групп:
Комиссии подготавливают и проводят в жизнь программы международных конгрессов МФГ, которые проводятся раз в четыре года, и ежегодных рабочих недель, проводимых между конгрессами.
В работе конгрессов и в большинстве значительных мероприятий, проводимых МФГ, приняли участие более 100 тысяч представителей различных стран со всех континентов. Научно-техническая программа конгресса, которая является кульминацией четырехлетней работы каждой из комиссий, дополняется большой международной выставкой.
На рабочих неделях комиссии разрабатывают свои рабочие программы, а также региональные программы действий МФГ.
Обязанности и планы работы комиссий утверждаются Генеральной Ассамблеей в ходе конгресса МФГ.
Работы каждой комиссии возглавляет Председатель – избирается на четырехлетний срок полномочиями Генеральной Ассамблеи на конгрессе. Ему помогают заместители председателя комиссии, которые также назначаются Генеральной Ассамблеей. Председатель избирается Генеральной Ассамблеей на два года на конгрессе. Председатель комиссии также помогает заместителю председателя администрации, который отвечает за управление комиссии. Каждая комиссия устанавливает не менее трех рабочих групп по специальным темам.
Все члены объединения имеют право выдвигать национального делегата на каждую из десяти комиссий. Филиалы и академические члены имеют право выдвигать корреспондента в каждую комиссию.
Международная картографическая ассоциация (МКА)
(International Cartographic Association (ICA))
Международная картографическая ассоциация – является неправительственной организацией, основные задачи которой заключаются в: инициировании и координации картографических исследований на основе международного сотрудничества, разработке фундаментальных картографических произведений, разработке новых технологий создания и обновления цифровых топографических карт, развитии обмена информацией и документацией, развитии профессионального образования и распространении знаний в области картографии.
МКА основана в 1961 году в Париже на первой Международной картографической конференции и 20 января 2000 года зарегистрирована в качестве некоммерческой организации в национальном реестре организаций Швеции.
МКА объединяет национальные объединения, ассоциации, комитеты, союзы и т.п., которые осуществляют картографическую деятельность и оказывают содействие исследованиям и развитию различных аспектов картографии.
Административными органами МКА являются: Генеральная ассамблея, Исполнительный комитет, Бюро секретаря – казначей и секретариат, Комиссии и рабочие группы.
Генеральная ассамблея определяет общую программу деятельности МКА и собирается раз в четыре года. В особых случаях и с согласия Исполнительного комитета президент ассоциации может созвать внеочередную Генеральную ассамблею. Генеральные ассамблеи собираются одновременно с картографической конференцией. Исполнительный комитет обеспечивает общее функционирование МКА и представляет ее во всех случаях.
Научная деятельность Международной картографической ассоциации осуществляется через работу комиссий:
В период с 1971 года по 2009 год интересы Российской Федерации в ассоциации представляло Федеральное агентство геодезии и картографии. С 2009 года – Росреестр (национальный член).
Международная некоммерческая ассоциация «Еврогеографика» (EuroGeographics)
Ассоциация «Еврогеографика» является объединением национальных служб стран Европы в сфере картографии, кадастра и регистрации земли.
Ассоциация «Еврогеографика» зарегистрирована по бельгийскому законодательству в качестве некоммерческой организации, штаб-квартира расположена в Брюсселе (Бельгия).
Заседания Генеральной ассамблеи ассоциации «Еврогеографика», участниками которой являются руководители национальных стран Европы, проводятся ежегодно. Решение о месте и времени проведения Генеральной ассамблеи принимаются руководителями национальных служб.
В соответствии с Уставом ассоциация «Еврогеографика» состоит из действительных и ассоциированных членов. Любая национальная служба, имеющая надлежащую правоспособность по законам её страны, признающая устав и оплачивающая ежегодные членские взносы может стать действительным членом ассоциации «Еврогеографика».
| Проекты международной некоммерческой ассоциации «Еврогеографика»
Ключевым проектом, связанным со всеми остальными направлениями деятельности Ассоциации, является построение Европейской картографической структуры (European Location Framework). Этот проект – продолжение проекта «Европейская ИПД» (ESDIN), в ходе которого была создана основа для взаимодействия и функциональной совместимости трансграничной и общеевропейской базы пространственных данных.
Европейская картографическая структура (E.L.F.) включает в себя:
— требования (спецификации, стандарты) для геопространственных данных;
— сервисы по обеспечению функциональной совместимости трансграничных и общеевропейских пространственных данных.
Сервисы включают оценку качества, обобщение, сочетаемость, трансформацию, безопасность и доступность (для обзора и скачивания) данных.
Данный проект финансируется Европейской комиссией и реализуется в целях исполнения директивы Европейского союза по созданию инфраструктуры пространственных данных (INSPIRE).
Проекты развития, направленные на развитие и апробацию процессов и услуг. Эти проекты могут финансироваться Европейской комиссией или быть самостоятельными (например, завершенный проект «Европейская ИПД»).
Проекты реализации и поддержки, направленные на предоставление услуг или создание продуктов. Эти проекты, в основном финансируются самостоятельно.
