Для чего нужны педали на фортепиано
Педали на пианино и рояле: зачем они нужны
Такой музыкальный инструмент, как фортепиано, придумали в начале 1700-х гг. Педали появились только к концу 18 века. Это особое устройство рычажкового типа, которое приходит в движение на пианино с помощью ноги. На современных моделях устанавливаются две, а иногда и три педали, влияющие на тембр, динамику и продолжительность звучания.
Правая педаль – самая востребованная
Ее также называют демпферная, поскольку она сразу же поднимает все демпферы. Это специальные подушечки на устройстве клавиш, которые глушат звук после того, как музыкант убирает с клавиш руки. При нажатии педали демпфер перестает работать, что сглаживает контрастность между началом звука в момент удара молоточка по струне и затухающим остатком этого звука.
Также, когда музыкант нажимает на правую педаль, начинается вибрация вторичного звука. Пианистам данный механизм, расположенный справа, позволяет осуществить плавный переход с одного звука на другой без пауз, если сделать пальцами это невозможно. Помимо этого, правый демпфер обогащает звучание, подчеркивает звуки, связывает их в единый комплекс. Правая педаль усиливает громкость звучания, из-за чего ее называют «форте», т.е., громко.
Предназначение левой педали
Роль средней медали
Она же третья, добавили на инструмент последней. На большинстве моделей пианино отсутствует, а вот у роялей есть. Используется средняя педаль не так часто, как две другие.
Ее предназначение – задерживать звук. Используют, чтобы выборочно поднимать демпферы. Педаль позволяет заблокировать устройства, которые до нажатия на среднюю педаль были в поднятом состоянии. В таком положении демпферы и будут оставаться, пока музыкант не снимет ногу с педали. Другие молоточки будут работать в нормальном режиме. Средняя медаль задерживает басовые ноты, создает дополнительные эффекты.
В Советском Союзе выпускались пианино, где на шторки крепили металлические «пятачки»? Они ударяли по струнам, когда пианист нажимал на клавиши. Так звук выходил металлическим, напоминающий клавесинный. Вы видели такие модели пианино?
Пианино и рояли для Вас
дорогие и дешевые
роскошные и строгие
старинные и современные
Поиск
Модернизированное пианино «Sonette»
Рубрики
Педали пианино и рояля
Мы привыкли, когда пианист нажимает на клавиши пианино, раздается звук, это понятно. Но зачем же фортепиано нужны педали? Что происходит, когда пианист нажимает на них?
На самом деле на первых фортепиано педалей не было, это можно понять рассматривая старые картины, на которых изображены Гайдн, Моцарт и их современники, за инструментом. Придумали же, и запатентовали педальный механизм два англичанина – правую педаль «Форте» Бейер и левую педаль «Пиано» Броудвуд.
Уже из названия педалей понятно, что первая позволяет сделать звук громче (итал. forte — «громко»), вторая же – тише (итал. piano — «тихо»).
Принцип действия правой педали на всех фортепиано одинаков. В конструкции каждой клавиши имеется специальная подушечка (демпфер), которая глушит звук, когда пианист убирает руку с клавиши. Нажатие же на педаль «форте» выключает демпферный механизм, и звук не прекращается, даже после того, как музыкант убрал руки с клавиатуры.
Левая педаль на пианино и рояле работает по-разному. На пианино нажатие на нее придвигает все молоточки к струнам, тем самым, уменьшая силу удара. На рояле же, смещает весь механизм вправо, и молоточки ударяет по двум из трех струн (на каждую клавишу фортепиано приходится три одинаково настроенных струны) уменьшая количество рабочих струн. В обоих случаях достигается уменьшение громкости звука.
В наше время нередко можно встретить и трех — педальные инструменты. Чаще всего третьей (средней) педалью включается «модератор». Это специальная шторка которую нажимая на педаль мы опускаем между молоточками и струнами. Фортепиано при включенном модераторе играет намного тише, позволяя заниматься, не мешая окружающим вас людям.
Кроме выше перечисленных, встречается и четвертый вид педального механизма. Он крайне редок, но несомненно, заслуживает упоминания. Это задерживающая педаль (sustaining pedal, sostenuto). Устройство ее подобно правой педали, но лишь для демпферов тех клавиш, которые были подняты до ее нажатия. «Задерживающую педаль» можно встретить на инструментах фабрики «Stenway» и некоторых других американских фабрик.
В наше время ни одно серьезное музыкальное произведение, исполняемое на фортепиано, не обходится без использования педалей «Форте» и «Пиано».
С уважением, автор блога propiano.ru Сергей.
Зачем нужны педали на пианино и рояле?
Предназначение левой педали
Видео
С какой целью применяют среднюю педаль?
Среднюю педаль также называют третьей, так как исторически она была добавлена в конструкцию инструмента последней. Сегодня эта педаль чаще всего отсутствует у пианино, но присутствует у большинства роялей. Между тем музыканты намного реже используют среднюю педаль в отличие от двух других.
Средняя педаль называется задерживающей (sostenuto). Она служит для избирательного поднятия демпферов. Педаль блокирует устройства, которые до ее нажатия находились в поднятом состоянии. Таким образом, эти демпферы остаются поднятыми до снятия педали, а остальные продолжают работать как обычно.
Как и правая педаль, средняя может использоваться для legato, но при этом она не обогащает звучание вибрацией остальных струн. Чаще всего она применяется для задержки басовых нот, подобно органной педали.
Вопрос-ответ Почему саксофон так называется?
В некоторых фортепиано третья педаль служит для создания других эффектов. Например, есть инструменты, в которых она приводит в действие модератор: специальную шторку, которая опускается между струнами и молоточками. Из-за этой перегородки звук инструмента становится очень тихим, что позволяет музыканту заниматься, не мешая окружающим.
В СССР также изготавливались пианино, в которых на шторку прикреплялись металлические «пятачки», ударяющие по струнам в момент нажатия клавиши. В итоге звук получался металлическим, напоминающим клавесин.
Принципы работы цифрового фортепиано
Принципы работы цифрового фортепиано
Для обучения игре на фортепиано очень важна качественная передача ощущений игры.
Как же должны отвечать клавиши? Каждый раз, когда нажимается нота, молоточек ударяет по струне, заставляя ее колебаться и производить звук. Молоточек связан с клавишей несколькими рычагами, что дает ощущение полновесного сопротивления каждый раз, когда Вы нажимаете ноту.
Как цифровое фортепиано повторяет это ощущение веса и сопротивления?
Клавишные инструменты и синтезаторы для возврата клавишу на место используют пружину. Самые дешевые цифровые фортепиано использует тот же механизм, но с небольшим весом, утяжелившим клавишу. Такой тип клавиатуры называется полувзешенная. Некоторые клавишники предпочитают такой тип клавиатуры, особенно если нужно переключаться от синтезатора к фортепиано и обратно.
Типы клавиатуры
Молоточковая клавиатура использует реальные молоточки, поднимающиеся при нажатии клавиши, и падающие под собственным весом, как в рояле. Это дает значительно более реалистичные ощущения игры.
Следующим шагом развития является прогрессивная молоточковая клавиатура, в которой левая сторона тяжелее правой. Это повторяет поведение акустического рояля, так как молоточки вверху короче и легче, и постепенно становятся длиннее и тяжелее ближе к басовому диапазону.
Общая длина клавиши также имеет значение. Чем длиннее расстояние до утопленного в корпусе шарнира клавиши, тем ближе к концу клавиши можно играть с близким усилием. Так, у кончика белой и около черной клавиши усилие нажатия той же клавиши будет отличаться незначительно из-за большого плеча рычага.
Педали
Также не следует забывать о педалях. Большинство фортепиано имеет три педали, наиболее важной из которых является правая, дэмпферная. Обычно при отпускании клавиши звук сразу же прекращается, поэтому трудно сыграть слитно две ноты, отстоящие друг от друга далеко. При нажатии на педаль нота продолжает звучать даже после отпускания пальцев. Поэтому часто ее называют педаль сустейна (то есть педаль поддержки).
На простейших цифровых фортепиано дэмпферная педаль (сустейн) имеет только два состояния: нажата или отпущена. Но на акустическом фортепиано возможно лишь частично нажать педаль, так что демпфера лишь слабо касаются струн, или отходят от них на очень небольшое расстояние. Эта техника “полупедали” часто используется профессиональными пианистами, позволяя большую степень управления затуханием звука. Некоторые цифровые фортепиано успешно воспроизводят этот эффект, это называется Progressive Damper Action.
Левая внешняя педаль слегка приглушает тембр и громкость звука, поэтому она называется “смягчающая педаль”, а средняя педаль называется “состенуто”. Она продлевает звучание только тех нот, которые были нажаты при опускании педали. Например, нажимается бас, после этого нажимается средняя падель, и после этого все ноты в верхнем диапазоне не смешиваются, в то время как бас продолжает звучать.
Педали фортепиано
Педальный механизм – один из важнейших в устройстве инструмента. Однако зачем они нужны?
Любопытно, но на первоначальных этапах существования фортепиано педалей не было. Их придумали и запатентовали два английских мастера Бейр (форте – правая педаль) и Броудвуд (пиано – левая педаль).
Педальный механизм
Педальный механизм – один из важнейших в устройстве инструмента. Однако зачем они нужны?
Принцип работы педалей одинаков. Каждая из них имеет специальную подушечку (демпфер), заглушающую звук, когда пианист прекращает играть на клавишах. При нажатии на правую педаль выключается демпферный механизм и звучание продолжается, несмотря на то, что музыкант убрал руки с клавиатуры.
На пианино и рояле левая педаль работает по-разному. На пианино нажатие на нее уменьшает силу удара. На рояле нажатие приводит к смещению механизма вправо, молоточки ударяют по двум из трех струн, уменьшая их рабочее количество. В обоих случая происходит уменьшение громкости звука.
Сегодня имеются трехпедальные инструменты. В большинстве случаев третья педаль включает модератор – шторку, опускающуюся между струнами и молоточком. При опущенном модераторе инструмент играет значительно тише.
Редко, но все же можно встретить инструменты с задерживающей педалью. Это в основном фортепиано марки Stenway. Устройство этой педали схоже с правой, но только для демпферов тех клавиш, которые был подняты до ее нажатия.
Сегодня ни одно исполнение серьезного музыкального произведения, исполняемого на фортепиано, невозможно без использования двух основных педалей.
Регулировка левой педали
Прежде, чем начать регулировку левой педали, следует проверить:
>В случае если молоточек двигается вместе с клавишей, нужно отрегулировать пилоты. Если же они лежат неподвижно на рулейстике, механика стоит верно, а гайки затянуты, можно начинать регулировку.
Регулировка правой педали пианино.
Правая педаль фортепиано используется наиболее активно. Ее качественная работа обеспечивает нормальное функционирование демпферного механизма в целом.
Ответив на все эти вопросы, можно приступать к регулировке педали.
Напомним, что прикасаться к струнам руками нежелательно. Чтобы проверить правильность регулировки лучше воспользоваться басовым молотком, насаженным на ручку.