Для чего нужны персональные данные для электронного дневника

Можно ли отказаться от обработки персональных данных в школе

Для чего нужны персональные данные для электронного дневника. Смотреть фото Для чего нужны персональные данные для электронного дневника. Смотреть картинку Для чего нужны персональные данные для электронного дневника. Картинка про Для чего нужны персональные данные для электронного дневника. Фото Для чего нужны персональные данные для электронного дневника

С целью облегчить нашу жизнь за последнее время создано огромное количество идентификационных документов. Если в советские времена для бюрократических проволочек достаточно было паспорта и пары справок, то теперь необходимо предоставить целую охапку: СНИЛС, ИНН, медицинский полис, свидетельство о рождении, и это неполный список. А тут еще Интернет и массовые СМИ кишат страшными историями о мошенниках, способных в корыстных целях использовать подобную информацию.

Напуганные граждане часто задаются вопросом, насколько правомерны требования некоторых организаций о предоставлении клиентом персональных данных. Но наиболее часто такой вопрос задают родители, оформляющие своих детей в школы. Давайте разбираться.

Персональные данные, которые обязательно следует предоставить школе

В соответствии с федеральным законом № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года, к персональным данным относятся любые сведения «прямо или косвенно относящиеся к определенному или определяемому лицу (субъекту персональных данных)», которые предоставляются другому физическому или юридическому лицу либо лицам.

В приказе Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 года № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» четко прописано, какие сведения для школы являются необходимыми. К ним относятся:

Для подтверждения территориального права на прикрепление к данной школе необходимо предоставить:

Согласно закону, когда ребенок поступил в школу, то последняя автоматически становится оператором персональных данных и ответственной за их хранение. Правила о хранении и обработки персональных данных должны быть доступны для родителей и учеников, а именно размещены на сайтах школы и специальных стендах.

А когда родители заключают договор, то с правилами знакомят их под роспись, после чего данные ребенка хранятся в личном деле, а по окончании школы переносятся в архив.

Особенности обработки персональных данных

Регламентирует порядок статья 3 части 3 федерального закона № 152-ФЗ. Здесь видно, что любые действия, такие как сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление или уничтожение данных, должны подвергаться строгому контролю школой в целях безопасности.

Юристы отмечают хорошую проработку закона. При соблюдении его условий не должно возникнуть непредвиденных ситуаций. А главной особенностью является обязательное согласие на предоставление индивидуальной информации.

С точки зрения закона такое согласие возникает автоматически при подписании договора с образовательным учреждением, и отдельное письменное оформление не требуется. Однако большинство учебных учреждений стараются себя подстраховать и предлагают подписать соответствующий документ.

Можно ли отказаться от обработки персональных данных

Родители вполне могут отказаться от обработки персональных данных, но такое положение вызовет осложнения, и ученик не сможет участвовать в ряде мероприятий, в том числе на олимпиадах, а также возникнут проблемы при сдаче ЕГЭ или ОГЭ, вплоть до того, что ребенок не будет допущен к сдаче экзаменов.

По каким причинам родители отказываются от обработки персональных данных

Главную причину мы указали в начале – это страх использования информации мошенниками. Но мыслящий человек понимает, что дети – неплатежеспособные граждане и не представляют особую ценность для преступников. Чаще всего заказы мошенники получают от фирм, желающих привлечь клиентов, а дети для них особого интереса не представляют.

Особенное напряжение вызывает фраза, что информацию школа может предоставить внешним операторам. Под такой формулировкой подразумевается, что школа привлекает сторонние компании для обслуживания электронных дневников и журналов. Родители имеют право отказаться от внесения данных своего ребенка на электронный носитель, и школа вынуждена будет использовать бумажные аналоги.

А вот использование фото-и видеоматериала с изображением индивидуальных снимков, особенно с указанием имени и фамилии детей, возможно только с согласия родителей. На общие снимки такое положение не распространяется. Школы обычно хорошо понимают серьезность ситуации и стремятся подобные нюансы прописать в договорах.

Кроме того, закон предусмотрел возможность контроля родителями за соблюдением предписанного порядка. Они в любое время могут запросить отчет, где прослеживается движение персональных данных: кому были переданы, когда и с какой целью. А также субъект персональных данных наделен правом в любой момент отозвать согласие на обработку персональных данных, даже если оно не было оформлено и подписано отдельным документом.

Источник

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Вы здесь

Распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. № 729-р утвержден перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное (муниципальное) задание (заказ), предоставляемых в электронной форме. Он включает в себя перечень услуг, оказываемых муниципальными учреждениями в сфере образования. В частности, это предоставление информации о текущей успеваемости учащегося в муниципальном образовательном учреждении, ведение дневника и журнала успеваемости (п. 60 данного перечня).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных, необходимая для исполнения организацией функций по предоставлению государственных (муниципальных) услуг, является одним из допустимых случаев обработки персональных данных и не требует получения в обязательном порядке согласия субъекта персональных данных.

Таким образом, согласие субъектов персональных данных на обработку их персональных данных при ведении электронного журнала не требуется.

Однако следует иметь в виду, что при этом необходимо соблюдать следующие принципы обработки персональных данных (ст. 5 Федерального закона «О персональных данных»):

обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускать обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;

не допускать объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;

обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки;

содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;

при обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных;

хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Источник

Для чего нужны персональные данные для электронного дневника. Смотреть фото Для чего нужны персональные данные для электронного дневника. Смотреть картинку Для чего нужны персональные данные для электронного дневника. Картинка про Для чего нужны персональные данные для электронного дневника. Фото Для чего нужны персональные данные для электронного дневникаПрошло больше трех месяцев с той поры, когда начались настойчивые просьбы классного руководителя о подписании некоего «Соглашения на обработку персональных данных родителей обучающегося», в котором предлагалась «передача данных третьим лицам«, включая данные паспорта, адреса проживания и места работы, а также социального положения. Целью подобного соглашения указывалось «обеспечение наиболее полного исполнения образовательным учреждением своих обязанностей, определенных законом«.

Тем временем, размышляя о новизне степени отчужденности, вводимой электронной учетностью, я наткнулся на интересную новость: «Ростелеком» и Дневник.ру завершили внедрение системы «Контингент-регион» в трех субъектах РФ».

Из нее следует, что система «Контингент-регион» начала разрабатываться и внедряться в рамках «Распоряжения Правительства РФ №2125-р от 25 октября 2014 года об утверждении Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам».

Судя по комментариям на различного рода площадках, система эта располагается по адресу http://46.61.224.79/ и может быть задействована из любого региона. «Дневнику» отводится роль интегратора всей системы.

Для чего нужны персональные данные для электронного дневника. Смотреть фото Для чего нужны персональные данные для электронного дневника. Смотреть картинку Для чего нужны персональные данные для электронного дневника. Картинка про Для чего нужны персональные данные для электронного дневника. Фото Для чего нужны персональные данные для электронного дневника

При этом, как заявляется на той же заглавной странице, к проекту уже подключены 31 626 школ, 5 633 912 учеников, 668 584 учителей, 2 935 891 родителей.

Как в этом свете нужно рассматривать пилотное внедрение этого проекта в регионах, пусть даже под брендом «Ростелекома», который на самом деле частно-государственный?

Однако, вчитываясь в текст того самого распоряжения №2125-р, начинаешь понимать, в какую западню ведут все эти красивые картинки.

Для начала зафиксируем, что указанное распоряжение утверждает некую «концепцию создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам».

Что это за система, поясняется далее: «Межведомственная система представляет собой комплекс информационных систем, предназначенных для учета контингента обучающихся, взаимосвязанных с информационными системами органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов, содержащих персональные данные несовершеннолетних«.

То есть вы не просто оказываетесь в некоем безобидном «электронном дневнике». Ваших детей «пришивают» к уже существующим ведомственным информационным системам, включая известные многим «госуслуги». Предпосылками создания подобной системы по мнению правительства является следующее:

отсутствие достоверной информации о фактическом и прогнозируемом количестве обучающихся различных возрастов, проживающих на территориях и нуждающихся в образовательных услугах, негативно сказывается на решении задач управления сетью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам;

недостаточно эффективно решаются задачи территориального планирования строительства дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, не решена проблема выравнивания нагрузки на организации, осуществляющие образовательную деятельность;

наличие информации о числе родившихся и зарегистрированных по месту жительства обучающихся способствует значительному повышению эффективности решения указанных проблем, однако такая информация сконцентрирована в различных ведомствах и зачастую недоступна в оперативном режиме;

отдельный интерес представляют сведения обо всех этапах обучения детей, в частности данные о прохождении обучения в различных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включающие в себя общую информацию об организациях, о периодах обучения, об освоенных образовательных программах, об успеваемости, о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении;

