Для чего нужны школьные шкафчики

Стоит ли в школах устанавливать индивидуальные шкафчики для хранения вещей

Депутат Госдумы Василий Власов предложил установить в школах индивидуальные шкафчики для хранения вещей учеников. Тогда ребятам не придется каждый день носить в школу тяжелые учебники. В шкафчиках можно будет оставлять мобильные телефоны, на использование которых во время уроков так часто жалуются учителя. Что по поводу этой идеи думают эксперты?

Дети перестанут терять одежду, а рюкзаки станут легче

Мнение «ЗА»

Юрий Шендановин, учитель физкультуры школы № 1191:

— Мне как учителю эта идея очень нравится. Во всем должен быть порядок. А что у нас происходит сейчас? Пришли дети в школу, переобулись. Обувь носят с собой. Ее нередко теряют, а потом ищут по всей школе. Иногда теряют и другую одежду, которую не сдали в гардероб — головные уборы, шарфы, спортивную форму и т.д. А если есть шкафчик — никаких проблем. Пришел, повесил туда ветровку или куртку, положил уличную обувь — и ты уже точно ничего не потеряешь, потому что все вещи в одном месте и закрыты на ключ. Что-то понадобилось — пришел и из шкафчика вынул. В фитнес-центрах ведь то же самое, и эта практика признана удобной. Почему бы ее и в школах не ввести? Ведь у нас сейчас доходит до смешного. Дети позанимались на физкультуре, переодеваются после урока — и кто-то может надеть чужие брюки. Потом понимает, что одежда не его, ходит и разыскивает свою. Если же переодеваться возле своего шкафчика и класть все вещи в индивидуальный бокс, то такая проблема точно не возникнет. Дети не станут отвлекаться от учебы, чтобы разобраться, кто чьи джинсы надел.

Не менее важно, на мой взгляд, что дети перестанут носить с собой горы учебников. Ведь часто бывает, что ранец неправильно подобран, и если постоянно носить в нем что-то тяжелое, то возникает неправильная нагрузка на позвоночник. В результате может сформироваться сколиоз или кифоз. Но даже если рюкзак «правильный», все равно каждый день носить в нем по пять кило плюс мешок со сменной обувью — не очень хорошая практика. И родители, и ученики считают, что портфели стали слишком тяжелыми. Шкафчики в школах позволят эту проблему эффективно решить. Боксы для хранения вещей будут удобны и тем, кто остается на продленку. Теперь у него под рукой все учебники по всем предметам — можно нормально учиться. В общем, идея нуждается как минимум в широком обсуждении. Рациональное зерно в ней есть.

Найти место для сотен шкафчиков крайне тяжело

Мнение «Против»

Тимур Абдрахманов, сооснователь сервиса дизайнерского ремонта квартир «Квадрим»:

— Идея плохая, потому что ее фактически невозможно реализовать. Да, в Москве и области есть инновационные, недавно построенные школы. Они достаточно просторные. Но большинство столичных школ «родом» из Советского Союза. Самые распространенные проекты — это «самолетик», когда корпуса расходятся, как крылья у лайнера, и «квадрат» — трехэтажное здание с внутренним двором. Я сам до того, как заняться дизайном, работал в школе преподавателем и, уверяю, места для шкафчиков там просто нет физически. Первый этаж — это достаточно небольшой холл и гардероб. В последнее время часть холла отдана под «контрольно-пропускной пункт» — охрану с турникетами. Где там можно разместить шкафчики? Ведь их должно быть не 10–20, а сотни! В коридорах тоже нет лишнего места. В классах — тем более. К тому же шкафчики создадут целый ряд проблем. Во-первых, ключи. Дети начнут их терять. Значит, нужны запасные. У кого они будут храниться?

Во-вторых, с появлением шкафчиков ребят заставят класть туда сотовые телефоны. А это плохо. Ведь нередко бывает, что детям необходимо срочно связаться с родителями или родителям с детьми. Теперь этой возможности не будет. Возникнет также проблема ремонта замков и самих шкафов.

Мне кажется, идея со шкафчиками крайне неудачна. На ее реализацию нет ни места, ни денег. В будущем, возможно, что-то похожее можно будет организовать.

Но только в школах нового типа, где есть место, и только при дополнительном финансировании. Что же касается сотовых телефонов, о «засилье» которых так любят говорить учителя, то как бывший преподаватель скажу: такой проблемы нет. У учителя, который интересно подает материал, дети на уроке не «сидят в телефоне», а внимательно слушают. А значит, и прятать его в шкафчик на весь учебный день нет необходимости. Учите интереснее, тогда изымать смартфон не придется.

*Мнения колумнистов могут не совпадать с точкой зрения редакции

Источник

Философия американских школьных шкафчиков

Вы сотни раз видели это в кино – шкафчики в американских школах. Помню я, будучи школьницей, смотрела и, с одной стороны, завидовала, а с другой – не понимала: ну что там можно хранить?

В России такие шкафчики тоже есть, только не в школах, а в фитнесс-клубах. Моя подруга Анна уже семь лет с семьей живет в США. Как-то в разговоре Анна сказала, что они полдня с дочкой провели в магазине на распродаже товаров для локеров. Локеров? Что за локеры, спросила я. Так родилась идея этой статьи. И вот что рассказала мне Анна.

Для чего нужны школьные шкафчики. Смотреть фото Для чего нужны школьные шкафчики. Смотреть картинку Для чего нужны школьные шкафчики. Картинка про Для чего нужны школьные шкафчики. Фото Для чего нужны школьные шкафчики

Моя старшая дочь в прошлом году пошла в middle school, там учатся дети с 11 лет – это средняя ступень школьного образования. До этого возраста – с 5 до 10 лет – дети учатся в elementary school. В этой школе локеров нет, поскольку ученики находятся в одной классной комнате с одним учителем. Все учебники хранятся в классе, тетрадей, как правило, нет. Домашнее задание дети выполняют на листах формата А4.

И в middle school, кроме нового расписания и новых предметов, у дочки появился шкафчик – локер. Локер (locker) – это как камера хранения для школьных принадлежностей: книг, тетрадей и каких-то личных предметов школьника. Сделано это для того, чтобы ребенок не носил из класса в класс тяжелые книги и тетради, а также – чтобы у него всегда был запас карандашей, ручек и предметов личной гигиены. Например, у девочек могут там храниться носовые платки, антисептик, гигиенические прокладки и тампоны, зеркало, крем и телефон (во время занятий телефон в классе запрещен).

Системы локеров есть во всех школах второй (middle school) и последней ступени (high school). Дело в том, что обязательное школьное образование в США делится на три этапа: elementary school (6 лет обучения, с 5 до 10 лет), middle school (3 года обучения, с 11 до 13 лет) и high school (3 года обучения, с 14 до 16 лет) – здесь идет подготовка к колледжу, зарабатывание первых «кредитов» для колледжа. Чем больше кредитов, тем меньше платить за обучение. Все эти школы находятся в разных зданиях и постепенно укрупняются – таким образом в high school собираются дети из многих middle schools.

Локеры – это своеобразная субкультура. В школах внутренности локера дети оформляют по своему вкусу. Перед началом занятий во многих магазинах открываются школьные базары, на которых покупается канцелярия, рюкзаки, сумки для обедов и предметы для локеров. Как правило, шкафчики – железные, и многие предметы для них – на магнитах. Также можно купить дополнительные полки и всякого рода коврики.

В течение дня в перерывах между уроками дети приходят к локерам и меняют книги и тетради в зависимости от урока. Ключей у локеров нет – там кодовые замки. Код ученик получает в начале года вместе с расписанием. Если локеров не хватает, то используют один на двоих. Такое происходит, как правило, на втором году обучения. К этому моменту у ребенка чаще всего уже есть близкий друг, с которым и будет делиться локер. Шкафчики каждый год разные, но в течение года они не меняются.

Думаю, администрация школы может проверить локер, если поступит какая-то жалоба на кражу или что-то в этом роде.

Учителя к этому отношения не имеют. Это делает административный персонал. Обязанности тут четко разнесены: учитель только учит, все остальное – дело директора и офисного персонала.

Локер для меня лично это что-то совершенно новое, но очень полезное. Вспоминая свое школьное детство, я очень завидую здешним школьникам, что им не приходится носить тяжести все шесть часов в школе.

В чем польза школьного шкафчика: мнение психолога

На мой взгляд, это очень хороший момент в организации обучения – иметь свой шкафчик. Во-первых, это действительно удобно в том плане, что не нужно носить с собой учебники, сменную обувь и прочие вещи. Во-вторых, это опять же удобно, когда в шкафчике можно оставить предметы личной гигиены, что-то важное для себя.

Для детей эти шкафчики важны тем, что в огромной школе у них появляется личное место. Ведь в школе трудно чувствовать себя уединенными, потому что сама система обучения этого не предусматривает: ты все время на виду, оценивают тебя, твой внешний вид и твои знания. А такой шкафчик помогает иметь что-то свое, чувствовать себя отдельно от других. Плюс – дети привыкают к тому, что есть что-то именно их, за что они несут персональную ответственность и куда нет доступа ни родителям, ни учителям.

В российский реалиях пока нет возможности сделать такие шкафчики в школах, но предоставить детям возможность отвечать за какую-то свою территорию хотя бы у себя дома – вполне возможно. Если у ребенка есть своя комната, пусть он сам несет ответственность за порядок в ней.

Но чаще всего родители не готовы на такой «подвиг», переживая, что уборкой никто не будет заниматься. Тогда можно ему дать хоть что-то – полку в шкафу, его письменный стол, тот же самый ящик для личных вещей. Одним словом, это должно быть место, которым пользуется только ребенок.

Как бы сильно родителям ни хотелось прибраться, нужно сдерживаться и терпеть, потому что только через такой опыт ребенок может научиться и наводить порядок, и нести ответственность за свои вещи. Ведь если все футболки мятые, то с утра в такой и придется идти. Кроме того, отдавая под ответственность ребенка часть территории, вы даете понять ему, что верите в него, уважаете и считаетесь с ним. За такое отношение, он будет вам только благодарен.

Источник

Шкафчики, часовая перемена и зарядки для гаджетов: чего не хватает в российской школе

Для чего нужны школьные шкафчики. Смотреть фото Для чего нужны школьные шкафчики. Смотреть картинку Для чего нужны школьные шкафчики. Картинка про Для чего нужны школьные шкафчики. Фото Для чего нужны школьные шкафчики

В школе мы проводим большую часть дня — шесть-восемь часов. Хочется, чтобы этот важный период нашей жизни был более комфортным, чем сейчас. Но, вероятно, это так и останется нашими желаниями и никогда не воплотится в реальность. Чего же не хватает российским школам? Рассказывает ученица девятого класса.

1. Кофейные аппараты

Занятия начинаются в 8.30 — и уже к четвёртому-пятому уроку вовсю начинает клонить в сон от усталости. Так почему бы не установить аппарат с горячими напитками — какао, чаем, кофе? Это бы так выручило уставших школьников! Увы, тут есть свои проблемы — многие бы заявили, что им хватает чая, который продаётся в школьном буфете… Но вы сами-то пробовали этот чай? Некрепкий, очень сладкий и совершенно неароматный! Как по мне, его пить невозможно. Я уже молчу про какао, которое по вкусу хуже чая. А кофе у нас никогда и не было в меню. Некоторые учительницы с собой приносят в столовую банку растворимого кофе, чтобы было что пить. Многие заявят, мол, «кофе для подростков вредно». Но что будет с одной чашки? К тому же кто не хочет, тот и не будет его пить. Хотя о чем это я — у нас даже кулеров с водой нет, бутылку с водой я всегда ношу с собой в рюкзаке.

Наверняка вы смотрели американские фильмы про школьников и хорошо помните, чем у них отличаются раздевалки от наших. Наличием шкафчиков! Это было бы очень удобно. Например, можно было бы оставлять в них школьную форму (кофту или жилет) и мешок со сменкой. Или же учебники, рабочие тетради, контурные карты и методические материалы, которые нужны не каждый день. Уменьшилось бы и число школьных краж, потому что шкафчики закрывались бы на ключ. Но для установки шкафчиков нужны свободные помещения, которых не всегда хватает в школах.

На школьной территории не просто не хватает скамеек, их вообще нет. В тёплое время года освобождённые от уроков физкультуры могли бы сидеть на них. А родители учеников младших классов могли бы ждать своих детей, сидя на лавочках.

3. Дополнительные курсы и кружки

Нет, не обязательные факультативы, не платные занятия по русскому языку и математике — они и так есть почти во всех школах. Мне не хватает школьных курсов по химии и биологии, кому-то — по информатике, физике. Ещё бы кружки рисования, рукоделия, программирования, спортивные секции, особенно для старших классов. В идеале — чтобы они были ещё и бесплатными. Но так как это маловероятно, пусть были хотя бы платные.

3. Практические задания

Лабораторные работы по химии и физике, исследования… В школе в основном уделяют внимание теории. Практика тоже важна — так легче запоминается материал. С радостью занималась бы в кружке любителей химических экспериментов, если бы он у нас был, конечно.

4. Возможность выполнения проектных работ

Чаще всего учителя заставляют делать проекты отличников, а тех, кто учится хуже, отговаривают. Но даже если твоё участие одобрили, ты вряд ли сможешь самостоятельно выбрать тему. Всё решат за тебя учителя: заставят писать по той теме, которую посчитают нужной. Хотелось бы, чтобы у учеников была возможность выполнять проектные работы по тем темам, которые им нравятся. И ещё, чтобы учителя помогали. Но, к сожалению, у них на это нет времени.

5. Час свободного времени

Вместо перемен по 10-15 минут, лучше между уроками сделать их по пять минут, но зато после третьего или четвёртого урока добавить часовую перемену. Чтобы за это время можно было, например, успеть сделать часть домашнего задания, сходить домой, погулять, нормально поесть, почитать книгу на скамейке школьного двора (у нас очень большая школьная территория, стадион, много зелени, и даже памятная стела есть!). Занятия заканчивались бы в то же время, что и сейчас, но зато был бы полноценный обеденный перерыв.

5. Свободная школьная форма

Хотелось бы, чтобы ученики ходили в удобной одежде. Почему бы не разрешить ходить в кедах, джинсах и простых футболках, если школьникам так удобнее? Из-за этих правил три раза в неделю (дни, когда у нас уроки физкультуры) приходится носить пакеты со спортивным костюмом и кроссовками, а зимой ещё полную экипировку для занятий на лыжах (хорошо хоть лыжи с палками мы оставляем в школьном чулане).

6. Контроль за питанием

В школьных столовых нужно продавать меньше «вредной» еды — шоколадных батончиков, выпечки, сухариков, непонятных напитков, где сплошная химия — одни красители и консерванты, но никакой пользы. Хорошо бы установить несколько микроволновых печей, чтобы дети, которые приносят еду из дома, могли подогреть её. Надо, чтобы соблюдались все санитарные нормы: внимательно следили за сроком годности продуктов питания, за чистотой, за содержимым тарелок. У нас в школе в еде находили много неприятных «сюрпризов».

6. Чистота и уборка территорий

В школе не соблюдаются нормы по уборке помещений и их проветриванию. Уборку проводят редко, везде пыль, в туалетах грязно. Поэтому периодически устраиваются генеральные уборки. В школе не хватает технического персонала, поэтому после уроков ученики моют полы в своих классах. Ещё одна насущная проблема — уборка школьной территории. Зимой около школы скользко, дорожки редко посыпают песком, из-за чего постоянно рискуешь упасть. Осенью и весной нас заставляют участвовать в субботниках, из-за них мы пропускаем уроки. При этом несознательные граждане выгуливают своих собак в школьном дворе. Летом дети отрабатывают обязательную практику — сажают цветы, красят заборы… Дети должны в первую очередь учиться. А уборкой территории и помещений пусть занимается технический персонал — они за эту работу зарплату получают.

В каком-нибудь небольшом помещении со звуконепроницаемыми стенами установить пару диванов, лавочек и разрешить здесь отдыхать на переменах. Но с единственным условием — без шума. Шёпотом общаться, делать домашнее задание, читать книгу или слушать музыку в наушниках — да, пожалуйста, но главное не шуметь. В школе таких «уголков тишины» очень не хватает. Ведь школьники очень разные: кто-то любит пошуметь и покричать (в нашей школе таких большинство), а кому-то просто необходимо хотя бы пять минут тишины между уроками.

8. Тренажёрные залы в школах

Нам повезло: в нашей школе такой имеется и это очень удобно. Я люблю, когда часть урока физкультуры мы проводим именно в тренажерном зале, хотя у нас и неплохой спортзал.

8. «Умные доски» в каждый класс

С ними заниматься проще: учитель может вывести на доску видео по изучаемой теме, карту, презентацию. С обычной доской проблем больше: надо ждать, пока она высохнет после того, как её помыли, а ещё её могут натереть мылом и на ней нельзя будет писать.

9. Места для зарядки мобильных устройств

Хочется, чтобы сделали как в метро и на автобусных остановках — места, где можно зарядить гаджеты. Сейчас, это просто необходимо: школьники постоянно пользуются телефонами, а некоторые носят в школу планшеты, на которые скачивают учебники.

Многое из этого списка может показаться утопией. Конечно, в нашей огромной стране есть школы, в которых что-то из перечисленного давно есть и активно используется. Но для большинства — это нечто из области фантастики. А ведь всё это реально осуществить. И если наши школы хоть немного изменятся, они перестанут быть для подростков «тюрьмой» — местом, куда не хочется приходить или откуда сразу после звонка хочется бежать не оглядываясь.

Источник

Что стоит знать об американских школьных шкафчиках

Вы сотни раз видели это в кино – шкафчики в американских школах. Помню я, будучи школьницей, смотрела и, с одной стороны, завидовала, а с другой – не понимала: ну что там можно хранить?

Для чего нужны школьные шкафчики. Смотреть фото Для чего нужны школьные шкафчики. Смотреть картинку Для чего нужны школьные шкафчики. Картинка про Для чего нужны школьные шкафчики. Фото Для чего нужны школьные шкафчикиФото: Depositphotos

В России такие шкафчики тоже есть, только не в школах, а в фитнес-клубах. Моя подруга Анна уже семь лет с семьей живет в США. Как-то в разговоре Анна сказала, что они полдня с дочкой провели в магазине на распродаже товаров для локеров. Локеров? Что за локеры, спросила я. Так родилась идея этой статьи. И вот что рассказала мне Анна.

Моя старшая дочь в прошлом году пошла в middle school, там учатся дети с 11 лет – это средняя ступень школьного образования. До этого возраста – с 5 до 10 лет – дети учатся в elementary school. В этой школе локеров нет, поскольку ученики находятся в одной классной комнате с одним учителем. Все учебники хранятся в классе, тетрадей, как правило, нет. Домашнее задание дети выполняют на листах формата А4.

И в middle school, кроме нового расписания и новых предметов, у дочки появился шкафчик – локер. Локер (locker) – это как камера хранения для школьных принадлежностей: книг, тетрадей и каких-то личных предметов школьника. Сделано это для того, чтобы ребенок не носил из класса в класс тяжелые книги и тетради, а также – чтобы у него всегда был запас карандашей, ручек и предметов личной гигиены. Например, у девочек могут там храниться носовые платки, антисептик, гигиенические прокладки и тампоны, зеркало, крем и телефон (во время занятий телефон в классе запрещен).

Системы локеров есть во всех школах второй (middle school) и последней ступени (high school). Дело в том, что обязательное школьное образование в США делится на три этапа: elementary school (6 лет обучения, с 5 до 10 лет), middle school (3 года обучения, с 11 до 13 лет) и high school (3 года обучения, с 14 до 16 лет) – здесь идет подготовка к колледжу, зарабатывание первых «кредитов» для колледжа. Чем больше кредитов, тем меньше платить за обучение. Все эти школы находятся в разных зданиях и постепенно укрупняются – таким образом в high school собираются дети из многих middle schools.

Локеры – это своеобразная субкультура. В школах внутренности локера дети оформляют по своему вкусу. Перед началом занятий во многих магазинах открываются школьные базары, на которых покупается канцелярия, рюкзаки, сумки для обедов и предметы для локеров. Как правило, шкафчики – железные, и многие предметы для них – на магнитах. Также можно купить дополнительные полки и всякого рода коврики.

В течение дня в перерывах между уроками дети приходят к локерам и меняют книги и тетради в зависимости от урока. Ключей у локеров нет – там кодовые замки. Код ученик получает в начале года вместе с расписанием. Если локеров не хватает, то используют один на двоих. Такое происходит, как правило, на втором году обучения. К этому моменту у ребенка чаще всего уже есть близкий друг, с которым и будет делиться локер. Шкафчики каждый год разные, но в течение года они не меняются.

Думаю, администрация школы может проверить локер, если поступит какая-то жалоба на кражу или что-то в этом роде.

Учителя к этому отношения не имеют. Это делает административный персонал. Обязанности тут четко разнесены: учитель только учит, все остальное – дело директора и офисного персонала.

Локер для меня лично – это что-то совершенно новое, но очень полезное. Вспоминая свое школьное детство, я очень завидую здешним школьникам, что им не приходится носить тяжести все шесть часов в школе.

Для чего нужны школьные шкафчики. Смотреть фото Для чего нужны школьные шкафчики. Смотреть картинку Для чего нужны школьные шкафчики. Картинка про Для чего нужны школьные шкафчики. Фото Для чего нужны школьные шкафчикиФото: Depositphotos

В чем польза школьного шкафчика: мнение психолога

На мой взгляд, это очень хороший момент в организации обучения – иметь свой шкафчик. Во-первых, это действительно удобно в том плане, что не нужно носить с собой учебники, сменную обувь и прочие вещи. Во-вторых, это опять же удобно, когда в шкафчике можно оставить предметы личной гигиены, что-то важное для себя.

Для детей эти шкафчики важны тем, что в огромной школе у них появляется личное место. Ведь в школе трудно чувствовать себя уединенными, потому что сама система обучения этого не предусматривает: ты все время на виду, оценивают тебя, твой внешний вид и твои знания. А такой шкафчик помогает иметь что-то свое, чувствовать себя отдельно от других. Плюс – дети привыкают к тому, что есть что-то именно их, за что они несут персональную ответственность и куда нет доступа ни родителям, ни учителям.

Предоставить детям возможность отвечать за какую-то свою территорию не только в школе, но и у себя дома – верный ход. Если у ребенка есть своя комната, пусть он сам несет ответственность за порядок в ней.

Но чаще всего родители не готовы на такой «подвиг», переживая, что уборкой никто не будет заниматься. Тогда можно ему дать хоть что-то – полку в шкафу, его письменный стол, тот же самый ящик для личных вещей. Одним словом, это должно быть место, которым пользуется только ребенок.

Как бы сильно родителям ни хотелось прибраться, нужно сдерживаться и терпеть, потому что только через такой опыт ребенок может научиться и наводить порядок, и нести ответственность за свои вещи. Ведь если все футболки мятые, то с утра в такой и придется идти. Кроме того, отдавая под ответственность ребенка часть территории, вы даете понять ему, что верите в него, уважаете и считаетесь с ним. За такое отношение он будет вам только благодарен.

Источник

В российских школах предложили устанавливать шкафчики для вещей

Для чего нужны школьные шкафчики. Смотреть фото Для чего нужны школьные шкафчики. Смотреть картинку Для чего нужны школьные шкафчики. Картинка про Для чего нужны школьные шкафчики. Фото Для чего нужны школьные шкафчики

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

В российских школах могут появиться индивидуальные шкафчики для хранения вещей учеников. Письмо министру просвещения Ольге Васильевой с таким предложением уже направил депутат Госдумы от партии ЛДПР Василий Власов, передает РИА Новости.

Власов отметил, что об установке шкафчиков его просили сами ученики. Они пожаловались, что им каждый день приходится носить в школу много вещей, часть из которых можно было бы оставлять в учебном заведении. Кроме того, депутат предположил, что в них можно будет хранить и мобильные телефоны, использование которых предлагают ограничить.

Для чего нужны школьные шкафчики. Смотреть фото Для чего нужны школьные шкафчики. Смотреть картинку Для чего нужны школьные шкафчики. Картинка про Для чего нужны школьные шкафчики. Фото Для чего нужны школьные шкафчики

Ранее во вторник, 20 августа, были подсчитаны траты на сборы российских школьников к учебному году в разных городах России. Так, больше всего на сборы школьника потратили родители в Красноярске и Новосибирске — примерно по девять тысяч рублей. Жители Москвы оценили свои затраты в 8,7 тысячи рублей. На третьем месте оказались родители из Казани: сборы школьника для них обошлись в 8,5 тысячи рублей.

До 2024 года в России планируется реализовать нацпроект «Образование». В него, в частности, входит федеральный проект «Современная школа», в рамках которого в российских школах будут внедряться новые методы и программы обучения, тогда как многие привычные форматы окончательно уйдут в прошлое. Так, к 2021 году будет полностью ликвидирована третья смена, а к концу 2024 года откроются первые 25 школ, построенные с привлечением частных инвестиций. Общий бюджет нацпроекта составил 784,5 миллиарда рублей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *