Для чего нужны шахматы детям
10 причин, зачем вашему ребёнку нужны шахматы. И это не только про логику
Когда появилась идея сделать шахматы обязательным предметом в школе, многие родители возмущались: «Зачем? Дети и так перегружены! Что вообще эти шахматы дают?» Вот наш блогер, шахматный педагог Андрей Кручинин, нашел целых 10 причин, почему вашему ребёнку нужны шахматы.
Продолжу тему шахмат в развитии детей. В прошлом посте я писал, что в школе шахматы сдвинуты не на то место на котором они должны быть. Хочу остановиться на этом подробнее.
Я написал про основные качества, которые развивают шахматы. Но важно помнить — всему свое время. Возраст — один из ключевых моментов при обучении шахматам. В предыдущей статье был акцент на то, что шахматы очень хорошо заходят детям в возрасте 6-8 лет.
Согласно возрастной психологии это время когда игровая деятельность у ребенка трансформируется в учебную. Другими словами — ребенок еще хочет играть, но у него появляется потребность учиться. Я не буду останавливаться более подробно на этом моменте, потому что вопрос сложный. Но как показывают наблюдения — в этом возрасте шахматы заходят практически всем детям.
Вот неполный список способностей которые шахматами развить быстрее, проще и раньше у ребенка
1. Логика
О логике часто говорят, как об одной из основных причин заниматься шахматами. Спорить здесь сложно, да и не с чем. Но все упирается в методику преподавания — если преподавать шахматы просто как игру, то толку не будет. От простого заучивания ходов логика не развивается (или развивается у единиц). А это для решения педагогических задач плохо.
2. Память
Тоже частый аргумент в пользу изучения шахмат. Но и здесь все зависит от методики. Если дети будут просто играть, то никакая память развиваться не будет. Нужно ставить перед мозгом ребенка задачи для развития этого навыка.
3. Пространственное мышление
Не поверите, но до тех пор, пока я не начал преподавать шахматы, я об этом даже не задумывался. Оказалось, пространственное мышление у детей 6-8 лет находится в зачаточном состоянии. Да, оно развивается в дальнейшем самостоятельно и независимо от шахмат. Но почему бы не воспользоваться инструментом, который у нас есть, и не развить это умение у ребенка пораньше? Но для этого нужно, чтобы были специальные упражнения на доске, тогда развитие будет.
3а. Понимание системы координат
Сделал подпункт, потому что он имеет отношение к предыдущему пункту. Сама система координат изучается в 6-м классе средней школы. А в шахматах её можно изучить в первом-втором. Переход к математической системе координат в дальнейшем происходит легко и обыденно.
4. Подчинение правилам и 5. Развитие креативности
Здесь я объединил два пункта, которые кажутся противоречащими друг другу, но на самом деле друг друга дополняют. С одной стороны шахматы — это игра с четко обговоренными правилам. С другой — во время самой игры можно применять креативность для решения своих задач, действуя при этом в рамках правил. Это как работа программиста — на первый взгляд код программы четко подвержен определенным правилам, но в то же время часто для решения поставленной задачи программист использует множество креативных процедур. Именно поэтому хорошие шахматисты могут легко освоить профессию программиста.
6. Развитие эмпатии и 7. Развитие коммуникации и диалога
Еще один сдвоенный пункт. Во время шахматной партии приходится чувствовать соперника. Шахматы — психологическая игра. В то же время, если игра идет в дружеском русле, нет никакой необходимости биться за победу любой ценой. Недаром в шахматной партии игроки называются «партнерами ИЛИ соперниками».
И, вы не поверите, но я проводил с детьми даже «мозговые штурмы»! И они отлично справлялись. Причем в возрасте 9-10 лет они себя в «мозговом штурме» чувствуют как рыба в воде. Когда я это увидел в первый раз — был в шоке. На занятии обсуждали разные варианты и тут их оспаривали. Пусть участвовали не все дети, но они побывали в атмосфере обсуждения.
8. Психологическая устойчивость
Детям это тяжело даётся в принципе. В них ещё развит максимализм, они не хотят проигрывать. Но что делать, если ты проиграл, а у тебя через 10 минут следующая игра? Вот так и учатся быстро успокаиваться. Но на этом пути океаны пролитых детских слез. Не все выдерживают. Поэтому в этом моменте нужен контроль и понимание, что не все дети могут играть в турнирах. Сама психологическая устойчивость со временем придет. Но ломать ребенка из-за этого не стоит. Будет хуже.
9. Концентрация на выполнении задачи
Один из важных моментов. Нужно сосредоточиться и либо выиграть партию, либо решить задачу. Со временем этот навык развивается очень хорошо. И большую роль в этом играют именно шахматы. Однако все (опять!) упирается в методику. Если вы дадите ребенку доску, полную фигур, он половину из них не увидит. Развитие должно идти постепенно, с четким акцентом на ключевых моментах на доске. Есть даже способ развития концентрации — использовать доски 2 на 2 или 3 на 3. Вроде бы доски маленькие, но даже на них возможно множество вариантов решения.
10. Умение решать открытые задачи
Закрытые задачи легко трансформируются в открытые. На днях я с удивлением понял, что этот вопрос вообще мало рассматривался через призму шахмат. В то же время это одна из проблем современной школы. И тема отдельной статьи в блоге. Пока просто поставим галочку — научившиеся шахматам дети легко понимают и принимают переход закрытых задач в открытые. Но об этом напишу в следующий раз.
Возможно, здесь описаны не все способности, которые развивают шахматы, но это лишний раз доказывает, что шахматы не так просты как кажутся на первый взгляд. Но те качества, о которых я написал, можно развить у всех детей. Именно шахматы детям интересны. А там, где есть интерес, есть и развитие. Но если поставить вперед результат, то никакого развития не будет. Будет отбор сильнейших. А это уже не педагогика.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock / 80’s Child
Для чего детей учить игре в шахматы
К современным специалистам работодатели часто предъявляют повышенные требования. От человека ждут наличие нестандартного мышления, быструю реакцию в случае форс-мажорных обстоятельств, творческих идей. В обществе ценят креативных людей, готовых быстро принять правильное решение в любой ситуации. Чтобы вырастить новое поколение, нужно пересмотреть общую концепцию образования, ведь умению логически, креативно мыслить учат с ранних лет. Тренеры по шахматам утверждают, что игра помогает развитию личности, формированию интеллектуальных и творческих способностей.
Зачем учиться игре в шахматы
В каком возрасте знакомить детей с игрой
Развитие мышления активнее всего происходит в период с 7 до 12 лет. Если начать заниматься в начальной школе, можно добиться хороших результатов.
«Мой отец – кандидат в мастера спорта по шахматам. Он с раннего детства показывал мне, как расставлять фигуры на доске. Учил, как должна ходить каждая фигура. К 6,5 годам родители отдали меня в шахматную секцию. Когда увидела, как увлеченно заняты игрой ребята, сразу же захотела научиться играть по-настоящему. Я очень благодарна тренеру, который научил меня не только азам игры, но также делился секретами нестандартных принятий решений. Теперь играем с папой практически на равных. Десятилетний сын, кстати, тоже показывает отличные результаты в шахматах».
В чем польза шахмат для развития ребенка
Научные исследования
Исследование, которое проводили канадцы, доказывает, что в младших классах обучение математики проходит значительно легче, материал усваивается лучше, если в школьную программу включить обучение шахматам.
Как правильно обучить игре в шахматы
Самое главное, занятия нужно проводить регулярно. На что еще следует обратить внимание?
«Я бы очень хотел, чтобы в рамках школьной программы обучали игре в шахматы. Это развивает логику, математические способности, впоследствии проще принимать сложные решения. Меня игре научил отец, за что я ему очень благодарен. Аналитический склад ума помогает в бизнесе, где часто нужно принимать нестандартные решения».
Шахматы – это не только интересная игра, которая так увлекает детей. Занятия шахматами благотворно влияют на улучшение интеллектуальных и творческих способностей игроков, учит дисциплине, помогает развитию многих навыков.
Польза шахмат для детей
Причина №1. Игра в шахматы развивает логическое мышление
Шахматы — это битва умов. Игроки соревнуются за самую удачную стратегию, которая приведет их к победе. Когда ребенок сидит за доской, его задача — быстро оценить ситуацию, подобрать варианты, просчитать возможные исходы, взвесить все за и против. И так каждый ход. Поначалу это будет непросто, но чем больше шахматных игр останется за плечами, тем быстрее мозг привыкнет анализировать и принимать рациональные решения.
Такой навык будет полезен не только на турнирах, но и в жизни. Люди, которые играют в шахматы, лучше справляются с трудными ситуациями. Если возникнет проблема, они не станут поддаваться эмоциям, а сразу начнут искать ее логичное решение. Это — преимущество человека с опытом игры в шахматы перед другими.
Причина №2. Игрок учится «читать» других людей
Одна из вещей, чем полезны шахматы для развития ребенка, — это то, как они учат игроков быть хорошими психологами. Во время игры важно следить за языком тела и мимикой противника. Так ребенок будет понимать, когда у оппонента закончились варианты, он загнан в угол или сомневается в свой стратегии и уже готов согласиться на ничью. Это умение приходит с опытом игры в шахматы и будет полезнее для жизни детей, чем многие школьные навыки.
Причина №3. Шахматы заставляют мыслить нестандартно
Шахматные стратегии не всегда срабатывают так, как предполагает игрок. Иногда на доске возникает неожиданная ситуация, из которой нужно выбраться. И тогда ребенок должен подключить фантазию, чтобы найти непротоптанные дорожки и стать победителем. Этот навык помогает и в нападении: например, когда нужно застать противника врасплох свои ходом.
Дети, что развили нестандартное мышление благодаря шахматам, вырастают творческими и вдохновленными людьми. Они умеют взглянуть на ситуацию под разными углами и придумать необычное решение. Это — одна из причин, для чего детям в жизни нужны шахматы.
Причина №4. Игрок тренирует стрессоустойчивость
Одна из причин, почему ребенку полезно играть в шахматы — это то, как они научат его бороться с эмоциями в трудных ситуациях. На доске часто бывают моменты, когда игрок не видит выхода из положения. Но чем больше он будет играть, тем быстрее научится брать себя в руки, когда хочется заплакать и сдаться.
Дети, играющие в шахматы, умеют легко переносить стрессовые условия. Их психика закалена, поэтому во взрослом возрасте будет трудно нарушить их эмоциональное равновесие.
Причина №5. Ребенок учится быть самодостаточным
Когда ребенок начнет играть в шахматы, он быстро поймет, что во время партии никто не сможет ему подсказывать. Все решения нужно будет принимать самому. А значит, что ему придется тщательно продумывать ход в шахматной игре, прежде чем делать его. Это поможет ребенку в будущем стать самостоятельным и уверенным в своих решениях человеком.
Причина №6. Игра в шахматы развивает память и внимательность
В игре в шахматы простые правила, но тактических приемов и стратегий — десятки. Чем выше будет расти уровень ребенка как игрока, тем лучше он сможет сочетать приемы на доске. Чтобы делать это грамотно, придется:
бороться с детской неусидчивостью;
учиться внимательно следить за ситуацией на доске;
отслеживать ходы противника и разгадывать его стратегию.
Допустив пару ошибок, ребенок быстро поймет, что одна упущенная деталь может стоить ему победы. Это поможет ему вырасти внимательным к мелочам взрослым с хорошей памятью, который умеет применять знания на практике. Это один из вариантов, для чего полезны занятия шахматами детям.
Причина №7. Ребенок учится проигрывать достойно
Еще одно полезное для человека качество, что дает игра в шахматы ребенку, — развитие его способности проигрывать. С провалами сталкивается каждый игрок, и поэтому важно не бросать увлечение из-за неудач, а продолжать расти. Шахматы учат ребенка с достоинством принимать свой проигрыш и мотивируют улучшать навыки, чтобы победить в следующий раз. Так в человеке развивается целеустремленность.
Причина №8. Шахматы помогают в социализации
Ребенок должен уметь общаться с людьми, чему и учит игра в шахматы. Во время командных турниров игроки попадают в группу других детей, где им важно поддерживать друг друга на пути к цели. А в шахматном клубе любой ребенок может завести друзей, которые будут разделять его интересы. Это поможет ему сформировать безопасный круг общения, научиться дружить и понимать людей вокруг себя.
Причина №9. Ребенок тренирует интуицию
Выучить и просчитать все до мелочей не сможет даже самый внимательный и начитанный шахматист. Не всегда из ситуации можно выйти с помощью логики. Иногда во время шахматной игры ребенку придется полагаться на подсознательное — его интуицию. Она не подскажет верный ответ, но может подтолкнуть к нужному пути на основе опыта. Возможно, навык слушать свое чутье однажды поможет ему стать гроссмейстером и прославиться среди миллионов людей по всему миру.
Причина №10. Игра учит быть уверенным в себе
Когда ребенок изучает все больше теории и чаще оставляет соперников позади, его опыт растет. Со временем побед в шахматном клубе станет недостаточно, и он захочет принять участие в турнире. С каждым пройденным этапом и выигранным соревнованием ребенок будет все больше гордиться своими достижениями. Может быть, это вдохновит его посвятить жизнь шахматам, а может — настроит на победы в других сферах.
В этой статье мы перечислили 10 основных причин, зачем детям играть в шахматы. Если и вы хотели бы заинтересовать ребенка этим видом спорта, начните с онлайн-курсов по шахматам для детей. Мы создали отдельные программы для учеников разного уровня: новичкам тренер расскажет, что такое шахматы и тактические приемы, а более опытным поможет закрепить навыки в игре. Немного усилий — и ребенок сможет проявить себя в бесплатных турнирах от Skysmart.
Статья «Влияние шахмат на развитие детей. Популярность шахмат в мире.»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Влияние шахмат на развитие детей. Популярность шахмат в мире.
Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? Какова польза шахмат для детей?
Начнем с того, что в школах уроков логики нет.
А шахматы, с первых же дней знакомства с ними, учат детей логически мыслить и рассуждать. Как именно, играя в шахматы, дети учатся логическому мышлению?
Судите сами: во время урока тренер рассказывает детям правила игры в шахматы, дети усваивают их. А во время практической игры каждому из них приходится принимать свое собственное решение, руководствуясь правилами игры, а именно: какой ход нужно сделать в создавшейся позиции? Во время поиска необходимого хода, руководствуясь правилами игры, ребенок находит два или даже три возможных хода. Затем он начинает логически рассуждать и сопоставлять: какой из этих ходов является лучшим?
Скажем прямо, что не сразу ребенку удается сделать правильный логический выбор, но он стремится к этому и это уже здорово, что ребенок самостоятельно анализирует, думает, рассуждает и старается выбрать лучший ход!
Определив, какой же ход, по его мнению, является лучшим, ребенок принимает решение и делает его.
Ребенок учится принимать самостоятельные решения
Вот здесь мне хочется добавить и еще одно хорошее качество, которому обучается ребенок во время игры в шахматы. Он учится самостоятельно принимать свое собственное решение, а это очень важно.
В ребенке также вырабатывается уверенность в собственном суждении, в умении правильно оценивать ход своих мыслей. И при этом шахматы учат ребенка не только логическому мышлению, но и делать выводы.
Планомерные, регулярные занятия шахматами и практическая игра способствуют все более широкому развитию этих качеств у ребенка. И, что особо нужно отметить, ребенок с каждым занятием начинает понимать, что он что-то может делать самостоятельно. И чем дальше, тем увереннее. И вот так в каждом ребенке постепенно утверждается самостоятельность, он раскрывается и зреет как личность.
Говоря о безграничной пользе шахмат для детей, я не могу пройти мимо таких суждений, что в мире есть очень много интересного, достойного особого внимания молодых людей. Особенно в наше время молодежь повсеместно увлекается Интернетом, многими другими увлекательными видами спорта. А тут со “своими” шахматами. Нужно ли увлекать юношей и девушек?
Стоит ли родителям втягиваться во всевозможные организационные, а зачастую и финансовые проблемы, ведь ни для кого не является секретом, что достижения Таля, Карпова, Каспарова, Крамника, сестер Полгар ждут далеко не каждого. Не лучше ли сделать ставку на учебу в школе, а свободное время заполнять чем-либо более полезным?
Прежде чем ответить на такой вопрос, необходимо дать себе отчет в том, чего же именно мы хотим? Для одних шахматы являются возможностью самоутвердиться, для других – провести время с пользой, избегая множества ненужных соблазнов, иные видят в этом профессиональное будущее, а для некоторых – это просто интеллектуальное времяпрепровождение.
Во многих семьях считают, и правильно, что занятия шахматами помогают детям, чаще всего младшего возраста, оживить воображение, упорядочить мысли, а потому приводят мальчиков и девочек в шахматные школы или нанимают индивидуального тренера.
Иногда получается так, что ребенок проявляет к игре повышенный интерес, демонстрирует способности, и к нему приходят первые, пусть даже скромные, но все же успехи. Родителей, естественно, очень интригует тот факт, что их ребенок выделяется среди других детей.
Они гордятся им и, незаметно для себя, оказываются втянутыми в шахматную жизнь. А ведь кое-кто считает, что углубленное изучение шахмат иногда негативно влияет на молодых людей. В этом нет ничего удивительного, ибо любое увлечение, в ущерб чему-то другому, может оказаться изначально ошибочным.
Но все же, если юное дарование реально увлечено шахматами, действительно стремится повысить свое мастерство и достичь высоких результатов, то единственной задачей окружающих должна быть поддержка в этом устремлении. Бесспорно, может возникнуть вопрос: “А как же школа?
Однако, опытный педагог или детский психолог может подтвердить, что в данном возрасте способности ребенка практически неограниченны и все упирается лишь в умелое распределение времени. А вот воспитание организованности детей, является одной из важных задач для родителей, а умный и чуткий тренер всегда в этом поможет.
Шахматы развивают логическое мышление
О влиянии шахмат на развитие логического и аналитического мышления у детей, а также о том, как шахматы формируют детский характер, как шахматы приучают детей к порядочности, благодаря соблюдению правила: тронул фигуру – ходи, известно много примеров из истории шахмат в мире.
Дети иногда плачут на глазах у многих, но делают ход той фигурой, которую они тронули. Это правило учит детей порядочности, оно же учит детей и другим более важным в их жизни поступкам. Шахматы также учат детей не принимать поспешных решений, ибо они, как правило, являются ошибочными. Еще можно добавить, что, играя в шахматы и соблюдая законы и правила шахматной игры, ребенок вырабатывает в себе целый комплекс жизненно необходимых качеств, и что не менее важно, у ребенка вырабатывается свой собственный, спортивный характер.
Подобные правила применимы и в жизни: прежде чем сделать шаг, необходимо обдумать его так же, как и ход в шахматной партии, чтобы он не оказался ошибочным. Не зря же в народе о шахматистах говорят так:
“Шахматисты редко ошибаются, так как они умеют считать на несколько ходов вперед”. Это мнение довольно объективное. Практический анализ ученых доказал, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, как правило, вырастают многие выдающиеся специалисты, ученые и руководители большого государственного масштаба.
Пользу от занятий шахматами отмечают педагоги и ученые
Полезность изучения шахмат в школе для ускорения общего развития ребенка и раньше отмечали многие школьные педагоги и ученые. Например, известный русский педагог В.А.Сухомлинский так писал о пользе шахмат для развития детей: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления.
Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Шахматы должны войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры.
Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место. Нет необходимости доказывать степень влюбленности в шахматы В. Сухомлинского. Это великий педагог, который на много раньше других так глубоко осознал воспитательную роль шахмат для детей.
После длительных экспериментов и шахматных тренировок, немецкий ученый Г. Клаус сделал следующий вывод:
«Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели специальные учебники»
Вывод Г. Клауса, по своей сути, дополняет мнение В. Сухомлинского. Нужно отметить также, что шахматы помогают познать окружающий мир и самого себя. Осознав воспитательную роль шахмат, в 1983 году в Венесуэле Министерство образования ввело в школах экспериментальное обучение 4500 второклашек шахматной игре.
Исследования ученых показали, что методическое обучение детей игре в шахматы ускоряет интеллектуальное развитие детей. Такой же эксперимент был проведен и в Бельгии профессором Фридманом в 1990-91 гг. Исследования показали, что шахматы способствуют увеличению интеллекта у детей, играющих в шахматы, на 21% по шкале “Wechsiler”.
Дети, играя в шахматы и выполняя шахматные задачи, начинают логически мыслить, рассуждать, делать собственные выводы в создавшейся ситуации, какой ход является лучшим и лишь убедившись в правоте собственного анализа, они принимают решение и делают запланированный ими ход.
Сколько радостей приносят тренеру правильные выводы его подопечного! И особенно, если во время анализа сыгранной партии ученик сумеет отстоять и доказать правоту своего решения.
У детей, играющих в шахматы, повышенная успеваемость
После многих лет наблюдения и ведения уроков шахмат с детьми профессор Московского Государственного Университета Наталья Талызина высказала такое мнение: “Дети и шахматы нашли друг друга”. У детей, играющих в школах в шахматы, повысилась успеваемость по всем предметам, заметно прогрессирует развитие памяти. Дети становятся более целеустремленными.
Как «слаборазвитый» мальчик добился успеха
В шахматный клуб привели мальчика 10 лет, инвалида первой группы от рождения с нарушениями двигательных функций и речи, Виктора, который учился в спецшколе для умственно отсталых детей. Мальчик изъявил страстное желание научиться играть в шахматы и посещать при клубе занятия.
Отказать такому ребенку в посещении шахматных занятий было бы непростительной ошибкой. И его определили в спортивную группу международного гроссмейстера Наиры Агабабян. Виктор приходил на занятия в клуб чуть ли не каждый день и вскоре начал проявлять особые способности при решении задач, комбинаций и различных шахматных окончаний. Он стал любимцем всей группы, дети привыкли к нему и крепко подружились.
После окончания школы он поступил в университет, успешно закончил экономический факультет. Затем поступил учиться в шахматную Академию в Москву. Играя в международных турнирах, выполнил звание международного мастера. Закончив учебу в университете, он защитил ученую степень кандидата педагогических наук.
В настоящее время Виктор является заведующим сектором и занимается научной работой в исследовательском Институте при Академии наук.
Вот так шахматы помогли мальчику, посещавшему когда-то занятия в спецшколе, раскрыть себя как личность, помогли ему стать ученым, кандидатом педагогических наук. Вот как шахматы могут помочь многим детям таким, как Виктор, и это не последнее слово, которое сказали шахматы в примерных ситуациях, раскрывшие в “слаборазвитом” Викторе всесторонне развитую, творческую личность.
Приходится часто наблюдать множество моментов, когда 7-8 летние мальчики и девочки, усевшись за шахматную доску, с «профессорским» видом сидят, не шевелясь и, всматриваясь в позицию, не замечая никого вокруг, ищут лучший ход или анализируют проблему, которую соперник поставил перед ними. А ведь где-то рядом стоит мама, бабушка, папа или брат с сестрой и наблюдают за действиями своего «чада».
Вот это и есть сцена настоящей родительской гордости за своего ребенка, который совсем недавно не мог ни минуты спокойно посидеть, а тут, познакомившись с шахматами, научился думать и анализировать, прежде чем принимать свое решение. Многие родители приводят своих детей, чтобы их просто научили играть в шахматы, без “претензий” на чемпионство.
Хотели просто научить дочку играть, а стала чемпионкой мира
Вот характерный пример для многих: родители Кристины – представители молдавской интеллигенции: мать – педагог, отец-врач, доктор медицинских наук. Они поставили перед собой простую цель: научить свою дочь играть в шахматы, совершенно не думая о спортивной карьере. Однако, шахматы оказали в жизни Кристины огромное влияние. Раньше у Кристины был мягкий характер, она часто пасовала перед трудностями, а иной раз даже не хотела учить урок, если тема ей не нравилась.
И что же стало с Кристиной? Кристина научилась собираться в трудный момент, она умеет концентрироваться и достичь поставленной цели.
Так произошло на чемпионате мира в Испании среди девушек до 16 лет. После 7 туров у нее был скромный результат 4,5 очка из 7. Оставалось всего четыре тура и шансов на успех, казалось, не было. Но это только казалось. А Кристина именно в этот момент, проявила те черты своего характера, которые выработались у нее в процессе занятий шахматами: она сумела собраться, настроить себя на борьбу и выиграть все оставшиеся четыре партии, в том числе и у чемпионки России Елены Маковецкой, которая явно претендовала на золотую медаль. А Кристина в последнем туре обыграла ее в 20 ходов!
Что значит выиграть в последнем туре «под заказ» да еще у чемпионки России, хорошо известно многим спортсменам: это значит, что нужно играть, как минимум, не хуже ее. Набрав 8,5 очков из 11 возможных, Кристина добавила к своим двум золотым медалям чемпионки Европы среди девушек до 14 лет, завоеванные в 1995 и 1996 годах и серебряную медаль чемпионки мира среди девушек до 16 лет.
Описывая последний успех Кристины на чемпионате мира среди девушек до 16 лет в Италии, где она заняла 2 место, вспоминается точно такой же случай, который произошел в Братиславе в 1993 году на чемпионате мира среди девушек до 18 лет с Эльмирой Скрипченко. После 7 туров ей сказали: «Эльмира, твои дела уже непоправимы, отдыхай». А в ответ последовала довольно убедительная реплика:
«Я выиграю все оставшиеся партии»
И она их выиграла, а в последнем туре Эльмира, как и Кристина, встретилась с чемпионкой Украины, Инной Гапоненко, которой нужна была ничья, чтобы стать призером. Но Эльмира победила ее и, набрав 8 очков из 11 возможных, разделила 2-3 места и завоевала бронзовую медаль.
Именно этот спортивный подвиг Эльмиры Кристина имела в виду, отвечая журналистам. Она знала о нем и через 5 лет повторила его в Испании на чемпионате мира среди девушек.
Среди многих особо запомнилось высказывание многократного Чемпиона мира, патриарха советских шахмат Михаила Моисеевича Ботвинника. В Советском Союзе долгие годы существовала шахматная Школа Михаила Ботвинника, где занимались выдающиеся гроссмейстеры современности, в том числе и Гарри Каспаров. Ученики школы любили патриарха шахмат, он был очень общителен с ребятами и, особенно в свободные минуты, любил делиться своими мыслями о шахматах с учениками.
На одном из занятий, он подбодрил своих учеников, сказав, что им здорово повезло, что они научились играть в шахматы. И добавил: «Именно благодаря шахматам я работаю сейчас над составлением экономической программы для нашей страны и хочу добавить, что именно шахматы научили меня мыслить комплексно. Уверен, что комплексно мыслить должен уметь каждый руководитель и, тем более, политический и государственный деятель.»
После слов Михаила Ботвинника, стоит еще раз призадуматься над тем, что делают шахматы из наших мальчишек и девчонок? Шахматы, кроме всего, воспитывают в них чувство ответственности за свои поступки, умение координировать свои действия, находить и делать правильный выбор.
Мы убедились, что игра в шахматы не только развивает логическое мышление, но и вырабатывает целый комплекс положительных качеств, что положительно влияет и на учебу: дети, умеющие играть в шахматы, успевают хорошо в учебе и умеют вести себя достойно.
Шахматы являются одной из форм всестороннего воспитания детей
Итак, выводы, сделанные учеными и специалистами в разные времена и в разных странах, едины и свидетельствуют, что шахматы являются одной из новых форм всестороннего воспитания детей. Ученые и педагоги многих стран мира давно пришли к выводу, что без шахмат нельзя себе представить полноценного развития умственных способностей и памяти у детей.
Все это осознали деловые люди на Западе, где шахматы в последние десятилетия активно внедряются в области детского образования и воспитания. Ассоциация представителей США и Канады выработала специальную программу по обучению детей шахматной игре в школах, как одного из плановых уроков учебной программы.
Шахматы вводят в обязательную школьную программу
Осознав значение шахмат в комплексном воспитании детей, в школах США предусмотрено преподавание шахмат, как предмета учебного плана. В некоторых районах США создали собственный учебный план обучения детей шахматной игре и обеспечения школ необходимыми грамотными специалистами. Рассматривается и изучается возможность введения шахмат в обязательную школьную программу.
В Нью-Йорке сегодня более чем в 150 школах шахматы введены как общеобразовательный предмет. Преуспел в этой области район Нью-Джерси, где во всех школах шахматы введены, как общеобразовательный предмет. Другие районы Нью-Йорка ссылаются на нехватку шахматных педагогов, но работу ведут в том же направлении. В 1798 году Бенжамин Франклин очень здорово подметил:
“Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности”
Вдумайтесь, это же сказано более 200 лет назад!
Обязательная школьная программа в России
Президент Международной шахматной федерации (FIDE) Кирсан Илюмжинов в 2016 году обратился к главе Минобрнауки РФ Ольге Васильевой с просьбой поддержать инициативу сделать шахматы обязательным предметом в начальной школе.
По его данным, шахматы уже успешно интегрируются в учебный процесс в некоторых регионах России, в том числе Москве, Ханты-Мансийском автономном округе, Томской, Кемеровской, Орловской и Псковской областях, республиках Татарстан, Калмыкия, Забайкальском крае.
Популярность во всем мире
В США пошли дальше в поддержке молодежи, увлекающейся шахматами.
Целый ряд Университетов предлагает грант абитуриентам-шахматистам, имеющим определенное шахматное звание или рейтинг. А Университеты Штата Техас и Меринео полностью оплачивают таким студентам учебу и проживание. Ведущие корпорации Запада сегодня выделяют миллионы долларов на пропаганду шахмат и на введение уроков шахмат в общеобразовательные школы, а в США и многих других странах разрабатываются комплексные программы по обучению детей шахматной игре в общеобразовательных школах.
Шахматисты, кому пришлось побывать в Перу и в ее столице Лиме, имеют все возможности подтвердить, что в Перу шахматы являются общенациональной игрой. Любители шахмат играют в клубах, в парках, на первой попавшейся свободной скамеечке.
В Лиме есть специальные шахматные площадки, где установлены шахматные столики и стулья к ним, на специальном столике шахматная доска выложена очень красиво. Если за шахматным столиком сидит любитель в ожидании партнера, и вы пройдете мимо, отказав ему сыграть партию в шахматы, то это значит, что вы не играете в шахматы, а у перуанцев это считается недостатком.
Самый большой сюрприз – это то, что практически все школы Лимы имеют в настоящее время шахматные классы, а где нет, то хотят найти «профессора» шахмат. Интерес к обучению детей шахматной игре в Перу все возрастает, а специалистов катастрофически не хватает. В соревнованиях среди школьников и в сеансах одновременной игры в Лиме принимают участие тысячи юношей и девушек.
Сеансы проводятся на правительственном уровне с приглашением известных мировых личностей, как Каспаров и Полгар.
Также, особое внимание шахматному образованию детей уделяется в Испании, стране, которая имеет давние шахматные традиции.
В Европу шахматы проникли именно через Испанию, которую в свое время завоевали арабы, и даже первая шахматная книга была издана в городе Саламанка, студентом тамошнего университета Лусеной в 1497 году. Испания находится в авангарде развития шахмат, и особенно в области обучения детей в школах.
Осознав пользу шахмат в воспитании подрастающего поколения, Сенат Испании в 1995 году принял специальное постановление, разрешающее преподавать в школах шахматы, как общеобразовательный предмет, благодаря чему, многие тысячи испанских школьников имеют возможность постигать премудрости шахматной игры.
1. Давыдов, В.В. Умственное развитие младших школьников в процессе обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – Москва: Педагогика, 1977. – 48с
2. Давыдов, В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] / В.В. Давыдов. – Москва: Педагогика, 1971. – с.50
3. Завалишина, Д.Н. Психологическая структура способностей [Текст] / Д.Н. Завалишина. – Москва: Наука, 1991. – с. 28
4. Заика, Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти [Текст] / Е.В. Заика, Н.П. Назарова, И.А. Маренич // Вопросы психологии – 1995, №1 – с. 41-46. – ISSN 0042-8841
5. Зарецкий, В.К. Рефлексивно – личностный аспект формирования решения творческих задач [Текст] / В.К. Зарецкий, Н.Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии – 1980, №5, с. 112-117 – ISSN 0042-8841.
7. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – Москва: Творческий центр Сфера, 2004. – 463с. – ISBN 5-89144-162-4
8. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст [Текст] / Н.С. Лейтес – Москва: Педагогика, 1971. – 280с.
9. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников [Текст] / Н.С. Летес – Москва: Академия, 1999. – 320с. – ISBN 57695-0646-6
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.