Для чего нужны обращения
Зачем нужны обращения
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Сочинение-рассуждение
на лингвистическую тему
«ЗАЧЕМ НУЖНЫ
ОБРАЩЕНИЯ?»
Из опыта работы
учителя русского языка и литературы
МОУ Бужаниновская СОШ
Сергиево-Посадского района Московской области
Бурак О.В.
Описание слайда:
Тип урока: урок применения знаний,
развитие речи.
Цель: обучение школьников написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему «Зачем нужны обращения?»в рамках подготовки к ГИА.
Задачи:
Формирование умения характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями за счет осмысления основных функция обращений.
Формирование умения составлять собственное высказывание на лингвистическую тему, пользуясь алгоритмами и вариантом сочинения.
Развитие творческой, речевой и мыслительной активности.
Описание слайда:
ГИА, задание С2.1
Зачем нужны обращения?
Это избыточная информация.
Мы и так понимаем о чем или о ком идет речь.
Ребята, кто может
доказать Вите,
что он не прав?
Описание слайда:
Что же такое обращение?
Обращение- это слово или сочетание слов, называющее того к кому обращена речь.
Описание слайда:
Описание слайда:
Особенности обращений
Имеет форму Им.п.,
произносится с особой
звательной интонацией
Товарищ, верь: взойдет она,
звезда пленительного счастья.(П.)
В разговорной речи
выражено одушевленными
существительными,
прилагательными,
причастиями ( в значении
существительных).
Провожающие, освободите вагоны!
Различаются
распространенные
и нераспространенные
обращения
Береза, береза родная,
о тебе я в тропических чащах скучал
В художественной речи
могут быть
неодушевленными
существительными.
Что ты рано в гости, осень,
к нам пришла?
Описание слайда:
Описание слайда:
ВНИМАНИЕ!
Произносится с особой
звательной интонацией
2. Не является членом
предложения.
3. На письме выделяется
знаками препинания
1. Является главным
членом предложения.
2.Нельзя убрать из предложения
без изменения смысла.
3.Не выделяется знаками
препинания
обращение
подлежащее
Описание слайда:
Описание слайда:
Особые случаи!
Личные местоимения
ты и вы,
как правило, не являются
обращениями,
а выступают
в функции подлежащего
Ты желаешь возвестить
людям какую-нибудь истину?
Они могут входить
в состав
распространенного
Обращения.
Да неужели вам мало,
ненасытный Вы этакий!
однако
Описание слайда:
Исключения
Личные местоимения ты и вы могут сами по себе выполнять функцию обращения, заменяя собой название лица, к которому обращена речь. В этом случае они выделяются запятыми.
Пример: Эй, ты, не спи!
Описание слайда:
Употребим обращения
1. Научись использовать обращения в различных речевых ситуациях:
разговор по телефону;
поздравление;
деловое письмо.
2. Правильно распространите обращения.
1…мама! Я беспокоюсь о твоём здоровье.
2…Андрей Викторович! Сердечно поздравляем Вас с юбилеем!
3…Елена Ивановна, разрешите ученикам заниматься в спортивном зале.
4…Машенька, я очень по тебе соскучилась.
Описание слайда:
Напишем сочинение-рассуждение
Тема: «Зачем нужны обращения?»
ТЕЗИС
Аргумент №1:
ФУНКЦИЯ + ПРИМЕР
ИЗ ТЕКСТА
Аргумент №2:
ФУНКЦИЯ + ПРИМЕР
ИЗ ТЕКСТА
ВЫВОД
Описание слайда:
Описание слайда:
Работа с обращениями
Определяем значение обращений, их роль в тексте.
Батюшка Петр Андреич. (Привлечь внимание к собеседнику, побудить его слушать).
Собака. (Выразить отношение к говорящему)
Старинушка. (Отразить речевую культуру человека)
Разбойник (Выразить отношение к говорящему)
Господи Владыка. (Отразить речевую культуру человека)
Описание слайда:
Работа с обращениями
Группируем обращения.
1. Отношение говорящего к собеседнику:
разбойник, собака.
2. Привлечение внимания к собеседнику, побуждение к слушанию: батюшка Петр Андреич.
3. Отражение речевой культуры человека: старинушка, Господи Владыка
Описание слайда:
Подготовка к рассуждению.
ОПОРА
Запишите вопрос задания: «Прав ли Витя, утверждая, что обращения не нужны в нашей речи?»
Запишите ответ на него: «Я считаю, что обращения имеют важное значение в нашей речи».
Запишите ПОТОМУ ЧТО и подберите аргументы, иллюстрируя их примерами из текста.
Описание слайда:
Композиция сочинения
Вступление
Начать сочинение вы можете как фразой,
принадлежащей Вите, так и
собственным высказыванием.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Приведите 2 примера из прочитанного текста,
иллюстрирующие разные
функции языкового явления.
Приводя примеры, указывайте номера нужных
предложений или применяйте
цитирование.
Заключение.
Описание слайда:
Варианты вступления
Начать можно с
1) фразы, принадлежащей герою дискуссии, и её комментария;
2) согласия или несогласия с одним из участников лингвистического спора;
3) вопроса;
4) собственного высказывания;
5) предложения, констатирующего
актуальность темы.
Описание слайда:
Основная часть
Виды аргументов:
1) прямое доказательство (прямое указание на необходимость явления);
2)доказательство от противного (что произошло бы, если бы явление отсутствовало?).
Способы грамматической связи :
вводные слова: во-первых, во-вторых…
союзы: однако, хотя, потому что, так как, для того чтобы…
лексические, местоимённые повторы;
синонимы.
Описание слайда:
Вывод
В заключение сочинения возможно использование следующих клише
Все сказанное позволяет сделать следующий вывод…
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод…
Можно убедиться в том, что…;
В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
Следовательно, таким образом, итак, в заключение, как видим…
Описание слайда:
Требования к экзаменационному сочинению-рассуждению
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.
Вы можете писать работу от своего имени или от имени Вити.
Работа должна отличаться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
— отсутствие логических ошибок, последовательность изложения не нарушена;
— в работе нет нарушений абзацного членения текста.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(Из демоверсии)
Описание слайда:
Вариант сочинения
Я не могу согласиться с Витей, который утверждает, что обращения- это избыточная информация, которая только мешает нам. Уверена, что их можно сделать своими друзьями, которые помогут привлечь внимание собеседника и побудить его слушать, выразить отношения к говорящему, указать на степень родства и социальный статус человека, олицетворить неодушевленные предметы, отразить речевую культуру человека.
Хорошими помощниками стали обращения писателю А.С.Пушкину в повести «Капитанская дочка». В 8-м и 11-м предложениях по обращениям :собака и разбойник мы понимаем, как относится Савельич к вожатому. В предложении №9 благодаря обращению «старинушка», мы можем сказать о речевой культуре человека. А в предложении № 6 обращение служит для привлечения внимания к собеседнику ( батюшка Петр Андреич).
Примеры из текста являются убедительным доказательством того, что без обращений нам не обойтись.
Описание слайда:
Пользуясь алгоритмами написания сочинения- рассуждения и вариантом готового сочинения, допишите свою работу.
Описание слайда:
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: Просвещение, 2008.
Дейкина А.Д., Журавлева Л.И., Пахнова Т.М. Практикум по русскому языку. – М.: Вербум, 2004.
Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации. – Ростов н/Д: Легион, 2008.
Сиденко Н.В. Русский язык. 8 класс: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2005.
Хлебинская Г.Ф. Русский язык. 11 класс. Синтаксис простого и сложного предложения. – М.: ОНИКС 21 век, 2009.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Мультимедийный урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Зачем нужны обращения?»
Авторский мультимедийный урок в 9 классе замещает все материалы поурочного плана,помогает достичь следующие цели:
1. Расширить знания о выразительно-изобразительной и модальной функции обращений, выражающей отношение говорящего (пишущего) к адресату речи.
2. Собрать материал к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.
3. Способствовать повышению культуры устной и письменной речи учащихся.
Просмотр содержимого документа
«Мультимедийный урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Зачем нужны обращения?»»
Краснодарский край, Новокубанский район,
с. Новосельское, МОУСОШ№12
русского языка в 9 классе.
Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему:
Учитель русского языка и литературы
Ширина Галина Александровна.
1. Расширить знания о выразительно-изобразительной и модальной функции обращений, выражающей отношение говорящего (пишущего) к адресату речи.
2. Собрать материал к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.
3. Способствовать повышению культуры устной и письменной речи учащихся.
Думай о человеке, обращаясь к нему…
Представьте себе, что из нашего языка вдруг исчезли имена и фамилии людей, клички животных. Какая началась бы неразбериха! Ты хочешь позвать Мишу, а приходит Коля, обращаешься к Маше, а откликается Наташа. Даже вызвать ученика к доске было бы весьма сложно. Не показывать же на него пальцем, это невежливо!
Во всех таких случаях нас выручают обращения!
Но ведь мы обращаемся не только к людям или животным.
Помните, в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» царевич Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру: Свет наш, солнышко»,»Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!», «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч»…
Этими обращениями к солнцу, месяцу и ветру поэт хотел образно показать силу чувств юного царевича, который призывает на помощь всемогущую природу, чтобы найти свою невесту.
С древнейших времён обращения в русском языке используются не только как призыв к лицу или предмету, но и как средство художественной выразительности.
… Полистаем замечательный памятник отечественной и мировой культуры, созданный восемь веков назад: «Слово о полку Игореве».
Вот князь Игорь обращается к своим воинам, с которыми его объединяет общая цель –защитить от врагов родную землю:
« Дружина моя, братья! С вами, русичи, хочу либо голову свою сложить, либо шлемом испить из Дону».
Печально прощаются с Родиной участники похода:
Попробуйте переставить здесь слова: Уже за холмом русская земля, и предложение без обращения утратит свою эмоциональную силу.
В тревоге за мужа плачет в Путивле Ярославна, заклиная ветер, реку и солнце:
О ветер, ветрило! . Зачем моё веселье по ковылю развеял?
О Днепр Словутич . Прилелей моего милого ко мне.
Светлое и трижды светлое солнце! . Зачем простёрло ты горячие лучи на воинов моего лады?
Здесь природа выступает как живое существо: своевольный и безразличный к чужому горю ветер-ветрило, могучий Днепр Словутич, который может пробить каменные горы, светлое и трижды светлое, несущее людям тепло и радость, солнце.
Учёные – лингвисты говорят, что в подобных случаях призывная функция обращения сочетается с оценочно – характеризующей.
Вообще в речи, как устной, так и письменной, обе функции очень часто сливаются воедино. Например, уже по тому, как обращается в письме один человек к другому, можно судить об отношениях пишущего к адресату, о чувстве, которое он испытывает к нему.
Обратите внимание на обращения в таком тексте:
В учёбе – истоки побед.
С площадки спортивной,
С прочитанной книжки
Старт освоенья планет!
Какие чувства вызывают у вас обращения девчонки, мальчишки?
В словарях эти слова даны с пометой, как имеющие оттенок пренебрежительности. Но в данных стихах они звучат дружески, доверительно.
Оттенок дружественности и доверительности могут приобретать и слова, словосочетания, имеющие обычно оттенок торжественности.
Много разных дел вокруг,
Обращение «мой друг» – торжественно и даже немного официально, воспринимаются по-дружески, искренне.
В разговорной речи мы нередко употребляем обращения-имена с уменьшительно-ласкательными, а бывает, и с уничижительными суффиксами, и даже имена в усечённом виде.
Но при этом всегда нужно помнить об интонации. Можно произнести чьё-то имя сердито, насмешливо или строго, по-дружески или ласково…Человеку всегда приятно, когда в разговоре произносят его имя. Это придаёт беседе характер дружеской близости, теплоты.
Основная функция обращения – звательная. Однако обращение может одновременно передавать экспрессивно-эмоциональные отношения ( риторическое обращение ).
Лишь к тебе я любовь берегу!
Что стоишь нагнувшись под метелью белой.
Какие две функции выполняют обращения в письме А. М. Горького?
С2.1 Ознакомьтесь с мнением Павла и Николая о роли обращений в публицистической и художественной речи.
Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Зачем нужны обращения?»
Желаем творческих успехов!
Обращение. Примеры предложений с обращениями
Обращение обозначает лицо или предмет, к которому относится речь говорящего. Оно не является членом предложения и выделяется знаками препинания.
Узнаем, что такое обращение в русском языке, каким оно бывает, как выделяется знаками препинания. Приведем примеры предложений с обращениями.
Что такое обращение
О лес! Как ты прекрасен золотой осенью!
Обращение выражается обычно существительным в форме именительного падежа или словом другой части речи в значении существительного. Оно произносится с особой, звательной интонацией.
Обращение не связано ни с одним членом предложения способом согласования, управления или примыкания и не соединяется сочинительной связью с помощью союзов и перечислительной интонации. По этой причине обращение не является членом предложения.
Как выделяется обращение?
Так как обращение не является полноправным членом предложения, оно отделяется знаками препинания. Если обращение произносится без восклицательной интонации, оно выделяется запятой в начале или конце предложения и запятыми, если находится в середине предложения:
Каждый труд благослови, удача (С. Есенин). […, O].
Если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. При этом первое слово пишется с прописной буквы, например:
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (М. Лермонтов)
Природа-мать! К тебе иду с своей глубокою тоскою (А. Майков).
Как хорошо ты, о море ночное! (Ф. Тютчев)
Засветись, о день счастливый! Разгони густой туман (А. Майков).
Тебе, Казбек, о страж Востока, принес я, странник, свой поклон (М. Лермонтов).
Распространенные и нераспространённые обращения
Как следует из определения, обращение может быть выражено одним или несколькими словами, то есть оно бывает нераспространённым и распространённым, например:
Забудь, товарищ мой любезный, раздор смешной и бесполезный (А.С. Пушкин).
Если части распространенного обращения разделены другими членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми:
Личные местоимения «ты», «вы», как правило, являются подлежащими в предложении, но могут входить в состав распространенного обращения. Сравним:
Примеры предложений с обращениями
Видеоурок:
Обращение в русском языке, примеры предложений, правила обособления
Тема урока: «Обращение и знаки препинания при обращении».
Сегодня мы узнаем о неотъемлемой части русского языка. Будем обращаться к людям и не только. Научимся обособлять обращения.
А для начала попробуем отгадать загадку. Что это такое?
— Дорогой Антон! Поздравляю тебя с Днем рождения!
Иногда мы можем также обращаться к животным, предметам, явлениям:
— Привет, печенье. Я тебя съем.
— Каникулы, я мечтаю о вас!
— Петя! Петя, оглянись, это я, Вася!
Обращения помогают передать отношение к адресату.
— Неряха! Ты опять заляпал всю рубашку.
Для чего нужны обращения?
В древнерусском языке для обращений использовался особый, звательный падеж. Сейчас элементы этого падежа можно увидеть в сказках.
В «Сказке о Золотой рыбке» это известный вопрос: «Чего тебе надобно, старче?»
Звательный падеж также сохранился в церковнославянском языке, например, в молитвах. Примером может стать начало известной молитвы «Отче наш».
В древнерусском языке для обращений использовался особый, звательный падеж
Однако два слова в звательном падеже и теперь очень часто употребляются в речи.
— Боже, какая сложная контрольная!
— О Господи! Кажется, я сделал пятнадцать ошибок!
Выделенные слова в этих предложениях стоят в звательном падеже.
Но в таких предложениях «Боже» и «Господи» — это уже не обращения, а междометия. Будьте внимательны!
В древнерусском языке для обращений использовался особый, звательный падеж
Обращения могут распространяться, иметь зависимые слова.
Мама, ты лучше всех! Дорогая мама, ты лучше всех!
Пассажиры, своевременно оплачивайте проезд. Уважаемые пассажиры, своевременно оплачивайте проезд!
Девушка, вы забыли свой кошелек! Девушка в синей шапочке, вы забыли свой кошелек!
В первом столбце – предложения с нераспространёнными обращениями. Во втором – предложения с распространенными обращениями.
Обращения могут распространяться, иметь зависимые слова
Обратите внимание. При усиленной интонации обращение выделяется восклицательным знаком.
В этом предложении обращение Дед Мороз выделяется запятыми с двух сторон. При этом оно отделяется от междометия ну.
— Эх, Витя, как ты мог так поступить? Междометие эх отделяется от обращения Витя.
О Родина! Как много о тебе писали и говорили! Частица о не отделяется от обращения.
А, Маша! Давно не виделись! Частица а отделяется от обращения.
Конечно, есть. Представьте себе, что вы кого-то зовете: «Маша! Маша!» К кому вы можете обратиться таким образом? К своей хорошей знакомой, подруге.
А если перед вами взрослый человек, например, пожилая женщина? Конечно, вы обратитесь к ней по имени и отчеству: «Мария Владимировна».
В русском языке к знакомым и незнакомым взрослым людям обращаются по имени и отчеству
В других странах отчество может отсутствовать. Если наша пожилая женщина — американка, то она для всех просто Мария. Или миссис Браун.
В других странах отчество может отсутствовать
Есть также особые формы обращения в этикетной обстановке. Например, в официальной переписке или на каких-либо мероприятиях. Например:
— Уважаемая Мария Владимировна! От всего нашего класса позвольте поздравить Вас с Днем пожилого человека!
Глава 30. Синтаксис. Обособленные члены предложения
Обособление – способ смыслового выделения или уточнения. Обособляются только второстепенные члены предложения. Обычно обособления позволяют представить информацию более детально и привлечь к ней внимание. По сравнению с обычными, необособленными членами предложения обособления обладают большей самостоятельностью.
Обособления различны. Различаются обособленные определения, обстоятельства и дополнения. Главные члены предложения не обособляются. Примеры:
Чаще всего обособляются определения и обстоятельства. Обособленные члены предложения выделяются в устной речи интонационно, а в письменной – пунктуационно.
§2. Обособленные определения
Обособленные определения делятся на:
Ребёнок, заснувший у меня на руках, внезапно проснулся.
(согласованное обособленное определение, выраженное причастным оборотом)
Лёшка, в старой куртке, ничем не отличался от деревенских ребятишек.
Несогласованное определение
Несогласованное обособленное определение выражается чаще всего именными словосочетаниями и относится к местоимениям или именам собственным. Примеры:
Как вы, с вашим умом, не поняли её замысла?
Ольга, в подвенечном платье, была необыкновенно хороша.
Несогласованное обособленное определение возможно как в позиции после, так и в позиции перед определяемым словом. Если несогласованное определение относится к определяемому слову, выраженному именем нарицательным, то обособляется только в позиции после него:
Парень, в бейсбольной кепке, всё время оглядывался.
Структура определения
Структура определения может быть различной. Различаются:
1. Одиночные определения обособляются независимо от позиции относительно определяемого слова, только если определяемое слово выражено местоимением :
Она, взволнованная, не могла заснуть.
(одиночное обособленное определение после определяемого слова, выраженного местоимением)
Взволнованная, она не могла заснуть.
(одиночное обособленное определение перед определяемым словом, выраженным местоимением)
2. Два-три одиночных определения обособляются, если стоят после определяемого слова, выраженного именем существительным:
Девочка, взволнованная и счастливая, долго не могла заснуть.
Если определяемое слово выражено местоимением, то обособление возможно и в позиции перед определяемым членом:
Взволнованная и счастливая, она долго не могла заснуть.
(обособление нескольких одиночных определений перед определяемым словом — местоимением)
3. Распространённое определение, выраженное словосочетанием, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному существительным, и стоит после него:
Девочка, взволнованная полученным известием, долго не могла заснуть.
(обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоит после определяемого слова, выраженного существительным)
Если определяемое слово выражено местоимением, то распространённое определение может быть в позиции как после, так и до определяемого слова:
Взволнованная полученным известием, она долго не могла уснуть.
Она, взволнованная полученным известием, долго не могла уснуть.
Обособленные определения с добавочным обстоятельственным значением
Обособляются определения, стоящие перед определяемым словом, если они имеют добавочные обстоятельственные значения. Это могут быть как распространенные, так и одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и т.д.).
В подобных случаях определительный оборот легко заменяется придаточным предложением причины с союзом потому что, придаточным предложением условия с союзом если, придаточным уступки с союзом хотя.
Для проверки наличия обстоятельственного значения можно использовать замену определительного оборота оборотом со словом будучи: если такая замена возможна, то определение обособляется. Например:
Сильно заболевшая, мать не могла ходить на работу.
(добавочное значение причины)
Даже заболевшая, мать ходила на работу.
§3. Обособленные приложения
Он, отличный врач, очень помог мне.
Отличный врач, он очень помог мне.
Распространённое приложение обособляется, если стоит после определяемого слова, выраженного существительным:
Мой брат, отличный врач, лечит всю нашу семью.
Одиночное нераспространённое приложение обособляется, если определяемое слово – существительное с пояснительными словами:
Он увидел своего сына, малыша, и тут же заулыбался.
Любое приложение обособляется, если стоит после имени собственного:
Мишка, сын соседа, отчаянный сорванец.
Обособляется приложение, выраженное именем собственным, если служит для уточнения или пояснения:
А устроил пожар на чердаке сын соседа, Мишка, отчаянный сорванец.
Обособляется приложение в позиции перед определяемым словом – именем собственным, если при этом выражается добавочное обстоятельственное значение.
Архитектор от Бога, Гауди, не мог задумать обычный собор.
(почему? по какой причине?)
Приложение с союзом как обособляется, если выражается оттенок причины:
В первый день у меня, как у новичка, всё выходило хуже, чему у других.
Одиночные приложения, стоящие после определяемого слова, не выделяемые при произношении интонационно, не обособляются, т.к. сливаются с ним:
В темноте подъезда я не узнал Мишку-соседа.
§4. Обособленные дополнения
Никто, кроме Ивана, не знал ответа на вопрос учителя.
«ЕГЭ-навигатор»: эффективная подготовка онлайн
§5. Обособленные обстоятельства
Обособляются обстоятельства, выраженные:
2) обстоятельствами с предлогом несмотря на:
Несмотря на дождь, дети убежали гулять.
3) сравнительными оборотами с союзами: как, будто, точно, словно, что, чем, нежели и др. подобными:
Облака, как ватные, низко и неспешно плыли над землёй.
О пунктуации простых предложений с обособленными обстоятельствами.
§6. Обособление сравнительных оборотов
Сравнительные обороты обособляются:
1) с союзами: как, словно, точно, будто, что, чем, нежели и др., если имеют значения:
Маша, как и все остальные, подготовилась к экзамену хорошо.
Сравнительные обороты не обособляются, если:
1. носят фразеологический характер:
Пристал словно банный лист. Дождь лил как из ведра.
2. имеют значение обстоятельства образа действия (сравнительный оборот отвечает на вопрос как?, часто его можно заменить наречием или существительным в Т.п.:
(Мы ходим (как?) как по кругу. Можно заменить сущ. в Т.п.: кру´гом)
3) оборот с союзом как выражает значение «в качестве»:
Дело не в квалификации: он мне не нравится как человек.
4) оборот с как входит в часть составного именного сказуемого или тесно связан со сказуемым по смыслу:
О чувствах он писал как о чём-то очень для него важном.
Пунктуационное оформление сравнительных оборотов.
§7. Обособленные уточняющие члены предложения
Уточняющие члены относятся к уточняемому слову и отвечает на тот же вопрос, например: где именно? когда именно? кто именно? какой именно? и др.
Чаще всего уточнение передаётся обособленными обстоятельствами места и времени, но могут быть и другие случаи. Уточняющие члены могут относиться к дополнению, определению или главным членам предложения.
Уточняющие члены обособляются, выделяясь в устной речи интонационно, а в письменной – запятыми, скобками или тире. Пример:
Мы засиделись допоздна, до самой ночи.
Внизу, в раскинувшейся перед нами долине, шумел ручей.
Уточняющий член стоит обычно после уточняемого. Они связаны интонационно.
Уточняющие члены могут вводиться в осложняемое предложение:
1) с помощью союзов: то есть, а именно:
Я готовлюсь к заданию ЕГЭ С1, то есть к сочинению.
2) также слов: особенно, даже, в частности, главным образом, например:
Повсюду, особенно в гостиной, было чисто и красиво.
Пунктуация предложений, осложнённых уточняющими или поясняющими членами предложения
Проба сил
Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
Правильные ответы:
Смотрите также
Осложненные предложения. Обращения. Видеоурок. Русский язык 8 Класс
Осложнение предложения возникает тогда, когда в предложении есть члены предложения или другие элементы, не являющиеся членами предложения, которые реально или потенциально требуют постановки отделяющих или выделяющих знаков препинания (запятых, тире, скобок).
Вдали от подушек, перин, раскладушек, диванов, кроватей сижу на занятьях. – предложение осложнено однородными дополнениями подушек, перин, раскладушек, диванов, кроватей.
И однородные, и обособленные члены синтаксически связаны с другими словами в предложении. Но бывает так, что предложение осложняется элементами, которые не имеют синтаксических связей с другими словами в предложении или с какими-то его частями. К таким элементам относятся вводные слова и предложения:
Друзья мои, прекрасен наш союз! – предложение осложнено обращением друзья мои.
Осложняет предложение прямая речь, при этом она тоже не имеет синтаксической связи с предложением, в которое она вставлена. Прямая речь осложняет, так сказать, смысл предложения и выделяется интонацией и знаками препинания.
Вас жду на День рождения…
Пирог клубничный есть!».
Дорогая Марья Ивановна! Поздравляем Вас с юбилеем!
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
№ 1. Прочитайте реплики. Говорящий употребляет определенные обращения. Что можно по ним сказать о характере говорящего, о его настроении или об отношении к собеседнику?
№ 2. Перепишите предложения, выделяя обращения соответствующими знаками препинания. Словами каких частей речи выражены обращения в этих предложениях?
Обособление обращений | Учеба-Легко.РФ — крупнейший портал по учебе
Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются (в середине предложения) или отделяются (в начале или в конце предложения) запятыми (Дорогой мой, давно же я тебя не видел! Давно же, дорогой мой, я тебя не видел!).
Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с прописной буквы: Старик! О прежнем позабудь… (М.Ю. Лермонтов).
Восклицательная частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него знаками препинания (О мой дорогой! Как я давно тебя не видел!). Но если о является междометием, выражающим удивление, то после него ставится запятая или восклицательный знак (О, Михаил Иванович, вы уже пришли?).
Если перед повторяющимся обращением стоит частица а, то она не отделяется от обращения знаками препинания (Мам, а мам, купи мороженого!). В отличие от частицы, междометие а выделяется (А! Так ты хочешь мороженого!).
Если распространенное обращение разбито на части (т.е. прервано другими словами, что часто встречается в поэзии), то каждая из частей обособляется запятыми: Крепче, конское, бей, копыто. (Э.Г. Багрицкий).
Между двумя обращениями, соединенными соединительными неповторяющимися союзами, запятая не ставится: Здравствуй, солнце да утро веселое! (Н.Н. Никитин).
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…
«А ну-ка, дочь, говори!» – сказал себе в усы Данило.
Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с прописной буквы.
Печорин! Давно ли здесь?
Старик! О прежнем позабудь…
Молодой уроженец Неаполя! Что оставил в России ты на поле?
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…
Вы все! Слушайте меня!
Рядовой Петров! Два шага вперед!
Конь, мой конь! Скачи в святой Киев-град.
Ты! Ступай за водой!
Ты! Бери его на мушку! Что стоишь?
Отец! отец! Оставь угрозы, свою Тамару не брани.
Васька! Здорово. С самого фронта не видались.
Микит. Не докличешься.
Несчастная! Ты влюблена!
Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо…
Государь мой премилостивый! Я намерен сей же час с вами объясниться!
Восклицательная частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него знаками препинания.
О моя дорогая! Как вы похорошели!
О мой милый, мой нежный, прекрасный сад.
Скажи мне, о проницательный читатель, зачем выведен Рахметов…
О город! О ветер! О снежные бури!
О! Павел Иванович, позвольте мне быть откровенным.
О, война! Сколько жизней она унесла с собой!
О, дорогой! Никак не ждал вас сегодня!
О, дети, зачем вы так шумите!
О, Вера, как жаль, что нельзя вернуть прошлого!
Если перед повторяющимся обращением стоит частица а или да, то она не отделяется от обращения знаками препинания.
Петь, а Петь, дай списать задачку!
«Барин, а барин!» – промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом.
Васятка, да Васятка же, куда ты запропастился?
Пап, а пап, пойдем сегодня в зоопарк?
«Дети, а дети, идите в комнаты!» – крикнула из столовой Анна Афанасьевна.
А! Иван! Так ты появился наконец?
«А, Васька!» – сказал он, узнав прежде всего розоватые панталоны своего друга…
А, Федор, так это ты стучишь.
А, Иван Иванович! Какой неожиданный визит!
А! Валя! Как хорошо, что ты позвонила!
А! Миленький, ты здесь? Не ушел?
А, Коля! Проходи, проходи, снимай курточку.
А, Соня, здравствуй! Какая ты стала большая!
А! Золотов! Добро пожаловать!
Знаки препинания при обращениях
Этот параграф у Розенталя: § 27 п. 1–3 § 27 п. 8–11
§ 101. Обращение, т. е. слова и сочетания слов, называющие адресата речи, выделяется (или отделяется) запятыми.
При усилении эмоциональности ставится восклицательный знак после обращения: Поздравляю, товарищи, с благополучным прибытием (Пауст.); — Не ходи, Володя, — проговорил Родион (Ч.); Откройся, мысль! Стань музыкою, слово, ударь в сердца, чтоб мир торжествовал! (Забол.
); Я спрыгну сейчас, проводник (Б. Паст.); Стихни, ветер. Не лай, водяное стекло (Ее).
Несколько обращений разделяются запятыми или восклицательными знаками: «Милая моя, дорогая, мучение мое, тоска моя», — прочитала она (Ч.); Прощай, мое счастье, мое недолгое счастье! (Купр.); Пролетарий! Бедный брат…
Когда ты получишь сие письмо, я уже буду на отлете (Ч.); — Батюшка! Семен Яковлевич! — раздался вдруг… голос дамы (Дост.).
Обращения, соединенные союзом и, не разделяются запятой: Рыдайте, кабацкие скрипки и арфы, над черною астрой с прическою «афро» (Возн.).
Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется; такое определение воспринимается как второе обращение: Дедушка, миленький, где ж ты был? (Расп.); — Миллер, голубчик, встаньте. На берегу огни!(Пауст.).
Части расчлененного обращения выделяются отдельно, каждая сама по себе: Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая! (Ис).
Если обращение заканчивает вопросительное предложение, то после него ставится вопросительный знак: Слышите, Дмитрий Петрович? Я приеду к вам в Москву (Ч.); Что с вами, синий свитерок? (Возн.); Ты молилась ли на ночь, береза? Вы молились ли на ночь, запрокинутые озера Сенеж, Свитязь и Нарочь? Вы молились ли на ночь, соборы Покрова и Успенья? (Возн.).
Этот параграф у Розенталя: § 27 п. 6 § 27 п. 7
§ 102. Частицы о, ах, а и другие, стоящие перед обращениями, от них не отделяются: О мой милый, мой нежный, прекрасный сад (Ч.); Ах Надя, Наденька, мы были б счастливы… (Ок.
); О любимые сердцем обманы, заблужденья младенческих лет! В день, когда зеленеют поляны, мне от вас избавления нет (Забол.); О солнце, раскаленное чрез меру, угасни, смилуйся над бедною землей! (Забол.
Этот параграф у Розенталя: § 27 п. 6
Если же перед обращением оказывается междометие, то оно отделяется запятой или восклицательным знаком: Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей (Еc); — Эй, три осьмушки под резьбу, иди возьми болт! — С того дня Захара Павловича звали прозвищем «Три Осьмушки под Резьбу» (Плат.). В качестве междометия может выступать и слово о (в значении ах): О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств (Ее).
Примечание. Омонимичные частицы и междометия (о, ах, а) различаются следующим образом: частица имеет усилительное значение и от обращения интонационно не отделяется (не имеет самостоятельного ударения); напротив, междометия интонационно самостоятельны, ударны, после них имеется пауза. Ср.: О поле мое заветное, ты сейчас отдыхаешь после жатвы (Айтм.) — О, ветер! О, снежные бури! (Бл.).
Междометие эй (как призыв к вниманию) может и само выступать в качестве обращения: — Эй, берегись! Устроишь замыкание! (Возн.); — Эй, поосторожней там! — крикнул Степаxa (Крут.); — Куда? Ты что?Эй. (Шукш.); — Эй! Нельзя! — испугалась Фрося (Ток.).
§ 104. После обращений, представляющих собой самостоятельное предложение, ставится многоточие или восклицательный знак — одиночный или в сочетании с многоточием: — Миллер! — прошептал Шацкий (Пауст.); — Петь. — Лялька опять в окне (Шукш.); — Мать… А мать! — позвал он старуху свою (Шукш.).
В официальных письмах обращения принято выносить в отдельную строку, после обращения ставится восклицательный знак: Уважаемый товарищ (господин) В. В. Иванов!; Уважаемые коллеги!
Этот параграф у Розенталя: § 27 п. 5
§ 105. Личные местоимения ты и вы обычно не выступают в роли обращений: они выполняют функцию подлежащего, если при них имеются глаголы-сказуемые: Если вы, читатель, любите осень, то знаете, что осенью вода в реках приобретает от холода яркий синий цвет (Пауст.) — местоимение вы — подлежащее (вы любите), а читатель — пояснительный член предложения (вы, т. е. читатель).
Местоимения ты, вы могут выполнять функцию обращения в следующих случаях:
а) при наличии определительных конструкций — обособленных определений или определительных придаточных частей предложения: Вы, третья с краю, с копной на лбу, я вас не знаю. Я вас — люблю (Возн.
); Вы, чьи широкие шинели напоминали паруса, чьи шпоры весело звенели и голоса, и чьи глаза, как бриллианты, на сердце оставляли след, — очаровательные франты минувших лет (Цвет.
); такие местоимения не являются подлежащими, при них нет глаголов-сказуемых;
б) при самостоятельном употреблении, обычно с междометиями эй, ну, эх, цыц и др. (в разговорной речи): — Цыц, ты! Она тебе больше не слуга (М. Г.); — Эй, ты! Ответь мне (Шукш.); — Ну, ты! Не перечь мне!
в) в сложных обращениях: Милый друг ты мой, не стыдись… (Фад„); Манюшка, милая ты моя… (Шукш.).
Этот параграф у Розенталя: § 27 п. 4
§ 106. В качестве обращений могут использоваться описания признаков предмета, лица. Такие обращения выделяются как обычные обращения-наименования: — Эй, на шаланде! — сказал Рег (Грин); — Эй, кто там покрепче, давай сюда, к воротам! (П. Капица).
Основные случаи обособления в простом предложении. — презентация
4 Обособление – интонационное и смысловое выделение второстепенных членов с целью придать им некоторую самостоятельность. Обособленные члены предложения содержат дополнительную информацию. В предложении могут обособляться обстоятельства, определения, приложения.
5 Предложения с обособленными обстоятельствами это предложения с деепричастными оборотами, предложно-падежными формами и наречиями.
6 Обособление обстоятельств Обособляются: 1. До и после главного слова глагола-сказуемого выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами б) выраженные существительными с предлогом несмотря на..
, не взирая на… в) выраженные существительные с предлогами ввиду, вследствие, во избежание, вопреки, согласно, благодаря и др. при значительном распространении и интонационном выделении Не обособляются: 1. До и после главного слова глагола-сказуемого представляющие собой устойчивые обороты 2.
После глагола-сказуемого а) одиночные деепричастия, имеющие значения наречия б) тесно связанные со сказуемым в) деепричастие утратило глагольную функцию
7 Например: Вздыхая, ширится волна. Несмотря на ранний час, Вари не было дома. Вопреки предсказаниям моего спутника, погода прояснилась Он работал не покладая рук (=хорошо) Лошади спят стоя Он ходил согнув спину
8 Обособление определений Обособляются: определения, выраженные прилагательными или причастиями с зависимыми словами, если они стоят после определяемого слова. одиночные определения, если они имеют добавочное обстоятельственное значение, независимо от своего места в предложении.
9 Обособляются определения если: стоят после определяемого слова: относятся к личному местоимению: имеют добавочное обстоятельственное значение: отделены от определяемого слова другими членами предложения: присоединяются к определяемому слову с помощью союза КАК в значении ПОТОМУ ЧТО, БУДУЧИ, ТАК КАК. Паутинка, зацепившаяся за ветку, блестит на солнце. Он, мятежный, просит бури. Отягощенные плодами, ветви ломались. Несколько раз, таинственная и одинокая, появлялась в небе луна. Отец, как человек осторожный, пока молчал.
10 Не обособляются определения если: тесно связаны с определяемым словом: входят в состав сказуемого: при ИНВЕРСИИ в поэтической речи: присоединяются к определяемому слову с помощью союза КАК в значении В КАЧЕСТВЕ: Это привело к результатам печальным и непоправимым. Он пришел грустный и усталый. Лесом частым и дремучим ехал всадник Его знали как хорошего учителя
11 Обособление дополнений такие обороты называют предметы, включенные в однородный ряд или исключенные из него
12 Обособляются Обороты которые включают предлоги и предложные сочетания кроме, наряду, включая, исключая, за исключением и др. Например: Все спали, кроме Василия. P.S. данные обороты выделяются по замыслу автора.
13 Не обособляются дополнения: если предлог вместо имеет значение «за», «взамен». Например: Вместо нас поехали наши друзья.
14 Вводные и вставные конструкции – это осложняющие слова и сочетания слов, которые не являются членами предложения. Вводные конструкции – это способ выражения субъективной оценки, способ выражения авторского мнения, способ привлечения внимания к той или иной информации: Кстати, ни разовых, ни ежемесячных комиссий у нас нет
15 Вводные слова Естественно, без сомнения, бесспорно, безусловно, разумеется, конечно. Кажется, наверное, вероятно, возможно, по-видимому. По мнению…, по словам…, по свидетельству… К счастью, к радости…, к удивлению… Во-первых, во-вторых и т. д.
, наконец, следовательно, значит, таким образом, напротив. А главное, в целом, в общем, в частности, между прочим, кстати Короче, вернее, точнее, так сказать, одним словом, по правде, по совести. Например, а именно. Пожалуйста, будьте добры, видите ли.
16 Предложение с обращением – это предложение, в структуру которого входит слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь, и характеризующееся определенной интонацией. Обращение может находиться в любом месте предложения.
17 пунктуация Запятая ставится после обращения, стоящего в начале предложения: — Люся, что это такое? (В. Токарева)
18 пунктуация Запятая ставится перед обращением, если оно стоит в конце предложения: Слушаю, господин полковник (М. Булгаков).
19 пунктуация: Запятые ставятся перед обращением и после него, если обращение стоит в середине предложения: — … путаете вы что-то, Жилин, не может этого быть (М. Булгаков).
20 пунктуация: Выделяются запятыми части обращения, если оно разбито на части: Откуда, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов)
21 Примечание*: Если перед обращение стоит частица О, она не отделяется запятой от обращения: О Русь, взмахни крылами, Поставь иную крепь! (С. Есенин)
22 Примечание*: Местоимения ТЫ и ВЫ, как правило, обращениями не являются. Но они могут заменять собой обращение, называя того, к кому обращаются. В этом случае запятая ставится:, вы, Эй, вы, остановитесь!