К последней категории относятся следующие проекты:
Государственные границы Европы (State Boundaries of Europe): концепция и долгосрочная цель данного проекта заключаются в формировании многоцелевого набора данных по государственным границам Европы, как «исчерпывающего» описания национальных границ европейских стран. Краткосрочная цель проекта заключается в построении набора данных по государственным границам, который создаст единый подход к обработке государственных границ на уровне исходных данных (крупный масштаб), так и на региональном и глобальном уровнях.
Европейские наименования географических объектов (EuroGeoNames): формирование базы данных географических названий, создаваемых и используемых картографическими и кадастровыми службами Европы. На данный момент к проекту присоединились 17 стран.
| Завершенные проекты
Европейская карта границ (EuroBoundaryMap): интегрированная база географических данных в масштабе 1:100 000, охватывающая территории 41 страны. Она содержит геометрию, названия и коды административных и статистических объектов, информация о которых непрерывно обновляется членами ассоциации.
Европейская региональная карта (EuroRegionalMap) : многофункциональная база топографических данных в масштабе 1:250 000, охватывающая территории 35 стран.
Европейская глобальная карта (EuroGlobalMap): топографические данные в масштабе 1:1 миллиону, охватывающая 45 стран и территорий в Европейском регионе. В настоящее время доступен открытый доступ к ресурсу.
Европейская ИПД (ESDIN) : инфраструктура пространственных данных, созданная в 2011 году во исполнение и на основе спецификаций INSPIRE.
Спецификации справочной информации для Европы (Reference Information Specifications for Europe): проект, предусматривающий разработку руководящих документов для создания спецификаций по применению геопространственных данных.
Сервисы для данных об административных границах (Administrative Boundary Data Services): проект предназначен для стран Центральной и Восточной Европы, включает подготовку и частичное применение сервисов онлайн получения данных об административных границах.
Европейская инфраструктура пространственных метаданных (European Spatial Metadata Infrastructure): проект, имеющий своей целью создание единого доступа к связанным интернет-сервисам, которые описывают географическую информацию, тем самым давай пользователям доступ к большому количеству информации о географических данных.
EuroDEM (цифровая модель высотных отметок рельефа) – цифровая база топографических измерений земного рельефа, охватывающая территории 38 стран.
Опорные системы координат (Coordinate Reference Systems): информационная система, созданная по инициативе ассоциации «Еврогеографика», Подкомиссии по Европейским сетям и Федерального агентства геодезии и картографии Германии, которая содержит информацию по описанию и трансформации параметров между национальными опорными системами координат и европейской опорной системой координат ETRS89.
ЕвроГеоИнфо – интернет-сайт, предназначенный для демонстрации национальных инфраструктур пространственных данных, продуктов и услуг, предоставляемых членами Ассоциации. www.eurogeoinfo.eu также предоставляет сервис для поиска географической информации различного уровня.
Помимо перечисленных выше проектов ассоциация имеет отдельное направление деятельности в сфере регистрации прав и ведения кадастра.
В рамках этого направления функционирует «Сеть обмена опытом и информацией» – проект, целью которого является организация общения экспертов национальных кадастровых и картографических служб для обмена успешным опытом и обсуждения проблем, возникающих в деятельности этих служб.
Международное общество фотограмметрии и дистанционного зондирования (МОФДЗ)
International Society for Photogrammetry and Remote Sensing (ISPRS)
(EuroGeographics)
Международное общество фотограмметрии и дистанционного зондирования (МОФДЗ) – международная неправительственная организация, цель которой заключается в развитии международного сотрудничества для совершенствования фотограмметрии и дистанционной регистрации, а также их применения.
В 1910 году под руководством своего первого президента Эдуарда Долезала (Австрия) было создано Международное общество фотограмметрии. На протяжении 70 лет оно функционировало под этим названием, в 1980 году общество изменило свое название на Международное общество фотограмметрии и дистанционного зондирования.
МОФДЗ сотрудничает с другими международными институтами и организациями, занимающимися фотограмметрией, дистанционной регистрацией, анализом изображений, системами пространственной информации, топографической съемкой, геодезией, картографией и иными прикладными дисциплинами.
Административными органами МОФДЗ являются: Конгресс, Генеральная ассамблея, Совет, Финансовая комиссия, Технические комиссии и Комитет Поддерживающих членов.
Конгресс МОФДЗ созывается каждые 4 года.
Генеральная ассамблея является верховным органом и определяет общую политику Общества. Генеральная ассамблея созывается для проведения одного или нескольких собраний в ходе работы каждого Конгресса.
Совет состоит из 6-ти человек (президент, директор Конгресса, первый вице-президент, второй вице-президент, генеральный секретарь, казначей) и реализует общую политику Общества в периоды между собраниями Генеральной ассамблеи. В каждом календарном году обычно проводится хотя бы одно собрание Совета.
| Технические комиссии и рабочие группы 2012-2016 гг.
Научная деятельность МОФДЗ разделена на восемь областей, представляющих особый интерес, и каждая из этих областей поручена одной из Технических комиссий, в рамках которых проходят Заседания Конгресса:
Постоянные члены несут ответственность за комиссии и представляют предложения для проведения комиссии и избираются Генеральной Ассамблеей на конгрессе. Технические комиссии организовывают рабочие группы, и каждая комиссия организует симпозиум между съездами. Кульминацией работы технической комиссии является отбор документов, которые представляются на Конгрессе, который организовывается один раз в четыре года.
Во время работы конгрессов и симпозиумов проводятся коммерческие выставки технических средств и технологий.
Европейская Экономическая Комиссия ООН (ЕЭК ООН)
United Nations Economic Commission for Europe (UNECE)
В настоящее время ЕЭК ООН сосредоточивает свои усилия на строительстве экономической и социальной Европы завтрашнего дня. Многочисленные мероприятия ЕЭК ООН в области транспорта, окружающей среды, статистики, энергетики, торговли, экономического сотрудничества и интеграции, а также технического содействия позволяют ей решать большинство задач XXI века.
ЕЭК ООН служит для правительств региональным форумом для разработки конвенций, норм и стандартов с целью гармонизации действий и облегчения обмена мнениями между государствами-членами. Выполняя эту функцию, ЕЭК ООН обеспечивает гарантии безопасности и качества потребителям, помогает охранять окружающую среду, упрощает процедуры торговли, а также способствует более тесному единению государств-членов внутри региона и их более полной интеграции в мировую экономику.
Членами Европейской Экономической Комиссии ООН являются 56 государств.
К основным сферам деятельности ЕЭК ООН относятся: окружающая среда, транспорт, статистика, устойчивая энергетика, торговля, лесоматериалы и леса, жилье и землепользование, народонаселение и экономическое сотрудничество, интеграция.
Организационная структура ЕЭК ООН:
− Экономическая комиссия ООН для Европы
− Комитет по экологической политике
− Комитет по наземному транспорту
− Конференция европейских статистов
− Комитет по устойчивой энергетике
− Комитет по торговле
− Комитет по лесным ресурсам
− Комитет по жилищному хозяйству и землепользованию
− Комитет по экономическому сотрудничеству и интеграции
Росреестр принимает активное участие в работе Комитета по жилищному хозяйству и землепользованию ЕЭК ООН и его Рабочей группы по управлению земельными ресурсами.
Международная организация по стандартам (ИСО), Технический комитет 211 (геоматика)
International Organization for Standardization (ISO), Technical Committee 211 (Geomatics)
Международная организация по стандартам создана в 1946 году двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически работа ее началась с 1947 года.
Международная организация по стандартам является неправительственной организацией, формирующей и поддерживающей связи между государственными и частными секторами. Международная организация по стандартам является самым большим в мире разработчиком и издателем международных стандартов.
Организация объединяет национальные государственные, общественные и частные организации, занимающиеся разработкой стандартов из 163 стран мира, что позволяет принимать согласованные решения по разработке и внедрению единых стандартов в большинстве стран мира.
Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве члена организации. Всего в составе организации более 80 комитетов – членов. Кроме комитетов – членов членство в организации может иметь статус членов – корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств.
Росреестр участвует в работе технического комитета 211 (географическая информация/геоматика) Международной организации по стандартам по согласованию с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Группа экспертов ООН по географическим названиям (ГЭГНООН)
United Nations Group of Experts on Geographical Names (UNGEGN)
Группа экспертов ООН по географическим названиям учреждена в 60-х годах 20-го века для содействия национальной стандартизации географических названий и извлечения национальных и международных выгод от такой стандартизации.
В периоды между конференциями ООН по стандартизации географических названий, которые проводятся раз в пять лет, Группа экспертов ООН проводит собственные сессии и осуществляет свою деятельность в рамках своих рабочих групп и лингвистических географических отделов.
Группа экспертов ООН по географическим названиям способствует развитию и распространению принципов политики и методов решения проблем последовательности в использовании географических названий. Она поощряет сбор данных о местных названиях, а также их хранение, утверждение, распространение, и при необходимости, последовательный перевод на латинский алфавит (латинизацию). Группа экспертов ООН по географическим названиям также является форумом для диалога между государствами – членами ООН и обеспечивает связь с международными организациями.
Российскую Федерацию в Группе экспертов ООН по географическим названиям представляют Министерство иностранных дел и Росреестр.
В периоды между конференциями ООН по стандартизации географических названий, которые проводятся раз в пять лет, Группа экспертов ООН осуществляет свою деятельность в рамках своих рабочих групп и лингвистических географических отделов:
— Отдел Восточной Европы, Северной и Средней Азии Группы экспертов ООН по географическим названиям;
— Балтийский отдел Группы экспертов ООН по географическим названиям.
В связи с упразднением конференций ООН по стандартизации географических названий, Группа экспертов ООН осуществляет свою деятельность в рамках 50 рабочих групп и лингвистических географических отделов, из которых Российская Федерация входит в Отдел Восточной Европы, Северной и Средней Азии Группы экспертов ООН по географическим названиям и Балтийский отдел Группы экспертов ООН по географическим названиям.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
По правовому статусу различают международные организации межправительственные (межгосударственные) и международные организации неправительственные.
Права и обязанности международной организации производны от прав и обязанностей государств-членов. Права и обязанности любой организации в общей форме закреплены в её учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Государства вправе запретить организации предпринять те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия. Например статья 3 Устава МАГАТЭ запрещает агентству при выполнении своих функций, связанных с предоставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими, экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с положениями Устава этой организации.
Одновременно международная организация имеет самостоятельные международные права и обязанности, т. е. обладает автономной волей, отличной от воль государств-членов. В пределах своей компетенции любая организация вправе самостоятельно избирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами-членами. В этом случае государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли организация реализует свою автономную волю.
Для того чтобы выполнить свою активную роль, международная организация наделена особой правосубъектностью, которая включает правоспособность (т. е. способность иметь права и обязанности), дееспособность (т. е. способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности), способность участвовать в процессе международного правотворчества, способность нести юридическую ответственность за свои действия.
Краткие сведения о любой неправительственной организации можно найти в книге «Yearbook of International Organizations», ежегодно издаваемой в Брюсселе Международной ассоциацией неправительственных организаций.
Тема 7. Институциональное устройство мировой экономики
Цель – рассмотреть институциональное устройство и основные институты мировой экономики.
Задачи:
Оглавление
7.1. Общие понятия об институциональной структуре и основных институтах мировой экономики
В широком смысле слова институт – это та или иная форма общественного устройства с его писаными и неписаными законами (нормами права и обычаями, формальными и неформальными правилами) и с соответствующими учреждениями и организациями. В узком смысле институт – это, во-первых, совокупность норм права в какой-либо области общественных отношений, во-вторых, обозначение того или иного типа организации, и, в-третьих, наименование некоторых вузов, проектных и научно-исследовательских учреждений.
В рамках мировой экономики выделяют следующие основные институты: институты национальных экономик, международные институты мировой экономики, международные корпорации и их объединения, выделяемые в особый институт, поскольку являются наиболее могущественной и влиятельной силой в современной мировой экономике. Рассмотрим более подробно особенности и специфику вышеперечисленных образований.
К институтам национальной экономики относятся государственные институты, частные и прочие институты (например, смешанные (полугосударственные) предприятия и их объединения, муниципальные предприятия). Государственные институты национальной экономики – это, прежде всего, национальные законодательные, исполнительные, судебные системы с соответствующими государственными органами власти, учреждениями и предприятиями, посредством которых обеспечивается проведение экономической политики, в том числе регулирование ВЭД. Частные институты национальных экономик представляют собой системы национальных формальных и неформальных организаций частного бизнеса, посредством которых осуществляется разнообразная экономическая деятельность, в том числе ВЭД.
Выделим характерные особенности МИМЭ. Во-первых, международные институты мировой экономики базируются на нормах, принципах, обычаях международного права и международных договорах. Во-вторых, международные правовые акты имеют приоритет перед национальными нормами регулирования в той правовой сфере, в которой у данного государства заключены соответствующие международные соглашения.
Говоря об особенностях МИМЭ, необходимо знать основные принципы, на которых базируется современный международный экономический порядок:
Среди вышеперечисленных принципов два наиболее важных – это режим наибольшего благоприятствования (режим наиболее благоприятствуемой нации) и национальный режим. Режим наибольшего благоприятствования (в частности по отношению к торговле товарами) означает, что любое преимущество в торговле товарами, предоставляемое одной из стран, автоматически распространяется на остальные страны. Принцип национального режима (по отношению к торговле товарами) означает, что импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.
7.2. Роль государства в мировой экономике и ее эволюция
В целом можно выделить несколько взаимосвязанных целей, стоящих перед государством:
Вышеперечисленные (и иные) цели государства можно выстроить в виде иерархии целей (дерева целей), своеобразной логически-последовательной цепочки, в которой каждое последующее звено является более узкой целью по отношению к предыдущей и к исходной (главной) цели государства. Тем не менее, надо заметить, что у каждой страны существует своя стратегия развития, свои приоритеты и национальные интересы и, соответственно, цепочка целей будет своя.
Для достижения своих целей государство располагает тремя основными экономическими функциями: ограничительной, координирующей, регулирующей.
Ограничительная функция государства в экономике предполагает, что индивидуальная свобода граждан ограничивается верховной властью с целью предотвращения произвола сильных над слабыми, формирует определенную институциональную структуру экономики: правила и нормы экономического поведения, хозяйственное законодательство.
Координирующая функция государства в экономике предназначена для улаживания конфликтов между хозяйствующими субъектами, между представителями различных социальных слоев, имеющих неравное отношение к собственности на средства производства и его результаты; а также защиты конкуренции, проведения антимонопольной политики.
Регулирующая функция государства в экономике предполагает принятие и осуществление различных программ регулирования, стратегий развития экономики и выработку приоритетов экономической политики; регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль за сбалансированностью государственного бюджета; государственное предпринимательство.
Характерно, что регулирующая функция государства в экономике далеко не одинакова и равнозначна не только в разных странах, но и в отдельно взятой стране в разные периоды ее развития. Кроме того, регулирующая функция различается по масштабам, формам и методам воздействия государства на экономику, по готовности общества поддерживать такое вмешательство. При этом интересно, что она не сводится лишь к руководству государственным сектором экономики.
Так, сокращение государственного сектора в экономике не обязательно означает ослабление экономической роли государства, хотя ослабление его предпринимательской функции в этой связи, конечно, очевидно. Сокращение госсектора может сопровождаться усилением, расширением выполняемых государством экономических функций.
Изменение роли государства и приоритетов, стоящих перед государством, можно наблюдать не только в территориальном, но и во временном разрезе. Вопрос о роли государства в экономике – один из самых «старых» и спорных в экономической науке: от идеи о почти полном устранении государства из экономической жизни в концепциях ортодоксального либерализма до наделения его широчайшим набором хозяйственных и контрольных функций в теориях смешанной и плановой экономики. Хотя в настоящее время этот вопрос все чаще рассматривается в контексте главной особенности современного этапа эволюции роли государства – постепенного перехода от политики «социального государства» к политике «эффективного государства», мы рассмотрим и иные взгляды на роль государства в обществе.
Так, на протяжении всего исторического развития эволюция роли государства как социального института выглядит следующим образом:
Дадим краткую характеристику вышеперечисленных этапов развития взглядов на роль государства.
Концепция государства как института политической власти была характерна для раннего и среднего этапов развития государств, скажем, до середины XVIII в. В то время государство, прежде всего, выполняло политические функции, являясь оплотом поддержания единства власти в стране. При этом весьма явственно государство защищало внешние границы и вело захватническую политику.
Второй этап в изменении представлений о государстве начинается с середины – конца XVIII в. В частности, концепция государства как «ночного сторожа» была выдвинута Адамом Смитом в трактате «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). В силу действия в экономике принципа «невидимой руки» и эффективности работы данного механизма, по мнению А.Смита и других представителей классической школы, государство напрямую не должно вмешиваться в экономическую сферу. Роль государства ограничивается поддержанием условий конкуренции на рынке, созданием правил игры, законодательной базы и т.д.
Третий этап в развитии взглядов на государство связан с именем Джона Мейнарда Кейнса (30-е гг. ХХ в.), который подверг резкой критике взгляды классиков. Кроме того, и на практике политика невмешательства государства в экономику доказала свою несостоятельность (достаточно вспомнить Великую Депрессию 1929 г.). Для вывода экономики из кризиса использовались следующие кейнсианские методы: активная бюджетная политика, рост госрасходов антициклическая политика, протекционизм во внешней торговле. Усиление роли государства в 30-е гг. характерно практически для всех государств (как для демократических США, так и для фашистских Германии и Италии). Интересно, что усиление роли государства в странах Запада хронологически совпало с периодом наиболее успешного функционирования советской модели экономики, в которой государство абсолютно доминировало.
Рассмотрим ключевые понятия «эффективного государства». Государство в силу колоссальных, неимоверно раздутых расходов, повлекших увеличение дефицита государственного бюджета, должно существенно сократить круг своих обязанностей, переложив решение ряда задач на других хозяйствующих субъектов. В конечном счете, государство должно выступать не как источник экономического роста, а как катализатор, партнер и помощник. В этом и состоит принцип эффективности – увеличение отдачи от государства.
Таким образом, основные принципы политики «эффективного государства» сводятся к следующему:
Понятие «эффективности» очень сложно и многопланово. При определении эффективности государственного регулирования экономики следует:
во-первых, рассматривать степень соответствия полученного результата поставленной социально-экономической цели;
во-вторых, сравнивать результаты с затратами на их достижение, т.е. учитывать фактор экономической эффективности (причем как макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях);
в-третьих, учитывать фактор социальной эффективности, поскольку при принятии решений в области экономической политики неизбежно возникает проблема выбора между экономической эффективностью и социальной справедливостью;
в-четвертых, учитывать фактор адаптационной эффективности, обусловленный возникновением и увеличением разрыва между сложностью и новизной задач, с одной стороны, и формами, методами, приемами регулирования, наработанными в прошлом, с другой. Адаптационная эффективность – это (в узком смысле) реакция на происходящие в экономике события и изменения; а также (в широком смысле) – активное воздействие в направлении упреждения возникающих проблем.
Таким образом, мы должны оценить эффективность государственного регулирования с различных точек зрения, принимая во внимание всевозможные аспекты, в первую очередь, жизненно важные для экономики страны в конкретный период времени.
Существует несколько показателей, использующихся для измерения эффективности «работы» государства как на макро-, так и на микроуровнях.
Основные индикаторы макроуровня – это экономический рост и его качество; приток, отток и структура инвестиций; «пороговые» значения национальной экономической безопасности; место страны в различных мировых рейтингах (международной конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности, степени экономической свободы и т.д.).
Влияние государства на экономику во многом проявляется в степени огосударствления экономики, которая определяется в соответствии со следующими макроэкономическими параметрами/индикаторами:
В целом, в конце ХХ – начале ХХ I веков мы можем говорить о зарождении новой тенденции в развитии большинства государств – деэтатизации. Деэтатизация предполагает делегирование государством ряда своих полномочий различным структурам и институтам, например, частному бизнесу (приватизация, дерегулирование, социальные инвестиции), местным властям (муниципальным органам власти), наднациональным организациям, другим международным организациям, неформальным общественным организациям. Эти процессы наблюдаются во всех группах стран – развитых, развивающихся, странах с трансформирующейся экономикой. Значение деэтатизации велико, так как она способствует повышению эффективности функционирования государства в обществе.
Тем не менее, нас не может не беспокоить один вопрос. Сохраняет ли государство на современном этапе свою ведущую роль в регулировании МЭО или нет? С правовой точки зрения ответ будет положительным, так как государство как первичный субъект международного права, не может не занимать центральное место в регулировании МЭО, обладая экономическим суверенитетом. В то же время государству приходится приводить свое законодательство в соответствие с нормами тех международных организаций, членом которых оно является. Таким образом, в целом государство сохраняет ведущие позиции в регулировании МЭО, тем не менее, заметно усиливается значение межгосударственного регулирования (посредством межправительственных организаций).
7.3. Международные экономические организации
На современном этапе международные организации (в частности международные экономические организации) выступают одним из ведущих институтов мировой экономики. При этом их значение и роль в регулировании и координации международных экономических отношений постоянно усиливается.
Можно выделить следующие критерии классификации международных организаций:
Остановимся более подробно на особенностях международных межправительственных и международных неправительственных организаций.
Международная межправительственная (межгосударственная) организация (ММПО) представляет собой созданную на основе многостороннего международного соглашения постоянное объединение государств в целях содействия решению международных проблем и развитию широкого равноправного сотрудничества между государствами в соответствии с принципами и нормами международного права. Первая ММПО – Постоянная комиссия по судоходству на Рейне была создана еще в 1815 г. В конце ХХ в. в мире насчитывалось около 5 тыс. ММПО (по данным Союза международных ассоциаций).
ММПО характеризуется следующими признаками:
Международные неправительственные организации (МНПО) – это международные структуры, объединяющие негосударственные институты и индивидов ряда стран для сотрудничества в различных областях: политические (например, Социнтерн), правовые (Международная Амнистия), экономические (Международная Торговая Палата), гуманитарные (Красный Крест), экологические (Гринпис) и т.д.
С целью более подробного анализа международных экономических организаций выделим критерии их классификаций:
По организационному принципу международные экономические организации делятся на:
Международные экономические организации системы ООН включают в себя:
Международные экономические организации, не входящие в систему ООН, представлены в таблице.
Организации системы ОЭСР
Международные и региональные организации общей компетенции
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
«Большая семерка», или «Группа семи»
Лига арабских государств
Международное энергетическое агентство
Агентство по ядерной энергии
По сфере многостороннего регулирования можно выделить следующие группы международных экономических организаций:
По характеру компетенции организации делятся на:
По объему компетенции, передаваемой государствами международной организации, бывают:
Международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции обладают исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивают функции государств-членов в решении такого рода вопросов, имеют право обязывать своих членов подчиняться ее решениям без их согласия и против их согласия, если решение принято большинством голосов. ВТО, Всемирный банк и МВФ относятся к международным организациям ограниченного наднационального типа.
Выделим ключевые особенности наднациональных организаций:
ЕС – яркий пример международной организации наднационального типа. Главные органы ЕС – Европейский совет, Европейский парламент, Совет министров ЕС, Европейская комиссия, Европейский суд, Европейский центральный банк и др.
7.4. Международные корпорации как институт мировой экономики
Международные корпорации являются важнейшим элементом развития мировой экономики и МЭО. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает обострение международной конкуренции, углубление МРТ. Международные корпорации предстают как непосредственные участники всего спектра мирохозяйственных связей, «локомотивы» мировой экономики.
Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом динамично развивающихся МЭО, а с другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия на них. Активно воздействуя на МЭО, международные корпорации формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы.
Вначале определим, что такое международная корпорация.
В широком смысле слова международная корпорация – это форма структурной организации предпринимательской деятельности крупной компании по реализации ее долгосрочных экономических интересов за пределами страны своего базирования. В узком смысле это инкорпорированное (зарегистрированное в качестве акционерного общества) предприятие с зарубежными активами.
Ключевая особенность структурной организации международных корпораций состоит в том, что международная корпорация состоит из головной (родительской) компании и ее зарубежных филиалов, которые могут иметь различную юридическую форму (акционерное общество, ООО, коммандитное товарищество – партнерство и др.), но находятся под контролем или влиянием головной компании, при этом корпорация оперирует хотя бы в двух странах: стране базирования и принимающей стране.
Страна базирования – это страна, в которой расположена головное предприятие (родительская компания) международной корпорации. Принимающая страна – страна, в которой размещается зарубежное подразделение головного предприятия (родительской компании) международной корпорации. В более широком смысле под принимающей страной понимают государство, которое «принимает» разного рода иностранные инвестиции (прямые, портфельные, прочие).
Основные типы международных корпораций
Транснациональная корпорация (ТНК) – это компания, в состав которой входят подразделения, функционирующие на территории нескольких государств. ТНК объединяет эти подразделения в единый международный комплекс на основе проведения общей хозяйственной политики, что дает возможность обеспечения оптимального распределения ресурсов, технологий, ответственности в рамках компании.
Роль ТНК в мировой экономике велика. ТНК превратили мировую экономику в международное производство, обеспечили развитие НТП во всех его направлениях: технического уровня и качества продукции, эффективности производства, совершенствования форм менеджмента, управления предприятиями. Они действуют через свои дочерние предприятия и филиалы в десятках стран мира по единой научно-производственной и финансовой стратегии, обладают громадным научно-производственным и рыночным потенциалом, обеспечивающим высокий динамизм развития. Современные ТНК в дополнение к существующему международному обмену товарами и услугами создали международное производство, соответствующую ему международную сферу услуг и международную финансовую сферу, способствуя превращению в основном локальных (межстрановых, региональных) МЭО в глобальные.
Для современного этапа развития мировой экономики характерен стремительный процесс транснационализации. При этом ТНК занимают ведущие позиции во всех формах МЭО. В частности, ТНК представляют собой важнейший результат зарубежного инвестирования, являются важнейшим субъектом зарубежного инвестирования (до 90% ПЗИ осуществляют ТНК) и международной торговли (2/3 оборота международной торговли непосредственно связано с ТНК). ТНК «определяют лицо» мировой экономики. Об этом свидетельствуют количественные и качественные показатели.
Основным фактором и качественным параметром, отражающим эффективную деятельность ТНК, является международное производство товаров и услуг, которое представляет собой выпуск продукции материнскими компаниями ТНК и их зарубежными филиалами на базе интернационализации производства. Организация внутрифирменного международного производства дает ТНК ряд преимуществ. Она дает возможность:
В целом ТНК олицетворяют собой международную компанию как тип предприятия, соответствующего условиям интернационализации и глобализации экономики.
Показателями международного характера деятельности компаний являются следующие параметры:
Понятие ТНК в современной версии ЮНКТАД
В настоящее время в докладах ЮНКТАД по мировым инвестициям понятие ТНК раскрывается следующим образом. ТНК – это инкорпорированные (зарегистрированные в качестве корпорации) или неинкорпорированные предприятия, которые включают в себя родительскую компанию и ее зарубежные филиалы.
Родительская компания ТНК – это предприятие, контролирующее активы других хозяйственных единиц, расположенных за пределами страны его базирования, обычно посредством владения определенной частью их собственного капитала (как правило, долей не ниже 10%). З арубежный филиал ТНК – это инкорпорированное или неинкорпорированное предприятие, в котором инвестор, являющийся резидентом другой страны, владеет долей, позволяющей реализовывать его долгосрочные интересы в управлении этим предприятием.
В отечественной литературе в понятия «зарубежный(е) филиал(ы)», «филиал(ы) ТНК», как правило, вкладывают более узкий смысл (то, что на Западе обычно понимают как «отделение» (a branch), т.е. один из видов филиалов, но не «филиалы» или «зарубежные филиалы» вообще (affiliates of foreign affiliates).
Выделяют следующие виды зарубежных филиалов ТНК: отделение ТНК, дочернее предприятие ТНК, ассоциированное предприятие ТНК. Раскроем сущность данных понятий, оперируя терминологией ЮНКТАД.
Отделения ТНК (branch) – это предприятия неакционерного типа в принимающей стране, находящиеся в полной или совместной собственности инвестора, не являющегося резидентом данной страны.
Д очернее предприятие ТНК (subsidiary) – это акционерное предприятие, регистрируемое за рубежом как юридическое лицо принимающей страны, но которое фактически принадлежит предприятию другой страны (головной компании ТНК), поскольку последнее в этом зарубежном предприятии:
Характерные особенности ТНК
С понятием ТНК тесно связано понятие «интернализация». Под интернализацией понимают стратегию перенесения внешнеэкономических операций во внутрифирменную международную структуру. В частности, одним из конкурентных преимуществ ТНК является особый механизм ценообразования, уже упоминаемое нами трансфертное ценообразование.
Кроме того, на современном этапе развития мировой экономики большинство ТНК представляет собой не единое (одно) юридическое лицо, а объединение ряда юридических лиц в рамках мегакорпорации (интегрированной корпоративной структуры, связанно-диверсифицированной структурой). При этом нередко компании не идут на полное слияние, а создают такой механизм взаимодействия, который позволяет им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями, в том числе входить в несколько мегакорпораций.
Рассмотрим причины и способы формирования ТНК.
Наиболее общей причиной возникновения ТНК является интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы. Интернационализация производства и капитала приобретает характер экспансии хозяйственных связей посредством создания крупнейшими компаниями многочисленных отделений за границей и превращения национальных корпораций в транснациональные. Вывоз капитала становится важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций.
К числу конкретных причин возникновения ТНК следует отнести их экономическую эффективность, обусловленную большими масштабами производства во многих отраслях. Необходимость выстоять в конкурентной борьбе способствует концентрации производства и капитала в международном масштабе. В результате становится оправданной деятельность в глобальных масштабах. И соответственно появляется возможность снизить издержки производства и получить сверхприбыль.
Немаловажную роль в становлении международных корпораций играет государство. Оно поощряет их деятельность на мировой арене и обеспечивает им рынки сбыта путем заключения различных политических, экономических и торговых союзов и международных договоров. В качестве примера можно привести практику поддержки крупного отечественного бизнеса в Японии («сюданы» и «кэйрацу») или в Республике Корея (известной сегодня такими международными корпорациями как «Samsung», «Daewoo», «LG electronics»). Существуют специальные программы поддержки отечественных международных корпораций ТНК в Китае и США. В частности, в США налоги, которые уплачиваются филиалами американских корпораций в развивающихся странах, вычитаются из общей суммы налогообложения материнских компаний. Кроме того, с суммы облагаемого зарубежного дохода разрешается списывать многие операционные расходы филиалов в государствах приложения капитала (расходы на рекламу, деловые поездки, представительскую деятельность, взносы на социальное страхование и т.д.). Допускается также отсрочка уплаты налогов до перевода прибылей, т.е. фактические на это время предоставляется государственный беспроцентный кредит. Кроме того, в США на капиталовложения корпораций, действующих в развивающихся странах, распространяются налоговые скидки на инвестиции.
Можно выделить следующие пути формирования транснациональных структур:
Рассмотрим основные пути формирования ТНК более подробно.
Концентрация капитала представляет собой увеличение масштабов хозяйственной деятельности за счет вовлечения в нее ранее не использовавшихся факторов производства. При этом накопление капитала рассматривается как с точки зрения отдельного предприятия, так и общества в целом.
Централизация капитала – это процесс перераспределения факторов производства между существующими предприятиями. Данный процесс п редставляет собой накопление капитала лишь с точки зрения отдельного предприятия, а не общества в целом. Первоначально централизация возникает как вторичная и производная форма накопления, постепенно превращаясь в главную. Как правило, она осуществляется в виде слияний и поглощений, а также через соглашения и сговоры.
Трест – форма международной компании, в рамках которой участники объединены производственными связями; фактически (иногда и формально) лишены коммерческой и производственной самостоятельности; подчинены головной компании, осуществляющей оперативное руководство и координацию деятельности.
Концерн – форма объединения, характеризующаяся единством собственности и контроля; отсутствием производственного единства между входящими в его состав фирмами; формальной самостоятельностью входящих в его состав фирм.
Горизонтальная интеграция – объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию.
Вертикальная интеграция – объединение предприятий на основе технологических связей (от добычи сырья до выпуска готовой продукции).
Диагональная интеграция (конгломерат) – объединение предприятий, не связанных технологически и выпускающих разнородную продукцию.
Кроме того, в настоящее время очень популярными способами объединения предприятий в международных компаниях становятся консорциумы, стратегические альянсы и др.
ТНК и пределы государственного регулирования экономики
Проблема соотношения ТНК и государства заключается в том, что ТНК, во-первых, являются очень большими организациями, даже по сравнению с национальными экономиками (бюджет некоторых ТНК в несколько раз превосходит бюджеты малых государств); во-вторых, выступают как международные организации (границы фирмы не укладываются в рамки национальных границ, образуя так называемую «вторую экономику»).
В силу вышесказанного деятельность ТНК может оказывать не только положительное, но и негативное влияние на принимающие их государства. С целью снижения негативного воздействия со стороны ТНК международными организациями начиная с 70-х гг. ХХ в. стали разраба тываться всевозможные Кодексы поведения ТНК. Однако имеющиеся правила поведения для ТНК (своего рода правила хорошего тона для бизнеса и правительства, соглашение между заинтересованными сторонами, попытка свести воедино и кодифицировать лучшую мировую практику в этой области) силой закона не обладают, что сводит на нет их эффективность.
Резюме
В теме 7 были рассмотрены общие понятия институциональной структуры и основных институтов мировой экономики; раскрыта и прослежена эволюция роли государства в мировой экономике; рассмотрены различные классификации международных экономических организаций и их институциональные особенности. Особым объектом нашего рассмотрения стали ТНК, выступающие в современных условиях ведущей хозяйственной силой как на уровне национальных государств, так и в масштабах всемирного хозяйства. В этой связи были раскрыты характерные особенности международных корпораций как института мировой экономики.
Международные экономические организации возникают и развиваются в определенной среде. Они являются важной частью современной международной системы. История развития международных экономических организаций показывает, насколько тесно они были связаны с современной жизнью индустриального и постиндустриального общества и экспансией европейской системы международных отношений на остальной мир. В конце ХХ в. проявилась тенденция к сосредоточению ключевых функций по регулированию и мониторингу важнейших процессов в рамках сравнительно небольшого количества организаций. Наиболее универсальными из них являются МВФ, занимающийся макроэкономической политикой; ВТО, согласовывающая торговую политику; ООН, все более направляющая свои ресурсы на решение социальных проблем; группа Всемирного банка, в центре внимания которого находятся проблемы развития и проведение структурных реформ.