Для чего нужны притчи
Мудрейшие притчи о жизни, о морали, о добре и зле
Испокон веков люди передавали ценнейший опыт через многотысячные летописи и рассказы. Собираясь вокруг мудрейшего человека в семье, дети перенимали опыт и мудрость бытия. Люди по всему миру старались найти учителя или мудреца, который был способен наставить их. На сегодняшний день мудрейшие притчи не потеряли свою актуальность и продолжают помогать человеку в непростой для него ситуации обрести мудрость, покой и понимание жизни.
Что такое притча?
Притча – это не просто рассказы о жизни, а целые поучительные истории, доставшиеся нам от предков. Мудрейшие притчи передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Каждая притча способна полностью перевернуть сознание человека и научить его новому. В таких рассказах нет замысловатого сюжета. Притчу может понять и почувствовать абсолютно каждый человек. Иногда при принятии решения человек обращается за помощью к повествованию предков и обязательно находит все ответы.
Зачем нужны притчи?
Они являются самым эффективным средством для обучения и развития. Такими поучительными историями можно воспитывать в детях духовность и раскрывать перед ними все законы жизни и бытия. Независимо от давности, даже самая древняя притча может быть актуальна и в современном мире. Некоторым может показаться, что притчи глупые и непонятные, но это еще не значит, что они плохие.
Возможно, притча, которую вы прочитали, вам абсолютно не подходит. Притчи о жизни, мудрые притчи, притчи о добре и зле – все это целый комплекс поучительных историй, основанных на реальных событиях. И когда человек погружается в собственные проблемы, нередко именно притчи становятся лучиком света в конце тоннеля.
Притчи о добре и зле
Притча о добре и зле поможет разобраться, что же такое эти два понятия. И что выбрать человеку, который стоит на перепутье двух сильнейших стихий. Нередко человек думает, что в современном мире побеждает только зло, а добро абсолютно не ценится. Чтобы сделать правильные выводы для себя, стоит обратиться к древним рассказам предков.
В незапамятные времена один старик решил поведать своему внуку очень жизненную историю. Вот она.
В жизни каждого человека происходит сильное противостояние, похожее на войну двух освирепевших волков. Первый волк несет в себе разрушительные чувства, такие как злость, страх, ненависть, ревность, эгоизм и ложь. Второй же, наоборот, несет добро, мир, надежду, любовь. Маленькому мальчику стало очень интересна эта история, и он поспешил спросить у дедушки, какой именно волк побеждает в этой нелегкой схватке? Мудрый старик объяснил внуку, что побеждает именно тот волк, которого человек сам кормит и лелеет.
Мораль этой притчи очень проста: если человек сам старается развивать в себе злые качества, то именно они и преобладают. Фактически человек сам выбирает, каким быть – злым или добрым. Притчи о жизни мудрые и философские. Они помогают человеку найти светлый путь.
Все зло, совершаемое человеком, остается с ним, а отданное добро возвращается ему
Одна нищая женщина из Индии пекла пару лепешек каждое утро. Одну оставляла для семьи, а вторую отдавала случайному прохожему. Она оставляла выпечку на подоконнике, и каждый желающий мог просто подойти и отведать лепешку. Оставляя лепешку, женщина начинала молиться о своем сыне, который покинул отчий дом в поисках новой судьбы. Это продолжалось в течение нескольких месяцев.
Вскоре в дом женщины постучались, на пороге стоял ее сын. Парень был очень худой и грязный. Он поведал матери, что почти дошел до дома, но был так обессилен, что упал от изнеможения. Мимо проходящий горбун сжалился над ним и отдал ему лепешку, и это помогло парню дойти до дома. Услышав это, сердце матери дрогнуло.
Эта притча о добре, которая наглядно показывает законы природы. Люди, совершающие добро, всегда получают добро в ответ. А тех, кто делает зло, окружает только зло.
Притчи о морали
Мудрейшие притчи всегда помогают человеку найти истинный путь. Интереснейшие рассказы не могут оставить равнодушным ни одного человека. Притча о морали помогает человеку ощутить истину бытия и собственной духовности. Вот одна из них.
Недалеко от дороги стояло дерево. Оно было засохшее и увядшее. Ночью по дороге проходил воришка, увидев дерево, он испугался, подумав, что за ним пришла полиция. Ребенок, проходя рядом с деревом, весь задрожал, он подумал, что это приведение наблюдает за ним. Юноша, спешащий на свидание, подумал, что дерево – это его возлюбленная. Но во всех случаях, дерево было всего лишь деревом.
А вот еще одна притча на эту тему.
Однажды учитель собрал вокруг себя своих учеников, взял лист бумаги и нарисовал на нем маленькую черную точку. Он попросил ребят рассказать ему, что они видят. Недолго думая, ученики сказали, что видят обычную черную точку. На что учитель сказал: «А разве вы не замечаете белый лист? Ведь точка такая маленькая, а белый лист такой большой».
Точно так же происходит и в жизни: человек чаще всего обращает внимание на плохие моменты. А то, что помимо этой маленькой черноты есть еще много хороших моментов, не видит в упор.
И напоследок совсем маленькая, но от того не менее весомая мудрость.
Один ученик поинтересовался у мудреца, что бы тот сделал, если бы узнал о его падении? Мудрец, недолго думая, ответил, что приказал бы ему встать вновь. И так до бесконечности. Ведь падают и не поднимаются только мертвецы.
Притчи о жизни
Мудрейшие притчи о жизни помогают не только познать скрытую суть бытия, но и направить человека в нужном направлении, заставив задуматься о главном.
Лягушки отправились в поисках дома, после того как их болото высохло. Наткнулись они на колодец. Одна, недолго думая, прыгнула вниз, а другая сказала: «А если этот колодец высохнет, как мы оттуда выпрыгнем?»
Мораль этой притчи в том, что нельзя браться за дело, не подумав.
О родителях
Этот раздел притч самый поучительный. Зачастую люди не ценят тех, кто подарил им жизнь. Притча о родителях позволит человеку переосмыслить свое отношение к самым близким людям в его жизни.
В один прекрасный день маленький мальчик, вернувшись из школы, передал маме записку от учителя. Женщина взяла лист бумаги, начала читать и расплакалась. Потом зачитала содержание письма своему сыну. Там говорилось, что ребенок является настоящим гением, что в школе нет таких учителей, которые могли бы помочь развивать его талант. Поэтому мальчику предоставлялось домашнее обучение. Прошло много лет. После смерти женщины уже взрослый сын перебирал семейные архивы и увидел письмо. Прочитав его, он прорыдал несколько дней. Там было написано, что мальчика признали умственно отсталым. И рекомендовали матери забрать своего ребенка подальше от школы. Этим ребенком был Томас Эдисон и ко времени прочтения письма, он уже был известным изобретателем.
Мудрые христианские притчи
Мудрейшие притчи о христианской жизни помогут читателям обрести веру и вдохновение.
Однажды по жаркой пустыне шел старик и вел за собой слепую старушку. Ни воды, ни еды у них не было. Вдруг перед ними возникает оазис с райским садом, водой и едой. У ворот сада их встречает вельможа. И предлагает старику посетить его райский уголок, только слепой старухе в раю нет места. Не послушал старик и пошел прочь от сада. Вскоре они пришли к старенькой избушке. Хозяин дома накормил и напоил путников и сказал: «Это ваш рай, в такой рай пускают людей, кто не предал своих и не бросил умирать».
Житейская притча
Мудрые житейские притчи возникали из рассказов предков, которые находили поучительные моменты во время обычной бытовой деятельности.
Одна влюбленная пара переехала жить в новую квартиру. Каждый раз, развешивая белье, женщина удивленно воскликала: «Господи, наша соседка совершенно не умеет стирать белье, оно у нее постоянно серое, не то, что наше». И так повторялось постоянно. Женщина все время удивлялась и хотела посетить соседку и научить ее правильно стирать. Как-то утром, женщина воскликнула: «Дорогой! Посмотри! Она научилась стирать белье. Оно у нее белоснежное. Она, наконец, научилась стирать».
— «Ты ошибаешься дорогая. Я просто вымыл окно».
В мире существует бесчисленное множество разных притч. Мудрые притчи Омара Хайяма занимают важную нишу среди всех мудрейших вековых записей. Их суть говорит о величайшем опыте того, кто их создател. Существуют также мудрые притчи античности, притчи в стихах и прозе и другие. В каждой притче человек может найти истину, которая способна изменить его мировоззрение, заставить смеяться, удивляться или плакать.
Для чего нужны притчи
Функции притчи:
Функция опосредования- между людьми при внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории.
Хранение опыта- являются носителями традиций, посредника культурных отношений.
Исторически понятие «притча» много раз трансформировалось. Притчи Соломона, из Ветхого Завета, созданные, по библейской легенде, царём Израильским Соломоном в X в. до н. э., являются, по сути, сборником изречений, афоризмов на тему морали и религии.
Впоследствии притчи для большей доходчивости стали включать в себя образные истории, заканчиваясь моралью в форме изречения. Таковы притчи, входящие в Евангелие. Эти притчи по форме напоминают басни, но и имеют значительное отличие от них. Притчи, как и басни, иносказательны, но олицетворения в них используются редко, они серьезнее по содержанию и им свойственна некоторая возвышенность. Кроме того, в конце басни часто выводится мораль; притча же всё чаще и чаще оставляет читателю право самому делать выводы. Природа и характеры людей рисуются в них схематичными чертами, упор делается на поучительность, на выводы морально-религиозного направления.
Долгое время притча как жанр литературы не развивалась, но в конце XIX – начале XX в. она возникла в современном своём виде. Некоторые видные писатели привлеклись стилевыми особенностями притчи – не нужно было заниматься тем, чем занималась художественная проза: описывать обстановку, характеры героев, развитие сюжета. Всё внимание можно было сосредоточить на интересующей морально-этической проблеме. Из отечественных писателей свою прозу подчиняли законам притчи Л. Толстой, В. Дорошевич. За рубежом притчу использовали для выражения своих философских взглядов Кафка, Сартр, Марсель, Камю.
Притчи, как и сказки, в основном – плод народного творчества. Зачастую у притчи нет конкретного автора. Это происходит потому, что притчи передаются из уст в уста, как раньше сказки, а теперь анекдоты. Притчи рождаются в недрах какой-либо культуры, передаются и пересказываются в рамках этой же культуры, оттачивая точность своего смыслового содержимого и избавляясь от лишних и незначительных деталей. Сюжеты для притч даёт сама жизнь. Когда происходит событие, ярко иллюстрирующее какую-либо идею, его рассказывают, удаляя из него несущественные детали. Персонажи притч – это люди чаще без имён, называемые по признакам, которые важны в данном контексте (учитель, жадный человек, бедняк, продавец, путник и т. п.).
Судьба авторских притч немного иная. Автор не пересказывает придуманные им притчи устно, а публикует их. Поэтому чаще всего, пересказывая или переписывая (в Интернете) такие притчи, сохраняется и имя автора, и авторская форма притчи. Хотя и они не застрахованы от видоизменения. Не запомнив источник, люди пересказывают и авторские истории своими словами, после чего притча теряет прежнюю авторскую форму и превращается в народную.
П.2. Особенности современной притчи
Притча –жанр неустаревающий. Его популярность заставляет обращающихся к притче размышлять о его сути, границах, возможностях их расширения или, напротив, сужения, о путях жанровой контаминации и трансформации. Широта применения наименования «притча» и разброс суждений о ее возможностях впечатляют.
Главноеместо в русской литературе принадлежит, конечно, библейской притче, и прежде всего евангельской, однако углубляется и растет интерес к восточной культуре у писателей, незамыкающих свой кругозор рамками православия и христианства в целом, доминирующих в культуре, где им выпало родиться.
По словам Д.Давыдова, «для современной культурной ситуации большее значение имеет притча, скажем, суфийская. Суфийская притча. ей не может быть дано каноническое истолкование. Потому что нет того канона, который за это ответственен»
Суфизм- это мистическое течение в исламе, цель которого- духовное преображение и совершенство. Как культурно-историческое явление суфизм начал формироваться в рамках Ислама в 8-10 вв. Тем не менее, идеи суфизма универсальны и могут пересекаться с самыми различными духовными учениями и религиями.
Суфийские притчи ведут искателя к Реальности. Они многообразны, как жизнь, и каждый человек понимает их по-своему, хотя общая цель одна. В основе суфийских притч лежит любовь и преданность. Только любовь дает человеку возможность отказаться от своего эго, являющегося завесой для постижения истины. Когда сброшен покров самости, открывается истинное.
Границы жанра изменяются также сближением с другими родами и видами литературы, областями искусства и знания. Авторами, размышляющими о притче и с помощью притчи, выделяются:
«лирическая социальная притча»
«притча с отчетливо выраженным метафизическим смыслом»
«пророческая притча антиутопического характера»
«притча, внешне абсурдная, но по сути поэтически точная» «религиозно-мистическая притча»
Но особенно часто возникает разговор о «философской притче». «Классические философские романы, романы-притчи писал Станислав Лем. Эта линия продолжается и в современной отечественной фантастике».
Для восточного сознания притчи не менее привычны, чем сказки для русского, что соответственно заставляет нас, при узнавании об этом, относиться к сказкам собственного народа как к притчам.
П.3. Сравнительный анализ притч.
Притчи –универсальный жанр,так как может существовать самостоятельно и легко, органично входить в речевую ткань большого произведения как притчевое начало, как составная часть романа, дополняя, разъясняя ситуацию, поведение героя или авторскую точку зрения.В произведении притча выступает как элемент художественности. Например, притчи встречаются у А. С. Пушкина в «Капитанской дочке», Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»,Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание»; стихотворения в прозе И.С. Тургенева содержат в себе элементы притчи.
Притча- это образ мира, в слове явленный.В последнее время русские писатели, работающие в жанрах малой прозы, все чаще обращаются к жанру притчи, ставшему популярным не без влияния Пауло Коэльо и его романа «Алхимик».(«Каждый человек на земле, чем бы он ни занимался, играет главную роль в истории мира».
«Никогда не отказывайся от своей мечты».
«Жизнь тем и хороша, что в ней сны могут стать явью»).
И хотя притчевая манера изложения позволяет отсеивать все ненужное, рамки ее повествования могут быть безграничны благодаря знаковому пространству, позволяющему автору адресовать произведение читателю разного уровня: от профессора до домохозяйки. В притчах И. Бояшева «Путь Мури», «Повесть о плуте и монахе» нет глубокой разработки характеров героев, развернутых характеристик и пейзажных зарисовок, композиция проста, сюжет не развернут.У каждого героя свой путь. Но произведения объединены поиском точки опоры, цели существования человека и всего живого на этой планете. Путь не обозначен. Его нельзя найти, следуя за кем-то, а только можно обрести, исходя из собственной индивидуальности. Если живете своей жизнью- обретете счастье.
Каждый писатель все-таки привносит в жанр что-то свое, новаторское. И. Бояшов выступает и как писатель, и как историк, смешивая времена, язычество и христианство. Таким образом, можно сделать вывод, что притча понятна бывает только в контексте: смысл обусловлен поводом, по которому она рассказана. Само содержание притчи остается устойчивым, меняются смысловые акценты. Поэтому разные притчи в определенной ситуации могут нести один и тот же смысл. Главным для этого жанра является установление связи события или явления с неким универсальным законом, выявление в этом законе глубинного обобщения смысла.
Замечательным мастером современной притчи является Феликс Кривин (11 июля 1928г.-24 декабря 2016г). Он легко сочетает лирику и иронию, естественный творческий метод- свобода от условностей. Самые сильные приемы автора- аллегория и виртуозная игра словами. Герои- птицы, звери, вещи и бытовые предметы, но в подтексте четко проступает человек во всем своем многообразии характеров, настроений, привычек, взаимоотношений. Возьмем его притчу «На пути к океану».
Притча похожа на сказку, полностью построенную на аллегории. Название «На пути к океану» предполагает долгий, трудный путь к чему-то главному и важному. Рыбка маленькая, но, как говорит автор, знает, чего хочет. Она упорно передвигается, от болота к болоту, как заправский пешеход, преодолевая трудности. Автор с иронией пишет: «Что за чудесная вещь- привал в болоте».И вроде бы нам симпатична рыбка Анабас своим характером, упорством, настойчивостью, желанием достичь цели. Но последняя фраза автора заставляет задуматься о том, что такое «океан» и что такое «болото». Каждый человек понимает это по-своему, так как каждый делает свой выбор в соответствии со своими желаниями, нравственными ценностями и жизненным опытом. Автор не издевается над своими героями, он посмеивается, смех мягкий, ироничный, как бы прощающий, но и вопрошающий. В притчу «Два камня» так и напрашивается пословица:«Под лежачий камень вода не течет». Только живя настоящей жизнью, совершая ошибки, разочаровываясь и побеждая, можно понять, что такое жизнь. Но каждый делает выбор сам.Кто-то скажет, что рыбка «разменивается», продвигаясь от болота к болота, теряет себя, свои душевные качества, может быть даже во что- то не совсем достойное. Она слишком легкомысленна, что отправилась покорять океан. Наверное, автор не случайно использует «болото», а не озеро, реку и т.д.-там вода чиста, проточна. А болото- это застой. С другой стороны, чтобы достичь поставленной цели, необходимо пройти через трудности, испытать «голод и холод», терпеливо, шаг за шагом трудиться для исполнения своей мечты. Главное, чтобы мечта была достаточной и не вела к разрушению личности. Рыбка кажется целеустремленной, трудолюбивой. Читатель постоянно в напряжении, следит за автором, то за рыбкой, он находится на «перепутье». Свои размышления читатель сравнивает с тем, о чем рассказывается в истории, перекладывает на себя ситуации (функциязеркала), в то же время пытается по-своему ответить на вопрос; Наверное, можно так добраться до океана (функция модели). В притче проблема выбора- это пробуждает внутреннее противоречие в читателе (модель опосредования). Конечно, притча аллегорична, но ей нужна попытка,чтобы понять ее содержание. Авторская позиция заключена в последнем переложении: нет готового ответа, каждый решает сам. Но подсказка все-таки есть, так как притча остается носителем традиций, посредством культурных отношений (функция хранения опыта): жизнь- это череда выборов и каждый человек, делая выбор, берет на себя ответственность за последствия. Так, например, современные молодые люди из провинции, собираясь покорять «столицы, думают, что для достижения цели, все средства хороши. Многие идут к этому путем потери нравственных ценностей, идя на сделки со своей совестью и т.д. Для традиции притчи характерно не развитие героя, а сам результат.
Кривин следует традиции только наполовину: мы не видим, как развивается или не развивается рыбка, но и результата нет. Концовка отличается открытостью. В этом особенность притчи.
Мелочи жизни
Название притчи несет в себе основную мысль всего произведения,
Произведения автора ценны не только формой и содержанием, но и своей глубоко нравственной дидактической подоплекой. Б. Озерская: «Он видит явления и вещи стереоскопически. Ему нет равных в умении отдирать с мясом от слов приросший к ним метафорический смысл и возвращать им самый что ни на есть прямой с тем,чтобы снова придать этому смыслу переносный. С тем чтобы снова…. И так до бесконечности». Произведения Кривина лаконичны, завораживают, заставляют читать вновь и вновь, глубоко интеллектуальны, рассчитаны на понимание подтекста на стыке прямого и переносного значения.
Близки к произведениям Ф. Кривина небольшие притчи Виктора Кротова «Хозяйка земли», «Паук Панфутий», «Киоск, в котором есть все». Притчи невелики по объему, загадочны, фантастичны и необычны. Сюжеты можнотрактовать по-разному. Название «Хозяйка Земли» настраивает на встречу ссерьезной, уверенной в себе героиней, владетельной и сильной, а на деле оказывается слишком самонадеянная улитка, которая возомнила себя хозяйкой земли: глупая, ишь на что замахнулась. Мало ей показалось ракушки. Гордо думает: «Теперь я Хозяйка Земли». Иронично звучат авторские слова в конце: «Только бы меня жаба не слопала». А может быть, она всего лишь упала на спину, вот и барахтается. Но какая оптимистка: в любой ситуации ищет положительное. «Хорошо ползти по космосу». Таким образом, читатель вправе делать свой выбор смысла притчи.
Паук Панфутий
Наверное, не случайно автор дает имя герою созвучное с Конфуций – древним философом. Паук – талантливый мастер плести сети, узоры, заманивая в ловушку легковерных и легкомысленных. Паук Панфутий – это может быть Всемирная паутина, которая опутывает и затягивает людей. С этой стороны она является злом. Но, с другой стороны, паук своей сетью объединяет всех, помогает узнать друг друга, избавляет от одиночества. Значит, делает добро. В этих притчах хорошо просматриваются функции жанра: зеркала- читатель сравнивает свое с тем, о чем рассказывается в истории; модели- читатель сам выбирает способ решения ситуации иего последствия.
Таким образом, особенность современных притч в том, что их нельзя трактовать однозначно, они лишены назидательности и моралистики, заставляют человека задуматься над ситуацией и сделать вывод в соответствии со своими принципами и жизненными ценностями.
В Интернете очень публикуется притч, похожих на произведения А. Грина, А. Платонова. («Стакан молока», «Бирюзовые бузы», «Полуправда» и т.д.)
Особенности притчи
Опора на традиционные притчи
Сохраняет трехчастную структуру
Лишены каноничности, стали более ироничны
Автор предлагает самому сделать выбор (нравственный, этический, моральный)
Более гибкие, вбирают свойства разных жанров: детектива, повести, лирического произведения.
Могут существовать вне контекста, смысл понятен без ситуации.
Явно просматриваются все функции притчи: модели, зеркала, опосредования, хранения.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что жанровое своеобразие притчи в современной литературе обусловлено не только каноном библейской притчи, но и влиянием восточной. Они несколько разные, так как большую роль в восточной притче играет загадочность, остроумие, парадоксальность, отсутствие готовых для читателя интерпретаций. Важное значение приобретает «философская притча», в которой нет моралистической направленности. В то же время притча соединяется с другими жанрами массовой литературы – детективом, фантастикой, наполняя их более глубоким смыслом. Сохраняя традиции жанра в тематике, структуре, притча обновляется в лексике и стилистике. Притча имеет большое воспитательное значение.
Таким образом, притча была и остается значимым жанром в жанровой системе современной литературы.
Список литературы
Н. Книгиницкая «Воспитание любви к художественному слову у школьников в процессе изучения стилевых особенностей произведений Ф. Кривина», Научный вестник, 2014 г., вып. 2, стр. 119-129.
С. Бережной «О Кривине», «Мир Ф» 4 / 8.
Н Бологова «Жанровые особенности притчи в современной отечественной литературе» «Криотика и семиотика», Новосибирск, 2013, вып.8.
Р. Наджеми «Современные притчи», «София», 2004г.
П. Коэльо «Алхимик», «София», 2003г.
Кушнарева Л. И. Эволюция притчи // Сфера языка и прагматика речевого общения. Краснодар, 2002.
Товстенко О. О. Специфика притчи как жанра художественного творчества : Притча как архетипическая форма литературы // Вестн. Киев. ун-та. Ром.-герм. филология. — Киев, 1989. — Вып. 23.
Тюпа В. И. Грани и границы притчи // Традиция и литературный процесс. Новосибирск, 1999. С.
Притчи. В чем их польза и какие они бывают
Как вы заметили, наряду с тематическими статьями, психотехнологиями и цитатами, я довольно часто публикую на Благополучнике притчи. В словаре притча трактуется как небольшой рассказ, аллегорический по форме и нравственно-дидактический по цели. С таким определением я согласен лишь отчасти. Позволю себе поправить это определение, указав на то, что цель притчи формируется ситуативно и определяется рассказчиком.
Так, притчи являются мощным инструментом изменений «в руках» грамотного психотерапевта. В данном наглядная демонстрация какого-либо нравственно-дидактического аспекта жизни занимает второстепенное значение. Притчи в психотерапевтическом процессе успешно используются там, где сознание человека находится в тупике, и необходимо обращение к Бессознательному на соответствующем языке. Как вы знаете из цикла заметок «Язык Бессознательного», речь идет об — образах, символах, модальностях и субмодальностях.
Используя притчи, психотерапевт формирует у клиента ряд символов и образов, которые несут глубинный подтекст, обладающий изначально экологичной, гармоничной установкой. Доходя до Бессознательного, этот «посыл» начинает работать в обход сознанию, запуская исцеляющие процессы, зачастую еще до начала непосредственной психотерапевтической работы. Результатом правильно подобранной и рассказанной притчи являются инсайты (интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении её решения).
О том, как «работает» притча, о том, что у нее есть 4 уровня (пласта) и о многом другом на эту тему написана отличная книга А.Н. Иванова — Притчи и истории для тренера и консультанта. Практикующим коллегам и людям, которые хотят жить счастливо и эффективно — рекомендую.
Сегодня я приведу небольшой отрывок, в котором дается краткий обзор существующих видов притч. Помимо общего развития эта информация даст еще одну степень глубины понимания притч, которые будут вам попадаться. В том числе и притчи с Благополучника — я в большинстве случаев указываю, к какому виду они принадлежат.
Виды притч. Отрывок из книги А.Н. Иванова «Притчи и истории для тренера и консультанта».
Суфизм (араб, тасаввуф) — это мистическое течение, зародившееся в исламе в VIII веке и к X веку сложившееся в самостоятельное религиозно-философское учение. Считается, что суфизм зародился на территории современного Ирака и Сирии. Самый известный суфий XX века Идрис Шах (родился в 1924 году, его родословная восходит к пророку Мухаммеду и персидской династии Сасанидов) говорил: «Суфизм — это „наука» об успокоении того, что должно быть успокоено, и о пробуждении того, что может быть пробуждено; о том, как научиться не думать, будто вы способны успокоить или пробудить, когда это вам не по силам».
Суфисты считают своей целью духовное и нравственное очищение, интуитивное познание Истины и Бога с помощью Любви и Преданности. Суфисты активно использовали притчи, чтобы закрепить в уме не верование, но образец, который помогает человеческому сознанию действовать «новым» образом. Современные суфисты утверждают, что вопрос: «Где и когда зародился суфийский образ мышления?» — не имеет реального смысла, поскольку «место» суфизма — внутри человечества. Вот одна из суфийских притч.
Восточные притчи в большей степени отражают элементы повседневной жизни человека и его внутреннего мира. Многие восточные притчи сопровождаются краткими пояснительными комментариями, облегчающими их понимание.
Восточные истории направлены на расширение жиз-ненного опыта человека, повышение его уверенности в себе. Пожалуй, главная направленность восточных притч — принятие человеком ответственности за собственную жизнь.
Даосизм — одно из древних религиозно-философских учений, возникшее в Китае в VI-V вв. до н. э. Основоположником даосизма считается старший современник Конфуция китайский мудрец Лао-цзы (VI в. до н. э.), о котором практически ничего не известно.
Согласно легендам, мать вынашивала Лао-цзы не один десяток лет. Родился Лао-цзы седым, и имя его означает «Престарелый младенец». Иероглифический знак «цзы» означает одновременно и понятие «философ», поэтому имя Лао-цзы часто переводят как «Старый философ». Трактат Лао-цзы «Дао дэ цзин» («Трактат о Пути (Дао) и Добродетели (Дэ)») является основой даосизма и считается одним из наиболее значительных философских трудов.
Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое целое, стремящееся к гармонизации. В Дао отме-чается равновесие и взаимодействие противоположностей Инь и Ян (женского и мужского начал, Земли и Неба), символизирующих две полярности, которые существуют в каждой вещи, противореча и одновременно дополняя друг друга.
Обратимся к классической даосской притче.
Буддизм — учение, возникшее в древней Индии в VI-V в. до н. э. и ставшее, наряду с христианством и исламом, одной из трех мировых религий.
Трудно сказать, что такое буддизм по своей сути — религия, философия или образ жизни. Приверженцы буддизма отмечают, что это ориентир, следуя которому человек может добиться определенных результатов.
«Будда» в переводе с санскрита означает «будить, пробуждать, знать, воспринимать». Проще говоря, Будда значит «просветленный».
Учение Будды передавалось устно в виде притч, охва-тывающих значительный круг тем. До нас учение Будды дошло благодаря его ученикам и последователям.
Буддисты верят в Колесо Перевоплощений и считают, что человек рождается на Земле, живет на Земле и, умерев, возвращается на Землю в другом теле. Буддисты утверждают, что человеку суждено перерождаться, чтобы повторно выучивать те уроки, которые он пропустил, не усвоил в прошлых жизнях; что во всех своих страданиях виноват сам человек. Поэтому следует смиренно сносить все мучения и стараться избегать их в будущем.
В буддизме важно освободиться от желаний и потреб-ностей, поскольку именно в них Будда видел причины не-счастий в мире.
Согласно философии дзен, взмах крыльев бабочки на одной стороне земного шара может вызвать ураган на другой его стороне.
Дзен можно назвать внутренним искусством жителей востока. Основы дзен в Китае были заложены Бодхидхармой, который пришел в Китай из Индии в VI веке. Впоследствии, в XII столетии, учение дзен проникло и в Японию. Дзен описывали так: «Особое учение без священных текстов, вне слов и букв, которое учит о сущности человеческого разума, проникая прямо в его природу, и ведет к просветлению».
зма махая-ны. Оно представляет собой видоизмененную форму буд-дизма и восходит к своему индийскому основателю Будде Шакьямуни. Видоизменившись в Китае, буддизм получил в Японии свое дальнейшее развитие. Усовершенствованный китайскими и японскими жрецами, дзен-буддизм стал весь-ма значительно отличаться от изначального буддизма. Есть утверждения, что дзен-буддизм в действительности вовсе не является буддизмом в общепринятом смысле.
Практика дзен появилась в Японии еще в VII веке, однако распространение дзен как самостоятельного направления японского буддизма началось в конце XII века.
Расцвет дзен приходится на период Муромати (XIV-XVI вв.). В это время дзенские монастыри становятся центрами религиозной, политической и культурной жизни страны, а собственно дзен превращается в философию жизни, оказавшую существенное влияние на стиль мышления и образ жизни японцев.
Дзен означает «все делать совершенно»: совершенно заблуждаться, совершенно выигрывать и проигрывать, совершенно быть уверенным и сомневаться…
Предания об Иисусе Христе собраны и детально изло-жены в четырех Евангелиях: от Марка, от Матфея, от Луки и от Иоанна. Собранные вместе, эти Евангелия составляют основу христианского Нового Завета.
В христианстве Иисус Христос совмещает в себе как божественную, так и человеческую природу.
Главная книга христиан — Библия. Она включает в себя Ветхий Завет и Новый Завет. Христианские заповеди о человеке занимают в Библии одно из центральных мест. Свои притчи Христос обычно заканчивал словами: «Имеющий уши слышать да услышит».
Важнейшая идея христианства — идея греха и спасения человека; принятие себя как образа Божия, сохранение души и достижение Царства Божьего.
Для этого человеку необходимо осознать грешность жизни, принять свой путь и следовать по нему с соблюде-нием божественных законов всю жизнь. Стоит отметить, что путь христианина выходит за рамки его жизни.
Ключевым в христианстве является понятие «прощение», что делает христианство религией уникальной, ведь о покаянии и прощении не говорит больше ни одна из мировых религий.
Для изложения поучительных истин в христианстве употребляются притчи. Они содержатся в трех Евангелиях из четырех — от Матфея, Марка и Луки — и несут в себе доброту и любовь к Богу и людям.
Надеюсь, эта информация была для вас интересна и полезна. Когда вам попадется очередная интересная притча, обратите внимание, к какой разновидности она принадлежит. Уже только это откроет для вас много нового в, на первый взгляд, самой обычной поучительной истории, какой могла бы показаться притча на первый взгляд. Встретимся в следующих заметках!
Возможно, вам будет интересно:
Posted by Антон Ковалевский
Главный специалист Института инновационных психотехнологий