Для чего нужны перемены в школе
Зачем в школе нужны перемены
Зачем в школе нужны перемены
Перемена – это возможность перекусить, сделать неотложные дела, перейти из кабинета в кабинет, приготовиться к новому уроку. Именно так написано в школьном уставе.
Во время перемены можно обсудить все то, что не удалось высказать на уроке. Кроме того, перемена – это возможность подвигаться, что немаловажно для учеников младших классов, которые не могут длительное время находиться в спокойном состоянии.
Сентябрьские перемены – это особое время. Хочется поделиться с друзьями новыми впечатлениями о прошедшем отдыхе, обсудить планы на новый учебный год, договориться о встрече, вечеринке.
Самые ответственные ученики на перемене повторяют домашние задания, пытаются вспомнить пройденный материал. Но это, скорее исключение из правил, которые соблюдают лишь круглые отличники. Для всех остальных – перемена относится к самому важному времени в школьной жизни.
По социологическим опросам большинство школьников считают, если бы не было перемен, им незачем было бы совсем посещать школу. А уж чем заняться на перемене – придумывать не приходится. Главное, чтобы перемена длилась как можно дольше.
Чего не стоит делать на перемене
В школе необходимо соблюдать определенные правила. На перемене нельзя драться, курить, выяснять отношения, устраивать слишком громкие и подвижные игры, очень быстро бегать, сбивая учителей и других школьников.
Чем развлечься на перемене
Если времени свободного достаточно не только для того, чтобы подготовиться к новому уроку и перейти из кабинета в кабинет или пообедать, допустимо заняться спокойными играми, побеседовать. Кроме того, можно позвонить родителям, посмотреть в интернете по мобильному телефону нужную информацию, заняться другими не менее полезными делами.
Списывать домашние задания в школе строго запрещено. Но если нынешних детей и поколение их родителей спросить о том, чем они занимались на школьных переменах, можно услышать вполне очевидный ответ – «списывал».
Занятия на перемене должны соответствовать правилам поведения и уставу учебного заведения. А главное – дети должны вести себя так, чтобы в дневнике не появилась плохая отметка по поведению, и классный руководитель не написал, что просит прийти в школу родителей.
Прокомментируйте!
Выскажите Ваше мнение:
Вакансии для учителей
Сочинение Зачем нужна перемена в школе
Минуты перемены нужны, чтобы переключить внимание с одного действия на другое. Немного насладиться отдыхом. Зарядиться энергией на будущее занятие.
В этот момент можно поиграть с друзьями, пообщаться, обсудить план занятий после уроков.
На большой перемене принято идти в столовую, чтобы поесть. Там всегда вкусные обеды и выпечка. Запах доносится по всей школе. Приятно посидеть с одноклассниками и покушать. Причём есть: свежий салатик, котлета, вкусный, свежий суп или борщ. Можно попить чаю, соку, съесть булочку или пиццу.
Учителя в это время готовятся к следующему уроку. Заполняют школьный журнал, отдыхают и пьют чай на большой перемене. Собираются в учительской, решают вопросы по рабочим нюансам.
В хорошую погоду нам удаётся выбежать на улицу, полюбоваться и насладиться красотой природы, понаблюдать за изменениями на клумбе и на деревьях. Рассмотреть повадки и поведение школьного кота Барсика и шустрого пса Тишки. Мы их любим и приносим еду из столовой. Весело играем и подбадриваем. Поиграть в догонялки и классики. Просто постоять поговорить и подышать свежим воздухом. Перемены не большие, но мы успеваем немного отдохнуть.
В это время мы любим бегать, немного попрыгать, стараемся снять напряжение. Ведь вовремя занятий мы устаём сидеть и нам надо подвигаться, размять мышцы. Забыть на пару минут про учёбу. У нас дружный класс и на перемене мы можем помочь советом по поводу домашней работы. Иногда, мы стараемся помочь учителю подготовиться к занятию, расставляем пособия, вешаем плакаты, вытираем доску, раскладываем на парты карточки, методические пособия, образцы, готовимся к лабораторной, готовим ручки, тетради, линейку и другие предметы. Эти минуты тоже важны, иначе мы не сможем отдохнуть, что- то приготовить поесть.
Помогаем готовиться к важным праздникам и мероприятиям, развешиваем шары, расставляем цветы в вазы, рисуем стен газеты. Поливаем газоны, рыхлим землю, удаляем сорняки. Помогаем делать разметку на спортивной зоне, раскладываем спортивный инвентарь. Распределяем дежурных, следим за первоклассниками. Повторяем домашние уроки, доделываем, если не успели сделать дома.
2 вариант
Без перемен никак нельзя! Нужно ведь отдыхать, то есть отвлекаться от учения. Надо подвигаться, пообщаться с ребятами. Может быть, позвонить домой, а ещё важно перекусить. Или выйти на небольшую прогулку – подышать воздухом.
Если заниматься без перерыва, то мозг «закипит». Вообще, не очень хорошая эффективность будет. Вот если я сижу за уроками больше часа, то я устаю так, что читаю и уже не понимаю, что написано. Перечитываю – мысль теряю, путаюсь. Тут достаточно потянуться, посмотреть в окно, выпить чаю, так сразу работоспособность восстанавливается.
Ещё мы в младших классах оставались в одном помещении, а на перемене просто играли. В классе проветривали, подготавливали доску – это тоже хорошо. Теперь мы переходим из класса в класс. Но так это ведь здорово – прогулка небольшая, смена обстановки. Класс химии очень отличается от биологии, физики, литературы. В каждом помещении всё важное, что относится к этому занятию. Мне нравится менять обстановку – сразу и настрой на занятие. Если начать физику в кабинете технологии, то это уже не то. Только запутаешься!
И ещё ты на уроке, даже если устал и скучаешь, то у тебя есть надежда, что будет перерыв. Часто это помогает продержаться.
Думаю, что учителям тоже нужна перемена, чтобы переключиться, отдохнуть. Без перерывов было бы для всех что-то страшное – бесконечное! Даже если это очень интересный урок, то бесконечно он станет ужасным.
Я слышал, что есть вариант (у моих сверстников), чтобы уроки даже без перемен были. Или с минимальными… Тогда наберется полчасика-часик и можно домой пораньше уйти. Но без перерывов ты просто домой не доберешься, так как устанешь. И всё смешается в голове – математики с литературой. А ещё, наверное, ты себе отдых устроишь на уроке – спать можно или играть. Внимание, я знаю, снижается через определенное время. То есть нельзя множество духов понюхать, нельзя слишком много песен послушать… Теряется свежесть. Да просто надоедает!
Большая перемена нужна для обеда, ведь нельзя не поесть, а то силы совсем оставят! Ну, если диета вдруг или ты быстро ешь, то как раз можно погулять, пообщаться.
Вообще, перемены нужны не только в школе! И они есть, например, в университете… А вот на работе нет, но работники сами их создают. Что-то завершил и нужно отдохнуть, прежде чем браться за новое. Кому некогда отдыхать, то он должен помнить, что важно не количество, а качество.
Также читают:
Картинка к сочинению Зачем нужна перемена в школе
Популярные сегодня темы
Зимой в 1946 году художником была написана великолепная картина «Первый снег». С одного взгляда на нее, сразу появляется эмоция радости. Ведь вспомните себя в детстве. Как вы ждали тот самый первый снег
Разведение рыб в аквариуме может быть увлекательным и веселым хобби, поскольку можно создать свой собственный водный мир, украсить его так, как хочется, и наполнить рыбками, которые нравятся
Мой любимый писатель Лермонтов Нет ни одного человека, у которого бы не было любимого поэта. В моем случае этим поэтом является – Михаил Юрьевич Лермонтов. Его произведения вошли в мою жизнь во время обучения в школе.
В романе Евгений Онегин есть фраза : Мечтам и годам нет возврата!, которая стала крылатой. С этой фразой невозможно не согласиться. Мечты помогают отвлечься людям от мира, проблем.
Сочинение Зачем нужна перемена в школе
Минуты перемены нужны, чтобы переключить внимание с одного действия на другое. Немного насладиться отдыхом. Зарядиться энергией на будущее занятие.
В этот момент можно поиграть с друзьями, пообщаться, обсудить план занятий после уроков.
На большой перемене принято идти в столовую, чтобы поесть. Там всегда вкусные обеды и выпечка. Запах доносится по всей школе. Приятно посидеть с одноклассниками и покушать. Причём есть: свежий салатик, котлета, вкусный, свежий суп или борщ. Можно попить чаю, соку, съесть булочку или пиццу.
Учителя в это время готовятся к следующему уроку. Заполняют школьный журнал, отдыхают и пьют чай на большой перемене. Собираются в учительской, решают вопросы по рабочим нюансам.
В хорошую погоду нам удаётся выбежать на улицу, полюбоваться и насладиться красотой природы, понаблюдать за изменениями на клумбе и на деревьях. Рассмотреть повадки и поведение школьного кота Барсика и шустрого пса Тишки. Мы их любим и приносим еду из столовой. Весело играем и подбадриваем. Поиграть в догонялки и классики. Просто постоять поговорить и подышать свежим воздухом. Перемены не большие, но мы успеваем немного отдохнуть.
В это время мы любим бегать, немного попрыгать, стараемся снять напряжение. Ведь вовремя занятий мы устаём сидеть и нам надо подвигаться, размять мышцы. Забыть на пару минут про учёбу. У нас дружный класс и на перемене мы можем помочь советом по поводу домашней работы. Иногда, мы стараемся помочь учителю подготовиться к занятию, расставляем пособия, вешаем плакаты, вытираем доску, раскладываем на парты карточки, методические пособия, образцы, готовимся к лабораторной, готовим ручки, тетради, линейку и другие предметы. Эти минуты тоже важны, иначе мы не сможем отдохнуть, что- то приготовить поесть.
Помогаем готовиться к важным праздникам и мероприятиям, развешиваем шары, расставляем цветы в вазы, рисуем стен газеты. Поливаем газоны, рыхлим землю, удаляем сорняки. Помогаем делать разметку на спортивной зоне, раскладываем спортивный инвентарь. Распределяем дежурных, следим за первоклассниками. Повторяем домашние уроки, доделываем, если не успели сделать дома.
2 вариант
Без перемен никак нельзя! Нужно ведь отдыхать, то есть отвлекаться от учения. Надо подвигаться, пообщаться с ребятами. Может быть, позвонить домой, а ещё важно перекусить. Или выйти на небольшую прогулку – подышать воздухом.
Если заниматься без перерыва, то мозг «закипит». Вообще, не очень хорошая эффективность будет. Вот если я сижу за уроками больше часа, то я устаю так, что читаю и уже не понимаю, что написано. Перечитываю – мысль теряю, путаюсь. Тут достаточно потянуться, посмотреть в окно, выпить чаю, так сразу работоспособность восстанавливается.
Ещё мы в младших классах оставались в одном помещении, а на перемене просто играли. В классе проветривали, подготавливали доску – это тоже хорошо. Теперь мы переходим из класса в класс. Но так это ведь здорово – прогулка небольшая, смена обстановки. Класс химии очень отличается от биологии, физики, литературы. В каждом помещении всё важное, что относится к этому занятию. Мне нравится менять обстановку – сразу и настрой на занятие. Если начать физику в кабинете технологии, то это уже не то. Только запутаешься!
И ещё ты на уроке, даже если устал и скучаешь, то у тебя есть надежда, что будет перерыв. Часто это помогает продержаться.
Думаю, что учителям тоже нужна перемена, чтобы переключиться, отдохнуть. Без перерывов было бы для всех что-то страшное – бесконечное! Даже если это очень интересный урок, то бесконечно он станет ужасным.
Я слышал, что есть вариант (у моих сверстников), чтобы уроки даже без перемен были. Или с минимальными… Тогда наберется полчасика-часик и можно домой пораньше уйти. Но без перерывов ты просто домой не доберешься, так как устанешь. И всё смешается в голове – математики с литературой. А ещё, наверное, ты себе отдых устроишь на уроке – спать можно или играть. Внимание, я знаю, снижается через определенное время. То есть нельзя множество духов понюхать, нельзя слишком много песен послушать… Теряется свежесть. Да просто надоедает!
Большая перемена нужна для обеда, ведь нельзя не поесть, а то силы совсем оставят! Ну, если диета вдруг или ты быстро ешь, то как раз можно погулять, пообщаться.
Вообще, перемены нужны не только в школе! И они есть, например, в университете… А вот на работе нет, но работники сами их создают. Что-то завершил и нужно отдохнуть, прежде чем браться за новое. Кому некогда отдыхать, то он должен помнить, что важно не количество, а качество.
Классный час «Для чего первокласснику перемена. «
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«ДЛЯ ЧЕГО ПЕРВОКЛАССНИКУ ПЕРЕМЕНА?»
Цели: учить детей правильно проводить перемены; развивать умение рассуждать, думать о последствиях своих действий; способствовать воспитанию организованно проводить перемены.
Оборудование : выставка книг с играми, настольные игры, шашки, шахматы, игры, сделанные своими руками.
Ход мероприятия
Учитель. Почему важно правильно проводить перемену? Для чего нужны перемены?
(Выслушиваются высказывания детей.)
Не бегай на переменах
На перемену Волчонок спешит –
Кто пред напором таким устоит?!
Он ведь бежит, как олень молодой,
Звери обходят его стороной.
Если же кто отойти не успеет,
Очень об этом потом пожалеет:
Больно с налету об пол ударяться –
Так что не смей на пути попадаться!
Только стена отойти не желала
И сторониться Волчонка не стала.
Что же случилось? Ты понял, дружок?
Долго Волчонок наш бегать не мог.
Шла большая перемена,
Стул сломал на части Гена.
Стул сломался? Не беда!
Впереди урок труда.
Наконец-то, склеив стул,
Гена радостно вздохнул.
Снова стул ломает Гена.
Учитель. Давайте подведем итог всему сказанному.
• Организм должен отдохнуть.
• Важно настроиться на другой урок.
• Не мешать окружающим.
• Решить свои проблемы (попить, покушать, сходить в туалет, к врачу, в библиотеку, поговорить с другом и т. д.).
А теперь подумаем вместе, как можно проводить перемены, не навредив себе и окружающим?
Конечно, интересно поиграть в перемены. Вспомним виды игр.
А что же в этих играх есть положительного и отрицательного?
+ не мешаем окружающим;
Учитель. Можно ли так проводить перемены? Ученики. Можно, но не всегда, надо двигаться.
Учитель. Можно ли так проводить перемены? Ученики. Можно, но соблюдая правила. Учитель. Какие? Давайте над этим подумаем вместе.
Обсуждают и называют три самых важных правила во время проведения игр. Затем правила записываются на доске
Поиграть в любую из названных игр, соблюдая правила. Можно выучить игру «Звери, птицы, рыбы»
Дети встают в кружок. Ведущий объясняет, что сейчас каждому из них надо будет вспоминать названия рыб, птиц или зверей. Но каждый раз надо будет называть новые названия, повторяться запрещается.
После чего ведущий ходит по кругу, бормоча: «Звери, птицы, рыбы. Звери, птицы, рыбы». А затем внезапно указывают на кого-то из ребят и произносит: «Зверь!», или «Птица!», или «Рыба!». Ребенок должен вспомнить и дать название зверя, птицы или рыбы. Тот, кто не сможет дать ответ, выходит из игры.
Эту игру можно также проводить с мячом в руках. Водящий не просто указывает игрока, который должен дать ответ на его вопрос, а бросает этому игроку мяч. Соответственно, игрок должен возвратить мяч вместе с ответом.
Выведем и запишем правила проведения перемен.
• На перемене должен отдохнуть весь организм, все мышцы (если не играешь, то выполни физкультминутку).
• Не шуми громко. Помни, с тобой рядом отдыхают твои товарищи и друзья.
• В игре соблюдай все правила, уважай товарищей.
• Умей уступить, не ссорься.
• Узнавай новые игры и учи одноклассников. Подготовься к следующему уроку, повтори стихотворение, правило.
Подготовься к уроку на перемене
Звенит заливисто звонок,
Но отчего же еле-еле
Все достают свои портфели
И начинают там искать
Учебник, ручку и тетрадь?
Учитель говорит сурово:
— Опять к уроку не готовы!
Хочу, ребята, вам сказать:
Стыдитесь время зря терять!
Закончи фразу: «Теперь я знаю, что. »
Учитель. Ребята, узнайте новые игры и разучите их со своими товарищами.
Школьная перемена как одна из форм восполнения дефицита двигательной активности учащихся младшего школьного возраста
Введение
Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, сформировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнить и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания, так как здоровье – это главная человеческая ценность.
Физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Одна из характерных особенностей современного образа жизни, имеющая прогрессирующую тенденцию – сокращение объемов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками.
Проблемы укрепления здоровья подрастающего поколения средствами физических упражнений волнуют специалистов уже очень давно.
Результаты исследования заболеваемости детей подтверждают подверженность хроническим заболеваниям, ухудшение общего состояния здоровья. И не зря современная педагогика значимое место определяет здоровьесберегающим технологиям на уроке. Выходом из сложившегося положения является введение различных форм телесно-двигательной практики на уроке.
Но ведь есть перемены, которые дети проводят по-разному.
Чтобы раскрыть особенности поведения и деятельности ребенка в условиях школьных перемен, а также выявить влияние перемен на работоспособность во время урока, проводилось наблюдение за младшими школьниками на перемене, результаты которого четко фиксировались.
Сбор и обработка полученной информации показали, что не все дети одинаково проводят свободное время, но общая для них деятельность – это игра. В шумной возне, в своих играх создают сами себя, строят свои характеры. Игра учит отличать хорошее от плохого, в игре дети открывают доброту и дружбу, развивают физические способности.
1 группа: включает детей подвижных, эмоциональных, которые большую часть свободного времени занимают подвижными играми: спонтанный бег соревновательного характера, выявление самого сильного, заигрывание между мальчиками и девочками, выливающееся в “догонялки” (мальчики и девочки; преобладающий перевес в сторону мальчиков);
2 группа: дети, предпочитающие игры средней подвижности. Они более серьезно относятся к учебной деятельности. Дети этой группы играют в игры, связанные с умственной деятельностью (мальчики и девочки; преобладающий перевес в сторону девочек);
3 группа: дети, которые заняты игрой с малой подвижностью. В эту группу входят, практически, только девочки. Они проводят почти всю перемену сидя за партой, обычно бывают очень спокойны.
Кроме того была проведена анкета, включающая в себя следующие вопросы:
Устраивает ли вас продолжительность перемен? Ответили положительно – 92%. Так же были и отрицательные ответы – 8%. Например, с такой аргументацией: “Нет, потому что после бега нет времени отдышаться”
В связи с этим наблюдается возникновение конфликтных ситуаций, что можно уменьшить (или искоренить) если учитель умело организует игры на перемене, имея арсенал игр с учетом интересов и психологических особенностей детей.
Значит, можно предположить, что если отдых хорошо и грамотно организован, можно:
— прогнозировать положительный эффект;
— используя игру, можно воздействовать на здоровье учащихся, воспитывать, влияя на их поведение.
Осознавая то, что некоторые факторы образовательной сферы оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся, появилась необходимость в организации процесса воспитания и образования (длительность занятий и перемен), в двигательном режиме детей (с учетом их возрастных особенностей), так как именно педагог нередко первым замечает отклонения в здоровье учащихся, именно от педагога зависит, на сколько меньше отклонений будет у воспитанников. Среди основных школьных факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся, является недостаток их двигательной активности.
Познакомившись со всеми аспектами, появилась потребность в создании программы организации школьных перемен.
“Современные подходы к проведению школьных перемен”
Цель: Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.
— анализ организации физической активности в школе;
— данные психолога школы об уровне тревожности, взаимоотношениях в коллективе, дезадаптации первоклассников;
— анкеты
— выявление проблемы
— письменные описания
— подготовка учителей к предстоящей работе;
— выбор методики работы
— подготовка инвентаря
— приобретение полового покрытия
— предоставление программы на родительском собрании
— разучивание игр разной подвижности в отдельных классных коллективах;
— организация массового отдыха;
— структурирование и адаптирование учебного материала по организации двигательной активности
— аналитические материалы
— включенность педагогов в оздоровительную работу;
— осознание личной причастности к состоянию ребенка во время перемены;
— включение в деятельность ученика по приобретению навыков и опыта в формировании положительного отношения к организации активного отдыха во время перемен
— отчет на методическом объединении
Составленная программа должна способствовать принятию детьми правильных решений в отношении сохранения здоровья и поможет:
— проводить воспитательную работу до начала приобретения негативных привычек;
— научить воспитанников ответственному поведению по отношению к своему здоровью;
— исключить угрозы здоровью.
Особенности методики использования подвижных игр
Типичными формами физической активности в школе с целью оздоровления и профилактики заболеваний являются подвижные перемены, которые носят релаксационный и оздоровительный характер (направленный на преодоление утомления) В то же время игра требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстрее ориентироваться и находить правильные решения.
В режиме учебного дня необходимо более рационально использовать перемены между уроками, которые имеют важное значение для профилактики утомления у детей. Следует подбирать наиболее эффективные методы и методические приемы в организации игровой деятельности учеников, принимая во внимание уровень их физической подготовленности, функциональные особенности организма младших школьников, их дисциплинированность. Важным условием организованной двигательной активности является ее регулярность, систематичность, так как только регулярные упражнения повышают функциональные возможности системы дыхания, увеличивающий общий кровоток, повышают эффективность транспорта кислорода, при этом активизируется работа легких, сердца, сосудов, обеспечивающих доставку кислорода с током крови, то есть повышается работоспособность организма. Для эффективной организации динамической перемены необходим педагогический контроль за её проведением, определенный эмоциональный подъем. Известно, что только при наличии положительных эмоций улучшаются реакции организма: двигательная, зрительная, слуховая. При разработке и проведении подвижных перемен необходим дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической активностью. Обязательным условием является окончание игр за 3 минуты до звонка на урок.
Особое значение приобретает достаточное наличие четких правил. Они упорядочивают взаимодействия играющих, устраняют случаи излишнего возбуждения, благоприятно влияют на проявление положительных эмоций у игроков.
Нежелательным вариантом проведения перемен является любой вид умственной деятельности: подготовка к следующему уроку, чтение художественной литературы, игры, требующие умственного напряжения (шашки, шахматы, электронные игры). К лучшим вариантам перемен относятся танцы, ритмические движения под музыку, игры.
Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который в психологии и педагогике принято называть “ведущим”, влияющим на все стороны жизни в каждом конкретном периоде.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. В школе – учебная деятельность. Как показывает практика, большинство учителей применяют в основном, репродуктивную методику обучения, недостаточно используя активные методы обучения. Далеко не все педагогические ресурсы, доступные учителю, используются в педагогической практике в сфере воспитания. К таким не достаточно используемым средствам относятся подвижные игры, которые создают благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга – это положительно сказывается на усвоении учащимися знаний и представлений и создают предпосылки к успешному овладению элементами учебной деятельности. Зная об этом, возможно использование времени, отведенного на перемены, как резервное для организации активного отдыха с применением подвижных игр.
От содержания и организации активного отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность детей на уроке, которая не остается постоянной даже в течение одного урока: первые 2-7 минут наблюдается фаза врабатывания, затем работоспособность устанавливается на относительно высоком уровне в течение 20 минут /фаза оптимальной устойчивой работоспособности/, далее идет снижение. Это отмечают в своих работах многие педагоги-исследователи. Зная такое, педагоги вплетают в ход урока различного рода физпаузы. Достаточно потратить 1-2 минуты на отдых, чтобы было преодолено утомление, повысилось активное внимание учащихся.
Анализ дневной динамики работоспособности тоже показывает её непостоянность. Можно сказать что 1 урок не очень продуктивный, 2 и 3-ий уроки – соответствуют периоду оптимальной устойчивости работоспособности, 4 урок попадает в фазу некомпенсированного утомления и является малоэффективным. Таким образом, после третьего урока необходима реализация потребности ребенка в движении. Существует различная классификация двигательной активности, направленная на преодоление переутомления, которая может длиться в течение 10 минут. Такой формой работы выбрана организованная /под управлением/ подвижная перемена. Но если учитель видит, что небольшая кучка ребят занята другим делом, не надо отрывать их от этого, так как принуждение при отказе детей от игры недопустимо, важны доброжелательность, двигательный и эмоциональный “комфорт”, желание детей участвовать в игре.
Работоспособность ребенка претерпевает изменения не только в течение учебного дня, но и на протяжении недели. Самые низкие её показатели отмечаются в понедельник и субботу, а также младшие школьники нуждаются в организации облегченного режима дня в середине недели, так как с середины недели показатели работоспособности заметно снижаются и резко ухудшается самочувствие детей. Как видно, успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга, поэтому следует в среду и четверг третью перемену организовать так, чтобы дети могли максимально восстановить физиологические функции и работоспособность.
При анализе анкетирования выявлено, что преобладающему большинству учащихся нравятся музыкальные паузы и игры соревновательного характера /эстафеты/.
Владея такой информацией, можно предложить организацию перемен следующим образом:
Перемены | Дни недели | |||||
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | |
I | самостоятельные игры детей | |||||
II | посещение столовой | |||||
III | подвижные игры | музыкально-танцевальные | спортивные этафеты | подвижные игры | ||
IV | отдых в “зеленой зоне” и специально оборудованных местах, самостоятельные игры детей |
В связи с этим необходима простейшая классификация игр, сходная по определенным признакам, а также по форме организации занятий (игры на перемене, игры на уроке).
Подвижные игры на переменах Е.И. Геллер предлагает классифицировать по психофизической нагрузке, оказываемой игрой. Выделяются три степени нагрузки: малую, среднюю, большую. К первой степени относятся игры, в процессе которых отличается повышение частоты сердечных сокращений до 140% ударов в минуту, ко второй степени – до 180%, к третьей – свыше 180% ударов в минуту. Кроме того, выделяют три степени интенсивности двигательной деятельности: высокая (частота сердечных сокращений повышается на 90% от исходного показателя); средняя (от 70 до 90%) и низкая (до 70%). Существуют и другие классификации игр.
В ходе наблюдений было выявлено следующее:
заинтересовались ребята III группы. Однако ими больше осваивается игровая зона в коридоре, где эти дети организуют себе индивидуальный отдых.
Многим детям нравятся музыкальные перемены, где самые эмоциональные двигаются под музыку азартно, а дети спокойной группы сами в танце участвуют крайне редко, но любят смотреть. Это может быть учтено при организации школьных перемен педагогами образовательных учреждений.
Результаты проделанной работы
Таблица показателей занятости детей на перемене
Время | Количество детей | Организованная деятельность | Неорганизованная деятельность |
Начало года | 264 | 59% | 41% |
Конец полугодия | 264 | 91% | 9% |
После проведения первичного анкетирования получены следующие показатели. Из 264 человек 59% были заняты организованной деятельностью, остальные 41% бегали по коридору или ходили по классу, мешая детям.
Активная работа по организации разноуровневых игр, зон отдыха показали, что часть детей, которым были свойственны совсем неорганизованные действия, переключились в группу детей, которые заняты организованной деятельностью.
Особое внимание на себя обращает “новое пополнение”. Это наши первоклассники, которые с особым волнением и тревогой переступили порог школы. Для успешного обучения малышам необходимо как можно быстрее адаптироваться к новой жизни.
Кроме наблюдений за их поведением на переменах были использованы данные психолога школы (таблица 2) об уровне тревожности, взаимоотношении в коллективе, дезадаптации.
Таблица показателей адаптации к школе учащихся первых классов
Время | Коли чество детей | Уровень тревожности | Взаимоотношение в коллективе | Уро вень дезадаптации | ||||
высокий | повышенный | норма | доброжелательное | равнодушное | конфликтное | |||
Начало года | 69 | 5% | 8% | 87% | 51% | 25% | 24% | 25% |
Конец полугодия | 69 | 2% | 3% | 95% | 70% | 15% | 20% | 20% |
Высокий и повышенный уровни тревожности к концу эксперимента значительно уменьшились. Адаптация первоклассников к школе прошла спокойно, плавно.
Проделанная работа по организации школьных перемен подтвердила необходимость создания условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников и оценивается учителями школы следующим образом:
Организация перемены показывает, что ученики учатся проводить своё свободное время весело, продуктивно, легко входят в четвертый урок.
Обычно на четвертых уроках приходилось прикладывать максимум усилий, чтобы активизировать учащихся на работу. Теперь заметен подъем активности детей, а вместе с тем и усваиваемость материала.
Стало меньше наблюдаться распаренных лиц и детей, смахивающих капельки пота после перемены, возбудимость которых мешала работе во время урока.
Мною было замечено, что детям нравятся правильно организованные перемены, ребята их ждут. Это положительно влияет на работоспособность учащихся в течение урока.
Анализ литературы и педагогической практики по проблеме здоровья детей говорит о великой роли педагога в здоровьесберегающей педагогике, так как представленная проблема очень актуальна. В настоящее время можно с уверенность утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе с младшими школьниками, вовлекая в систему работы в условиях педагогики оздоровления и школьную перемену.