Для чего нужны реданы на днище лодки
Когда нужны реданы?
Катера и яхты, №17, 1969 год, «Всегда ли нужны реданы?»
После опубликования статьи Г. С. Малиновского о продольных реданах редакция получила много писем от читателей, особенно от владельцев «казанок», с самыми разными вопросами. Интересуются деталями установки реданов: их длиной, расположением по длине и ширине лодки, размерами, профилем поперечного сечения. А один любитель больших скоростей из Иркутска спросил, не получит ли он лишних 5 км/час, прикрепив реданы к своей «Струйке»?
Здесь нам придется сразу же разочаровать владельцев плоскодонных глиссирующих лодок: продольные реданы на таких судах большого эффекта не дадут. Напомним, что эффект от продольных реданов складывается из отсекания воды от днища лодки и создания дополнительной подъемной силы, уменьшающей осадку корпуса, а следовательно уменьшающей смоченную поверхность и сопротивление трения. При этом «работает» на реданах та часть потока воды под днищем, которая растекается в поперечном направлении, к бортам, и попадает на реданы под углом, близким к прямому. А такой поток тем интенсивнее, чем больше килеватость днища. Вот почему именно на катерах с килеватостью днища 15—20° впервые и появились реданы.
На плоскодонных лодках, таких как «Казанка», поперечный ноток невелик, и обычные длинные реданы вместо пользы принесут вред, так как только увеличат смоченную поверхность. Достаточно на таких лодках в носовой части, у границы ходовой ватерлинии, закрепить пару коротких (500—600 мм) брызгоотбойников.
Если моторная лодка имеет днище типа моногедрон с постоянной и достаточно большой (7—13°) килеватостью от миделя до транца, рекомендуется поставить два редана. Один из них следует расположить ближе к скуле и протянуть его до транца, второй — в передней трети длины днища лодки. Ставить большее число реданов, как это делается на мореходных и потому килеватых гоночных катерах, не имеет смысла. То, что подобные суда сплошь покрыты реданами, включая и борта, объясняется необходимостью эффективно отсекать воду от обшивки при входе корпуса в волну. Реданы на таких катерах чаще всего простираются от форштевня до транца, так как при ходе на волнении положение и площадь «рабочего участка» постоянно меняются — ведь катер то целиком выскакивает из воды и идет некоторое время на винте, то ложится на воду всем бортом.
Кстати, для мореходных катеров очень важно и свойство реданов снижать размахи бортовой и килевой качки. При резком крене на борт дополнительная подъемная сила возникает па реданах накрененного борта и оказывает большое сопротивление дальнейшему крену.
Другим важным признаком (кроме килеватости днища), говорящим в пользу установки реданов, является высокая скорость лодки. Лодка должна действительно глиссировать так, чтобы участки днища в носу и около скулы, где располагаются реданы, выходили из воды. На такой водоизмещающей и тихоходной лодке, как «Струйка», реданы будут обтекаться не поперек, а вдоль и, естественно, никакой подъемной силы на них возникнуть не может. Тем более, что подъемная сила на редане пропорциональна квадрату скорости лодки. Поэтому можно сделать вывод, что для четырех и пяти метровых лодок длинные реданы целесообразны лишь при скорости 40—50 км/час.
Если реданы ориентированы по батоксам, они в носу круто поднимаются вверх, поэтому волна ударяет в рабочую плоскость редана под большим углом и ход судна затормаживается, что сопровождается отбрасыванием воды вверх, в стороны, и даже вперед. Энергия тратится на бесполезный подъем этих брызг, пассажиры окатываются под настоящим водопадом. Поэтому от такого расположения продольных реданов, принятого па первых катерах Ханта, впоследствии отказались и теперь их располагают параллельно ватерлинии. Более того, на последних конструкциях катеров применяются реданы с разными углами наклона к ватерлинии с тем, чтобы их рабочие плоскости были направлены под наивыгоднейшим углом к набегающему потоку воды при различных условиях. Первый к килю редан обычно ему параллелен, а реданы у скулы и на бортах имеют небольшой наклон к плоскости ватерлинии. Но эта разница очень невелика. Следует помнить, что при глиссировании оптимальные углы атаки днища, а следовательно и реданов к набегающему потоку лежат в пределах 4—6°. Эти значения являются критическими и должны выдерживаться при установке реданов.
Поперечное сечение реданов — треугольник с плавным переходом в днище и по возможности острой свободной (рабочей) кромкой. Нижняя, рабочая грань редана должна быть горизонтальна; ее ширина составляет от 35 мм на мотолодках длиной 4 м со скоростью хода 30— 40 км/час до 70—80 мм па катерах длиной 6 м и скоростью свыше 50 км/час.
Для последних новинок характерно расположение реданов, принятое, например, на французском шести местном пластмассовом катере «Сман». Основные данные этого катера: длина 5,50 м; ширина 2,20 м; высота борта 0,99 м; вес порожнем — 785 кг. С двумя установками фирмы «Кресчеит» (колонка под 45°) мощностью по 55 л. с. катер развивает максимальною скорость 51 км/час, с одной установкой мощностью 155 л. с. — 69,4 км/час.
Днище катера имеет отформованные заодно с обшивкой скуловые брызгоотбойники и по три продольных редана на борт. На снимке можно заметить, что два ближайших к килю редана простираются лишь на части длины лодки, заканчиваясь у вероятной границы смоченной поверхности днища. Угол внешней килеватости днища на транце 30°, ширина редана около 80 мм. Можно заметить, что расположены реданы почти по ватерлиниям и лишь слегка поднимаются у форштевня.
Выявлен еще одни положительный эффект от продольных реданов — они существенно повышают устойчивость лодки па курсе и в то же время сокращают радиус циркуляции. Это происходит благодаря работе боковых, вертикальных граней реданов, которые при боковом смещении корпуса (дрейфе) при повороте, от ветра, волны и т. п. действуют аналогично фальшкилю. Вот с целью повышения устойчивости на курсе можно рекомендовать установку реданов и на плоскодонных лодках, т. е. там, где прироста скорости реданы практически не дают.
В заключение отметим, что схема поперечного обтекания продольного редана несколько упрощена. На самом деле поток воды здесь направлен не в какой-то одной плоскости, а пространственный. Размеры поперечного сечения редана невелики, расположен он в непосредственной близости к обшивке судна, где действуют законы вязкости и пограничного слоя. Поэтому изучение влияния реданов на ходовые качества судна и выбор их оптимальных размеров на масштабных моделях чрезвычайно затруднены: испытания часто дают противоречивые результаты. Полностью эффект от реданов можно выяснить только на натурном судне. Поэтому целесообразно, учитывая отсутствие надежных данных для проектирования реданов, выполнять их в виде днищевых накладок, которые можно легко снимать, передвигать или заменять.
Реданы на лодке — что это?
Решили усовершенствовать своё плавсредство? Многие говорят, что в этом деле серьезным помощником может стать редан. Польза от них есть, но для каждого ли судна? Что такое реданы на лодке, и нужны ли они на лодке ПВХ? Сейчас расскажем.
Что такое реданы?
Это слова нам подарили французы: redan переводится как “уступ”. По сути — ступенька на днище глиссирующих катеров. Реданы бывают поперечными и продольными.
Посмотрите, как они выглядят:
Считается, что первые реданы стали спутниками катеров с килеватостью 15-20°.
Зачем нужны реданы?
Они позволяют снизить подсасывающее влияние воды, когда плавсредство разгоняется. Сокращают смоченную поверхность за счёт отрыва потока воды от днища, за счёт этого сила сопротивления становится меньше. Это важно, если вы стремитесь быстро набрать скорость и долго держать её.
Если вы — любитель бороздить по озёрам или гоняться за рыбой на высокой скорости, да ещё и предпочитаете “прыгать” на воде (рыбаки-экстремалы поймут), без редана на катере или моторной лодке вам будет тяжко. Установка редана позволяет снизить силу сцепления, и отрываться от поверхности воды будет значительно приятнее.
При этом наиболее эффективным считают редан, расположенный продольно. Его установка нарушает плавные обводы плавсредства, благодаря чему образуются водные завихрения. Они настолько интенсивны, насколько высокая скорость судна. При достижении определенного скоростного режима начинается кавитация, то есть водная масса перестаёт быть целостной, появляются пузыри, внутри которых — воздух. Благодаря водной прослойке днище отрывается от воды не так тяжело, заметно меньше становится и степень погружения. Таким образом легко начать глиссировать (ещё одно заумное слово, которое можно определить как скольжение по воде; кстати, весьма необычное и приятное ощущение).
Можно выделить 2 важных признака, кричащих о том, что вам нужно установить редан:
Есть мнение, что на лодках с плоским дном реданы не нужны. Мы не столь категоричны. Поперечные реданы на плоскодонных суднах позволяют снизить давление воды на днище. Да, особых изменений в скорости вы не увидите, а вот процесс управления станет проще.
Нужны ли реданы на лодке ПВХ?
А нужны ли реданы в надувной лодке из ПВХ? Почему бы и нет, тем более что эти плавсредства тоже могут быть килевыми (в нашем магазине немало таких моделей, смотрите здесь). Продольные реданы помогут увеличить скорость судна в режиме глиссирования. Но учитывайте, что:
Реданы — очень полезное дополнение для многих плавсредств. Если хотите установить их самостоятельно, тщательно продумайте тип и место расположения. А затем радуйтесь, рассекая по водным просторам в поисках подходящего места для настоящей рыбалки!
Рыбачьте с удовольствием!
Вопрос — ответ
Вопрос: Реданы на твердой и надувной лодке — что это такое?
Имя: Тимур
Ответ: Реданы — это ступеньки или выступы на днище судна (с внешней стороны, то есть эти элементы контактируют с водой). Есть и у надувных лодок. Реданы снижают подсасывающее влияние воды при разгоне плавсредства. С ними приятнее отрываться от водной поверхности.
Продольные реданы — мода или необходимость?
В последние годы почти все глиссирующие катера, выпускаемые за рубежом на широкий рынок, снабжаются днищевыми продольными реданами. В то же время ряд исследований, проведенных в опытовых бассейнах, свидетельствуют о том, что продольные реданы не всегда дают положительный эффект, особенно на среднескоростных катерах.
Например, при проектировании корпуса шведской моторной яхты «Адлер-V» водоизмещением 13 т конструкторы провели буксировочные испытания двух идентичных трехметровых моделей — с гладким днищем и с продольными реданами. Обе модели буксировали в широком диапазоне скоростей, причем замерялись сопротивление воды и угол ходового дифферента. Данные замеров, представленные на графике, позволили сделать вполне определенные выводы.
Реданы, конечно, увеличивают сопротивление, однако это становится заметным но ту сторону «горба» кривой сопротивления, где начинается глиссирование. При большем масштабе ординаты сопротивления можно было бы показать, что сопротивление увеличивается уже при скорости 11 узлов, правда, незначительно. Максимальная разница между сопротивлениями гладкого и «реданного» днища наступает при 19 узлах, когда реданы увеличивают сопротивление корпуса более чем на 6%.
Но при скорости 22 узла и выше сопротивление «реданного» днища становится меньше, чем гладкого, а при 24 узлах преимущество оказывается явно на стороне корпуса с реданами. Гладкую модель вообще нельзя было буксировать при скорости 24 узла, так как ее заливало носовой волной.
На волнении благоприятное действие реданов становится заметно уже при 18,5 узлах. Но, например, при 15,5 узлах максимальный прирост сопротивления у днища с реданами, по сравнению с гладким днищем, составляет 7,8%.
Тормозящее действие реданов с увеличением скорости быстро убывает. Эти сведения позволяют заключить, что катера полуглиссирующего типа, которые развивают относительную скорость не свыше:
оснащать реданами невыгодно. Преимущество реданов сказывается при относительных скоростях FrL=6, а на волнении — 5,5.
Шведские буксировочные испытания опять показали, какую помеху составляет носовая волна, если ее не отбрасывать с помощью реданов.
Однако, как показывают кривые угла дифферента, с продольными реданами связано еще одно существенное обстоятельство. В диапазоне скоростей от 14 до 23 узлов катер с реданами задирает нос намного выше, чем катер с гладким днищем. Например, модель «Адлер-V» с реданами при скорости в 20 узлов получает ходовой дифферент 7°, а модель с гладким днищем — 4,5°. Вот тут-то и нужны «дифферентовочные костыли» — транцевые плиты, которыми снабжаются многие тяжелые катера с продольными реданами, развивающие скорость не более FrL=5,5.
Таким образом, на «Адлере-V», рассчитанном па движение со скоростью около 20 узлов, применять обычные реданы, идущие от форштевня до транца, нецелесообразно. А вот для быстроходных гоночных катеров такие реданы необходимы. Ведь подобные катера имеют самую различную смоченную длину корпуса, и носовая волна может возникать у мидель-шпангоута или даже гораздо ближе к корме.
Для отражения носовой волны и уменьшения забрызгивания на корпусах типа «Адлер-V» достаточно в носовой части днища, на границе смоченной поверхности (на ходу), установить пару коротких (0,3—0,7 м) брызгоотбойников. Не повредит и широкий брызгоотбойник по скуле, доходящий до форштевня.
Для чего нужны реданы на днище лодки
e-mail: | office@matrixplusru tender@matrixplusru |
icq: | 613603564 |
skype: | matrixplus2012 |
г С аратов
Продольные реданы лодке
Продольные реданы повышают отстойчивость катера, умеряют бортовую и продольную качку. На ходу при резком крене на борт дополнительная подъемная сила, возникающая на реданах накрененного борта, препятствует дальнейшему увеличению крена. Еще один положительный эффект от продольных реданов: они существенно повышают устойчивость лодки на курсе и в то же время сокращают радиус циркуляции. Это происходит благодаря работе боковых вертикальных граней реданов, которые при боковом смещении корпуса (дрейфе) на повороте, от ветра или волны действуют подобно килю.
широкого применения
для дезинфекции на объектах железнодорожного транспорта, пищевой промышленности, ЛПУ, ветеринарного надзора
Моющие средства