Для чего нужны школы для пациентов диабет школа астма школа

Зачем нужна школа диабета?

После постановки диагноза «сахарный диабет» мы часто сталкиваемся с обилием противоречивой информации о своем заболевании из самых разных источников. К сожалению, не все источники одинаково надежны. Школа диабета как раз позволяет получить достоверную и структурированную информацию от специалиста.

Для чего нужны школы для пациентов диабет школа астма школа. Смотреть фото Для чего нужны школы для пациентов диабет школа астма школа. Смотреть картинку Для чего нужны школы для пациентов диабет школа астма школа. Картинка про Для чего нужны школы для пациентов диабет школа астма школа. Фото Для чего нужны школы для пациентов диабет школа астма школа

Что вас ждет в школе диабета? Примерное содержание цикла подобных занятий включает в себя:

вводное занятие, где освещают общие вопросы, формируя представление о сахарном диабете;

вопросы питания (что такое углеводы и «хлебная единица», как считать ХЕ);

принципы самоконтроля гликемии (как и с какой частотой измерять сахар крови, каким должен быть уровень глюкозы крови);

вопросы инсулинотерапии, как самостоятельно рассчитывать дозу инсулина;

техника инъекций инсулина;

гипогликемия (симптомы, профилактика и принципы купирования);

вопросы физической активности и спорта при диабете;

острые и хронические осложнения диабета;

социальные и психологические аспекты сахарного диабета.

Школа диабета – это комплекс тематических занятий с группой людей, у которых один и тот же тип сахарного диабета.

При необходимости могут проводиться дополнительные тематические занятия. Например, для пациентов на инсулиновой помпе или беременных женщин.

Занятия в школе диабета могут помочь:

получить всесторонние, систематизированные, актуальные знания о своем заболевании;

приобрести начальные навыки управления сахарным диабетом в любой жизненной ситуации, тем самым сохранить высокое качество жизни и достичь самых больших успехов в лечении;

сэкономить время на самостоятельный поиск информации.

Для опытных людей со стажем повторное прохождение «школы» позволит не только освежить свои знания, но и получить совершенно новую информацию об открытиях и нововведениях в лечении сахарного диабета. Возможность пообщаться и поделиться опытом в коллективе принесет как обучающую, так и психологическую пользу, что также является немаловажным.

Источник

Школа здоровья для больных сахарным диабетом

На базе поликлиники №1 по адресу: г.Новополоцк, ул.Блохина 27 школа временно не работает

Место проведения: кабинет № 405;

Ответственный: врач-эндокринологМинаева Галина Александровна.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:

Тема занятия
1Характеристика и сущность сахарного диабета. Углеводный обмен. Роль инсулина в организме.
2Питание при сахарном диабете, хлебные единицы, сахарозаменители и алкогольные напитки.
3Инсулинотерапия, гигиена введения инсулина, таблетированные сахароснижающие препараты. Гигиена ног. Диабетическая стопа. Беременность и сахарный диабет.
4Профилактика факторов риска данного заболевания. Неотложные состояния у больных диабетом. Решение ситуационных задач.
5Психологические проблемы лечения у пациентов с заболеванием сахарного диабета. Роль семьи и коллектива для больного. Общество и больной сахарным диабетом.
6Итоговое занятие. Контроль пройденного материала. Решение ситуационных задач. Ответы на вопросы пациентов. Обмен мнениями, прочее.

На базе поликлиники №4 по адресу: г.Новополоцк, проезд Заводской д.30

Время работы: вторник и пятница с 11-15 до 11-45.

Место проведения: кабинет № 305.

Ответственный:врач-эндокринолог поликлиники №4 Алина Бесиковна Лацузбая.

Инсулинотерапия. Пероральные сахароснижающие препараты. Осложнения сахарного диабета.

Техника проведения определения уровня сахара в крови с помощью глюкометра.

Тема
Занятие №1Характеристика и сущность сахарного диабета. Особенности питания при сахарном диабете, расчет хлебных единиц, калорий. Профилактика табакокурения, алкогольной зависимости.
Занятие №2Физические нагрузки и их планирование. Тактика поведения больного в связи с незапланированной нагрузкой.
Занятие №3
Занятие №4Профилактика сахарного диабета. Неотложные состояния у больных сахарным диабетом. Решение Ситуационных задач.
Занятие №5Самоконтроль – залог длительной и трудоспособной жизни пациента с сахарным диабетом. Ведение дневника самоконтроля больного сахарным диабетом.
Занятие №6Психологические и психо-эмоциональные трудности и проблемы у пациентов с сахарным диабетом. Роль семьи и коллектива для больного. Общество для больного сахарным диабетом.

На базе Новополоцкой городской больницы

График работы: 2-я и 4-я неделя каждого месяца в 14:30.

Место проведения: терапевтическое отделение.

Ответственный: заведующий терапевтическим отделением Ольга Петровна Мечковская.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:

Заведующий терапевтическим отд.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫОтветственный
ЗАНЯТИЕ № 1.Характеристика и сущность сахарного диабета, углеводный обмен. Роль инсулина в организме.
ЗАНЯТИЕ № 2.Питание при сахарном диабете, хлебные единицы, сахарозаменители и алкогольные напитки.-*-
ЗАНЯТИЕ № 3.Профилактика факторов риска данного заболевания. Неотложные состояния у больных диабетом. Физические нагрузки и их планирование, тактика поведения больного в связи с незапланированной физической нагрузкой. Решение ситуационных задач.-*-
ЗАНЯТИЕ № 4.

Инсулинотерапия, гигиена введения инсулина, таблетированные сахароснижающие препараты.

Гигиена ног. Диабетическая стопа. Беременность и сахарный диабет.

-*-
ЗАНЯТИЕ № 5.Самоконтроль – залог длительной и трудоспособной жизни больного сахарным диабетом. Дневник самоконтроля сахарного диабета. Психологические проблемы лечения у пациентов с заболеванием сахарного диабета. Роль семьи и коллектива для больного. Общество и больной сахарным диабетом.-*-
ЗАНЯТИЕ № 6.Итоговое занятие. Контроль пройденного материала. Решение ситуационных задач. Ответы на вопросы пациентов. Обмен мнениями.-*-

На базе детской поликлиники по адресу: г.Новополоцк, ул.Блохина 27, корпус 2

ШКОЛА ДЕТСКОГО ДИАБЕТА

Режим и время работы:

№ п/пДень неделиВремя работы
Вторник18.00-19.00
Четверг18.00-19.00

Руководитель школы: врач – эндокринолог Елена Анатольевна Ларина.

Место проведения занятий: кабинет эндокринолога

Приемная главного врача
(+375 214) 50-62-70
(+375 214) 50-62-11 (факс)

Канцелярия
(+375 214) 50-15-39 (факс)

Источник

Школа больного бронхиальной астмы астмой

Темы занятий школы:

Уроки по школе бронхиальной астмы для пациентов

Что такое бронхиальная астма? Основные причины ее развития, характеристика факторов, вызывающих обострение.

Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей с гиперреактивностью и обструкцией бронхов. Встречается как у взрослых, так и у детей. Число болеющих в мире составляет от 5 до 10% населения. Во многих странах заболеваемость растет.

Астма нередко начинается в детстве или в юности, а значит, накладывает существенный отпечаток на судьбу молодого человека. Она может ограничивать профессиональный выбор, физические возможности, нарушать психологический статус. У серьезно болеющего человека существенно суживаются возможности для профессиональной и социальной деятельности.

При неконтролируемом течении астма может привести к летальному исходу. Заболевание значительно ограничивает повседневную активность и резко снижает качество жизни.

Вследствие недостаточной диагностики и неадекватной терапии БА представляет собой серьезную проблему общественного здравоохранения во всем мире,

Бронхиальная астма является тяжелым бременем для государства в связи с необходимостью постоянного приема медикаментов, затраты на госпитализацию при обострениях, а также выплаты в случае развития стойкой утраты трудоспособности (инвалидности). В то же время борьба с бронхиальной астмой как проблемой общественного здравоохранения на государственном уровне приносит пользу, о чем свидетельствует опыт реализации подобных программ в Финляндии, которые позволяют резко сократить показатели заболеваемости и смертности.

Самым сильным из всех известных факторов, предрасполагающих к возникновению астмы, особенно у детей, является атопия – генетическая предрасположенность к развитию немедленной аллергической реакции на повсеместно встречающиеся аэроаллергены (домашняя пыль, плесень, пыльца растений, шерсть и эпидермис животных).

Чтобы лучше контролировать бронхиальную астму, необходимо решить целый ряд задач, связанных с диагностикой и лечением данной патологии, а также внедрением образовательных программ.

Необходимо осознавать, что полноценное лечение астмы подразумевает контроль над ее течением, а не только купирование обострений.

Причины Бронхиальной астмы:

Факторы, вызывающие обострение бронхиальной астмы (триггеры).

Самыми частыми триггерами у детей являются контакт с аллергенами и респираторно-вирусная инфекция.

Физическая нагрузка является характерным неспецифическим стимулом, вызывающим приступы удушья у детей, больных бронхиальной астмой. В основе развития бронхоспазма на физическую нагрузку лежит повышение гиперреактивности бронхов, изменение температуры, влажности и осмолярности секрета дыхательных путей при сопутствующей гипервентиляции. В детском возрасте бронхоспазм на нагрузку не встречается как изолированный феномен.

Психоэмоциональная нагрузка. Эмоциональный стресс, нервные перегрузки, смех, плач, страх могут быть причиной бронхиальной обструкции, провоцировать приступы удушья у детей, больных бронхиальной астмой.

Изменение метеоситуации. Неблагоприятные погодные условия, особенно низкие температуры, высокая влажность, падение или повышение атмосферного давления, гроза, загрязнение воздуха, могут вызывать обострение бронхиальной астмы у детей.

Загрязнение воздуха. Многие промышленные загрязняющие вещества обладают ирритантным действием и, вызывая гиперреактивность бронхов, могут увеличивать частоту приступов бронхиальной астмы.

Аналогичным действием обладают табачный дым, другие резкопахнущие вещества (продукция парфюмерии, бытовой химии, дезинфектанты и т.д.).

Среди других факторов, усугубляющих течение бронхиальной астмы, следует выделить такие, как паразитарные инфекции и вирусный гепатит. В последние годы появились сообщения о том, что паразитарные инфекции (токсокароз и др.), а также носительство HbS антигена и других маркеров вирусного гепатита у детей утяжеляют течение бронхиальной астмы, затрудняют лечение и ухудшают прогноз заболевания. Также появились данные о возможной роли таких болезнетворных агентов, как микоплазма, легионелла, хламидии.

Психологические факторы. Особенности взаимоотношений «мать-больной ребенок» жестко коррелируют с частотой рецидивирования бронхиальной астмы. Остро стоит проблема организации психологической помощи детям. Большое место в организации такой помощи уделяется семье, так как она является опорой ребенку для преодоления кризисных психологических ситуаций.

Причиной более тяжелого течения бронхиальной астмы могут быть сопутствующие бактериальные инфекции верхних и нижних дыхательных путей, перинатальные повреждения нервной системы, гастроэзофагальный рефлюкс и другие состояния.

Выявление любого из вышеперечисленных факторов риска оказывает неоценимую помощь в проведении активных профилактических мероприятий, помогает значительно снизить частоту обострений бронхиальной астмы у больных детей

Соблюдать рекомендации по профилактике бронхиальной астмы необходимо:

Чтобы предупредить развитие бронхиально астмы, необходимо соблюдать следующие правила:

Если заболевание все-таки развилось, необходимо подумать о вторичной профилактике бронхиальной астмы.

Вторичная профилактика бронхиальной астмы включает в себя соблюдение следующих правил:

Если пациент будет принимать все вышеописанные меры профилактики и в точности выполнять назначения врача, ему удастся добиться ремиссии недуга.

Третичная профилактика осложнений бронхиальной астмы включает в себя не только лечение, но и предотвращение негативных последствий заболевания. Она помогает улучшить здоровье больного во время обострения.

В первую очередь необходимо устранить внешний раздражитель, т. е. пациенту нужно выяснить, на что конкретно у него проявляется аллергическая реакция. Сюда относят домашнюю пыль, пыльцу цветущих растений, шерсть животных, некоторые продукты питания. По возможности необходимо исключить контакт с аллергенами.

Профилактика обострений бронхиальной астмы основывается на применении медикаментов. Пациенту назначают:

Рассмотрим подробнее наиболее опасные факторы, провоцирующие бронхоспазм, а значит, и приступ удушья.

Аллергены

Домашняя пыль и клещи, которые в ней живут, — самые популярные аллергены. Они обитают в обивке мебели, одеялах, подушках, книгах, коврах и иных подобных изделиях. Не меньшую опасность представляет пыльца цветов и шерсть домашних питомцев. У некоторых людей приступ может возникнуть из-за резкого аромата (к примеру, парфюм или краска). Некоторым астматикам не стоит употреблять в пищу орехи, цитрусовые, яйца.

Инфекции

На организм людей с предрасположенностью к астме грибки, бактерии и вирусы оказывают крайне негативное воздействие. Они приводят к спазмам, которые влекут за собой приступы.

Питание низкого качества

Лишние килограммы появляются вследствие чрезмерного употребления пищи с высоким содержанием калорий и большого количества соли. Из-за этого случаются проблемы с сердечно-сосудистой системой. В результате возникает одышка, артериальное давление растёт.

Климатические условия

Люди, которые проживают на территориях с сухим и тёплым климатом, страдают от астмы реже. Чрезмерно влажный и холодный климат провоцирует регулярные простудные недуги, из-за чего они приобретают хронический характер, что является предпосылкой к развитию бронхиальной астмы.

Экология

В городах, где много промышленных объектов, а также в мегаполисах воздух сильно загрязнён. Виной тому выбросы, которые неизбежны вследствие производства, и выхлопные газы. Воздух плохого качества негативно воздействует даже на здоровый организм.

Психологические моменты

Из-за стрессов и волнений повышается артериальное давление и учащается сердцебиение. По этой причине человек начинает дышать чаще, что приводит к приступу.

Сигареты

При курении (в том числе пассивном) в лёгкие попадает дым табака, в котором содержится множество токсинов. Он оказывает пагубное воздействие на внутреннюю стенку бронхов, которая выполняет защитную функцию. На их стенках оседают смолы.

Физические перегрузки

Занятия физкультурой способствуют нормализации работы сердечно-сосудистой системы, но приводят к учащению дыхания. По этой причине случаются приступы.

Что такое «спирометрия» и «спирография»?

Спирография – это та же спирометрия с графическим изображением полученных результатов, на основании которых доктор может получить дополнительную важную информацию.

Для диагностики отдельных патологий дыхательной системы спирометрия и спирография могут быть выполнены с проведением различных проб, например: спирография с бронхолитиком, спирометрия с физической нагрузкой. В этом случае, исследование проводится дважды – исходно и через определённое время после проведения теста, полученные результаты доктор сравнивает между собой.

Как будет проводиться исследование?

Что необходимо будет выполнять во время проведения исследования?

Уважаемые пациенты, чтобы получить наиболее достоверные сведения при проведении спирографии, необходимо соблюдение следующих условий:

­Если Вы не можете отменить лекарственные средства, перед проведением исследования сообщите доктору названия препаратов, и за какое время до предстоящего исследования Вы их принимали.

ПИКФЛОУМЕТРИЯ

При серьезных заболеваниях бронхолегочной системы одним из информативных и простых методов диагностики является пикфлоуметрия. Она позволяет определить значения пиковой скорости выдоха, на основании которого определяется спазм в дыхательных путях.

ЧЕМ ПОЛЕЗНА ПРОЦЕДУРА

Исследование проводится с использованием специального прибора – пикфлоуметра. Основная цель проведения диагностического теста – определение тяжести спазма бронхов как дома, так и в условиях клиники. Кроме того, регулярные измерения помогают оценить эффективность подобранных лекарственных препаратов, вовремя выявить начало обострения при астме или обструктивном бронхите.

ПОКАЗАНИЯ

Оценка пиковой скорости выдоха при помощи пикфлоуметра необходима для людей с серьезными бронхолегочными патологиями. Показания к применению:
• Бронхиальная астма, в том числе для коррекции терапии;
• Астматический, обструктивный бронхит;
• ХОБЛ для контроля за состоянием;
• Хроническая дыхательная недостаточность в силу различных патологий для контроля за общим состоянием.

КАК ПРОВОДИТСЯ

Для получения достоверных результатов ПСВ пикфлоуметрия проводится под контролем врача после предварительной консультации. Врач объясняет нюансы исследования и особенности проведения. Пациент дует в прибор трижды за одно исследование. Между вдохами необходимы небольшие паузы, чтобы восстановилось дыхание. В итоге получается среднее значение, которое отражает состояние бронхов. Если это необходимо, врач назначит пикфлоуметрию на фоне приема определенных препаратов, тогда показатели измеряются до и после введения, оцениваются результаты и эффективность лекарства.

Немедикаментозное лечение подразумевает реабилитацию больных с бронхиальной астмой. Которая включает: снижение чувствительности дыхательных путей к аллергенам, тренировка и восстановление возможностей бронхов, легких, предотвращение развития необратимых осложнений.

Успешное лечение складывается из чёткого соблюдения плана лечения пациентом, обучение контролю над своим состоянием, симптомами астмы. В разработанный индивидуальный план вписываются рекомендации по правильному поведению при обострении болезни. Физические упражнения и тренажеры помогают сохранить дыхательную мускулатуру в тренированном состоянии, обеспечивая толерантность к физическим нагрузкам, улучшают сердечно-легочную функцию. Регулярные занятия физкультурой сократят тяжесть обострений.

Физические методы лечения.

Важно помнить, что физические методы лечения необходимо применять только в сочетании с лекарственной терапией. Да и в целом, немедикаментозное лечение имеет наибольший эффект в сочетании с медикаментозным. Важно сохранить баланс между двух крайностей. Помогает и то и другое, но наилучший эффект наблюдается в комбинации двух методов.

Для снижения аллергенной нагрузки и гиперреактивности бронхов применяют гипосенсибилизирующие методы (продолжительную аэротерапию в теплое время года, галотерапию ),

Назначается это лечение не всем, а только тем у кого есть на это показания при отсутствии противопоказаний. Направить на это лечение может лечащий врач к физиотерапевту и уже он примет решение, какой метод лечения назначить. Если пытаться разобраться самостоятельно, то можно не учесть болезни (о которой пациент и не подозревает), которая, после такого лечения, только усугубит ситуацию, например с бронхиальной астмой. Это очень важно, об этом нужно помнить.

Из физических методов немедикаментозного лечения бронхиальной астмы применяют:

Аэротерапия

Это использование «воздушных ванн, лечение открытым воздухом. Применяется, когда нужно поднять тонус ослабленного организма. Закаливает организм, улучшает тонус сосудов.

Воздушные ванны делятся на теплые, прохладные и холодные. Прием прохладных и холодных ванн сопровождается движениями (легкие гимнастические упражнения, подвижные игры). Воздушные ванны дозируются в минутах. Начинают обычно с приема теплых воздушных ванн продолжительностью 15—20 минут или прохладных продолжительностью 3 — 5 минут. Процедуры постепенно удлиняют, доводя продолжительность теплых ванн до 2—3 часов, прохладных — до 1,5—2 часов и холодных — до 30 минут. При ощущении зябкости и «гусиной кожи» процедуру следует прекратить. При верандном лечении продолжительность пребывания на воздухе достигает 2—3 часов; в зимнее время верандное лечение проводят при безветрии и температуре наружного воздуха не ниже —15°; практикуется также круглосуточное (а в костнотуберкулезных санаториях круглогодичное) лечение в климатопавильонах, а также ночной сон на берегу моря (на побережье Черного и других южных морей) в теплое время года.

Галотерапия

Это воссоздание микроклимата соляных пещер, что насыщают воздух ионами солей хлорида натрия, мелкий размер которых позволяет проникать в бронхи и снимать отечность, разжижать бронхиальный секрет. В целом, это может ослабить течение бронхиальной астмы.

Галокамера представляет собой два смежных помещения с хорошей звукоизоляцией и отсутствием естественного освещения.

В комнате, отведенной для проведения лечения, устанавливаются удобные шезлонги или кресла, в которых пациенты находятся в максимально комфортном положении. Свет должен быть мягким, облицовка стен, полотка и пола соляными блоками не обязательна. В некоторых случаях с целью сокращения финансовых затрат ограничиваются соляным песком или вовсе подачей насыщенного мелкодисперсными солями натрия воздуха. Для создания дополнительной релаксации и психологического комфорта рекомендуется сочетать галотерапию с музыкотерапией (для сеансов подбирается специальная музыка, специфически воздействующая на центральную нервную систему), геоландшафтной терапией (декорирования помещения со световыми эффектами и специфическими пейзажами) и психотерапией. За счет насыщенности воздуха солью оказывается бактериостатическое действие, и количество бактерий в помещении галокамеры во время проведения процедуры значительно ниже установленного порогового уровня обсемененности для стерильного воздуха.

Для купирования эмоциональных триггеров приступов БА — седативные методы ( аэроионотерапию, гелиотерапию, талассотерапию, массаж грудной клетки, транскраниальную магнитотерапию, электросонтерапию ).

Аэроионотерапия

Это лечение с помощью ионизированного воздуха. Этот вид терапии основан на способности взвешенных частиц, молекул и атомов приобретать электрический заряд под действием излучения (радиоактивного, ультрафиолетового и др.), электрических разрядов, высоких температур и других механизмов. Улучшает кровоснабжение, нормализует АД, сопротивляемость стрессам, нормализуется работа нервной системы.

Лечебный эффект метода осуществляется благодаря отрыву отрицательно заряженного электрона от положительно заряженной молекулы под воздействием ионизирующего фактора.
Отрицательно заряженные ионы двигаются направленно по силовым линиям электромагнитного поля к определенной области тела пациента или воздействуют на весь организм.
После приобретения заряда ионы становятся высокоактивными и способны воздействовать на тело человека. Отрицательно заряженные ионы (представленные кислородом) благотворно влияют на живые органы и ткани.

Талассотерапия

Противопоказаниями к применению талассотерапии являются:

Это улучшение общего состояния организма путем использования факторов морской среды (водоросли, морская вода, лечебная грязь). Нас интересуют морской воздух и морская вода. В совокупности оказывают благотворное влияние на бронхолегочную систему.

Массаж при бронхиальной астме

Направлен на стимулирование расширения бронхов, дыхание при этом углубляется. Сеансы рекомендуется проводить в период между приступами – благодаря этому снижается их частота и тяжесть. Массажное воздействие способствует профилактике развития эмфиземы лёгких, обладает общеукрепляющим эффектом.

Массаж при бронхиальной астме проводится курсами, ежедневно. Требуется не менее 18 процедур. Желательно выбирать время в первой половине дня, с перерывом полтора-два часа после приёма пищи.

Магнитотерапия

Противопоказания к применению магнитотерапии могут быть абсолютными (при которых использовать метод магнитотерапии категорически не разрешается) и относительными (магнитотерапия может использоваться, но под врачебным наблюдением).

К абсолютным противопоказаниям относятся:

Действие магнитотерапии на течение беременности, плод и новорожденного до конца не изучено, поэтому беременность также является противопоказанием для этого вида лечения.

* наличие металлических конструкций, применяющихся для совмещения костных отломков, не являются противопоказаниям к применению магнитного поля.

Магнитотерапия снижает клинические проявления бронхиальной астмы и нормализует иммунные реакции в бронхах. Что очень полезно при аллергической этиологии бронхиальной астмы.

Электросонтерапия

Противопоказания к применению

Продолжительность процедуры составляет 20-40 минут. Курс состоит из 15-20 процедур, повтор курса через 2-3 месяца.

Это метод лечебного воздействия на ЦНС человека импульсным током низкой частоты (1—150 Гц), малой силы (до 10 мА) и напряжением до 80 В.

Улучшается кровообращение, повышается минутный объём дыхания. Электросон стимулирует окислительно-восстановительные процессы, снижает болевую чувствительность, не вызывает привыкания. Кроме того, не вызывает снижения памяти и интеллекта

Лечебные эффекты:

Кинезитерапия.

Используют упражнения с небольшим отягощением и дозированным сопротивлением выдоху, звуковую гимнастику, циклические аэробные нагрузки, лечебную ходьбу с формированием дыхательного паттерна. После того как у больного наступает улучшение, дополнительно включают большое количество упражнений на движение.

Используют движения рук, ног, туловища в сочетании с дыхательными упражнениями. Сначала преобладающее количество упражнений выполняют в положении сидя или лежа. Постепенно вводят упражнения с исходным положением стоя. Особое внимание уделяют ходьбе и выполнению во время нее физических упражнений.

Используют спортивный инвентарь и снаряды. Все упражнения с нагрузкой (наклоны корпуса, броски предметов) осуществляют на выдохе, после выполнения которых необходимо полное расслабление. Это способствует адаптации к физическим нагрузкам, что помогает сохранению работоспособности. Комплекс упражнений с произнесением гласных и согласных звуков проводят в начале занятий. Затем переходят к упражнениям на физические нагрузки, которые можно проводить и на свежем воздухе. Занятия проводят не менее 3 раз в день, причем 2 раза — самостоятельно. Продолжительность занятий должна быть индивидуальной: начинать следует с 5—7 мин и постепенно увеличивать время их проведения до 30 мин. Переутомление не допускается; если больной чувствует его признаки, необходимо перейти к звуковым упражнениям, которые способствуют расслаблению. Также можно использовать массаж и легкие гимнастические упражнения, например сгибание и разгибание конечностей, отведение их в стороны, вращение ими; разгибание туловища, наклоны вперед и в стороны. Больному прежде всего необходимо научиться дышать поверхностно, так как глубокие вдохи могут спровоцировать приступ астмы. При спазме бронхов дополнительно рекомендуют проводить массаж грудной клетки, живота, плеч, затылка и т.д.

После того как основные показатели функции внешнего дыхания пришли в норму, в занятия включают общеразвивающие упражнения. Они направлены на повышение выносливости рук, ног, спины. После таких упражнений необходимо проводить упражнения на расслабление. Если комплекс упражнений подобран правильно, то у больного сокращается количество приступов, нормализуется артериальное давление.

Психотерапия.

При астеноневротическом состоянии и выраженной невропатии больным проводят суггестивную психотерапию (аутогеннную тренировку). Для формирования психорелаксирующего эффекта всем больным бронхиальной астмой показаны методы ландшафто-, библио-, музыкотерапии. Критериями эффективности улучшения состояния больных проявляется уменьшением частоты и тяжести приступов астмы, доз принимаемых лекарственных препаратов или их отмене, положительной динамике показателей ФВД; ухудшение — при нарастании частоты и тяжести приступов, увеличении доз препаратов, нарастании обструкции бронхов при исследовании ФВД.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *