Для чего нужны правила общения
20 Золотых правил общения, которые приведут вас к успеху в коммуникации (+Бонус)
Правила общения существуют во всех сферах нашей жизнедеятельности. Придерживаясь приведенных ниже правил общения вы достигнете мастерства успешного ведения любого разговора, либо деловой встречи.
Вся наша жизнь насквозь пропитана общением, и это прекрасно. Дружеская поддержка, уважение, любовь, исходящие от других людей, не только поддерживают в трудных жизненных обстоятельствах, но и являются непременным атрибутом успешности и счастья.
Однако для того чтобы поддерживать хорошие отношения с окружающими, необходимо соблюдать определенные правила общения.
Рассмотрим их подробнее.
Дружба — это прежде всего примирение и великое духовное общение вопреки ничтожным мелочам.
Антуан де Сент-Экзюпери
Основные правила общения
Правило №1
Правило №2
Говорите о людях только хорошее, в противном случае просто держите рот на «крепком замке».
Поддержка и одобрение являются самыми сильными катализаторами добрых отношений.
Правило №3
Не позволяйте себе проявлять высокомерие по отношению к другим людям. Нотка превосходства в голосе способна нанести самым добрым отношениями непоправимый ущерб.
Если вы хотите сохранять с окружающими добрые отношения, их поступки или слова нельзя высмеивать. Не прощают люди и унижения.
Правило №4
Проявляйте искреннюю заинтересованность жизнью и ощущениями другого человека, тогда у вас не будет проблем с поиском темы для разговора. Да и поводов для похвалы найдется предостаточно.
Кстати, похвала и лесть – кардинально противоположные понятия, не стоит их путать.
Правило №5
Старайтесь отыскивать в каждом человеке положительные черты и акцентируйте на них максимум внимания.
Недостатки есть в каждом из нас, секрет добрых отношений заключается в умении их не замечать.
Правило №6
Раз и навсегда откажитесь от критики в адрес других людей, попробуйте признать за ними право на совершение ошибок.
Помните о том, что каждый поступок можно рассматривать с двух противоположных точек зрения, и еще не известно, какая из них правильная.
Правило №7
Каждый человек прилагает много усилий, чтобы повысить свое собственное значение в глазах других людей.
Следует отказаться от чувства собственной важности и позволить другим людям ощутить себя значимыми.
Правило №8
Следите за своими собственными словами и действиями.
Если вы совершили что-то неподобающее, сразу же приносите извинения, не позволяйте себе обижать других людей.
Правило №9
Никогда не приказывайте никому. Если вы хотите, чтобы к вашим словам и советам прислушивались, не навязывайте их, подождите, пока у вас спросят совета.
Правило №10
Никогда не отвечайте раздражением на раздражение человека, живущего рядом с вами.
Воспринимайте его раздражение, как просьбу о помощи, поддержке и сочувствии.
Правило №11
Общаясь с людьми, старайтесь говорить поменьше, а слушать – побольше.
Кстати, выслушивая чужие проблемы, вы лучше узнаете человека, следовательно, укрепляете с ним дружеские отношения.
Правило №12
Если вам в голову пришла хорошая идея, постарайтесь сделать вид, что это идея исходит от вашего собеседника.
Правило №13
Если ваш собеседник выражает мысли, которые, по вашему мнению, ошибочны, не перебивайте его и не вздумайте доказывать свою точку зрения.
Правило №14
Раз и навсегда откажитесь от любых споров.
Кстати, самый быстрый способ прервать спор заключается в признании правоты собеседника.
Правило №15
Делайте подарки своим близким, не дожидаясь особого повода.
Правило №16
Если Вы почувствовали в глубине своей души раздражение, не выказывайте его в открытую.
Вместо демонстрации своих чувств постарайтесь отыскать истинные причины такого состояния и ликвидировать их.
Правило №17
Поверните вектор интереса в сторону других людей, отвернув его от самого себя.
Правило №18
Когда разговариваете с человеком, смотрите ему в лицо и обращайтесь по имени и отчеству.
Вежливое обращение и уважение укрепляет узы между людьми.
Правило №19
Если разговор слишком долго затягивается, и вы вынуждены его прервать, постарайтесь сделать это на позитивной нотке, чтобы у вашего собеседника сохранились самые приятные самые приятные воспоминания и хорошее настроение.
Правило №20
Самое нежное общение в мире бывает меж теми, кто не заинтересован в общении.
Марсель Пруст
Пример психологии общения из школьной программы
Видео: ТОП-20 Золотых правил общения с людьми
Бонус: Еще 10 золотых правил общения [UPD]
Как извлекать пользу из общения с людьми и делиться лучшим с окружающими? Независимо от того, кто вы: психолог, бизнесмен либо просто внимательный супруг или друг, правила хорошей коммуникации одинаковы для всех.
Хорошая беседа подразумевает две вещи: умение слушать и говорить. И для каждой из них есть 5 золотых правил. Это звучит довольно просто, но многие люди забывают, что хорошее общение включает в себя не только разговор, но и способность выслушать.
Более того, можно с уверенностью сказать, что умение слушать более важная составляющая: как вы можете знать, о чём говорить, если вначале не поймёте, что зрители хотят услышать?
5 правил Умения Слушать
1. Проявляйте тёплое внимательное отношение
Люди инстинктивно чувствуют, хотят ли их слушать или нет. К сожалению, большинство людей говорят не друг с другом, а о себе. Их беседы можно пересказать, как «Я, я, я», с незамедлительным ответом: «Нет, я, я».
Способность выслушать другого человека – поистине редкий и ценный дар, силу которого не стоит недооценивать.
2. Покажите, что готовы выслушать
Общение – это динамичный процесс взаимодействия. Если вы не демонстрируете готовность слушать, люди теряют уверенность в том, о чём говорят, думают, что вам неинтересно и прекращают повествование.
Вы отказываетесь от интересной и важной информации, которую собеседник готов раскрыть только, находясь в комфортной зоне. Как лучше показать готовность слушать?
Некоторые обычные и полезные стратегии включают открытые позы тела, ответный зрительный контакт, кивание, побуждение, повторение или отражение, а также уточнение. «Плохо с вами обошлись? Каким образом?»
3. Контролируйте понимание
Покажите, что вы находитесь на той же волне, действительно разбираетесь в предмете беседы, и даже понимаете то, о чём зачастую не говорится, но подразумевается. Проявите интерес к материалу, задавайте вопросы, взаимодействуйте, эмоционально сопереживайте.
Если не можете переживать, испытывая ту же самую эмоцию, тогда, по крайней мере, посочувствуйте.
4. Будьте неторопливы в своих суждениях
Лучший способ помешать кому-то раскрыться – осудить, либо просто произвести впечатление, что вы осуждаете.
Иногда важно проявить несогласие с чем-то или кем-то, и некоторые люди могут это оценить. Но даже в подобных случаях, существуют различные способы сказать об этом.
5. Грамотно используйте молчание
Разговоры, в которых не присутствуют паузы, – тяжёлый труд, а бесконечная болтовня – далеко не лучшая реакция. Например, некоторые вещи настолько неуловимы, важны или поразительны, что наиболее подходящим ответом может быть молчание, выражающее одобрение или понимание.
Молчание также показывает благосклонность и создаёт тесные взаимоотношения.
Когда идёт речь о том, чтобы выразить невыразимое, на втором месте после молчания стоит музыка.
Олдос Хаксли
5 правил Хорошего Разговора
1. Доносите информацию понятно и эффективно
Само собой разумеется. Если вы собираетесь что-то сказать, это должно быть изложено ясно и кратко, насколько возможно. Если у людей появится ощущение, что вы или ваши сообщения запутаны, либо используете пустые разговоры, чтобы занять время или скрыть смущение, они перестанут слушать.
Вас также могут заклеймить, как человека, напрасно отнимающего время, и впредь будут остерегаться вашей компании. Главное в данном случае, перед тем, как приступать к повествованию, убедиться, что вам действительно есть что сказать. Если нет, шутите или говорите иронично.
2. Используйте понятный и недвусмысленный язык
Избегайте длинных сложных предложений, наполненных жаргонами. По возможности высказывайтесь ясно, просто и по существу.
Например, пустые выражения, такие как «передовые практические методы», «основные компетенции», «на основе имеющейся информации» и «движение вперёд» – претенциозные и раздражающие. Они практически рассчитаны на то, чтобы выставить вас бездушной корпоративной обезьяной.
3. Применяйте невербальные средства коммуникации
Мыслите нешаблонно. Мыслите творчески. Поддерживайте и усиливайте своё сообщение с помощью невербальных инструментов, таких как диаграмма, реквизит, презентация PowerPoint или видео.
Намного эффективнее подкрепить идею несколькими средствами коммуникации, в данном случае наглядными.
4. Используйте повторение
Если предоставить список, люди лучше всего запоминают первый пункт (эффект первичности) и последний (эффект новизны) из перечня. По этой причине, если есть что-то очень важное, скажите это дважды: один раз в начале и ещё раз в конце.
Если идея особенно сложна для понимания или неприятна, возможно, стоит подойти к ней через некоторое время, а затем повторять до тех пор, пока она не будет понята и, самое главное, – принята.
5. Убедитесь, что вас правильно поняли
После рассмотрения комплексных и трудных понятий, прежде чем переходить к следующему вопросу или завершить беседу, удостоверьтесь в том, что ваши идеи были правильно восприняты.
Если вы даёте возможность собеседнику разобраться в этом вопросе и объясняете понятными словами, вы не только контролируете понимание, но и улучшаете качество обучения и запоминания.
А, какими правилами общения вы стараетесь пользоваться в своей жизни?
Обновлена: 01.04.2019, 01:01 Количество слов: 1554 Время на чтение: 8 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 130 783 раз!
Спасибо нашим читателям, которые оставили 12 комментариев и уже оценили статью 55 раз!
Этикет общения с людьми: тонкости общественной жизни
13.02.2018
Знание правил этикета и уровень культуры общения — важнейшие факторы, влияющие на имидж в целом. Для эффективного налаживания связей важно сделать любой разговор приятным для всех участников. Этикет общения — это условно принятые правила, которые заранее определяют уместные высказывания и поступки. Учтивая манера вести разговор и вежливое поведение способствуют личному успеху во всех начинаниях.
Основные правила общения
В современной культуре правилам этикета уже не уделяется такого внимания как в прошлых веках. Общение не ограничено целым набором условностей и табу, однако вести себя учтиво, не допускать грубостей необходимо для лучшего взаимопонимания.
Установление социальных связей — сложный процесс, который требует четкого осознания своих действий, соблюдения личного пространства, понимания мотивов собеседника.
Особенно важным этикет общения становится для налаживания партнерских отношений в бизнесе, знакомств с новыми и контактов с малознакомыми людьми.
Этикет и ситуации
Правила этикета, манера общения, уместные фразы могут меняться в зависимости от конкретной ситуации. С партнерами по бизнесу и друзьями не ведут себя одинаково. Есть темы, которые затруднительно обсуждать с незнакомцем; есть вопросы, которые по этикету не принято задавать при светской беседе. Важными становятся слова, рукопожатие, интонация, расстояние между собеседниками.
Знакомство
Оказаться в незнакомом коллективе, быть представленным партнеру или необходимость самому обратиться к новому человеку – частые ситуации, когда непонятно, как себя вести. При знакомстве важно сделать удачным первое впечатление.
Приветствие
Приветствием начинается любое общение. При встрече по этикету всех стран мира люди желают хорошего дня или, как в России, здоровья. Приветствие определяет настроение последующего разговора. Бестактность, показательное превосходство или грубость может все испортить.
Рукопожатие
Ведение беседы
Приятный разговор не определяется только словарным запасом или эрудированностью участников. Чтобы беседа стала полезной, важна вежливость, умение слушать, тактичное отношение.
Как вежливо отказать собеседнику
Уметь вежливо отказать — очень важно для сохранения личного пространства. Проще сказать короткое «нет», чем после тратить силы на малоинтересные и бесполезные вещи. Этикет общения не требует кому-то помогать, если нет желания. Оправдать все надежды невозможно.
Как правильно сказать нет:
Как реагировать на бестактные вопросы
Общение не всегда бывает приятным. Иногда от людей, далеких от соблюдения канонов этикета, можно услышать грубости, бестактные намеки, высказывания с целью унизить.
Современный этикет общения нужен для регулирования контактов между людьми. Установленные правила хорошего тона помогают избежать конфликтов. Вежливость требует тактичности, умения слушать, достоинства, терпения.
Этикет общения Ссылка на основную публикацию
101 правило современного этикета
Современный этикет — это правила поведения, помогающие производить приятное впечатление и строить эффективное общение.
Они включают в себя опрятность, культуру речи, вежливость и умение держаться в различных ситуациях (за столом, в транспорте, в театре). Развитие технологий порождает новые нормы.
Сетевой этикет подсказывает, как вести себя в социальных сетях, переписываться в мессенджерах и по электронной почте, пользоваться гаджетами и так далее.
Не знать правил этикета в современном мире — значит плевать против ветра.
При знакомстве представляют: мужчину — женщине, младших по возрасту и положению — старшим, пришедших позже — уже присутствующим. При этом человек, которому вы представляете незнакомца, упоминается первым, а тот, кого вы представляете, — вторым. «Анна, познакомься — это Константин», «Сергей Иванович, это Марина».
Знакомя людей, уместно давать краткие «справки» о них: «Это мой друг Никита, он хирург», «Это моя институтская приятельница Наталья». Так вы дадите понять, в каких отношениях состоите с каждым из собеседников, и предоставите им тему для беседы в ваше отсутствие: «…Так, значит, вы врач?».
Но кто бы вы ни были — директор, академик, пожилая женщина или школьник, — входя в помещение, здоровайтесь первым.
Когда встречаются две супружеские пары, сначала здороваются друг с другом женщины, после этого мужчины приветствуют дам, затем здороваются между собой мужчины.
Руку для рукопожатия первым подаёт человек, которому представили незнакомца, то есть женщина — мужчине, старший — младшему и так далее. По правилам делового этикета первым всегда подаёт руку руководитель. Даже если подчинённый — женщина.
Если вам подали руку для рукопожатия, а вы сидите, встаньте.
Если руки чем-то заняты, рукопожатие неуместно. Поприветствуйте человека с тяжёлыми сумками или ребёнком на руках улыбкой и кивком головы во избежание неловкости и суеты.
В туалетной комнате руки не пожимают.
Руку в знак приветствия целуют лишь замужним женщинам и только в помещении. На деловых встречах и официальных мероприятиях целовать руки женщинам не принято.
По улице мужчина должен идти слева от дамы. Справа могут идти только военнослужащие, которые должны быть готовы выполнить воинское приветствие.
Florian F. (Flowtography)/Flickr.com
Спускаясь по лестнице, мужчина идёт на одну-две ступени впереди женщины, а поднимаясь, — на одну-две ступени позади.
Никогда не оборачивайтесь на оклик «Эй, ты!».
Никогда не показывайте пальцем на человека.
В разговоре с малознакомым человеком не стоит касаться личных тем: «Сколько вы зарабатываете?», «Слышал, ваша жена больна?», «Верите ли вы в Бога?». Удачные темы для непринуждённой беседы: спорт, погода, кулинария, домашние животные, искусство, наука, путешествия и тому подобное.
Стремясь блеснуть эрудицией, не переусердствуйте. Фразы вроде «Я это давно знаю», «Нашли чем удивить» и тому подобные лишь оттолкнут собеседника.
В театре, на концерте и в других общественных местах
Громко смеяться, шумно общаться, пристально разглядывать и обсуждать людей в публичном месте — оскорбительно.
Всегда включайте беззвучный режим или вовсе отключайте телефон в театре, библиотеке, кино, на лекции и так далее.
В кулуарах пользоваться телефоном позволительно. Но если вам нужно сделать или принять звонок, отойдите на два-три метра в сторону, чтобы не мешать беседе ваших друзей.
Мужчина никогда не носит женскую сумку.
У зеркала в гардеробе можно осмотреть внешний вид и слегка поправить причёску. Но расчёсываться, красить губы, подтягивать брюки или чулки позволительно только в туалете.
Идите к своим местам в зале лицом к уже сидящим. Мужчина идёт первым.
Если в зрительном зале усаживаются две пары, женщины сидят в центре, мужчины — по обеим сторонам. В ложе впереди сидят женщины, за ними — мужчины.
Оставьте поцелуи, объятия и прочие нежности на потом. Не заставляйте сидящих рядом людей лицезреть сразу два спектакля — на сцене и в зале.
На выставке не стремитесь прикоснуться к экспонатам руками, если это специально не разрешено.
Не пытайтесь сфотографироваться тайком там, где это запрещено правилами.
Место уступают: мужчины — женщинам, младшие по возрасту — старшим. Женщина в транспорте не уступает место мужчине, даже если он намного старше неё.
Следите за положением сидения и ног. Откинув спинку и вытянув ноги вперёд, вы будете ехать с комфортом. Но не ваши соседи.
Старайтесь в транспорте не разговаривать по мобильному телефону. Вряд ли вашим попутчикам интересны подробности вашей личной жизни. Возможно, они хотят вздремнуть или читают интересную книгу. Если кому-то нужно что-то срочно сообщить, напишите SMS.
Nana B Agyei/Flickr.com
Во время перелёта или поездки с детьми присматривайте за ними. Не позволяйте им шуметь, бегать по салону (вагону) и приставать к окружающим.
Если вы заметили в вагоне метро или салоне автобуса своего приятеля в час пик, просто поприветствуйте его кивком головы и улыбкой. Не стоит пробираться через толпу, причиняя неудобства другим пассажирам, чтобы «ехать вместе».
Никогда не приходите в гости без звонка. А если вас навестили без предупреждения, можете позволить себе быть в халате и бигуди.
Принимая гостей, не оправдывайтесь: «У меня тут небольшой беспорядок, дети вечно всё разбрасывают», «У нас ремонт, поэтому везде коробки». Впуская человека в свой дом, вы выказываете ему своё доверие. Ваш гость должен уважать это и принимать ваше жилище таким, какое есть.
Преподнося хозяйке букет цветов, используйте правило: нечётно до дюжины. Если цветков больше 12, счёт идёт на полдюжины — число должно делиться на шесть. 13 цветков не дарят.
Не следует дарить юным девушкам цветы тёмных оттенков. Идеальный вариант в этом случае — белоснежный букет с нераскрывшимися бутонами. Женщинам в возрасте лучше не дарить быстро увядающие цветы. Зачем напоминать, что молодость уходит?
Если кто-то пришёл к вам впервые, сначала покажите гостю, где можно вымыть руки и привести себя в порядок, а затем пригласите в гостиную.
Когда начинать трапезу? Если за столом меньше восьми человек, ориентируйтесь на хозяина (хозяйку). Когда он сел и взял салфетку, можно приступать к еде.
Хозяйка не должна всё время бегать на кухню — об угощении следует позаботиться заранее. Мытьё посуды тоже подождёт.
На званый ужин или обед опаздывать нельзя. Если это случилось, нужно позвонить и предупредить хозяев, что задерживаетесь. На фуршет позволительно прийти позже назначенного часа и уйти раньше окончания мероприятия.
Rota das Estrelas/Flickr.com
Если на фуршете подают шампанское или другие холодные напитки, то в начале мероприятия, когда все приветствуют друг друга, следует держать бокал в левой руке. От бокала ладонь может стать холодной и влажной, что нежелательно при рукопожатии.
Если во время фуршета вы беседуете с дамой, а официанты разносят аперитив, сначала поинтересуйтесь, что она предпочитает, а затем уже выберите напиток для себя.
Фуршеты или коктейльные вечеринки проводят в первую очередь для общения. Некрасиво всё время стоять возле стола с закусками и есть.
University of Exeter/Flickr.com
На торжественных приёмах мужчины, как правило, выслушивают тосты стоя. Женщинам вставать необязательно.
Если вы уходите с приёма раньше остальных гостей, прощайтесь только с хозяевами встречи. Иначе ваш уход может послужить для участников вечеринки сигналом к тому, что всем пора по домам.
Фраза «Я вас приглашаю» означает, что вы платите. Если звучит «Давайте сходим в ресторан», каждый платит за себя. Но даже в этом случае мужчина может предложить спутнице расплатиться за неё.
Условившись о встрече с женщиной в кафе или ресторане, мужчина обязан быть на месте несколько раньше, чтобы успеть найти свободный столик.
Если в ресторане предусмотрено только одно меню на столик, мужчина предлагает его даме, которая в свою очередь может попросить спутника прочесть меню вслух. В большой компании меню для всех читает кто-нибудь один.
Daniel de Andre/Flickr.com
Подсесть к знакомому, сидящему в кафе в обществе незнакомого вам человека, допустимо. Но не в ресторане. Исключение — если сидящие просят вас об этом.
Jose Carlos Babo/Flickr.com
За столом категорически нельзя: скатывать хлебные шарики, играть приборами и посудой, сворачивать край скатерти в трубочку, протягивать ноги под столом во всю длину.
За столом следует опираться на его край только запястьями. Женщинам позволительно ненадолго поставить на стол локти.
Перед тем как попить, желательно промокнуть рот уголком салфетки, чтобы не оставлять на бокале жирных следов. Женщина с накрашенными губами должна вытирать рот бумажной, а не полотняной салфеткой.
Если необходимо выйти из-за стола, салфетку кладут на стол слева. Но в Европе, например, её оставляют на спинке стула. По окончании обеда салфетку кладут справа от тарелки.
Если салфетка упала на пол, не следует поднимать её самостоятельно. Это сделает официант, он же принесёт вам новую.
Чтобы случайно не покуситься на хлеб или вино соседа, тарелка для хлеба располагается слева, напитки — справа. Это легко запомнить: сложите руки в два жеста OK, при этом слева получится буква b (bread — хлеб), справа — d (drink — напиток).
Положение приборов на тарелке может служить сигналом для официанта: «Закончил трапезу, можно убирать», «Ещё ем», «Жду следующее блюдо» и так далее.
Ножом следует лишь резать пищу, а не класть её в рот.
Если к блюду подают соус в отдельной посуде, его следует понемногу класть на свою тарелку. Ни в коем случае не макайте куски в общую соусницу.
Не следует промакивать соус в тарелке хлебом. Но, если вы не в силах удержаться, помогайте себе вилкой, а не пальцами.
Невежливо выбирать из порций, лежащих на блюде, лучшую. Берите кусок, который ближе к вам.
Некрасиво доливать из бутылки или графина только себе. Взяв сосуд в руки, сначала предложите напиток соседу по столу.
Если вы пьёте напиток через соломинку, не высасывайте всё до последней капли. Пронзительное бульканье на дне стакана — не самый приятный звук для окружающих.
Блюдце не берут в руки, поднимают только чашку.
Aktiv I Oslo.no/Flickr.com
Хорошие манеры и технологии
Люди важнее технологий! Не кладите смартфон на стол в общественных местах. Поступая так, вы показываете, насколько важную роль играет в вашей жизни телефон и насколько неинтересно вам происходящее вокруг. В крайнем случае, если ждёте важного звонка, достаньте телефон и положите на стол экраном вниз.
На звонок лучше отвечать после второго-третьего звонка, чтобы звонящий успел сосредоточиться. Если вам не ответили после пятого гудка, положите трубку.
Сообщать о важных событиях по SMS неприлично.
Предупреждайте о видеозвонке текстовым сообщением. Не ставьте ни собеседника, ни себя в неловкое положение.
Во время видеозвонка общайтесь с человеком, а не любуйтесь собственным изображением в углу экрана. Камера — это не зеркало в ванной.
Terinea IT Support/Flickr.com
Использовать тяжёлые вложения в письмах — всё равно что путешествовать с громоздким багажом. Неудобно всем: и адресату, и вам самому.
Всегда соблюдайте тайну переписки. Не читайте чужих писем, не заглядывайте в монитор, когда кто-то общается в чате, отворачивайтесь, когда человек набирает пароль.
Общение в мессенджере может быть синхронным и асинхронным. Чаще всего обмен сообщениями происходит мгновенно. Но не стоит обижаться, если сообщения приходят «с перебоями». Вероятно, человек просто занят.
Использование CapsLock приравнивается к крику.
Не злоупотребляйте кнопкой «Отправить». Дробя длинное сообщение на куски, вы усложняете взаимопонимание. Человек может решить, что мысль закончена и начать отвечать. Причём, если он будет это делать так же, как вы, постоянно нажимая на Enter, вы запутаетесь.
Если во время беседы собеседник вдруг стал offline, это не повод для обиды.
Не постите на стене друга слишком личные сообщения и фотографии. Социальные сети — не место для проявления интимных чувств и выяснения отношений. Лучше делать это лично.
Спрашивайте разрешение на публикацию фотографии другого человека в социальной сети. Даже если это ваш закадычный друг.
Не злоупотребляйте #хэштегами.
Как нельзя пользоваться палочками
Автор — Настя Радужная. Редактор — Наталья Скорнякова. Вёрстка в Tilda — Настя Радужная.
Этикет общения: правила хорошего тона для жизни
Умеете ли вы общаться с другими людьми? Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден: да, конечно! Но зачастую оказывается так, что вы даже не знаете об ошибках, допускаемых вами в общении. Из-за этого могут возникать трудности, недопонимание и, как следствие, эффективность взаимодействия с другими людьми оказывается низкой.
Конечно, правила общения лучше усвоить в детстве, когда человек, как губка, впитывает все нормы из внешней среды. К сожалению, не всегда родители ребенка являются знатоками общественных норм и могут воспитать ребенка правильно.
И это печально, ведь воспитанному человеку легче живется в обществе, так как он с легкостью соблюдает правила поведения в любом коллективе. Он производит приятное впечатление на людей, добивается успеха в межличностных связях, а это в современном мире – залог успешной карьеры.
Поэтому мы рекомендуем вам ознакомиться с правилами общения в различных жизненных ситуациях.
Этикет общения на работе
Как известно, каждая сфера жизни имеет свои особенности – точно так же отличается этикет общения в различных ее аспектах. Правила поведения и взаимодействия людей на рабочем месте имеют огромное значение в профессиональной среде.
От них даже может зависеть успех крупных переговоров, не говоря о менее значимых проектах.
Кроме того, этикет общения позволяет экономить время и усилия, связанные с обдумыванием своей линии поведения, ведь есть правила, в которых уже давно записано, что нужно делать.
Основные постулаты, на которых должно строиться деловое общение, выглядят примерно так:
Правила делового общения включают в себя такие вещи, как жесты хорошего тона, искусство правильного рукопожатия, очередность приветствия и т.д. … С чего начинается каждый ваш рабочий день? С встречи с коллегами. Не забудьте поприветствовать всех – достаточно поздороваться один раз за день.
Рукопожатие – это жест, довольно часто встречающийся в деловой жизни современного человека, поэтому им следует владеть в совершенстве. Люди обмениваются рукопожатием при приветствии, знакомстве, поздравлении и в других ситуациях.
Первым руку протягивает старший человек младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному.
Если здороваются одновременно несколько человек, то не следует допускать ситуации “перекрестных” рукопожатий: в этом случае сначала друг другу протягивают руки женщины, а потом мужчины. Подавать следует правую руку, а левую использовать лишь в исключительных случаях.
Жест при этом должен быть решительным и непринужденным. Пожмите поданную руку, обхватив ее всеми пальцами. Рукопожатие может быть осуществлено в перчатках только в том случае, когда они надеты на обоих людях.
Ситуация знакомства в деловых кругах подразумевает обмен визитками, которые должны быть правильно оформлены. Имя, фамилия, название компании, должность и контактные данные владельца карточки должны быть прописаны хорошо читаемым шрифтом.
Оборотная сторона визитки должна оставаться чистой – для записей. Если ваша деятельность предполагает контакт с партнерами из-за рубежа, то лучше заказать отдельные визитки на двух языках.
Правила обмена визитками противоположны правилам рукопожатий: первым карточку подает мужчина женщине, старший – младшему.
Существует масса иных аспектов делового этикета, достойных рассмотрения. В частности, внешний вид человека должен соответствовать дресс-коду компании или ситуации встречи. Наиболее распространен костюм серого, синего или коричневого цвета.
Мужчинам следует носить галстук, а женщинам – колготки, причем в любую погоду. Дорогие и броские украшения не приветствуются. Мужчина должен быть чисто выбрит. Женщинам предписывается носить строгую прическу, распущенные волосы – дурной тон.
Безусловно, все ситуации и аспекты делового общения охватить невозможно.
Протокольные вопросы приема бизнес-партнеров, правила общения в условиях делового ужина, классификация приемов, ритуалы, касающиеся употребления алкоголя, манеры руководителя и подчиненного – все эти сферы полны мельчайших нюансов, запомнить которые весьма непросто.
Мы рекомендуем вам изучать эти подробности при возникновении подобных ситуаций в вашей профессиональной жизни (практически всегда можно выкроить пятнадцать минут на поиск и чтение информации). А в обычной рабочей жизни пользоваться правилом о том, что во главе угла всегда должно быть уважение к окружающим вас людям.
Этикет общения между мужчиной и женщиной
Чувство любви, возникающее между мужчиной и женщиной, прекрасно и удивительно. Только на его основе возможно построение близких и доверительных отношений между партнерами. К сожалению, в современном мире эти отношения нередко воспринимаются как игра, что обычно приводит к исчезновению уважения друг к другу.
Может показаться, что в любви не должно быть никакого этикета, ведь она стихийна. Но это не совсем соответствует истине.
Если воспринимать правила общения как некоторые рамки и ограничения, тогда смысл их существования остается под вопросом.
Однако в основе возникновения этикета лежит желание проявить уважение к партнеру и оградить его от негативных эмоций, и в этом случае он отказывается очень даже нужным и полезным.
Мужская и женская роли по своей сути кардинально отличаются друг от друга. Девушка ассоциируется с нежностью, кротостью, мудростью, загадочностью и поддержкой. Мужчинам же свойственны сила, смелость, активность и успешность. На основании этих простых законов развиваются любовные отношения.
Как девушке понять, что отношения между вами развиваются в нужном направлении? Мужчина практически всегда проявляет настойчивость в вопросе общения с женщиной. Он звонит, пишет эсэмэски и всегда сам договаривается о следующей встрече. Бывают, конечно, редкие исключения, когда парень проявляет робость, но она довольно быстро проходит.
Если активность постоянно проявляете вы, то это сигнализирует об отсутствии сильной симпатии с его стороны. Мужчины не любят проявлять романтизм и нежность – за исключением тех случаев, когда они влюблены.
Именно поэтому наиболее ярким признаком позитивного отношения будут выразительные взгляды в ваш адрес, нежелание заканчивать общение, а также незначительные обиды, если вы ведете себя отстраненно.
Девушка должна поддерживать влюбленность мужчины при помощи всевозможных хитростей и знаков. Искреннее смущение и застенчивость чудесно “оттеняют” женственность.
Чтобы показать мужчине свою симпатию, девушка старается выглядеть “на миллион” при каждой встрече.
И, конечно, она откликается на все то, что предлагает партнер: с интересом слушает его рассказы, восхищается достижениями и разделяет его негодование по поводу неприятных сторон жизни.
Но все это касается глубинных аспектов ваших отношений. Есть еще и формальные, описывающие внешние манеры и поведение. Помимо непосредственных взаимоотношений, есть еще и разные ситуации, в которых нужно вести себя определенным образом. Итак, как звучат правила хорошего тона для мужчин и женщин?
Этикет общения в обыденной жизни
Помимо культуры общения, касающейся различных ситуаций, есть еще и общие правила хорошего тона, которые уместно применять в обыденной жизни. Типичный день современной женщины включает в себя множество вещей: знакомство и общение с людьми, поход в магазин, поездку в общественном транспорте и т.д. … Очень здорово, если вы знаете, как себя вести в любой ситуации.
Что касается знакомства с новыми людьми, то оно всегда начинается с представления. И здесь действуют все те же основные правила, которые мы описали в части про деловой этикет: первыми представляются мужчины или младшие по возрасту.
Ни в коем случае нельзя приводить нового человека в компанию и оставлять его – мол, знакомьтесь сами. Необходимо четко и внятно произвести его имя и фамилию, добавив к ним краткую словесную характеристику, адекватную ситуации.
Например: “Маша Иванова, менеджер компании “Солнышко” или “Ира Петрова, главный сноубордист среди моих друзей”. Если вы хотите произвести приятное впечатление, то общение следует начать с улыбки.
Закономерным продолжением любого знакомства является беседа, и здесь есть свои тонкости. В первую очередь учтите, что есть темы, на которые принято и не принято разговаривать в обществе. К числу светских областей относятся погода, культура, литература, семья, дети, работа, хобби, интересные события и путешествия.
За редким исключением не следует говорить о религии, политике, деньгах, болезнях, горе, смерти и конфликтах. Не следует спрашивать у малознакомого человека о его возрасте и занимаемой им должности.
Показателем интеллигентности является культура речи: в ваших словах не должно быть грубых острот, “жаргонизмов”, слов-паразитов.
Анекдоты и шутки не должны быть “бородатыми”, пошлыми и оскорбительными. Даже если вам кажется, что собеседник уж очень смешно пошутил, не стоит смеяться во весь голос, ведь сдержанность – показатель воспитанности.
Разумеется, нельзя перебивать партнеров по общению, насколько азартной ни была бы беседа. Если же вас настойчиво перебивают, то стоит замолчать и выслушать собеседника – все равно, если говорят оба, никто ничего не услышит.
А вообще, самое главное в беседе – это уважение к партнеру и вежливость.
Периодически каждая из нас ходит в гости к своим друзьям, и здесь тоже есть свои правила. Если вас пригласили к кому-то домой, то узнайте, когда удобнее приходить. Разумеется, нельзя опаздывать более чем на пятнадцать минут – в любом случае стоит как можно раньше предупредить об этом хозяев.
Но еще хуже, если вы обещали прийти и не пришли. Не принято приходить в гости с пустыми руками – лучше захватить цветы и конфеты к чаю. Во время нахождения у друзей не стоит постоянно поглядывать на часы – это может обидеть; однако и терять чувство времени тоже нельзя.
Если у ваших знакомых есть дети, то вы можете взять своих к ним домой – в противном случае этого лучше не делать. Конечно, в гостях следует вести себя аккуратно и опрятно: не пачкать пол грязной обувью, не портить вещи, не курить в некурящей компании и т.д.
… Вам всем должно быть легко, приятно и комфортно, ведь это – непременное условие дружеского общения.
Общественный транспорт – это неотъемлемая часть жизни многих из нас. Войдя в метро, маршрутку, трамвай или троллейбус, не останавливайтесь у входа, чтобы не создавать столпотворения. Исключением является ваш выход на следующей остановке.
Если вам нужно пробираться к нему из глубины транспорта, то подготовьтесь к этому заранее, за пару остановок. Обязательно уступайте места беременным женщинам, пассажирам с детьми, инвалидам и пожилым людям.
Сумки с плеча следует убирать, для того чтобы не мешать другим.
Нормы поведения за рулем – отдельная тема для разговора. В первую очередь следует соблюдать правила дорожного движения и уважать других автолюбителей – они ничем не хуже вас, поэтому не стоит активно лезть вперед и «подрезать» водителей. А если вас пропустили, то вежливо моргните “аварийкой”.
Мы часто жалуемся на плохое обслуживание, грубость в магазинах и других общественных местах.
Но первым делом нужно самой быть вежливой: пропускать выходящих из здания людей, занимать очередь, не пытаясь ее обойти, контролировать громкость своего голоса.
Все эти простые вещи способны существенно облегчить нам жизнь, ведь если каждый будет думать о других, то мир станет значительно лучше и приятнее.
20+ правил современного этикета, которые стоит знать воспитанным людям
Этикет во взаимоотношениях в деловом и повседневном общении. Особенности правил этикета при общении мужчины и
Умеете
ли вы общаться с другими людьми? Казалось
бы, ответ на этот вопрос очевиден: да,
конечно! Но зачастую оказывается так,
что вы даже не знаете об ошибках,
допускаемых вами в общении. Из-за этого
могут возникать трудности, недопонимание
и, как следствие, эффективность
взаимодействия с другими людьми
оказывается низкой.
Конечно,
правила общения лучше усвоить в детстве,
когда человек, как губка, впитывает все
нормы из внешней среды. К сожалению, не
всегда родители ребенка являются
знатоками общественных норм и могут
воспитать ребенка правильно.
И это
печально, ведь воспитанному человеку
легче живется в обществе, так как он с
легкостью соблюдает правила поведения
в любом коллективе. Он производит
приятное впечатление на людей, добивается
успеха в межличностных связях, а это в
современном мире — залог успешной
карьеры.
Поэтому мы рекомендуем вам
ознакомиться с правилами общения в
различных жизненных ситуациях.
Этикет
общения на работе
Как
известно, каждая сфера жизни имеет свои
особенности — точно так же отличается
этикет общения в различных ее аспектах.
Правила поведения и взаимодействия
людей на рабочем месте имеют огромное
значение в профессиональной среде.
От
них даже может зависеть успех крупных
переговоров, не говоря о менее значимых
проектах.
Кроме того, этикет общения
позволяет экономить время и усилия,
связанные с обдумыванием своей линии
поведения, ведь есть правила, в которых
уже давно записано, что нужно делать.
Основные
постулаты, на которых должно строиться
деловое общение, выглядят примерно так:
Пунктуальность.
Нет большего греха для делового человека,
чем неумение прийти вовремя на работу
или на серьезную встречу. Никто не любит
ждать — особенно в сфере бизнеса. Поэтому
никогда не опаздывайте на работу и
везде, где важна ваша пунктуальность.
Сдержанность.
На работе не место эмоциональным
всплескам, что иногда особенно трудно
принять женщинам. Сами посудите, что
было бы, если во время делового
взаимодействия сотрудник вдруг начинал
бы плакать или кричать на вас из-за
собственных проблем. Наверняка вам было
бы не по себе. поведение
общение этикет деловой
Вежливость
и тактичность. Хорошее отношение к
человеку может творить чудеса. Конечно,
вы не обязаны любить ваших коллег и
клиентов, но демонстрация положительного
настроя на общение обычно в разы повышает
эффективность вашей трудовой деятельности.
Правила
делового общения включают в себя такие
вещи, как жесты хорошего тона, искусство
правильного рукопожатия, очередность
приветствия и т.д. … С чего начинается
каждый ваш рабочий день? С встречи с
коллегами. Не забудьте поприветствовать
всех — достаточно поздороваться один
раз за день.
Рукопожатие
— это жест, довольно часто встречающийся
в деловой жизни современного человека,
поэтому им следует владеть в совершенстве.
Люди обмениваются рукопожатием при
приветствии, знакомстве, поздравлении
и в других ситуациях.
Первым руку
протягивает старший человек младшему,
женщина — мужчине, начальник —
подчиненному.
Если здороваются
одновременно несколько человек, то не
следует допускать ситуации «перекрестных»
рукопожатий: в этом случае сначала друг
другу протягивают руки женщины, а потом
мужчины. Подавать следует правую руку,
а левую использовать лишь в исключительных
случаях.
Жест при этом должен быть
решительным и непринужденным. Пожмите
поданную руку, обхватив ее всеми пальцами.
Рукопожатие может быть осуществлено в
перчатках только в том случае, когда
они надеты на обоих людях.
Ситуация
знакомства в деловых кругах подразумевает
обмен визитками, которые должны быть
правильно оформлены. Имя, фамилия,
название компании, должность и контактные
данные владельца карточки должны быть
прописаны хорошо читаемым шрифтом.
Оборотная сторона визитки должна
оставаться чистой — для записей. Если
ваша деятельность предполагает контакт
с партнерами из-за рубежа, то лучше
заказать отдельные визитки на двух
языках.
Правила обмена визитками
противоположны правилам рукопожатий:
первым карточку подает мужчина женщине,
старший — младшему.
Существует
масса иных аспектов делового этикета,
достойных рассмотрения. В частности,
внешний вид человека должен соответствовать
дресс-коду компании или ситуации встречи.
Наиболее распространен костюм серого,
синего или коричневого цвета.
Мужчинам
следует носить галстук, а женщинам —
колготки, причем в любую погоду. Дорогие
и броские украшения не приветствуются.
Мужчина должен быть чисто выбрит.
Женщинам предписывается носить строгую
прическу, распущенные волосы — дурной
тон.
Безусловно,
все ситуации и аспекты делового общения
охватить невозможно.
Протокольные
вопросы приема бизнес-партнеров, правила
общения в условиях делового ужина,
классификация приемов, ритуалы, касающиеся
употребления алкоголя, манеры руководителя
и подчиненного — все эти сферы полны
мельчайших нюансов, запомнить которые
весьма непросто.
Мы рекомендуем вам
изучать эти подробности при возникновении
подобных ситуаций в вашей профессиональной
жизни (практически всегда можно выкроить
пятнадцать минут на поиск и чтение
информации). А в обычной рабочей жизни
пользоваться правилом о том, что во
главе угла всегда должно быть уважение
к окружающим вас людям.
Этикет
общения в обыденной жизни
Помимо
культуры общения, касающейся различных
ситуаций, есть еще и общие правила
хорошего тона, которые уместно применять
в обыденной жизни. Типичный день
современной женщины включает в себя
множество вещей: знакомство и общение
с людьми, поход в магазин, поездку в
общественном транспорте и т.д. … Очень
здорово, если вы знаете, как себя вести
в любой ситуации.
Что
касается знакомства с новыми людьми,
то оно всегда начинается с представления.
И здесь действуют все те же основные
правила, которые мы описали в части про
деловой этикет: первыми представляются
мужчины или младшие по возрасту.
Ни в
коем случае нельзя приводить нового
человека в компанию и оставлять его —
мол, знакомьтесь сами. Необходимо четко
и внятно произвести его имя и фамилию,
добавив к ним краткую словесную
характеристику, адекватную ситуации.
Например: «Маша Иванова, менеджер
компании «Солнышко» или «Ира Петрова,
главный сноубордист среди моих друзей».
Если вы хотите произвести приятное
впечатление, то общение следует начать
с улыбки.
Закономерным
продолжением любого знакомства является
беседа, и здесь есть свои тонкости. В
первую очередь учтите, что есть темы,
на которые принято и не принято
разговаривать в обществе. К числу
светских областей относятся погода,
культура, литература, семья, дети, работа,
хобби, интересные события и путешествия.
За редким исключением не следует говорить
о религии, политике, деньгах, болезнях,
горе, смерти и конфликтах. Не следует
спрашивать у малознакомого человека о
его возрасте и занимаемой им должности.
Показателем интеллигентности является
культура речи: в ваших словах не должно
быть грубых острот, «жаргонизмов»,
слов-паразитов.
Анекдоты
и шутки не должны быть «бородатыми»,
пошлыми и оскорбительными. Даже если
вам кажется, что собеседник уж очень
смешно пошутил, не стоит смеяться во
весь голос, ведь сдержанность — показатель
воспитанности.
Разумеется, нельзя
перебивать партнеров по общению,
насколько азартной ни была бы беседа.
Если же вас настойчиво перебивают, то
стоит замолчать и выслушать собеседника
— все равно, если говорят оба, никто
ничего не услышит.
А вообще, самое главное
в беседе — это уважение к партнеру и
вежливость.
Периодически
каждая из нас ходит в гости к своим
друзьям, и здесь тоже есть свои правила.
Если вас пригласили к кому-то домой, то
узнайте, когда удобнее приходить.
Разумеется, нельзя опаздывать более
чем на пятнадцать минут — в любом случае
стоит как можно раньше предупредить об
этом хозяев.
Но еще хуже, если вы обещали
прийти и не пришли. Не принято приходить
в гости с пустыми руками — лучше захватить
цветы и конфеты к чаю. Во время нахождения
у друзей не стоит постоянно поглядывать
на часы — это может обидеть; однако и
терять чувство времени тоже нельзя.
Если у ваших знакомых есть дети, то вы
можете взять своих к ним домой — в
противном случае этого лучше не делать.
Конечно, в гостях следует вести себя
аккуратно и опрятно: не пачкать пол
грязной обувью, не портить вещи, не
курить в некурящей компании и т.д.
… Вам
всем должно быть легко, приятно и
комфортно, ведь это – непременное
условие дружеского общения.
Общественный
транспорт — это неотъемлемая часть
жизни многих из нас. Войдя в метро,
маршрутку, трамвай или троллейбус, не
останавливайтесь у входа, чтобы не
создавать столпотворения. Исключением
является ваш выход на следующей остановке.
Если вам нужно пробираться к нему из
глубины транспорта, то подготовьтесь
к этому заранее, за пару остановок.
Обязательно уступайте места беременным
женщинам, пассажирам с детьми, инвалидам
и пожилым людям.
Сумки с плеча следует
убирать, для того чтобы не мешать другим.
Нормы
поведения за рулем — отдельная тема
для разговора. В первую очередь следует
соблюдать правила дорожного движения
и уважать других автолюбителей — они
ничем не хуже вас, поэтому не стоит
активно лезть вперед и «подрезать»
водителей. А если вас пропустили, то
вежливо моргните «аварийкой».
Некоторые
основные правила поведения при общении
мужчины и женщины
С
точки зрения отношений между мужчинами
и женщинами в этом вопросе складывается
несколько двоякая ситуация.
Вообще,
первой руку должна подавать женщина,
но это относится только к деловой
обстановке, а вот в бытовом общении, как
ни странно, первым может протянуть её
мужчина. Точно так же, статус приоритетнее
пола.
Мужчина-профессор может протянуть
руку студентке, но не наоборот, а
женщина-врач первой протягивает руку
юной лаборантке.
На
улице мужчина, как правило, идет слева
от дамы. Справа идут только военные,
которые должны быть готовы отдать честь.
Сопровождающий
даму мужчина не должен курить. Если
курят оба, то им имеет смысл для этого
остановиться.
Перед
входом в помещение мужчина открывает
для женщины дверь, а сам входит после
нее.
Если
мужчина и женщина отправляются куда-либо
на такси, то мужчина, подойдя к машине,
открывает правую заднюю дверцу. Первой
садится женщина, мужчина садится рядом
с ней.
Настоящий
джентльмен всегда помогает даме любого
возраста нести тяжелые вещи или уступает
ей место в общественном транспорте. Но
это правило не распространяется на
меховую накидку или манто, кроме случаев,
когда дама плохо себя чувствует.
Не
стоит начинать разговор с женщиной или
кланяться ей, пока она вас не узнала.
Хотя из этого правила есть исключения.
Если мужчина желает обратить на себя
внимание некоей знакомой, он может
догнать ее и осторожно коснуться ее
руки или негромко позвать ее по
имени-отчеству (но ни в коем случае не
по фамилии).
Воспитанный
мужчина никогда не станет говорить с
женщиной о ее возрасте, если он не при
исполнении служебных обязанностей.
Априори тут следуют правилу: женщине
столько лет, на сколько она выглядит.
Никогда
не следует прикасаться к женщине без
ее желания, брать ее за руку, притрагиваться
к ней во время разговора, толкать ее или
брать за руку выше локтя, кроме случаев,
когда вы помогаете ей войти в транспорт
или выйти из него, а также перейти улицу.
Если вы полагаете, что ваши чувства
позволяют вам объятия и поцелуи, то в
любом случае не стоит этого делать на
улице и в присутствии незнакомых людей.
Даже
если дама курит, мужчина не должен
закуривать, не предложив сначала сигарету
той, которую он сопровождает, и без ее
разрешения, если она отказалась курить.
В
поезде, в толпе у бара не курите, стоя
слишком близко к женщине: дым может
вызвать у нее отрицательную реакцию.
Не курите трубку или сигару в тесном
помещении, не спросив разрешения у
присутствующих женщин, — ароматы,
которые вам кажутся неземными, другим
могут показаться омерзительными.
Мужчина
не должен говорить за столом о неприятных
вещах, затрагивать двусмысленные,
обижающие других, и особенно дам, темы.
Джентльмены
не опаздывают. Если мужчина встречается
с дамой в условленном месте, опоздание
на 5— 10 минут допустимо, но… крайне
нежелательно.
По
правилам хорошего тона мужчина приходит
на место свидания на несколько минут
(но не секунд!) раньше. Его опоздание
может поставить даму в неловкое положение;
в случае непредвиденных обстоятельств
нужно постараться сообщить ей об этом.
Женщина
ожидает возлюбленного, пока позволяет
сила ее чувства.
Женщина
может опоздать на свидание на несколько
минут. Но не стоит устраивать испытания
возлюбленному на устойчивость и выдержку
под дождем или в непогоду.
Женщина,
которая готова ответить на чувства
возлюбленного, на прогулках старается
шагать с ним в ногу; каждый третий день
бывает у парикмахера или наряжается во
что-то новенькое; получив предложение
погулять, не страшится плохой погоды.
Влюбленный
мужчина никогда не забывает договориться
о следующей встрече и не прощается
первым. Если ваш друг ведет себя
по-другому, то обольщаться на его счет
не стоит.
Мы
часто жалуемся на плохое обслуживание,
грубость в магазинах и других общественных
местах.
Но первым делом нужно самой быть
вежливой: пропускать выходящих из здания
людей, занимать очередь, не пытаясь ее
обойти, контролировать громкость своего
голоса.
Все эти простые вещи способны
существенно облегчить нам жизнь, ведь
если каждый будет думать о других, то
мир станет значительно лучше и приятнее.