Для чего нужны повторы в литературе
Лексический повтор в литературе и русском языке
Неверная трактовка
Если повтор не оправдан, не выполняет никакой функции, он относится к ошибкам. В таком случае его нужно избегать, заменив часть слов местоимением либо синонимом. Автор может использовать повторение специально. Если прием ошибочный, он объясняется не стремлением подчеркнуть мысль, а невнимательностью и небольшим словарным запасом. Лексический повтор в литературе (ЛП) может быть связан с риторическими причинами, которые обычно не связаны с выразительностью стихотворения, поэмы, романа.
Ошибочный и неоправданный повтор может называться в русском языке тавтологией. Смысл определения следующий: слов или словосочетание встречается больше одного раза в пределах 1−2 предложений, строк. Фигура речи изучается в 9 классе. Её часто применяют в художественной литературе для явного подчёркивания нужной части предложения (начало, середина, конец), чтобы читатель обратил на это своё внимание.
На звукописи (вариация ЛП в художественной речи с целью усиления выразительности согласных и гласных звуков) таким способом акцентируется внимание слушателя. В грамматике форма слова даёт представление о его значении в разрезе. Существительное изменяется из-за падежа, лица и числа. На практике слово приобретает новый образ при помощи суффиксов, окончаний.
Русский язык
В грамматике лексический повтор является стилистическим приёмом. Его функция у поэтов заключается в описании экспрессивного образа. Таким способом подчёркивается основная мысль автора, усиливаются действия либо указывается на их однообразность. Он используется, чтобы придать тексту ритм. В сочинениях повторяющиеся обороты считаются ошибкой в следующих случаях:
Специалисты различают 4 вида лексического повтора: анафора, анадиплосис, эпифора, симплока. Первое понятие — стилистическая фигура, которая состоит из повторений звуков, слов или их групп в начале параллельных рядов. Пример ЛП из произведения Лермонтова в виде анафоры морфемной:
В синтаксической анафоре повторяются целые конструкции. Подобные символы встречаются в работах А. С. Пушкина. С помощью эпифора можно окрасить речь, повторяя звуковые сочетания, слова и прочие конструкции в конце фразы.
В случае с анадиплосисом последнее слово/фраза первой части предложения дублируется в начале следующего. Она применяется поэтами с древних времён. Её можно встретить в библейских псалмахах, произведениях на религиозную и другую тематики.
Для дублирования слов в смежных фразах используется симплока либо сплетение. Квятковский симплоку называет противоположной фигурой, когда начала и концы периодов отличаются, а объединяет одна середина:
Молодым везде у нас дорога,
Старикам везде у нас почёт.
Все фразы схожи между собой. Анафора отличается от остальных тем, что является узким понятием, под которым подразумевается единоначалие. Лексический повтор считается более широким определением. В него входят многие фигуры, включая анафору, симплоку, анадиплосис.
Литература и песни
ЛП встречается в художественной литературе с целью придания стихам и прозе дополнительного ритма. Таким способом передаётся движение либо монотонность. А. А. Блок в стихотворении «На поле Куликовом» несколько раз пишет: «Летит, летит степная кобылица». Подобным образом поэт создаёт ощущения продолжительного движения по степи. Аналогичной схемы придерживались и другие поэты символизма (Брюсов, Минский).
Лексический приём подчёркивает и выделяет конкретную мысль:
Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём…
Лексический повтор в музыке используется в качестве главной теме, определённого материала, многократно возвращающегося на протяжении всего произведения. В поэзии рефрен — строка либо несколько строк, вставленных между строфами. В песнях символ соответствует припеву, который повторяется после каждого куплета.
Если рефрен вставлен в одну строчку, условно поделённую на несколько частей, тогда понятие приобретает медитативный вид. При каждом повторе строка сдвигается по определённой схеме:
На примере:
Шаги по лестнице как по нотам — пеон, нет — спад…
Слово, обреченно на лист, как на плаху, ложись!
Стал строк палачом — убивал, убивал… не рад…
Эта боль, эта горечь… тысячи линий вперёд-назад —
Недописанными стихами жизнь.
Медитативный рефрен представлен в последних строках. Если в песне каждое предложение является таким символом, тогда она считается твёрдой поэтической формой.
Древняя рукопись
ЛП в виде рефрена использовался у труверов в рукописях, а с XIII века — в песнях. В значительной степени его рассматривали древние писатели в качестве излюбленного приёма. Чаще он встречается в работах, написанных на латинском языке, и у поэтов, проживающих в регионе между Рейном и Лаурой.
У трубадуров рефрены наблюдаются редко. Чтобы ознакомиться с примерами, можно прочитать кантиг (португальская или испанская одноголосная песня) о друге «Трубадуры Пиренейского полуострова». Минимальный рефрен состоит из одного слова, а максимальный — из 5 стихотворений. До 31% от всего объёма кантига приходится на рефрен.
Сохранились кантиги о любви, написанные иберийскими авторами. В произведениях от провансальских трубадуров рефрен не встречается. В XIII—XIV вв. еках поэты использовали разные формы поэзии, тесно связанные с танцем. Структура исполнения песен находились между куплетом и рекуррентным рефреном. Основная разновидность поэзии — рондо (повтор рифмы в нужном порядке).
На практике в такой песне варьируется длина и число стихов, рефрен и куплетов. Понятие встречается и во французской виреле, итальянской балладе. Виды рефрен различаются с учётом того, одинаковый стих вставляется между строфами либо нет. Первый вариант называется «песня с рефренами», а второй — песня с различными рефренами.
Само понятие ЛП часто используется в старших классах на уроках русского языка. В заданиях ЕГЭ ученикам необходимо продемонстрировать свои практические навыки, связанные с текущим вопросом.
При правильном ответе можно получить максимальный балл. На ЛП основаны и некоторые литературные вопросы в ЕГЭ.