Для чего нужны органы управления
Зачем нужно управление
Производственный цикл, в котором задействованы производственные ресурсы, разделяется на функциональные блоки, которые должны взаимодействовать между собой, выполняя общую для всех задачу. Отдельная структура необходима для того, чтобы координировать эти усилия и направлять их. Эта же структура должна определять направления развития предприятия, его маркетинговую и кадровую политику. Осуществляет эти функции аппарат управления, который в структуре любого предприятия отделен от производственных блоков.
На предприятии, чтобы осуществлять управление им, существует система руководителей разных уровней. Они назначаются для всех подразделений и обеспечивают как горизонтальные связи на одном уровне, так и вертикальные – от руководителя низших звеньев к генеральному директору.
Руководители младшего, низового звена, работают непосредственно с исполнителями. Их задачей является организация, обеспечение и контроль за выполнением производственных задач и планов, использованием сырья и эксплуатацией оборудования. Это самая многочисленная часть аппарата управления. Управленцы среднего звена служат посредниками между высшим руководством и руководителями низового уровня.
Самый высокий уровень управления представляет последнее звено, в обязанность представителей которого входит принятие важнейших решений, от которых зависит деятельность компании, предприятия. Именно они и несут ответственность за эту деятельность. Принимаемые ими решения, через управленцев среднего и низшего звена доводятся до непосредственных исполнителей.
Такая организационная и управленческая структура характерна для любого предприятия, в котором существуют подразделения и отделы. Она позволяет управлять предприятием и всем его руководящим звеньям обеспечивать этот процесс за счет планирования, организации, мотивации и контроля.
Понятие системы управления в менеджменте
Сущность системы управления и ее составляющие
Система управления является совокупностью взаимозависимых и взаимосвязанных элементов, которые образуют единство, упорядоченную целостность. Базисом упорядочения системы управления, как правило, выступает цель ее функционирования.
Система управления включает:
Системе управления необходимо быть внутренне сбалансированной, соответствовать организационным целям, быть доступной контролю, гибкой и адаптивной, допускать неформальные связи между сотрудниками.
Система управления представляет процесс создания, поддержания функционирования и совершенствования организационной структуры при выполнении разработанного плана мероприятий и принятого управленческого решения.
Субъекты управления
Субъектами управления (управляющая подсистема) выступают руководители различных уровней, которые наделены полномочиями в сфере принятия решений в отдельных сферах функционирования компании:
Всем руководителям следует руководствоваться правилом «хороший руководитель – это тот, кто не только хорошо работает сам, но и тот, у кого подчиненные хорошо работают».
Объекты управления
Объекты организационной деятельности – это весь спектр взаимосвязанных структурных подразделений компании (участки, отделы, цеха, сектора, группы исполнителей, лаборатории и т.д.).
Для того чтобы данное взаимодействие было эффективным, субъектам управления необходимо:
Вышеперечисленные условия создание управляемой организации, т.е. ее рациональную реакцию на управленческие воздействия.
Органы управления
Совокупность органов управления (подразделений, должностей), которые реализуют его функции, связанных между собой каналами коммуникации и находящихся в определенном взаимном соподчинении и соотношении, составляют управленческий (административный) аппарат. Части аппарата, которые взяты в определенном взаимном расположении и связаны системой распределения полномочий, официальных отношений, задач, ответственности, формируют организационную структуру (нельзя путать со структурой самой компании).
Органы управления подразделяются на:
Совокупность органов управления, которые решают общую задачу, формирует звено управления, а совокупность органов одного уровня формирует управленческую ступень.
Необходимо иметь в виду, что управление осуществляется при помощи официальных и неофициальных средств (неформальных контактов между сотрудниками, совокупности группировок и их лидеров).
Полная система управления, таким образом, состоит из двух частей – неофициальной и официальной, которые нужно рассматривать в целом.
Во главе органа управления находится управленческая должность – организационная единица, которая реализует совокупность его прав, обязанностей и ответственности; все остальные должности лишь обеспечивают эти действия и являются по отношению к ней подчиненными. Должность существует, пока реализует относящиеся к ней функции, исходя из которых на лиц, занимающих ее, возлагаются определенные служебные обязанности.
Орган управления
О́рган (управле́ния) (в акционерном обществе или обществе с ограниченной ответственностью) — один из четырех возможных органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, через которые общество осуществляет свою правоспособность. При этом два из них — общее собрание и единоличный исполнительный орган — являются обязательными, а создание Совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа отнесено на усмотрение самого общества (за исключением акционерных обществ с числом акционеров более пятидесяти, для которых Законом РФ «Об акционерных обществах» также предусмотрено обязательное избрание Совета директоров).
Функционирование органов управления в обществе осуществляется по принципу разграничения полномочий. При этом наиболее важные вопросы деятельности общества отнесены к компетенции общего собрания, а вопросы оперативного управления — к компетенции единоличного исполнительного органа. При этом иногда говорят о принципе «остаточной компетенции» единоличного исполнительного органа, поскольку, как считается, в его ведение входит решение всех вопросов, которые прямо не отнесены к компетенции иных органов управления общества законами РФ и Уставом общества.
Классификация
Органы управления в коммерческой организации можно классифицировать по нескольким параметрам:
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Орган управления» в других словарях:
орган управления — Часть системы аппарата управления, к которой прилагается извне усилие управления. МЭК 60050(441 15 22). Примечание. Орган управления может иметь форму рукоятки, ручки, нажимной кнопки, ролика, плунжера и т. п. [ГОСТ Р 50030.1 2000 (МЭК 60947 1… … Справочник технического переводчика
орган управления — 2.4 орган управления: Часть, на которую непосредственно воздействует водитель (или, в соответствующих случаях, сопровождающее лицо, если речь идет о прицепе) для передачи на привод энергии, необходимой для торможения или для управления этим… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
орган управления СЧМ — орган управления Техническое средство в СЧМ, предназначенное для передачи управляющих воздействий от оператора СЧМ к машине. [ГОСТ 26387 84] орган управления Часть тормозной системы, на которую непосредственно воздействует водитель (или в случае… … Справочник технического переводчика
орган управления системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях — орган управления системы ЖОН ЧС Организационная структура системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, предназначенная для проведения в рамках своей компетенции заблаговременной подготовки к жизнеобеспечению населения и… … Справочник технического переводчика
Орган управления гражданской обороной — федеральный орган исполнительной власти, его региональные органы. Орган управления в составе или при органах исполнительной власти субъекта РФ, органах местного самоуправления, специально уполномомченные на решение задач в области ГО. EdwART.… … Словарь черезвычайных ситуаций
орган управления (устройством срочного останова) — Часть системы управления, к которой прикладывается внешнее воздействующее усилие управления Примечание — Примерами органов управления могут быть кнопки, провода, шнуры 1), рейки, педали 2). (МЭС 441 15 22, модифицированный). [ГОСТ Р 50030.5 … Справочник технического переводчика
Орган управления воздушным движением — общий термин, означающий в соответствующих случаях центры единой системы управления воздушным движением в СССР, а также ведомственные командные и диспетчерские пункты, выполняющие в пределах своей компетенции функции планирования, координирования … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Орган управления системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях — организационная структура системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, предназначенная для проведения в рамках своей компетенции заблаговременной подготовки к жизнеобеспечению населения и оперативного управления этим процессом при … Словарь черезвычайных ситуаций
Орган управления системы жизнеобеспечения населения в ЧС — Орган управления системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях: организационная структура системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, предназначенная для проведения в рамках своей компетенции заблаговременной… … Официальная терминология
орган управления (в автотранспортных средствах) — орган управления Часть, на которую непосредственно воздействует водитель для передачи на привод энергии, необходимой для торможения или для управления этим приводом. Этой энергией может быть либо мускульная сила водителя, либо иной контролируемый … Справочник технического переводчика
Орган управления
Связанные понятия
Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач (фактически командовать людьми).
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Хозяйствующий субъект — Это осуществляющие производство, реализацию либо приобретение товаров, оказание услуг и выполнение работ частные, государственные и иные предприятия, а также их филиалы и представительства, акционерные общества и иные товарищества, союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, организации и учреждения, банки, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, иные объединения и граждане, занимающиеся самостоятельной.
Право хозяйственного ведения — производное от права собственности ограниченное вещное право юридических лиц-не собственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника, при котором государственное или муниципальное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом (ст. 294 ГК РФ).
Саморегулируемые организации — некоммерческие организации, объединяющие субъекты предпринимательской деятельности, работающие в определённой отрасли производства товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъекты профессиональной деятельности определённого вида.
Хозяйственные общества — коммерческие организации с разделённым на доли (акции) учредителей (участников) уставным капиталом.
Проектируем систему управления организации: методология, инструменты, команда
Андрей Недолужко
Управляющий партнёр компании Experts2biz
Эксперт по проектированию архитектуры бизнес и ИТ-систем
Консультант по бизнес-процессам девелопмента и управления недвижимостью
В данной статье речь пойдёт о системном подходе в использовании инструментов в проектах построения системы управления организации.
Основные идеи статьи
Система управления организации — нематериальный продукт, поэтому её сложно оценить и сформулировать требования к ней. Требования будут постоянно меняться по мере построения и развития системы. Поэтому проекты создания подобных систем должны носить итерационный характер. Ключевые факторы успешности проекта: проектирование системы управления организации с использованием специализированного программного обеспечения, правильная организация процесса и распределение ролей проекта.
Определение
Прежде, чем рассуждать о системных подходах для построения системы управления организации, необходимо определиться с вопросами «Что такое система управления организации?» и «Зачем вообще нужна система управления организации?»
Что такое система управления организации?
Для начала нужно разобраться, почему «система управления организации». Я рассуждаю следующим образом: организация — это любое искусственное образование, в котором занято более одного человека, которые должны образом организовывать совместную работу для достижения цели. Соответственно, под термином «организация» понимается собирательный образ, обобщающий такие понятия как «бизнес», «компания», «предприятие», «учреждение», «группа компаний», «корпорация»
Теперь ответим на вопрос, что такое система управления организации. К сожалению, существует распространённая ситуация, когда при упоминании термина «система управления организации» у владельцев бизнеса, и руководящих работников возникают ассоциации с информационной системой типа ERP или другим программным продуктом.
На самом деле система управления организации — это система, с помощью которой организация управляет объектами внутренней и внешней среды (клиенты, партнёры, ресурсы, оборудование, продукты, технологии, персонал) для достижения своих целей в долгосрочной перспективе. Элементами этой системы являются:
Рисунок 1. Система управления организации
Закономерный вопрос, почему система управления организации, а не система управления организацией? Потому что, как уже было написано выше, это система, с помощью которой сама организация (люди, которые работают внутри неё) управляет объектами управления, клиентами, партнёрами, ресурсами, оборудованием, продуктами, технологиями, персоналом При этом организация сама определяет, что для неё является объектом управления, исходя из её целей, видов деятельности, применяемых стандартов и практик управления, специфики отрасли и размеров.
Для чего нужна система управления организации?
Есть, по меньшей мере, три веских аргумента:
Существует ещё масса аргументов за разработку системы управления организации, таких как повышение эффективности управления, масштабирование бизнеса, сокращение затрат, повышение производительности труда, внедрение информационных систем, но, на мой взгляд, все эти аргументы являются вытекающими из трех основных, а соответственно, вторичными.
Основные проблемы построения эффективной системы управления организации
С одной стороны, аргументов в пользу построения системы управления организации предостаточно. Однако, в большинстве случаев организации сталкиваются с рядом проблем, основные из которых следующие:
В силу этих проблем, трудно оценить проект, объем работ, сложность, сроки, качество и риски, и ещё сложнее определить ценность продукта, который будет получен на выходе. В результате, на практике очень часто разработка системы управления организации носит неорганизованный, бессистемный или симптоматический характер, например, в рамках проектов внедрения информационных технологий или внедрения новомодных управленческих «заманух», а документация системы управления организации большей частью неактуальна и не соответствует реальному положению дел в организации.
Какую альтернативу можно предложить в подобной ситуации? Другими словами:
Решение
На мой взгляд, одним из оптимальных решений является использование итерационного или цикличного подходов в построении системы управления и ориентация на стандарты PMBOK (руководство к своду знаниями по управления проектами) и BABOK (руководство к своду знаний по ).
В этом контексте, следует обратить внимание на существенные изменения (по отношению к предыдущим версиям) в четвёртой версии стандарта по управлению проектами PMBOK, где акцент сделан на то, что реализация подобных проектов должна носить итерационный характер. Другими словами, стандарт PMBOK признаёт тот факт, что гибкие методологии реализации проектов имеют преимущества по сравнению с жёсткими методологиями, построенными по принципу «водопада», где выполнив все работы одной фазы проекта, приступают к следующей. Однако стандарт PMBOK определяет только общие вопросы реализации проектов, и не даёт детальных методических рекомендации по технологии выполнения подобных проектов. Я предлагаю воспользоваться некоторыми идеями и практиками стандартов и методологий из индустрии программного обеспечения, таких как RUP или Microsoft Solutions Framework MSF, адаптировав их под задачи создания системы управления организации.
RUP — подразумевает итерационную и инкрементную модель разработки, в то время как MSF — спиральную модель разработки с поддержкой итеративности. Несмотря на некоторые отличия, в основе этих подходов лежит общая концепция, они в разное время были предложены одним и тем же человеком — немецким специалистом в области программного инжиниринга Барри Боемом (к слову, водопадная модель разработки также принадлежит его авторству). То есть, разницы между итерационным и спиральным подходом практически никакой нет, вопрос просто в том, кто как лучше воспринимает модель.
В качестве примера можно привести традиционное концептуальное изображение RUP — Рисунок 2
Рисунок 2. Традиционное изображение методологии RUP
Сущность методологии RUP заключается в том, что процесс разработки состоит из четырёх фаз, каждая из которых может быть разбита ещё на отдельные итерации. В ходе выполнения каждой фазы/итерации осуществляются постоянная последовательность определённых процессов. Попробуем рассмотреть аналогичную модель в контексте построения системы управления организации.
Жизненный цикл системы управления организации можно представить следующим образом:
Соответственно, фазы проекта создания системы управления организации будут аналогичны фазам, определённым в RUP. Однако контекст фаз будет другим — Таблица 1
Таблица 1. Фазы проекта разработки системы управления организации
Процессы каждой итерации выглядят следующим образом — Таблица 2.
Таблица 2. Процессы разработки системы управления организации
Ознакомившись с подобной организацией процессов, можно спросить:
Дело в том, что именно эти вопросы охватывают процессы и процедуры, описанные в стандартах PMBOK или BABOK,
Таким образом, использование PMBOK и BABOK в качестве базы избавляет от необходимости разрабатывать процессы самостоятельно.
В результате получается следующая концептуальная модель построения системы управления организации, аналогичная RUP — Рисунок 3. Естественно, отображение трудозатрат выглядит несколько утрированно, но, тем не менее, оно даёт представление о том, как распределять ресурсы в ходе выполнения проекта.
Рисунок 3. Итерационный процесс разработки системы управления организации
Место инструментов в проекте
В качестве примера рассмотрим систему Business Studio. Этот продукт предоставляет набор возможностей, который позволяет рассматривать его как центральный инструмент для проектирования верхнего уровня системы управления организации (Рисунок 4).
Рисунок 4. Уровень проектирования системы управления организации
Также Business Studio может использоваться при решении задач на других стадиях проекта:
Таблица 3. Применение Business Studio, на разных фазах проекта
Таким образом, применение системы Business Studio позволяет закрыть целый комплекс задач создания системы управления организации — Рисунок 5.
Рисунок 5. Область применения Business Studio
Команда
Широко распространено заблуждение, что для создания системы управления организации достаточно купить специализированное программное обеспечение (одно или несколько рабочих мест, в зависимости от размеров и целей организации)и обучить специалистов. Однако из рисунков 4 и 5 следует, что возможности современных программных продуктов охватывают различные процессы и, соответственно, области знаний, и для каждого процесса к пользователю системы предъявляются особые требования в плане навыков, знаний и опыта. Поэтому для достижения максимального эффекта в проекте построения системы управления можно выделить следующие роли — Таблица 4.
Таблица 4. Роли команды, использующей систему
Как видно из таблицы 4, можно выделить пять ключевых ролей исполнителей, которые будут участвовать в проекте создания системы управления организации. Они выполняют совершенно различные функции, имеют различные зоны ответственности и требования к квалификации. Обеспечение человеческими ресурсами данных ролей — это, собственно, уже другой вопрос, который зависит от объёмов проекта и возможностей организации. Естественно, для небольших организаций некоторые роли могут совмещаться: например, может также выполнять роль или специалиста по (но не две сразу), возможны и другие варианты. Основное правило — не должно быть явного конфликта интересов: например, специалист по разработке документации системы управления не может выполнять роль специалиста по качеству, иначе качество будет страдать. С другой стороны, и для крупных и для небольших организаций можно активно использовать аутсорсинг или инсорсинг ресурсов:
Заключение
Залогом успешного выполнения проекта разработки системы управления организации является тщательный выбор методологических инструментов. Необходимо учитывать современные тенденции в проектном менеджменте и смежных видах деятельности, в частности индустрии ПО, которые делают акцент на гибких (agile) методах реализации подобных проектов.
Поэтому предложенный подход организации проекта имеет целый ряд преимуществ, ключевые, на мой взгляд:
В конечном итоге, повышается вероятность получения именной той системы управления, которая необходима организации для достижения поставленных целей, а программное обеспечение для превращается из дорогой игрушки в ключевой инструмент построения и развития организации.
Литература:
[1] Якбсон А., Буч Г., Рамбо Дж. Унифицированный процесс разработки программного обеспечения. — СПб.: Питер, 2002 — 496 с. ил
[2] Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) — Четвётое издание. ©2008 Project Management Institute, Inc
[3] A Guide to the Business Analysis Body of Knowledge (BABOK ® Guide), Version 2.0. ©2009 International Institute of Business Analysis. Toronto, Ontario, Canada
Опубликовано по материалам:
Журнал Intelligent Enterprise № 12, 2012