Для чего нужны музыкально дидактические игры для дошкольников

Роль музыкально-дидактических игр в воспитании дошкольников

Для чего нужны музыкально дидактические игры для дошкольников. Смотреть фото Для чего нужны музыкально дидактические игры для дошкольников. Смотреть картинку Для чего нужны музыкально дидактические игры для дошкольников. Картинка про Для чего нужны музыкально дидактические игры для дошкольников. Фото Для чего нужны музыкально дидактические игры для дошкольников Татьяна Гусельникова
Роль музыкально-дидактических игр в воспитании дошкольников

Ни для кого не секрет, что игра в дошкольном возрасте — это ведущий вид деятельности ребенка. Среди различных видов игр в деятельности дошкольников особое место занимают музыкально-дидактические игры. Музыка сопровождает человека всю жизнь. Она, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Музыка вносит в жизнь ребенка радостные переживания, развивает фантазию, творческие способности. Дети слушают музыку, двигаясь под нее, пляшут, играют, поют, подпевают. Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения детей. Давно замечено, что постоянное общение с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучиям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира. Одним из важнейших средств развития самостоятельной, музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, упражнения в виде игры. Под руководством взрослого, ребёнок учиться сопереживать, фантазируя и воображая в процессе восприятия музыки, он стремится проявить себя в пении, в танце, играх.

Музыкально-дидактические игры, проводимые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

Например, для чистого интонирования очень часто используют игру «музыкальный телефон«, которая может помочь детям выразительно исполнять ту или иную песню. Для закрепления знакомых песен можно использовать игру «Волшебный волчок»: дети определяют песню по вступлению, припеву, которые исполняются на фортепиано, по музыкальной фразе спетой всеми или индивидуально, сыгранной на детских музыкальных инструментах.

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми с выполнением творческих заданий.

Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником. Игра прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному.

В процессе музыкально-игровой деятельности в детском сознании возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют эстетический взгляд и воспитывают культуру ребенка. Это является доказательством огромных педагогических возможностей музыкально-игровых методик. Фактически они дают ребенку ключ к восприятию, постижению образного мира, что является важной предпосылкой к формированию действительно развитого во всех отношениях человека.

Какой бы не была игра, она первым делом должна приносить удовольствие ребенку. Это возможно только при условии подлинного личностного развития каждого ребёнка.

Гусельникова Т. А., воспитатель Одинаева Б. В., воспитатель

Шачнева Т. А., музыкальный руководитель

Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников Воспитатель Рогова Екатерина Борисовна “Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, научить его трудиться”.

Роль художественной литературы в социально-нравственном воспитании дошкольников Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Ребенка не удовлетворяют неопределенные.

Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников в МДО Не уменьшается использованию дидактических игр в ознакомлении дошкольников с окружающей этнокультурной действительностью в наши дни. Система.

Консультация для родителей «Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического слуха у детей» Выполнила: Воспитатель МБДОУ №51 «Мотылек» Лавришина И. Г. В работе с детьми можно часто столкнуться с такой ситуацией: ребёнок правильно.

Консультация «Роль музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности детей» Среди многих видов искусств музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования.

Опыт «Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников» муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок».

Консультация «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей» «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей» То, что дарит наша земля и родная природа – рассветы и закаты, пение птиц, журчание.

Роль музыкально-дидактических пособий и игр в развитии сенсорных способностей у детей старшего возраста Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует.

Источник

Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребенка

Для чего нужны музыкально дидактические игры для дошкольников. Смотреть фото Для чего нужны музыкально дидактические игры для дошкольников. Смотреть картинку Для чего нужны музыкально дидактические игры для дошкольников. Картинка про Для чего нужны музыкально дидактические игры для дошкольников. Фото Для чего нужны музыкально дидактические игры для дошкольников Мария Платонова
Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребенка

Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребенка.

Статья музыкального руководителя МДОБУ № 45 г. Сочи Платоновой Марии Ивановны

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский

Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организовывают театрализованные представления.

Одним из важных средств развития самостоятельной музыкальной деятельности являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны. Только в этом случае они становятся возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

В процессе игры дети не только приобретают специальные знания, у них формируются необходимые черты личности, чувство товарищества, ответственности.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ.

Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по плану. При этом содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение. Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести наиболее содержательно.

В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений, слушании музыки.

Дидактические игры на музыкальных занятиях начинают проводить с первой младшей группы. Эти игры связаны с применением образных пособий.

В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе пения.

Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду.

Песня звучит на утренниках и развлечениях и музыкальных спектаклях, сопровождает игры, танцы, она – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя, ребенок напевает свою незамысловатую мелодию.

Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе слушания музыки.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства.

Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами.

Все это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению, запоминанию. Такая игровая форма обучения нравится детям, они активно включаются в разговор с куклой.

Для закрепления пройденного материала хорошо использовать в группах старшего возраста игру «Найди нужную иллюстрацию». Ребятам нравится угадывать знакомую мелодию, подбирать иллюстрации по ее содержанию. И если кто-нибудь затрудняется в выборе картинки, то многие готовы прийти на помощь.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений.

На занятии отводится время разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, двигаться в соответствии музыки с музыкальным образом, динамикой музыки. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движение.

Для малышей 2 лет желательно использовать в музыкально-дидактических играх игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С куклой или мишкой детям интересней выполнять движения или плясать под русскую народную мелодию. Мишка на протяжении всего занятия «наблюдает» за детьми, и это также вносит элемент занимательности.

Умению согласовывать движения с музыкой следует обучать детей с раннего возраста.Начинать лучше с простейших движений: притопы, прихлопы, помахивание платочком.

Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма. Что позволяет им выразительно исполнять движения. Большое внимание уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнять различные перестроения. Придумывать свой танец, используя знакомые плясовые движения. Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный.

Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми, с выполнением творческих заданий.

Игры для развития тембрового слуха.

Программное содержание: Развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.

Ход игры: Педагог рассказывает детям, что встречал веселых музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для этого педагог использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке детские музыкальные инструменты: бубен, погремушку, дудочку и т. д. Прослушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его и выбирают картинку с его изображением.

Игры для развития чувства ритма

«К нам гости пришли»

Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка, бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры.Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь.Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.

Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.

Игра проводится со всеми детьми на музыкальных занятиях и в свободное от занятий время.

Игры на определение жанра музыки

Когда дети научились различать музыку по жанровому признаку,предложить им творческие задания: самостоятельно придумать мелодию определенного жанра или вспомнить песню в этом жанре; тому, кто быстрее и лучше справится, предоставляется право назначить следующий жанр.

Кроме задания по песенному творчеству можно использовать задания по танцевальному творчеству, т. е. предложить детям придумать и исполнить движения, соответствующие жанру музыкального произведения. При подведении итогов игры дети сами выбирают наиболее понравившееся им исполнение и повторяют его все вместе.

Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.

Игровые действия: Угадывание жанра, выполнение соответствующих движений.

Игровая цель: Угадать первым.

11. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду/ Изд. Мозайка-Синтез, М. 2008.

12. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М. : Просвещение, 1982

Конспект НОД «Использование музыкально — дидактических игр на занятиях с младшими дошкольниками» Цель: Включение музыкально-дидактических игр в развитие творческих способностей детей. Задачи: Образовательная: Прививать навыки игры на.

Консультация для родителей «Значение игры в жизни ребенка» ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА Игра — один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,.

Консультация «Значение дидактических игр в развитии речи детей» Развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный.

Для чего нужны музыкально дидактические игры для дошкольников. Смотреть фото Для чего нужны музыкально дидактические игры для дошкольников. Смотреть картинку Для чего нужны музыкально дидактические игры для дошкольников. Картинка про Для чего нужны музыкально дидактические игры для дошкольников. Фото Для чего нужны музыкально дидактические игры для дошкольниковМастер-класс по изготовлению карточек для музыкально-дидактических игр Добрый день всем! Хочу поделиться с вами своим мастер-классом по изготовлению карточек (раздаточного материала) для использования их в музыкально.

Родительское собрание «Значение игрушки в жизни ребенка» Форма проведения: семейная гостиная Возраст: средний Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности.

Консультация «Сон и его значение в жизни ребенка дошкольника» Сон является неотъемлемой составляющей жизни каждого человека, он очень важен как для взрослого, так и для ребенка. Однако для детей не.

Значение игрушки в воспитании ребенка Давно известно, что неотъемлемой частью жизни ребенка является игрушка. Игрушка-предмет для игры, появился еще в глубокой древности. Приобретая.

Значение игры в жизни ребенка «Игра в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом.

Значение правового воспитания в жизни ребенка из личного опыта Ребенок приходит в мир беспомощным и беззаботным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Антуан де Сент – Экзюпери писал:.

Источник

Консультация для воспитателей «Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребенка и использование их самостоятельной деятельности»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей

Консультация для воспитателей.

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ЖИЗНИ РЕБЁНКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИХ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

высшей квалификационной категории

Орленок Инна Викторовна

г. Николаевск – на – Амуре

Назначение музыкально-дидактических игр.

Ни для кого не секрет, что дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству. Уже в раннем возрасте дети живо откликаются на музыку весёлого, бодрого характера. Это даёт возможность педагогам вовлекать детей в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, её восприятие, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере. Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкально-сенсорных способностей.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности, на свойствах музыкальных звуков и т. д. В педагогической практике с этой целью много лет применяют музыкально-дидактические игры. Они, воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у него двигательную, зрительную и слуховую активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом. Музыкально-дидактическая игра является эффективным средством развития музыкальности детей.

Игра как средство вовлечения детей дошкольного возраста в музыкальную деятельность рассмотрена в работах Т.С. Бабаджан, H.A. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, В.А. Петровой, Т.Н. Сауко и др.

Музыкально-дидактическая игра рассматривается как деятельность ребенка, которая связана с выполнением определенных музыкальных заданий с целью развития музыкального восприятия, музыкально-сенсорных способностей, совершенствования движений (A.B. Кенеман). Проблема музыкально-дидактической игры и ее роли в развитии сенсорных способностей ребенка подробно разработана H.A. Ветлугиной: создана классификация, охарактеризована структура и содержание игр, определен музыкально-дидактический материал и сформулированы требования к его эстетическому оформлению; в дальнейшем эту работу продолжили Э.П.Костина, А.Н. Зимина.

Музыкально-дидактическая игра, как игровая форма обучения, явление очень сложное. В ней действуют одновременно два начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное. Как любая игра, музыкально-дидактическая включает в себя обучающую задачу, действие, правила и результат. Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

Игра – явление сложное и многогранное. В музыкально-дидактических играх, так же, как в любой игре можно выделить следующие её функции:

Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение занятия, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.

Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

Компенсирующая функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Музыкальная игра имеет следующие задачи:

развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высота, темп, динамика, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма.

укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

развитие быстроты двигательной реакции.

обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

формирование умственных умений и действий.

— воспитание общей музыкальности, речевой, двигательной культуры;

— эстетическое отношение к окружающему;

— развитие чувств, эмоций высшего порядка.

устойчивый интерес к действованию;

саморегуляцию и самоконтроль;

внимание, память, мышление;

ориентировку в пространстве.

Основное значение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают в них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различать, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Регулярно проводимые с детьми музыкально-дидактические игры помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.

Виды музыкально-дидактических игр.

Н.А. Ветлугина предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально-дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий.

Н.А.Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры на настольные, подвижные и хороводные. Эта классификация основана на различии игровых действий детей. В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактические игры принято подразделять на три вида:

В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.

Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т.д.

В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив и солист. Например, на высокие звуки выполняют движения дети первого круга, на звуки среднего регистра – второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.

Во всех видах музыкально-дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших.

Следует отметить, что кроме музыкально-дидактических игр в практике используются и музыкально-дидактические пособия. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они имеют определённые правила, игровые действия или сюжет. Они могут быть использованы детьми, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические пособия в основном применяются на занятиях для наглядной иллюстрации отношений звуков по высоте и длительности, для упражнения детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (различные картинки, карточки, передвижные приспособления и т.д.), а музыкально-дидактические игры могут не использовать наглядность.

Музыкально-дидактическим материалом игр являются:

Песни, инструментальные произведения;

Набор музыкальных инструментов;

Наборы музыкальных игрушек.

Использование музыкально-дидактических игр на занятиях, в повседневной жизни.

Работа с музыкально-дидактическими играми в ДОУ строится следующим образом: знакомство с игрой на музыкальном занятии, игра в группе под руководством воспитателя, самостоятельная детская деятельность.

Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, музыкальный руководитель перед занятием объясняет игру воспитателю. На занятии оба педагога помогают детям понять правила игры. Сначала они участвуют сами в этой игре. Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Еще А.С. Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег».

Вот почему особенно в младших группах воспитатель не только организовывает игры с детьми, но и сам становится активным участником.

Для того чтобы развивать в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии нужны условия, как принято называть, зоны самостоятельной музыкальной деятельности, где бы дети могли самостоятельно музицировать, организовывать различные музыкально-дидактические игры, прослушать аудиозапись с любимым произведением. Такие музыкальные уголки в группе оформляет воспитатель. К изготовлению музыкально-дидактических игр воспитатель может привлекать и родителей. Некоторые несложные пособия для музыкально-дидактических игр воспитатель может оформлять с детьми.

Необходимо уделить особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!

Музыкальные уголки создаются в детском саду с учетом возрастных особенностей детей. В уголках старших групп помещается картина или фотография, изображающая самостоятельную музыкальную деятельность детей. Например, дети играют на дудочке или другом инструменте, танцуют или поют. Здесь же находятся музыкальные игрушки: дудочки, домры, колокольчики, балалайки, погремушки, бубны, детские пианино, металлофон, музыкально-дидактические игры, которые обыгрывает воспитатель с детьми во вторую половину дня («Что делает кукла?», «Определи», «Где детки?» и др.). В уголках старших групп следует периодически помещать портреты композиторов: П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Д. Кабалевского и других, с творчеством которых дети знакомятся.

В младших группах необходимые пособия вносят в игровую зону, так как у детей ещё нет опыта музыкальной деятельности и они не могут исполнять музыку, а лишь «играют» в неё, включают её элементы в сюжетно-ролевые игры.

В музыкальных уголках младших групп должны находиться озвученные игрушки: музыкальный молоточек; музыкальный волчок (2 шт.); погремушка (3 шт.); шарманка. Дети рассматривают их, пытаются извлечь из них отдельные звуки или фиксированную мелодию.

Музыкальные инструменты: бубны (2 шт). барабаны разной высоты звучания (2 шт.); металлофон; дудочка; колокольчики; деревянные палочки. Педагог постепенно знакомит детей с этими инструментами и их звучанием.

Неозвученные музыкальные игрушки (фабричные или самодельные, выполненные воспитателями): пианино; гармошка (2 шт.); балалайка (2 шт.), «звуковые» книжки и картинки. Такие игрушки стимулируют самостоятельную деятельность: малыши напевают, представляя себя играющими на музыкальных инструментах. К ним относится и «звуковая» книжка, изготовленная из картона или плотной бумаги. На каждой её странице цветная иллюстрация, сюжет которой соответствует названию знакомой детям песни. Малыши устанавливают книжки на пюпитр неозвученного пианино и поют свою любимую песенку.

Для детей младшего дошкольного возраста в музыкальные уголки помимо музыкальных игрушек и инструментов помещают игрушки-забавы, которые также обыгрываются воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, кукла танцует и др.). Например, воспитатель усаживает детей полукругом, рассказывает сказку о том, как обезьянка хотела попасть в детский сад, как она долго искала его, а когда нашла, решила повеселиться с детьми. Обезьянка танцует, а дети хлопают. Затем воспитатель предлагает всем повеселиться с гостьей.

Музыкально-дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках, надо периодически менять, учитывая интересы и желания ребят.

Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности. В ходе игры складываются отношения между детьми, проявляются черты характера. Вот почему воспитатель пристально, внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. Например, дети часто затрудняются с выбором ведущего. Обычно один и тот же ребенок постоянно находится в этой роли. Тактично надо подсказать детям, ввести очередность в выборе ведущего. Или ребенок долгое время играет на одном и том же инструменте, никому его не уступая. Надо умело объяснить, что все в игре подчиняются общим правилам.

В то же время, организуя музыкально-дидактические игры, необходимо предоставлять детям возможность проявлять свою самостоятельность. Практика показывает, что, чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, отзывчивее, добросовестнее они относятся к порученному. Так, вполне разумно предоставлять детям самим выбрать игру, распределить роли, инструменты, а при необходимости только разрешить конфликтные ситуации.

В старшей и подготовительной группах детского сада дети могут самостоятельно упражняться в музыкально-дидактических действиях, а дети подготовительной группы самостоятельно проводить друг с другом и коллективом музыкально-дидактические игры первого и третьего вида, составлять их, объяснять последовательность игровых действий, формулировать правила игры, подбирать необходимые пособия. Исключение составляют дети неуравновешенные, легко возбудимые, с ослабленным вниманием и т.п.

Музыкально-дидактические игры во время прогулок также имеют место, но здесь большее предпочтение следует отдавать подвижным играм, таким, как «Узнай по голосу», «Тише-громче в бубен бей» Е. Тиличеевой и др. Интересно можно провести игру на различение тембра музыкальных инструментов («На чем играем?» Е. Тиличеевой).

Возникающие при организации музыкально-дидактических игр в группе трудности, вопросы и проблемы вам всегда готовы помочь разрешить музыкальные руководители ДОУ и старший воспитатель. Мы всегда готовы провести для вас индивидуальные консультации, дать необходимые рекомендации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *