Для чего нужны олицетворения в слове о полку игореве
Средства выразительности в «Слове о полку Игореве»: метафоры, эпитеты
Содержание:
Средства выразительности в «Слове о полку Игореве» присутствуют в большом количестве. Знаменитое произведение было написано в последней четверти седьмого века. Неизвестный автор постарался максимально красочно описать Русь. Придать ее образу выразительность, особенность помогают постоянные эпитеты в «Слове о полку Игореве». В тексте встречается множество сравнений, олицетворений, метафор.
Киев – центр русской земли, описан автором жизненно, оригинально. Структура всего произведения построена на контрастных соотношениях. Писатель использует народный, поэтический язык, совмещая его с книжными элементами. Это позволяет сформировать уникальный, своеобразный стиль. Народный художественный опус относительно небольшой по размеру, однако отличается богатым содержанием, оригинальной стилевой концепцией.
Эпитеты в произведении «Слово о полку Игореве» гармонично соединяются с феодальной символикой, военными оборотами дружины. Автор упоминает стремена, копья, стяги, мечи и другие атрибуты.
Олицетворения в «Слове о полку Игореве»
Олицетворением называют разновидность литературного инструмента. Он используется для наделения неодушевленных предметов человеческими качествами, способностями. Олицетворение вставляется в предложение для придания тексту яркости, передачи эмоционального состояния героев, природы, птиц, животных. В рассказе про полок Игорев употребляются следующие олицетворения:
Сравнения в «Слове о полку Игореве»
Русский язык позволяет использовать сравнения для создания максимально точного представления о персонаже, природе, обстановке, ситуации. Сравнения помогают читателю представить изображение яснее.
Сравнение – стилистическая концепция, используемая в литературе. Автор сопоставляет два или несколько предметов, образно проводя между ними параллель. Это достаточно сложное задание для писателя. Важно правильно составить уравнительную взаимосвязь. Литературное средство добавляет тексту необычность, оригинальность. Рассмотрим на примере «Слова о полку Игореве»:
Автор сравнивает русских воинов с соколами, Полоцкого – с волком. По тексту произведения Игорь часто приравнивается к животным, могучим героям.
Эпитеты в «Слове о полку Игореве» – примеры
Эпитеты в «Слове о полку Игореве» выступают в роли важного художественного определения. С их помощью автор описывает различные явления, людей, ситуации в ярком, эмоциональном контексте. Средство выразительности относится к одному конкретному слову. Оно используется для создания выразительного отображения. Эпитет – наречие, существительное, прилагательное.
Особенность художественного приема – неожиданная область использования слова. Как показывает тест, эпитеты являются наиболее частыми средствами выразительности, употребляемыми в литературе. Примеры из «Слова о полку Игореве»:
Метафоры в «Слове о полку Игореве» – примеры
Метафоры в «Слове о полку Игореве» помогают выделить основные моменты произведения, передать чувства персонажей. Средство выразительности переносит название, явление, действие реального объекта на другой предмет. Обязательно наличие общих качеств между предметами. Допускается контрастное использование.
Литературный прием часто путают со сравнением. Метафора проводит скрытое сравнение явлений, людей, предметов. Например: земля – кормилица. Сравнение – открытое сопоставление вещей. Рассмотрим метафоры в произведении:
Олицетворения в Слове о полку Игореве — примеры использования в тексте. Русский язык и литература
Олицетворения в Слове о полку Игореве — примеры использования в тексте. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику
Мы подготовили для наших читателей несколько сочинений на тему — олицетворения в слове о полку Игореве. Используйте эти примеры для написания своего рассуждения на урок в школе.
Сочинение 1
«Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы, написанный в конце XII-го года неизвестным автором. Особую художественную выразительность ему придают встречающиеся в тексте многочисленные олицетворения.
Обратимся к «Словарю литературных терминов» за определением понятия «олицетворение»: «Олицетворение (синонимичный термин – персонификация) – «стилистический термин, разновидность метафоры, обозначающий изображение неодушевленного или абстрактного предмета как одушевленного».
В «Слове можно встретить следующие примеры олицетворения: соловьиное пение не прекратилось — оно «уснуло», синие молнии не просто блестят — они «трепещут», трава не просто полегла — она «никнет», тоска «разливается», печаль «течет» посреди Русской земли, а веселье «развеивается по ковылю».
Сочинение 2
Автор «Слова» использует самые разнообразные художественные средства изображения: гиперболы, метафоры, сравнения, контрасты, эпитеты, олицетворение.
Необъятность Русской земли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее концах: «девицы поют на Дунае, льются голоса через море до Киева», «трубы трубят в Новгороде, стоят стязи в Путивле», «кони ржут за Сулою, звенит слава в Киеве». Таким же, как у него самого, обостренным слухом и зрением, способным преодолевать пространство, наделяет автор и своих героев: когда Всеславу в Полоцке позвонят к заутрене рано у святой Софии в колокола он в Киеве уже звон слышал, а когда Олег вступал в золотое стремя в городе Тмутаракани тот звон слышал, бывало, великий Ярослав, а Владимир Мономах всякое утро уши себе закладывал в Чернигове.
В обширных пространствах Руси могущество героев «Слова» приобретает гиперболические размеры: Владимира Мономаха нельзя было пригвоздить к горам Киевским; Галицкий Ярослав подпер горы, затворил Дунаю ворота. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседу с Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы, принимающие участие в судьбе Игоря.
Вся художественная система «Слова о полку Игореве» построена на контрастах. Один из самых острых контрастов, пронизывающих всю поэму, это контраст книжных элементов стиля с народнопоэтическими. Элементы книжные и устные, переплетаясь, создают своеобразие и разнообразие стиля этого небольшого, но исключительно богатого по форме и содержанию произведения.
Широко представлена в «Слове» и феодальная символика. военнодружинной среде определенное символическое значение имели меч (символ войны), стяг, копье, стремя. Выражение «понизить стяг» обозначало признать себя побежденным «испить шлемом воду из какой-либо реки» значило покорить земли на ее берегах.
Но ближе всего «Слово» к народной поэзии. Народны образы дерева, преклоняющегося до земли от горя, никнущей от жалости травы, сравнения битвы с пиром, с жатвой. Близок к народному плачу плач Ярославны. В народных плачах постоянны те же обращения к ветру, к реке, к солнцу, которые звучат и в плаче Ярославны. Сон Святослава полон народных поэтических символов. Описание бегства Игоря из плена отражает сказочные мотивы: в сказках нередко герой, спасающийся от преследующего его колдуна, также обращается в животных. Подобно Игорю, обернувшемуся соколом и бившему гусей и лебедей к завтраку, обеду и ужину, в былине о Вольге Всеславьевиче последний, обернувшись соколом, бьет гусей и лебедей для своей дружины. Народного богатыря напоминает Всеволод буйтур, когда он прыщет на врагов стрелами, гремит об их шлемы мечами. Подобно Илье Муромцу, Всеволод буйтур сражается с врагами, и куда поскачет там лежат поганые головы Половецкие.
Сочинение 3
В произведении “Слово о полку Игореве” встречаются следующие средства выразительности:
• Сравнения: “поскакал горностаем к тростнику”, “соскочил серым волком”, “скачут, как серые волки”, “разбрелись половцы, как пардусов выводок”.
• Метафоры: “живые струны”, “два багряных столпа угасли”, “сердце в булате заковано”.
• Олицетворения: “кровавые зори свет поведают”, “чёрные тучи идут с моря”, “никнет трава”.
• Эпитеты: “кровавые зори”, “чистое поле”, “каленые стрелы”.
Вся художественная система «Слова о полку Игореве» построена на контрастах. Один из самых острых контрастов, пронизывающих всю поэму, — это контраст книжных элементов стиля с народно-поэтическими. Элементы книжные и устные переплетаясь, создают своеобразие и разнообразие стиля этого небольшого, но исключительно богатого по форме и содержанию произведения.
Широко представлена в «Слове» и феодальная символика. В военно-дружинной среде определенное символическое значение имели меч (символ войны), стяг, копье, стремя. Выражение «понизить стяг» обозначало признать себя побежденным, «испить шлемом воду из какой-либо реки» значило покорить земли на ее берегах.
Но ближе всего «Слово» к народной поэзии. Народны образы дерева, преклоняющегося до земли от горя, никнущей от жалости травы, сравнения битвы с пиром, с жатвой. Близок к народному плачу плач Ярославны. В народных плачах постоянны те же обращения к ветру, к реке, к солнцу, которые звучат и в плаче Ярославны. Сон Святослава полон народных поэтических символов. Описание бегства Игоря из плена отражает сказочные мотивы: в сказках нередко герой, спасающийся от преследующего его колдуна, также обращается в животных. Подобно Игорю, обернувшемуся соколом и бившему гусей и лебедей к завтраку, обеду и ужину, в былине о Вольге Всеславьевиче последний, обернувшись соколом, бьет гусей и лебедей для своей дружины. Народного богатыря напоминает Всеволод буй-тур, когда он прыщет на врагов стрелами, гремит об их шлемы мечами. Подобно Илье Муромцу, Всеволод буй-тур сражается с врагами, и куда поскачет — там лежат поганые головы половецкие.
Народная стихия в «Слове» выражается в характерных для народной поэзии отрицательных метафорах («у Немиги кровавые берега не добром были засеяны — засеяны костьми русских сынов»), в фольклорных эпитетах (чистое поле, острые мечи, каленые стрелы, синее море, черный ворон,красные девы и др.), в некоторых гиперболах, сравнениях и т. д.
Поразительно, что столь небольшое произведение так богато и даже роскошно по языку. Автор «Слова» очень точно и метко подбирает слова и выражения. Соловьиное пение не прекратилось — оно «уснуло»; синие молнии не просто блестят — они «трепещут»; трава не просто полегла — она «никнет». Персты не просто кладут на струны — их «воскладают». Славу можно «расшибить» и «притрепать». Тоска «разливается». Печаль «течет» посреди Русской земли. Веселье «развеивается по ковылю».
Автор очень скуп на эпитеты, но зато употребленные им — метки. Например, такие эпитеты: «жемчужная» душа, «теплые» туманы, «живые» струны. Богато и разнообразно слуховое восприятие автора «Слова». Голоса девиц на Дунае не просто доносятся до Киева — они «вьются». Телеги у него не скрипят, а «кричат», как лебеди. Соловьи «щекочут», их песни «веселые», орлы «клекчут», лисицы «брешут», галки «говорят», кони «ржут», вороны «грают», туры «рыкают», сороки «втроскоташа», дятлы «тектом» поведают путь Игорю, ночью слышен звериный свист (свист степных сусликов) и т. д.
Зрительная четкость образов «Слова» поразительна. Его автор обладал повышенным чувством цвета, характерным для эпохи высокого развития древнерусской живописи, наступившего в XII веке. Зрительно впечатляют образы плавающих в красной крови золотых шлемов, зеленой травы на серебряных берегах Донца, черной земли, политой красной кровью.
Таковы далеко не все художественные средства изображения, используемые автором «Слова о полку Игореве». Небольшой памятник, посвященный горестному поражению русских в походе против половцев 1185 года, оказался одной из самых больших и радостных побед русского художественного слова.
Слово о полку Игореве. Средства выразительности
Анализ изобразительно-выразительных средств и системы символов эпизода «Возвращение Игоря из плена», филологический факультет ОмГПУ, 1 курс, преподаватель: Евчук Ольга Петровна
1. Историческая основа описываемых автором событий
В результате битвы полки Игоря были разгромлены, а он сам взят в плен половцем Чилбуком Таргаловым, когда, пытаясь вернуть бежавших с поля битвы ковуев, отдалился от своего полка.
В плену Игорь Святославич пользовался относительной свободой: к нему были приставлены 20 сторожей, выполнявших его приказы, при нем был приведенный с Руси поп, и он имел возможность ездить на ястребиную охоту. Сначала он не думал бежать, но затем склонился на уговоры хотевшего вместе с ним уйти на Русь некоего половца Лавра (Овлура), а также пленных дружинников, и в пятничный вечер, когда его стража напилась кумыса, бежал.
По сообщению летописи, Игорь Святославич 11 дней добирался до г. Донца, откуда направился в свой Новгород-Северский. В.Н. Татищев сообщает некоторые подробности возвращения Игоря в стольный град: будто бы в 20 верстах от Новгорода конь Игоря споткнулся, и князь так повредил ногу, «что. не мог на коня сесть, принужден в селе святого Михаила остановиться ночевать». Крестьянин сообщил об этом княгине, и она, «не могши более терпеть, тотчас вседши на кони, поехала к нему». Горожане на конях и пешими также вышли Игорю навстречу. Супруги «так друг другу обрадовались, что обнявся плакали, и говорить от радости и слез ничего не могли». Радость была и по всей Северской земле, «и во всей Русской земле, зане сей князь своего ради постоянства и тихости любим у всех был».
Этот рассказ, как считает исследовавшая его Л.И. Сазонова, является плодом творчества историка, и анализ его «подводит к выводу об отсутствии у Татищева какого-то особого неизвестного нам летописного источника». Из Новгорода Игорь Святославич отправился к Ярославу в Чернигов за помощью, а затем в Киев к князю Святославу. В 1192 Игорь Святославич с «братьею» предпринял два похода на половцев. Первый был успешен: они «ополонишаяся скотом и конми»; второй, зимний, оказался неудачным: предупрежденные о нападении половцы подготовились к защите, и Ольговичи, «не могущи ся с ними бити», на этот раз ночью отступили; половцы за ними гнались, но не догнали. В 1194 Игорь Святославич был в числе «братьи», созванной в Рогов Святославом Всеволодовичем, собиравшимся идти походом на Рязань, но поход не состоялся (Энциклопедия «Слова о полку Игореве»).
2. Жанровое своеобразие «Слова»
В древнерусской литературе ко времени создания «Слова о полку Игореве» существовали две традиционные системы жанров — литературная и фольклорная, они были тесно связаны и дополняли друг друга. «Слово о полку Игореве» — произведение, стоящее на грани литературы и фольклора. По мнению Лихачева в «Слове» соединены два фольклорных жанра «слава» и «плач». Так в этом фрагменте появляется плач о князе Ростиславе «Плачет мать Ростислава по юноше князе Ростиславе!». А завершается произведение прославлением русских князей и воинов: «Спевши песню старым князьям, надо и молодым спеть: «Слава Игорю Святославичу, Буй-Туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу!» Да будут здравы князья и дружина, сражающиеся за христиан с полками поганых! Князьям слава и дружине!».
Эмоциональная противоположность этих жанров позволяет автору передать обширный диапазон чувств и явлений, что становится показательной чертой уже книжного стиля, отличающей «Слово» от фольклорных произведений, которые обычно подчинены одному настроению. Часто использует автор лирические восклицания, характерные для плача. Элементы славы звучат и в диалоге Игоря с Донцом («Князь Игорь! Не мало ли тебе величия…», «О Донец! Не мало ли тебе величия…»). В общем и целом «Слово» можно отнести к жанру «трудных повестей», которые оплакивают гибель героев, их поражение и восхваляли их подвиги, доблесть и честь. Характерной чертой становится постепенный переход в описании от книжного стиля к фольклорной традиции, если в начале автор как бы не мог освободиться от приемов и способов литературы, то в последних фрагментах литературные элементы практически утрачиваются (Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве и культура его времени»).
3. Изобразительно-выразительные средства
Автор «Слова» отличается метафоричным мышлением, метафора — главный из поэтических тропов, с особенностями которого согласуются все остальные. Метафора тесно связана с символическим смыслом того, к чему она применяется. Одной из разновидностей метафоры является метонимия, встречающаяся и в анализируемом нами фрагменте («из земли Половецкой в землю Русскую»).
В «Слове» редко встречаются сравнения по внешнему сходству. Характерно, что сравнения основываются на каких-либо общих магических свойствах: сравнение с различными животными, связанно с представлениями об оборотничестве («Игорь-князь помчался горностаем к тростнику и белым гоголем на воду. Вскочил на борзого коня, соскочил с него волком-оборотнем», «Когда Игорь соколом полетел, тогда Овлур волком побежал»).
Характерна материализация мыслей-чувств и мыслей вовне их носителей, с другой стороны, материальные предметы могут испытывать чувства, свойственные духовному миру человека, с чем мы неоднократно и сталкиваемся в данном отрывке («приуныли цветы с жалости, а деревья с печалью к земле приклонились», «Села рады, грады веселы»).
Использование традиционных приемов — символов-метафор — характерная черта «Слова». Художественность произведения раскрывается не через открытие нового, а через расширение и углубление всего знакомого. Каждый образ здесь развит и конкретизирован деталями. В данном фрагменте, это космические явления («разбушевалось море в полночь, идут смерчи, как тучи», «погасли вечером зори», «Солнце светит на небе»); жизнь природы («тогда вороны не каркали, галки приумолкли, сороки не стрекотали, поползни, ползали только. Дятлы стуком путь к реке указывают, соловьи веселыми песнями рассвет возвещают»).
Многие художественные приемы и образы связанны с особым поэтическим представлением о мире, это мир живой, человек и природа в нем находятся в единении, угадываются поклонения культам земли, воды солнца. Мир природы выступает по выражению В.В. Кускова «самостоятельным героем» «Слова», природа как бы живет самостоятельной жизнью, но в то же время служит художественным авторским комментарием к происходящему. Силы природы принимают непосредственное деятельное участие в развитии событий («тогда вороны не каркали, галки приумолкли, сороки не стрекотали»).
Типичная особенность «Слова» — обилие прямой речи различных персонажей, в данном отрывке приводятся слова Бояна: «Тяжко тебе голова, без плеч, худо и телу без головы». Приводятся слова и обращения Игоря: «О Донец! Не мало ли тебе величия, лелеявшему князя на волнах, стлавшему его теплыми туманами под сенью зеленого дерева». Встречается нам даже диалог половецких ханов, который автор не мог слышать и понимать: «Молвил Гза Кончаку: «коли сокол ко гнезду летит, Соколенка расстреляем своими золоченными стрелами!» Сказал Кончак Гзе: «Коли сокол ко гнезду летит, Соколика опутаем красною девицею!» И сказал Гза Кончаку: «Коли его опутаем красною девицей, не будет у нас ни соколенка, ни красной девицы, И станут нас бить птицы в степи половецкой!» Таким образом, прямая речь — художественный прием автора, свидетельствующий о способности автора как бы «переселяться» в действующих лиц своего произведения, смотреть на происходящее их глазами, выражать их мысли, отличные от своих собственных.
Речь в слове разнотипна, так описание бегства Игоря резко отличается от той части, где говориться о вступлении в поход. Однако некоторая пестрота не мешает единству, одно из средств, обеспечивающих это единство мы встречаем и в данном отрывке. Само пространство становится объединяющим элементом, мир в этом произведении — это мир широкой видимости и слышимости «Девицы поют на Дунае, вьются голоса через море до Киева».
«Слово», как определенная система художественных средств, принадлежит к эпохе монументально-исторического стиля. Характерные черты этого стиля встречаются и в данном отрывке — охват автором широких пространств, легкость передвижения в этих пространствах, значительность тем, и их историческая подкрепленность (Лихачев Д.С., Кусков В.В.).
Что касается, символического наполнения произведения, то все оно пронизано темой оборотничества, восходящей еще к языческой мифологии. Многими чертами оборотня наделен и князь Игорь: его побег сопровождается таким же огромным покрыванием пространства, как и Всеслава; в ходе побега, Игорь так же как и Всеслав «укрывается мглами» и «превращается» в различных животных, доминирующих над различными сферами мироздания.
Тотальный характер имеют элементы «скрывающегося» и т.п. солнца (разбушевалось море в полночь, идут смерчи, как тучи»), метафоры относящиеся к земледельческому циклу, брачному и погребальному обряду. Характерны так же элементы противопоставления центра и периферии, осмысляемое, как противопоставление сакрального и профанного, живого и мертвого, реального и потустороннего; мотив «эха» — распространения в пространстве и во времени какого-то звука с волшебной скоростью» («Девицы поют на Дунае, вьются голоса, через море до Киева»).
Кроме того, все эти элементы образуют единую структуру. И они не просто сосуществуют, а вступают в многочисленные взаимосвязи, образуя сеть, охватывающую всё произведение, и наделяя реальные исторические события и детали вторичным смыслом. Автор специально отбирает элементы, выстраивает их в определенной необходимой последовательности.
Общая сюжетная схема «Слова» представляет собой последовательность событий, типичную для мифологического цикла гибель/воскресение. Пленение князя Игоря поэтически интерпретируется в «Слове», как его смерть: в плаче Ярославны он представляется лежащим на поле боя и покрытым ранами, Идея гибели князя-«солнца» передается и через образы затмений. В соответствии с этим возвращение Игоря из плена, это не просто побег, а мистическое действие, приобретающее значение воскрешения. Этому мифологическому смыслу соответствуют образы соединившихся головы (Игоря) и тела (Русской земли), образ вновь появившегося солнца («Тяжко тебе, голова, без плеч, худо и телу без головы» — Русской земле без Игоря!», «Солнце светит на небе, Игорь-князь на Русской земле»). Чудесный акт воскрешения героя — символ всеобщего спасения. Не только герой выбирается из плена, но и вся земля вмести с ним обновляется, возвращается к жизни, именно этим и объясняется то «вселенское» ликование и прославление Игоря в завершении «Слова».
Учитывая некоторое несоответствие этого явления реальному историческому положению на Руси в тот момент, можно предположить, что именно мифологический подтекст становится решающим для автора и, очевидно, легко осознаваемым для слушателей. Не совсем соответствует реалиям и грандиозные бедствия, обрушившиеся на Русь после поражения князя, что можно определить как некую гиперболизацию событий.
Еще одним значимым обстоятельством финала произведения, является возвращение Игоря не в свой родной город, как это было в реальности, а прямиком в Киев — священный Город, центр Русской земли, князь въезжает в ворота и поднимается по холму вверх, к храму Богородицы.
Тема гибели и воскрешения героя и мира получает множество реализаций, это и движение героя от периферии к центру, и пересечение реки, символизирующей границу сакрального и профанного, реального и потустороннего мира. Символический смысл приобретают «солнце», «свет», пробуждение «соколов», символизирующих Русскую землю и русских князей, в контрасте с ними выступают «тьма», «тучи», усыпание «галок», «черных воронов» — символов зловещих сил, предвестников беды, отожествляемых так же с врагами-половцами. Противодействие природы Игорю в начале «Слова», отражает авторскую мысль, о нарушении князем своих обязанностей по отношению к родине, осознание же Игорем своей ошибки в последнем эпизоде так же находит отражение в явлениях природы («Солнце светит на небе»). Знаменательно, что в мотиве оборотничества («Игорь-князь помчался горностаем к тростнику и белым гоголем на воду. Вскочил на борзого коня, соскочил с него волком-оборотнем», «Когда Игорь соколом полетел»), стандартное метафорическое изображение «сокола»-князя становится одним из состояний оборотня. Такое переосмысление и обогащение стереотипного выражения путем включения его в новый смысловой ряд, является типичным для поэтики «Слова». Исключительный и волшебный характер побега Игоря подчеркивается упоминанием о смерти Ростислава, погибшего во время бегства через реку (Гаспаров Б.М. «Поэтика Слова о полку Игореве», Кусков В.В.)
Таким образом «Слово о полку Игореве» представляет собой сложное в структурном плане и богатейшее в плане художественных средств произведение. Оно объединяет в себе элементы фольклорного и книжного стиля, христианскую и языческую символику, множество различных приемов художественной выразительности. При этом обилие различных элементов не лишает произведение гармоничности, напротив именно эти многочисленные мотивы, образы и темы, тесно переплетенные между собой, образуют единую целостную систему, придающую «Слову» неповторимый облик. Анализируемый нами эпизод имеет немаловажное значение, он позволяет во всем объеме увидеть тему гибели и воскрешения героя, содержит такие не маловажные элементы, как диалоги (Игоря и Донца, Гзака и Кончака), позволяющие оценить их значение в произведение и мастерство автора в передаче мыслей героев. Важным моментом становится и заключительное прославление Русской земли и князей, пронизанное глубоким патриотическим чувством и отражающее тему величия.
5. Список литературы:
Энциклопедия «Слова о полку Игореве»
Д.С. Лихачев. Поэтика «Слова о полку Игореве»
Д.С. Лихачев. «Слово о полку Игроеве» и культура его времени
В.В. Кусков. История древнерусской литературы
Б.М. Гаспаров. Поэтика «Слова о полку Игореве»