Для чего нужны педагогические исследования
Научное исследование в педагогике: что это, правила организации и проведения, анализ результатов
Ни одна наука не стоит на месте. Практически каждый день у ученых рождаются новые идеи по решению актуальных и значимых проблем. Одной из наиболее подвижных и важных сфер деятельности является педагогика, где совершенствованием отрасли, методики преподавания, воспитания и развития детей занимаются сами учителя и преподаватели, которые организуют педагогический эксперимент и исследование.
Ни одна наука не стоит на месте. Практически каждый день у ученых рождаются новые идеи по решению актуальных и значимых проблем. Одной из наиболее подвижных и важных сфер деятельности является педагогика, где совершенствованием отрасли, методики преподавания, воспитания и развития детей занимаются сами учителя и преподаватели, которые организуют педагогический эксперимент и исследование.
Что это такое?
Педагогическое исследование представляет собой процесс, нацеленный на совершенствование существующих знаний и навыков, повышение эффективности их использования во благо общества, его развития. Организация подобных экспериментов носит исключительно «практический» характер, проходит посредством «проб и ошибок».
Как проводят педагогическое исследование?
Педагогическое исследование может быть представлено при помощи трех уровней:
Фактически педагогическое исследование предполагает выделение проблемы, ее теоретическое обоснование, а затем разработку рекомендаций по ее смягчению или устранению наиболее эффективным или оптимальным способом, притом предлагаемый вариант должен быть апробирован практикующим специалистом. Ни одно педагогическое исследование не обойдется без организации и проведения соответствующего эксперимента.
Педагогические исследование: каким оно бывает?
Несмотря на наличие определенного плана и несколько уровней выполнения исследований в педагогике, их можно классифицировать следующим образом:
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Правила организации педагогического исследования
Педагогическое исследование – специфично. Его результаты применимы исключительно в педагогической среде и оказывают воздействие непосредственно на учащихся всех ступеней образования, качество обучения уровень подготовки специалистов и пр. Поэтому к экспериментам и научным работам данного «жанра» предъявляют ряд требований.
Педагогическое исследование должно учитывать следующие принципы:
Данный параметр предполагает, что в ходе исследования проблемы, разработки ее решения автор должен учитывать прошлый опыт: кто и какие действия предпринимал, к чему они привели, какие факторы были учтены и не учтены и пр. Полагаясь на опыт предшественников удастся не только избежать многочисленных ошибок, но и добиться лучшего результата.
Системность предполагает, что автор будет учитывать все параметры, особенности, факторы, воздействующие не только на развитие проблемы или противоречия, но и непосредственно на объект исследования. Все нюансы должны быть в одной связке.
Данный постулат призван учесть не только существующие правила и ограничения но и возможности каждой из сторон: исследователя (какими инструментами он обладает достаточно ли опыта для проведения исследования и эксперимента) и объекта (текущее положение, его способности и возможности и пр.). Важно учитывать характер испытуемых лиц, их текущие навыки и знания, проблемы, которые усложняют процесс их развития (состояние здоровья и самочувствия, уровень развития, таланты. Условия проживания и обучения оснащенность помещения и пр.).
Каждое действие, этап и предложение автора должно быть тщательно спланировано: как, когда, в какой последовательности нужно делать и пр. Отклони я от плана могут привести к искажению конечных результатов, пролонгированию эксперимента и повышенным затратам (как денежным, так и временным, ресурсным). Поэтому необходимо учесть все критерии и параметр ы, «смонтировать» план действий и следовать ему. Хаотичные и бесконтрольные эксперименты в педагогике не допустимы.
Педагогический эксперимент должен быть ограничен во времени, притом продолжительность его проведения определяет сам исследователь: это может быть несколько занятий или целый триместр/семестр, учебный год и пр. Главное — получить и оценить результаты, проанализировать их и доказать эффективность предлагаемых новшеств или определить недостатки в выдвинутой концепции, усовершенствовать ее.
Повторить педагогический эксперимент точь-в-точь не удастся, поэтому важно моментально фиксировать полученные итоги эксперимента.
Как организовать эксперимент?
Организация и проведение педагогического эксперимента призваны усовершенствовать воспитательную и развивающую работу педагога. Данное мероприятие призвано найти новые способы мотивации и повышения интереса учащихся к учебе, лучшего усвоения пройдённого курса и решения определённой проблемы. Под проблемой не стоит воспринимать только успеваемость. Это может быть любое отклонение от действующих норм, правил и реалий: рассеянность, слабая заинтересованность, сложности в процессе обучения отдельных категорий и пр.
В ходе выполнения педагогического исследования эксперимента автор устанавливает причинно-следственные связи между проблемой и следствием ее воздействия (как и на чем она отражает, как и почему возникает), исследует процесс ее протекания, как особое педагогическое явление и пр.
В результате всех действий он получает полноценную картину, отражающую реальность учебного процесса и проблемы, предлагает и оценивает меры по ее решению, оптимизации образовательного процесса и системы.
Таким образом, педагогическое исследование позволяет теоретически и практически обосновать наличие реальной проблемы, разработать оптимальные и эффективные способы педагогического воздействия на учащихся, доказанные и апробированные методы воспитания и развития подопечных.
Какие требования предъявляют к педагогическим исследованиям и экспериментам?
Педагогическое исследование должно включать в себя следующие компоненты:
Отсюда можно выделить ключевые этапы реализации педагогического эксперимента:
Этап №1. Рождение идеи на основе реальной проблемы.
Этап №2. Диагностика проблемы на примере объекта исследования с учетом текущих условий и инструментов.
Этап №3. Прогностический и организационный моменты. Здесь исследователю предстоит грамотно сформулировать основные параметры исследования: актуальность, цель и задачи, гипотеза, новизна и значимость, разработать план проведения исследования.
Этап №4. Организационно-подготовительный. Здесь автор должен подготовиться к реализации намеченного плана: собрать объекты исследования, создать необходимые условия, разработать план занятий, заданий с учетом новшеств и пр.
Этап №5. Экспериментальный или практический. Здесь происходит воплощение задуманного в жизни с моментальной фиксацией результатов. Важно отметить, что данная часть может быть представлена в разных формах: наблюдение, внедрение новых методов преподавания (аудиоуроки, видеокурсы, внеклассное чтение). Результаты могут быть представлены в виде контрольных работ, опросных листов (анкетирование), беседа и устный опрос, тестирование, создания новых условий и пр.
Этап №6. Аналитический. Исследователю предстоит тщательно изучить полученные итоги, определить их эффективность, определить сложности, с которыми он столкнулся и пр.
Этап №7. Рекомендательный. На данной стадии автор педагогического исследования должен разработать инструкции для своих коллег и последователей по внедрению новшеств на практике. Это целесообразно, если ему удастся доказать свою гипотезу, показать ее эффективность и значимость.
Таким образом, педагогический эксперимент успешно сочетает в себе творческий подход и действующие стандарты, которые позволяют решить реальные проблемы в системе образования.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Назначение и необходимость использования методов педагогического исследования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Методы педагогического исследования – это приемы и способы исследования педагогических объектов, процессов и явлений, позволяющие определить их сущность, основы существования и закономерности функционирования, взаимосвязи между ними и их специфику с целью построения продуктивной педагогической деятельности, ориентированной на достижение целей и задач образования.
Любое педагогическое исследование предполагает применение одного или совокупности методов, которые способны описать конкретное педагогическое событие, дать научную характеристику педагогического объекта или процесса и составить, на основе проведенных исследований, заключение о сущности и динамике функционирования конкретного педагогического объекта или явления.
На всех этапах педагогического исследования применяются методы теоретического анализа и синтеза.
Теоретические методы педагогического исследования: разновидности и назначение
К теоретическим методам педагогического исследования относятся:
Каждый из этих методов имеет эффективность, если используется комплексно, т.е. во взаимосвязи с другими метода и средствами исследования.
Метод исследования литературы предполагает ознакомление с различными источниками литературы: учебная педагогическая литература, научно-педагогические пособия, методические материалы, законы и НПА в области образования, ФГОС, инструкции, типовые шаблоны организации образовательного процесса или его отдельного аспекта, учебные планы, образовательные программы, Интернет-ресурсы и различные электронные информационные пособия образовательной направленности. Применение данного метода исследования способствует сбору и обработке информационных ресурсов, которые отражают функции и назначение различных педагогических процессов, объектов и явлений.
Готовые работы на аналогичную тему
Метод теоретического анализа рассчитан на осмысление и разбор итогов, проведенных исследований на базе теоретических утверждений, аксиом и образцов педагогического научного знания.
Проведения теоретического анализа итогов педагогического исследования позволяет:
К методам логического обобщения относится индукция и дедукция.
Индукция исследует педагогический объект путем выявления его общих свойств и функций на базе уже выявленных и известных закономерностей т.е. от частного к общему реализуется исследование.
Дедукция предполагает обратный ход развития событий: от общего к частному т.е. имеются представления об общих свойствах какого-то педагогического процесса и делается вывод, что такими свойствами обладает его отдельный компонент.
Эти методы открывают возможности построения рассуждений и формулирования выводов, построения логических цепочек по фактам исследования.
Метод моделирования основан на создании образов исследуемых педагогических объектов, процессов и явлений, отражающий его основные свойства и закономерности. Моделирование дает целостное представление об исследуемом объекте и способствует осознанию предмета исследования в различных условиях и обстоятельствах, при воздействии различных факторов.
Моделирование способствует выделению в педагогическом объекте или процессе существенных характеристик и проверить его функционирование в приближенных к реальным условиям педагогической деятельности.
Эмпирические методы педагогического исследования: сущность и значение
Эмпирические методы педагогического исследования включают в себя:
Педагогическое наблюдение предполагает организацию непосредственного наблюдения за педагогическими объектами, процессами и явления, как в реальных, так и в экспериментальных условиях.
Использование данного метода имеет, как положительные стороны, так и недостатки. К положительным моментам применения метода относится его доступность и реальность наблюдения, а также знакомство исследователя с изучаемым процессом, объектом или явлением в реальных условиях и обстоятельствах.
Недостатками применения педагогического наблюдения являются:
Педагогическое тестирование позволяет определить уровень знаний и навыков учащихся, степень освоения ими содержания образовательной программы, уровень развития интеллектуальных и иных способностей, выявить разнообразные потребности и интересы учащихся, образовательного учреждения и образовательной системы в целом.
Метод анкетирования ориентирован на проведение опросов большого количества людей по определенной тематике педагогики в течении небольшого временного периода. Данный метод позволяет быстро обработать и подвести итоги опросов, поскольку они составляются в стандартной форме и быстро обрабатываются.
Беседа, как метод педагогического исследования, ориентирован на получение конкретной информации по вопросам педагогики, в ходе индивидуальной беседы. Этот метод позволяет выявить различные аспекты, исследуемого объекта или процесса, посредством правильного формулирования вопросов, задавания уточняющих вопросов.
Исследование школьной документации позволяет изучить большой объем первичной информации, которая имеет удобное представление и систематизированную форму. Изучение документов позволяет заглянуть в прошлое и рассмотреть опыт решения тех или педагогических проблем и задач и найти им практическое использование в современном образовательном процессе.
Исследование продуктов педагогической деятельности, позволяет определить важные параметры педагогической деятельности, установить наличие и количество тех или иных продуктов педагогической работы, их свойства, признаки, а также составить личностный портрет создателя этих продуктов.
Педагогическое исследование (сущность, формы, методы, элементы) ПОДРОБНО
Просмотр содержимого документа
«Педагогическое исследование (сущность, формы, методы, элементы) ПОДРОБНО»
1.Сущность научного исследования в педагогике. Понятие о теоретическом и прикладном исследовании.
Педагогическое научное исследование – это процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Различают три уровня педагогических исследований: 1) эмпирический – устанавливаются новые факты в педагогической науке; 2) теоретический – выдвигает и формулирует основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и предсказать их будущее развитие; 3) методологический – на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории.
Изучение педагогической действительности происходит через педагогическое исследование. Его цель – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закона или закономерности. Строгий научный педагогический эксперимент должен удовлетворять следующим четырем критериям:
1) предполагать внесение в педагогический процесс чего-либо нового, принципиально нового воздействия (изменения) с целью получения определенного результата;
2) обеспечивать условия, позволяющие выделить связи между воздействием и его результатом;
3) включать достаточно полный, документально фиксируемый учет параметров (показателей) начального и конечного состояния педагогического процесса, различие между которыми и определяет результат эксперимента; 4) быть достаточно доказательным, обеспечивать достоверность выводов.
Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:
1. Обоснование актуальности выбранной темы.
2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
3. Определение объекта и предмета исследования.
4. Выбор методов (методики) проведения исследования.
5. Описание процесса исследования.
6. Обсуждение результатов исследования.
7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки.
1. Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе.
3. Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.
Отличия между фундаментальными и прикладными исследованиями проявляются в следующем: 1) в характере устанавливаемых понятий, законов и теорий, в глубине раскрытия сущности явлений — фундаментальные раскрывают наиболее глубокие, существенные связи между явлениями, внутренний механизм происходящих при этом процессов. Именно поэтому они служат фундаментом для прикладных исследований. По этой причине законы прикладных наук рассматривают как феноменологические, а фундаментальных — как теоретические. 2) в широте применения их законов и теорий. Законы, используемые в прикладных науках, по необходимости носят ограниченный характер, так как они устанавливают связи между свойствами и величинами, измеряемыми на практике. В отличие от этого теоретические законы содержат величины, которые могут быть определены косвенным путем, а именно через сложную цепь логических выводов, вытекающих из теории.
2. Основные элементы исследования
Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления (В. М. Полонский).
Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.
Наиболее убедительным основанием, определяющим тему исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения.
Формулировка проблемы влечет за собой выбор объекта исследования. Им может быть педагогический процесс, или область педагогической действительности, или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы. Последняя представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке.
Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны,
теоретической и практической значимости.
—Критерий актуальности указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества педагогической науке, указывают на важнейшие противоречия, которые имеют место в практике. Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время.
—Критерий научной новизны применим для оценки качества завершенных исследований. Он характеризует новые теоретические и практические выводы, закономерности образования, его структуру и механизмы, содержание, принципы и технологии, которые к данному моменту времени не были известны и не зафиксированы в педагогической литературе.
-Новизна исследования может иметь как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение исследования заключается в создании концепции, получении гипотезы, закономерности, метода, модели, подхода, понятия, принципа, выявлении проблемы, тенденции, направления, разработке системы. Практическая значимость исследования состоит в подготовке предложений, рекомендаций и т.п.
3.Логика педагогического исследования, путь от противоречия к знанию
Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического (или теоретического), прогностического.
На эмпирическом этапе получают функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему. Основным результатом эмпирического анализа является гипотеза исследования как система ведущих предположений и допущений, правомерность которых нуждается в проверке и подтверждении как предварительной концепции исследования.
Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическому (или экспериментально-теоретическому).
Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем.
Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.
Главной движущей силой воспитания является именно противоречие. Оно оказывает влияние на развитие и совершенствование процесса.
Существуют и другие противоречия, как внутренние, так и внешние, которые влияют на процесс преподавания и учения школьников, например:
между учебным предметом и соответствующей наукой;
между теми знаниями, которыми владеет учитель, и тем учебным материалом, который он объясняет в классе;
между знанием педагогики и умением применять педагогические знания в практической деятельности;
между способами усвоения знаний учеником и способами изложения в учебнике или объяснения на уроке и др.
4.Методы педагогического исследования. Виды методов.
-Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
—Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.
Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его
протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную вопроизводимость педагогических явлений и процессов.
Выделяют следующие этапы эксперимента:
теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);
методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);
Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа методов теоретического исследования.
2.Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе,
воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.
3. Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в
педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.
5.Формы представления результатов педагогического исследования
Завершением любой научно – исследовательской работы является оформление её результатов. Условно виды представления результатов можно разделить на 4 подвида:
текстовое изложение (текстовая информация): текст, устная речь;
символическая информация: знаки, формулы, модели;
графическая информация: схемы, графики, таблицы;
предметно – образная информация (макеты, фильмы, фотографии, продукты деятельности (например, рисунки).
Текстовое изложение. Основной способ передачи информации, организованное по определённым правилам. Различают два вида текстов: на естественном (обыденном) и на научном языке. Любое представление результатов исследования является по своей сути текстом «смешанного» вида: в естественно – речевую структуру включены «куски», сформулированные на строго научном, понятийном языке. Научная терминология очень важна. Поскольку научный термин имеет однозначное предметное содержание, значение научного термина определяется его местом в системе терминов данной науки, теории или модели.
Текст состоит из высказываний, у каждого из которых имеется определённая логическая форма. Основные из них: 1). Индуктивное – обобщающее некоторый эмпирический материал;
2). Дедуктивное – логический вывод от общего к частному или описание алгоритма;
3). Аналогия – нахождение общих черт и закономерностей явлений;
4). Толкование или комментарий – «перевод», раскрытие содержания одного текста посредством создания др-го.
Символическая (знаки, формулы, модели) и графическая информация (схемы, графики, таблицы) условно объединяются в группу геометрического описания результатов, поэтому рассмотрим их в единстве. Это традиционные способы кодирования информации, позволяющие представить её наглядно, позволяет дополнить и пояснить текст. У этих способов большая информационная ёмкость (график или таблица могут сообщить о результатах лучше, чем их вербальное описание).
Основные формы графического представления информации:
1. Теоретические модели, выполненные в геометрической форме (куб, пирамида, треугольник и др.). (Вспомните, например, «треугольник» структуры личности С.Л. Рубинштейна, или «ступени» потребностей в гуманистической психологии.)
2. Диаграммы, гистограммы, таблицы и графики. На диаграмме обозначаются два изучаемых признанка (диа, дуа – два).
Предметно – образная информация (макеты, фильмы, фотографии, продукты деятельности (например, рисунки) представляется только в случае необходимости, определяемом исследователем. Например, представляются самые значимые и интересные фотографии, самые оригинальные и информативные детские рисунки, наиболее часто встречаемый вариант заполнения анкеты и др.
При изложении результатов научного исследования можно начинать его с теоретических исходных положений (постулатов, исходных единиц и т. д.). Тогда изложение будет нацелено не на изложение хода исследования, а, прежде всего, на воспроизведение истории развития, происхождения, структуры и функций изучаемых процессов.
Как правило, принято выделять три основных методических варианта изложения содержания научной работы:
1) воспроизведение основных этапов и логики проведенного поиска;
2) воспроизведение истории происхождения (генезиса) объекта;
3) теоретическое воссоздание предмета и объекта исследования.