Для чего нужны педали для рояля
Пианино и рояли для Вас
дорогие и дешевые
роскошные и строгие
старинные и современные
Поиск
Модернизированное пианино «Sonette»
Рубрики
Педали пианино и рояля
Мы привыкли, когда пианист нажимает на клавиши пианино, раздается звук, это понятно. Но зачем же фортепиано нужны педали? Что происходит, когда пианист нажимает на них?
На самом деле на первых фортепиано педалей не было, это можно понять рассматривая старые картины, на которых изображены Гайдн, Моцарт и их современники, за инструментом. Придумали же, и запатентовали педальный механизм два англичанина – правую педаль «Форте» Бейер и левую педаль «Пиано» Броудвуд.
Уже из названия педалей понятно, что первая позволяет сделать звук громче (итал. forte — «громко»), вторая же – тише (итал. piano — «тихо»).
Принцип действия правой педали на всех фортепиано одинаков. В конструкции каждой клавиши имеется специальная подушечка (демпфер), которая глушит звук, когда пианист убирает руку с клавиши. Нажатие же на педаль «форте» выключает демпферный механизм, и звук не прекращается, даже после того, как музыкант убрал руки с клавиатуры.
Левая педаль на пианино и рояле работает по-разному. На пианино нажатие на нее придвигает все молоточки к струнам, тем самым, уменьшая силу удара. На рояле же, смещает весь механизм вправо, и молоточки ударяет по двум из трех струн (на каждую клавишу фортепиано приходится три одинаково настроенных струны) уменьшая количество рабочих струн. В обоих случаях достигается уменьшение громкости звука.
В наше время нередко можно встретить и трех — педальные инструменты. Чаще всего третьей (средней) педалью включается «модератор». Это специальная шторка которую нажимая на педаль мы опускаем между молоточками и струнами. Фортепиано при включенном модераторе играет намного тише, позволяя заниматься, не мешая окружающим вас людям.
Кроме выше перечисленных, встречается и четвертый вид педального механизма. Он крайне редок, но несомненно, заслуживает упоминания. Это задерживающая педаль (sustaining pedal, sostenuto). Устройство ее подобно правой педали, но лишь для демпферов тех клавиш, которые были подняты до ее нажатия. «Задерживающую педаль» можно встретить на инструментах фабрики «Stenway» и некоторых других американских фабрик.
В наше время ни одно серьезное музыкальное произведение, исполняемое на фортепиано, не обходится без использования педалей «Форте» и «Пиано».
С уважением, автор блога propiano.ru Сергей.
Справочник по фортепиано
Педали
Педали пианино или рояля могут существенно изменить звучание инструмента. Пользоваться педалями нужно умеючи: это высокое искусство, усиливающее выразительность исполнения. Давайте посмотрим, зачем нужна каждая из педалей.
Правая педаль
При нажатии правая педаль поднимает все демпферы и тем самым позволяет вибрировать всем струнам, которые вновь приглушаются отпусканием педали. Правая педаль, также называемая педалью форте, служит для удлинения звуков. Она обеспечивает поднятие сразу всех демпферов, так что после отпускания клавиш соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные неприглушённые струны также начинают вибрировать, что делает звучание более полным.
Левая педаль
Левая педаль рояля позволяет сдвигать молоточки вправо, что в результате приводит к изменению или ослаблению звука, потому что молоточек ударяет по струне в другом месте, чем обычно, так что вместо трёх струн хора он ударяет только по двум или по одной струне в басовом регистре. Левая педаль в пианино позволяет уменьшить расстояние между молоточками и струнами, а тем самым ослабляет звучание.
Средняя педаль
При нажатии на среднюю педаль рояля, также называемую педалью sostenuto или педалью удержания звука, остаётся звучать только та струна, демпферы которой были подняты в момент нажатия этой педали. Нажатые после этого звуки обычно приглушаются. Педаль состенуто может быть также дополнительно установлена в концертном пианино С. Bechstein Concert 8, потому что необходима для исполнения некоторых сложных музыкальных произведений.
Поиск официального дилера
Найдите официальных дилеров Bechstein в вашем регионе
Педали на пианино и рояле: зачем они нужны
Такой музыкальный инструмент, как фортепиано, придумали в начале 1700-х гг. Педали появились только к концу 18 века. Это особое устройство рычажкового типа, которое приходит в движение на пианино с помощью ноги. На современных моделях устанавливаются две, а иногда и три педали, влияющие на тембр, динамику и продолжительность звучания.
Правая педаль – самая востребованная
Ее также называют демпферная, поскольку она сразу же поднимает все демпферы. Это специальные подушечки на устройстве клавиш, которые глушат звук после того, как музыкант убирает с клавиш руки. При нажатии педали демпфер перестает работать, что сглаживает контрастность между началом звука в момент удара молоточка по струне и затухающим остатком этого звука.
Также, когда музыкант нажимает на правую педаль, начинается вибрация вторичного звука. Пианистам данный механизм, расположенный справа, позволяет осуществить плавный переход с одного звука на другой без пауз, если сделать пальцами это невозможно. Помимо этого, правый демпфер обогащает звучание, подчеркивает звуки, связывает их в единый комплекс. Правая педаль усиливает громкость звучания, из-за чего ее называют «форте», т.е., громко.
Предназначение левой педали
Роль средней медали
Она же третья, добавили на инструмент последней. На большинстве моделей пианино отсутствует, а вот у роялей есть. Используется средняя педаль не так часто, как две другие.
Ее предназначение – задерживать звук. Используют, чтобы выборочно поднимать демпферы. Педаль позволяет заблокировать устройства, которые до нажатия на среднюю педаль были в поднятом состоянии. В таком положении демпферы и будут оставаться, пока музыкант не снимет ногу с педали. Другие молоточки будут работать в нормальном режиме. Средняя медаль задерживает басовые ноты, создает дополнительные эффекты.
В Советском Союзе выпускались пианино, где на шторки крепили металлические «пятачки»? Они ударяли по струнам, когда пианист нажимал на клавиши. Так звук выходил металлическим, напоминающий клавесинный. Вы видели такие модели пианино?
Зачем на пианино педали
. Фортепиано – инструмент со сложным устройством, включающим не только корпус, клавиатуру и внутреннюю механику, но и, в отличие от синтезатора, такие важные детали, как ножные педали. Последние создавались мастерами с целью регулирования тембра и громкости звучания инструмента. Педальное устройство располагается у клавишных инструментов внизу – на уровне ног музыканта.
. Как называются педали на фортепиано?
— правая (её также обозначают«форте»);
Три основных ножных педали в некоторых инструментах дополняются задерживающей педалью сустейна. Её часто можно встретить у продукции американских производителей.
. Зачем у пианино три педали?
А теперь кратко расскажем, зачем нужны педали на пианино, что они делают и как правильно пользоваться ими.
Правая (первая, «форте») призвана усиливать звук. В устройстве каждой клавиши есть специальный элемент (демпфер), который заглушает звук сразу, как только вы убираете с неё палец. Если же вы нажмёте педаль форте, действие демпферов прекратится и пианино будет звучать, даже когда исполнитель отнимет руку от клавиатуры.
Левая педаль (она же вторая, «пиано») функционирует на клавишных инструментах по-разному. На пианино она придвигает молоточки к струнам, смягчая силу удара. Когда играете на рояле, разница в том, что нажатие «пиано» сдвигает внутренний механизм вправо, за счёт чего молоточек каждой клавиши ударяет лишь по двум струнам из положенных трёх. Зачем нужна левая педаль? Она задействуется, когда нужно сбавить громкость, приглушить тембр звука. Как видите, первые две педали при нажатия дают прямо противоположный эффект.
Средняя или третья педаль приводит в действие модератор. Это миниатюрное устройство вроде перегородки между струной и молоточком. Когда «перегородка» опускается, льющаяся мелодия становится очень тихой. Если вы не обучаетесь игре в музыкальной школе, а часто упражняетесь на фортепиано дома, ничего не остаётся, как использовать среднюю педаль часто – чтобы никому не мешать.
Педаль сустейна при нажатии отвечает за продолжительность и глубину звучания нот. Владельцы цифровых пианино и синтезаторов часто вынуждены докупать к инструменту сустейн-педаль, равно как и стандартный тройной блок педалей.
Для чего нужны педали для рояля
Развитие правой педали шло более тернистым путем. Сначала это был опять-таки ручной рычаг для поднятия демпферов. При такой конструкции возможности применения правой педали были чрезвычайно ограничены. Интересно и то, что случаи, когда на фортепиано присутствовали одновременно обе педали исключительно редки.
Отчего же фортепианные мастера почти сто лет уделяли так мало внимания усовершенствованию механизма правой педали в условиях активно развивающейся конструкции инструмента? Причины кроются в самой музыке барокко. Ее сложная полифоническая ткань практически не нуждалась в педализации.
Однако, в постбарочной музыке, особенно к концу XVIII века, применение правой педали стало не столько желательным, сколько необходимым. И конструкторы стали искать новые решения. В 1765 г. появилась виберсовская версия правой педали – ножной коленный рычаг, расположенный под клавиатурой. Он работал от движения колена вверх.
С точки зрения современного исполнителя, это очень неудобная конструкция, ведь ее использование неизбежно ведет к некоторым зажатиям и напряжениям. Однако тогда это был большой шаг вперед, поскольку применить педаль можно было во много раз чаще. Правда, детальная или «запаздывающая» педализации практически исключались. В частности, на таких инструментах играли и Моцарт, и Бетховен. (Как, по-видимому, и на более совершенных.)
А уже в десятых-двадцатых годах XIX в. конструкция роялей с двумя облигатными ножными педалями стала основной в Европе.
Тогда же, почувствовав успех, фортепианные мастера стали проводить многочисленные эксперименты по установке на фортепиано дополнительных педалей, создающих эффекты лютни, арфы и даже ударных инструментов. Это были весьма любопытные опыты, однако в практику они не вошли. И дело было не в том, насколько они оказались удачными или нет. Просто в классической и романтической музыке XIX в. им места не нашлось, что лишний раз подтверждает мысль о первичности музыки и вторичности любых конструкций.
Кстати, в 70-е годы XX в., в условиях повышенного интереса к звучанию старинных инструментов, калужская фабрика «Аккорд» выпускала пианино с третьей (средней) педалью для создания эффекта клавесина, вольно или невольно повторив опыт более чем столетней давности. Кстати, ничего плохого об этом «новшестве» сказать нельзя. Звук получался довольно интересным, хотя был и не очень похож на клавесин, что, возможно, и привело к тому, что практического применения ни для сольного, ни для ансамблевого исполнения эта конструкция не имела.
Особого разговора заслуживает третья (средняя) педаль на роялях. В 1844 году ее предложил мастер Буаселло из Марселя. Впоследствии эта педаль стала называться sostenuto или sustaining pedal.
Ее принцип аналогичен правой педали. Однако действие педали sostenuto распространяется только на демпферы тех клавиш, которые были нажаты до ее взятия. Эта педаль позволяет музыканту задерживать любые ноты и гармонии, не смешивая их с последующими, поскольку на все остальные никак не влияет.
С середины XX в. педаль sostenuto в обязательном порядке присутствует во всех типах роялей известных мировых фирм, за исключением нашей страны. Более того, во многих концертных залах можно было наблюдать инструменты со специально отключенной средней педалью (вероятно, чтобы не смущать исполнителей, которых до сих пор почти никто не учит ее употреблению). По большому счету это не столь критично, ибо:
1) Необходимость применения педали sostenuto в XVIII-XIX вв. близка к нулевой.
2) В современной зарубежной музыке, а также в произведениях С. Рахманинова и Н. Метнера средняя педаль используется, хотя и довольно редко.
3) Концептуальную роль в произведении средняя педаль играет еще реже.
4) Хороший исполнитель без труда ее осваивает.
Однако хотелось бы, чтобы не только в залах двух-трех городов России, но и везде пианист имел бы возможность воспользоваться педалью sostenuto.
На многих моделях пианино средняя педаль присутствует в несколько ином амплуа. Это модератор-устройство, заглушающее звук (для занятий в неурочное время). Принцип действия таков: при нажатии педали между струнами и молоточками появляется полоса толстого войлока, сильно заглушающего звук. Таким же приспособлением в XIX – начале XX вв. снабжались и рояли. Модератор приводился в действие ручным рычажком.
От модераторов со временем по разным причинам стали отказываться. Сначала они практически исчезли на роялях, а сейчас реже применимы и на пианино.
Мы не будем вдаваться в суть этих причин, однако попутно заметим, что опасения, будто бы применение модераторов ведет к интенсивному износу механики, малообоснованны, поскольку молоточек ударяет через модератор по струне, находясь уже в свободном полете.
Наше повествование будет неполным, если не сказать о разнице звучания современных инструментов и фортепиано XIX в. при использовании правой педали. Так, например, ряд длинных педалей в уртекстах Бетховена или Шопена приводит в смущение современных исполнителей, стремящихся пунктуально выполнять указания авторов.
Возникающая в результате сильнейшая акустическая грязь не позволяет точно следовать их указаниям. Все дело в том, что во времена Шопена в основном были в употреблении инструменты с неперекрещивающимися струнами (прямострунные инструменты). Резонанс на них был из-за этого намного слабее, а количество слышимых «вредных» для гармонии обертонов – меньше. Следовательно, непрерывная педаль могла использоваться дольше, чем на современных инструментах. Во времена же Бетховена фортепиано еще не имели металлической рамы, струны были тоньше и натянуты слабее, из-за чего эффект резонанса был еще меньше. Недаром ряд теоретиков фортепианной игры той эпохи рекомендовали фантазийные медленные пьесы исполнять при приглушенной громкости, не меняя правую педаль. В настоящее время трудно представить исполнение I части «лунной» сонаты на трех-четырех длинных педалях (следуя их рекомендациям).
Вообще, правая педаль преображает фортепианный звук. Он становится насыщенней, ярче, богаче и живее. Использование прямой или запаздывающей педали несколько по-разному влияет на звук. При прямой педали ловится звуковая атака, что усиливает резонанс, особенно басовых струн. Запаздывающая педаль атаку не ловит, и звучание получается несколько обедненное.
Учащиеся младших классов при обучении педализации с большими сложностями осваивают запаздывающую педаль, поскольку руки и ноги работают вразнобой. Прямая педаль для них проще, но только при редком ее использовании. При частой смене прямая педаль выходит у них плохо. Вот педагоги и учат младшеклассников в основном запаздывающей педали до такой степени, что прямая педаль порой вообще не употребляется. На мой взгляд, это серьезная методическая ошибка. Музыкант должен одинаково свободно владеть как прямой, так и запаздывающей педалью. У разных композиторов разные пропорции одного и другого видов педализации.
В музыке венских классиков прямая педаль предпочтительнее. В сочинениях романтиков много и той и другой, а, к примеру, Шопен, очень тщательно выписывавший педализацию, почти во всех случаях отдавал предпочтение только прямой педали.
Тема педализации практически неисчерпаема: способов абсолютно точной записи педалей нет, да они и не столь нужны. Дело в том, что при исполнении одного и того же произведения исполнитель попадает в различные акустики разных помещений, не говоря о разных инструментах, что вносит обязательные корректировки в педализацию.
Закончить данный обзор можно утверждением, что связь между «ушами» и ногами пианиста не менее важна, чем в тандеме «уши» и руки.