Для чего нужны подшипники скольжения

Предназначение подшипников

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Подшипник представляет собой сложносоставной сборочный узел, который состоит из нескольких основных элементов: внешнего и внутреннего колец, тел качения, сепаратора и специального желоба качения. Подобная конструкция позволяет выполнять вращательное направленное движение, обеспечивая при этом минимальный уровень трения. Собственно, в связи с этими особенностями, основное предназначение подшипников и заключается в том, чтобы зафиксировать вращающуюся деталь в механизме, позволяя ей при этом осуществлять как вращение, так и качение, а в некоторых случаях и линейное перемещение с минимально возможным коэффициентом трения поверхности.

Итоговое предназначение подшипников зависит от нескольких сторонних факторов. Во-первых, существуют различные виды подшипников и их классификации, например, по способу восприятия нагрузок. Само собой, каждая разновидность обладает своей уникальной конструкцией, а от этого во многом и зависят технические характеристики подшипников. Во-вторых, существуют различные области применения подшипников, каждая из которых имеет свои персональные особенности. Например, в машиностроении этим изделиям нужно выдерживать колоссальные нагрузки, а вот в детских игрушках требуются изделия уже менее стойкие к высоким механическим воздействиям.

Однако, вне зависимости от того, к какой области применения подшипников можно отнести те или иные виды подшипников, для стабильной работы каждого из них требуется специальная смазка. В некоторых случаях для таких целей применяют разные синтетические вещества. Иногда используют органические смазки для подшипников, кроме того, есть еще и минеральные смазочные вещества. В принципе, какого бы типа ни была смазочная среда, ее основная задача состоит в том, чтобы не дать соприкоснуться телам качения с поверхностью. Для достижения наилучшей эксплуатации изделия, его смазочная жидкость выбирается по характеристикам под предназначение подшипников.

Виды подшипников и их классификация

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Современные метизные заводы для разных нужд промышленности выпускают разные виды подшипников и их классификация подразделяется на три основные разновидности:

Характер воспринимаемой нагрузки:

И радиальная, и осевая

В первом случае, радиальная нагрузка подразумевает собой ту нагрузку, которая имеет перпендикулярную направленность по отношению к геометрической оси вала. Во втором же случае, осевая нагрузка — это та нагрузка, которая воздействует на ось подшипника только лишь в одном из направлений. В третьем случае, подшипники будут способны одновременно воспринимать оба типа нагрузок, но с преобладающей осевой.

Если рассматривать виды подшипников, то основных разновидностей будет всего 2:

Несмотря на то, что в целом принцип работы подшипника подразумевает свободное вращение внутри него какой-либо цапфы, движущие его элементы могут быть различными. Например, подшипник скольжения в качестве вращающего элемента имеет только кольцо. При этом кольцо может быть цельным, и такой подшипник называют неразъемным. Принцип его функционирования заключается в том, что вал помещается во внутреннее кольцо, которое осуществляет вращение по отношению ко внешнему корпусу. Так же существует разъемный подшипник, в котором кольцо состоит из двух отдельных частей. При этом, вал фиксируют в одной из них, и только после ставят вторую.

При этом, принято считать, что именно разъемные виды подшипников за счет своих конструктивных особенностей наиболее оптимальны в использовании. Несмотря на то, что технические характеристики подшипников скольжения разъемного типа практически не отличаются от характеристик неразъемных подшипников, наибольшая легкость их монтажа и демонтажа является одним из существенных преимуществ. Благодаря тому, что внутреннее кольцо у подшипников скольжения выпуклое, а внешнее, наоборот, вогнуто, при воздействии множественных статичных нагрузок такой тип строения позволяет с легкостью производить движение и повороты на небольших скоростях.

