Для чего нужны прилагательные в художественной речи

Зачем нужны прилагательные

Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Смотреть фото Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Смотреть картинку Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Картинка про Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Фото Для чего нужны прилагательные в художественной речи

Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.

Именем прилагательным называют самостоятельную часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы «какой?», «чей?» и в предложении чаще всего несет функцию определения. Прилагательные дополняют, точно описывают, украшают имя существительное. Без них тяжело понять смысл речи.

Таким образом, прилагательное уточняет предмет: белый снег, красочный узор, алый рассвет. При помощи этой части речи легко описать важное событие: красочный сон, веселый праздник, счастливый случай. Прилагательное может верно показать состояние: жаркое лето, теплый чай, радостное настроение. Оно помогает описать форму: круглый торт, квадратный стол, фигурный узор. А также размер и цвет: длинный ковер, короткая юбка, тесные джинсы, голубое небо, синее море, красный цветок.

Прилагательным обозначают назначение предмета: спальная комната, рыболовный крючок. Но эта часть речи может указывать и на принадлежность предмета: мамино платье, папина куртка. В этом случае прилагательное отвечает на вопрос «чей?». Вот сколько разных функций у имени прилагательного!

Представьте, что будет, если из языка убрать эту часть речи. Речь превратится в перечисление действий и предметов. Вы бы не поняли и половины того, что хочет сказать собеседник. Ведь если нет прилагательных, то невозможно передать, что чашка горячая, а день морозный. Не стало бы и поэтической речи, в которой чувства часто передаются посредством прилагательных.

Источник

Роль прилагательных в тексте (cочинение-рассуждение на лингвистическую тему)

Роль прилагательных в тексте

Имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке. Наша речь насыщена прилагательными – без них она была бы скучна, невыразительна и …непонятна. Мы знаем, что имя прилагательное обозначает признак предмета по качеству, то есть характеризует предмет. Как это понимать? Прилагательные как бы описывают всевозможные объекты, расширяют представление о них, уточняют, дополняют — создают реальную картину, а значит, помогают нам познать и понять окружающий мир. Так, например, рассказывая о русской зиме человеку, живущему в другой стране, мы можем словами нарисовать такой пейзаж: «Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрыта снегом. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятаны ёлочки». Однако этот пейзаж будет абсолютно неполным, он не сумеет создать представление о русской зиме, передать всю прелесть и особенность этого времени года. Другое дело, если мы включим в свой рассказ имена прилагательные. Посмотрите, как сразу же «расцветет» наше повествование, «заиграет» всеми цветами – поможет не только увидеть, но и проникнуться, почувствовать такое прекрасное время года, как русская зима: «Пришла холодная зима. Земля покрыта белым снегом. Стоит мёртвый лес. Деревья украшены красивыми узорами инея. В снег спрятаны маленькие ёлочки». Русские имена прилагательные настолько разнообразны и многочисленны, что с их помощью можно создать не только обыденный, но и художественный текст. В нем прилагательные будут выступать в роли эпитетов – поэтических, красочных определений, помогающих сделать произведение ярким, красочным, впечатляющим, запоминающимся: Море бывает печальным, Весёлым и грустным. Задумчивым, даже смешным, Синим, оранжевым, красным, Бордовым, бирюзовым и голубым. Здесь с помощью прилагательных автор уподобляет море живому существу, наделяет его душой, помогает в полной мере понять и прочувствовать такое особенное явление под названием море. Таким образом, роль имен прилагательных в русском языке очень велика. С их помощью письменные тексты и устная речь делается более информативной, выразительной, точной, емкой и красочной. На мой взгляд, наличие в речи человека имен прилагательных говорит о его высоком культурном уровне, о развитом образном мышлении и речи.

Прилагательное — это определение

В силу того что при­ла­га­тель­ное как само­сто­я­тель­ная часть речи обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, чаще все­го его син­так­си­че­ская роль — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния опре­де­ле­ние.