известно, что образовательный процесс существенно влияет на такие факторы, как состояние здоровья, будущая социализация и профессиональная успешность обучающихся. Данная информация необходима органам власти при принятии управленческих решений, родителям и обучающимся при выборе организаций, осуществляющих образовательную деятельность. При этом проблему представляет не только получение этих данных из другого ведомства, но и связь данных о здоровье с данными об обучающихся и их этапах обучения;

несмотря на значительный прогресс информатизации деятельности органов власти всех уровней, существует множество разрозненных ведомственных информационных систем, содержащих различную информацию об обучающихся разных возрастных групп. Не решена проблема единой идентификации обучающихся в различных ведомственных информационных системах. Отсутствие единого эталонного источника персонифицированной учетной записи гражданина значительно усложняет задачу корреляции данных о нем из различных источников. Создание межведомственной системы позволит решить указанные проблемы, а также обеспечит переход на качественно новый уровень функционирования ведомственных информационных систем, содержащих информацию об обучающихся.

Ведь совсем не зря принципами создания этой межведомственной системы являются:

учет обучающихся в межведомственной системе со дня государственной регистрации рождения и начала обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

— обеспечение условий для персонифицированного учета данных об обучающихся;

— наполнение межведомственной системы данными из информационных систем различных органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов в объеме, необходимом для достижения целей, определенных Концепцией;

— обеспечение доступа заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов к единым механизмам доступа к данным об обучающихся;

— использование страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве единого идентификатора обучающегося для осуществления межведомственного информационного взаимодействия.

Все это дополнятся вот таким вот перечнем персональных данных учащихся, хранимых в системе:

— фамилия, имя и отчество (при наличии)обучающегося;
— пол обучающегося;
— место рождения обучающегося;
— дата рождения обучающегося;
— номер записи акта о рождении обучающегося;
— дата государственной регистрации рождения и наименование органа,который произвел государственную регистрацию рождения;
— гражданство;
— серия и номер паспорта обучающегося (после его получения) или реквизиты иного документа, удостоверяющего личность;
— адрес регистрации обучающегося по месту жительства (по месту пребывания);
— страховой номер индивидуального лицевого счета обучающегося;
— сведения о родителях или законном представителе обучающегося (фамилия, имя, отчество (при наличии), гражданство, адрес регистрации, адрес регистрации по месту жительства (по месту пребывания), серия и номер паспорта или реквизиты иного основного документа, удостоверяющего личность, страховой номер индивидуального лицевого счета);
— общие сведения, данные об этапах обучения, о достижениях и иную информацию, необходимую для решения задач межведомственной системы.

Естественно, что кроме персональной информации система будет содержать «данные о периодах обучения, об освоенных образовательных программах, успеваемости, о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении и о сертификатах«.

Это все конечно верно. Но! Глава VII указанной концепции предполагает возложить на Министерство образования и науки РФ «подготовку проектов о внесении в законодательство Российской Федерации в сфере образования изменений, необходимых для создания и функционирования межведомственной системы«, а так же «подготовку при необходимости совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами предложений о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, обеспечивающих установление полномочий федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов по предоставлению персональных данных граждан Российской Федерации, и предложений, касающихся порядка получения, обработки, хранения и уничтожения персональных данных граждан Российской Федерации«.

Так-то! И всем понятно, что если есть заинтересованные лица, то новые законопроекты будут и создаваться и лоббироваться.

Что в итоге? В итоге мы видим попытку, под вывеской «эффективного решения задач обучения», создать систему тотального контроля за ребенком и его родителями. При участии (и под давлением) частных лиц.

Источник

Стоит ли ругаться со школой из-за персональных данных

В последнее время в школах всё чаще случаются конфликты из-за несогласия родителей с различными вариантами обработки персональных данных. Иногда школа и родители просто не могут понять друг друга или говорят о разных вещах. Михаил Кушнир рассказывает о пяти важных аспектах, которые помогут уладить или предотвратить недоразумения, связанные с законом 152-ФЗ «О персональных данных».

К счастью для школ, внимание родителей к персональным данным довольно редкое явление, но весьма неприятное:

Чтобы требования были адекватными, нужно освоить основные понятия и принципы закона. Я выделю здесь несколько ключевых особенностей, но полезно прочитать закон полностью — он небольшой.

Школа обрабатывает персональные данные учителей, учеников и их родителей. Обработку данных учителей я рассматривать здесь не буду. В отношении родителей обработка должна быть весьма ограниченная: убедиться, что школа имеет дело именно с родителями своих учеников и обеспечить с ними продуктивную коммуникацию.

1. Что такое «персональные данные»?

По закону, это любая информация, связанная с конкретным человеком. Это значит, что ее можно обрабатывать только в соответствии с теми целями, для которых персональные данные были переданы. Понятие цели обработки — не просто фигура речи, а важный критерий законности обработки.

2. Виды данных и защита данных

По закону оператор персональных данных отвечает за их сохранность. Важно различать понятие «персональные данные» и требования по их защищенности: менее строгие требования к защищенности не отменяют принципов отношения к данным как персональным. Требования по защите персональных данных зависят от их вида:

3. Правила обработки персональных данных в школе должны быть легко доступны, опубликованы на официальном сайте. Родителей с ними обязаны ознакомить под роспись. Умные школы предусматривают в заявлении на прием фразу «с правилами обработки данных ознакомлен». Особо умные там же предусматривают фразу «разрешаю публикацию фото- и видео- изображений моего ребенка в материалах школы при отражении событий, связанных с образовательным процессом». Это связано не с 152-ФЗ, а с ГК РФ, но очень похоже на его логику: отсутствие такого согласия может стать серьезной головной болью школы.

4. Согласие на обработку персональных данных

Тут больше всего глупостей происходит:

Важно понимать, что согласие на обработку ваших персональных данных нужно обязательно, но не обязательно письменное. Есть несколько исключений в законе, когда ваше согласие не требуется, но их крайне мало. Если вы сдали данные ребенка в школу в рамках приемных мероприятий, то по факту согласились с обработкой его персональных данных для целей обучения. Эти цели должны либо быть прописаны в договоре на образовательные услуги, либо подразумеваться неявно из образовательного законодательства. Если обработка требует чего-то не предусмотренного в законе «Об образовании в РФ», нужно иметь доказательство ее правомочности — проще всего при наличии письменного согласия.

Рассмотрим типичную ситуацию организации поездки с детьми, для которой нужно покупать групповые билеты, готовить списки участников. Если поездка оформляется как мероприятие в рамках образовательных отношений, то доказательства обоснованности такой обработки не нужны. Для этого приказ о проведении мероприятия должен быть выполнен в формулировках с соответствующими тезисами 152-ФЗ.

Во всех аналогичных ситуациях вне типового образовательного процесса нужно учитывать эту специфику закона, чтобы школа всегда имела доказательства правомочности обработки данных учеников: либо в рамках образовательных отношений, либо по письменному согласию, либо в рамках иных федеральных законов.

В любой момент вы можете отозвать согласие на обработку персональных данных, в каком бы виде вы его не давали: письменно или по факту начала деловых отношений. Но нужно понимать, что такой отзыв будет иметь административные последствия, потому что оператор не сможет продолжать обработку ваших данных в прежнем режиме.

Яркой иллюстрацией важности согласия является письмо Минобрнауки от 4.3.2015 N 03-155 с ответом на вопрос, может ли родитель отказаться от передачи данных из школы в государственную информационную систему сдачи ОГЭ/ЕГЭ? Хотя для государственных систем письменное согласие субъекта можно не получать, отказаться родитель может! Но в этом случае ребенок не может быть допущен к сдаче экзамена.

4а. Согласие на передачу данных для обработки

Передача данных третьим лицам является одним из видов обработки персональных данных. Такая передача является существенной особенностью для организации требуемых по закону мероприятий по защите. Без согласия самого субъекта данные могут передаваться третьим лицам только в предусмотренных федеральными законами случаях, в частности, когда есть угроза жизни или здоровью людей.

Для доказательства такого согласия обычно школа требует письменное подтверждение. Это актуально, например, для работы в электронном классном журнале, хранящем данные где-то в сети Интернет. Проблема отражена для электронных журналов отдельным письмом Минобрнауки России от 21.10.2014 N АК-3358/08.

5. Всегда ли вы знаете, где обрабатываются ваши данные?

Если у вас есть подозрение, что ваши данные без вашего согласия кому-то передавались и/или что они используются для других целей, чем вы их передавали оператору, имеет смысл написать запрос и снять сомнения.

Любой субъект персональных данных в любой момент может потребовать от оператора отчет о том, как используются его данные, кому они передавались и с какой целью. Ответ на такие запросы должен занимать не больше месяца. Сомнение могут вызвать условия обработки данных у контрагента вашей школы — внешнего оператора, — например, оператора сетевого электронного журнала.