Технические характеристики подшипников скольжения

Низкий уровень шума при работе

Имеют небольшой КПД

Эксплуатация при высоких температурах

Ломаются из-за плохого качества смазки

Устойчивость к механическим нагрузкам

Требуют контроля за рабочими условиями

В отличии от предыдущей разновидности, подшипники качения между внутренним и наружным корпусами имеют вспомогательные элементы в форме шаров, цилиндров или же других тел округлой формы, которые могут свободно перекатываться промежду двух данных корпусов. Важно отметить, что тела качения в таких подшипниках могут устанавливаться на равноудаленном расстоянии друг от друга. Такое размещение позволяет достичь наилучшей эффективности. Для этого тела качения помещают в специальное кольцо-сепаратор. Бывают такие виды подшипников, где сепаратор отсутствует. В этом случае, внутрь плотно забивают максимальное возможное число тел качения.

При этом, тела качения могут располагаться как в один, так и в два ряда. Как правило, двухрядные подшипники могут выдерживать немного большие объемы нагрузок, поскольку все воздействие воспринимается как раз телами качения. Выбор формы тела определяют уже исходя из того, какое у подшипников предназначение, и в каком конкретном механизме они будут использоваться. Это важно, потому что каждая такая форма имеет свою определенную степень устойчивости к различным типам механического воздействия. Кроме того, от формы может зависеть и непосредственный размер подшипника, а это очень немаловажно, так как есть и маленькие и большие механизмы.

Технические характеристики подшипников качения

Практически бесшумная эксплуатация

Перестают работать в водной среде

Работают даже при высоких температурах

Их производство достаточно трудоёмкое

Стойкость к механическим воздействиям

Высокая цена и меньшая надежность

Области применения подшипников

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Различные промышленные отрасли подразумевают свои специализированные области применения подшипников. Если рассматривать основные направления, где используется подшипник, а именно, машиностроение, авиастроение, вагоностроение и станкостроение, то можно заметить, что по больше части подшипники используются в составе разных устройств на валах с небольшими диаметрами. При этом, для эксплуатации при малых или же средних нагрузках обычно задействуют шариковые подшипники. В случае, когда необходима работа с большими нагрузками, то тогда устанавливают роликовые подшипники. А если требуется не только устойчивость к высоким нагрузкам, но и малые габариты, то на помощь приходят уже цилиндрические роликовые подшипники.

Кроме того, подшипники часто применяют еще как составные элементы в различных сферах бытовой направленности. Например, в детских игрушках и в аксессуарах, в бытовой технике, в квадрокоптерах и медицинских аппаратах, например, стоматологических креслах и в томографах. Кроме того, они встречаются в моторных лодках, в катерах, в велосипедах и в скейтбордах. Нередко они используются в комнатной мебели, а также в раздвижных дверях. Вообще же, если рассмотреть все области применения подшипников, то можно заметить, что такие изделия охватывают множество разнообразных сфер жизнедеятельности, при этом подшипники существенно их упрощают.

Маркировка подшипников

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Одним из заключительных этапов производства подшипников является нанесение на на них специальных опознавательных меток, проще говоря — маркировки. Собственно, сама маркировка подшипников, в зависимости от страны-производителя, может различаться. В России принято наносить обозначение из заглавных букв и цифр, разбитых на три отдельных блока. Основной — центральный, состоит из 6 цифр. Слева от него через дефис указывается еще одна цифра. Справа от него добавляется специальное буквенное-численное обозначение. В качестве примера того, как выполняется расшифровка маркировки подшипников, мы рассмотрим модель 6-180306УС17Ш.

Что означает маркировка подшипников

Источник

Подшипники скольжения

Подшипники скольжения – ключевые достоинства, недостатки, основные типы

Исторически подшипники скольжения стали первой опорой, применяемой в создаваемых людьми механизмах. Они встречаются уже в неолитических раскопках и первоначально используются для сверлильных устройств, веретен прядильных. До середины девятнадцатого века они были основной опорой в технике, но начали уступать первенство шарикоподшипникам. Однако и в настоящее время опоры скольжения широко распространены в технике.

Подшипник скольжения это опора, использующая трение скольжения по контактным поверхностям.
Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Для них специально подбирают материалы с минимальным коэффициентом трения, образующие пару трения. Для уменьшения тепловыделения, снижения трения в зону контакта обычно подается смазка. Но некоторые пары трения, например, фторопласт-сталь в смазке не нуждаются.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Наиболее распространены подшипники скольжения конструкция, которых включает корпусную деталь 3 с установленным вкладышем антифрикционным 2. В отверстии вкладыша с зазором вращается шейка вала 5 либо линейно перемещается шток. Через систему отверстий 1 и распределяющих канавок в зазор подается смазка 4, разделяющая контактирующие поверхности.

Смазка может подаваться специальным шприцем через масленку. В сложных конструкциях с большим числом точек смазки используют централизованные системы с нагнетанием смазки масляным насосом из центрального бака по трубопроводам. Нередко вместо отдельного корпуса используют расточки деталей конструкции, в которые запрессовываются антифрикционные втулки.

Подшипник скольжения и качения: разница заключается в реализуемом типе трения (скольжение, качение) и определяет их преимущества и недостатки.

Преимущества опор скольжения:

К их недостаткам можно отнести:

ГОСТ 18282 на подшипники скольжения устанавливает ключевые определения и термины.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Виды подшипников скольжения

Одним из факторов дающих возможность опорам скольжения эффективно конкурировать с шарикоподшипниками является конструктивное разнообразие, позволяющее успешно решать множество задач.

Их классификация включает следующие виды подшипников скольжения:

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Опоры радиальные обычно представляют собой антифрикционные втулки, зафиксированные в отдельных корпусах либо запрессованные в конструкционные элементы.

При выполнении корпуса из антифрикционного материала, например, серого чугуна он сам становится радиальной опорой. (Вариант б).

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

При использовании втулки с буртом мы получаем комбинированную опору, способную воспринимать кроме радиальных сил и небольшие осевые нагрузки. Бурт также упрощает монтаж втулки. На приведенном рисунке втулка 1 компенсирует нагрузку радиальную и осевое усилие, направленное вправо, со стороны вала 5. Фиксация втулки в корпусной детали 4 осуществляется винтом-гужоном 3. В зону канавки 2 подводится смазка.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Для компенсации больших осевых сил используются упорные подшипники.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Обычно подшипник скольжения упорный для вертикального вала называется подпятником. На иллюстрации показан упорно-сферический подпятник, воспринимающий вертикальную силу при перекосе вала.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Обычно используются неразъемные подшипники.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Нередко, например, для валов коленчатых возникает необходимость в разъемных подшипниках скольжения. Они позволяют значительно упростить сборку, а иногда являются единственным вариантом монтажа. Такая опора имеет разборный корпус. Основание и крышка корпуса стянуты гайками на шпильках. Вкладыш также состоит из двух половин. Подвод смазки производится через масленку, отверстие в крышке и каналы вкладыша.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Для компенсации перекоса вала используется сферический подшипник скольжения. Их выпускает, например, SKF. Шаровый подшипник скольжения допускает поворот втулки со сферической наружной поверхностью в соответствующем посадочном месте корпуса.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

В сложных рычажных системах, шарнирных параллелограммах сложно добиться строгой параллельности расположения опор. В таких случаях часто используют шарнирный подшипник скольжения. Это разновидность сферического подшипника с соединением внешнего, внутреннего колец по сферической поверхности. Они выдерживают значительные радиальные и двухсторонние осевые усилия. В основном в них используется пара трения сталь – сталь со смазкой. Обычно применяется высокохромистая сталь типа ШХ с фосфатированием и нанесением дисульфида молибдена. Такое сочетание материалов отлично работает при больших нагрузках, выдерживает удары.

В пищевой индустрии, медицине и других условиях, где нежелательна смазка применяют пару трения с внутренним хромированным кольцом и покрытием контактной поверхности наружного кольца политетрафторэтиленом с усилением сеткой арматурной из сплава меди. Такие подшипники используют чаще в механизмах, реализующих повороты рычагов. Существуют стандартизованные серии шарнирных подшипников GE или ШС, ШЛ, ШП сталь-сталь, ШН сталь-металлофторопласт, ШЕ сталь-органоволокнит. Помимо материалов пар трения они различаются наличием и расположением точек подвода смазки, размещением канавок.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Технические условия на шарнирный подшипник скольжения приведены в ГОСТ 3635-78.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Опоры скольжения – материалы, виды смазки, типы трения

Первым элементом пары трения обычно является стальной вал. Цапфа вала под используемые подшипники скольжения должна быть обработана с чистотой Ra 0,8…1,6, иметь точные геометрические размеры, допуск выбранной посадки с зазором, повышенную твердость. Обычно цапфа подвергается закалке с последующим шлифованием, иногда, в менее ответственных случаях нормализации. Ряд сталей, например, нержавейка 12Х18Н10Т не калятся. В таких случаях достаточно высокой чистоты поверхности и размерной точности.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Подшипник скольжения втулка, которого выполняется из антифрикционного материала, может проектироваться самостоятельно или в соответствие с существующими стандартами. Недорогой, но эффективный материал втулок, вкладышей – серый или антифрикционный чугун. Его используют при окружных скоростях меньших пяти метров за секунду. Чугун хорошо обрабатывается, прочный, обеспечивает малое трение, но является хрупким, боится ударов, прирабатывается хуже бронзы. Вкладыши чугунные для корпусов разъемных выполняют по ГОСТ 11611-82. Антифрикционные чугуны АСЧ1, АСЧ2, АСЧ4, АСЧ5 должны работать с нормализованными либо закаленными валами. Чугуны АСЧ3, АСЧ6 рассчитаны на незакаленные валы.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Чаще всего используют бронзовые втулки скольжения. Они выдерживают удельную нагрузку до пятнадцати МПа и хорошо работают при окружной скорости валов до десяти м/с. Оптимальным сочетанием свойств для изготовления опор скольжения обладают свинцово-оловянистые бронзы ОЦС 5-5-5, ОЦС 6-3-3, О10Ц2, а для повышенных нагрузок ОС10-10.

Бронза ОС5-25 используется в качестве внутреннего слоя биметаллических втулок с наружным слоем из стали 20 по ГОСТ 24832-81. В пищевой промышленности для подшипников скольжении рекомендована алюминиево-железистая бронза АЖ 9-4, допущенная к контактам с продуктами.

Сочетание высокой прочности и отличных антифрикционных свойств демонстрируют би и триметаллические втулки с наружной стальной оболочкой и внутренними слоями из алюминиевых, медных сплавов, фторопласта.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Чрезвычайно малое трение обеспечивают баббиты Б83, Б88. Но из-за невысокой прочности их обычно заливают во вкладыши из бронзы, или чугуна.

Спекаемые втулки скольжения изготавливаются по ГОСТ 24833-81. Вкладыши металлокерамические длительное время не нуждаются в смазке.

При невысокой нагрузке, малой окружной скорости рациональным будет применение втулок из фторопласта, капролона, нейлона не нуждающихся в смазке. А текстолит, дерево, резину можно смазывать водой. При больших усилиях применяют втулки со стальной обоймой и внутренним слоем фторопласта.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Оптимальный вариант – жидкостное трение, при котором вращающийся вал создает масляный клин, полностью разделяющий его с подшипниковой втулкой. Оно гарантирует наименьший коэффициент трения в пределах 0,001…0,005. Условия создания масляного клина – необходимое соотношение оборотов вала, зазора в соединении, эксцентриситета вала, вязкости и количества поступающего масла.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Чаще всего реализуется полужидкостное трение, при котором большая, но не вся поверхность контакта покрыта масляной пленкой. В этих условиях коэффициент трения составит 0,008…0,08.

Сухое либо граничное трение создается при недостатке, отсутствии смазочного масла. Для пары металл-металл коэффициент трения в этом случае равен 0,1…0,5.

При недостаточности смазки для стального вала коэффициент трения:

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Смазка значительно снижает коэффициент трения, способствует отводу тепла, предотвращает заклинивание, износ контактных поверхностей. Для подшипников скольжения используются жидкая, пластичная, твердая смазки.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Специальные смазки, имеющие разрешение на контакт с пищевыми средами используют в медицинском, пищевом оборудовании, например, Kluber-SummitHySyn FG-32. Для подачи смазки часто применяют централизованные системы с насосом. На выходе из подшипника температура смазки не должна быть более 65 градусов. Более высокие значения означают загрязнение, недостаток смазки, малый зазор, неудачную подгонку вкладыша.

Подшипники скольжения часто смазывают пластическими смазками. В основном их получают добавкой к жидким маслам особых загустителей. Пластические смазки не требуют сложных систем подач. Достаточно установить в точки смазки масленки. Они не нуждаются в частой замене, снижают эксплуатационные расходы, эффективны. Но их сложно удалять.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Среди наиболее распространенных пластических смазок:

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Твердые смазки применяют при особо низких или высоких температурах, в вакуумной технике, в пищевых производствах. Наиболее распространенные смазки твердые – дисульфид молибдена, а также графит или дисульфид вольфрама, нитрид бора. Оптимальная толщина слоя такой смазки 5…25 мкм. На основе дисульфида молибдена изготавливают самосмазывающиеся металлокерамические вкладыши. Не требуют смазки также фторопластовые, металлофторопластовые втулки.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

При сверхвысоких скоростях и небольших нагрузках в качестве смазки используется газ. Но реализация газовой смазки требует очень сложной конструкции узла.

Проектирование опор скольжения

Подшипники скольжения упрощенным способом рассчитываются по нагрузке (удельной):

F – сила действующая на опору;

Также определяется значение произведения нагрузки удельной и скорости (окружной):

где d – диаметр цапфы в мм;

n – обороты вала в 1/мин.

Полученные значения не должны превышать допустимые, приведенные в справочниках. Данный расчет соответствует полужидкому и граничному трению в подшипнике.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Металлические подшипники скольжения размеры таблица, которых приведена в ГОСТ1978-81 могут служить основным справочным материалом при проектировании.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

При конструировании важно также выдержать необходимое соотношение длины и диаметра втулки.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Ключевые факторы – форма, размеры, расположение канавок подвода смазки. Их размещают в ненагруженной зоне вкладыша.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Рекомендованные посадки подшипников скольжения:

Подшипники скольжения в силу своих преимуществ широко используются в машиностроении. Их применяют для высоких и низких оборотов валов, при особо больших и малых нагрузках, для валов больших диаметров, при ударах, вибрациях. Причем с появлением новых материалов и смазок сфера применения подшипников скольжения, только расширяется. Их устанавливают в турбины, насосы, ДВС, центрифуги, редуктора, прокатные станы, упаковочное, дозирующее и другое оборудование.

Источник

Классификация подшипников скольжения: как устроен подшипник, применение, достоинства и недостатки

В статье поговорим о том, как устроены подшипники качения (шариковые) и скольжения для валов, а также о разнице, отличиях устройств, достоинствах и недостатках конструкций. Эти детали используются во всех сферах деятельности (машиностроении, транспорте, сельском хозяйстве, медицине, быту и промышленности), этим обусловлена актуальность темы.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Что такое представляет из себя деталь

Этот механизм снижает трение при вращении оси в проушине. Аналогичные устройства использовались человечеством со времен неолита, когда люди впервые употребили жир для смазывания осей. Примером этого может служить гончарный круг. Египтяне при строительстве и орошении земли широко применяли все виды блоков и смазывали маслом, водой все вращающиеся детали. Позднее стали использовать деготь, графит, воск для смазки осей колес.

Современные детали – это уже совсем другие высокотехнологичные изделия.

В статье вы можете найти общие сведения о подшипнике скольжения и увидеть фото, как выглядит механизм.

Классическое устройство – это две втулки, плотно подогнанные друг к другу с высокой степенью обработки поверхностей. Для скольжения между плоскостями добавляется смазочный материал, или один из элементов делают из скользкого вещества, например, графита или фторопласта.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Классификация и виды подшипников скольжения

На предприятиях изготавливают три типа узлов, исходя из материала изготовления; размеров втулок, колец; типов вкладышей; конструктивных особенностей:

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Классификация по способу подачи смазки и ее вида

Изделия классифицируют по следующим параметрам:

Как работает гидростатический подшипник скольжения – принцип действия, особенности работы

Часто эту деталь еще называют гидравлической. Она служит для обеспечения многолетней работы изделия, широко используются во всех сферах производства из-за надежности и простоты строения.

Состоит из двух деталей: внешнего и внутреннего кольца. Пространство между осью и корпусом постоянно нагнетается смазывающей жидкостью. Часто в этом отверстии находятся вкладыши из более мягких материалов. Например, на таких опорах лежит коленвал автомобиля.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

В маркировке основная цифра отражает диаметр вала в милимметрах. Остальные буквы и цифры – это обозначения особенностей конструкции и условия эксплуатации.

Все изделия этого типа обязаны соответствовать установленным стандартам, от этого зависит их номенклатура.

Подшипники скольжения, выходящие с конвейера, проходят проверку на качество, соответствующее ГОСТу.

Мы приведем таблицу основных стандартов:

НормативКакой ГОСТ регулирует
Сокращения и условные обозначения7904-1
Параметры для расчета4378-4
Стандарты для втулок из медных сплавов4379-2006, 29201-91
Конструкттивные особенности и подшипниковые материалы4378-1
Размеры и типы колец28801-90
Размеры керамических втулок2795-2001
Размеры и виды втулок, типы спекаемых материалов24833-81
Определения и термины для подшипников механизмов и машин18282-88

Согласно этим нормативам, можно определить их правильную маркировку и особенности. Но несмотря на все различные варианты, все они обладают одинаковыми достоинствами.

Преимущества гидродинамического узла вращения:

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Гидродинамические подшипники скольжения

Этот вид выгодно отличается от первого, потому что технологическая жидкость нагнетается в пространство внутри трущихся деталей за счет вращения вала.

Особенностью работы подшипника является то, что чем больше частота вращения вала, тем качественнее становится смазочный слой между вращающимися сферами. При этом, на малых оборотах резко возрастает трение. Как следствие – происходит износ детали.

К недостаткам можно отнести:

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Газостатический тип подшипника скольжения

К недостаткам подшипников скольжения этого класса относятся:

Давайте рассмотрим строение подшипника скольжения, из чего он состоит (втулка, корпус), материалы, необходимые для изготовления на схеме:

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

На рисунке цифрами обозначены элементы строения механизма:

На схеме не обозначена цапфа, а вкладыш складывается из пористой вставки и втулки.

Через статичное кольцо с проходами подается газ под давлением, который проникает в промежуток между цапфой и корпусом. Необходимо выбрать целесообразную конфигурацию канавок с внутренней стороны окружности (вкладыша) и давление поступающего газа. Чтобы плоскости вкладыша и цапфы не соприкасались надо правильно выставить режим оборотов и нагрузки.

При повышении оборотов соприкосновение между этими материалами будет по времени сокращено до периода разгона, что приведет к меньшему износу. Подшипниковый узел возможно заставить работать тише, с меньшими вибрациями при больших оборотах. Задачей инженеров является добиться создания устойчивой воздушной подушки между быстро вращающимися плоскостями.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Газодинамические

Устройство, как и у всех остальных узлов состоит из:

Область использования такого подшипника весьма ограничена. Потому что эффективная работа узла возможна только при высоких скоростях. Нагрузка на оси также небольшая. В технике применяется еще один тип – радиальный подшипник скольжения.

Преимущества данной конструкции:

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Где используется подшипник скольжения с твердой смазкой, для чего он нужен, область применения и назначение

Инженеры уже давно обратили внимание на свойства некоторых веществ, которые снижают трение. Такими скользкими материалами являются: графит, чугун, бронза и их совместные вариации. В случаях, когда требуются большие усилия на ось, при небольших интервалах нагрузки подшипниковый узел с твердой смазкой является самым удобным решением. Например, втулка в стартере.

Механический компонент состоит из:

Главным условием исправной работы является соприкосновение в узле двух материалов, имеющих минимальный коэффициент трения при соприкосновении. Например: сталь с графитом; чугун с бронзой; сталь с фторопластом. Элементом, обеспечивающим низкое трение, являются частицы от узлов, появившиеся в результате стирания. Чешуйчатая структура графита создает эффект множества прокладок, скользящих относительно друг друга.

Посадка подшипников скольжения без смазки требует определенных условий, достаточно простых допусков.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Смазка для сменных деталей подшипников скольжения

Для определенного вида изделия требуется своя смазочная жидкость, которая обеспечивает работу всего узла и отвечающая за надежность и безотказность всей опоры.

Материал подбирают по совместимости цветных металлов и их сплавов из которых сделаны вкладыши и втулки. Также очень важно учитывать параметры динамических и статистических нагрузок на опоры. Некорректно подобранная жидкость может просто изменить свою структуру (стать жидкой, что ведет к подтеканию узла) или ее может вытолкнуть с места при трении.

Смазка бывает нескольких видов:

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Как выбрать смазку

Очень важно правильно подобрать смазочный материал. Ведь от этого зависит надежность и долговечность работы механизма. Он должен защитить металл от коррозии, от загрязнений и смягчить нагрузку при ударе. Тогда изделие сможет стабильно работать в критических нестандартных ситуациях.

Почти 35 процентов машин ломаются из-за неправильного подбора жидкости.

Необходимо точно следовать техническим характеристикам данного узла, произвести расчет по скорости, нагрузке, температурным колебаниям, размерам детали.

При выборе смазке необходимо учитывать такие требования:

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Мы приводим таблицу, которая подскажет вам, чем смазать подшипник скольжения.

Условные обозначения пластических смазок

Код обозначения марки пластической смазкиМарка смазочного материалаКод обозначения пластической смазкиМарка смазочного материала
ЦИАТИМ-201С18ВНИИНП-233
С1ОКБ-122-7С20ВНИИНП-274
С2ЦИАТИМ-221С21ЭРА
С3ВНИИНП-210С22СВЭМ
С4ЦИАТИМ-221СС23ШРУС-4
С5ЦИАТИМ-202С24СЭДА
С6ПФМС-4СС25ИНДА
С7ВНИИНП-221С26ЛСД-3
С8ВНИИНП-235С27ФАНОЛ
С9ЛЗ-31С28CHEVRON SRI-2
С10№158С29РОБОТЕМП
С11СИОЛС30ЮНОЛА
С12ВНИИНП-260С31ЛИТИН-2
С13ВНИИНП-281С32№158М
С14ФИОЛ-2УС33ФИОЛ-2МР
С15ВНИИНП-207С34ШРУС-4М
С16ВНИИНП-246С35BERUTOX FE 18 EP
С17ЛИТОЛ-24С36ВН-14

Подшипники скольжения или качения: чем отличаются и что лучше

Изделия, которые подразумевают повороты, снабжаются деталями для качения или скольжения, в зависимости от того какая сила на них будет распространяться, и какой импульс будет подаваться.

Принцип устройства подшипника качения выглядит так. Он состоит из двух колец, между которыми сделана специальная выдолбленная дорожка. Она заполняется элементами, которые будут постоянно находиться в движении. Эти компоненты, в основном, состоят из металлических шариков разного диаметра. Альтернативным решением считаются другие формы, такие как иголки и цилиндр.

Подшипники скольжения и качения трудны в ремонте и восстановлении дефектов, так как в большинстве случаев они бывают несъемными, их расчет и сборка – дело рук профессиональных токарей, потому что зазор между втулкой и осью бывает минимальным. Чтобы вам не приходилось часто менять их на новые, держите детали в надлежащем виде, а именно следите за состоянием смазки, храните при положительных температурах в закрытом помещении.

Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть фото Для чего нужны подшипники скольжения. Смотреть картинку Для чего нужны подшипники скольжения. Картинка про Для чего нужны подшипники скольжения. Фото Для чего нужны подшипники скольжения

Определить, какие подшипники лучше, невозможно. Так как сфера использования их различная. Одни лучше применять при больших оборотах и значительном напряжении, вторые более эффективно справляются с малой частотой вращения. При этом следует учитывать размеры втулок, внутреннего и внешнего кольца, диаметр вращающихся элементов (шариков, роликов, иголок, цилиндров). При выборе правильной модели инженеры всегда опираются на нормативные акты (СНИП, СанПиН и ГОСТ).

В нашей статье мы подробно рассказали какие бывают подшипники скольжения, критерии работоспособности и их хранение с помощью смазочных материалов. Рекомендуем вам заказывать опорные узлы в интернет-магазине «Подшипник Моби» – большой ассортимент и качественные детали.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *