Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс

Пословицы и поговорки для детей

Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Смотреть фото Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Смотреть картинку Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Картинка про Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Фото Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс

Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Смотреть фото Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Смотреть картинку Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Картинка про Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Фото Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс

Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Смотреть фото Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Смотреть картинку Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Картинка про Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Фото Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс

Пословицы и поговорки — это то, что передается из поколения в поколение семейными традициями и мудростью поколений. Несмотря на то, что у разных народов на разных языках есть свои пословицы и поговорки, во многом все они перекликаются и объединяются общим смыслом и значением.

Лично я даже и не заметила когда это началось, но я сама невероятно часто разговариваю с детьми, употребляя пословицы или поговорки. И что приятно, взрослея, дети также, незаметно для себя, применяют их в своей речи.

Поговорим сегодня о пословицах и поговорках для детей.

Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Смотреть фото Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Смотреть картинку Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Картинка про Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Фото Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс

Пословица — это краткое изречение, воплощающее в себе поучительную мудрость народа. Пословица — заключает в себе законченную мысль.

Пример пословицы: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

А поговорки? Это что такое?

Поговорка – это просто фраза или словосочетание, полные красноречия, но не содержащие поучений. Они могут быть заменены любыми другими словами по смыслу. Поговорка, в большинстве своем, лишь часть суждения. Пример поговорки: «Положить зубы на полку».

И пословицы и поговорки — украшают человеческую речь и учат мудрости молодые поколения. Обычно, пословицы разделяются на несколько тем, чтобы проще было их находить и изучать. Приведем несколько примеров.

Пословицы о Родине

Пословицы про дом

Пословицы о дружбе

Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Смотреть фото Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Смотреть картинку Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Картинка про Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Фото Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс

Пословицы про семью и детей

Пословицы про животных

Во все времена люди учились на примере братьев наших меньших. Вот подборка поучительных пословиц, основанных на использовании образов животных.

Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Смотреть фото Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Смотреть картинку Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Картинка про Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Фото Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс

Пословицы о труде

Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Смотреть фото Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Смотреть картинку Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Картинка про Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Фото Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс

Пословицы для детей

Пословицы о книгах и учебе

Велико тематическое разнообразие пословиц и поговорок, пользу которых для маленького человечка трудно переоценить.

Какова польза пословиц для детей

В чем же заключается мудрость и польза поговорок и пословиц для детей. Вот лишь некоторая доля плюсов пословиц:

Специалисты рекомендуют родителям знакомить детишек с пословицами и поговорками с самого раннего возраста. Правильное их применение в играх и развивающих занятиях помогает ребятам развиваться гармонично в соответствии с возрастом, развивает четкую и грамотную речь и прививает им любовь к родному русскому слову.

Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Смотреть фото Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Смотреть картинку Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Картинка про Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Фото Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс

Игры, конкурсы и веселые задания с пословицами

Знание пословиц и мудрость поколений легче всего усваивается в игре. Изучая с ребенком пословицы и поговорки, периодически можно устраивать и забавы — игры и конкурсы с пословицами.

Закончи предложение

Самый простой способ запомнить пословицы и поговорки — поиграть с ребенком в эту игру. Взрослый называет часть пословицы, а ребенок должен продолжить:

Например: Кошки — вон. (ребенок продолжает) — мышам раздолье.

Знаток пословиц

Игра-соревнование на знание пословиц. Нужно, по-очереди говорить пословицы, не повторяясь. Проигрывает тот, у кого кончились все варианты)))

Объясни пословицу, или а где мораль?

Предложите детям объяснить смысл пословиц. Такое задание способно вывести на серьезный разговор, и научит ребенка искать мораль и делать правильные выводы из поступков, научит анализировать свое поведение и побудит быть лучше.

Игра «Двойняшки»

Предложить детям ряд пословиц написанных на карточках. За определенное время дети должны собрать пары пословиц, подходящих друг другу по смыслу.

Например: «Не все то золото, что блестит» и «Встречают по одежке — провожают по уму»

«Куй железо, пока горячо» и «Час упустишь, годом не наверстаешь»

Посмотрите вместе с детками видео-урок про пословицы и поговорки:

Вот такая беседа о пословицах и поговорках у нас получилась. Применяете ли вы в своей речи мудрость народов? Можете ли добавить какие-нибудь игры на знание пословиц и поговорок? Пишите в комментариях!

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале «Мастерская на радуге»

Источник

Пословица – что это такое простыми словами, для чего нужны пословицы и чем они отличаются от поговорок

Краткое изречение, в котором выражена мудрость.

Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Смотреть фото Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Смотреть картинку Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Картинка про Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс. Фото Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс

Пословица – это краткое изречение, в котором обычно не более одного предложения. Ее отличительная особенность – наличие «мудрости» – то есть какой-то яркой мысли, совета. Например: «тише едешь – дальше будешь» или «не говори «гоп», пока не перепрыгнешь».

В поговорках такой «мудрости» нет. Это просто выражение, которое можно применить в определенной ситуации. Например: «как собака на сене», «ни рыба, ни мясо».

Отличительные черты пословиц

Пословицы могут быть применены к огромному количеству разных ситуаций. Поэтому они так закрепились в языке. Например, «Был бы лес – соловьи прилетят» – это выражение можно применить в отношении любой сферы деятельности.

Пословицу можно адресовать любому человеку. То есть к человеку любого пола и возраста. Поэтому пословицы в русском языке рассматриваются как особый тип предложений – обобщенно-личные. Лицо в них «обобщено», им может быть мужчина, женщина, старик, ребенок. Пословицу «Сделал дело – гуляй смело» можно сказать каждому, кто ленится что-то делать или долго это откладывает.

Они могут быть синонимичными и антонимичными. Синонимичные – это такие, значения которых совпадают (как у синонимов). То есть в них одинаковые поучения, схожие мысли: «Был бы лес – соловьи прилетят» и «Была бы водица, а сено зародится». Другой пример: «Поспешишь – людей насмешишь» и «Тише едешь – дальше будешь».

В антонимичных пословицах значения прямо противоположные (как у антонимов): «Сделал дело – гуляй смело» и «Работа не волк – в лес не убежит».

Поэтому когда мне учитель математики говорила: «Не болтай! Слово – серебро, а молчание – золото!» – я всегда отвечал: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

Противоположные значения характерны далеко не для всех пословиц. Например у пословиц типа «Родная земля – мать, а неродная – мачеха» не бывает антонимов. Потому что создавались они русским народом и таких понятий, как «эмиграция» в пору их создания не было. Их просто не было.

Два типа пословиц

Они бывают повествовательными и побудительными. В побудительных используются глаголы повелительного наклонения, например: «Не зная броду – не суйся в воду».

В повествовательных пословицах, наоборот, глаголы изъявительного наклонения. Они как будто констатируют определенный факт: «И комар лошадь свалит, если волк пособит».

Еще можно было бы выделить условные пословицы, которые сообщают об условии успеха какого-то дела, например: «Не поклонясь до земли, грибов не поднимешь» – но большинство филологов такой подтип не выделяют и относят подобные изречения к повествовательным пословицам.

С помощью чего создаются пословицы

С помощью рифмы. «Не зная броду – не суйся в воду» – вполне богатая рифма, рифмуются не только конечные гласные, но и два предшествующих им звука: «оду» – «оду».

Есть в пословицах и более простые рифмы, глагольные: «Неразумного учить – в бочку-кадку воду лить».

Ритм. Рифмы может не быть, но произноситься пословица будет ритмично. Посмотрите на ударные слоги в этой пословице: «тИше Едешь – дАльше бУдешь» – ударение падает на каждый второй слог.

Параллелизм. То есть расположение членов предложения (или частей речи) в одной части пословицы параллельно их расположению в другой. Смотрите: «Земля родная – колыбель золотая»: подлежащее с определением, сказуемое с определением. Если посмотреть на части речи, то параллельность будет еще более заметная: существительное с прилагательным – существительное с прилагательным.

Аллитерация. Когда в пословице повторяются одни и те же согласные звуки: «Не бей по роже – себе дороже».

Ассонанс – когда повторяются гласные. Ассонанс часто сочетается с аллитерацией. Например, вот в этой пословице повторяются и гласные «о», и согласные «р»: Сорока скажет вороне, ворона борову, а боров всему городу.

Связь русских и зарубежных пословиц

Некоторые пословицы, очевидно, пришли в русский язык из-за рубежа. Например, у выражения «капля камень точит» есть латинский аналог, который переводится точно так же: «Gutta cavat lapidem». Или: «Не место красит человека, а человек место»: «Homo ornat locum, non locus hominem».

Но их мало. Зато можно часто наблюдать синонимию между русскими пословицами и зарубежными. Сравните: «На вкус и цвет товарищей нет» – «His olus, his oleum sapit, ergo vasta fit esca» (одни любят овощи, другие – масло, поэтому еда такая разная).

Полезные материалы по теме

Наша статья подошла к концу. Надеюсь, я смог объяснить вам, что такое пословица, и дал достаточно материала для развернутого ответа на уроке. У меня выходило еще несколько статей по литературе и лексике русского языка, посмотрите их:

Подписывайтесь на нашу рассылку. Каждую неделю вам на почту будут приходить лучшие статьи рубрики Образование.

Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, в комментариях, используете ли вы в речи пословицы. Если да, то какая из них вам нравится больше всего. Моя любимая пословица (не знаю почему, возможно, мне ее часто говорила в школе учительница русского): «Не спеши коза в лес – все волки твои будут».

Источник

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Использование пословиц и поговорок

на уроках русского языка и литературного чтения

учитель начальных классов

Глава 1. История возникновения и создания пословиц и поговорок. Стр.

Глава 2. Пословицы и поговорки как учебный материал. Стр.

Глава 3. Методика работы над пословицами и поговорками. Стр.

Глава 4. Работа над пословицами и поговорками на уроках литературного чтения. Стр.

4.1. Виды работ с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения во 2 классе. Стр.

4.2. Виды работ с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения в 3 классе. Стр.

4.3. Виды работ с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения в 4 классе Стр.

6. Глава 5. Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка. Стр.

5.1. При изучении безударных гласных, проверяемых ударением. Стр.

5.2. Правописание звонких и глухих согласных. Стр.

5.3. Непрверяемые безударные гласные. Стр.

7. Глава 6. Игры, упражнения и задания с использованием послвичного материала. Стр.

9. Список использованной литературы. Стр

В современной начальной школе перед учителем стоят задачи:открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников.

Материальные и духовные ценности, созданные человеческим обществом характеризуют определённый уровень развития общества. Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанных человечеством норм нравственности. Нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между людьми — всё впитывает в себя ребёнок, наблюдая, слушая, читая. В пословицах и поговорках запечатлён весь познавательный опыт народа, его морально — этические, социально — эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами.

Пословицы впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, её восприятия и отражения. Именно этот аспект языкового сознания фиксируется в широко известном высказывании К.Д. Ушинского о том, «что природа страны, её история, отражаясь в душе человека, выражаются в слове». (65, с.296). Люди исчезали, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу — родной язык, остались бессмертными».

«Русский народ создал огромную изустную литературу — мудрые пословицы и поговорки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик. Была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам,связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов» (66 с.17) Слова А.Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора. Фольклор — это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас.

Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе. Использование пословиц и поговорок в обучении имеет давнюю историю, и обращение к ним современного учителя было бы делом далеко небесполезным.

В этой истории значительное место занимает Ф.И. Буслаев, который в своей работе «О преподавании отечественного языка» (1844г.) изучение пословиц и поговорок выделял в качестве самостоятельного вопроса.

Перед написанием данной работы мы изучили исследования психологов: И.В. Дубровиной, П.П. Блонского, В. Кузина, а также методические рекомендации учёных и педагогов: В.А.Изотовой, А.А. Синцовой, Л.А.Харитоновой, Л.С.Ульяницкой, Н.Н. Светловской.

Большое внимание в исследовании этих педагогов и психологов уделяется вопросам психологии младшего школьника, даются практические рекомендации по развитию чувств, речи младших школьников средствами фольклора.

Не случайно фольклор широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой. Создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый компонент произведения устного народного творчества.

Целью данной работы является обобщение сведений о возможности использования пословиц и поговорок для активизации познавательной мотивации на уроках литературного чтения в начальной школе

В соответствии с целью были определены основные задачи:

изучить состояние проблемы в теории и практике обучения;

выявить наиболее эффективные методы и приёмы в работе над данным материалом;

показать дидактический аспект работы над пословицами и поговорками на литературного чтения в начальной школе.

Важнейшие источники исследования:

литература по вопросам теории и методики проблемы:

опыт учителей, методистов, описанный в литературе, периодической печати.

сравнение, сопоставление, анализ учебно — методической литературы по проблеме исследования;

изучение состояния проблемы в опыте учителей;

наблюдение за учебным процессом.

Объём и структура работы: работа состоит из

I. История возникновения и создания пословиц

Возникновение пословиц относится к глубокой древности. В них сосредоточен и выражен в краткой художественной форме свод знаний, наблюдений, примет трудового народа. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский, социальный опыт и передают его последующим поколениям.

Источники появления пословиц довольно разнообразны. Главные из них — непосредственные жизненные набдюдения людей, социально — исторический опыт народа. Часть пословиц и поговорок, бытующих в народе, восходит к книжным источникам. Дидактические стихотворения из старинных рукописей, стихи поэтов, а также произведения, вышедшие из классического Востока, в определённой степени пополнили состав восточных пословиц.

Борьба с иноземными захватчиками, горячая любовь к родине и ненависть к её врагам, стойкость, мужество и героизм русского народа — всё это отразилось в коротких, но мудрых изречениях.

Трудовые люди, создающие все богатства страны и защищавшие её от иноземных захватчиков, долгие века изнывали под тяжким гнётом эксплуатации и порабощения. Виновников своей тяжёлой жизни, своих страданий народ видел в боярах, чиновниках, церковниках, помещиках, а затем в капиталистах. Немало создано пословиц, в которых отразилась трудная и голодная жизнь крестьянина, противопоставленная сытой и беззаботной жизни выжимающего из него все соки господина (Убогий мужик и хлеба не ест, богатый и мужика съест; Красны боярские палаты, а у мужиков избы на боку; Мужицкими мозолями бары сыто живут). Особенно много пословиц, едко высмеивающих попов и монахов, их жадность, корыстолюбие, эгоизм (Попу да вору всё впору; Волчья пасть да поповские глаза — ненасытная яма).

Бедняку некуда и некому было пожаловаться. Чиновники стояли на страже тех же крепостников (Где сила, там и закон). В суд нельзя было прийти без взятки, что было возможно только богачам. И, конечно, дело всегда решалось в их пользу. (Где суд там и неправда).

Но постепенно менялись взгляды и представления людей. Особенно резкая перемена в сознании народа наступила после Великой Октябрьской революции. Впервые в истории человечества было создано государство рабочих и крестьян, все трудящиеся получили равные права, женщины освободились от многовекового семейного и социального рабства, народ стал подлинным хозяином собственной судьбы и завоевал условия для свободного творческого труда. Пословицы не могли пройти мимо этих революционных преобразований: Ленина завет облетел весь свет; Была лучина и свеча, а теперь лампочка Ильича. Эти и многие другие изречения говорят о коренных изменениях в жизни трудящихся.

Но, создавая новое, народ не выбрасывает всё то лучшее, что накоплено за века нашими предками. Конечно, для сохранения такой, например пословицы: Деньга попа купит и бога обманет — у нас нет никаких условий. Но любовь к труду, умение и мастерство, смелость, честность, любовь к родине, дружба и другие качества, которые раньше не могли проявляться в полную силу, лишь в наше время получили все возможности для наиболее полного раскрытия. И пословицы, говорящие об этих качествах, всегда будут нашими спутниками. Не утратили своего значения и пословицы, разящие острым словом хвастовство, лень, эгоизм, лицемерие и другие пороки в поведении людей. Всегда, например, будут справедливы слова:Ленивый могилы не стоит.

Созданием новых и сохранением старых пословиц не ограничивается жизнь. Многие пословицы переосмысляются, переделываются в соответствии с новыми условиями. Жизнь отдельных пословиц можно проследить на протяжении многих столетий.

В наше время пословицы переделываются на новый лад. Была пословица: Не топор тешет, а плотник; теперь говорят: Не трактор пашет, а тракторист. Раньше всегда говорили: Один в поле не воин. У наших солдат она зазвучала по-новому: Если по-русски скроен, и один а поле воин. Во время Великой Отечественной войны в 1941-1945гг. пословица: С миру по нитке — голому рубаха записана в таком виде: С миру по нитке — Гитлеру верёвка.

Много пословиц, поговорок, метких выражений вошло в разговорный язык из произведений других русских писателей прошлого и нашего времени.

Собирание пословиц и поговорок начинается ещё в 17 веке,когда некоторые любители стали составлять рукописные сборники. С конца 17 века пословицы печатаются уже отдельными книгами. В 30-50-е годы 19 столетия собиранием пословиц занимался русский учёный и писатель Владимир Иванович Даль (1801-1872). В его сборник «Пословицы русского народа» вошло около 30 000 текстов. Он выделил для своих пословиц 179 рубрик: пословицы о предметах веры, о судьбе, о счастье и удаче, о богатстве и бедности, о достатке, скупости и прочем.

С тех пор публиковалось много сборников пословиц и поговорок, но в наше время сборник В.И. Даля является наиболее полным и ценным.

II. Пословицы и поговорки как учебный материал

Что же представляют собой пословицы и поговорки как учебный материал?

Особенность пословиц состоит в том, что они сохраняют два плана — буквальный и переносный. Чаще всего под пословицей понимают меткое образное изречение (обычно назидательного характера), типизирующее самые различные явления жизни и имеющие форму законченного предложения. Пословица выражает законченное суждение (БСЭ.М., 1975, Т.20).

Поговоркой именуют краткое образное изречение, отличающееся от пословицы незавершённостью умозаключения( там же).

В силу своей специфики пословица, стремясь к наиболее яркой выразительности, довольно часто прибегает к сопоставлению двух предметов или явлений, народ их либо сравнивает, либо противопоставляет («Речи как мёд, а дела как полынь», «Спи камешком, а вставай пёрышком», «Ласковое слово, что весенний день»..). Выясняя художественный смысл сравнения, раскрываем мудрую мысль пословиц, их содержание. Например: «В лесу лес не равен, в миру — люди» (Деревья в лесу все разные. И люди тоже разные. У каждого своя внешность, свой характер).

Антитеза — одно из наиболее характерных художественных средств. В пословицах проявляется стремление нравственно — этически воздействовать на слушателя, показывая, что можно, что нельзя, что хорошо, что плохо, что полезно, что вредно, т.е. Пословица, характеризуя явление, даёт ему оценку (Труд кормит, а что же лень? Ученье свет, а неученье что? Готовь сани летом, а что же зимой. )

Реже, чем сравнение и антитеза используется в пословицах эпитет («Жизнь дана на добрые дела», «Всякое дело мастара боится», «Длинная нитка — ленивая швея». ). Главное в работе над эпитетом: помочь детям понять их роль в создании образа пословицы и оценить их точность, яркость и выразительность. Уместным будет задание такого типа:

Восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные:

За (какой?) головой, как за каменной горой,

Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.

(Какое?) слово, что весенний день.

Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее.

Огромной изобразительной силой обладает метафора. Цель работы с пословицами, содержащими метафору: развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умение находить в тексте метафоры; накапливать опыт восприятия и осмысления метафор, умение видеть и ценить их иносказательную выразительность; развитие у детей творческого, образного видения предмета, которое способствует накоплению образных обобщений.

Очень часто в пословицах и поговорках встречается такое средство художественного изображения, как гипербола. При работе над данным средством необходимо показать детям роль преувеличения. Используя гиперболу народ намеренно обращает внимание на важность таких качеств как трудолюбие, смелость, терпение.

Многие пословицы и поговорки донесли до нас слова и выражения, которые сейчас крайне редко, или совсем не употребляются в нашей речи — устаревшие слова. С данными пословицами и поговорками так же необходимо знакомить детей, ведь это одна из страниц нашей истории. Можно давать задание определять значение устаревших слов по толковому словарю, что будет развивать умение работы со справочным материалом.

Для пословиц и поговорок характерна ритмическая организация, опирающаяся на правильное чередование ударных и безударных слогов. Работа над ритмом пословиц и поговорок крайне необходима, т.к. Она будет являться основой для выразительного чтения стихотворений, басен.

III. Методика работы над пословицами и поговорками

Пословицы и поговорки обязательно используются в работе всеми учителями начальных классов. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательноц деятельности.

Пословицы и поговорки позволяют оживить урок, повысит его познавательное значение, привить любовь к языку.

Работа с пословицами и поговорками кропотливая, так как применение их к событиям во многих случаях затруднено. Прежде чем начать работу с пословицами и поговорками, учитель должен продумать объяснение их детям, ситуации и случаи применения их в речи, составить предложения, устно обыграть их. Можно завести с детьми специальную тетрадь для пословиц.

Основная работа с пословицами — это раскрытие их смысла, прямого и переносного. Разбираем с детьми смысл пословицы «труд кормит, а лень портит». Ребята говорят: тот кто работает, тот трудится, того уважают. Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. За труд ему платят деньги. Лень портит человека».

При работе с пословичным материалом следует обратить внимание на следующие моменты:

знакомство с мудрым словом возможно не только на уроках русского языка и чтения, но и на других уроках;

подбирать и применять только те пословицы и поговорки, которые доступны пониманию учащихся;

пословицы и поговорки можно использовать на любом этапе урока;

количество пословиц и поговорок, которые можно давать детям за один урок, установлено и теоретически и практически, и экспериментально — их не должно быть более 7-9. Именно такое количество предложений младшие школьники способны осмыслить и запомнить за 45 минут;

перечень пословиц и поговорок должен систематически пополняться. В их подборе принимают участие и ученики. Они подбирают пословицы, записывают их в тетрадь по чтению, природоведению или запоминают наизусть;

некоторые пословицы могут использоваться несколько раз при изучении разных тем.

IV. Работа с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения

Работу над пословицами и поговорками целесообразно начинать после изучения литературного произведения, с которым они связаны тематически. Методика работы приблизительно одинакова.

Например, на заключительном этапе изучения сказки «Лиса и журавль», после того, как определены главная мысль сказки, идея произведения, учитель обращается к пословице «Как аукнется, так и откликнется». Он задаёт вопросы учащимся: «Как вы поняли эту пословицу? Вспомните, как угощала лиса журавля. Как вы думаете, журавль обиделся на лису или нет? Как журавль поступил поступил? Почему? Как вы думаете, лиса обиделась?»

1.Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения во 2 классе.

Составь из данных слов пословицу, объясни её смысл и определи тему: учиться, пригодится, смолоду, навек.

Из данных пословиц выбери ту, которая относится к теме «Родина».

Где терпенье, там и уменье.

Всякому мила своя сторона.

Нет друга — ищи, а нашёл — береги.

Прочитай пословицы, объясни их смысл и определи тему.

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Один за всех, все за одного.

Подумай, какие из следующих пословиц подходят к высказыванию: «Много есть на свете и кроме России всяких хороших городов и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина».

Жить — Родине служить.

Родина — мать, умей за неё постоять.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Всякому мила своя сторона.

Найдите ошибки, исправьте их, объясните смысл пословиц.

С детства не намучаешься, всю жизнь научишься.

У работящего в руках тело спорится.

Вспомните начало пословиц, определите их тему.

. а товарища выручай.

. умей за неё постоять.

Выберите из пословиц ту, которая больше других подходит к стихотворению.

Если хочешь пить, то колодец копай.

Если холодно станет, то печь истопи.

Если голоден, то испеки каравай.

Если ж ты одинок, то чуть — чуть потерпи.

И потянутся путники по одному

И к воде, и к теплу, и к тебе самому.

Нет друга — ищи, а нашёл — береги.

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Соедините начало и продолжение пословиц, объясните их смысл.

В умелых руках так и не будет скуки.

Не сиди сложа руки и рыбку из пруда.

Вспомните и назовите три пословицы к теме «Учение».

2. Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения в 3 классе.

1. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Где ум, там и толк», и объясните её смысл.

Любишь брать, люби и отдавать.

Как поживёшь, так и прослывёшь.

Чужим умом жить- добра не нажить.

2. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Век живи — век учись», и объясните её смысл.

Хорошие дети — отцу и матери утешенье.

Рука победит одного, знания поборю тысячи.

Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

3. Выберите пословицу, относящуюся к теме «За правое дело стой смело», и объясните её смысл.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Ешь, пей, да дело разумей.

Лучше поздно, чем никогда.

4. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Нет худа без добра», и объясните её смысл.

Кто сам плут, тот и другим не верит.

Перестань о том тужить, чему нельзя пособить.

Иное зло и терпеньем одолеть можно.

5. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Доброе дело навек», и объясните её смысл.

Доброе дело само себя хвалит.

Бежит, словно под ним земля горит.

В лихости нет ни проку, ни зависти.

6. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Жадность — покою лютый враг», и объясните её смысл.

Гнева не пугайся, а ласку не пугай.

Берут завидки на чужие пожитки.

7. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Не всё то золото, что блестит», и объясните её смысл.

Одна ласточка весны не делает.

Личиком белёнок, да душой чернёнок.

8. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Молодость не грех, а старость не смех», и объясните её смысл.

Чужим умом жить, добра не нажить.

На словах одно, а на деле другое.

И старость не страшна, коли молодые помогут.

9. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Любовь правдой крепка», и объясните её смысл.

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всяк полюбит.

И мудрому человеку совет требуется.

10. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Всему своё время», и объясните её смысл.

Берегите платье снову, а честь смолоду.

Наперёд не узнаешь, где найдёшь, где потеряешь.

Повторенье — мать ученья.

11. Выберите пословицу, относящуюся к теме «На что и клад, коли в семье лад», и объясните её смысл.

Земля тарелка: что положишь, то и возьмёшь.

После дела гуляй смело.

Согласную семьб и горе не берёт.

12. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Все за одного — один за всех», и объясните её смысл.

По прутику всю метлу переломать можно.

Кулаком победишь одного, а умом тысячи.

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

13. Выберите пословицу, относящуюся к теме «За родной край и жизнь отдай», и объясните её смысл.

Нет такого дружка, как родна матушка.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Доброе дело — правду говорить смело.

14. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Что посеешь, то и пожнёшь», и объясните её смысл.

Старый ворон не каркнет даром.

Пчела мала и та работает.

На добрый привет и добрый ответ.

3. Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения в 4 классе.

1. Составьте мини — рассказ по пословице.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Старый друг лучше новых двух.

Друзья познаются в беде.

Дракою прав не будешь.

Хорошо в гостях, а дома лучше.

Не смейся над старым, и сам будешь стар.

Мир не без добрых людей.

Враньё не введёт в добро.

Наскоро делать — переделывать.

2. данные пословицы разделите на две группы: назидательные и ироничные.

Век живи, век учись.

Не грози щуке морем.

От доброго слова язык не отсохнет.

Труд человека кормит, а лень портит.

Кто за правду горой, тот истинный герой.

Легко чужими руками жар загребать.

Дай с ноготок, запросит с локоток.

Не место красит человека, а человек место.

3. Назовите автора, его произведения, из которых эти пословицы вошли в язык.

А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь.

Вперёд чужой беде не смейся, голубок.

Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

4.Нарисуй рисунок, отображая смысл одной из пословиц.

Слезами горю не поможешь.

Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

Где счастье, там и радость.

Человек не для себя родится.

Всякому мила своя сторона.

5. Разыграй мини — сценку, раскрывающую смысл пословиц (работа в парах).

Ум хорошо, а два лучше.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Кто не работает, тот не ест.

От правды некуда деться.

Доброе дело само себя хвалит.

Вместе тошно, а врозь скучно.

Дружба, что стекло: сломаешь — не починишь.

Заварила кашу — расхлёбывай.

V. Виды работ с пословицами на уроках русского языка

При изучении безударных гласных, проверяемых ударением:

а) Конец — делу венец.

Кончил дело, гуляй смело.

(В первом случае имеется слово с безударной гласной, а во втором — этот гласный находится под ударением.)

Слаще всех плодов — плод честного труда.

В данной пословице имеются и проверяемое слово, и проверочное.

б) Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова:

Если г..ворить, то до всего дог..воришься.

Липнет, как см..ла к ст..не.

Как оса, лезет в гл..за.

Где счастье пл..дится, там и зав..сть р..дится.

Всякая с..сна в св..ём б..ру шумит.

На р..дной ст..ронке и камешек знаком.

Умён на сл..вах, да глуп на д..лах.

Без надобности не л..чись, зд..ровее будешь.

Дер..во держится св..ими к..рнями, а человек пищей.

За общим ст..лом еда вкуснее.

Н..га споткнётся, а гююлююве достанется.

От радости старые м..л..деют, от печали м..л..дые худеют.

Царапина была — не л..чил, язвой стала — вылечить хочет.

Не та с..бака кусает, что лает, а та, что м..лчит да хв..стом виляет.

От б..бра б..брёнок, от свиньи — поросёнок.

Держи гол..ву в хол..де, живот в гол..де, а ноги в т..пле.

Язык б..лтает, а г..л..ва не знает.

Учился ч..тать да п..сать, а выучился петь, да пл..сать.

а) Береги нос в большой мороз.

Дороже алмаза свои два глаза.

б) Нужно попытаться вспомнить такие пословицы, в которых есть проверочные слова. Например:

Не шуба греет, а хлеб.

Много снега — много хлеба.

Для закрепления орфограммы даются другие пословицы.

в) Ученикам предлагается подобрать к словам с сомнительной согласной проверочное слово:

Зелёный наря.. радует взгля.

Где тру. там и радость.

Зимой сне.. глубокий — летом хле.. высокий.

Доброе слово человеку как дож..ь в засуху.

В дороге хле.. не помеха.

Ешь пироги, а хле.. береги.

Договор дороже дене.

Боярин шуту ра. да с ним не выходит в ря.

Русский наро. в словах гор. в делах твёр.

Лицом хоро. да душою не приго.

В чужой ло..ке всегда больше ры..ки.

Молодос..ь — пта..кой, старос..ь — черепа..кой.

Не всякая нахо..ка — кла.

Ле..ка ноша на чужом плече.

С него взя..ки гла..ки.

Речи у него сла..ки, да кусают за пя..ки.

Было в ме..ке, стало в гор..ке.

Чтобы ры..ку съесть, надо в воду лезть.

Из одной кле..ки, да неровны де..ки.

Сладок мё. да не по две ло..ки в ро.

Хороша ка..ка, да мала ча..ка.

Хорошенького понемно..ку, сла..кого не досыта.

Ко..ке — игру..ки, мы..ке — слё..ки.

Кривая яблоня, да яблоки сла..ки.

Одному вер..ки, другому коре..ки.

Быль за ска..кой не угонится.

Сядем ря..ком, да поговорим ла..ком.

Голосиста пта..ка, да грязна руба..ка.

Непроверяемые безударные гласные.

На уроках русского языка периодически нужно записывать эти слова на доске, чтобы учащиеся визуально воспринимали их написание.

Мороз да метели под февраль налетели.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Человек без родины, что соловей без песни.

Плотника не шуба греет, а топор.

Умный себя винит, глупый — своего товарища.

VI. Игры, упражнения и задания с использованием пословичного материала

Подборка пословиц и поговорок к произведению. Можно подобрать одну пословицу или поговорку, раскрывающую основную мысль произведения, а можно несколько для работы над текстом произведения.

Подборка или распределения пословиц и поговорок на определённую тему (о добре и зле, о природе, о лени, о труде. ).

Сравнение пословиц и поговорок разных народов одной тематической группы.

Соотнесение пословиц и поговорок с соответствующими иллюстрациями к ним.

а) к одной иллюстрации подобрать несколько пословиц;

б) к одной пословице подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих её смысл.

«Собери пословицу». Восстановление текста пословицы из отдельных частей, на которые она разделена. При этом могут применяться различные по форме фигуры, которые надо соединить так, чтобы была возможность прочесть написанное.

«Вспомните пословицу!» Назвать 20 пословиц и поговорок, в которых упоминается одно из следующих слов: дом, свинья, ворона, кошка, цыплята, телега, конь, яблоня, камень, собака, колодец, платье, дрова, телёнок, оса, топор, овца, сапоги, мешок, кувшин.

Назвать пословицы, связанные со всеми изображёнными на какой — либо сюжетной картинке предметами.

Игра «Кто больше?» за определённое время записать или назвать как можно больше пословиц на определённую тему или с определённым словом.

Игра «Пословицы шутят».

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Сашу маслом не испортишь.

Не ноги горшки обжигают.

От бобра бобра не ищут.

В здоровом теле здоровый пух.

Крутится как булка в колесе.

На безрыбье и бак — рыба.

Яйца куницу не учат.

Не делай из муки слона.

Голода не бойся, по пояс мойся.

Ус хорошо, а два лучше.

Один в золе не воин.

Трус своей лени боится.

Толочь в ступе соду.

Полк в овечьей шкуре.

Трус кормит, а лень портит.

Лучшее — врач хорошего.

Нашла коза на камень.

Рождённый ползать метать не может.

Лось человека не красит.

Терпение и пруд всё перетрут.

Правда глаза полет.

Не зная броду не суйся в моду.

Купить кита в мешке.

Отгадать пословицу по двум словам.

(Маленькое дело лучше большого безделья. Делу время, а потехе час. Дружба дружбой, а служба службой.)

К каждому слову прибавить одну букву в начале, в середине или в конце, чтобы образовались новые слова (например, шпага- шпагат, база — базар и т.д.) Из добавленных букв при чтении сверху вниз при чтении составится пословица.

Попробуйте расшифровать эту пословицу.

(Кончил дело — гуляй смело.)

«Где пословица зарыта?»

Составьте пословицу из слов, причём берите из них столько букв, сколько указано в скобках.

УХА (1), КАПУСТА (2), ФАРА (2), ХАЛАТ (2), ГЛАГОЛ (3), КОЗА (2), ВЕЛОСИПЕД (3), ВЕНИК (2), ИМЯ (1).

(У страха глаза велики.)

В каждой пословице выберите по слову и составьте новую.

а) От иной похвалы хоть в землю уйти.

Лежебоке и солнце не в пору всходит.

Не солома красит гумно, а зерно.

Человека встречают по одёжке, а провожают по уму.

Где охота и труд, там и поля цветут.

(Землю солнце красит, а человека труд.)

б) Все за одного, один за всех.

Не всё то золото, что блестит.

Не бойся браться, так и не страшись делать.

Виноватый винится, а правый ничего не боится.

Из дуги оглобли не сделать.

(За всё браться — ничего не сделать.)

Как показал опыт проведения уроков, на которых был использован пословичный материал, использование вышеназванных типов упражнений не только возможно, но и целесообразно, т.к. пословицы и поговорки:

— помогают привлечь внимание детей к мелодике, красоте, мудрости народного слова;

— помогают с помощью разнообразных языковых средств понять их роль в создании образа и оценить их точность, яркость и выразительность;

— обогащают и активизируют словаро учащихся;

— развивают устную речь, её содержательность, точность, ясность и выразительность;

— развивают поэтический слух.

Список использованной литературы:

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: 1955г.

Евстифеева Н.А. Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения. // Начальная школа. 2007г. №9

Кислиденко Л.А. Использование пословиц на уроках. // Начальная школа. 1997г. №7

Кирюхина О. Используйте на уроках русского языка. // Начальная школа. 2001г. №9

Королёва Т.П. Работа с пословицами на уроках русского языка. // Начальная школа. 2000г. №7

Тупицина Т.С. Пословица — всем умам помощница. // Начальная школа. 1991г. №7

Черногрудова Е.П. Возможности использования русских народных пословиц на уроках. // Начальная школа. 2009г. №9

Яковлева К.Н. Краткие методические указания к использованию пословиц и поговорок на уроках. // Начальная школа. 2009г. №4.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *