Для чего нужны притчи в евангелиях
Значение Евангельских Притч
Значение Евангельских Притч
Господь Иисус Христос нередко учил в форме иносказательных рассказов, притч, беря примеры из природы и современной жизни. Хотя притчами пользовались иногда и ветхозаветные пророки, особое совершенство и красоту они получили в устах Богочеловека.
Спаситель прибегал к притчам по нескольким причинам. Во-первых, Он учил глубоким духовным истинам, постичь которые было нелегко Его слушателям — людям, главным образом, лишенных всякого образования. Конкретный же и яркий рассказ, почерпнутый из жизни, мог запомниться ими на многие годы, и, размышляя о нем, человек имел возможность постепенно постичь скрытую в притче мудрость. Во-вторых, люди, не вполне понимающие прямо выраженного учения Спасителя, могли со временем начать пересказывать и перетолковывать его в искаженном виде. Притчи сохраняли чистоту учения Христова тем, что облекали его содержание в форму конкретного повествования. В-третьих, притчи обладают большой нравоучительной широтой, которая дает возможность применять Божественные законы не только к частной, но и к общественной жизни и даже к историческим процессам.
Христовы притчи замечательны, что, несмотря на прошедшие века, они нисколько не утратили своей свежести, своей наглядности и чарующей красоты. Они являются ярким примером тесного единства, которое существует между духовным и физическим миром, между внутренними процессами в человеке и их проявлением в жизни.
В Евангелиях мы находим более тридцати притч. Их можно разделить в соответствии с тремя периодами общественного служения Спасителя. К первой группе относятся притчи, рассказанные Спасителем вскоре после Нагорной проповеди, в период между второй и третьей Пасхой Его общественного служения. В этих начальных притчах говорится об условиях распространения и укрепления Царства Божия среди духовно одичавших людей. Сюда относятся притчи о сеятеле, о плевелах, о невидимо растущем семени, о зерне горчичном, о драгоценной жемчужине и другие. О них мы будем говорить в 1-й главе.
Вторая группа притч рассказана Господом к концу третьего года Его общественного служения. В этих притчах Господь говорит о бесконечном милосердии Божием к кающимся людям и далее излагает конкретные нравственные правила. Сюда относятся притчи о заблудшей овце, о блудном сыне, о немилосердном должнике, о милосердном самарянине, о безрассудном богаче, о мудром строителе, о судье неправедном и другие. Об этих притчах мы поговорим во 2-й и 3-й главах.
В Своих последних притчах (третьего периода), рассказанных незадолго до крестных страданий, Господь говорит о Благодати Божией и об ответственности человека перед Богом. Здесь Господь предсказывает о наказании, имеющем постичь неверующих еврейский народ за его неверие, говорит еще о Своем Втором пришествии, о страшном суде, о награде праведным и о вечной жизни. В эту последнюю группу входят притчи о бесплодной смоковнице, о злых виноградарях, о званных на вечерю, о талантах, о десяти девах, о работниках, получивших равную плату и другие. Эти притчи помещены в 4-й главе.
Читайте также
Таблица евангельских соответствий
§ 6. Важность и значение догматов. Опровержение мнений, отрицающих значение догматических истин в христианстве.
3. Имена в евангельских преданиях
3. Имена в евангельских преданиях Загадка безымянных персонажей Евангелий • Значение деталей в евангельских повествованиях • Зачем безымянным очевидцам Иисуса давали имена в поздних неканонических Евангелиях • Почему евангелисты сознательно опускали или приводили
Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум (Притч. 2,6)
Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум (Притч. 2,6) В Библии есть книги нравственно-назидательного содержания, которые принято называть «учительными». По сравнению с книгами Моисея, которые содержат прямые и обязательные заповеди Божии, учительные книги
Природа притч
Природа притч Разнообразие типов Первое, что нужно отметить, не все высказывания, которые мы называем притчами, являются однотипными. Существует некая основная разница, например, между милосердным самарянином (истинная притча) с одной стороны, и закваской в тесте
Экзегеза притч
Экзегеза притч Нахождение точек соотношения Давайте вернемся к нашей аналогии с шуткой. Две вещи, которые захватывают слушающего шутку и добиваются реакции смеха — те же, что захватывали и слушателей притч Иисуса, а именно их знание того, о чем говорится (точки
а. Природа притч Иисуса и их толкование
а. Природа притч Иисуса и их толкование В использовании Иисусом этих простых притч заложен глубочайший смысл. Являются ли они обыкновенным сравнением или чем–то большим? Даже если это просто метафоры, в чем их ценность? Традиционно считалось, что они относятся к
Указатель Параллельных Текстов Евангельских Притч
Указатель Параллельных Текстов Евангельских Притч 1. Притчи о Царствии БожиемО сеятеле: Мт 13:1-23, Мк 4:1-20, Лк 8:4-15 3О плевелах: Мт 8:24-30, 36-43 5О невидимо растущем семени: Мк 4:26-29 7О зерне горчичном: Мт 13:31-32, Мк 4:30-32, Лк 13:18-19 8О закваске: Мт 13:33-35, Мк 4:33-34, Лк 13:20-21 8О сокровище, скрытом в
На слова: Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое (Притч. 5:1)
На слова: Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое (Притч. 5:1) Обучай, Боже, того, кто любит обучение, а добрый учитель сей велий наречется в Царствии Твоем (Мф. 5:19).Кто любит обучение, в том возвеличится премудрость, а кто любит праздность, тому
ГЛАВА L Понедельник страстной недели, день притч
ГЛАВА L Понедельник страстной недели, день притч Поднявшись рано утром со своего ночлега близ Вифании, Иисус вознамерился возвратиться снова в город и храм, но на дороге почувствовал голод[579]. Понедельник и четверг у тогдашних мелочных религионистов считались днями
О Евангельских заповедях
О Евангельских заповедях Заповеди десятисловия сохраняли в человеке способность к принятию заповедей Евангелия 127. Заповеди Евангелия возводят в непорочность, превысшую той, в которой мы сотворены: они зиждут христианина в храм Божий 128; соделав его храмом Божиим,
О Евангельских Блаженствах
О Евангельских Блаженствах Христианин, при свете Евангелия, видит в себе падение человечества.От этого зрения, естественно, рождается смиренное понятие о себе, называемое в Евангелии нищетою духа 156.Нищета духа – соль для всех духовных жертв и всесожжений.Нищета духа
О евангельских заповедях
О евангельских заповедях Спаситель мира Господь наш Иисус Христос, приступая к изложению Своих всесвятых заповедей, сказал: Не мните, яко приидох разорити Закон и Пророки: не приидох разорити, но исполнити [1136].Каким образом Господь исполнил Закон и Пророков? Запечатлев
О ЕВАНГЕЛЬСКИХ И НЕ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ГРЕШНИКАХ
О ЕВАНГЕЛЬСКИХ И НЕ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ГРЕШНИКАХ Когда смотришь на евангельских грешников, слушаешь их слова и видишь их поступки, невольно думаешь, какие эти грешники, в сущности, хорошие люди по сравнению с нами, с людьми нашей эпохи.Вот, разъяренная нарушением заповеди
Как понимать евангельские притчи современному человеку?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Евангельские притчи, несмотря на кажущуюся простоту, не всегда легко понять, мы должны глубоко и личностно осмысливать их, поскольку только в этом случае они смогут изменить нас. Именно поэтому большая часть притч оставлена Христом без объяснений — чтобы привлечь внимание слушающих, приучить их мыслить, возвести от уровня земных реалий в мир духовной жизни. Только в двух случаях Он делает исключение и объясняет смысл рассказанных притч ученикам по их просьбе (притча о сеятеле объясняется в Лк. 8: 11–15; о пшенице и плевелах — в Мф. 13: 37–38). Христос призывает нас: . будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10:16). Поэтому объединение духовной мудрости Церкви и простоты верующего сердца является залогом понимания того, что хочет сказать нам Христос. Если мы не понимаем ту или иную притчу сейчас, это не означает, что мы не поймем ее позже. Если у нас есть искреннее желание постигать Евангелие и жить со Христом, тогда Он даст не просто понимание текста, но откроет путь ко все более глубокому его усвоению всей нашей жизнью.
Притчи помогают нам легче понять и применить в своей жизни учение Христа, поэтому возвращаться к ним мы должны в различных жизненных обстоятельствах. Например, когда нам тяжело, мы можем вспомнить притчу о блудном сыне, в которой Небесный Отец ожидает нашего возвращения к Нему. Если перед нами встает необходимость оказать человеку помощь, а мы
сомневаемся, стоит ли это делать, обратимся к притче о милосердном самарянине, где объясняется, кто наш ближний, — и многие вопросы снимутся сами собой. Эта яркая образность и ясная повествовательность притч позволяют глубже усвоить и закрепить в памяти содержащийся в них урок. Притчи легко запоминаются, и поэтому даже если с первого раза слушатель поймет не всю их глубину, то позже он всегда сможет вернуться к ним и открыть другие, прежде незамеченные аспекты.
Социальные и общественные проблемы приходят и уходят. Проповеди, произнесенные несколько столетий назад и касающиеся исторически обусловленных вопросов (например, рабства, античного театра, принесения жертв идолам), становятся неактуальными. Евангельские же притчи говорят об основополагающих для духовной жизни человека принципах, которые неизменны на протяжении веков. Притчи продолжают жить и в XXI веке — веке компьютеров, нано-технологий и генной инженерии. Были открыты новые континенты, сделано множество научных открытий, произошли кардинальные общественно-политические изменения, однако эти тексты продолжают волновать сердца и умы, что свидетельствует о непреложности содержащихся в них вечных ценностей. Евангельские притчи — это не идеология определенной группы людей и не философская концепция, но обращенный к каждому из нас голос Бога, который неизменен, несмотря на меняющиеся реалии окружающей жизни; поэтому и притчи всегда сохраняют свою универсальную и вечную ценность.
Текст — отрывок из книги протоиерея Владимира Хулапа «Евангельские притчи вчера и сегодня».
Евангельские притчи — важная составляющая учения Христа, они давно стали неотъемлемой частью мировой культуры. На протяжении двух тысяч лет люди черпают в них ответы на главные вопросы человеческой жизни.
Протоиерей Владимир Хулап, историк и библеист, рассматривает притчи в историческом контексте эпохи. Рассказывая о жизненном устройстве древнего общества, книга проясняет смысл примеров и образов, которые использовал Иисус в своей проповеди. Авторский рассказ сопровождают слова святых отцов и богословов.
Что такое притча?
Приблизительное время чтения: 6 мин.
В Евангелии очень много притч — вымышленных историй, в которых заложен глубокий смысл. Иисус Христос притчами рассказывает своим ученикам и слушателям о Боге. Это не случайно: притча как форма передачи знания, откровения часто достигает большего результата, чем просто изложенная мысль. Приведу пример. Наверное, каждый из нас задумывался над тем, что такое «вечность» и что такое «бесконечность». Если поговорить об этом с математиком, он напишет цифру в бесконечной степени. Физик или астроном объяснит, каково отношение известных нам расстояний к световому году, сколько световых лет разделяет ближайшие звезды, и расскажет, что есть звезды, которые находятся еще гораздо, гораздо дальше. И мы можем попытаться представить, сколько поколений людей летело бы к этим далеким звездам на самой максимальной скорости.
Древняя притча говорит нам о вечности и о времени больше, короче и ярче: стоит одинокая огромная скала, раз в тысячу лет на вершину спускается орел, чтобы поточить об нее клюв; когда он сточит скалу, вечность только начнется. Ни одной цифры, но сразу ясно: вечность непознаваема, несоизмерима с кратким мгновением человеческой жизни.
Фото Erik Drost
Христос прибегает к притче, потому что она застревает в уме и в течение долгого времени побуждает думать. Когда ученики просили его разъяснить притчу о сеятеле, Он сказал: «Вам дано знать тайны. Остальным — в притчах» (см. Мк 4: 11) и объяснил им притчу о сеятеле. Кстати, раз объяснил, значит, ученики тогда еще не знали тайн. А главное, тому, кто думает над притчами и понимает их, тайны начинают открываться. Что за тайны? Самые важные — каков Бог, каков человек и каковы их отношения. Что Бог ждет от человека, что ему нравится в нас, что не нравится, что вызывает радость, а что гнев и отторжение; что главное в нашей жизни, а что второстепенное.
Знания в виде притчи западают в сознание, как семена, прорастают там и дают плоды. Смыслом, которым они проросли, мы наполняем свою жизнь.
Евангельские притчи очень разные. Есть длинные, есть короткие. Есть известные и не очень; одна из самых известных — притча о блудном сыне. В Эрмитаже больше всего народу стоит перед знаменитой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына». Увидеть ее очень трудно, если ты не двухметрового роста, потому что она загорожена спинами людей, которые смотрят на нее по двадцать, тридцать, сорок минут, по часу. Что они пытаются там увидеть? Зачем столько времени глядеть на картину? Благодаря гению великого нидерландского художника она так глубоко раскрывает притчу о блудном сыне, что каждому становится понятен вложенный Христом смысл. Эта притча дана нам в ответ на вечный вопрос человека: «Господи, кто я Тебе и Кто Ты для меня?»
Это самый главный, самый острый и страшный вопрос для любого верующего. Много раз в течение жизни он встает перед каждым из нас, особенно когда приходит беда, горе, постигают испытания. Нам иногда кажется, что Господь перестал быть нашим Отцом, что нам слишком тяжело, что Отец не может послать сыну такое суровое наказание. Но в эти минуты стоит вспомнить слова 90-го псалма, где Господь говорит через Своего пророка Давида, что Он с нами в наших скорбях: с ним есмь в скорби. Бог Сам полностью погрузился в человеческую скорбь, до самой глубины, до предела. Он не мог ее отменить, потому что скорбь неизбежно следует за грехом, но Он пришел и встал рядом с нами. Когда у человека горе, — допустим, у вашего друга умер отец, погиб в автокатастрофе, — с ним не надо говорить, а просто прийти, сесть рядом и обнять, быть рядом. И если вы переживали подобную потерю, он будет чувствовать, что ваше сердце рядом с его сердцем. Вот и Христос вошел в самую страшную скорбь, возможную для человека, чтобы укрепить нас в наших скорбях. У Марины Цветаевой есть такие слова: «Бог. Ты не был женщиной на земле». Вот говорят: «Он не был одиноким стариком, не был больным. » Был! Он был Человеком, Который испытал все скорби. Предательство — ученики разбежались, все оставили. Претерпел бичевание, избиение, поругание и казнь совершенно несправедливо, вообще ни за что! Испытал полную меру человеческой подлости до самого дна.
Я недавно прочел рассказ об одном грузинском князе (когда Грузия вошла в состав российской империи, все помещики, в том числе по российским меркам мелкопоместные, получили право на княжеский титул): случился голод, в селении объединили запасы еды, но кто-то их воровал, и князь отдал приказ, что, если вор будет найден, он должен получить 50 ударов плетью. И оказалось, что воровала его мать. Собралось все село, старую женщину положили на лавку, а сын лег сверху и принял на себя эти 50 ударов. Позволить хлестать мать плетью он не мог, но и отменить приказ нельзя, потому что это будет беззаконие.
Фото peter burge
Христу надо разбудить нас к новой жизни. Как это сделать, как добраться до сердцевины человека? Надо сделать что-то такое, чтобы все поняли: любовь — это главное.
У всего Евангелия задача не дать нам успокоиться. Закон, который был до Евангелия, можно выполнить и успокоиться, а Евангелие вы- полнить нельзя. Как исполнить слова будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк 6: 36) или будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5: 48)? Когда Христос молится: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин 17: 21), это разве значит, что мы, люди, можем быть так же едины, как Лица Святой Троицы? Не можем. Нам даны в Евангелии невыполнимые заповеди. У Бога задача нас разбудить — чтобы мы не спали, беспокоились и думали о том, что угодно ему.
Поэтому и притчи Христовы услышишь, ходишь с этим, размышляешь, и они тебя будоражат. В них всегда остается непонятая, недосказанная часть, так специально задумано, чтобы мы все время к ним возвращались. Ведь очень хочется уложить Евангелие в схемы, спрятать в футляры, обезопасить себя — но Евангелие острое, оно, как апостол Павел говорит, острее всякого меча обоюдоострого (Евр 4: 12). Об него можно порезаться, пойдет кровь и будет больно, потому что там слова, которые нас обличают, Христос говорит их нарочно, чтобы разбудить нас и привести к Себе.
Это отрывок из книги протоиерея Федора Бородина «Возрастай с Евангелием. Как воспитать ребенка в евангельском духе. Притчи Христовы» издательства «Никея».
Автор расскажет юным читателям о контексте каждой из 27 евангельских притч. Через яркие и интересные примеры из современной жизни, литературы и собственного опыта отец Федор раскроет для мальчишек и девчонок удивительный и глубокий смысл Евангелия.
Как понимать евангельские притчи
священник Владимир Хулап
Открыв Библию, мы найдем в ней множество самых разнообразных литературных форм: величественную поэзию, краткие изречения, законодательные документы, исторические повествования, прекрасные гимны, развернутые проповеди, богословские трактаты, личные послания, пророческие видения и многое другое. Все это помогало библейским авторам лучше донести до своих читателей голос Бога, говорящего о вечных и непреходящих ценностях. Господь наш Иисус Христос также использовал различные методы общения с людьми: Он проповедовал в классическом смысле этого слова, учил Своим примером, отвечал на вопросы слушателей и, конечно, рассказывал истории, которые мы называем притчами. Каждое воскресенье, приходя в храм, мы слышим на Литургии евангельские чтения, значительную часть которых составляют именно эти самые яркие и запоминающиеся новозаветные тексты. С одной стороны, они кажутся простыми и понятными, с другой, обращающиеся к ним не перестают открывать для себя все новые и новые грани их духовной сокровищницы…
Почему ты говоришь притчами?
Косвенная прямота
Сегодня, включив телевизор или радиоприемник, несложно заметить, что политики, чиновники, журналисты стараются выразить свои мысли прямо и ясно, иногда такая прямота становится даже одним из основных способов заработать политические очки и популярность. Для достижения ясности используются потоки цифр, статистические данные, диаграммы, иллюстрирующие динамику развития того или иного процесса. Препарированное общество предстает перед нами в любом необходимом разрезе. Наверное, нередко это действительно необходимо – ведь цифры могут шокировать человека и побудить его к соответствующей реакции, однако чаще всего они остаются чем-то абстрактным и чуждым, поскольку человеку сложно по-настоящему идентифицировать себя с цветным сектором на диаграмме.
Совершенно не так обстояло дело две тысячи лет назад в далекой Палестине, где Иисус Христос ходил по городам и весям, возвещая весть о Царствии Божьем. Если мы взглянем на евангельские тексты, то значительная часть Его учения выражается именно в притчах, цель которых – сообщить людям ту или иную истину, однако не напрямую, не в лоб, но в некоей завуалированной форме. В то время это был обычный стиль учения, и иудейские религиозные лидеры – книжники и фарисеи – очень часто и успешно использовали его. До нас дошло множество иудейских притчей той эпохи, и это свидетельство того, что они были востребованы и популярны. Слушатели ожидали, что к ним будут обращаться в такой форме, и те раввины, которые лучше рассказывали притчи, обретали больше последователей. Притчи широко использовались уже в Ветхом Завете: наверное, наиболее известную из них использовал пророк Нафан для обличения греха царя Давида ( 2Цар.12:1-6 ). Действительно, истории остаются в голове намного дольше, чем сухие и длинные лекции, оторванные от реальной жизни.
Это объясняет популярность притчей не только в Библии, но и в других культурах. К примеру, именно они принесли знаменитость Эзопу – рабу, этические уроки которого привлекали внимание благодаря тому, что они были облечены в форму историй, понятных людям из самых разных слоев общества. Притча – прекрасный способ помочь человеку понять вещи, которые в противном случае просто не привлекут его внимания.
Словарь В. Даля определяет притчу как «поучение в примере», а современное литературоведение рассматривает ее как «небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме». Мы будем понимать притчу как изречение или историю, имеющую не только очевидный поверхностный, но и скрытый глубинный смысл. Говоря об одном, притча на самом деле иллюстрирует некую скрывающуюся за текстом повествования истину. Она всегда заключает в себе некий важный духовный или нравственный смысл, для понимания которого от слушателей требуется интеллектуальное усилие. Еврейское слово «машаль», переводимое как «притча», означает также «пример» и «образец», тем самым притча задает некоторые модели поведения, помогает человеку сделать правильный выбор в той или иной нелегкой ситуации. Притча всегда включает в себя иносказание, имеет символический подтекст. Греческое слово «параболон» (парабола), которым было переведено слово «машаль», буквально означает «находящийся рядом» и указывает на наличие в притче связи между двумя уровнями понимания. Наше слово «притча» также содержит в себе эту идею связи, поскольку его славянское значение – «то, что сплетено с другим». В Новом Завете под «притчей» может подразумеваться наглядная иллюстрация, основанная на реалиях окружающей жизни (пространная – притча о сеятеле Лк. 8:5–18 ; краткая – притча о жемчужине ( Мф.13:45–46 ), либо рассказ о чем-то, якобы происходившем в действительности (притча о блудном сыне Лк.15:11–32 ).
Почти треть слов Христа, дошедших до нас в Евангелиях, – это притчи. Особенно много их находится в Евангелии от Луки, который считал их очень важными. Каждая притча обычно говорит об одной основной истине, для понимания которой необходимо обратить внимание либо на предисловие (притча о безумном богаче), либо на ее заключительную часть (притча о немилосердном должнике). Также следует учитывать обстоятельства, при которых она была произнесена.
Истина и жизнь
В Евангелии Христос не говорит академическим богословским языком схоластики, не излагает систематически тот или иной раздел учебника догматики. Его цель – быть понятным слушающим его людям, многие их которых были неграмотными крестьянами и ремесленниками, неспособными к пониманию витиеватых философских построений. Именно поэтому в притчах Он всегда ведет речь о чем-то, что было хорошо известно окружающим. Христос берет некий реальный пример, событие из повседневной жизни или какое-то общеизвестное явление природы и использует их для того, чтобы разъяснить более глубокую мысль. Человек лучше всего постигает информацию, если он сравнивает ее с уже имеющимся у него багажом знаний. Поэтому, обращаясь к историям, Христос использовал один из самых эффективных методов проповеди – сравнения из области известного слушателям мира помогали провести ясные параллели с тем, о чем Он говорил. При этом в одном и том же предложении могли использоваться самые возвышенные и самые повседневные понятия, например: «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» ( Мф.13:33 ). Сюда добавляются пшеница, поле, горчичное зерно – все то, что окружало с детства каждого иудея. Притчи показывают, что Христос был прекрасно знаком с человеческой жизнью в ее самых разнообразных проявлениях, и что эта жизнь была Ему небезразлична. Тем самым притчи демонстрируют единство всего творения, которое и в самых своих «профанных» аспектах может много что сказать о своем Творце. Каждая такая земная история обретает небесное измерение. Поэтому в притчах истина никогда не является некоей абстрактной и отвлеченной идеей, благодаря ее тесной связи с нашей жизнью она открывается нам как живая и близкая.
Евангельские притчи отличаются своей простотой, естественностью и безыскусностью. Христос видит засеянное поле и рассказывает притчу о сеятеле, сидит за столом и уподобляет Царство Божье радостному пиру, проходит мимо виноградника и говорит о виноградной лозе и ветвях на ней. С одной стороны, это указание на то, что мы должны обращаться к людям, до которых мы хотим достучаться, используя их опыт, понятный словарный запас и общественный контекст, – в этом случае эффект наших слов будет намного большим. С другой стороны, условия жизни в современных мегаполисах разительно отличаются от повседневности простого палестинского крестьянина, и поэтому для правильного понимания притчей мы должны принимать во внимание отраженные в них исторические, географические, политические условия.
Притчи-истории (притча о милосердном самарянине, притча о мытаре и фарисее, притча о блудном сыне) вполне могли быть взяты из повседневной жизни, однако здесь важна не их «историчность», поскольку они представляют собой лишь оболочку для того, чтобы выразить важные духовные истины. Эти истории – примеры, они говорят нам о том, как мы должны поступать или чего нам следует избегать. Все они сфокусированы не на человечестве вообще, но на личности и поведении конкретного человека, слушающего или читающего притчу. Каждый из нас должен поставить себя на место одного из их действующих героев, чтобы оценить свое поведение евангельской меркой, которую предлагает нам Христос. Каждая такая притча всегда требует от нас выбора веры – ведь если мы принимаем ее как обращенные к нам слова Христа, то она должна что-то изменить в нашей жизни, в противном случае она так и останется лишь красивой историей.
Духовная глухота
Евангельские притчи служат для того, чтобы открыть людям истину. Однако понимание дается лишь тем, кто действительно серьезно относится к поиску Бога. Хотя притчи используют общепонятные принципы, события или процессы, они нередко скрывают истину от тех, кто не желает открыть свое сердце Богу. О таком сокрытии мы читаем уже в Ветхом Завете: «Человек рассудительный скрывает знание» ( Прит.12:23 ). Однако сокрытие знания не означает, что тем самым оно похоронено; напротив, для его достижения от нас требуются усилия ума и очищение сердца. Сам Христос говорит, что иногда Его притчи открывают учение лишь некоторым из слушателей, оставляя остальных в недоумении: «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исайи, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» ( Мф. 13:10-17 ). Эти слова показывают, что тем, кто действительно стремится постичь истину, притчи открывают глубокое духовное знание, для других же они становятся свидетельством черствости их сердец, знаком того, что люди приходят ко Христу за чем угодно, но только не для действительного следования за Ним.
Правда, не режущая глаза
Притчи позволяют сказать людям то, что при прямой форме подачи мысли могло бы вызвать отторжение, поскольку содержание их послания зачастую резко противоречит господствующим в обществе взглядам. Именно поэтому многие притчи Христа раздражали фарисеев: в них Он излагал мысли, которые были неприятны им, однако поскольку это происходило косвенно, открытого конфликта не возникало. Можно напрямую сказать людям, что нужно любить всех, в том числе иностранцев и иноверцев, но можно рассказать об этом в форме притчи о милосердном самарянине, когда на вопрос о том, кто же такой ближний, отвечает сам вопрошающий фарисей, побуждаемый очевидностью этого ответа. Можно прочитать длинную проповедь о том, что Бог есть любовь, используя для доказательства этого тезиса библейские цитаты, богословские и философские построения, но можно сказать об этом с помощью притчи о блудном сыне, трогательно рисующей образ отца, бегущего навстречу возвращающемуся сыну. Притчи не просто заставляют человека принять те или иные взгляды, но они естественно приводят его к этой рецепции, помогая не так болезненно переосмыслить свои воззрения, которые кажутся ему незыблемыми, однако зачастую не имеют ничего общего с Истиной, о которой пришел свидетельствовать Христос. Тогда решение, к которому побуждает притча, будет решением его собственного сердца.
Евангельские притчи нередко застигали слушателей врасплох, потому что многие из них имели совершенно неожиданную, поразительную или провокационную концовку. Именно это пробивало броню духовной слепоты и самодовольства слушателей, заставляя их задуматься о вопросах, которые в противном случае никогда не возникли бы у них. Они с удовольствием слушали историю, одобряли ее мораль, однако затем вдруг начинали осознавать, что все сказанное касалось и их самих, более того, их жизнь чаще всего противоречила тому, с чем они соглашались интеллектуально. Еще одно важное качество притчей заключается в том, что они всегда давали слушателям некоторую временную отсрочку, поскольку сеяли в их души семена, которые могли взойти намного позже. Очевидно, люди вспоминали и обсуждали притчи Христа, пытались понять, что же они означают, и таким образом Его учение распространялись за пределы той аудитории, перед которой были непосредственно произнесены.
Голос через века
Евангельские притчи, несмотря на их кажущуюся простоту, не всегда легко понять, мы должны размышлять над ними. Другими словами, читая их, нельзя отключать свой мозг – наоборот, нам следует глубоко и личностно осмыслить их, поскольку только в этом случае они смогут изменить нас. Именно поэтому большая часть притчей оставлена Христом без объяснений – чтобы привлечь внимание слушающих, приучить их мыслить, возвести их от уровня земных реалий в мир духовной жизни. Только в двух случаях Он делает исключение и объясняет смысл рассказанных притчей Своим ученикам, отвечая на их просьбы (притча о сеятеле объясняется в Лк.8:11–15 ; притча о пшенице и плевелах – в Мф.13:37–38 ). Христос призывает нас: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф.10:16 ), поэтому совмещение духовной мудрости Церкви и простоты верующего сердца является залогом нашего понимания того, что хочет сказать нам Христос. Если мы не понимаем ту или иную притчу сейчас, это не означает, что мы не поймем ее позже, ведь самое главное – это наше сердце, стремящееся к Богу. Если у нас есть искреннее желание постичь Евангелие и жить со Христом, тогда Он даст нам не просто понимание текста, но откроет путь ко все более глубокому его усвоению всей жизнью.
Притчи помогают нам более легко понять и применить в своей жизни учение Христа, поэтому возвращаться к ним мы должны в тех или иных жизненных обстоятельствах. Например, когда нам тяжело, мы можем вспомнить притчу о блудном сыне, в которой Небесный Отец ожидает нашего возвращения к Нему. Если перед нами встает необходимость оказать человеку помощь, и мы сомневаемся, стоит ли это делать, обратимся к притче о милосердном самарянине, где говорится о том, кто наш ближний, – и многие вопросы снимутся сами собой. Эта яркая образность и ясная повествовательность притчей позволяет более глубоко усвоить и закрепить в памяти находящийся в ней урок. Притчи легко запоминаются, и поэтому даже если с первого раза слушатель поймет не всю ее глубину, то позже он всегда сможет вернуться к ней в своей памяти и открыть множество неведомых прежде аспектов.
Социальные и общественные проблемы приходят и уходят. Проповеди, произнесенные несколько столетий назад и касающиеся ряда исторически обусловленных вопросов (например, рабства, античного театра, принесения жертв идолам), зачастую становятся неактуальными. Евангельские же притчи говорят об основополагающих для духовной жизни человека принципах, которые неизменны на протяжении веков. Притчи продолжают жить и в XXI веке – веке компьютеров, нанотехнологий и генной инженерии. С тех пор как Христос рассказал их, были открыты четыре континента, сделано множество научных открытий, произошли кардинальные общественные, социальные и политические изменения, однако эти тексты продолжают волновать сердца и умы своих читателей, что является свидетельством непреложности содержащихся в них вечных ценностей. Евангельские притчи – это не идеология определенной группы лиц или философская концепция, но обращенный к нам голос Бога, который неизменен, несмотря на меняющиеся реалии окружающей жизни, и поэтому притчи всегда сохраняют свою универсальную ценность.
из книги «Истории, рассказанные Христом. Как понимать евангельские притчи».