Для чего нужны отчеты
Для чего нужна отчетность
Начинающие предприниматели часто задают вопросы: что такое и для чего нужна отчетность, как составить отчетность и куда сдавать, можно ли совсем не сдавать отчетность и что за это будет.
Тот, кто решил организовать свой бизнес, более или менее представляет технологический процесс (где взять сырье или товар, этапы переработки или предпродажной подготовки, как и кому и по какой цене реализовать, сколько людей нанять для выполнения этих задач и какую зарплату им нужно платить). Чего не скажешь об отчетности.
Многие из начинающих предпринимателей слышали, что нужно платить какие-то налоги, но вот для чего нужна отчетность? Почему я вообще должен сдавать отчетность, если я работаю за свои деньги и на свой страх и риск? Кто будет следить за тем, сдал я отчетность или нет? И что будет, если я не буду сдавать отчетность вообще?
Давайте разбираться, для чего нужна отчетность. Отчетность — это свод показателей предприятия за определенный временной промежуток (квартал или календарный год). Отчетность составляется и представляется по определенным законодательством формам (бланкам), показатели рассчитываются по правилам, установленным российским законодательством. Сроки представления отчетности тоже устанавливаются законодательным путем.
Различают налоговую отчетность и бухгалтерскую отчетность. Налоговая отчетность (налоговая декларация или налоговый расчет) — это система показателей хозяйствующего субъекта (компании или индивидуального предпринимателя), необходимая для расчета налоговых платежей. Налоговая декларация (налоговый расчет) обязательно включают в себя три показателя: налоговую базу, налоговую ставку и сумму исчисленного налога.
Бухгалтерская отчетность — это свод показателей активов и обязательств предприятия на определенную дату. В состав бухгалтерской отчетности всегда включается баланс и отчет о прибылях и убытках (отчет о финансовых результатах), крупные и средние предприятия обязаны заполнять дополнительные формы к балансу.
Бухгалтерская отчетность служит для оценки экономической эффективности деятельности предприятия. В бухгалтерской отчетности мы не найдем данные о налоговой базе, налоговой ставке и другие показатели из налоговой отчетности. В бухгалтерской отчетности отражается сумма расчетов (задолженность или переплата) по налогам, состояние расчетов (задолженность или переплата) с заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, а также стоимость собственного капитала, стоимость основных средств и т.д. Финансовый результат (прибыль или убыток), оборот по реализации и полная себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) отражается в отчете о прибылях и убытках.
Думаем, теперь более понятно, для чего нужна отчетность.
Налоговая отчетность нужна для определения размера налогов. Бухгалтерская отчетность нужна для оценки финансовых показателей предприятия, его платежеспособности.
Для чего нужна отчетность на практике? Вы (как хозяйствующий субъект — ООО или ИП) решили взять кредит в банке. Банк в обязательном порядке попросит представить отчетность. Сотрудники банка, исходя из данных отчетности, рассчитают показатели ликвидности Вашего предприятия, которые, в свою очередь, повлияют на размер процента по кредиту. Еще пример, если Вы индивидуальный предприниматель и собираетесь отдохнуть за пределами нашей родины, то для получения визы потребуется представить отчетность, подтверждающую Ваш доход (декларацию по УСН за прошедший календарный год).
С 2017 года большая часть отчетности представляется в налоговую инспекцию по месту регистрации хозяйствующего субъекта. Есть отчетность, которая представляется в Фонд социального страхования, в Пенсионный Фонд РФ и органы Статистики. Некоторые компании представляют специфическую отчетность по роду своей деятельности (например, компании, реализующие спиртные напитки, отчитываются по установленной форме в Росалкогольрегулирование). Существует отчетность, которую необходимо представлять только в том случае, если у компании или ИП есть объект налогообложения, например, отчетность по транспортному или земельному налогу, или экологическому сбору.
Если вопрос: для чего нужна отчетность Вы адресуете бухгалтеру со стажем и чувством юмора, он ответит, что отчетность нужна, чтобы было за что штрафовать компании. Дело в том, что сроки представления той или иной отчетности и ответственность за непредставление отчетности установлены законодательством РФ.
В случае непредставления отчетности в органы статистики может быть наложена административная отчетность как на юридическое лицо (20-70 тыс. руб.), так и на должностное лицо (10-20 тыс. руб.) За непредставление налоговых отчетов установлена налоговая ответственность в размере 5 % от неуплаченной суммы налога за каждый полный и неполный календарный месяц. Непредставление отчетности в ПФР, ФСС, бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию также карается штрафами.
Если у Вас есть вопросы по составлению и представлению отчетности в контролирующие органы, предлагаем воспользоваться услугами по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, для чего просим обращаться к нашим специалистам по телефону (812) 309-18-67.
Отчет как средство манипуляции руководителем
Аналитический подход необходим для успешного развития любого бизнеса. Чтобы понять, куда движемся сейчас и к чему придем в будущем, нужно собрать информацию, разложить ее по полочкам и сделать выводы.
По мере роста компании увеличивается и количество данных, которые подлежат обработке, и в один прекрасный день руководитель понимает, что с таким валом цифр и наименований в одиночку ему не справиться. Вот тогда и появляется на сцене Его Величество Отчет.
Сначала простой, скромный, понятный? Но вскоре вместо конкретных сведений о предмете (объем продаж или сумма затрат, количество контактов или командировочные расходы) в отчете появляется расплывчатая информация, лишь отдаленно отражающая исходные данные.
Каким же целям должны служить отчеты и что зачастую происходит в действительности?
Зачем нужен отчет?
Итак, каковы функциональные цели отчетов?
1. Получить картину «крупными мазками», не отвлекаясь на мелкие детали. Это очень удобно для оценки ситуации и ее прогнозирования и, кроме того, существенно экономит рабочее время руководителя.
2. Выбрать угол зрения. Особенно актуально для аналитических отчетов. Оценка тенденций, структура расходов, динамика продаж и т. д., вплоть до сложных изысканий с применением высшей математики.
Как правило, руководители практически любого уровня стараются работать не с большими объемами первичной информации, а со сводными данными, запрашиваемыми у подчиненных. Отчеты низовых звеньев продвигаются «вверх» из отдела в отдел и наконец попадают на стол руководителя.
Что же получит генеральный директор предприятия среднего уровня после многочисленных обобщений, округлений и допущений? Некий документ, не более того. Для того чтобы итоговый отчет мог называться источником достоверной информации, необходимо:
Макова Марина
Источник: Журнал «Управление компанией»
Как делать красивые и понятные клиентам отчеты
Валентина Евтюхина, специалист по digital-коммуникациям City Life и автор Телеграм-канала Digital Eva, написала для блога Нетологии колонку о том, как правильно оформить отчет, чтобы тот был без проблем понятен клиенту.
С регулярными отчетами для клиентов знакомы специалисты на фрилансе и в агентствах — если вы работаете над проектом клиента или занимаетесь маркетингом внутри компании, отчеты — неотъемлемая часть операционных дел.
Зачем нужны отчеты
Отчет формирует общую картину за период работы. Некоторые специалисты ограничиваются письмами с повесткой дня или итогами месяца, но этого недостаточно. Например, прошел месяц, вы занимались продвижением в социальных сетях или работой с сайтом, и вам кажется, что работы проделано много, и она выполнена хорошо. Но люди со стороны, например, клиенты или директор, видят это совсем иначе. Для них эффективность измеряется показателями, которые лежат на поверхности — клики, показы, переходы.
Данные, которые доступны вам, часто остаются недосягаемыми для остальных участников проекта.
И тут на помощь приходят отчеты, которые не только собирают воедино результат работы, но и показывают, как происходил процесс решения поставленных задач и какие маркетинговые инструменты были задействованы.
Почему отчеты — это сложно
Составление показательных отчетов — сложный процесс, потому что нет единого сервиса для работы с аналитикой: для каждой задачи приходится выгружать данные из разных систем, будь то рекламный кабинет Яндекс.Директа, отчеты в Яндекс.Метрике или Google Analytics. При этом в каждой системе перед выгрузкой данных надо задействовать правильные фильтры, сделать скриншоты, проработать таблицы в Excel и адаптировать их таким образом, чтобы было клиенту с первого взгляда было понятно, где искать нужные показатели и на какие столбцы обращать особое внимание.
Подобная работа требует от нескольких часов до нескольких дней. Если мы говорим о масштабных проектах, то ручной сбор информации может занимать львиную долю рабочего времени, которое лучше потратить на сам проект.
С другой стороны, современные технологии, например, BI, позволяют внедрять автоматизированные системы веб-аналитики в работу любого отдела или целого проекта. Проблема в том, что на их написание, тестирование и релиз уходит большое количество времени и человекоресурсов. Например, в этой статье можно почитать, как целая команда за 5 месяцев (!) создала BI-продукт для Netpeak. В его возможности входила аналитика исключительно контекстной рекламы, когда на деле клиенту чаще всего требуется отчетность по всем источникам и рекламным кампаниям, и контекстная реклама является лишь сотой долей от общего объема работ.
Можно, конечно, ограничиться автоматизированной выгрузкой из общедоступных систем аналитики и отправить ее клиенту, но для него это будет как послание на иностранном языке, который плохо знаешь — что-то будет понятно, но многое потребует дополнительных объяснений.
Как оформлять и отправлять отчет клиентам и руководству
Хуже неструктурированного отчета может быть только красивый отчет без пояснительных блоков.
Часто у клиентов нет возможности вникать в подробности или нет времени посмотреть отчет именно сейчас, а это может сказаться на оплате счета и дальнейшем сотрудничестве. Поэтому рекомендую добавлять к отчету текстовые блоки с пояснением графиков и цифр, которые помогут клиенту быстро сориентироваться в ситуации.
В пояснения обычно входят описания метрик или иных показателей, а также краткие комментарии по каждому или нескольким блокам.
Пример разбора метрик в отчете
Также не поленитесь составить сопроводительное письмо к отчету, в котором кратко изложите методы, инструменты, цели и результаты за период. Тогда клиент еще до детального знакомства с отчетом поймет, что все в порядке — команда работает и результаты есть.
За основу для сопроводительного письма можно взять выводы из отчета и самые важные комментарии к блокам. Но заменять отчет письмом все же не стоит, даже если ваши отчеты не читают, их все равно хранят: например, маркетолог может отчитываться перед руководством на основании ваших отчетов.
Пять полезных рекомендаций для создания отчетов
1. Используйте специальные программы для презентаций
Самая популярная программа — PowerPoint. Она позволяет создавать серии слайдов с текстовыми и визуальными блоками, добавлять логотип компании, использовать различные шрифты и цветовые решения.
Google Презентации — самый популярный из облачных сервисов, доступен на любом устройстве, прост и удобен в использовании. Есть возможность совместной работы над презентацией в онлайн-режиме; большой выбор шаблонов и фирменные шрифты.
Для пользователей iOS-устройств есть Keynote — приложение для создания презентаций в заранее выбранном шаблоне. Можно выбрать фон, нестандартное расположение объектов, использовать собственные шаблоны, сохранять презентации в формате PDF или pptx.
2. Работайте с шаблонами
Красивый, приятный глазу отчет можно создать без помощи дизайнера, просто выбрав подходящий шаблон для презентации. Например, на сайте slidescarnival.com есть бесплатные шаблоны по самым разным темам — коммерческие, технологические и креативные команды найдут для своих презентаций подходящий вариант. Эти шаблоны можно использовать как в Google Презентациях, так и в Power Point.
В Keynote есть масса встроенных шаблонов: для магазинов, дизайнеров, выставок, редакций, музыкантов и технологичных компаний.
3. Внимательно проверяйте тексты на ошибки
Готовя отчет для клиента, убедитесь, что не допустили ошибок не только в расчетах, но и в тексте. Грамотная письменная речь — показатель профессионализма и серьезного отношения к делу. Будет неприятно, если клиент заметит элементарные ошибки в словах: это покажет ваше халатное отношение к составлению отчета и работе в целом. В случае если нет возможности нанять корректора, пользуйтесь сервисами, которые могут его заменить.
Орфограммка — веб-сервис проверки правописания. Достаточно вставить фрагмент текста в специальное окно и нажать кнопку «Проверить», и все стилистические и грамматические ошибки подсветятся соответствующим цветом. Вам останется только переписать текст на основе рекомендаций сервиса.
Главред помогает сделать текст максимально информативным и понятным.
4. Используйте все возможности Excel
Если отчет требует добавления выгрузки в Excel, постарайтесь максимально снизить уровень ручной обработки данных в таблицах, доверив это формулам. Используйте функцию автоматического выделения цветом большого объема цифр, чтобы клиенту визуально было удобно ориентироваться в данных. Вот тут подробно описано, как создать диаграмму Ганта в Google Таблицах, которая позволит визуализировать количество затраченных ресурсов на проект или отдельный процесс в рамках проекта. А вот в этом видео подробно показано создание круговых диаграмм на основе данных из таблицы.
5. Собирайте данные с помощью сервисов
Маркетологи используют множество сервисов для анализа и прогнозирования, поэтому во время составления отчета им приходится собирать данные вручную из каждой рекламной системы и форматировать их под единый стиль презентации. Чтобы ускорить этот процесс, рекомендуем пользоваться сервисами, собирающими аналитику из разных систем — рекламных кабинетов в социальных сетях, Google Analytics и Яндекс.Метрики. Подключив системы к одному сайту, вы получаете единый отчет нажатием одной кнопки.
reportkey — сервис для маркетологов, smm-менеджеров и seo-специалистов, который собирает данные из рекламных кабинетов социальных сетей, счетчиков аналитики и сторонних систем в удобные отчеты. Доступна интеграция с Яндекс.Метрикой и Google Analytics, выгрузка данных из рекламных кабинетов ВКонтакте и Facebook, а также из Instagram (если реклама запущена через кабинет Facebook), SEOlib, Allpositions и Топвизора.
Improvado — сервис для сбора данных из пятидесяти различных аналитических платформ и социальных сетей, с визуализацией и возможностью адаптировать сервис под себя.
ReportGarden — сервис для составления отчетов с интеграцией самых разных платформ, включая почтовый сервис MailChimp, данные Google Analytics и выгрузки статистики из социальных сетей.
Google data studio — простой инструмент для работы со сквозной аналитикой, который позволяет решать простейшие задачи по анализу и визуализации данных.
Работает только с шестью источниками информации: AdWords API, Attribution 360, BigQuery, Google Analytics, Google Sheets, YouTube Analytics.
Помните, что основная задача отчета — не запутать клиента, а понятно донести суть работы, обозначить контрольные точки и предложить новые решения на основе данных.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.
Управленческая отчетность: назначение, виды, примеры
Управленческая отчетность: назначение, виды, примеры
Опытный финансовый аналитик, бизнес-консультант, на экспертном уровне владеющий МСФО, имеет диплом DipIFR, более 10 лет руководящей работы. Возглавляла финансовые подразделения компаний с миллиардным оборотом и штатной численностью более тысячи сотрудников. Успешно с нуля внедряла управленческий учет на базе «1С:Управление производственным предприятием», осуществляла трансляцию РСБУ – МСФО, финансовый контроль (P&L, AR и AP, cashflow), отвечала за бюджетирование и прогнозирование, за прохождение внутренних и внешних аудитов, предоставляла отчетность лично учредителям компаний, неся полную ответственной за реализацию финансовой стратегии. В 2017 году открыла частную практику. Занимается консалтингом малого и среднего бизнеса, написанием бизнес-планов, white paper, привлечением финансирования на российском и международном рынках.
Общие характеристики управленческой отчетности
Внутренним пользователям: топ-менеджменту, управляющему совету или собственнику регламентированная отчетность не интересна, так как составляется она поздно, без должной детализации и не отражает тех выводов, которые должен сделать для себя собственник после ее прочтения.
Управленческие отчеты служат целям внутренних пользователей – они всегда содержат актуальную информацию по необходимым областям учета и в необходимой детализации.
Характеристики управленческих отчетов:
Виды управленческой отчетности
Великое множество форм управленческих отчетов можно разделить на три категории, исходя из информации, которую они представляют:
Далее каждая категория может быть разделена еще на несколько подкатегорий.
Отчеты по финансовому результату:
Отчеты по денежным средствам:
В статье рассмотрим наиболее распространенные управленческие отчеты из перечисленных выше.
Отчеты по финансовому результату
Общий отчет по доходам и расходам
Это, пожалуй, лидер среди управленческих отчетов по частоте применения. Стандартный отчет по доходам и расходам делают многие финансисты, чаще всего в Excel.
Примерная форма его представлена в таблице 1.
Таблица 1. Примерная форма отчета о доходах и расходах (фрагмент)
Статьи доходов и расходов | Январь | Февраль | Март |
ДОХОДЫ | |||
Выручка от операционнной деятельности | |||
Прочие доходы | |||
РАСХОДЫ | |||
Себестоимость производства | |||
Сырье и материалы | |||
ФОТ | |||
Социальные взносы | |||
Прочие расходы | |||
Амортизация | |||
ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ | |||
% | |||
Расходы на продажу | |||
ФОТ | |||
Социальные взносы | |||
Прочие расходы | |||
Амортизация | |||
Административные расходы | |||
ФОТ | |||
Социальные взносы | |||
Прочие расходы | |||
Амортизация | |||
EBITDA | |||
% | |||
EBIT | |||
% | |||
Прочие расходы | |||
Проценты к уплате | |||
Налоги | |||
Чистая прибыль | |||
% |
Из полезной дополнительной информации по нему могу добавить, что сформировать его можно не только вручную в Excel, но и напрямую из «1С», используя аналитики программы «Статьи доходов и расходов» и панель «Финансовый результат и контроллинг». Вам достаточно настроить справочник статей доходов и расходов, организовать внесение первичной информации в соответствии с этим справочником, и на выходе вы получите всегда актуальный, автоматизированный отчет без дополнительных усилий на подсчет и сведение данных.
Отчеты по структуре себестоимости
С этой группой отчетов уже интереснее, так как, обладая широким продуктовым портфелем, финансист и топ-менеджер должны понимать, что происходит на стадии формирования себестоимости по каждому производимому продукту, по каким продуктам маржинальность выше, по каким ниже и почему.
Для этого минимум, который должен соблюдаться при введении первичной документации – разделение ее на продукты, а при настройке закрытия – распределение общих статей затрат (аренды, амортизации, заработной платы и т.д.) пропорционально выбранной базе распределения. В общем, ничего нового в ведение бухгалтерии управленческий учет не привнесет. Механизм формирования себестоимости единицы произведенной продукции и так ведется аналогичным образом, весь вопрос в детализации единицы произведенной продукции. Например, если предприятие производит игрушки, то одна игрушка уже сейчас является единицей произведенной продукции и учет ведется по ней. Но если предприятие работает по договорам подряда, то учет нужно вести по каждому из договоров и дополнительных соглашений, а например, не по одному договору в целом. Тогда вы без проблем сможете отследить себестоимость и сделать анализ маржинальности производимой продукции.
Форма отчета по себестоимости может быть любой, удобной для конкретной отрасли, например такой, как в таблице 2.
Таблица 2. Форма отчета по себестоимости (фрагмент)
Статьи доходов и расходов | Продукт 1 | Продукт 2 | Продукт 3 |
ДОХОДЫ | |||
Выручка от операционнной деятельности | |||
РАСХОДЫ | |||
Сырье и материалы | |||
Сырье 1 | |||
Сырье 2 | |||
Сырье 3 | |||
Сырье 4 | |||
ФОТ | |||
Окладная часть | |||
Премиальная часть | |||
Социальные взносы | |||
Аренда | |||
Прочие расходы | |||
… | |||
… | |||
… | |||
Амортизация | |||
ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ | |||
% |
Так же, как и отчет по доходам и расходам, отчеты по структуре себестоимости можно формировать из 1С. Самым простым по настройке является отчет «Валовая прибыль», стандартный отчет во многих программных решениях 1С. Детализировав его по статьям расходов, вы получите действенный инструмент анализа себестоимости, который еще и позволяет «проваливаться» вглубь расходов, детализировав их до Документа-регистратора.
Отчеты по отдельным разделам расходов
Такие отчеты используют реже, поэтому уделим им меньше внимания. Однако одним из них, отчетом по фонду оплаты труда, многие пользуются только исходя из распределения сотрудников по регламентированным отделам: производство, продажи, бухгалтерия и так далее.
Гораздо же интереснее и информативнее смотреть отчет по ФОТ исходя из управленческих подразделений (или ЦФО), особенно сравнивая его с выручкой по тому или иному ЦФО, например, такой, как в таблице 3.
Таблица 3. Отчет по ФОТ по ЦФО