Примеры поводов для сомнения:

Договор может быть важен, чтобы понять, кто и как обрабатывает данные вашего ребенка, можно ли ему доверять, поскольку школа эту обязанность ему перепоручила. Бывают вопиющие случаи, когда никто не может ответить на вопрос, какая система обрабатывает ваши данные, кто ее оператор, а школа регулярно отправляет в эту систему данные, причем администрация школы внимательно контролируется органами власти в отношении обеспечения этой регулярности.

Только квалифицированное обращение родителей может заставить такие ситуации разрешаться законным образом.

Следует иметь в виду, что в защите персональных данных школа не специалист и вряд ли хорошо понимает, насколько хорошо это делает ее партнер по обработке. Это не значит, что все плохо, но, если у вас появились сомнения, важно знать свои права и грамотно ими пользоваться. Более строгое изложение проблематики 152-ФЗ в школе доступно в подборке нормативных актов на сайте Ружэль.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Открытка из новой бумаги

Для чего нужны персональные данные для электронного дневника. Смотреть фото Для чего нужны персональные данные для электронного дневника. Смотреть картинку Для чего нужны персональные данные для электронного дневника. Картинка про Для чего нужны персональные данные для электронного дневника. Фото Для чего нужны персональные данные для электронного дневникаДля чего нужны персональные данные для электронного дневника. Смотреть фото Для чего нужны персональные данные для электронного дневника. Смотреть картинку Для чего нужны персональные данные для электронного дневника. Картинка про Для чего нужны персональные данные для электронного дневника. Фото Для чего нужны персональные данные для электронного дневникаДля чего нужны персональные данные для электронного дневника. Смотреть фото Для чего нужны персональные данные для электронного дневника. Смотреть картинку Для чего нужны персональные данные для электронного дневника. Картинка про Для чего нужны персональные данные для электронного дневника. Фото Для чего нужны персональные данные для электронного дневникаДля чего нужны персональные данные для электронного дневника. Смотреть фото Для чего нужны персональные данные для электронного дневника. Смотреть картинку Для чего нужны персональные данные для электронного дневника. Картинка про Для чего нужны персональные данные для электронного дневника. Фото Для чего нужны персональные данные для электронного дневника

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Зачем подписывать согласие на обработку персональных данных в школе.

Защита своих прав: согласие на обработку персональных данных в школах

В последнее время к нам неоднократно обращались родители детей, обучающихся в школах города Москвы с информацией о том, что школы требуют от них подписывать согласие на обработку персональных данных их детей. Родители спрашивали, законно ли это требование и могут ли они отказаться, насколько опасно давать такое согласие.

Вот как выглядят «согласие», которое предлагают родителям подписать в школах Москвы (pdf)

Правовой комментарий МОО «За права семьи»

В отношении самой формы согласия, предлагаемого к подписанию школами, отметим следующее:

1) Согласие юридически безграмотно. Речь о «подопечном» может идти только в отношении опекунов или попечителей. В случае, когда речь идет о родителях или усыновителях этот термин употребляться не может.

2) Согласие, фактически, дает школе право собирать все и любые сведения о ребенке и его семье, без каких-либо ограничений. После подписания такого согласия право на неприкосновенность Вашей частной и семейной жизни в отношениях со школой существовать, фактически, перестает.

3) Согласие дает школе право сообщать собранную информацию кому угодно, любым третьим лицам, без ограничений. В случаях, когда передача информации предусмотрена федеральным законом, школа может делать это и без Вашего согласия. Совершенно непонятно, зачем школе нужно право неограниченно распространять любую информацию о Вашем ребенке.

4) Особо следует отметить право на трансграничную передачу персональных данных, т.е. на передачу их за границу.

5) Очень странно выглядит в этом согласии обещание школы обрабатывать персональные данные в соответствии с законом, с учетом того, что подписываете документ Вы, а не школа, при этом Вы даете им школе неограниченные права на обработку данных Вашего ребенка. Разумеется, это обещание не будет иметь никакой юридической силы (впрочем, школа и без него обязана соблюдать закон).

Мы не утверждаем, что составители этого документа имели сознательные дурные намерения. Однако, подписание такого документа дает неограниченные права школе и ставит под угрозу неприкосновенность Вашей частной жизни и частной жизни Вашего ребенка.

Подписание согласия на обработку персональных данных – Ваше право, а не обязанность. Те органы и учреждения, которые вправе без вашего согласия обрабатывать Ваши персональные данные, не будут просить у Вас подписать согласие на их обработку. Помните, что обязанность предоставить Ваши персональные данные может быть установлена только федеральным законом. Во всех случаях, когда Вы обязаны предоставить свои персональные данные (или персональные данные Вашего ребенка), организация, которая их получает, обязана официально сообщить Вам, какой федеральный закон установил такую обязанность и какие юридические последствия будет иметь отказ предоставить данные (ст. 18 п. 2 Федерального закона «О персональных данных»). Если у Вас требуют Ваши данные или данные Вашего ребенка, смело требуйте указать, каким законом установлена Ваша обязанность их предоставить.

Мы настоятельно не рекомендуем подписывать согласие в приведенной выше форме, потому что столь широкими правами будет слишком легко злоупотребить. С учетом того, что в последнее время появляется все больше региональных нормативных актов, навязывающих учителям функции контролеров и доносителей в отношении семей, подписание такого документа отнюдь не выглядит безобидно.

Особую озабоченность вызывает согласие на обработку персональных данных ребенка автоматизированным способом. Это, в сочетании с правом на распространение и передачу персональных данных третьим лицам, дает школе право, в частности, выкладывать персональные данные Вашего ребенка в интернет, помещать их в различные, не находящиеся под контролем школы, базы данных. К примеру, существует проект «Электронный дневник», к которому, в настоящее время, подключено более 8000 школ со всей России. Хотя авторы проекта утверждают, что данные в нем защищены – к сожалению, в таких случаях всегда возможна утечка информации, в результате которой данные об успеваемости, учебных работах, оценках ученика могут стать доступны кому угодно, что нежелательно.

При этом понятно, что школа нуждается в возможности работать с некоторыми персональными данными учениками. Поэтому согласие на обработку персональных данных мы подписать все-таки советуем, однако это должен быть совершенно другой текст.

Вы должны предоставить школе право обрабатывать только узкий круг конкретных, действительно необходимых ей видов персональных данных. Не давайте школе права обрабатывать их автоматизированным способом. Не давайте права передавать эти данные каким-либо третьим лицам, органам или организациям. Пусть каждый раз, когда такая передача будет необходима, школа обращается к Вам, информируя Вас о цели этой передаче и о том, какие именно данные необходимо передать, и получает Ваше отдельное письменное согласие.

Мы рекомендуем Вам, вместо подписания предложенного Вам «согласия» подписать и передать школе другой документ, отражающий наши рекомендации. Вы можете скачать и заполнить его самостоятельно:

Образец согласия на обработку персональных данных школой, не создающий опасности нарушения прав Вашей семьи

В случае, если Вы уже заполнили и подписали «опасное» согласие на обработку персональных данных, помните, что Вы имеете право отозвать это согласие (ст. 9 п. 1 Федерального закона «О персональных данных»). При отзыве Вашего согласия школа обязана в течение трех дней уничтожить собранные персональные данные (ст. 21 п. 5 Федерального закона «О персональных данных»).

Однако, прежде, чем отзывать данное Вами согласие, Вам следует выяснить, какие данные были собраны и кому они передавались. Ваше право на это предусмотрено ст. 14 Федерального закона «О персональных данных». Для этого нужно подать правильный запрос, по которому школа должна сообщить Вам эти данные в течение десяти рабочих дней (ст. 20 п. 1 Федерального закона «О персональных данных»).

Скачайте, заполните и подайте запрос на получение информации о персональных данных:

Образец запроса на получение информации о персональных данных в школу (MS Word)

Получив нужную информацию, подайте в школу отзыв согласия на обработку персональных данных:

Образец отзыва согласия на обработку персональных данных ребенка школой (MS Word)

Помните, что школа обязана уничтожить персональные данные Вашего ребенка в течение трех дней. Чтобы школе не пришлось снова собирать необходимую ей часть персональных данных, сразу же предоставьте ей «правильное» согласие на обработку персональных данных. В этом случае, школа будет обязана уничтожить только те персональные данные, обработка которых не предусмотрена Вашим новым согласием.

Будьте внимательны. Имейте в виду, что защищать права Вашего ребенка, в том числе и его право на неприкосновенность частной жизни – это не только Ваше право, но и Ваша обязанность (ст. 64 п. 1 Семейного кодекса РФ).

Для получения образцов документов пройдите по ссылке :

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *