Для чего нужны небылицы
Для чего нужны небылицы
Автор: Пучкова Галина Анатольевна
Организация: МБДОУ № 5 «Аленький цветочек»
Населенный пункт: Краснодарский край, г. Тихорецк
Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного образования путём обмена опытом по развитию речи дошкольников с помощью сочинения небылиц.
Кто поверит, что это бывает
Кошка с мышкой в обнимку гуляет.
Волк овечку катает в коляске.
А под вечер читает ей сказки.
Рыба песни поет, словно птица.
Трус-охотник зайчишку боится
Жаба с ветки на ветку порхает…
Кто поверит, что это бывает?
Одним из известных авторов небылиц является детский писатель К. И. Чуковский. Не одно поколение детей выросло на его произведениях и полюбило их героев, добрых и злых, глупых и жадных. Он говорил: «Детские небылицы представляют собой первую интеллектуальную детскую игру, которая содействует гармоническому развитию детей.»
К сожалению, современные дети много времени проводят за просмотром мультфильмов и игре на компьютере, из-за чего меняется их мировосприятие. Часто дети совершенно не отличают реальность от виртуальности. Поэтому стоит чаще привлекать детей к изучению народных небылиц для детей. Они помогут определить, насколько же реально то или иное событие. Фантазию нужно развивать с детства. И здесь роль всяких небылиц, нелепиц, перевертышей и путаниц огромна
Каково же значение небылиц для детей?
— развивают все стороны устной речь;
— способствуют развитию логического мышления;
— развивают воображение и детскую фантазию;
— способствуют расширению кругозора
— учат понимать юмор;
— воспитывают интерес к художественной литературе.
Дети любят не только слушать небылицы, но и сочинять сами. Небылицы являются плодом фантазии и воображения, которые позволяют детям самостоятельно составлять и придумывать их. Можно научить детей сочинять небылицы из стихотворений: переставлять слова, запутывать, чтобы было смешно.
Небылицы, придуманные детьми очень интересны, они помогают понять внутренний мир ваших детей. Сюжеты небылиц можно зарисовывать, отобразить в аппликации и лепке. Рассматривать такие работы очень интересно и забавно.
Сейчас я предлагаю вам попробовать сочинить небылицы. Я раздам желающим различные словосочетания из стихотворения, а вы из них составите небылицы. (Проводится выполнение задания педагогами. После выполнения работы педагоги зачитывают свои варианты небылиц.)
В заключение хочется сказать, что на нас, взрослых, лежит огромная ответственность в передаче детям своих накопленных знаний, умений, культуры. Передать этот опыт детям можно только с помощью речи. Дошкольники овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Большую значимость в развитии речи имеют малые формы фольклора, такие как небылицы. Благодарю вас за ваше внимание и старание!
Злой кабан сидел на ветке,
Пароход томился в клетке,
Соловей точил клыки,
Дикобраз давал гудки.
Кошка физику учила,
Маша хвостик свой ловила.
Буратино сшил себе штаны,
Портной все поел блины.
Ёж накрыт к обеду был,
Чиж усами шевелил,
Рак летал под облаками,
Стол гонялся за мышами.
Чайник прыгал во дворе,
Мальчик булькал на костре
Что такое небылицы? Небылицы
Небылица как литературный жанр
Небылица (небывальщина, нелепица) — это фольклорный жанр, который представляет собой небольшое произведение комического содержания чаще всего в стихотворной форме. Его сюжет нарочито искажает действительность, меняет в ней всё местами (например, ворон одет в красные сапоги, играет на трубе и рассказывает сказки). Причём это несоответствие, абсурдность утрируется, подчёркивается, за счёт чего и создаётся комический эффект. На Руси этот жанр активно использовали скоморохи, которые разъезжали по деревням и развлекали народ.
На Руси жанр небылиц был очень популярен в репертуаре скоморохов, которые развлекали публику
В небылице активно используется литературный приём оксюморона — сочетание понятий, которые полностью противоречат друг другу. Например, «жил на свете великан низенького роста». В. Я. Пропп, известный литературовед-фольклорист, относит небылицу к разновидности сказки, в которой действительность выворачивается наизнанку.
