Для чего нужны пословицы и поговорки в речи современного человека
Пословицы и поговорки в речи современных школьников
Исследовательская работа.Определить роль пословиц и поговорок в жизни современного человека, и стимулировать интерес к данному жанру фольклора.
Просмотр содержимого документа
«Пословицы и поговорки в речи современных школьников»
Пословицы и поговорки в речи современных школьников
1.1. Пояснительная записка
1.2 Актуальность выбранной темы
1.3 Предмет исследования:
1.4 Цель исследования:
1.6 Методика и методы исследования:
2.ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК ЖАНР ФОЛЬКЛОРА
1.1. История пословиц и поговорок. ……………………………… ………5-8
1.2. Пословицы и поговорки в жизни современного человека……………
1.3.Происхождение пословиц и поговорок………………..………………
3. РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА……………………………………………………………………9-15
3.1 Опытно-экспериментальная работа
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… 16
1.1. Пояснительная записка
Сегодня очень остро стоит вопрос о сохранении самобытности русской культуры и языка. В этом смысле, особая поддержка нужна подрастающему поколению, которое зачастую подвержено воздействию не самых лучших веяний западной массовой культуры. Найти свое место в современном мире, отличить истинное от фальшивого, почувствовать свою национальную принадлежность и научиться гордиться ею – эти задачи можно решить, только обратившись к достоянию русской национальной культуры, прежде всего, к русскому языку. В частности, усвоить живую речь народа нам помогут русские пословицы и поговорки, меткие, остроумные, содержащие истинные истоки народной мудрости и культурных ценностей.
С самого детства мы слышали от взрослых коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: «без труда не вытащишь и рыбку из пруда», » мал золотник, да дорог», » не имей сто рублей, а имей сто друзей». А в школе, на уроках литературы мы узнали, что это пословицы и поговорки. А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни?
Чтобы ответить на все эти вопросы, мы провели исследовательскую работу на тему: «Пословицы и поговорки в жизни современных школьников».
1.2 Актуальность выбранной темы определяется важностью оправданного и грамотного использования пословиц и поговорок в речи для повышения интеллектуального и нравственного уровня школьников.
1.3 Объект исследования: русские пословицы и поговорки
1.4 Предмет исследования: частота употребления пословиц и поговорок в речи.
1.4 Цель исследования: изучить пословицы и поговорки, определить роль пословиц и поговорок в жизни современного человека, и стимулировать интерес к данному жанру фольклора
1.5 Задачи: изучение литературы по истории использования и значения пословиц и поговорок в русском языке и в современной русской речи;
анализ частоты применения пословиц и поговорок в настоящее время.
В качестве гипотезы предположим, что современные школьники знают мало пословиц и поговорок и не умеют употреблять их в речи.
1.6 Методика и методы исследования:
1.Изучить литературу по теме исследования,
2. Провести анкетирование участников образовательного процесса
3. Выявить степень употребления пословиц и поговорок различными возрастными группами.
4.Сделать подборку наиболее важных пословиц, способствующих формированию нравственных качеств одноклассников для работы на уроках русского языка, литературы,
5.Составить и провести игру в 4 классе « Красна речь пословицей»
6. Систематизировать и проанализировать полученные результаты
2. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК ЖАНР ФОЛЬКЛОРА
2.1. Пословицы и поговорки в жизни современного человека
2.2. История пословиц и поговорок, их сходство и различия
Издавна человек заботился не только о пропитании и жилище, он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты и надежды воплотились в песнях, сказках, легендах, пословицах, поговорках, загадках. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию.
Чем же пословица отличается от поговорки? В словаре литературоведческих терминов (1. Стр. 124) дается такое определение:
Пословица – жанр устного народного творчества; вошедшее в обиход законченное меткое образное выражение, применяемое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл.
Пословицы обычно ритмически организованы.
Ешь просто- доживешь до ста.
Век живи- век учись
Поговорка- жанр устного народного творчества; вошедшее в речевой обиход образное выражение, заключающее в себе эмоциональную оценку того или иного явления.
В отличие от пословицы не является законченным выражением и не имеет поучительного смысла.
Может быть частью пословицы, самостоятельным словосочетанием
Портрет пословицы складывается из следующих признаков:
Краткость и законченность (легко запоминается и выражает законченную мысль)
Общеизвестность (это всем известное народное выражение, которое приходит на память к случаю)
Мудрость (общепризнанность выражаемой истины: пословицу признают все, с ней не спорят)
Можно прийти к выводу, что пословицы и поговорки – универсальны, применимы во многих ситуациях, и именно поэтому из века в век, из уст в уста дошли они и до нашего 21 века, и прекрасно вписываются в повседневную жизнь современных людей. И до сих пор эта тема остается интересной и не до конца раскрытой. С появлением новых жизненных ценностей, новых явлений появляются, и еще будут появляться пословицы и поговорки, характеризующие свою веху в истории человека. (3. стр. 232)
2.3. Происхождение пословиц и поговорок
Можно выделить такие основные источники возникновения русских пословиц и поговорок: народное, из устного народного творчества, библейское происхождение, заимствование и использование цитат Крылова, Пушкина, Куприна и других писателей в качестве пословиц и поговорок. Основным источником народных пословиц и поговорок является именно жизненный социально-исторический опыт народа. Например, «С кем хлеб – соль водишь, на того и походишь»
Некоторая часть пословиц возникла из устного народного творчества: сказок, преданий, анекдотов. Это такие поговорки, как: «Битый небитого везет»; « Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает»; « По усам текло, да в рот не попало». Другие пословицы возникли из церковных книг. Например, изречение из Библии «Господь даде, господь и отья» было переведено с церковнославянского языка на русский: «Бог дал, Бог взял».
С появлением светской литературы количество пословиц и поговорок увеличилось, это так называемые пословицы и поговорки литературного происхождения. Многие выражения из произведений наших писателей и поэтов благодаря своей краткости и меткости стали пословицами и поговорками. Например: «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом» (А.С. Грибоедов), «У разбитого корыта», «А счастье было так возможно», «Любви все возрасты покорны» (А.С. Пушкин); «Сильнее кошки зверя нет»; «А (да только) воз и ныне там» (И.А. Крылов) и многие другие.
В связи с разными путями возникновения в языке пословицы и в речи ведут себя по-разному. Из этого видно, что одни пословицы нам понятны и без объяснения, а чтобы понять другие, нужно представить какую-то ситуацию. Так, можно выделить три группы пословиц:
1гр. Пословицы в настоящее время не употребляются в прямом смысле: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж».
2гр. Пословицы имеют два смысла: буквальный (прямой) и иносказательный (переносный): «Кашу маслом не испортишь».
3гр. Пословицы употребляются в буквальном (прямом) смысле: «Лучше поздно, чем никогда».
3. РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
В современное время наша речь характеризуется все новыми оборотами, которые использует практически каждый человек. Но вместе с тем сохраняется значение пословиц, которые использует русский человек. Именно пословицы позволяют ярко подчеркнуть смысл сказанного. Пословичные выражения активно применяют многие люди, при этом их социальный статус, место их работы не имеет особого значения. Роль пословиц заключается еще и в том, что их использование в речи способно украсить её, а также говорит о человеке, который периодически использует пословицы, как о грамотном и образованном. Сегодня вряд ли найдется ситуация, к которой нельзя было бы применить какую-либо пословицу. Пословицы переходят из одного временного пласта в другой, при этом и в новых условиях они становятся довольно актуальными и не теряют свой первоначальный смысл.
Пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой. Чтобы заострить внимание на пословице, несколько изменить ее значение, тональность, пишущие и говорящие иногда переделывают пословицу, заменяют слова другими, расширяют ее состав. Так создаются старые пословицы на современный лад.
Прислушаемся сегодня к языку современников. Язык большинства – шаблонный, сухой, изобилующий иноязычными словами, речь некоторых носителей языка зачастую безграмотная, иногда даже пошлая и в целом не являющаяся образцом для подражания, источником эстетического удовольствия.
3.1 Опытно-экспериментальная работа
Чтобы выяснить употребляются ли в современной жизни и вызывают ли интерес в наше время пословицы и поговорки мы провели экспериментальную работу.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа.
1. Анкетирование учащихся
2. Проведение игры « Красна речь пословицей»
2.1 Составление папки «Пословицы и поговорки для младших школьников».
3.Обобщение результатов и выводы по проделанной опытно-экспериментальной работе
После изучения теоретической части, было очень интересно узнать знакомо ли ученикам нашей школы понятие «пословицы и поговорки», какие поговорки они знают, используют ли их в речи. Мы разработали анкеты для учащихся школы. (см. Приложение1).
В анкетировании приняли участие 30 учащихся.
В соответствии с диаграммой 1 на вопрос: Знаете ли вы, что такое пословицы?
Диаграмма 1- Знаете ли вы, что такое пословицы
Диаграмма 2- Знаете ли вы, что такое поговорки
2) Сделал дело, гуляй смело.
3) Поспешишь, людей насмешишь.
4) Семеро одного не ждут.
5) Терпенье и труд всё перетрут.
Самые частотные пословицы и поговорки в употреблении:
1)Без труда не выловишь и рыбку из пруда
2)Повторенье – мать ученье
3)Ученье – свет, а не ученье – тьма
4)7 раз отмерь, 1 раз отрежь
Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся знают больше пословиц, чем поговорок. Вероятно, это связано с тем, что пословицы запоминаются легче, потому что они не только указывают на явление, но и делают из него вывод, который имеет значение для учащихся в школьном возрасте. Поговорка же делает речь образной, красочной, но не содержит каких-либо умозаключений, а это очень часто выходит на первый план в школьном возрасте, когда хочется выделиться среди сверстников, и поговорка может быть использована в молодежном сленге.
С целью стимулировать интерес к пословицам и поговоркам, как к жанру фольклора. Мы разработали и провели интерактивную игру по пословицам и поговоркам в 4 классе. В неё мы включили разнообразные задания, способствующие повышению интереса к использованию пословиц и поговорок в речи. Очень понравилось учащимся задание «Где логика?». Мы предлагали по картинкам угадать пословицу, например, в данных картинках 1-3 была спрятана пословица «Один в поле не воин»
12
После классного часа нами было проведено анкетирование (Приложение 1, Анкета 2) по следующим вопросам:
1. Интересно ли было вам узнать о пословицах и поговорках
2. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в современном мире?
Мы подвели результаты и выяснили, что всем учащимся интересно было узнать о пословицах и поговорках и все считают, что они нужны в современном мире.
Результаты второго анкетирования показаны в диаграмме 3:
Диаграмма 3- Интересно ли было узнать о пословицах и поговорках, и нужны ли пословицы и поговорки в современном мире
Повторное анкетирование показало, что у детей появился интерес к пословицам и поговоркам.. Это подтвердили и результаты проведённой игры «Продолжи пословицу». Каждомуучащемуся была выдана иллюстрированная карточки 4, на которых была написана вторая часть пословицы:
Карточки 4- Вторая часть пословицы
Мы зачитывали первую часть карточки 5, а учащиеся правильно подбирали верный ответ, зачитывали его и объясняли значение пословиц. Все учащиеся справились с заданием.
Чтобы повысить интерес к пословицам и поговоркам, мы ссоздали папку, в которой собрали разнообразные пословицы и поговорки. К ним даётся доступное и понятное объяснение их значения, приведены примеры использования в русской классической и современной литературе. На каждой странице представлена яркая иллюстрация. С помощью этого материала обучающиеся быстрее овладеют культурно-историческими особенностями русской речи. В папке материал красочно иллюстрирован, что особенно важно, ведь он адресован детям. Данный материал можно использовать во время урочно – внеурочной дечятельности. Страницы из папки показаны на рисунке 1,2.
Рисунок 1- папка «Пословицы и поговорки»
Таким образом, изучив данную тему и проведя опытно-экспериментальную работу, мы пришли к таким выводам:
1. Пословица — это законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом. Например, «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
«За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь».
2. Поговорка — символичная фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Например, «Свинью подложить» (напакостить).
«Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред).
3.Наша гипотеза опровергнута. Пословицы и поговорки, являясь частью культуры народа, для большинства современных школьников остаются актуальными, несмотря на развитие экономики и техники, на прогресс и т. д. В любое время они будут характерной чертой народа, объектом внимания и исследования.
Речь современного человека обедняется, если в ней отсутствуют пословицы и поговорки – истинные алмазы народной мудрости. Они, несмотря на свою распространенность, не банальны. Поэтому современным школьникам стоит чаще употреблять эти выражения, чтобы их меткость, моральное содержание, юмор, красота постепенно отпечатывались в сознании. Это поможет сохранить наш удивительный язык для будущих поколений.
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3. Мокиенко В.М. Вглубь поговорок.- М:1975. стр. 232
4. Новикова А.М. Русское народное поэтическое творчество.- М.: Высшая школа, 1978. Стр. 440
Для чего нужны пословицы и поговорки в речи современного человека
1. Выбор темы исследования.
С самого детства я слышала от своей бабушки коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Сделал дело, гуляй смело», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Придя в школу, на уроках чтения я узнала, что это пословицы и поговорки. А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни?
Чтобы ответить на все эти вопросы, я провела исследовательскую работу на тему: «Роль пословицы и поговорки в жизни современного человека»
2. Цель исследования— определить роль пословиц и поговорок в жизни современного человека.
— изучить теоретический материал о пословицах и поговорках;
— составить портрет пословицы, сопоставив её с поговоркой;
— представить источники и пути появления пословиц в языке;
— найти связь между пословицами народов мира;
— проявить творчество в составление сказок и рассказов, поясняющих смысл пословиц;
— создать альбом рисунков пословиц и поговорок учащихся класса;
— сделать выводы по теме исследования.
4. Объект исследования, предмет исследования и база исследования.
Объект исследования – пословицы и поговорки.
Предмет исследования – пословицы и поговорки в речи современного человека.
База исследования – учащиеся моего класса, их ближайшее окружение.
5. Гипотеза исследования
Могу предположить, что пословицы и поговорки прочно вошли в жизнь современного человека, их употребление делает нашу речь грамотной, насыщенной, выразительной.
6. Методы исследования
опрос среди учащихся класса на предмет употребления пословиц;
сбор и обработка научной информации ;
повторное анкетирование на заключительном этапе работы;
анализ полученных результатов.
7. Актуальность исследования:
Современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.
ГЛАВА I. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
1.1 Пословицы и поговорки в жизни современного человека
Время не стоит на месте. Человечество развивается стремительно. Ни для кого не секрет что мы живем в 21 веке, веке новых технологий. Сейчас даже малышу известно, что такое компьютер, как им пользоваться. А наши бабушки и дедушки и представить себе не могли, что телефоны будут размером с ладонь, что узнать нужную информацию можно не только из книг, а всего лишь открыв страницу в интернете. В век информационных технологий осталось совсем мало читающих людей, перестали писать письма на бумаге и отправлять их в обычных конвертах. Но от наших предков нам достался неоценимый дар. Это устное народное творчество. До сих пор мамы поют своим малышам колыбельные, рассказывают сказки, прибаутки, которые они сами услышали, когда то от своих мам и бабушек.Так и передается из уст в уста, из века в век чудо под названием фольклор.
1.2 Портрет пословицы
Возникновение и развитие пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Издавна человек стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе, и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках. Однако нередко эти понятия путают между собой. Чем же они отличаются? Чтобы выяснить это, я решила сопоставить пословицы и поговорки между собой.
Свои наблюдения я оформила в виде таблицы.
1.Жанр устного народного творчества
1. Краткое народное изречение с назидательным смыслом. (С.И.Ожегов)
2. Коротенькая притча. (В.И.Даль)
3. Содержат совет, нравоучение, заключение.
4. Состоят из двух частей.
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
1.Окольное выражение, переносная речь, без притчи, без суждения, это половина пословицы.
2. Выражение преимущественно образное, не составляющее законченного высказывания.
3. Содержит намёк и пояснение.
4. Имеет иронию или даже сатиру.
Например: «свинью подложить» (напакостить);
«остаться с носом» (быть обманутым).
Я пришла к следующему выводу: главным признаком, отличающим пословицу от поговорки, является то, что пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание. Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Поговорка — просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.
Вот как выглядит портрет пословицы:
1. Краткость и законченность (легко запоминается и выражает законченную мысль)
2. Общеизвестность (это всем известное народное выражение, которое приходит на память к случаю)
3. Мудрость (общепризнанность выражаемой истины: пословицу признают все, с ней не спорят)
1. 3 Откуда взялись пословицы
Вопрос о происхождении пословиц напрямую связан с материальной и духовной культурой народа. Они представляют собой результат обобщения различных жизненных ситуаций. А такие ситуации возникали:
— в ходе исторических событий: «Незваный гость хуже татарина».
— в профессиональной деятельности: «Без закваски хлеба не месят».
— в свободное времяпрепровождение: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
Пословицы также могли быть итогом:
— наблюдения за явлениями природы: «Яблочко от яблоньки недалеко падает».
— религиозных представлений: «Бог даст день, даст и пищу».
Я сделала вывод, что пословицы и поговорки это отражение жизненного, исторического опыта народа.
1. 4 Собирал человек слова
В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».
Еще в молодости он обратил внимание на разницу между речью образованных людей и простого народа и начал собирать народные слова и выражения, стараясь выяснить их происхождение. Это стало его любимым занятием – изучение языка русского народа. Даль был искателем и собирателем слов и именно этому делу он отдал всю свою жизнь. Итогом почти пятидесятилетнего труда стал сборник, уникальный и единственный в своем роде по объему и разнообразию материала: в него вошли пословицы и поговорки русского народа, скороговорки, приметы, загадки. Владимир Иванович Даль собрал свыше 30130 пословиц.
Мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый русский человек знал в их полном, неусечённом виде.
Вот некоторые пословицы «в неусечённом виде»:
Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнется.
Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда.
Собаку съел, а хвостом подавился.
Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее.
Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя.
Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
Губа не дура, язык не лопатка: знают, что горько, что сладко.
1.5 Изначальный смысл пословиц
Какой изначальный смысл несут в себе пословицы и поговорки, которые так хорошо вписываются в наш век, в наше время? Большинство из них утратили свое первоначальное значение, и приобрели новый смысл. Я решила найти первоначальные значения знакомых нам выражений и фраз.
Мы хорошо знаем пословицу «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Прямое значение пословицы отражает все те приготовления и затраты сил, которые нужны для получения результата – поймать рыбку:
1) раздобыть и отладить снасть – удочку;
2) заготовить червей, приманку;
3) дойти до реки, найти рыбное место;
4) насадить на крючок червяка, следить за поплавком;
5) умело закинуть удочку;
6) вовремя подсечь рыбу и вытащить ее так, чтобы она не сорвалась с крючка;
7) снять рыбу с крючка и опустить ее в ведро с водой.
Переносный смысл пословицы выявляется средством приложения ее к различным ситуациям из жизни: всякое дело требует усилий; без усилия, старания никакого дела не сделаешь. Говорится, когда для получения какого-нибудь результата требуется большая работа, упорный труд.
В пословице «Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть» смысл тоже ясен. Лень, и нежелание приложить усилия не дадут нужных результатов.
Пословиц и поговорок о труде и лени великое множество. Вот, например: «Делу время, а потехе час». Говорится обычно в качестве напоминания человеку, который, развлекаясь, забывает о деле.
В поучительной пословице «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» говорится о том, что если кто-то берётся сразу за несколько дел, ни одного не может сделать хорошо.
Пример пословицы о дружбе «Старый друг лучше новых двух». Все мы имеем друзей, умеем дружить. Но у каждого человека есть один, особенный друг, проверенный временем, который был рядом с нами и в радости, и в беде. Вот именно о таких друзьях говорится эта пословица, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.
Для тех, у кого нет ещё такого человека рядом, народная мудрость гласит «Нет друга – так ищи, а нашёл – так береги». Здесь речь идёт о том, что дружбой надо дорожить. Друга надо беречь, и не обижать его по пустякам. В наше время сберечь дружбу становится всё труднее и сложнее. Нам проще отправить СМС, или пообщаться через интернет. Мы реже видим своих друзей, тем самым мы друг от друга удаляемся. Ничто не может заменить живое общение. Надо беречь дружбу, чаще общаться, встречаться со своими друзьями.
Есть пословицы и поговорки о доме, о семье. Например: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Сейчас слово «красна» многие воспринимают лишь как цвет, красный, оттенок красного. Но раньше это слово использовалось в значении – красота, красивый. Например, в поговорке «Красна девица» говорится о том, как девушка красива. Так же и о доме. Красота дома и его хозяйки – это не внешний вид. Девушек судили не по тому, кто румяней и белее, а по её умению готовить, вести хозяйство.
Моя бабушка часто произносит такое выражение: «Дома все вместе, и душа на месте». Здесь речь идёт о том, что когда вся семья в сборе, все дома, то всем спокойно, ни за кого волноваться не приходится. Если кто-то задержался допоздна, то конечно за него переживаешь, и ждёшь родного человека.
Пословица «То и клад, коли лад» говорит сама за себя во все времена. В любящей и понимающей семье, где всегда можно найти поддержку, там всегда будет и достаток, и достижения. Но и для того чтоб в семье был лад, нужно приложить немало усилий, об этом и говорит поговорка: «Счастье не птица, само не прилетит». Надо уметь строить отношения, уметь сберечь свое счастье. Еще есть поговорка «За счастье надо бороться».
В пословице «Один день год кормит» изначально речь шла о важности дня сева и посадок. Отсюда и другая поговорка: «Что посеешь, то и пожнешь». Сейчас эта поговорка применима ко многим случаям. Как воспитаешь детей, что ты в них вложишь, такой человек и вырастит. Как ты относишься к людям, такое отношение жди и к себе.
В поучительной пословице «Каков привет, таков и ответ» речь идёт о взаимоотношениях между людьми. Не стоит ждать от человека хорошего к себе отношения, если мы сами к нему плохо относимся.
Пословица «Дорога ложка к обеду» говорит нам о том, что помощь оказанная вовремя очень важна. Есть много пословиц и поговорок, несущих в себе этот смысл.
Я пришла к следующему выводу, широкое распространение и долголетие пословиц обязано тому, что когда одна часть из них со временем теряет своё прямое значение, то тут же приобретает новый, переносный смысл, который подходит к нашему современному миру.
1.6 Пословицы других народов
Такой же меткостью в высказываниях обладают пословицы других народов. «Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.
Монгольская посл о вица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.
Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».
«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.
Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».
Сравнивая пословицы, созданные в разных концах света, можно обнаружить удивительные совпадения во взглядах людей. Русским пословицам можно подобрать его альтернативу, то есть пословицу других народов с таким же смыслом. Вот какие пословицы удалось обнаружить мне.
Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
2.1 Пословица в нашей жизни
Для того, чтобы выяснить употребляют ли в своей речи и вызывают ли интерес в наше время пословицы и поговорки я провела опрос среди учащихся своего класса.
Было предложено три вопроса.
1. Знаете ли вы пословицы? Если ДА приведите пример.
2. Знаете ли вы поговорки? Если ДА приведите пример.
Из 28 учеников правильно ответили только 18%. Остальные ребята либо вообще не дали ответа (43%), либо дали неверные ответы (39%).
На третий вопрос «От кого чаще всего вы слышите пословицы и поговорки?» учащиеся ответили следующим образом.
Больше всего пословиц и поговорок употребляют в речи бабушки и дедушки (82%).
Мамы и папы – лишь иногда (15%). Братья и сёстры употребляют иногда (3%).
Я составила рейтинг любимых мудрых изречений по темам. Вот что у меня получилось.
Чаще всего взрослые, воспитывая детей, используют пословицы о труде.
Делу время – потехе час.
Сделал дело – гуляй смело.
Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
Встречаются и такие наставления:
Кашу маслом не испортишь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
От учителей мои одноклассники чаще всего слышат:
Поспешишь – людей насмешишь.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Встречают по одёжке, а провожают по уму.
Ребята в своей речи иногда используют поговорки:
Пришла к выводу, что наши бабушки и дедушки знают пословицы и поговорки, умеют их вовремя и, кстати, употребить в речи для точного выражения своей мысли. А вот учащиеся моего класса не используют накопленную предками мудрость в своей повседневной жизни и речи, потому что повторяют поступки и слова ближайшего своего окружения. А раз из повседневной речи родителей исчезли пословицы и поговорки, дети не имеют возможности закрепить тот материал, с которым познакомились на уроке.
Результат заданий подтвердил актуальность моего исследования.
2.2 Наше творчество
Для того, чтобы повысить интерес к пословицам и поговоркам, в классе организовали конкурс на лучшую сказку или рассказ с использованием пословиц. Сочинять пытались все. Учитель, Василя Равильевна, помогала отобрать самые удачные, на наш взгляд, работы. Конечно же, родители не остались в стороне. Они помогали подбирать пословицы и поговорки, придумывать сюжет.
В парк за листочками
Жили – были три девочки Маша, Даша и Света, ученицы одного класса. Они были лучшими подругами, не разлей вода. Учитель попросил принести к следующему уроку технологии природный материал. Собрались девочки за листьями, веточками и что ещё преподнесёт им матушка-природа. Красна весна цветами, а осень плодами. Договорились пойти утром рано. Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
Наступило утро, отправились девочки в парк. Дошли до высокой ели. Около самых корней, в ветвях, свисающих до самой земли, Света разглядела много шишек и полезла их собирать. Даша и Маша решили обойти это место и побродить по парку в поисках интересных экземпляров для изготовления аппликаций. Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт.
Света набрав целое ведёрко, побежала догонять своих подруг. Маша и Даша, посмотрев на неё, рассмеялись. У Светы были ободраны руки и лицо. В волосах запутались иголки ели. А заглянув в её ведёрко, увидели большие, опрелые шишки, которые для изготовления поделок не подойдут. Поспешишь – людей насмешишь. Пришлось Свете искать вместе с подругами другой природный материал. Но по работе и заслуга. У девочек получились самые интересные работы, которые отобрали для школьной выставки.
М ал золотник, да дорог
В одном дворе жили два мальчика. Один из них учился в младших классах, а другой уже заканчивал школу. Старший мальчик всегда хвастался:
— Вон я, какой большой! А тебя совсем не видно.
И надвигал кепку на глаза маленькому мальчику. Малыш помалкивал и ждал весны. Он очень любил, когда всё вокруг оживало. На деревьях появлялись маленькие зелёные листочки. Везде щебетали птички.
Наступила весна. Маленький мальчик взял лопатку и посадил возле дома маленькие з ё рнышки. Старший мальчик сидел на лавочке и смеялся над малышом.
По заслугам и награда
Жил-был мальчик Миша. Учился он так себе. Не был отличником, но и двоечником тоже не был. Средний был мальчик.
На следующий день, когда проверяли выполнение домашней работы, Миша получил двойку. Потому что он совсем не учил уроки.
Дома мама ему сказала: «По заслугам и награда».
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Вывод: «Глаза страшатся, а руки делают». Самое важное было то, что одноклассники пытались в письменной речи употребить народную мудрость и у многих это получилось. Из рисунков к пословицам и поговоркам мы составили альбом.
2.3 Что мы теперь скажем?
В конце своей работы я попросила учащихся своего класса заполнить анкету.
1. Интересно ли было вам узнать о пословицах и поговорках? (ДА, НЕТ)
2. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в современном мире?
Повторное анкетирование показало, что у детей появился интерес к пословицам и поговоркам. Большинство учеников считают, что пословицы и поговорки нужны в современном мире. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче. Пословицы – это живость языка, ум, начитанность говорящего.
Исследовательская работа многому меня научила. Я поняла, зачем надо знать пословицы и поговорки. Они учат нас многому: каким нужно быть в труде, дружбе, учёбе, как относиться к своим близким, старшим, к родине. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Но так же пришла к выводу, что не всегда можно доверять пословицам, ведь встречаются и такие, как: «Хорошо бы орать, да рук не марать». И даже хорошо знакомая всем пословица «Век живи, век учись…заканчивается словами…дураком помрёшь». По тому, какие человек использует в своей речи пословицы и поговорки, мы можем судить о его воспитанности и культуре.
Результаты проведённой мной работы подтвердили выдвинутую гипотезу: можно смело утверждать, пословицы и поговорки прочно вошли в жизнь современного человека. И пусть они утратили свой первоначальный смысл, и пусть слова приобрели новые значения, но именно пословицам и поговоркам всегда найдется место в жизни людей.
Знание пословиц и поговорок, обогащает человека, заостряет его ум, делает его более внимательным к слову, к языку, развивает память. Знать пословицы и поговорки, уметь их вовремя и, кстати, употребить в речи для точного выражения своей мысли – большое дело. Всему этому надо учиться, а научившись – использовать.
Работа по изучению пословиц и поговорок мне кажется интересной и актуальной. Планирую на следующий год работу в данном направлении продолжить, так как имеется возможность расширить тему исследования. Можно остановиться на тематике пословиц или на именах собственных в пословицах и поговорках, рассмотреть связь чисел с народной мудростью или изучить календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа. Выбор впереди!
Слово не воробей, вылетит –не поймаешь.
«При солнышке тепло, при матери добро»
Аверьянова Мария, 10 лет
Автор рисунка: Старостина
«Любишь кататься, люби и саночки возить»
Шустиков Максим, 10 лет
«В тесноте, да не в обиде»
Юнусов Тимур, 10 лет
«Яблочко от яблоньки недалеко падает»
Моисеева Настя, 10 лет
Даны половинки пословиц. Ваша задача найти продолжение пословицы.
За двумя зайцами погонишься,
нет для себя рубахи.
ни одного не поймаешь.
люби и саночки возить.
Хорошо ли ты знаешь пословицы?
Весна дает цветы, а ____________ — плоды.
Кто ______________ трудиться рад, будет осенью богат.
____________ без снега — лето без хлеба.
Увидал скворца, знай — ______________ у крыльца.
Что летом родится, то _________________ пригодится.
Земля _________________ отдыхает, а весной расцветает.
Лето собирает, а _______________ поедает.
Кто весной трудиться рад, будет _________________ богат.
Что летом соберешь, то ________________ на столе найдешь.
Хорошо ли ты знаешь пословицы?
Задание: к вопросу подбери пословицу.
Что говорят про упрямых?
Как остерегут болтуна и пустослова?
Что напомнят лентяю?
Как подбодрят робкого?
Как успокоят пугливого?
Что скажут про нерасторопного?
Как да оторопят копушу?
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
2. Даль В.И., Пословицы русского народа. М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003
3. Кожевников А.Ю. Пословицы народов мира. – ОЛМА Медиа Групп, 2014 г
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю. Шведовой.
5. Порудоминский В. Собирал человек слова. – М.: Изд-во. Детская литература; 1966.