Для чего нужны прилагательные в русском языке
Что такое имя прилагательное в русском языке?
Имя прилагательное в русском языке — это самостоятельная часть речи. Укажем, что обозначает имя прилагательное, какие имеет характерные грамматические признаки, отличающие его от слов других частей речи.
Прилагательное как часть речи
Слова русского языка образуют стройную систему частей речи. Каждое слово что-то обозначает, например имена существительные называют предметы (дорога, яблоко), глаголы обозначают действия и состояния (гулять, придумать), местоимения указывают на предметы, признаки и количества (кто, наш, столько) и т. д.
В русском языке имя прилагательное является самостоятельной частью речи, которая имеет общее грамматическое значение признака:
Признаки и качества могут также обозначать имена существительные (белизна, краснота, упрямство), но обозначаемые ими признаки мыслятся отвлеченно от предметов, которым они принадлежат. Имена прилагательные обозначают такие признаки, которые обязательно принадлежат какому-либо предмету:
Итак, прилагательное имеет общее грамматическое значение признака. Чаще всего оно характеризует имя существительное.
Прилагательное согласуется в роде, числе и падеже с именем существительным. В связи с этим указанные грамматические категории полностью зависят от существительного, которое прилагательное определяет:
Род, число и падеж — это непостоянные признаки у слов этой части речи. В форме множественного числа у прилагательных род не определяется.
Рассмотрим, какие постоянные признаки имеет прилагательное.
Разряды прилагательных
По своему значению и по морфологическим признакам имена прилагательные делятся на три разряда:
Разряд является постоянным грамматическим признаком прилагательных.
Качественные прилагательные
Слова этого разряда обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени:
Степени сравнения прилагательных
Качественные прилагательные образуют степени сравнения: сравнительную и превосходную.
Сравнительная степень
Прилагательные в сравнительной степени обозначают, что свойственный данному предмету признак проявляется в большей или меньшей степени по сравнению с такими же признаками других предметов либо в сравнении с качествами, которыми обладал предмет ранее.
Составная форма сравнительной степени образуется при участии слов «более», «менее» и начальной формы прилагательного:
Превосходная степень
Составная форма образуется несколькими способами:
1. присоединением к начальной форме прилагательного слов «самый», «наиболее», «наименее»
2. с помощью присоединения к простой сравнительной степени слов «всего» или «всех»
Краткая и полная форма прилагательных
В русском языке большинство качественных прилагательных употребляется в двух формах:
Прилагательные в полной форме обозначают постоянный признак предмета. Они изменяются по родам в единственном числе, числам и падежам:
В зависимости от твердой или мягкой основы прилагательные в форме мужского рода имеют окончание -ый/-ий (твердый, громкий), в женском роде — -ая/-яя (большая, синяя), в среднем роде — -ое/-ее (круглое, жгучее).
Относительные прилагательные
Относительные прилагательные называют постоянные качества, признаки, выражая их не непосредственно, а через отношение к другим предметам:
Часто относительные прилагательные употребляются в переносном значении и приобретают значение качественности признака:
Такие относительные прилагательные переходят в разряд качественных.
Притяжательные прилагательные
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета какому-либо лицу или животному и отвечают на вопрос чей?
Склонение прилагательных
Имена прилагательные в зависимости от конечного согласного основы (твердого или мягкого) при склонении имеют разные окончания:
Понаблюдаем, какие окончания имеют прилагательные в падежных формах.
Морфологические признаки прилагательных
Подытожим наблюдения за самостоятельной частью речи прилагательным и укажем его постоянные и непостоянные признаки.
I. Постоянные признаки
Синтаксическая роль прилагательных
Прилагательные в полной форме согласуются с определяемым существительным в числе, роде и падеже. В предложении такие слова выполняют синтаксическую роль согласованного определения:
Городской поселок возник на месте древнего славянского селения.
Прилагательное в полной форме может быть частью составного именного сказуемого:
Прилагательное в краткой форме или в форме степени сравнения — это сказуемое:
С утра она весела и настроена благодушно.
Видеоурок
Зачем нужны прилагательные
Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.
Именем прилагательным называют самостоятельную часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы «какой?», «чей?» и в предложении чаще всего несет функцию определения. Прилагательные дополняют, точно описывают, украшают имя существительное. Без них тяжело понять смысл речи.
Таким образом, прилагательное уточняет предмет: белый снег, красочный узор, алый рассвет. При помощи этой части речи легко описать важное событие: красочный сон, веселый праздник, счастливый случай. Прилагательное может верно показать состояние: жаркое лето, теплый чай, радостное настроение. Оно помогает описать форму: круглый торт, квадратный стол, фигурный узор. А также размер и цвет: длинный ковер, короткая юбка, тесные джинсы, голубое небо, синее море, красный цветок.
Прилагательным обозначают назначение предмета: спальная комната, рыболовный крючок. Но эта часть речи может указывать и на принадлежность предмета: мамино платье, папина куртка. В этом случае прилагательное отвечает на вопрос «чей?». Вот сколько разных функций у имени прилагательного!
Представьте, что будет, если из языка убрать эту часть речи. Речь превратится в перечисление действий и предметов. Вы бы не поняли и половины того, что хочет сказать собеседник. Ведь если нет прилагательных, то невозможно передать, что чашка горячая, а день морозный. Не стало бы и поэтической речи, в которой чувства часто передаются посредством прилагательных.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что знаем о прилагательных Значение: Признак предмета Вопросы: Какой? Чей? Каков? Морфологические признаки: Род (ед. ч.) Число Падеж Синтаксическая роль: определение
А. Всю ноч.. шёл до…ь. Он начался тихо без ветра без молний без грозы без туч… Небо потускнело а после захода со..нца звёздоч?ки (не) зажигались. Пот..нуло сырост..ю, зап..хом см..лы, и (по) в..твям застучали капли. Так всегда начинает?ся до..ь.
Б. Всю ночь шёл тёплый дождь. Он начался тихо, без порывистого ветра, без ослепительных молний, без страшной грозы, без угрюмых туч. Небо потускнело, а после захода торопливого солнца робкие звёздочки не зажигались. Потянуло сыростью, свежим запахом еловой смолы, и по унылым, грустным ветвям застучали звонкие капли. Так всегда начинается обыкновенный, ничем не приметный дождь. М. Пришвин
эпитеты – это образные прилагательные А кругом роса жемчужная Отливала блестки алые, И над озером серебряным Камыши, склонясь, шепталися. С. Есенин
Репродукция картины И.Левитана «Март».
Качества предмета: Форма: Запах: Размер: Вкус: Цвет: Материал: Свойство: Температура :
имя прилагательное Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Вводный урок » на тему: «Для чего нужны прилагательные?» по принципу исследования предполагает групповую деятельность учащихся, согласно педтехнологии «обучение в сотрудничестве.
2. развитие проектно- исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, анализа, обобщения в виде проекта); развитие информационно-коммуникативной компетенции
3. воспитание ответственности учащихся за общий результат групповой деятельности (формирование умений сотрудничества)
Форма урока : проектно-исследовательская деятельность на уроке русского языка.
Методы и приемы: исследовательская деятельность; метод проектов, работа в группах, анализ художественного текста; упражнения на развитие речи.
1). Введение в тему урока : сегодня нам предстоит трудная, но интересная работа. Предлагаю для начала немного развлечься: загадки с использованием описательных признаков предмета (домашние заготовки):
-зимой беленький, летом серенький. (заяц)
-белая морковка на крыше растёт. (сосулька)
— была белая, седая, пришла зелёная, молодая. (весна)
-красные лапки, длинная шея. Щиплет за пятки, беги без оглядки. (гусь)
-сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (арбуз).
-что помогло вам отгадать загадки? ( в них обозначаются признаки того предмета, кот. нужно отгадать. Как называются эти признаки, на какие вопросы отвечают? (прилагательные)
Сегодня мы начнем изучать тему «Имя прилагательное». Наш урок будет не обычным, мы сегодня исследуем: для чего и зачем нам прилагательные? Тема урока (слайд) Для чего нужны прилагательные? (запись)
Цель нашего занятия: собрать сведения : нужна ли нам эта часть речи (проблема), где можно и для чего использовать прилагательные. А в конце урока обобщим нашу собранную информацию в виде проекта.
Для начала вспомним, что знаем о прилагательных из начальной школы?
2). Сравните тексты: что общего и чем отличаются? (слайд)
А. Всю ночь шёл дождь. Он начался тихо, без ветра, без молний, без грозы, без туч. Небо потускнело, а после захода солнца звёздочки не зажигались. Потянуло сыростью, запахом смолы, и по ветвям застучали капли. Так всегда начинается дождь.
Б. Всю ночь шёл тёплый дождь. Он начался тихо, без порывистого ветра, без ослепительных молний, без страшной грозы, без угрюмых туч. Небо потускнело, а после захода торопливого солнца робкие звёздочки не зажигались. Потянуло прелой сыростью, свежим запахом еловой смолы, и по унылым, грустным ветвям застучали звонкие капли. Так всегда начинается обыкновенный, ничем не приметный дождь.
( общее: оба текста по теме «начало дождя», отличие: 1-й текст без прилагательных-сухой, неинтересный. А 2-й –с прилаг. – интереснее, разнообразнее).
Вывод №1: прилагательные делают текст интересным, удивительным, разнообразным.
— Прилагательные как краски делают предметы удивительными и интересными
Если б все на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым, на зеленой спать перине
Под зеленым одеялом?
И зеленою водою на рассвете умываться,
Любоваться, как над вами, зеленея, птицы реют,
Над зелеными домами
Ярко солнце зеленеет.
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все на свете будет
Удивительным и разным.
— тема текста: как начинается дождь
— выпишите словосочетания с прилагательными, передающие описание начала дождя, в каком значении они использованы? (переносном):
— какое настроение (впечатление) передаёт автор? (смена настроения: спокойствие, лёгкая грусть сменяется звонким стуком капель..)
Учитель: прилагательные могут использоваться не только в худ. стиле, но и в научном, давайте сравним:
Снег- подберите прилагательные к данному слову (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, колючий, голубой)
Дождь- (звонкий, сильный, монотонный, кратковременный, тёплый, мелкий)
— какие прилагательные могут быть употреблены в художественном описании, а какие могут быть использованы, например, в сообщении о погоде (в научном стиле), почему?
Вывод №3: в научном описании прилагательные используются только в прямом значении, т.к. представление о предмете должно быть точным и конкретным, а художественное описание обычно имеет образный характер, поэтому чаще употребляются в переносом.
3). Прилагательные в речи.
Учитель :- с какой частью речи тесно связаны прилагательные, почему?
(с сущ.-ми, потому что обозначают их признак, т.е. описывают предмет с разных сторон).
— всем известно, что можно описать любой предмет, перечисляя его признаки по :
— подберите на каждый признак 2-3 прилагательных (письменно). Составьте предложение о любом предмете, который будет описан разными признаками. ( Я ем большое красное душистое яблоко).
Вывод№4: прилагательные обозначают качества и свойства предмета.
— Прилагательные также используются при описании внешности человека – в литературе это называется портретное описание:
— составьте словесный портрет девочки – выпишите с-сочетания с прилагательными. В каких жизненных ситуациях используется портретное описание? (объявление о пропаже, розыск)
-А можно описать характер человека, его качества. Вспомните, какими качествами наделялись известные сказочные герои: Василиса Премудрая, красная девица, добрый молодец, храбрый портной и др.
-Подберите к данным прилагательным по одному синониму и антониму:
Мудрый – умный, глупый
Отважный – храбрый, трусливый
Талантливый – даровитый, бездарный
Равнодушный – безразличный, инициативный
Знаменитый – популярный, неизвестный
Ласковый – нежный, грубый
Жестокий – беспощадный, добрый
— в каких случаях мы употребляем подобные прилагательные? (когда характеризуем человека)
В литературе – оценочные слова
Вывод№5: прилагательные используются в портретном описании и как слова оценочного характера.
5). Защита и обсуждение проектов каждой группы (сравнивание).
6). Итоги урока, дом. задание : в любом художественном найти и выписать отрывок с множеством прилагательных, определить их роль в данном эпизоде.
Роль прилагательных в тексте (cочинение-рассуждение на лингвистическую тему)
Роль прилагательных в тексте
Имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке. Наша речь насыщена прилагательными – без них она была бы скучна, невыразительна и …непонятна. Мы знаем, что имя прилагательное обозначает признак предмета по качеству, то есть характеризует предмет. Как это понимать? Прилагательные как бы описывают всевозможные объекты, расширяют представление о них, уточняют, дополняют — создают реальную картину, а значит, помогают нам познать и понять окружающий мир. Так, например, рассказывая о русской зиме человеку, живущему в другой стране, мы можем словами нарисовать такой пейзаж: «Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрыта снегом. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятаны ёлочки». Однако этот пейзаж будет абсолютно неполным, он не сумеет создать представление о русской зиме, передать всю прелесть и особенность этого времени года. Другое дело, если мы включим в свой рассказ имена прилагательные. Посмотрите, как сразу же «расцветет» наше повествование, «заиграет» всеми цветами – поможет не только увидеть, но и проникнуться, почувствовать такое прекрасное время года, как русская зима: «Пришла холодная зима. Земля покрыта белым снегом. Стоит мёртвый лес. Деревья украшены красивыми узорами инея. В снег спрятаны маленькие ёлочки». Русские имена прилагательные настолько разнообразны и многочисленны, что с их помощью можно создать не только обыденный, но и художественный текст. В нем прилагательные будут выступать в роли эпитетов – поэтических, красочных определений, помогающих сделать произведение ярким, красочным, впечатляющим, запоминающимся: Море бывает печальным, Весёлым и грустным. Задумчивым, даже смешным, Синим, оранжевым, красным, Бордовым, бирюзовым и голубым. Здесь с помощью прилагательных автор уподобляет море живому существу, наделяет его душой, помогает в полной мере понять и прочувствовать такое особенное явление под названием море. Таким образом, роль имен прилагательных в русском языке очень велика. С их помощью письменные тексты и устная речь делается более информативной, выразительной, точной, емкой и красочной. На мой взгляд, наличие в речи человека имен прилагательных говорит о его высоком культурном уровне, о развитом образном мышлении и речи.
Прилагательное — это определение
В силу того что прилагательное как самостоятельная часть речи обозначает признак предмета, чаще всего его синтаксическая роль — это второстепенный член предложения определение.
Определением могут быть прилагательные всех разрядов по значению и следующие грамматические формы качественных прилагательных:
1. полная форма качественного прилагательного и относительное или притяжательное прилагательное
После жаркого дня наступил прохладный августовский вечер.
Сибирская тайга занимает обширную территорию.
2. качественное прилагательное в составной форме сравнительной степени
Более плодородная земля принесла хороший урожай зерновых.
3. прилагательное в форме превосходной степени
В птичьем царстве соловья считают самым голосистым певцом.
«Роль имени прилагательного в речи» 6 «А» класс
Молодцы. Продолжим урок. Обратите внимание на доску, на которой расположены слова, составляющие композицию сочинения-рассуждения. Не закралась ли ошибка в эту композицию? Исправьте её, записав схему в тетради.
1. Первое доказательство (аргумент).
4. Второе доказательство (аргумент)
Мы подошли с вами к важному этапу нашего урока – к работе над текстом Сергея Тимофеевича Аксакова. Наша задача — определить роль имён прилагательных в данном фрагменте.
Прочитайте текст № 1, определите, о какой птице идёт речь.
Какие слова помогли вам узнать лебедя, хотя название птицы ни разу не упомянуто?
К какой части речи относятся слова, описывающие лебедя?
(Имя прилагательное)
Зачитайте их
3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭЕСПЕРИМЕНТ
Продолжим работу над текстом Аксакова. Проведем лингвистический эксперимент – выясним
количественный состав
имён существительных и прилагательных в этом отрывке.
(18 имен прилагательных, 14 — существительных.)
У.:
О чем это говорит?
(Преобладающая часть речи – имя прилагательное, которое делает отрывок образным, живописным.)
У.:
Прочитайте текст ещё раз, опуская прилагательные. Изменилось ли что-нибудь? Почему?
Как вы думаете, с какой целью писатели вводят имена прилагательные в свои тексты? Какова их роль в речи?
1) обозначают различные признаки предмета, что помогает охарактеризовать его с разных сторон и выделить из ряда подобных;
2) заключают в себе авторскую оценку.
4. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ: анализ отрывка из произведения Ф.Абрамова и сбор материала
Теперь обратимся к творчеству замечательного писателя Федора Александровича Абрамова. Перед вами отрывок из записной книжки, включенной в цикл «Наедине с природой». В нем было дано описание тёплого осеннего дня. Но случилась беда: прилагательные пропали, и «цветной рисунок» превратился в «карандашный набросок». Ваша задача: разукрасить текст, вернув в него пропавшие имена прилагательные
(1)…, …
день. (2)…лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенно…осень.
(3)Удивительно…
тишина.
(4)Сижу над
…прудком в парке. (5)…дно засыпано…листьями. (6)И они блестят в воде, как…блёсны. (7)А поверху бежит стайка рыбешек. (8)Наверно, рыбешки воображают себя…смельчаками. (9)Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. (10)Жутко! (11)Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. (12)И опять вперед.
Конспект урока русского языка. Роль имен прилагательных в речи
1. Сабля (какая?) – острая, длинная, изогнутая, красивая, стальная ( ж.р., ед.ч.)
5. Топоры (посольский) Топоры (какие?) – острые, металлические, украшенные
– Как зовут русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). – Опишите и богатырей?. – Какие они? (Богатыри (какие?) храбрые, смелые, сильные, выносливые, умные, мудрые, удалые, сердитые, добрые) – Где находятся богатыри? (Богатыри находятся в поле) – Опишите поле? Какое оно? (Поле (какое?) широкое, раздольное, спокойное, родное, чистое) – На чем богатыри вышли в поле? (Богатыри вышли в поле на лошадях) – Опишите их лошадей? (Лошади (какие?) вороные, красивые, длинногривые, здоровые, крепкие) – Куда они всматриваются, что хотят увидеть? ( Они всматриваются в даль. Нет ли злых врагов в округе и не обижает ли кто). Например, доблестный воин, русская земля, храбрые богатыри, стоят в поле, стальной меч, торжество победы, богатыри в раздумье, князь Владимир. Седьмая станция Российская Задание
Прочитайте четверостишие. Подумай, о чем оно? Подчеркни существительные, глаголы. Прочитай несколько раз и постарайся запомнить.
Письмо по памяти.
Поезжай за моря-океаны, Надо всею землей пролети: Есть на свете различные страны, Но такой, как у нас, не найти!
V. Подведение итогов урока – В каком городе мы сегодня побывали? – Какая станция вам понравилась больше всего? Чем? – Что интересного вы запомнили?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 3 классе. Имя прилагательное. Имя существительное Проект по русскому языку для 4 класса. Знаки препинания Проект по русскому языку в 3 классе. Имена прилагательные Урок русского языка. Роль имен прилагательных в речи
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по русскому языку, 3 класс