Для чего нужны научные гипотезы физика 7 класс
Как работают гипотезы в физике
«Пусть расцветают сто цветов,
пусть соперничают сто школ»
Мао Цзедун
Какой путь эволюции проходит научная идея? Какие гипотезы заслуживают внимания, а на какие не стоит тратить время, и что делать, если вам кажется, что вы придумали гениальную идею? О том, какими бывают гипотезы в физике и как они работают, рассказал доктор физико-математических наук, астрофизик, профессор РАН Сергей Борисович ПОПОВ. Онлайн-лекция проходила в рамках лектория «Архэ».
Построение гипотез — неизбежное следствие науки. Они делятся на рабочие (те, которые обсуждают между собой «на кухне», но не выставляют пока на всеобщее обозрение) и публичные. Публичные, в свою очередь, делятся на мэйнстрим, непопулярные альтернативы, стандартные и маргинальные гипотезы (не являются фактом науки). Примеры стандартных гипотез: темная материя, темная энергия, черные дыры и др. Именно стандартные гипотезы наиболее распространены в науке нашего времени.
«Гипотезы нужно обосновывать и проверять. Нельзя публиковать голую идею. Надо, как минимум, ответить на «сразу возникающие» вопросы. А важно, что-то посчитать и (по возможности) предсказать», — говорит Сергей Попов.
Гипотезы должны быть мотивированы не только интеллектуальными порывами, но желательно и данными. Очень часто именно данные и наталкивают искателей на построение гипотезы.
«Трудно столкнуться с ситуацией, когда ученые упустили какой-то важный вопрос из внимания. Ученых много и обычно все ключевые моменты находятся в поле нашего зрения. Просто иногда специалисты думают о чем-то, но на публику это не выносится, пока. Пока гипотеза не доработана до нужного состояния. Если вы придете к ученым с какой-то идеей, то очень велика вероятность того, что над этой идеей уже кто-то трудится в данный момент», — объясняет физик.
Кроме того, в научном сообществе постоянно идут работы по проверке старых, казалось бы, укоренившихся моделей.
«Например, постоянно идут тесты общей теории относительности. Задача не в том, чтобы в очередной раз доказать ее правомерность, а в том, чтобы создать другую, новую теорию. И на решение этой задачи выделяются значительные финансовые средства», — рассказал Попов.
Все гипотезы претерпевают изменения со временем, эволюция гипотез — абсолютно закономерный процесс.
«То, что было разумной гипотезой когда-то, перестает быть таковой по мере развития. Примеры: стационарная Вселенная, распространенность планет типа Земли. Важно, является ли гипотеза сейчас фактом науки или нет. Сто лет назад гипотеза о стационарной Вселенной была мэйнстримовой, а сегодня ни один физик в здравом уме не будет всерьез говорить о ней», — говорит Сергей Попов.
Хорошая гипотеза, как правило, адекватно описывает, как то или иное явление возникает в природе.
«Статус черных дыр до сих пор остается гипотетическим. Есть альтернатива черным дырам — так называемые гравастары. Однако, говоря о черных дырах, мы можем построить модель, описывающую то, как они формируются. А как возникает гравастар — непонятно, эта альтернатива проигрывает черным дырам в плане того, как это возникает в природе. Часто бывает так, что на уровне расчетов гипотеза выглядит красиво, но разбивается об этот аргумент. Но еще чаще гипотезы убиваются данными»
Когда очень хочется скорее поделиться своей идеей с миром, нужно сначала узнать, что делают другие ученые, необходимо постоянно читать периодику и быть в теме, подчеркивает лектор. А при написании статьи в научный журнал, если речь именно о нем, а не о научпоп-издании, ориентироваться следует на то, что вы делаете свою статью для авторов других работ в этой области, именно они — ваша целевая аудитория.
«Если у вас есть какой-то набор параметров, который требует придумывания гипотезы, то это здорово. Однако не нужно придумывать новые бесполезные сущности. Важен своеобразный синтез мотивированности гипотезы интеллектуальными позывами и мотивированности данными. Потому что уходить от эмприки полностью — это очень плохо», — говорит лектор.
Наука существует там, где не всё ясно. Для работы нужны гипотезы, модели. На этом фронте всё время происходит борьба идей и борьба с идеями, а конкуренция очень высока. И чем больше разнообразных гипотез будет у учёных в арсенале, тем более интересным будет путь к истине.
Научные методы изучения природы
На первом уроке физики (Физика – это наука о природе. Физические тела и физические явления), мы изучили, что физика изучает явления неживой природы и из этих явлений физика выделяет более простые, более конкретные физические явления. Мы узнали, что физические явления бывают механические, световые, звуковые, электромагнитные, тепловые.
Откуда же люди узнали, что существуют такие явления? Ответ очевиден: наблюдали. А что значит наблюдали, и как надо наблюдать? Об этом пойдёт речь в этой статье.
Дело в том, что изучение природы не происходит вот просто так: смотришь и уже знаешь физику. Нет. Существуют специальные научные методы изучения природы, с которыми сейчас начнём знакомится.
Научные методы
Что такого особенного в слове научные? Дело в том, что очень часто нам кажется одно, а на самом деле происходит другое. Давайте сейчас проведём такой самообман. На рисунке ниже два одинаковых отрезка.
Два отрезка одинаковой длины.
А сейчас каждый отрезок снабдим разными окончаниями.
Те же два отрезка, но с окончаниями.
А теперь попросим кого-нибудь постороннего сказать, какой из отрезков длиннее. И что? Каждый скажет, что нижний отрезок длиннее. Обман зрения. Следовательно, если вы хотите исследовать природу, если вы хотите изучать физику, то очень часто нельзя верить тому, что вы видите своими глазами. Есть такая поговорка: «Не верь глазам своим», и то, что нельзя верить глазам своим, вы видите прямо сейчас. Два одинаковых отрезка кажутся разными по длине из-за того, что созданы специальные условия для обмана зрения. Поэтому когда речь идёт о научных методах, нужно всегда стараться исключить все условия, при которых возможен обман зрения, при которых можно получить какие-то ложные данные.
Наблюдение
Какие же методы изучения природы мы знаем? Как было сказано ранее, один из таких методов – наблюдение. До Галилея, с глубокой древности, учёные изучающие природу, например, тот же Аристотель, ни каких экспериментов не ставили. Что такое эксперимент мы ещё расскажем в этой статье. Они просто смотрели вокруг и размышляли. То, что они делали, мы называем наблюдения. Чем же отличается наблюдение? Что это такое? Это один из методов исследования природы. Например, мы прекрасно знаем из повседневной жизни, что камень падает быстро, а тополиный пух очень медленно. Аристотель, наблюдая то же самое, говорил, что тяжёлые тела падают быстро, а медленные медленно. Что это? Результат какого исследования? Наблюдения. Так что же такое наблюдение? Аристотель что-то специально делал для своего исследования, создавал какие-то специальные условия? Нет, он просто смотрел. Итак, наблюдение – это исследование явления без создания специальных условий.
Возникает вопрос: а всегда ли лёгкое тело падает медленно, а тяжёлое быстро? Этот вопрос является предположением. На научном языке предположение называется – гипотеза.
Гипотеза
Гипотеза – это тоже этап, один из методов научного исследования природы. Теперь мы высказываем гипотезу, которая обобщает результаты нашего наблюдения за падением камня и тополиного пуха – любое тяжёлое тело всегда падает быстрее лёгкого.
Попробуем теперь проверить эту гипотезу. А что значит проверить? Это что-то сделать, чтобы узнать справедлива наша гипотеза или нет, подтвердить её или опровергнуть. Проверяют гипотезу при помощи эксперимента. Эксперимент отличается от наблюдения тем, что мы проводим исследование в специально созданных условиях.
Эксперимент
Эксперимент – это исследование явления в специально созданных условиях.
А теперь проведём эксперимент. Возьмём два одинаковых листа бумаги. Если их отпустить, то они будут падать одинаково медленно. А теперь мы создадим для нашего эксперимента специальные условия, и состоять они будут в следующем – мы помнём один лист. Очевидно, что вес помятого листа бумаги не изменился. Давайте теперь отпустим эти два листа бумаги. Оказывается, что один и тот же лист бумаги, если он свёрнут в комочек, падает быстрее. А теперь скомканный лист бросим вместе с книгой. В результате они упадут практически одинаково.
Эксперимент показал, что комок бумаги падает быстрее не свёрнутого листа. За экспериментом следует какой-то вывод, гипотеза, которая объясняет результаты эксперимента. Гипотеза – кроме силы тяжести, что-то влияет на скорость падения бумаги, предположительно – воздух.
Вслед за этой гипотезой будет опять эксперимент. Мы что-то предположили, и теперь нужно сразу же это проверить. Эксперимент: проведём падение тела так, чтобы воздух не мешал, то есть исключим влияние воздуха или уменьшим его. Это можно сделать по разному. Например, скомкав лист мы уменьшили влияние воздуха на него при падении. Можно сделать по другому. Можно бросить лист ребром, в этом случае сопротивление воздуха будет меньше и лист также будет падать быстрее.
Галилео Галилей, со своими учениками, он уменьшил влияние воздуха другим способом. На тело действует сила притяжения Земли. Чем массивнее тело, тем больше сила притяжения земли. Если вы хотите, чтобы влияние воздуха, а мы видим, что влияние воздуха при падении тела зависит от площади нижней поверхности тела, так вот, если вы хотите чтобы влияние воздуха было меньше, нам надо взять тела из вещества, которое сильно притягиваются к Земле, то есть которое имеет высокую массу при малых размерах. Например, можно взять чугунное ядро и свинцовую пулю. И вот Галилей бросал с Пизанской башни эти предметы. На самом деле его ученики бросали, а он наблюдал и делал выводы. Но создавая специальные условия, он фактически проводил эксперимент. Мушкетная пуля сравнительно лёгкая, но из-за маленьких размеров воздух на неё практически не влияет. Оказалось, что пуля и ядро падают на землю практически одновременно, хотя пуля лёгкая, а ядро тяжёлое. Галилей уменьшил влияние воздуха вот таким способом, за счёт увеличения вклада сил тяжести.
Ньютон пошёл по другому пути. Ньютон жил позже Галилея. Исаак Ньютон просто напросто выкачивал воздух из трубки в которой падали предметы разной массы: тяжёлые и лёгкие. Он бросал пёрышко и дробинку. Когда в трубке воздух был, то перо немного опустилось, а дробинка за это время упала на дно трубки. Но когда Ньютон откачал воздух, оказалось следующее: как только трубку перевернули и они начали падать, они достигли нижнего края трубки одновременно. Воздуха нет – нечему мешать движению, и поэтому и пёрышко, и дробинка достигают дна одновременно.
Физические законы
Итак, на основании гипотезы, подтверждённой различными экспериментами, мы делаем вывод, который уже можно назвать физическим законом.
Закон свободного падения: все тела падают под действием силы тяжести одинаково. Пока что не будем вдаваться в подробности, что значит «одинаково». Об этом мы поговорим в другой статье очень детально.
С какими мы столкнулись понятиями:
Обратите внимание, что мы периодически возвращались после эксперимента к новой гипотезе и к новому эксперименту, но на всё более высоком уровне. Мы поднимались от незнания к знанию не по прямой, а по спирали. Хотя, с точки зрения математики, правильно назвать её винтовой линией, так как спираль – это плоская кривая.
Теперь давайте вернёмся к закону свободного падения: все тела падают под действием силы тяжести одинаково. А как это одинаково? Как можно описать это на количественном уровне? Для этого существуют физические величины, которые придумывают учёные. Примеры физических величин: метр, килограмм, секунда. Эти физические величины оказываются связанными между собой (например, скорость можно измерить в метрах в секунду) и эти величины описывают явления природы. А то, что связывает различные физические величины называется теорией.
Физическая теория
На основании законов, открытых учёными, строится теория, то есть количественное описание физических явлений. Так что мы можем в список выше добавить пятый пункт: теория.
Так, например, была построена механика. Исаак Ньютон, обобщив законы свободного падения, которые были открыты Галилеем, сумел описать на количественном уровне движение тел под действием силы тяжести. Он открыл закон, который называется «Закон всемирного тяготения». Оказывается, не только лист бумаги, чугунное ядро, свинцовая пуля и другие предметы притягиваются к Земле. Луна также притягивается к Земле. Сравнивая движение Луны и движение яблока, которое бросили, Ньютон установил, что любые два тела притягиваются друг к другу. Два человека, сидящие за партой притягиваются друг к другу, к парте, к учителю.
Открыв этот закон физики построили теорию движения планет. Солнечная система подчиняется закону всемирного тяготения. Более того, на основании особенностей движения планет, были открыты новые планеты. Было предсказано, что за Ураном должна быть ещё одна планета, потому что движение Урана было не совсем таким, как думали астрономы. Эта планета была названа Нептун. Это было сделано, как говорят, на кончике пера.
Но вот беда, оказывается, что теория, которую сейчас называют классической физикой, не всегда могла описать различные физические явления. Оказывается, что если скорость тела приближается к скорости света, то понятная нам механика перестаёт работать. Эйнштейн создаёт теорию относительности, в которой рассматривается движение тел с огромными околосветовыми скоростями. Оказывается, скорость света нельзя превысить. А старая добрая классическая механика является частным случаем этой новой теории относительности.
Далее, пытаясь описать свечение нагретых тел, Макс Планк в 1900 году был вынужден предположить (вынужден, так как ему это предположение не нравилось), что нагретые тела испускают свет не непрерывно, а определёнными порциями. То есть, физические величины могут меняться скачкообразно, что противоречит старой доброй классической физике. Так родилась квантовая механика. Теперь старая добрая классическая физика получалась из квантовой механики как частный случай.
То есть, никогда физики не останутся без работы, потому что проводя всё более сложные и сложные эксперименты, физики открывают явления, которые старая физика не может описать и им приходиться строить новые разделы физики. Квантовая механика, теория относительности, а сейчас существуют и более новые разделы физики, которые описывают микромир, при чём при огромных скоростях движения частиц.
Абсолютного знания не существует. Никогда не наступит такого момента, что мы скажем: «Всё, физика открыта». Кстати, такое мнение существовало в конце 19 века. А потом Планк открывает квантовую механику и квантовую физику.
Чем полезно изучение физики
Изучение физики очень полезно для умственного развития. Зная физику, вы понимаете, как «цепляются шестерёнки» везде. Из 15 нобелевских лауреатов по экономике, 13 заканчивали физические факультеты. Изучая физику, вы в целом научаетесь ориентироваться в мире, который вас окружает.
Итак, чем хорош физик? Тем, что он умеет решать задачи, у которых нет чётко поставленного условия. Та же история и в экономике, та же история и в жизни.
Конспект: Внеклассное занятие-исследование по физике в 6-7 классах по теме «От опытных фактов – к научной гипотезе»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Внеклассное занятие-исследование по физике в 6-7 классах
по теме «От опытных фактов – к научной гипотезе»
обучать физическим способам и методам постижения истины;
развивать словесно-логического мышления, навыков экспериментальной деятельности;
формировать культуру взаимоотношений в группе.
I. Вступительное слово учителя
Издревле люди задумывались о том, из чего состоит то, что их окружает. Воздух, воду, древесину, железо, алюминий, пластмассу мы называем веществом. Еще 2,5 тысячи лет назад, обдумывая вопрос о строении вещества, греческий философ Демокрит выдвинул гипотезу. Гипотезой называют любое предположение, которое объясняет имеющиеся факты. Нам с вами сегодня предстоит проделать тот же путь: от опытных фактов через размышления к научной гипотезе. Проверяя гипотезу на различных фактах, решая задачи, мы возводим ее в ранг закона. Именно такой метод используется в науке.
Чтобы начать с опытов, нам понадобятся 5 рабочих групп. В каждой надо выбрать руководителя. Вы будете выполнять задания в группах. (Обучающиеся делятся на группы, распределяются обязанности. Руководители групп получают карточки с заданиями, знакомят с ними членов группы, лаборанты получают оборудование. Две группы работают на экспериментальном столе, так как использование спиртовки требует присутствия учителя. Остальные группируются вокруг трех ученических столов. На работу отводится 10 минут.)
Оборудование: мел, пузырек с кристаллами марганцовокислого калия, 3 стакана с чистой водой, стеклянная палочка.
Проведите пальцем по поверхности мела. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?
Бросьте в стакан с чистой водой несколько крупинок марганцовокислого калия. (Будьте осторожны! Не до конца растворенные кристаллы или крепкий раствор этого вещества вызывают ожог!)
Размешайте раствор палочкой и перелейте несколько его капель во второй стакан, затем повторите эту процедуру еще раз. Сравните цвет раствора во всех трех стаканах.
Ответьте на вопросы:
Сохранилось ли основное свойство вещества – цвет – при уменьшении концентрации раствора?
Можете ли вы сделать предположение о том, сколько частичек марганцовокислого калия еще осталось в третьем стакане? А сколько их тогда было в первом стакане?
Вспомнив размеры кристалликов, брошенных вами в воду, можете ли вы сказать что-либо о размерах мельчайших частиц вещества?
Оборудование: пустая колба, пробка с трубкой, бумажка, миска с холодной водой.
Вставьте пробку с трубкой в колбу, охладите колбу, погрузив ее широким концом в миску с водой на несколько секунд.
Переверните колбу, погрузив в воду трубку, обхватите ее руками.
Наблюдайте, что произойдет.
Попросите учителя зажечь бумажку и засунуть ее в колбу.
Быстро закройте колбу пробкой и погрузите трубку в воду.
Что вы наблюдаете? Объясните наблюдаемые явления.
Карточка 3 (работа выполняется на демонстрационном столе)
Оборудование: колба с подкрашенной водой, пробка со вставленной в нее трубкой, маркер, штатив, асбестовая подставка, спиртовка.
Положите подставку на держатель штатива, поставьте на него колбу, отметив маркером уровень воды в трубке. Попросите учителя зажечь спиртовку.
Наблюдайте, что происходит с уровнем воды в течение 2-3 минут, после чего сообщите учителю об окончании опыта; спиртовка понадобится группе 4.
Обсудите результаты опыта.
Оборудование: дощечка с двумя вбитыми в нее гвоздями, монета, пинцет.
Проверьте, легко ли проходит монета между вбитыми в дощечку гвоздями.
Возьмите монету за край пинцетом и с разрешения учителя подержите ее около минуты в пламени спиртовки. Проходит ли монета теперь между гвоздями?
Подождите, пока монета охладится. Повторите попытку. Как вы можете объяснить результаты опыта?
Оборудование: пузырек из-под шампуня, медицинский шприц.
Сожмите пузырек руками как можно сильнее. Изменился ли объем воздуха в нем?
Возьмите шприц, зажмите отверстие для иглы пальцем и попытайтесь сжать воздух в нем как можно сильней. На какую часть своего объема он сжался?
Попробуйте выдвинуть гипотезу (предположение) о строении газов.
II. Обсуждение результатов опытов
После окончания опытов, по группам обучающиеся возвращают оборудование на демонстрационный стол и помогают учителю расставить его так, чтобы результаты были видны всему классу. Опыты второй группы как самые эффектные демонстрируются еще раз всем присутствующим в процессе общего обсуждения.
Обсуждение проходит быстро – в форме докладов экспериментатора и теоретика. Учитель помогает формулировать все основные мысли. После выступления учеников первой группы учитель предлагает рассчитать, какая часть крупинки марганцовки содержится в 1 мл воды в третьем стакане. После этого у ребят уже нет затруднений в ответе на вопрос «Как же устроено вещество?» Формулируется определение понятия «молекула»: Молекула вещества – это мельчайшая частица данного вещества. Необходимо обратить внимание на сохранение молекулой основного свойства вещества: «Молекула марганцовки – розовая, а молекула сахара – сладкая».
Обсуждение последующих опытов уже не прерывается учителем, но после каждого объяснения он подчеркивает способность вещества в любом состоянии расширяться и сжиматься.
После окончания докладов обсуждается вопрос, как же упакованы молекулы, если вещество может расширяться и сжиматься. Обычно возникают две версии:
расширяются сами молекулы;
увеличиваются расстояния между молекулами.
Учитель помогает выбрать нужную гипотезу, объясняя несостоятельность другой.
Теперь, когда мы выдвинули гипотезу, надо проверить ее, попытаться объяснить с ее помощью различные факты. Давайте решим задачи.
Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике: кто-то украл золото? Или это чудо, знамение?
Объясните на основе гипотезы Демокрита о существовании мельчайших частиц вещества, что же произошло.
Износ обуви, углубления в ступенях древних лестниц, протирание локтей пиджаков, брюк. Не наводят ли эти будничные явления на глубокие научные размышления? На какие?
Вы делаете уроки. Из кухни доносится аппетитный запах жареной картошки. Как это могло произойти, согласно гипотезе Демокрита? Не доказывает ли распространение запахов существование промежутков между молекулами?
В каждом случае учитель выслушивает ученика, а затем повторяет его ответ на «языке физики», т.е. употребляя общепринятую терминологию: «все вещества состоят из молекул», «между молекулами существуют промежутки», – добиваясь того, чтобы ученики сами начали ее употреблять.
Сегодня мы убедились, что сами можем многого добиться, пользуясь методами физики: опыты, размышления приводят нас к гипотезе, с помощью которой мы объясняем происходящие вокруг нас явления.
Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
Волков В.А., Полянский С.Е. Универсальные поурочные разработки по физике: 7 класс. – М.: ВАКО, 2013.
Презентация по физике «Физические термины. Методы научного познания. » ( 7 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Физические термины. Методы научного познания. » Тема урока №2
План урока: Некоторые физические термины. Методы научного познания Закрепление изученного Домашнее задание
Физические термины Физическое тело Материя: вещество и поле Физические явления Наблюдение Гипотеза Опыты и эксперименты
Физическое тело – видимые и невидимые предметы, которые нас окружают
Материя – все то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания Вещество – то из чего состоит физическое тело, один из видов материи Поле – особый вид материи, который обнаруживается по его действию. Примеры : свет, радиоволны, магнитное поле, электрическое поле, гравитационное поле.
Сформулировав проблему, ученые выдвигают гипотезу. Гипотеза- предположительное суждение о закономерной связи явлений. Пример. Гипотеза о строении вещества: вещество состоит из мельчайших частиц (молекул), которые непрерывно движутся, действуют друг на друга на малых расстояниях. Для подтверждения или опровержения гипотезы проводятся опыты и эксперименты.
Опыты и эксперименты 1. проводят с определенной целью, 2. по плану, 3. выполняют измерения, 4. делают выводы Рене Декарт Блез Паскаль Эванджелиста Торричелли Галилео Галилей
Экспериментальная проверка гипотезы- заключительный этап научного познания Немецкий ученый Отто фон Герике в 1654году экспериментально доказал существование атмосферного давления.
Закон природы- закон, связывающий между собой различные физические явления, происходящие в природе Законами становятся подтвержденные экспериментами и проверенные на практике гипотезы. Открытие закона- большое событие в науке.
Закрепление Изменения, которые происходят в природе, называют … Вокруг нас находятся различные предметы: столы, стулья, книги, карандаши. В физике всякий предмет называют … То из чего состоит физическое тело – … Например: медь, алюминий, вода, воздух.
Ответить на вопросы( продолжение): 4.Перечислите основные этапы метода научного познания. 5. Какова роль наблюдений в постановке проблемы? 6. Что такое гипотеза? Приведите пример. 7. Какие явления можно объяснить на основе строения вещества? 8. Почему гипотезы нуждаются в экспериментальной проверке? 9. Что называют законом природы?
Выполнить задания 2.7,2.10,2.15. Домашнее задание: § 2,3, ответить на вопросы в конце параграфов, Из сборника задач под редакцией Л. Э. Генденштейна №2.5, 2.9, 2.28.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 496069
Не нашли то, что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.