Определением могут быть при­ла­га­тель­ные всех раз­ря­дов по зна­че­нию и сле­ду­ю­щие грам­ма­ти­че­ские фор­мы каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных:

1. пол­ная фор­ма каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го и отно­си­тель­ное или при­тя­жа­тель­ное при­ла­га­тель­ное

После жар­ко­го дня насту­пил про­хлад­ный авгу­стов­ский вечер.

Сибирская тай­га зани­ма­ет обшир­ную тер­ри­то­рию.

2. каче­ствен­ное при­ла­га­тель­ное в состав­ной фор­ме срав­ни­тель­ной сте­пе­ни

Более плодо­род­ная зем­ля при­нес­ла хоро­ший уро­жай зер­но­вых.

3. при­ла­га­тель­ное в фор­ме пре­вос­ход­ной сте­пе­ни

В пти­чьем цар­стве соло­вья счи­та­ют самым голо­си­стым пев­цом.

«Роль имени прилагательного в речи» 6 «А» класс

Молодцы. Продолжим урок. Обратите внимание на доску, на которой расположены слова, составляющие композицию сочинения-рассуждения. Не закралась ли ошибка в эту композицию? Исправьте её, записав схему в тетради.

1. Первое доказательство (аргумент).

4. Второе доказательство (аргумент)

Мы подошли с вами к важному этапу нашего урока – к работе над текстом Сергея Тимофеевича Аксакова. Наша задача — определить роль имён прилагательных в данном фрагменте.

Прочитайте текст № 1, определите, о какой птице идёт речь.

Какие слова помогли вам узнать лебедя, хотя название птицы ни разу не упомянуто?

К какой части речи относятся слова, описывающие лебедя?
(Имя прилагательное)
Зачитайте их

3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭЕСПЕРИМЕНТ

Продолжим работу над текстом Аксакова. Проведем лингвистический эксперимент – выясним
количественный состав
имён существительных и прилагательных в этом отрывке.
(18 имен прилагательных, 14 — существительных.)
У.:

О чем это говорит?
(Преобладающая часть речи – имя прилагательное, которое делает отрывок образным, живописным.)
У.:

Прочитайте текст ещё раз, опуская прилагательные. Изменилось ли что-нибудь? Почему?

Как вы думаете, с какой целью писатели вводят имена прилагательные в свои тексты? Какова их роль в речи?

1) обозначают различные признаки предмета, что помогает охарактеризовать его с разных сторон и выделить из ряда подобных;

2) заключают в себе авторскую оценку.

4. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ: анализ отрывка из произведения Ф.Абрамова и сбор материала

Теперь обратимся к творчеству замечательного писателя Федора Александровича Абрамова. Перед вами отрывок из записной книжки, включенной в цикл «Наедине с природой». В нем было дано описание тёплого осеннего дня. Но случилась беда: прилагательные пропали, и «цветной рисунок» превратился в «карандашный набросок». Ваша задача: разукрасить текст, вернув в него пропавшие имена прилагательные

(1)…, …
день. (2)лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенноосень.
(3)Удивительно
тишина.
(4)Сижу над
прудком в парке. (5)дно засыпанолистьями. (6)И они блестят в воде, какблёсны. (7)А поверху бежит стайка рыбешек. (8)Наверно, рыбешки воображают себясмельчаками. (9)Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. (10)Жутко! (11)Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. (12)И опять вперед.

Конспект урока русского языка. Роль имен прилагательных в речи

Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Смотреть фото Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Смотреть картинку Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Картинка про Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Фото Для чего нужны прилагательные в художественной речи

1. Сабля (какая?) – острая, длинная, изогнутая, красивая, стальная ( ж.р., ед.ч.)

Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Смотреть фото Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Смотреть картинку Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Картинка про Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Фото Для чего нужны прилагательные в художественной речи
5. Топоры (посольский) Топоры (какие?) – острые, металлические, украшенные

Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Смотреть фото Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Смотреть картинку Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Картинка про Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Фото Для чего нужны прилагательные в художественной речи
– Как зовут русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). – Опишите и богатырей?. – Какие они? (Богатыри (какие?) храбрые, смелые, сильные, выносливые, умные, мудрые, удалые, сердитые, добрые) – Где находятся богатыри? (Богатыри находятся в поле) – Опишите поле? Какое оно? (Поле (какое?) широкое, раздольное, спокойное, родное, чистое) – На чем богатыри вышли в поле? (Богатыри вышли в поле на лошадях) – Опишите их лошадей? (Лошади (какие?) вороные, красивые, длинногривые, здоровые, крепкие) – Куда они всматриваются, что хотят увидеть? ( Они всматриваются в даль. Нет ли злых врагов в округе и не обижает ли кто). Например, доблестный воин, русская земля, храбрые богатыри, стоят в поле, стальной меч, торжество победы, богатыри в раздумье, князь Владимир. Седьмая станция Российская Задание
Прочитайте четверостишие. Подумай, о чем оно? Подчеркни существительные, глаголы. Прочитай несколько раз и постарайся запомнить.
Письмо по памяти.
Поезжай за моря-океаны, Надо всею землей пролети: Есть на свете различные страны, Но такой, как у нас, не найти!

Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Смотреть фото Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Смотреть картинку Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Картинка про Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Фото Для чего нужны прилагательные в художественной речи

V. Подведение итогов урока – В каком городе мы сегодня побывали? – Какая станция вам понравилась больше всего? Чем? – Что интересного вы запомнили?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 3 классе. Имя прилагательное. Имя существительное Проект по русскому языку для 4 класса. Знаки препинания Проект по русскому языку в 3 классе. Имена прилагательные Урок русского языка. Роль имен прилагательных в речи

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по русскому языку, 3 класс

Источник

Тема: Для чего нужны прилагательные

Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Смотреть фото Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Смотреть картинку Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Картинка про Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Фото Для чего нужны прилагательные в художественной речи

Вводный урок » на тему: «Для чего нужны прилагательные?» по принципу исследования предполагает групповую деятельность учащихся, согласно педтехнологии «обучение в сотрудничестве.

Цель: 1. исследование особенностей употребления прилагательных в речи

2. развитие проектно- исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, анализа, обобщения в виде проекта); развитие информационно-коммуникативной компетенции

3. воспитание ответственности учащихся за общий результат групповой деятельности (формирование умений сотрудничества)

Методы и приемы: исследовательская деятельность; метод проектов, работа в группах, анализ художественного текста; упражнения на развитие речи.

1). Введение в тему урока : сегодня нам предстоит трудная, но интересная работа. Предлагаю для начала немного развлечься: загадки с использованием описательных признаков предмета (домашние заготовки):

-зимой беленький, летом серенький. (заяц)

-белая морковка на крыше растёт. (сосулька)

— была белая, седая, пришла зелёная, молодая. (весна)

-красные лапки, длинная шея. Щиплет за пятки, беги без оглядки. (гусь)

-сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (арбуз).

-что помогло вам отгадать загадки? ( в них обозначаются признаки того предмета, кот. нужно отгадать. Как называются эти признаки, на какие вопросы отвечают? (прилагательные)

Сегодня мы начнем изучать тему «Имя прилагательное». Наш урок будет не обычным, мы сегодня исследуем: для чего и зачем нам прилагательные? Тема урока (слайд) Для чего нужны прилагательные? (запись)

Цель нашего занятия: собрать сведения : нужна ли нам эта часть речи (проблема), где можно и для чего использовать прилагательные. А в конце урока обобщим нашу собранную информацию в виде проекта.

Для начала вспомним, что знаем о прилагательных из начальной школы?

Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Смотреть фото Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Смотреть картинку Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Картинка про Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Фото Для чего нужны прилагательные в художественной речи
Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Смотреть фото Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Смотреть картинку Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Картинка про Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Фото Для чего нужны прилагательные в художественной речи
Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Смотреть фото Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Смотреть картинку Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Картинка про Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Фото Для чего нужны прилагательные в художественной речи
Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Смотреть фото Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Смотреть картинку Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Картинка про Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Фото Для чего нужны прилагательные в художественной речи

Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Смотреть фото Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Смотреть картинку Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Картинка про Для чего нужны прилагательные в художественной речи. Фото Для чего нужны прилагательные в художественной речи

2). Сравните тексты: что общего и чем отличаются? (слайд)

А. Всю ночь шёл дождь. Он начался тихо, без ветра, без молний, без грозы, без туч. Небо потускнело, а после захода солнца звёздочки не зажигались. Потянуло сыростью, запахом смолы, и по ветвям застучали капли. Так всегда начинается дождь.

Б. Всю ночь шёл тёплый дождь. Он начался тихо, без порывистого ветра, без ослепительных молний, без страшной грозы, без угрюмых туч. Небо потускнело, а после захода торопливого солнца робкие звёздочки не зажигались. Потянуло прелой сыростью, свежим запахом еловой смолы, и по унылым, грустным ветвям застучали звонкие капли. Так всегда начинается обыкновенный, ничем не приметный дождь.

( общее: оба текста по теме «начало дождя», отличие: 1-й текст без прилагательных-сухой, неинтересный. А 2-й –с прилаг. – интереснее, разнообразнее).

Вывод №1: прилагательные делают текст интересным, удивительным, разнообразным.

— Прилагательные как краски делают предметы удивительными и интересными

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

Любоваться, как над вами, зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным.

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным.

— тема текста: как начинается дождь

— выпишите словосочетания с прилагательными, передающие описание начала дождя, в каком значении они использованы? (переносном):

( страшной грозы, робкие звёздочки, свежим запахом, унылым, грустным ветвям, звонкие капли). Такие словосочетания в литературе называются эпитетами. Прилагательное в переводе с греческого языка – «эпитет». эпитеты – это образные прилагательные. Создаётся образная картина природы.

— какое настроение (впечатление) передаёт автор? (смена настроения: спокойствие, лёгкая грусть сменяется звонким стуком капель..)

Учитель: прилагательные могут использоваться не только в худ. стиле, но и в научном, давайте сравним:

Дождь- (звонкий, сильный, монотонный, кратковременный, тёплый, мелкий)

— какие прилагательные могут быть употреблены в художественном описании, а какие могут быть использованы, например, в сообщении о погоде (в научном стиле), почему?

Вывод №3: в научном описании прилагательные используются только в прямом значении, т. к. представление о предмете должно быть точным и конкретным, а художественное описание обычно имеет образный характер, поэтому чаще употребляются в переносом.

3). Прилагательные в речи.

Учитель:- с какой частью речи тесно связаны прилагательные, почему?

(с сущ.-ми, потому что обозначают их признак, т. е. описывают предмет с разных сторон).

— всем известно, что можно описать любой предмет, перечисляя его признаки по :

— подберите на каждый признак 2-3 прилагательных (письменно). Составьте предложение о любом предмете, который будет описан разными признаками. ( Я ем большое красное душистое яблоко).

Вывод№4: прилагательные обозначают качества и свойства предмета.

— Прилагательные также используются при описании внешности человека – в литературе это называется портретное описание:

Текст: «Маруся всякий раз всплескивала слабыми ручонками, и глаза её загорались радостным огоньком. Бледное лицо девочки вспыхивало румянцем, когда она смеялась. Это было бледное крошечное создание. Несмотря на свои четыре года, ходила она ещё плохо, неуверенно ступая тонкими ножками. Голова покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика. Платье девочки было грязное и старое, но волосы были длинные и роскошные».

— составьте словесный портрет девочки – выпишите с-сочетания с прилагательными. В каких жизненных ситуациях используется портретное описание? (объявление о пропаже, розыск)

-А можно описать характер человека, его качества. Вспомните, какими качествами наделялись известные сказочные герои: Василиса Премудрая, красная девица, добрый молодец, храбрый портной и др.

-Подберите к данным прилагательным по одному синониму и антониму:

Мудрый – умный, глупый

Отважный – храбрый, трусливый

Равнодушный – безразличный, инициативный

Знаменитый – популярный, неизвестный

Ласковый – нежный, грубый

Жестокий – беспощадный, добрый

— в каких случаях мы употребляем подобные прилагательные? (когда характеризуем человека)

В литературе – оценочные слова

Вывод№5: прилагательные используются в портретном описании и как слова оценочного характера.

5). Защита и обсуждение проектов каждой группы (сравнивание).

6). Итоги урока, дом. задание : в любом художественном найти и выписать отрывок с множеством прилагательных, определить их роль в данном эпизоде.

Источник

Употребление имен прилагательных в речи. 6-й класс

Класс: 6

Тип урока: обобщение изученного.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

1. Организационный момент.

2. Работа по теме урока.

– Сегодня мы продолжим изучение темы, но особое внимание обратим на употребление прилагательных в разных стилях речи. Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки:

“Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск”
К. Паустовский.

– Как вы понимаете слова К. Паустовского? (В нашем языке многие слова обладают свойством воздействовать, влиять на чувства и мысли людей, а некоторые слова особенно, потому что в них содержится образность.)

– Для чего нужны прилагательные в речи? (Делают нашу речь более яркой, точной, выразительной.)

– Сегодня на уроке мы посмотрим как “ работают прилагательные в разных стилях речи.

а) – Прочитайте предложения.

1. Широкий двор был весь покрыт белым, мягким снегом. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки. Тяжелыми шапками снега покрыты темно-зеленые ветви елей. Синеватые тени лежат на белых сугробах.

Скажите эти предложения можно назвать текстом? Почему? К какому типу и стилю можно отнести этот текст? (Тип повеств., стиль художествен.).

– Выпишите из текста в тетрадь прилагательные в ед. ч. Т.п. (Белым, мягким.) Укажите их постоянные и непостоянные признаки (кач., полн. ф., Т.п., ед.ч., м.р.).

– А есть еще прилагательные в этом тексте? Назовите их (широкий, морозный, тонкий, тяжелыми, темно-зеленые, синеватые, белых).

б) – Мы работали с прозаическим текстом, а теперь давайте посмотрим как “работают” прилагательные в поэтическом тексте.

– Давайте вспомним известное стихотворение А.С. Пушкина “Зимнее утро”. Ребята, а вы знаете, где было написано это стихотворение?

– В тверской области, в Старицком районе есть деревенька Павловское. В это тихое, уютное, живописное селение любил приезжать поэт. Однажды, выйдя из дома, Александр Сергеевич был очарован увиденным зимним пейзажем. И в минуты творческого подъема Пушкин создает шедевр пейзажной лирики – “Зимнее утро”.

– Давайте его вспомним.

2. Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
На встречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Задание для 1-го вар. – найти в этой строфе обращения.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:

Задание для 2-го вар. – найти основы предложений, сосчитать их.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Задание для 3-го вар. – найти в этой строфе опасные места.

Прежде, чем мы начнем работать с этим текстом, скажите, что такое эпитеты? (Красочные определения.)

– А сейчас поработаем по вариантам (3-й варианта) 1-й вар. – 1 строфа; 2-й вар. – 2 строфа; 3-й вар. – 3 строфа (тексты на партах). Нужно выписать из стихотворения эпитеты, определить их разряд. Каждому варианту дано дополнительное задание (см. приложение).

– Давайте проверим. 1-й вариант – ваши эпитеты, их разряд (чудесный, прелестный, качественные). Вам нужно было найти обращения (друг прелестный, красавица). 2-й вар. (Мутном, бледное, мрачные, печальное, качественные.) Нужно было объяснить знаки препинания.

3-й вар. (Голубыми, великолепными, прозрачный, качественные.) Какие опасные места в словах вы нашли?

– Прилагательные, которые вы назвали по разряду – качественные. А с какой целью автор использовал эпитеты в этом тексте? (Показать настроение радости, выразить возвышенное, восторженное чувство поэта.)

– А какую картину помогли нарисовать? (Картину чудесной природы, очень красочно, выразительно.)

– Какой вывод можно сделать? (В поэтическом тексте тоже много прилагательных. Они создают не только красочную картину, но и передают наши чувства.)

– На примерах этих текстов мы увидели, какую роль играют прилагательные в художественном стиле и пришли к выводу, что употребление прилагательных придает речи яркость, образность, точность описания. Прилагательные помогают раскрыть отличительные свойства предмета, могут передавать отношение автора к данному предмету.

в) А сейчас послушайте текст и ответьте на вопрос: к какому стилю речи он относится?

Метель, перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Различают поземок, низовую и общую метель. При поземке и низовой метели происходит перераспределение ранее выпавшего снега, при общей метели наряду с перераспределением – выпадение снега из облаков. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.)

Буран, пурга, вьюга, метелица бывают при северном, сильном ветре. Буран снизу, когда, вихорь вздымает и кружит снежинки с земли, буран сверху, когда в то же время идет снег. (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля.)

– А как вы думаете, в научном стиле много прилагательных? Почему? (В текстах научного стиля не ставится задача создать картину, описать ее. Прилагательные конкретизируют предметы, а не описывают их. Основная функция научного стиля – передача информации, объяснение научных результатов, здесь нужна точность, конкретность, однозначность.)

г) – Я заранее давала задание проанализировать тексты официально-делового стиля и посмотреть как там “работают” имена прилагательные. (Читается два текста.) Делается вывод, что в таких документах как заявления, инструкции, законы прилагательные используются редко, потому что официально-деловой стиль обслуживает сферу деловых отношений. Здесь важна точность, однозначность выражений. Прилагательные в таких текстах используются для конкретизации предмета, для характеристики человека. Роль прилагательных в этом стиле невелика.

Вывод. Мы сейчас посмотрели какую роль играют имена прилагательные в художественном, научном и официально-деловом стилях. Какой вывод можно из этого сделать? (Больше всего прилагательные употребляются в художественном стиле, так как они придают нашей речи точность, меткость, выразительность, помогают точнее описать предмет, раскрыть отличительные свойства предмета, придают описанию образность, яркость, могут передавать отношение автора к данному предмету. Меньше прилагательных встречается в научном стиле и официально-деловом, потому что в таких текстах не нужно создавать красочную картину, описывать какие-то предметы, явления.)

3. – Очень часто при построении текста мы используем одни и те же слова. Чтобы избежать повторов, какие слова-помощники нам помогут? Давайте вспомним, что такое синонимы? Какую роль они играют в нашей речи? (Обогащают, придают ей выразительность, устраняют повтор слов.)

– А сейчас поиграем. Я показываю цвет, а вы подбираете и записываете синонимы.

Фиолетовый (баклажановый, сиреневый, лиловый).

Красный (багровый, багряный, алый, пунцовый, пламенный, рубиновый, огненный, кровавый, пурпурный).

Желтый (золотой, золотистый, лимонный, солнечный, янтарный, песочный).

Синий (бирюзовый, голубой, сапфировый, небесно-голубой, лазурный, небесный, васильковый).

Зеленый (изумрудный, малахитовый, салатовый, травяной).

– Недавно мы работали с картиной Крымова “Зимний вечер”. В ваших работах были допущены речевые ошибки – повторы. Я выписала несколько таких предложений (предложения на доске).

Кругом видны белые сугробы. Кустарники и тропинка укутаны белым снегом. Верхушки деревьев укутаны белым кружевом.

Кругом видны белые сугробы. На кустарниках и тропинке лежит нежно-голубой снег. Верхушки деревьев укутаны синеватым кружевом.

– Прочитайте. Найдите ошибки и запишите уже отредактированный текст.

– Давайте проверим, что у вас получилось. Что нужно делать, чтобы избегать таких речевых ошибок? (Использовать синонимы.)

5. – А теперь творческое задание. Я предлагаю на выбор два задания. Первое задание – напишите мини-сочинение по темам: “Однажды зимним днем”, “В красивом заснеженном царстве”, “Снег идет!”. Второе задание – в тексте (на партах) вместо пропусков вставьте имена прилагательные и запишите полученный текст.

– Давайте проверим. У кого получилось лучше?

7. Домашнее задание. Повторить контрольные вопросы, подготовиться к контрольному диктанту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *