Для чего нужны офисы
Нужен ли предпринимателю офис?
Почти все современные бизнес-гуру говорят, что офис далеко не самое главное для предпринимателя. Более того, многие из них утверждают, что можно (или даже нужно) обходиться вообще без офиса. И они приводят свои аргументы в виде обоснования затрат и прибылей. И конечно, гуру, как всегда, правы.
Только почему же для большинства предпринимателей вопрос аренды офиса остается одним из первых при организации деятельности компании? Только ли из-за неумения считать или из-за неправильного понимания сути бизнеса?
Понятно, что сегодня многое можно сделать прямо из дома, а большинство задач удается решать удаленно с помощью современных технологий взаимодействия через интернет. Тем более, когда речь идет о компании, где многие сотрудники вообще работают на аутсорсинге и находятся подчас в разных городах.
Но скажите на совесть, разве не хочется вам, как предпринимателю, иметь свое место именно для работы, где бы можно было собрать сотрудников и единомышленников, провести мозговой штурм, отметить успехи, встретиться с клиентами, или даже просто предаться деловому размышлению, не отвлекаясь на решение семейных вопросов?
P.S. Для начинающих все же хочется привести пару рекомендаций:
За тот период (обычно это год-два), в течение которого эти организации дают офис на льготных условиях вполне можно будет разобраться с тем, насколько ваша бизнес-идея хороша и насколько она подходит именно вам. Если дело пойдет, то потом можно будет снять офис и подороже, и побольше.
— изучите вопросы аттестации рабочих мест. Трудовая инспекция может нагрянуть ни с того, ни с сего. Полезной может оказаться вот эта статья об обязательной (?) аттестации офисных рабочих мест.
— ну и для тех, кто будет работать с сотрудниками удаленно можно иметь ввиду, что в 2013 году вышел закон, ставящий удаленного работника в один ряд с обычными офисными сотрудниками. Впрочем, и до закона. и позже вам (как начинающему предпринимателю) может оказаться выгоднее и проще работать с удаленными сотрудниками по договорам оказания услуг, не беря их в штат.
Нужен ли современному бизнесу офис: to office or not to office
Новые технологии и продвинутые возможности современного общества в последнее время всё чаще ставят под вопрос необходимость наличия офиса для полноценного ведения бизнеса.
Действительно, так ли уж важны стены и столы, чтобы достойно выполнять свою работу?
Мобильность – признак мастерства
Будем рассуждать логически. Чем некогда являлся офис для того или иного сотрудника? Возможностью пользоваться дорогой офисной техникой, приобрести которую себе домой было практически нереально.
С течением времени и развитием технологий компьютеры и периферия все дешевели и дешевели, стала доступной интернет-связь в обычных домах, каждый обзавелся собственным ПК, а нынче почти у любого и Интернет, и офисные приложения с легкостью найдутся в мобильном телефоне.
Возникает законный вопрос: зачем теперь среднестатистическому обывателю приходить в офис, ведь он может проверить почту и дома, и в кафе с телефона. Кто-то скажет, что необходимо место для проведения встреч и конференций.
Многие давно уже перешли на переговоры в кафе, но, если не устраивает такой вариант, всегда есть возможность почасовой аренды кабинетов в бизнес-центрах, коих сейчас великое множество. А что касается конференций, то в этом случае также поможет интернет и его возможности.
Как видим, сегодня рядовой сотрудник небольшой компании вполне в состоянии справляться со своими задачами и не быть привязанным к офису. И если рассуждать здраво, то любой руководитель, нацеленный на эффективность и прибыльность бизнеса, вряд ли будет препятствовать определенной свободе персонала, если все рабочие процессы идут беспроблемно, а каждый человек четко выполняет свои обязанности. Нацеленность на результат, мобильность сотрудников – и вот уже сама собой вырисовывается возможность отказаться от офиса.
Не так давно весь мир оправился от кризиса, который ребром поставил перед рядом компаний вопрос об аренде офиса. И вот результат: число фирм, отказавшихся от офисных помещений, но не прекративших оперативно функционировать, в разы возросло. Таким образом, мы видим, что офис не так уж важен, если у сотрудников есть корпоративные тарифы от достойного оператора на первоочередные услуги – мобильный интернет и льготное общение внутри компании.
Более того, бытует мнение, что свобода от офиса повышает лояльность молодых сотрудников. Нынешнее поколение предпочитает работать за пределами четырех стен, встречаться с партнерами и клиентами в нейтральных местах, трудиться по ночам.
Взаимоотношения между сотрудниками компаний и работодателями сильно изменились, в них появилось больше непринужденности, а все потому, что и те и другие сконцентрировались исключительно на результате своей деятельности, отбросив ненужные формальности.
Офис, который построил босс
Свобода персонала, мобильный офис, интернет-общение сотрудников – все это действительно привлекательные и работающие схемы. С одной поправкой: лишь в случае, когда у вас в компании до двадцати человек. А стоит лишь представить себе многотысячную корпорацию, сотрудники которой сидят по домам и пытаются созваниваться по мобильному, как становится попросту страшно.
Дуглас Коупленд в книге «Поколение X» называет офисный open space «загончиком для откорма молодняка, предназначенного на убой» (во многом он был провозвестником и стремления отказаться от офисов, и дауншифтинга, и прочих явлений этого порядка). Но офисные пространства при наличии большого скопления людей в корпорации – это также возможность вышеуказанный «молодняк» контролировать.
Удаленно работающего человека контролировать на порядок сложнее. И пусть даже два часа из рабочего времени в офисе юный (или не очень) специалист потратит на пасьянс, работодатель все равно будет видеть, что его человек в форме, здоров, активен и выполняет свой элементарный минимум. И это лишь один из доводов в защиту стационарного офиса в наше мобильное время.
Если окунуться в историю, мы найдем массу идей о том, для чего раньше необходим был офис. Это и стремление произвести шикарное впечатление на клиентов и партнеров огромными переговорными. Это и желание получить в свое распоряжение отдельное офисное здание как знак того, что компания добилась определенного статуса, вышла на принципиально иной уровень. Это и место, где собирается для общения весь персонал и где руководство всегда может скорректировать отношение сотрудников к компании.
Если первые две причины успешно канули в Лету, то последняя с годами не теряет своей актуальности.
Что такое компания без офиса
Это несколько разрозненных людей, которых можно контролировать лишь отчасти и которые, строго говоря, не объединены общим духом. Между тем человек – существо социальное. Ему природой положено стремиться к общению, вступать в группы и объединения, придерживаться какой-либо общественной позиции и реализовывать себя в различного рода коммуникациях. Чтобы обеспечить ему такую возможность, и существует современный офис.
Выше мы упомянули о том, что молодежь сегодня более лояльна к компаниям, проповедующим свободу и отказ от офисов. Но не будет забывать о том, что многое зависит не только от возраста, но и от характера того или иного сотрудника.
Некоторые люди не видят в свободе той прелести, какую с радостью обнаружат в корпоративных ценностях, в духе единения компании, в общих интересах и устремлениях коллектива. И в этом смысле наличие офиса и общения в нем – уже достаточная мотивация для персонала.
Не будем также забывать, что отсутствие офиса может быть чревато различными проблемами юридического толка. Скажем, при заполнении некоторых документов необходимо указывать физический адрес офиса компании (без этой информации те или иные документы не подойдут ни для налоговой инспекции, ни для бухгалтерии фирмы-партнера).
Быть офису или не быть
На одной чаше весов – отсутствие арендной платы, затрат на фиксированную связь и мебель, свобода (и благодарность за нее персонала), мобильность и современность, а на другой – полный контроль за сотрудниками, высокая корпоративная культура, социально активный персонал и пространство, всем своим содержанием подчеркивающее статус компании.
Что выбрать? Разумеется, все зависит от деятельности и потребностей каждого конкретного бизнеса.
От иерархии к играм: какие офисы нужны сегодня
Об эксперте: Юлия Волощук, Директор по созданию среды и корпоративной культуры компании Sinteza.
Работая из дома, сотрудники тоскуют по офисной среде, атмосфере и общению с коллегами. 76% опрошенных миллениалов и зумеров говорят, что офис для них по-прежнему важен. Это пространство, в котором живет корпоративная культура, дух компании. Если этого нет, мотивация падает и тормозят рабочие процессы.
Зачем нужен офис сегодня
Офис дает возможность эффективной организации труда. И хотя во время самоизоляции сотрудники пытались приспособить квартиру под рабочее пространство, многие столкнулись с проблемами. Как минимум, для этого нужны оборудование и свободная площадь. В офисе можно переключиться с одной задачи на другую, пока идешь с одного этажа на другой. В то время как дом по сути — одно цельное пространство, часто не зонированное. А для work-life balance важно разграничивать home office и сам дом, как место для сна, семьи и отдыха после работы.
Офисная среда располагает к определенному типу общения. Когда мы физически находимся рядом с собеседником, у нас больше коммуникационных возможностей. При групповом взаимодействии растет и уровень креативности: внезапная идея может прийти за чашкой кофе с коллегой. Кроме того, мотивация работника во многом зависит от включенности в группу, которую зачастую сложно организовать без офлайн-участия. И даже самым распределенным, удаленным командам, по моему опыту, хотя бы пару раз в год необходимо собираться для физического общения. Причем, чтобы почувствовать себя частью компании, не обязательно встречаться на совещаниях. Речь идет и о встречах в неформальной обстановке.
Офис — прежде всего деловое пространство, где проходят рабочие встречи, часть из которых — с клиентами. В офис можно позвать клиента, чтобы получше познакомить его с продуктом и вашей компанией. Также физическое наличие офиса подтверждает репутацию бизнеса, что повышает доверие.
Как корпоративная культура влияет на офисное пространство
Основу корпоративной культуры закладывают собственники и основатели бизнеса. Со временем она усиливается и транслируется людьми, которые работают в компании. Дизайн офиса отражает дух компании, ее ценности и свойства. Поэтому при разработке офисного дизайна учитывать корпоративную культуру важно не меньше, чем эффективность и эргономичность пространства. И хотя рабочее место — это отдельная статья расходов, и многие пытаются уплотнить размещение сотрудников, все же экономить на материалах не стоит. Ведь рабочее пространство может стать ресурсом, который способен повысить производительность сотрудников и в целом удовлетворенность работой.
Соотношение личных, переговорных и общественных пространств, их функциональное назначение и дизайн — дополнительная возможность показать и поддержать культуру организации. Кроме того, офис транслирует преимущества бренда работодателя. Например, наличие массажного кабинета и капсул для сна — показатель заботы компании о сотрудниках и доказательство комфортных условий труда. При этом иногда детали могут все решить или наоборот — разрушить. Во многих IT-компаниях команды работают в тапочках, что может оттолкнуть сотрудника условного «Газпрома». А вот в SkyEng это нормальная практика. Поэтому при проектировании офиса важно учитывать, для какой компании он делается, какая у нее культура, стратегия, ценностное предложение для сотрудников, и уже от этого отталкиваться.
Именно корпоративная культура определяет дизайн офиса, а не наоборот. Попытки скопировать известные офисы вроде Google могут закончиться плачевно. Не всем подходят игровые комнаты или яркие цвета, это должно быть подкреплено культурой компании. Иное возможно только в случае трансформации компании, когда вы осознанно, меняя среду, поддерживаете культурные изменения.
Какие бывают офисы
Согласно исследованиям ученых Мичиганского университета, большинство корпоративных культур можно разделить на три основных типа: клан, адхократия и иерархия. В зависимости от типа культуры бывают и разные офисы.
Иерархическая культура — классические офисы
Иерархический, он же бюрократический, подход к организационной культуре применяется компаниями, цель которых — обеспечить эффективный, последовательный и предсказуемый результат. Здесь четко определены границы и обязанности между сотрудниками и отделами, все процессы четко регламентированы. Такой тип культуры чаще всего наблюдается в государственных структурах и на предприятиях, которые ориентированы на соблюдение всех правил и внутренний комфорт, нежели на потребителей.
Компании с иерархической культурой чаще используют офисы кабинетно-коридорного типа — «закрытую» систему, где люди работают в основном индивидуально, командное взаимодействие сведено к минимуму. При этом коридоры, проходы, стены занимают полезную площадь.
Например, в «Газпром нефти» выбор кабинетно-коридорной планировки объясняют тем, что большая часть сотрудников работает с информацией конфиденциального характера. В то же время компания пытается достичь баланса между закрытой деятельностью и общением — эту задачу решают гибкие функциональные пространства. Сосредоточенность работников поддерживает и оформление пространства: выбран минималистичный стиль, который не отвлекает людей от работы. Атмосферу доброжелательности создают светлые тона и правильно подобранное освещение, а обилие растений, зеленых стен, панно из мха дает сотрудникам почувствовать себя частью природы даже в таком закрытом пространстве. Доказано, что озеленение офисов повышает удовлетворенность работой. Надо отметить, что игровых зон в этом проекте нет.
Компании с преобладающей иерархической культурой стремятся подчеркнуть свою респектабельность, консервативность и сдержанность и в дизайне офиса. Например, Объединенная вагонная компания, которая называет своей основной ценностью лидерство и инновационность в вагоностроении, для нового офиса перевезла старую массивную мебель с кожаным покрытием. В представительских зонах оформление перекликается с интерьером лобби дорогого отеля или бизнес-клуба. В отделке предпочтение отдают натуральным материалам. Но даже такие заказчики понимают, что без перемен не обойтись, поэтому в новом проекте к традиционной кабинетной рассадке добавили зоны опенспейса. Чтобы поддержать заявленную инновационность компании выбирают при строительстве экологичные материалы, могут организовать в офисе раздельный сбор мусора, а на территории организовать велопарковки для тех сотрудников, которые готовы отказаться от автомобиля.
Компании с бюрократической корпоративной культурой также могут существовать в условиях опенспейса, но даже офис открытого типа у них будет организован так, что сотрудники могут чувствовать себя в приватной обстановке. Медицинская компания Baxter выбрала рабочие места в виде кубиклов — станции, отделенной от других перегородками. Отделка и декор — максимально лаконичные и соответствуют культуре компании. Миссией бренда заявлено спасение жизней.
При этом и компании с иерархической культурой пытаются следовать тренду на открытость. Когда сам офис из закрытой в открытую систему руководство переводить не готово, для всеобщего доступа открывают общественные пространства на территории объекта. Так будет с новой штаб-квартирой РЖД.
Семейная культура — гибкие офисы
Компаниями с преобладающей клановой культурой движет чувство единства и общности. Для такого типа рабочей среды характерны семейные качества. Как правило, менеджеры в этих организациях стремятся расширить возможности сотрудников, активно вовлекают их в деятельность, топ-менеджмент общается с подчиненными на равных, иерархия почти отсутствует. Офис, построенный на основе клановой культуры, должен поддерживать командную работу, демонстрировать гибкость и заботу о людях. Следовательно, для отдельного сотрудника будет выделено меньшее пространство, куда больше роли отводится пространствам для групповых взаимодействий, собраний и брейнштормов. Чаще всего компании с клановой, или семейной, культурой работают с клиентами: в розничной торговле или сфере услуг.
Один из таких примеров — онлайн-ретейлер Lamoda. Наиболее активные сотрудники компании даже участвовали проектировке офиса. В компании есть несколько типов пространств для встреч и командной работы: коворкинги, стандартные переговорные (некоторые можно при необходимости объединить для проведения тренинга), тихие будки для созвонов, мягкие зоны разных форматов с пуфами или диванами, разбросанные по всему офису. Так как Lamoda — компания с сильным ИТ-отделом, офис наполнили технологическими решениями. Для перемещений по офису используют Face ID, а для бронирования переговорных — централизованную систему с интерактивным экраном у каждой комнаты. Важным моментом для ретейлера было привести внутреннее (корпоративную культуру) в соответствие с внешним. Так что теперь даже стены и надписи на полу о стиле жизни напоминают сотрудникам, что они работают в индустрии моды. Стеклянные стены с зеркальной пленкой создают впечатление, что ты находишься в магазине с кучей зеркал и примерочных.
Всё популярнее становится концепция офисов с незакрепленными рабочими местами (хотя у той же Lamoda она не прижилась). Сотруднику предоставляется свой шкафчик-локер для хранения вещей, вместо тумбочек, которые занимают место и захламленных столов, что позволяет поддерживать чистоту. В остальном же человеку предоставлена полная мобильность в пространстве: он может выбрать любое незанятое рабочее место. В России такой офис использует фармацевтическая компания GSK. В пространстве есть 18 focus rooms, мест для индивидуальной работы, где сотрудник может уединиться и сосредоточиться на проекте. В офисе нет отдельных кабинетов и строгой иерархии: топ-менеджеры и руководители также работают в опенспейсе.
Пять переговорных комнат являются трансформерами: за счет мобильных перегородок можно сделать одно огромное пространство для мероприятий. В опен-спейсе в роли перегородок между отделами выступают подвесные орнаментальные акустические панели. Они поглощают шум и создают камерную уютную атмосферу, при этом не перегружая пространства и не создавая вокруг сотрудников ограждения. Используется система освещения, которая автоматически регулирует теплоту источника света в зависимости от погоды и времени суток.
По принципу hot desking устроен и офис ИТ-компании Mafin. Сотрудник сам выбирает себе рабочее место в зависимости от актуальной задачи. В офисе также есть так называемые зоны коллаборации, которые подходят как для быстрых встреч, так и для длительной работы. Отдохнуть тоже есть где: помимо лаунж-зон в офисе установлены капсулы сна.
Адхократия — игровые офисы
Наконец, есть адхократия. В компаниях с такой культурой сотрудникам предоставлена свобода мыслей и действий, а стратегические предпосылки этой офисной культуры основаны на инновациях и вере в то, что новаторские инициативы приведут к успеху. Руководство всячески способствует творчеству и активности сотрудников. Адхократии не имеют централизованной власти, вместо этого власть передается от человека к человеку.
Культура адхократии ориентирована на творчество, поэтому дизайн должен стимулировать творческий процесс в компании. Офисные помещения — это не только пространство для непосредственно работы, здесь решаются и другие задачи. Поэтому такой подход требует создания игровой атмосферы, чтобы в офисе было где отдохнуть и повеселиться, переключить внимание с работы.
Особое внимание зонам для отдыха и игр уделили в штаб-квартире «Авито», где сотрудники могут полежать в гамаках или посетить лаунж-зону с искусственным прудом. Avito также следит за здоровьем своих сотрудников — помимо кабинета врача в офисе имеются два спортзала. Один из принципов компании — Work Hard, Play Hard. Поэтому в свободное время команду зовут поиграть в футбол, пинг-понг, заняться йогой, альпинизмом, бегом, принять участие в марафонах. Также в офисе предусмотрены бесплатные обеды.
Интерактивной составляющей офиса уделяют внимание и в CPA-сети Admitad. Само пространство оформлено в супергеройской тематике: на стенах развешаны плакаты героев комиксов и мультфильмов. Помимо зон отдыха для сотрудников есть библиотека и два кофе-пойнта. При организации пространства дизайнеры старались сделать такой офис, который был стал вторым домом для сотрудников. После работы для команды организовывают коллективные дегустации и мастер-классы: кулинарные или по рисованию.
Каким должен быть офис
Необходимость офиса ставится под вопрос не первый год, и весенний карантин приблизил многих к ответу. Компании вынужденно перешли на дистанционный режим и на своем опыте поняли, как им работается удаленно. Многие команды в новых условиях, вне офиса, показали себя менее эффективно: возникали проблемы в коммуникации и концентрации.
Однако перед тем, как переходить к организации офиса, нужно разобраться с корпоративной культурой. Один из способов понять, какое рабочее пространство вам нужно, воспользоваться принципом «Шести П»:
Офис служит объединяющим звеном для всех игроков: руководства, сотрудников и клиентов — здесь проявляется корпоративная культура компании. Если в интерьере, освещении, зонах для отдыха невозможно проследить ваши ценности — это повод задуматься и поработать над офисом, превратив его в визитную карточку. Сейчас самое время, чтобы пересмотреть наполнение офиса, учитывая новые реалии.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
Нужен офис или нет? С точки зрения программиста и бывшего фрилансера
Итак, коллеги, я готов поделиться впечатлениями о длительном воздержании об аренде своего офиса. Как обычно — к сути. Сначала я хочу рассмотреть теории о том, нужен офис предпринимателю/фрилансеру или таки — нет. «Теории», подчеркиваю, означают, что все данные «обрабатываются» без практического опыта. А после — мой практический опыт, из-за чего я пост и написал. Насколько я могу понять, вопрос работы в собственном (важно!) офисе обычно оставался не раскрытым. Все посты о создании своих фирм считали этот этап незначительным. Но для кого-то это важно — знать всё в подробностях, например, как для меня. Хотелось бы понимать, что нас ждет, перед тем, как это делать.
Статья будет полезна тем, кто хочет снять офис, но еще не знает — нужно это или нет. Будет полезна тем, кто пытается взвешивать «плюсы и минусы» без практического опыта. Лезет в воду, не зная броду. Я сам «поселился» в офисе где-то несколько месяцев назад, поэтому впечатление вполне свежие.
Предупреждаю сразу — я написал так, как чувствую. Своей задачей я вижу донести правду до людей, а не преукрашивать события и не выгораживать себя. Если Вы [внезапно!] думаете, что небо зеленое — я постараюсь объяснить, что оно синее и, возможно, лучше бы оно было зеленое, но всё так, как оно есть.
В теории.
1. Офис — это хорошо! Там больше нечем заниматься.
2. Оплата офиса мотивирует на работу.
3. В офис можно приводить клиентов и не выглядеть лохом, а не общаться с ними по ICQ.
1. За офис надо платить.
2. В офис надо ездить, дома-то комфортнее!
В принципе, все это «и так понятно», проблемы начинаются тогда, когда все эти плюсы и минусы ощущаешь на собственной шкуре. Между прочим, вывод я позволю сделать читателю самостоятельно, дабы для кого-то плюсы и минусы могут поменяться местами, а сейчас просто напишу свой опыт.
На практике.
Сейчас немного Анального Карания теоретической базы.
Плюсы (и их недостатки):
1. Офис — это хорошо! Там больше нечем заниматься.
В этом и главная проблема. Что, кроме работы, можно делать в офисе? Во-первых, много курить и выбегать на улицу каждые 20 минут. Во-вторых, мерзнуть после улицы и отогреваться кофе. Для тех, кто не курит, можно просто пить кофе каждые 20 минут, а это, простите — еще надо воду подогреть до температуры кипения, чашку помыть (опционально), насыпать в чашку всякого интересного, размешать, попробовать. Короче, минут 5 на это уйдет. Каждые 30 минут по 5 минут, вот и считайте.
Во-вторых, на компьютер никто не запрещает (офис ведь ваш!) поставить Quake 3, LineAge, World of Warcraft, а еще лучше — все это сразу. Шеф подзатыльник не даст, т.к. шеф — вы. Ну да, дома компьютер помощнее и лагает не так сильно, а это уже — стремление домой «докачать уровень».
Дальше. Обед. Я и не знал, что это так… плохо. А дело вот в чем. Во-первых, нужно еду разогреть (если есть где) или купить готовый обед в кафе. Кафе при этом может быть в 200 метрах от офиса. Нужно заказать/разогреть (+ время к ничего-не-деланию), покушать (плюс 20-40 минут), плюс вернуться. А потом обязательно нужно покурить и выпить чашечку кофе.
И тут обнаруживается, что Вы уже расслабились и работать как-то не хочется. Начинаются взгляды на часы, когда там уже можно «официально» уйти, чтобы вечером сказать себе — «я же целый день был в офисе, я не бездельничал!».
Если Вы настроены серьезно, работа все равно замедляется. Сытый, уставший организм уже не против бы вздремнуть. А тут еще какая-то работа, да еще и думать надо… Обед есть смысл устраивать ближе к концу рабочего дня, но это все равно мало помогает — где-то час теряется из-за сытой медлительности.
Другой не оче-видный (серьезно, глазами не увидишь) момент, это «время на обед». Я имею ввиду промежуток времени. Скажем, обед с 13 до 14. Но ведь кто бы за этим следил! Вполне резонно после обеда написать постик в блог или, скажем, прокачать еще один уровень в линейке. Итого: обед затянулся на полчаса больше, чем было запланировано.
2. Оплата офиса мотивирует на работу.
Первые пару месяцев феерически-неправильное ощущение «у меня есть свой офис» никак не отпускает. Но потом приходит понимание вышеописанных фактов и получается, что человек задумывается — а так ли это надо? Сама по себе оплата офиса никак не мотивирует. От офиса можно с тем же успехом отказаться, если покажется, что работать дома — так же продуктивно.
3. В офис можно приводить клиентов и не выглядеть лохом, а не общаться с ними по ICQ.
Лично мой опыт показал, что хотя и заказчики теперь из того же города и офис есть, общение все равно происходит по электроННой почте где-то на… 90%. При этом — еще и затягивается, причем серьезно. Почему? Дело в том, что заказчику гораздо удобнее, если ВЫ приезжаете к нему, чем он приезжает к Вам. При этом, часто Вы сознательно хотите приехать к нему, т.к. офис у Вас может быть не такой уж презентабельный, как хотелось бы (при этом стоимость аренды может быть до 10 тысяч рублей).
Из плюсов еще я могу отметить следующее: да, в самом деле, работа в офисе все-таки продуктивнее где-то на 25%. Но они уничтожаются тем, что приходя домой в 4 часа дня, Вы уже «законно» не хотите даже смотреть на клавиатуру. А с чего бы? Я ж целый день отработал!
1. За офис надо платить.
Это факт. И этим всё сказано. Хотите офис и не платите — у Вас нет офиса. Не хотите офис и платите — тратите деньги. И другие 2 варианта. В любом случае — дополнительные траты, которые часто составляют 30% от дохода. А лично у меня (у нас) время от времени выходит и так, что все доходы идут… на расходы. На тот же офис, интернет, кофе, проезд и еду. А могли бы положить в карман, если бы работали дома.
2. В офис надо ездить, дома-то комфортнее!
Согласен. И здесь опять вступает личная мотивация. Например, я часто динамлю офис, т.к. дома мне работать быстрее и удобнее (из-за привычной обстановки и более быстрого компьютера). Плюс, нужны деньги на проезд (что сказывается неплохо; например, мне нужно около 3-4 тысяч рублей, чтобы ездить каждый день, или проездной).
К сожалению, у минусов нет плюсов.
Итог.
Я убедился на собственном опыте, что офис — не панацея. Вывод я могу сделать только один: если человек не способен мотивировать себя на работу, ему не поможет ни офис, ни голая Памела Андерсон (она так вообще не поможет, ну… с работой). Мотивация должна исходить изнутри. Именно тогда Вам будет не важно — есть у Вас офис или Вы работаете дома. Работа будет делаться, а результат приносить прибыль.
Единственный случай, когда офис действительно имеет смысл ареновать — Вы работаете не один. Тогда живое общение, во-первых, спасает от изоляции (а она ведет к депрессии и низкой работоспособности), во-вторых позволяет держать себя в курсе всех дел (если есть разделение обязанностей), в-третьих делает обсуждение проектов и вопросов очень быстрым, на 100 Гб в час. 🙂
Мой вывод, окончательный. Работаешь один — офис не нужен. Работаешь с кем-то — офис нужен. Но добиться чего-то и в том и в другом случае можно только тогда, когда ты сам знаешь, что тебе именно нужно пахать, нужно вкалывать, нужно рвать кое-какое место, дабы деньги у тебя были. К сожалению, да, мы вернулись к теме о мотивации себя любимого. Поймите — это краеугольный камень. Тупик. Если не хотеть работать, ничто уже не поможет и нужно разбираться именно с проблемой «не хочу работать», а не со внешними факторами.
И, да, не думайте, что если работаете с кем-то — они сделают всю работу за Вас, даже если Вы «босс» и «главный». Они действуют как Вы — пытаются переложить работу на другого, работать поменьше, а выбегать курить почаще. Спасибо.