Для чего нужны развлечения
Роль развлечений и праздников в жизни ребенка
Подготовка и проведение праздников и развлеченийслужат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.
Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным. В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
В дошкольных учреждениях установилась замечательная традиция торжественно отмечать праздники. По своей идейной направленности и построению различают праздники трех видов: 1.Общественно-политические: День России, День защитника Отечества, День Победы. 2. Бытовые, к которым относятся новогодний праздник, праздник выпуска детей в школу и др. 3.Сезонные: проводы зимы, День птиц, летний праздник.
Общественно-политические праздники проводятся с особой торжественностью.
Бытовые и сезонные праздники отличаются от общественно-политических своей тематикой, связанной с бытом, жизнью детей, художественным оформлением и построением, в котором больше непосредственности, меньше торжественности. Особое место среди них занимает праздник Нового года, один из самых любимых детьми. Это сказочный, полный волшебных превращений праздник, сулящий дошкольникам немало волнующих неожиданностей.
Темами сезонных праздников являются жизнь и деятельность Детей.
Праздники, несущие детям радость и веселье, служат важным средством их гармонического воспитания. Полноценная подготовка к ним и удачное их проведение зависят от серьезной, умной, творческой работы воспитателя и музыкального руководителя.
По характеру участия в них детей и взрослых эти вечера делятся на три вида: 1. Вечера развлечений, подготовленные силами взрослых для детей.
2. Вечера, подготовленные силами детей.
3. Смешанные вечера развлечений, в которых принимают участие и взрослые, и дети.
По форме организации вечера развлеченийделятся также на несколько типов: зрелищного характера, концерты и тематические вечера, детской самодеятельности, вечера-забавы и спортивных развлечений.
Многообразие вариантов вечеров развлечений, создаваемых творчеством самих воспитателей, наполняет каждый из них неповторимым своеобразием.
Зачем нужны fun-развлечения для персонала
Почему многие российские розничные компании стараются организовывать корпоративные развлечения для персонала, вовсе не считая их бесполезной тратой времени? Чем они руководствуются и какую пользу извлекают из организации массовых fun-мероприятий?
1) создание и развитие команды;
2) проведение досуга;
3) получение сотрудниками престижа, почета или вознаграждения;
4) поднятие рабочего настроения коллектива;
5) обучение сотрудников.
Во многих компаниях fun-игрища для сотрудников устраивают давно в целях организации совместного досуга, приносящего максимальное удовольствие и развлечение. Например, конкурс «Веселый урожай», организованный в компании, помогает выявить лучших садоводов и овощеводов среди сотрудников. Сотрудники в свою очередь представляют на суд зрителей-коллег и специально отобранного жюри оригинальные фрукты и овощи нестандартных размеров и делятся личным опытом с другими сотрудниками в их выращивании. Затем в игровой форме участники конкурса готовят из выращенных овощей вкусные блюда, которые могут попробовать все желающие. Безусловно, что мероприятие, проведенное в подобной игровой форме и соответствующим образом оформленное, имеет огромное эмоциональное воодушевляющее воздействие на персонал. Сотрудники всегда рады побыть в неформальной обстановке вместе, что дает им реальное время для более тщательного знакомства и установления тесных дружеских отношений. Кроме того, конкурс дает возможность сотрудникам повысить собственную самооценку, предоставив возможность выделиться в коллективной среде личными результатами «дачного творчества». Таким образом, свободное времяпровождение сотрудников далеко не последний пункт в деле формирования корпоративной культуры компании. Ведь через неформальное общение происходит лучшее узнавание сотрудников друг друга, появляются общие интересы, осуществляется продуктивный обмен мнениями по поводу различных рабочих моментов и лучшей организации труда.
Обучение через игру
— Понимать и принимать получаемую информацию.
Ничего так не обеспечивает эффект, как успех в ходе игры.
— Практика приводит к совершенству.
— Практика мотивирует обучающихся.
— Необходима обратная связь во время обучения.
— Необходимо достаточное время для практики.
Некоторые компании активно используют в качестве инструмента обучения игру «Поиск сокровищ Марины Мнишек», опираясь на законы обучения для взрослых. Все вышеперечисленные законы использованы в данной игре. Калейдоскоп внешних событий, цепочка случайностей, присутствующих в игре, приводят сотрудников к целому ряду экстремальных жизненных ситуаций, требующих немедленного разрешения. В игре постоянно происходят «непредвиденные коллизии»: автобус, на котором ехали сотрудники к месту игры, внезапно ломается, сокровища неожиданно похищены, и ряд других. Ограничивающие игру правила, например отсутствие мобильных телефонов у всех сотрудников, усиливают потенциал воздействия на совместную работу персонала для разрешения сложных противоречивых ситуаций и их ликвидации. К тому же по правилам игр возможны лишь совместные коллективные действия. Например, не разрешается кого-то из сотрудников оставить на месте происшествия, в то время когда остальные должны идти пешком для достижения цели. Несомненно, данная игра, включающая в себя авантюрную ситуацию, в которой участвуют все сотрудники, обучает их более плодотворному совместному взаимодействию, что им обязательно пригодится в повседневной работе. Заметим, что в процессе проведения игры включаются следующие инструменты воздействия на персонал: самостоятельное обучение коллективному планированию действий, структурированию и эффективному использованию времени, распределению соответствующих ролей в заданном сценарии, слаженности в выполнении задании.
Иногда игра служит просто для поднятия настроения сотрудникам. Так, в ряде коммерческих компаний сотрудникам в пиковые дни продаж дарят конфеты или небольшие сувениры. По словам руководителей отделов по работе с персоналом этих компаний, такие действия особенно необходимы сотрудникам в сложные трудовые будни, когда они работают с отдачей 150% и, безусловно, очень устают. Обычно это происходит следующим образом: при выходе с работы дежурный менеджер раздает всем без исключения сотрудникам конфеты, книжки или цветы. Подобная акция очень похожа на игру, на самом деле есть настоящая благодарность сотрудникам за хорошо выполненную работу. Даря сувениры, компания заботится о настроении сотрудников, которым напрямую определяется их дальнейший вклад в работу в последующие дни.
Играть и выигрывать
Корпоративное кино для всех
— определение бюджета на создание корпоративного фильма;
— поиск киносъемочной группы;
— согласование плана съемки;
— съемка, озвучивание, титры и музыкальное оформление;
— запись на DVD и тиражирование.
Полезный инструмент воздействия на персонал
Все перечисленные примеры fun-игрищ для персонала в той или иной степени способны:
— воздействовать на сотрудников и вызывать групповой энтузиазм;
— повышать компетенции персонала в различных областях знаний о жизни компании;
— мотивировать персонал на достижение отличных результатов труда;
— информировать руководство о настроениях и особенностях мотивации сотрудников;
— развивать креативность и творчество сотрудников.
Во время проведения корпоративных fun-развлечений сотрудникам компания может передать необходимые знания и энергию, транслировать определенные ценности. Таким образом, fun-мероприятия выступают основой построения корпоративной жизни компании высокого уровня.
Досуг и развлечения влияют на наш характер
Проповедь Вениамина Викторовича Ларина, пастора церкви Новая Жизнь ЕХБ Астрахани, произнесённая 19 июля 2015 года.
Духовно ли в наше время развлекаться?
Тема этой проповеди будет необычная: речь пойдёт о том, как мы проводим наш отдых, о нашем досуге и развлечениях.
Как я пришёл к этой теме? На одном своём семинаре я упомянул, что в древности люди часто ходили в театры, и театры тогда считались очень духовным мероприятием. В древнегреческих театрах прежде всего возносили славу богам, и это делало развлечение духовным. После того семинара мне задали вопрос: духовно ли в наше время развлекаться? И эта тема действительно интересная — нам нужно определить, духовно ли мы проводим своё свободное время. Я провёл изучение и пришёл к таким выводам:
Что говорит Библия на тему свободного времени:
Вы недооцениваете важность досуга
Обойти тему свободного времени не получится, потому что это очень существенная часть нашей жизни. Даже более того: похоже, что это основная её часть! Кто-то из вас может не согласиться с этим, считая основной частью жизни человека его работу. Но разве всё, что есть в жизни, предназначено именно для труда? А может быть на самом деле работа существует для того, чтобы отдыхать? Цель нашей работы кажется очевидной: заработать денег. Но что потом мы с ними делаем? Конечно, тратим их не снова на работу, а на то, как устроить свободное время. Работа — это полезное и нужное дело, но обычно кажущееся неприятным; а вот отдых — это то, к чему стремится наша душа.
Писание не ставит работу важнее отдыха
Когда мы читаем Ветхий Завет, буквально с первой страницы мы видим, как Слово Божье пытается настроить нас на эту волну. Еврейский день начинается вечером, как Писание говорит: «И был вечер, и было утро, день такой-то. » (1-я глава книги Бытие). Что означает начало дня с вечера? Вечером у нас дома обычно происходит ужин, общение, подготовка ко сну, потом сон. и только потом наступает утро, когда мы встаём и говорим себе, что день начался. Получается, что в Библии день начинается по-нашему с конца: сначала всё связанное с отдыхом, а потом работа. Всё сводится к тому, что мы не отдыхаем от труда, а работаем после отдыха. Сейчас у людей в течение дня происходит много всяких трудов. Например, те, кто бывал в Америке, удивляются тому, как люди там совмещают сразу несколько видов работ: они постоянно на нескольких работах, потому что у многих кредиты.
Писание учит не прекращать служение на время отдыха
Наше свободное время не может быть постоянно занято чтением Библии, молитвой, духовной борьбой и каким-то служением — вы наверняка согласитесь, что мы проводим время и в чём-то другом. Вспомните, чем лично у вас обычно занят досуг. Оказывается, на это у нас отводятся большие ресурсы, в том числе денежные. Но обратимся к одному тексту Писания, в котором апостол Павел пишет молодым семьям:
В этом отрывке интересно, что значит фраза «служили Господу без развлечения». С языка оригинала она более точно переводится как «служили Господу, не отвлекаясь на что-то». Речь не идёт об отсутствии развлечений совсем, а о том, чтобы христиане служили Богу, не отвлекаясь. И я заметил, что эта норма сегодня серьёзно пересмотрена: сегодня в нашем мире уже многие христиане наоборот не отвлекаются как раз на служение.
По увлечениям человека можно поставить ему «диагноз»
Наше свободное время используется по нашему усмотрению, так что устоялось выражение: «это дело вкуса», или ещё: «о вкусах не спорят». Так нужно ли нам изучать свои вкусы и проверять, нормальные ли они? Должны ли мы ещё и допускать других людей к размышлению о них, чтобы дать им оценку?
По внутреннему расположению каждый из нас выбирает лишь только то, что ему на самом деле нравится, и что ему по характеру кажется приятным. Никто ведь не ищет себе в свободное время чего-то неприятного. И возникает вопрос: «Что мне приятно»? Очень давно один проповедник высказал интересную идею: «Подумайте внимательно о том, какой вид разговора доставляет вам удовольствие. Этот вид разговора много говорит о том, что вы из себя представляете». Действительно, то, о чём мы любим поговорить, много говорит о нашем внутреннем мире. Поэтому наши удовольствия многое могут нам рассказать о нас самих.
невероятные превращения характера
Вы когда-нибудь видели квадратные арбузы? Я видел фотографии таких арбузов и узнал, как они выращиваются. Когда появляется завязь арбуза, её заключают в разбираемую квадратную форму. Также ещё и на грушу надевают маленькую раскрываемую формочку, похожую на мыльницу. Форма арбуза может быть не только квадратной, но и, например, конической или любой другой. И когда завязь развивается внутри этой формочки, он заполняет весь её объём и принимает её форму. Цена такого фрукта выше обычного, потому что над ним пришлось больше потрудиться специалистам, но это окупается, потому что покупатели любят такие экзотические продукты, к тому же их ещё очень удобно перевозить.
Бывает, что дерево растёт под влиянием сильных преобладающих ветров, например, где-нибудь на побережье. В результате оно вырастает под сильным уклоном. Я видел в Приэльбрусье удивительное зрелище: там, где когда-то сошла лавина, деревья у подножия горы долго оставались под тяжестью снега. И теперь на нескольких гектарах можно видеть берёзы, растущие под наклоном.
В Польше есть интересный лес с соснами высотой метров 15, у которых стволы невысоко над землёй делают резкий изгиб, потом продолжаются в виде дуги и дальше растут снова вверх. Многие удивляются, почему весь лес на нескольких гектарах растёт таким странным образом. И есть одна версия, что когда-то местные производители мебели каким-то особым способом заготавливали молодые деревья для создания округлых деревянных изделий в будущем.
«Преобладающие ветра» в нашей жизни — это определённые влияния и какие-то формы — они меняют наш характер и наше внутреннее «я», формируют нас. Что мы смотрим, что мы читаем, как мы развлекаемся — это определяет нашу внутреннюю форму. В результате мы все уже стали на данный момент очень определённым конечным продуктом с каким-то индивидуальным «изгибом».
Мы не можем оставить свой характер в такой форме
Невероятно: даже непокорные люди могут обрести образ мысли праведников!
Самая трудная задача, которую Бог поручает нам в жизни, — это чтобы мы теперь менялись. Хотя мы сами перед собой такую задачу не ставим и не так часто задумываемся, как нам преображаться и становиться другими. Мы не думаем о том, что наш характер нужно менять. Поэтому мы оказываемся в большом затруднении: мы говорим сами себе, что нужно меняться, но понимаем, что нам это делать трудно. Ведь как обычно меняется человеческий характер? Трудно, долго. а иногда и вообще никак.
Возможно, вы верите, что ваш характер вообще не может меняться, но Священное Писание раскрывает нам вот какую тему:
В рассказе о рождении Иоанна Крестителя написано:
Невероятно: даже непокорные люди могут обрести образ мысли праведников! Мы ценим свою индивидуальность в виде своего характера, но нас об этом никто не спрашивает: Божье слово говорит нам что-то делать, чтобы изменяться, даже если нам трудно. Чем больше мы уже прожили, тем сильнее наши характеры успели сформироваться, подобно квадратным арбузам, в то время как в детском возрасте нам было бы изменяться гораздо проще. Особенно когда мы уже попробовали и увидели, что перемены получаются плохо, это заставляет серьёзно нервничать и переживать, и тогда от повелений Божьего слова тянет уйти куда-то в сторону. Но если мы не игнорируем наставления Библии, то нужно всерьёз подумать о том, как нужно меняться.
Как перестать быть «квадратным арбузом»
Остаётся понять, как же именно действовать. Универсального решения нет, но нам поможет разобраться следующая иллюстрация: это наша чёлка, которую мы зачёсываем всё время либо в одну, либо в другую сторону. Обычно эту привычку прививают в детском возрасте родители, когда учат детей не ходить с волосами на лбу, а выбрать в какую сторону их причёсывать. Но если спустя несколько лет человек захочет делать причёску, например, не слева направо, а справа налево, то он обнаружит, что направление так просто не поменять — волосы уже от самых корней растут в привычную сторону. Некоторые люди даже бреют голову наголо, чтобы исправить направление зачёса, но даже это не всем помогает.
Наши увлечения и то, что мы читаем или смотрим, оказывает очень серьёзное влияние на нашу жизнь, а точнее формирует наш характер. Например, возьмите человека, который с нетерпением ждёт юмористических программ по телевизору или постоянно смотрит всякие развлекательные видеоролики в интернете. Что вы можете сказать, если он проводит таким образом год за годом свою жизнь — кем он станет, каким он будет? Возможно, это поможет ему стать юмористом, но более вероятно, что из-за этого просто его характер станет легкомысленным. Юмор не настолько полезная вещь, ведь комедианты часто лишь высмеивают разные проблемы, но не помогают их решать.
Досуг в общем и интернет в частности сами по себе нейтральны, а вот получаемое через них содержание обязательно как-нибудь на человека влияет: положительно или отрицательно.
Даже хорошие вещи, если употреблять их неправильно, могут привести к очень печальным последствиям.
Стоит отметить кое-что о наших средствах массовой информации. Недавно я встретил одного человека, который установил себе спутниковое телевидение и говорит, что теперь у него сто с лишним каналов, а смотреть всё равно нечего. Что же происходит? Дело в том, что современное телевидение часто не ставит перед собой задачу давать людям что-то хорошее и доброе, чтобы формировать в нас какой-то нравственный стержень. Оно либо просто развлекает, либо вообще портит зрителей. Если подставить голову под эту «струю», что можно со временем иметь? В некоторых домах телевизор теперь постоянно работает — его включают сразу по приходу домой, чтобы он был как бы фоном. Некоторые же уделяют телевизору очень большое внимание и смотрят по нему вообще всё подряд, так что даже сами уже понимают, что это ненормально.
Кто-то может спросить: кого волнует, как я развлекаюсь? Разве я не имею право питаться тем или этим? Что в этом плохого? Конечно, это пока неизвестно — время покажет, какие последствия придут для нашего характера. Хочется только сообщить одну настораживающую новость: не всё хорошее или даже нейтральное может послужить нам на добро. В Библии, в 32-й главе книги Второзаконие приводится речь Господа о Его народе Израиле:
. и тут я остановлюсь и сделаю точку пока. И ожидается следующий стих о том, что возблагодарил Израиль Господа за всё это изобилие, но мы читаем совершенно неожиданное продолжение:
Что странного вы здесь видите? Такие прекрасные вещи давал Бог народу, и что с ними стало? Даже хорошие вещи, если употреблять их неправильно, могут привести к очень печальным последствиям. Об этом мы должны постоянно помнить.
Даже в отдыхе нам нужна Божья помощь
Стоит чаще менять деятельность на досуге, а не просто проводить время, ничего не делая
Хочется сделать несколько выводов. Всего лишь 10% того, что человек читает, он запоминает. А из того, что человек читает и делает, — 90% он точно запоминает. Поэтому часто лучшим отдыхом является смена деятельности. Стоит чаще менять деятельность на досуге, а не просто проводить время, ничего не делая. Хотя мы нуждаемся в отдыхе от дел, но иногда очень важно не переставать делать что-то, особенно помня написанное апостолом Павлом в Первом послании коринфянам: «чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения». Здесь развлечением названо всё, что отвлекает от служения Господу. Не стоит забывать об этой мысли, потому что многие в наше время уже наоборот не отвлекаются на служение и вообще даже на эту тему не думают.
Советы для правильного отдыха
В Послании колоссянам написаны важные слова для всей нашей жизни:
Фраза «во имя Господа Иисуса Христа» (ради Его имени) должна пониматься нами и как причину наших действий, и как их цель. Апостол Павел пишет, что все наши слова и дела должны иметь такую причину и цель. И это побуждает нас задуматься, какая доля наших слов и дел на самом деле происходят во имя Его. Действительно ли всё, или может быть лишь малая часть или вообще ничего? Итак, всё, чем мы занимаемся в том числе и на досуге, не должно быть в противоречии с Господом, но должно по возможности развивать нас духовно. Вот, какая форма нужна нашей жизни.
Может быть, мы не всегда это чувствуем, но когда мы всерьёз задумываемся о том, как расти духовно, мы сталкиваемся с проблемой, что нам трудно меняться. А трудность эта существует потому, что мы стали такими, как есть, в течение всей своей жизни. Чтобы начать расти, нам нужно практиковать новые, правильные привычки, а самое главное — мы нуждаемся в благодати Бога, который будет изменять нас.
Мы должны рассчитывать на помощь Божью, при этом не снимая с себя ответственность за то, что зависит от нас самих.
Давайте проверим свой досуг и очистим его покаянием,
чтобы всё, что мы будем делать, было во славу Господа!
Впервые опубликовано на сайте «Баптисты Нижней Волги»
Поколение эпохи развлечений
«Ей бы только развлекаться», – со вздохом говорит бабушка о внучке-подростке, проводящей все свободное время у телевизора или общаясь по Интернету с друзьями. «У него одни игры на уме», – сокрушенно вздыхает мамa первоклассника Миши, счастливого обладателя новенькой игровой приставки. Дети развлекаются, взрослые негодуют. Знакомые истории, не правда ли? Почему современные дети сделали выбор в пользу развлечений, кто в этом виноват и так ли все плохо?
Сегодня много разговоров о том, что современные дети хотят одних развлечений, однако прежде, чем начать разбираться, почему так происходит, психолог Ольга Коновалова предлагает определиться с понятиями. В словаре «развлечение» истолковывается как «активная деятельность, в ходе которой человек получает удовольствие». Получается, что развлечение – это хорошо. «С психологической точки зрения в этом нет ничего плохого: мы испытываем удовольствие и радость, когда мы удовлетворяем свои потребности, – размышляет Коновалова. – Удовольствие возникает как результат деятельности, которая у нас получается, это дает внутреннее ощущение того, что жизнь прекрасна и я что-то в ней могу. Кроме того, мы в этот момент отдыхаем и набираемся энергии».
Кто-то считает тягу детей к играм и развлечениям нормальной («Он же еще ребенок»), другие, наоборот, бьют тревогу. Действительно ли современные дети главной ценностью считают развлечение?
ДИТЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЭРЫ
Дети, будучи большими консерваторами во многом, в отношении современных технологий традиционно опережают взрослых. Уже никого не удивляет годовалый ребенок с планшетником или малыши, погремушкам предпочитающие родительский мобильный телефон. Безусловно, знание технологий нужно, но при всем огромном багаже знаний Интернет таит для маленьких взрослых серьезные опасности, в том числе и для гармоничного развития человека.
Американский психолог Карл Пикхардт напоминает о таком понятии цифрового века, как блуждающее внимание. На детей обрушивается огромный поток информации в виде быстро сменяющих друг друга картинок, громких звуков и прочих факторов, которые прекрасно удовлетворяют нетерпеливую натуру ребенка. Не получая такого рода развлечения, дети начинают скучать, испытывают чувство потерянности, не знают, чем себя занять.
Другая проблема, о которой сегодня говорят не только психологи и педагоги, но и ИТ-специалисты, – это доступность информации. Компьютер ребенок начинает воспринимать как средство развлечения и общения со сверстниками и в итоге становится потребителем информации, что препятствует развитию аналитических способностей. Вместо того, чтобы самим формировать свой собственный активный опыт, дети попадают в зависимость от предоставляемого им готового продукта в электронной форме. В качестве решения этой проблемы глава Microsoft в России Николай Прянишников в своем блоге советует родителям сделать компьютер инструментом детского творчества: фотография, рисование, моделирование, развивающие игры и даже основы программирования помогут ребенку из пассивного наблюдателя стать создателем контента и в то же время могут быть формой интеллектуального развлечения.
Психолог Наталья Селиверстова видит в детском стремлении к цифровым развлечениям социальный фактор: «Дети очень часто рассказывают друг другу о новинках, потому что если “ты не в теме”, с тобой не будут дружить, тебя будут считать “белой вороной”. Если ребенок не может соответствовать, у него появляется неуверенность. Особенно это характерно для подростков, ведь в этом возрасте общение со сверстниками становится ведущей деятельностью».
Тяга к развлечениям закладывается в возрасте трех – четырех лет, когда родители начинают активно допускать детей к компьютеру: кто-то делает это с целью развития, для других же взрослых компьютер и видеоигры служат удобным способом занять ребенка, чтобы он был «при деле» и не мешал. К сожалению, если увлечение играми перерастет в зависимость, справиться с ней будет очень сложно.
МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА
Почему современные дети хотят только зрелищ и ради них даже забывают о хлебе? Виновата в этом не только эра высоких технологий, но и сами родители. Неучастие взрослых в досуге ребенка является очень большой проблемой. Психолог Ольга Коновалова замечает, что часто родители прерывают связь между собой и ребенком, ставя между собой и им компьютер или телевизор.
Действительно, занятым взрослым намного проще и удобнее усадить ребенка перед компьютером и заниматься своими делами. Многие мамы и папы не видят в этом ничего плохого: ну мы же позаботились о нем, купили ему его любимые видеоигры и мультики, что еще нужно? Ребенку в первую очередь нужно внимание и присутствие родителей. Ему мало просто быть сторонним наблюдателем, ему важно почувствовать свою сопричастность к жизни семьи, иначе он начинает ощущать себя исключенным из закрытого сообщества и ему ничего не остается, кроме пассивной позиции. Такой внутрисемейный остракизм очень опасен и может привести к серьезным психологическим проблемам уже во взрослом возрасте.
Гораздо полезнее посмотреть один фильм или мультик всей семьей, а потом обсудить его, чем оставить ребенка одного перед включенным телевизором на целый день. «Вся деятельность ребенка должна проходить со взрослым. Ребенок от природы имеет пытливый ум, активность, желание сотрудничать», – напоминает родителям Ольга Коновалова.
Подростки предпочитают развлечения, потому что они не знают ничего другого, им так удобнее или так они демонстрируют свой протест. В нередких случаях причины лени и инфантилизма ребенка кроются в проблемах в семье, отсутствии эмоционального контакта с родителями, неуверенности, страхах, тревогах. «Когда ребенок говорит: “Мне скучно”, скорее всего он пытается сказать: “Я чувствую себя несчастным, я не знаю, как мне справиться с этим чувством, мне плохо”, – поясняет Наталья Селиверстова. – В такой ситуации он заслуживает помощи и уважения взрослых. Родители, в первую очередь своим примером, могут показывать ребенку активную жизненную позицию – ходить, гулять, посещать, ездить, проводить время вместе с детьми, чтобы ребенок понял, что есть много интересного за пределами игр и развлечений».
ЖИЗНЬ В ИГРЕ
Другой фактор, который закладывает в детях тягу к развлечениям, – это позиция родителей по отношению к домашним делам. Чаще всего взрослые или просто принуждают подростков выполнять нелюбимую работу (убрать в своей комнате, помыть посуду, вынести мусор и так далее) и тем самым провоцируют детей на протест, или специально ограждают детей от всего («Еще наработаешься»). Создавая детям тепличные условия и беззаботную жизнь, родители сами переносят акцент с деятельности на отдых, развлечения и удовольствия.
Упор на развлечения, заданный родителями в раннем возрасте, строит в сознании маленького человека особую систему координат, где его основной работой является потребление развлекательных элементов. В подростковом возрасте, когда мультики и походы в зоопарк уже не интересны, тинейджер оказывается на распутье: с одной стороны, он привык развлекаться, а с другой – он уже не знает как, а родители, указывая на его возраст, требуют совершенно другого поведения, которое не было заложено изначально.
Так что же делать взрослым? Отбирать у детей любимые игрушки, насильно выключать телевизор и отрубать Интернет? Это тоже не выход, считают психологи. «До семи лет ребенок должен играть, ведь это его основная деятельность, внутри которой он развивается», – напоминает Ольга Коновалова. Игровой момент важен и для младших школьников, которые таким образом проигрывают свои эмоциональные переживания и снимают напряжение от нового вида деятельности – учебы.
Игра раскрывает креативное мышление ребенка, но в один прекрасный момент взрослые обнаруживают подростка, который не интересуется жизнью семьи, не делает домашнее задание, не очень-то стремится поддерживать личную гигиену и порядок в своей комнате и в качестве причины такого поведения называет не лень, а скуку.
Отторжение и нежелание что-то делать появляется у ребенка тогда, когда он не видит в этом интереса и когда у него какое-то действие не получается. Если родители не научили ребенка убирать свои вещи, без напоминания чистить зубы, помогать по хозяйству, то не стоит удивляться, почему, достигнув подросткового возраста, человек активно сопротивляется этому.
ВЕЧНЫЕ ДЕТИ
Другая сторона стремления подростков к постоянным развлечениям – так называемый синдром Питера Пэна, или инфантилизм. Виновата в этом не только современная поп-культура, но и родители. Часто они сами не дают ребенку взрослеть.
Наверняка среди ваших знакомых найдется семья, состоящая из активной матери и взрослого, но до сих пор инфантильного сына. Несмотря на академические успехи, молодой человек (а иногда и мужчина средних лет) продолжает жить с мамой, друзей у него очень мало, отношения с противоположным полом не складываются. Даже в тридцать – сорок лет он остается маленьким мальчиком, и многих матерей при всех их жалобах («Ну когда же мой Ваня женится?») такое положение дел устраивает. Нередко это матери-одиночки, семья которых ограничивается единственным ребенком.
Не обрывая пуповину, женщины таким образом сохраняют кажущуюся стабильность в семье, которой им не удалось установить с партнером. В итоге дети (часто это именно мальчики) застревают в детском возрасте и не развивают качества, необходимые для взрослой и независимой жизни. Мама продолжает выполнять все функции, а взрослому ребенку остается только одно – развлекаться.
КАК БЫТЬ
Хотя соблюсти баланс между развлечениями и учебой непросто, это не означает, что детям нужно полностью отказывать в играх и удовольствиях. Психолог Наталья Селиверстова рассказывает, что к ней нередко обращаются родители неуверенных в себе детей, которые как раз были лишены развлечений. У таких детей очень низкая самооценка, даже случаются неврозы, проблемы в школе.
Развлекать детей и развлекаться с ними необходимо, однако современным родителям не помешает напомнить старую мудрость: «Делу время, потехе – час». Вместе с ребенком установите распорядок дня: во сколько подъем, сколько времени отводится на игру, сколько на занятия, во сколько прием пищи, прогулка. Договоритесь с ним о правилах, определите его обязанности. Если ребенок маленький, их должно быть совсем немного и они должны быть простыми, например после игры убрать в ящик игрушки. Главное правило – договариваться нужно перед игрой и развлечениями, а не в процессе, строго соблюдать договоренность и не идти на поводу у ребенка.
Существует и другая крайность. Бывает, что родители, боясь, что ребенок вырастет ленивым или попадет в плохую компанию, нагружают его всевозможными дополнительными занятиями, чтобы у него не было свободного времени. Однако это не панацея: маленькому человеку нужен отдых, иначе у него пропадает интерес к любым занятиям. Хорошо, если ребенок занимается спортом: это и развитие, и отличная форма отдыха, особенно полезная в наше время, когда сидячий образ жизни стал нормой и для детей. Важно, чтобы вид спорта был выбран вместе с ребенком, а не навязан ему.
СЕМЕЙНОЕ СО ТВОРЧЕСТВО
Ребенок до определенного возраста находится в зависимости от выбора родителей, а не все взрослые могут похвастаться богатой фантазией. Вспомните забавы из детства – подушечные бои перед сном, прятки на даче, догонялки по квартире. Ваши компьютеризированные дети тоже будут от них в восторге. Такая форма развлечения эмоционально раскрепощает, дает мощный заряд энергии и помогает построению гармоничных отношений.
Список веселых и полезных занятий, которыми вы можете заниматься вместе с ребенком, огромен – вы можете выбрать то, что подходит именно вашей семье: настольные игры, домашние спектакли, спорт и т. д. Начинать нужно как можно раньше – тогда вы будете уверены, что ваш подросток вырастет разносторонним человеком, для которого весь интерес не заключается в компьютере или музыке эпатажной рок-группы.
В глубине души ребенок хочет не развлечений – он хочет быть счастливым, а для него это означает быть любимым и понятым своими родителями. Дети, которым этого не хватает, пытаются игрой и развлечениями сублимировать недополученную родительскую любовь и внимание. Как бы заняты вы ни были, всегда старайтесь найти время для ребенка. Важна и атмосфера в семье: если ребенок почувствует, что в семье что-то не так, он будет искать необходимые ему эмоции в развлечениях.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
РАДОСТЬ В ЧИСТОМ ВИДЕ
Развлечение априори редко бывает умным, на то оно и развлечение, тем более детское. Дети – это эгоисты, в силу малых лет, а детство – радость в чистом виде. Научитесь радости! Постарайтесь узнать, что именно нравится вашему ребенку в конкретном развлечении, вспомните, как вам в детстве хотелось поддержки, а не нравоучений, как хотелось похвалы. И пускай ваша дочь наденет юбку «пошлого розового цвета с безумной розой справа» – разделите с ней эту радость, наслаждайтесь ее глазами в это время, а не объясняйте, что юбка ей не идет…
«Неразделение» детских устремлений, желаний ведет к потере авторитета. Это плачевно сказывается как на отношениях родителей и детей, так и на позиции ребенка в обществе в будущем.
Я считаю, что главная обязанность родителя – дать ребенку опыт счастья, чтобы потом, во взрослой жизни, у него был ориентир. Дети, не получившие этот опыт, называют счастьем все что ни попадя, что приводит к плачевным результатам.