Зато несомненно особый вид сказочного творчества составляют небылицы, т. е. рассказы о совершенно невозможных в жизни событиях вроде того, что человек проваливается по плечи в болото, утка вьёт гнездо на его голове и откладывает яйца, волк приходит лакомиться яйцами и т. д. На таких небылицах основаны всемирно известные рассказы о похождениях Мюнхгаузена, в значительной части восходящие к фольклору.
В. Пропп «Поэтика Фольклора»
https:///preview/1621582/
Сходства и отличия считалки и небылицы
Небылица как жанр чем-то напоминает считалку:
В считалках, как и в небылицах, часто случаются различные курьёзы с животными
Существует ряд считалок, которые можно отнести и к нелепицам, например «Плыл по морю чемодан», «Свиньи в лодке танцевали…» и др.
Однако необходимо выделить и существенные отличия:
В небылицах обычно всё перевёрнуто с ног на голову
Значение небылиц для детского развития
Небылица не просто излагает бессмысленные фантастические события. Знакомство с такими произведениями полезно для развития детей:
В основе небылицы — отступление от логической нормы, его понимание развивает интеллект ребёнка
Видео
Небылицы в Америке
Американский фольклор в качестве неотъемлемой части имеет жанр небылицы, который восходит к соревнованиям по хвастовству на Диком Западе. «Тостмастерс Интернешнл» устраивает каждые два года конкурсы ораторского искусства, которые в качестве одного компонента могут включать в себя рассказывание различных небывальщин. Участнику в этом случае дается на историю 3-5 минут, а затем она оценивается жюри.
К самым популярным героям небылиц в Америке относятся следующие персонажи, некоторые из которых являются к тому же историческими: великан-дровосек Поль Баньян, взявший топор в руки на второй день после своего рождения; Пит Корд, его младший брат; Тони Бивер; Пекос Билл, Даниэль Бун и другие.
Использование небылиц в художественной литературе
Характерны они в основном для устного народного творчества, но встречаются также литературные небылицы, в основном основанные на различных сюжетах из фольклора. Примеры можно привести следующие: приключения Мюнхгаузена в изложении писателя Эриха Распе, Гаргантюа и Пантагрюэля из одноименного романа Рабле, поморские сказки Степана Писахова и Бориса Шергина. Сюда же входит и стихотворение «Путаница» Корнея Чуковского, которое состоит целиком из перевертышей.
Чуковский показывает детям, что в поведении животных правильно. В основе этой сказки лежит борьба со злом: море подожгли лисички, которые взяли спички. Развязка неожиданно: никто не смог потушить его, только маленькая бабочка смогла это сделать.
Чуковскому в борьбе за сказку в 20-е годы приходилось сталкиваться с педагогами, утверждавшими, что она элемент отжившей буржуазной культуры, они даже издали научный труд — целый сборник статей под названием «Мы против сказки». Было высказано много оскорбительного также в адрес перевертышей. Именно Чуковский возродил этот жанр. Сегодня, к счастью, отношение к сказке совсем другое.
Самуил Маршак (годы жизни — 1887-1964) сочинил известные стихи про рассеянного человека с улицы Бассейной. Они были созданы еще в довоенное время, когда писатель жил в Ленинграде, неподалеку от существовавшей в действительности улицы Бассейной (сегодня она называется улицей Некрасова).
Примеры считалок
Считалки — это шуточные стихотворения, помогающие распределить роли участников игры.
С помощью считалок дети договариваются, кто первым будет водить
Для чего нужны небылицы
Короткие тексты приносят большую пользу на начальном этапе чтения. Чаще всего родители берут их из букваря.
Дошкольникам, да и младшим школьникам время от времени надоедает читать учебники. Тогда им полезно подкинуть что-нибудь весёлое: короткие смешные истории, небылицы, небылицы в стихах.
Мы пишем о дошколятах, но работа со смешными короткими текстами ещё полезнее для первоклассников. Тут ещё надо учесть «клиповое внимание» современных детей, которое быстро истощается. А такие тексты активизируют интерес к читаемому. После них легче вернуться к чтению про то, что не очень интересно.
Небылицы в развитии
Небылицы (нелепицы) важны в развитии детей по следующим причинам:
Необычное и смешное применение предметов
Для понимания небылиц, всяких нелепиц полезно начать работу с придумывания необычного применения предметов:
Небылицы в стихах
Задания на поиск и объяснения небылиц в стихотворении
Путаница-перепутаница 1
Лесная небылица
Как-то летом на опушке
Куковали три лягушки.
К ним зайчонок прибежал,
Клюв открыл и замычал.
Пролетал над ними лось.
(Лосю что-то не спалось.)
Крикнул громко лось с небес:
— Тише, братцы, это лес!
Путаница-перепутаница 2
Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко крякают котята.
Проползла змеёю луковица.
Получилась перепутаница. (В. Бурыкина)
Удивительная грядка
Я не зря себя хвалю.
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье.
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал кактус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Знаю я, что говорю,
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зря?(Э. Успенский)
Жили-были.
Перепутаница 3
А у рыженькой у белки
Три морковки на тарелке,
А орешков нету!
А у Пети-петушка
Травки целых три мешка!
А зёрнышек нету!
У мохнатых медвежат
В миске зёрнышки лежат,
А медку-то нету!
А у Журы-журавля
Три тарелки киселя,
А лягушек нету!
Это значит,
Что всё тут перепутано.
А теперь попробуй сам
Всё расставить по местам! (В. Данько)
Эти стихотворные нелепицы можно давать детям на слух, предлагая выполнить какое-то действие, услышав небылицу.
Инструкция. Я буду читать стихотворение, а ты внимательно слушай. Как услышишь небылицу, подпрыгни (присядь, хлопни, топни. ).
Цель: поиск небылиц и замена их «рядовым» текстом
Небылица про Машу и маму.
Это Маша. Ей шесть лет. Каждое утро Маша ходит на работу. Она продавец. У Маши есть мама. Вечером Маша отводит её в детский сад. Пока Маша работает, мама гуляет, обедает и спит. Мама знает, что утром Маша придёт за ней.
Небылица про зайца.
Жил-был в лесу заяц. Он был огромный, рогатый. Все звери его боялись. Как увидят, кто куда прячется. Волк в речку сразу ныряет. Рыбы по норам прячутся. Медведь сразу подальше улетает. А лисица из дупла высоко на дереве выглядывает. Одна серая мышь зайца не боялась. Она боксом занималась. Встанет на пути у зайца, да как начнёт кулачищами махать. Заяц никогда её не обижал. Только съесть грозился.
Огромная небылица.
Жил-был в лесище зайчище. Страшилище, каких ни людищи, ни зверищи не видели. Однажды пришёл зайчище на речищу. Видит, плавает крокодилище. Зайчище закричал крокодилищу:
— Плыви сюда. Я на тебе покататься хочу.
— Хаханьки! Беги по водище. Догонишь, покатаю.
Небылица про умного Ваню
— Чем рыбу ловить будешь?
— Руками. Схвачу за хвост и не отпущу.
Много ли рыбы наловит Ваня?
Небылицы, придуманные детьми
Цель: придумывание небылиц самими детьми
После непродолжительного знакомства с «перепутаницами» полезно предложить ребятам придумать небылицы. У некоторых получаются очень интересные, смешные и понятные другим детям короткие тексты, как, например, сочинил семилетний мальчик.
Небылица про картошку с глазами.
Жила-была картошка с глазами. Картошка по сторонам все разглядывала, а потом другим картошкам рассказывала. Потом ей надоело это.
— Какие вы глупые. Скучно мне с вами. Пойду я мир посмотреть
Выпрыгнула из мешка и пошла гулять по кухне. А хозяйка была колдунья. И у неё был день рождения.
Но картошка загордилась и не стала отвечать. Тогда хозяйка превратила гордую картошку в пирожное «картошку» и подала гостям к чаю. А они её и съели с удовольствием. (Кирилл Тихонов, 7 лет)
Небылицы помогают понять скрытый смысл текста. Смешные короткие тексты также хороши для развития воображения дошкольников. Играя с небылицами, ребёнок начинает прислушиваться к слову, что способствует интуиции.
Памятка для родителей и педагогов по работе с небылицами «Это правда или нет?»
Ольга Отинова
Памятка для родителей и педагогов по работе с небылицами «Это правда или нет?»
Составила: Отинова Ольга Анатольевна, учитель-логопед высшей категории,
МБДОУ «Детский сад № 28 «Аленушка» г. Кудымкар, Пермский край
Развивается память, активизируется словарный запас, закрепляется представление и предметах и явлениях, качественных свойствах предметов и их предназначение, слуховое восприятие, эмоции – ребенок очень эмоционально реагирует на небылицы в картинках.
Восприятие путаниц на слух позволяет детям не только развивать внимание, но и воображение. Они представляют, что происходит, когда слова – предметы меняются местами.
С другом мы играли в чашки,
Пили чай из белой шашки.
Использовать, включать игру с небылицами, путаницами можно на занятиях, вне занятий, в индивидуальной работе или с группой детей, с опорой на картинки и без них.
Вылезла из норки шишка
На нее упала мышка.
Необходимо предлагать в соответствии с возрастом и возможностями детей. Можно предложить для осмысления по одной две строчки из стихотворения, если оно длинное или сложное.
Предлагаю вашему вниманию несколько игровых упражнений с небылицами или путаницами.
Игра «Это правда или нет?»
1. У кошки – щенок? У утки – цыпленок?
У лисы – медвежонок? У зайца – мышонок?
2. Бабочка плавает, а рыбка летает?
Утка квакает, а лягушка крякает?
Лопата пилит, а пила копает?
Огонь льет, а вода горит?
Врач учит, а учитель лечит?
Ножик сладкий, а груша острая?
Шуба речная, а рыба меховая.
Варенье мягкое, а кресло сладкое.
Арбуз деревянный, а стул спелый.
Вода длинная, а дорога горячая.
Рука вареная, а картошка сильная.
Стул вкусный, а сок железный.
Ребенок каменный, а пол маленький.
Море стеклянное, а окно глубокое.
3. Журчат ручьи или грачи?
Тает снежинка или слезинка?
Летает птичка или лисичка?
Трещит лед или мед?
4. С другом мы играли в чашки,
Пили чай из белой шашки.
Мы с сестрой посуду шили,
И наряды куклам мыли.
Вылезла из норки шишка,
На нее упала мышка.
Над рекой летели птицы: Голубь, щука и синица.
Накормили мы зверей: Пса, кота и снегирей.
Мама овощи купила: Помидоры, лук и мыло.
Небылицы.
Как у нашего Мирона
На носу сидит ворона,
Строят гнезда из лапши.
Сел баран на пароход
Это правда или нет?
Теплая весна сейчас,
Огурец созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
Быстро дайте мне ответ
Это правда или нет?
Лает кошка из лукошка,
На сосне растет картошка,
Море по небе летит,
Волки съели аппетит,
Звонко квакают утята,
Тонко крякают котята,
Проползла змеею луковица –
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
А рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки.
Я видел озеро в огне,
Собаку в брюках на коне,
На доме шляпу вместо крыши,
Котов, которых ловят мыши.
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я встретил двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!
Слушай сказку, не скучай
Да ошибки примечай.
Любит овощи внучок:
Грушу, яблоко, лучок,
И морковку, и лимон,
— С овощами дружит он.
Две подружки ходят в сад.
Что-то делают не так:
Если дождик на дворе,
Зонтик прячут поскорей.
Хитро смотрит старый пёс.
У него в глазах вопрос:
«Листья плавают по лужам.
На дворе, наверно, стужа?»
Чтоб побольше было силы,
Ира мёду попросила.
Угостила мама дочку
Ложкой кислого медочку.
Сладкого лимона сверху положила.
Разве эта мама вас не уди пила?
— Хлопья снежные летят».
«Прилетели птицы с юга,
Значит, скоро будет вьюга»,
— Думал старый воробей.
Санки вытащила Света
— На дворе, наверно, лето?
Или осень? Или снег?
Поскорее дай ответ.
Мы у мамы шубы просим
— Значит, к нам вернулась осень.
Будем в шубах мы гулять
И грибочки собирать.
Дети гуляли,Стихи сочиняли: «Листопад, листопад — Хлопья снежные летят».
«Прилетели птицы с юга, Значит, скоро будет вьюга», — Думал старый воробей. Ну а ты его умней?
Я нарву букет ромашек
И венок сплету сама.
Полюбуйся на ромашки,
Небылица.
Ехал кактус на коне,
Вел старушку на ремне.
А собачка в это время
Узнавание конфликтных изображений-нелепиц.
Это задание ориентировано на выявление у ребенка чувства юмора как одного из аспектов развития эмоционально-личностной сферы.
Развивайся, малыш! Сюжетные картинки по развитию речи.
К системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста / О. В. Закревская. — М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
Мир наоборот, или Для чего ребенку небылицы
Русские небылицы для детей.
Зачем небылицы нужны детям
Сегодня вряд ли можно найти родителей, которых бы не волновала проблема развития ребенка. Под руководством взрослых дети играют, рисуют, танцуют, поют, лепят, вырезают, складывают конструкторы, мозаики и пазлы. Им читают стихи, рассказы и сказки. Но существует литературный жанр, который зачастую незаслуженно игнорируют не только родители, но и некоторые воспитатели. Речь идет о небылицах.
Эти творения чем-то похожи на сказки, но в последних сохраняется некоторое ощущение реальности, а вот в первых намеренно нарушается очередность событий, логика действий героев.
Казалось бы, зачем небылицы нужны детям, ведь задача взрослых – объяснить малышу как правильно, а как неправильно, что так бывает, а так не бывает. Однако дело как раз в том, что ребенок познает мир «от противного». В результате – он лучше запоминает. Подобную закономерность заметил еще Корней Иванович Чуковский и описал ее в своей книжке «От двух до пяти».
Чтение небылиц развивает внимание, мышление и воображение ребенка, воспитывает у него чувство юмора и, как это ни парадоксально, позволяет ощутить границы реальности. Он учится не принимать все на веру, а это очень важно во взрослой жизни.
Знакомить малыша с небылицами можно с трех лет. Для этих целей подойдут небольшие фольклорные произведения с понятным ему сюжетом. Например:
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла,
Между небом и землей
И нечаянно хвостом
После прочтения взрослый просит ребенка объяснить, как бывает на самом деле.
Детей постарше знакомят и с авторскими небылицами. К этому жанру обращались многие детские поэты, среди которых Д. Хармс, Г. Сапгир, Б. Заходер, Я. Бжехва, А. Усачев и другие. У подросшего ребенка уже недостаточно просто спросить, как бывает и как не бывает. Важно дать волю его фантазии.
Например, прочитав стихотворение-небылицу Яна Бжехвы «На Горизонтских островах», взрослый предлагает малышу нарисовать или слепить эти таинственные острова или даже придумать свои.
После прослушивания песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» интересно вместе с ребенком придумать и нарисовать существо, у которого «такие перья, рога такие, копыта очень стройные и добрая душа». Конечно, взрослый выполняет лишь роль подсказчика, а все остальное ложится на плечи малыша.
Или же пусть «изобретет» аппарат для сбора клюквы как герой Ю. Энтина из стихотворения «Небылицы». Идея воплощается в рисунке, аппликации или композиции из пластилина. Также подойдут кубики, детали конструктора, природный материал (шишки, желуди, каштаны). Потом ребенок с удовольствием расскажет о своем «ноу-хау».
Небылицы для детей – это не только литературные произведения, но и картинки, раскраски. Полезно предложить малышу определить, что перепутал художник, раскрасить черно-белую картинку-небылицу. Возможно, впоследствии он сам захочет нарисовать что-то необычное. Наконец, с небылицами ребенок знакомится в детском театре, во время просмотра мультиков и детских кинофильмов.
Впрочем, чрезмерно увлекаться подобными произведениями тоже не стоит. Любой абсурд, парадокс, выход за пределы реальности ослабляет психологическую защиту человека, а дети более чувствительны, чем взрослые. Поэтому игры с небылицами лучше сочетать с чтением произведений других жанров (сказки, рассказы), с иными, но не менее интересными занятиями (слушание музыки, прогулка во дворе, поездка на дачу и т. д.).