Для чего нужны правила в русском языке 5 класс
Презентация по русскому языку на тему»Зачем нужны правила» ( 5 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Орфография. Нужны ли правила языку? Материал подготовлен преподавателем русского языка и литературы Кашириной Н.В.
Орфографию мы не ценим, а без неё пришлось бы нам очень трудно. Самая блестящая характеристика роли грамматики принадлежит М.В.Ломоносову: «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юристпруденция без грамматики. И хотя она от общего употребления языка происходит, однако правилами показывает путь самому употреблению».
Высказывания о грамматике «Грамматика есть философия языка, философия человеческого слова»,- так говорил В.Г.Белинский. Французский лингвист Балли, изучая русский язык, 100 лет назад сказал: « Грамматика есть не что иное, как логика в приложении к языку».
1.Выбери нужное проверочное слово. Уд…витеьно (диво,дева), м…нять ( мина, замена), л…пить (липка, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень, линька), скр…пучий (скрип, скрепка), м…стерит (мост, мастер). Работаем в тетрадях
Работаем в тетрадях Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя всё слизал. Мама отварила дверь. Исправьте ошибки. Почему они вызывают смех?
Домашнее задание: упр.56, 57 переписать стихи С.Есенина, выписать слова на безударные гласные в корне, выделить приставки в словах, к транскрипции написать слова
Русский язык — это не про правила
С первого по 11-й класс несколько раз в неделю школьники пишут диктанты, склоняют, спрягают, вставляют буквы, разбивают на слоги, учат правила и словарные слова. То же самое полвека назад делали их бабушки и дедушки.
За редким исключением, русский язык — один из самых нелюбимых предметов в школе. Сложные контрольные, много домашней работы и бесконечные правила. К сожалению, сегодняшние уроки не помогают школьникам становиться грамотнее и, главное, совершенно не развивают речь. В чём дело?
Русский как иностранный
Давайте представим себя на месте ребёнка. Он с самого рождения слышит родной язык и практически с года-двух начинает на нём говорить. К семи годам будущие первоклашки говорят в целом не хуже взрослых.
В первом классе основная задача — научить ребенка писать и читать. Как с этим справляется школа?
Именно в первый школьный год ребенок осваивает и понимает важную сущность нашего языка: говорим мы одно, а пишем другое. Тот, кто уже научился читать не по слогам, осознает, что слово «молоко» читается как «малако», и соглашается с этим.
Если ребёнок уже читает, то, несомненно, понимает разницу между звуками и буквами, поскольку процесс чтения, собственно, и состоит в переводе букв в звуки. Транскрипция только мешает ученику, запутывает его, не позволяя запомнить единственно правильный вид, «образ» слова.
Так дети уже в первом-втором классах на раз-два делают фонетический разбор слова «путь», определяя мягкость согласных, количество букв и звуков. Зачем? Чтобы благополучно забыть об этом в средней школе, вспомнив только перед ГИА и ЕГЭ.
Есть мнение (и оно поддерживается учебниками), что именно благодаря активному изучению фонетики в начальной школе дети начинают писать грамотно. Увы, это совершенно не согласуется с наблюдениями любого родителя — дети сейчас не более (а возможно, и менее) грамотны, чем предыдущие несколько поколений, которые фонетику изучали в 5-6 классе и не дольше одной четверти.
Страшная грамматика
Судя по учебникам и рабочим тетрадям, ученики научаются грамотности, просто применяя и запоминая правила или (если правил нет) словарные слова.
Названия падежей? Окончания существительных первого склонения в родительном падеже? И вообще, существительные первого склонения – это какие? А глаголы первого спряжения? Вспомнили? А теперь подумайте, какие правила вы регулярно применяете при письме?
Вспомним правило правописания гласных после шипящих в суффиксе:
Под ударением в суффиксах существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, пишется О, (девчонка, галчонок), а без ударения – Е (песенка).
Когда в классе «проходят» эту тему, ученики делают много упражнений, большинство из которых просто предлагает вставить пропущенную букву. По сути, задания сами подсказывают место применения правила, так же как, впрочем, и диктанты на заданную тему. После того, как параграф «пройден», упражнения можно забыть практически до итогового экзамена.
А теперь попробуем представить себя на месте школьника, который выучил множество правил, и ему теперь нужно просто писать грамотно (в общем-то, мы все на этом месте и так находимся). Подсказок в виде скобочек и многоточий нет. Чтобы применить правило, надо для начала вообще осознать необходимость его применения. Каким образом это сделать? Скажем, пишет человек слово «девченка» и… что? Есть три варианта:
написание слова не вызывает сомнений;
написание слова по какой-то причине вызывает сомнения (по какой?);
человек проверяет каждое слово вообще, поэтому сразу выделяет корень, суффикс, подбирает правило и исправляет ошибку.
Как вы думаете, часто ли встречается последний вариант?
Дело в том, что на самом деле вариантов два: либо человек пишет и не замечает ошибку, либо замечает по причине того, что ему не нравится «вид» слова.
Многие называют второй вариант «врожденной грамотностью», хотя на самом деле она не столько врожденная, сколько приобретенная. Хорошая зрительная память и любовь к чтению помогают запоминать «образы» слов, и, соответственно, грамотно писать.
Уже в первом классе школьники обязаны выучить довольно много «словарных» слов, написание которых не подчиняется правилам. Как их учат? Да просто переписывают каждое 10-20 раз в тетрадь. И после этого пишут правильно.
Вот здесь-то и собака зарыта. Для того чтобы правильно писать большинство слов в русском языке, совсем необязательно учить и применять правила. Достаточно просто читать и писать побольше — переписывать тексты из книг и учебников. Тексты без пропусков и многоточий, так, чтобы были видны все важные буквы слова. Тогда и сформируется та самая «врожденная грамотность», которой так завидуют те, кто вынужден постоянно заглядывать в словарь.
Кстати, в этой связи можно вспомнить, как учат в нашей школе иностранные языки. И в английском, и во французском никто не зубрит правила (и в любом случае их количество просто несопоставимо с количеством правил в русском языке), а просто запоминают вид слова и его звучание.
Большинство людей пишет грамотно, не применяя правил или применяя их иногда, причем в этом случае они часто представлены не в виде правил, а в виде удобных ассоциаций (например, что делает? — купается; что делать? — купаться).
Кстати, несмотря на такое простое правило, многие люди в данном случае всё равно неправильно пишут мягкий знак… С чего бы это? Все же в школе это учили!
Развитие речи? Нет, не слышали!
Интересно, что многие русские учёные-лингвисты, педагоги и историки языка ХIХ века ставили на первое место отнюдь не грамматику, а развитие речи! Умение вдумчиво читать, понимать и излагать прочитанное, овладение живой речью ещё сто пятьдесят лет назад считалось гораздо более важным умением, чем грамотное письмо.
Например, Фёдор Иванович Буслаев, лингвист и историк языка, положивший начало научному изучению русской народной словесности, писал:
Константин Дмитриевич Ушинский, учёный и педагог, считал, что изучение русского языка имеет три цели: развитие речи, сознательное овладение сокровищами родного языка и усвоение грамматики. Обратите внимание, что грамматика стоит на третьем месте!
Владимир Петрович Шереметевский, преподаватель русского языка и методист, писал, что предметом преподавания родного языка является живое слово. И на первое место снова ставил овладение учащимися живой речью.
Но в начале ХХ века в методике преподавания русского языка стала сильнее научно-лингвистическая направленность, хотя и уделялось внимание развитию всех сторон устной и письменной речи: произносительной культуре, работе над лексикой и фразеологией, развитию навыков связной речи.
Но уже к концу ХХ века, несмотря на всяческие новые методики (а может быть, и благодаря им), русский язык как предмет практически выхолащивается до чистой грамматики. Безусловно, в современных учебниках существуют упражнения по развитию речи, но их мало, и на них не сильно обращают внимание дети и учителя. Да и не до того! Столько правил надо выучить, столько разборов сделать, что написание сочинения или изложения кажется пустяковой и не требующей внимания задачей. Неудивительно, что навыки связной речи (хотя бы!) и связного письма, умение грамотно формулировать мысли развиты очень плохо. Зато любой пятиклассник за пару минут сделает синтаксический и морфологический разборы.
Ворд подправит наши грамматические ошибки, а вот с умением связно излагать мысли устно и письменно он, увы, не поможет.
А между тем, дети тонут в ворохе правил и разборов, даже и не подозревая, что умение говорить, читать и понимать — гораздо важнее склонения и спряжения. Жаль, что именно в русском языке бесконечное изучение правил совсем не гарантирует грамотности, более того, прививает отвращение к урокам родного языка (попробуйте найдите школьника, который любит «русский»).
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Орфография. Нужны ли правила?»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по русскому языку в 5 классе.
Тема: Орфография. Нужны ли правила?
Актуализировать знания по фонетике, морфемике (понятия «приставка», «суффикс», «корень», «окончание», «однокоренные слова»).
Познакомить с понятиями «орфография», «орфограмма».
Сформировать способ обнаружения орфограмм в процессе письма как условие успешного развития орфографической зоркости учащихся.
Научить способу обнаружения орфограммы в корне слова и способам различения орфограмм по видам.
Отработать произношение, правописание и употребление терминов « орфография», «орфограмма».
Развивать внимание, память учащихся.
Развивать логическое, образное и орфографическое мышление учащихся;
Развивать умение сравнивать и анализировать.
Научить определять, в каких словах есть орфограмма, а в каких ее нет.
Анализ лингвистического текста (чтение § учебника).
Эвристический (самостоятельный анализ языкового материала).
Учебник: Русский язык: учеб. Для 5 класса/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. М.: Дрофа, 2008. 286 с.
Проверка домашнего задания (беседа о том, зачем людям нужно письмо; о Я. К. Гроте).
Актуализация знаний по фонетике, морфемике (понятия «приставка», «суффикс», «корень», «окончание», «однокоренные слова»).
Подготовка учащихся к восприятию нового материала (постановка исследовательской задачи, создание проблемной ситуации).
Изучение нового материала (работа с учебником, наблюдения учащихся с целью выявления существенных признаков нового материала).
Формирование умений и навыков: выполнение упражнений по учебнику и заданий учителя;
Подведение итогов урока (выяснение, что нового узнали, чему научились, в чем затрудняются).
Задание на дом (сообщение способа выполнения домашнего задания).
Подобная организация урока характерна тем, что она вызывает активную мыслительную деятельность учащихся.
I. Организационный момент. (≈ 2 минуты).
Учитель создает рабочую обстановку, приветствует учеников, сообщает тему, которую ученики записывают в своих тетрадях: Орфография. Нужны ли правила?
II. Проверка домашнего задания (беседа о том, зачем людям нужно письмо; о Я. К. Гроте). (≈ 3-4 минуты).
А сейчас, ребята, давайте вспомним, зачем людям вообще потребовалось письмо? ( Чтобы общаться на расстоянии, передавать свои достижения следующим поколениям ). Совершенно верно, ребята.
Что изменилось в жизни людей с изобретением письма? ( Возникло дополнительное средство общения; люди, которые живут далеко друг от друга, получили возможность общаться, стала возможной связь поколений; люди стали знакомиться с трудами ученых и философов, с произведениями писателей и поэтов, которые жили очень давно ).
А теперь, ребята, поговорим об известном русском филологе Я. К. Гроте.
Скажите, пожалуйста, ребята, каковы заслуги Якова Карловича перед русской орфографией? ( Он сделал очень многое для русской орфографии: обобщил и сформулировал правила русского письма ).
Занимался ли Яков Карлович только русской орфографией? ( Нет, он также много занимался литературой, переводами произведений зарубежных поэтов, исследовал творчество русских писателей ).
Назовите, пожалуйста, его книгу о правописании. («Русское правописание» ).
Спасибо, ребята, очень хорошо.
За ответы учеников можно выставить оценки.
II I . Актуализация знаний по фонетике, морфемике (понятия «приставка», «суффикс», «корень», «окончание», «однокоренные слова»). ( ≈ 5 минут).
Ребята, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. (Фронтальный опрос учащихся; ученики отвечают по желанию или по выбору учителя; каждому правильно ответившему ученику плюс 0,5 балла).
1.Из каких частей может состоять слово? ( Корень, окончание, суффикс, приставка – ответ одного ученика; если названы не все значимые части слова, то отвечает еще один ученик). Правильно.
Отвечает 4 ученика.
3.Ребята, скажите, всегда ли в словах пишутся те буквы, которые слышатся? ( Нет ). Почему? ( Не всегда в словах пишутся те буквы, которые слышатся, потому что, например, гласные звуки могут стоять под ударением и не под ударением, и тогда те звуки, которые стоят не под ударением будут в разных случаях обознаться разными буквами ).Верно, ребята, спасибо.
! Через повторение ранее пройденного материала, отвечая на дополнительные вопросы учителя, ученики постепенно готовятся к решению исследовательской задачи и восприятию нового материала.
IV .Подготовка учащихся к восприятию нового материала (постановка исследовательской задачи, создание проблемной ситуации) (≈ 5-7 минут).
Упражнение направлено на формирование опознавательных умений (нахождение языкового явления на конфликтном языковом материале).
V. Изучение нового материала (работа с учебником, наблюдения учащихся с целью выявления существенных признаков нового материала). (≈15 минут).
Беседа по лингвистическому тексту:
Ребята, вы познакомились с текстом упражнения. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. (Фронтальный опрос).
Почему же мы пишем некоторые слова верно, без всяких правил? ( Потому что в них нельзя заменить ни одной буквы какой-либо другой, иначе слово перестанет существовать ). Приведите, пожалуйста, примеры подобных слов ( мир, дом, луга, стол ). Хорошо, ребята, спасибо. Скажите, сколько букв может соответствовать в таких словах каждому из звуков? ( Одна – единственная буква ). Совершенно верно.
Ребята, всегда ли в русском языке так бывает? ( Нет ). Почему? ( Потому что мы не всегда можем решить, какой буквой обозначить, например, безударный гласный в первом слоге ). Верно, ребята. Что же делать в таком трудном случае? ( Воспользоваться орфографическим правилом ).
Ребята, когда имеется выбор букв для передачи какого – либо определенного звука, с чем мы имеем дело? ( С орфограммой ). Совершенно верно.
Ребята, давайте запишем понятие «орфограммы». Обратите внимание на написание этого слова, запомните его и выучите то, что оно значит.
Скажите, пожалуйста, в каких случаях мы обычно встречаемся с орфограммой? ( безударный гласный в разных частях слова, согласный в конце слова или при стечении согласных ). Хорошо, ребята, вы правы. Приведите, пожалуйста, пример на каждый случай. ( леса, дуб, солнце ). Давайте запишем орфограмму и пример к ней. Не забывайте подчеркивать орфограмму!
( Безударный гласный в разных частях слова: л е са, в е терок; согласный в конце слова: ду б , лу г ; согласный при стечении согласных: со л нце, грус т но ). Молодцы, ребята, очень хорошо.
Ребята, давайте сделаем вывод, зачем же нам нужны орфографические правила? ( Для того чтобы писать слова правильно ). Совершенно верно.
А что же нужно для того, знать, когда применять правила? ( Нужно научиться замечать орфограммы и понимать значения слов и их частей ). Верно, ребята, спасибо.
А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем и выполним такое игровое задание:(«Кто найдет все слова»): Напишите за 1 минуту слова, которые можно найти в данной вам строчке. В найденных вами словах должны быть такие буквы, которые нельзя заменить. Внимание ! Находите и выписывайте слова в том порядке, в котором они стоят в строке.
(Лось, Рим, кот, сок, мост).
Упражнение направлено на формирование опознавательных и правописных умений.
VI. Формирование умений и навыков: выполнение упражнений по учебнику и заданий учителя. (≈15 минут).
Учитель разбирает с учениками образец рассуждения : Мой друг. В слове мой нет орфограммы, так как нет выбора букв. В слове друг есть орфограмма, так как есть выбор букв г – к (друг/к).
Даны слова: вода, край, том, лом, бежать, гора, тайна, мояˊ, рука.
Учитель спрашивает девятерых учеников (по количеству слов). За выполнение задания можно прибавить по 0,5 балла. Желательно спросить учеников разного уровня успеваемости.
Упражнение направлено на формирование опознавательных (доказательство принадлежности языкового явления к указанному разряду), классификационных (выборочное списывание с группировкой) и правописных (нахождение явления, направленное на развитие орфографической зоркости) умений.
Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.
Ребята, как вы думаете, важно ли при написании слов видеть его значимые части (приставки, корни, суффиксы, окончания)? ( Да ). Почему? (Для того, чтобы правильно подбирать проверочные слова). Верно, ребята. Очень хорошо.
Прочитайте, пожалуйста, высказывание выразительно. (Учитель просит прочитать высказывание одного ученика).
Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.
Ребята, как вы понимаете это высказывание? ( Мы не просто изучаем русский язык, не просто изучаем правила, но и развиваемся нравственно, духовно; русский язык, слово дает духовную силу человеку, наслаждаясь красотой русского языка ). Спасибо, ребята, очень хорошо.
Давайте запишем номер упражнения и спишем это высказывание без ошибок.
В выделенных словах, ребята, обозначьте, пожалуйста, орфограммы и выделите ту часть слова, в которой она находится.
Ребята, назовите, пожалуйста, те слова, которые являются однокоренными ( Родной, родимой, родного ). Ребята, чем вы руководствовались при выделении корня? ( Значением слов и корня ).
Подберите, пожалуйста, к словам язык и жизнь пару однокоренных слов ( языковой, жизненный ).
Молодцы, ребята, вы очень хорошо работаете.
Упражнение направлено на формирование речевых и правописных (списывание с обозначением орфограмм и корней) умений.
Учитель спрашивает нескольких учеников по количеству слов.
За выполнение задания не выставляются оценки.
Подведение итогов урока (выяснение, что нового узнали, чему научились). (≈2-3 минуты).
Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на уроке.
— Что такое орфография? (Орфография от греч. офро – “правильный” и графо – “пишу”) – наука о правописании.
— Что изучает орфография? (Рзличные орфограммы и правила).
— Для чего нам необходимо знать орфограммы и правила? (Для того чтобы грамотно писать).
Давайте ответим на главный вопрос сегодняшнего урока: Нужны ли правила? ( Да, правила нужны, чтобы быть грамотными ). Только ли для этого нужны правила? ( Нет. Правила нужны и для того, чтобы развиваться духовно, наслаждаясь правильностью и красотой русского языка ).
Кто из ученых внес вклад в русскую орфографию? ( Яков Карлович Грот, он обобщил и сформулировал правила письма. Его труд «Русское правописание»).
Молодцы, ребята, вы очень хорошо усвоили этот материал.
Учитель благодарит всех за внимание и выставляет оценки за урок в соответствии с работой учеников на уроке.
Конспект урока русский язык 5 класс по теме «Орфография. Нужны ли правила?»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
по русскому языку для 5 класса (ФГОС) по учебнику М.М. Разумовской
по теме « Орфография. Нужны ли правила?»
Выполнила Ворвулева Любовь Дмитриевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Большеремонтненская СШ
Конспект урока по русскому языку для 5 класса (ФГОС) по учебнику М.М. Разумовской по теме « Орфография. Нужны ли правила?»
Предмет: русский язык.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015
Цели урока: 1. Ввести понятие орфограммы. Иметь представление об орфографии как о системе правил. Отработать произношение, правописание и употребление терминов орфография, орфограмма.
2.Сформировать способ обнаружения орфограмм в процессе письма как условие успешного развития орфографической зоркости.
Осознание алгоритма успешного учебного действия.
Осознание практической важности данного правила.
Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.
Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
2. Актуализация знаний (путем постановки проблемы)
Ребята, сегодня мы начнем путешествие по необыкновенной стране Орфографии. А сейчас посмотрите, какой случай произошел в этой стране (на экране стихотворение). Учитель выразительно читает стихотворение.
Грустные вести.
Пришло письмо мне
Гляжу –
Из лагеря от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит, плут…
Читаю дальше:
Здесь – лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…
На днях в лесу нашёл я грусть
И очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он? Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить…
-Ответьте на вопросы:
-Чем заболел Миша?
— Что придаёт тексту шутливый характер?
— В каких словах допущены ошибки?
— Почему Миша допустил ошибки в словах?
— А вы могли бы допустить такие ошибки?
3. Постановка учебной цели.
— Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-Давайте вместе сформулируем цель нашего урока.
Открытие новых знаний.
4.1 Проблемный вопрос нашего урока. Зачем нужна орфография?
(Предоставим детям возможность высказать свою точку зрения.)
Вот представьте себе, в школе ученик должен выучить 71 орфограмму. Очень часто можно услышать такие слова: «Кто придумал эти правила, зачем они нужны? Как бы вы ответили на этот вопрос? ( Без орфографии мы не сможем понимать друг друга, иногда понимаем, но с большим трудом ).
А сейчас, давайте вспомним, что изучает орфография? ( правильное написание слов)
-Что такое орфограмма? ( Написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу).
На экран проецируется слайд со словами Л.В. Щербы.
-Лев Владимирович Щерба писал: «Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся».
— Как вы понимаете высказывание лингвиста?
— Как вы думаете, нужно ли быть грамотным (грамотно писать)? Для чего?
Сопоставление деформированного и недеформированного текстов.
Карточка 1. Воселиса прашла фсюночъ ивез ден, токо ксле- душшэму вечиру вышла нопалянку, гьде стаяла избушка Бабы-еги.
Василиса дрожала со страху, но, не зная, куда бежать, осталась на месте. Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели, выехала из лесу Баба-яга — в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала: «Фу-фу! Русским духом пахнет!» Ворота отворились, и Баба-яга въехала, посвистывая.
Войдя в горницу, Баба-яга растянулась и говорит Василисе: «Подавай-ка сюда, что там есть в печи». Василиса и начала таскать из печи да подавать Яге кушанье.
-Какой текст удобнее читать? Почему?
— (Так в русском языке действует принцип единообразия: каждая морфема пишется одинаково, у нее одно лицо. Как бы она ни звучала в речи, она должна быть узнаваема. Когда мы пишем правильно корень, или приставку, или другую часть слова — морфему, мы как бы здороваемся с ними, приветствуем родное русское слово, свой язык, свой народ. Вот для чего нужны правила. Написания в словах согласно орфографическому правилу или по традиции называются орфограммами (греч. orthos — правильный, gramma — буква)
4.3. Чтение и пересказ лингвистических текстов (стр. 24-25 учебник)
Упражнения для снятия усталости глаз.
1.Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
2.Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести 3 раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.
Первичное закрепление знаний.
6.1. Анализ текстов и исправление ошибок.
Степа был в лесу и нашел большой гриб. А в это время его мама сидела за столом и делала чертеж. Степа отправил ей смс: «Мама, у меня грип!» Мама испуганно вскакивает со словами: «Сейчас поищу градусник».
А в следующий раз Степа находился в школе, чувствовал себя плохо и написал смс маме: «Мама, у меня гриб».
Мама добро ответила Степе: «А ты уверен, что это не мухомор?»
— Почему мама неправильно поняла Степу? ( Из-за его ошибки).
-Какую ошибку допустил Степа? ( Неправильно написал согласные на конце слова).
— К чему это могло привести? ( Степа мог попасть в больницу, потому что ему не оказали вовремя помощь, по его же вине).
— Какой вывод мы можем сделать, пронаблюдав за этими двумя случаями? ( От незнания правил орфографии может зависеть здоровье и даже жизнь человека).
Выполнение упражнения 55 стр. 25
Выполнение упражнения 56 стр. 26
Из текста русской народной сказки выпишем слова с орфограммой «Проверяемые гласные в корне слова».
– Какие цели и задачи были поставлены на уроке?
– Что нового узнали? Как помогает это решать орфографические задачи?
– Запишите ключевые слова урока.
— Слова Орфография и орфограмма однокоренные. О чем это свидетельствует?
— всегда ли мы на письме используем правила? Почему?
Домашнее задание: упражнение 57, ЗСП-4