Для чего нужны скороговорки 2 класс
Зачем детям нужны скороговорки?
Предварительный просмотр:
Зачем нужны скороговорки?
Оказывается, научиться правильно говорить – не такая уж легкая задача. Многие современные дети имеют различные нарушения речи. Есть такие дети и в нашем классе. Возникает вопрос: как можно научиться четко выговаривать звуки и правильно разговаривать?
Исследования ученых доказывают, что в этом хорошо помогают различные тренировочные упражнения, например, скороговорки.
Исследованиями установлено, что правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности. Ребенок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками, может понятно выразить свои мысли и желания. А ещё, речь является не только средством общения, но и залогом хорошей успеваемости в школе.
Скороговорки это еще и хороший способ весело провести время. Гораздо веселее «скороговорить» в компании, так дети учатся не просто правильно и быстро говорить, а делать это громко, чтобы все услышали. Процесс захватывает ребят и они готовы говорить все быстрее и чище.
Скороговорки используют для развития речи не только детей, но и артистов, дикторов, учителей и всех кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно.
Чем же полезны скороговорки?
Диапазон скороговорок очень велик, выделяют разные виды скороговорок. Вот некоторые из них:
Говорит попугай попугаю:
Я тебя попугай попугаю.
Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
У пчелы, у пчёлкиПочему нет чёлки?Отвечаю почему:
-Чёлка пчёлке ни к чему
На сочетании звуков
(сочетание звуков п, р)
Ты, молодец, скажи молодцу:
Пусть молодец молодцу скажет
У Зины много забот:
Заболел у зайки живот.
Михаил играл в футбол
и забил в ворота гол
Воинов у воеводы видимо-невидимо.
несли сорок грошей.
Кто не работает, тот не ест то,
что ест тот, кто работает.
От топота копыт пыль по полю летит
Пусть молодец телёнка привяжет.
При работе со скороговорками надо помнить о том, насколько важна регулярность занятий. Над скороговорками мы работаем в основном на уроках литературного чтения.
«В четверг, четвертого числа,
в четыре с четвертью часа,
четыре черненьких чумазеньких чертёнка
чертили черными чернилами чертеж.
У Сашки в кармашке шишки да шашки
5.Абсолютно любую скороговорку можно пропеть, главное — подобрать к каждой в отдельности «свою» мелодию. И вариантов здесь великое множество: в виде любимой эстрадной песни, оперы, романса, частушки, стиле «рэп» и другие.
Выводы : если систематически заучивать и проговаривать скороговорки, то наша речь станет грамотной, понятной, выразительной. Изучив материал, я поняла, для чего нужно изучать скороговорки.
Во-первых, они помогают четко и правильно произносить звуки речи,
во-вторых, тренируют память,
в-третьих, развивают речь, она становится правильной и грамотной: исчезнет «каша во рту»
Видео
Звуки, с которыми проблемы бывают наиболее часто
Как ни странно, сюда относится не только звук «р», с которым действительно много трудностей у огромного количества человек. Также очень нередко встречаются затруднения с произношением звуков «л», шипящих (а также «з» и «с»). Отдельные люди путают «н» и «м», другие же невнятно проговаривают парные согласные звуки («б»-«п», «в»-«ф» и так далее). На каждый из этих звуков есть свои скороговорки. Так что вовсе необязательно тренировать дикцию всем подряд – можно найти именно то, что нужно.
В качестве примера скороговорок для развития речи и тренировки произношения можно привести пару следующих примеров:
Длинные и трудные
Сложные скороговорки для развития речи, как правило, массивны по своему объему, нацелены на отработку сразу нескольких звукосочетаний и тяжелы для воспроизведения. Но ведь в том и азарт! Как раз-таки потому притягивают и манят такие скороговорки для развития речи в 6 лет, в 12 и в 20 – с одинаковой силой. Одними из регулярно встречающихся и использующихся скороговорок в данной категории можно считать чистоговорку про ежевичник и черничник (ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле черничника, то черничное варенье вам привычное, но совершенно не привычное варенье ежевичное. Ежели же вы жили возле ежевичника, то вам привычное варенье ежевичное … и так далее), а также про абрикос, кокос и иже с ними (нет абрикоса, кокоса, редиса – и тому подобное).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачем нужны автомобили и поезда
Работа предназначена для учащихся первых классов по предмету «Окружающий мир», способствующая расширению кругозора и общему развитию детей младшего возраста. При создании презентации…
Зачем нужно знать особенности темперамента ребенка?
Материал для родителей, заинтересованных в развитии потенциала ребенка, включает тест для определения темперамента ребенка, его описание и рекомендации….
Зачем нужна школе Служба Сопровождения
Организация Службы Сопровождения в ОУ предполагает решение, на наш взгляд, одной из основных задач — создание в школе образовательного пространства для предоставления ребенку, независимо от его социал…
Игры для всех, или Зачем нужны скороговорки?
Помните давно всем известную скороговорку про Клару, которая украла у Карла многострадальные кораллы? С каким азартом, услышав впервые эти труднопроизносимые словосочетания, мы пытались повторить их без запинки и терпели неудачу. Это вызывало смех у окружающих и веселило нас самих.
У Карла кораллы. У Клары кларнет. Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет. У Карла караулов нет, у Клары кларнета нет.
Потренировавшись некоторое количество раз, мы улучшаем произношение, язык уже не так заплетается, и в какой-то момент мы обнаруживаем, что скороговорку мы победили.
А самые известные скороговорки, настолько всем знакомы с детства, что каждый знает их наизусть. Помните, как «кукушка кукушонку купила капюшон» или про Сашу, которая шла по шоссе?
Что такое скороговорка? Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки иногда еще называют «потешками» или «чистоговорками».
На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогали ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Но нельзя сказать, что скороговорки могут служить вспомогательными речевыми упражнениями для достижения внятности и выразительности дикции только у детей. Они также популярны и среди взрослых.
Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклора В. И. Даль, который в своей книге «Пословицы русского народа» их записал. Записи этих древних скороговорок отражают давно минувшие века. В качестве примера приведу только одну скороговорку, которая, похоже, возникла еще во времена татаро-монгольского нашествия: «Семь те стрел каленых, страшилище».
Для чего нужны скороговорки? Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки обязательно используют в своей работе логопеды против косноязычия, ведь это эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость. Являясь необходимым элементом ораторского мастерства, упражнения в быстром произношении сложных сочетаний звуков «шлифуют» речь.
Существует множество скороговорок, которые по своей тематике могут быть самыми разнообразными, от детских шуточных, похожих на сказку, до всяких прибауток с профессиональным оттенком, например:
Портной пыхтел, поров пальто, Пришил петельки прочно, Почистил пыльное пятно, Пел песенку побочно.
Есть также скороговорочные шедевры в том же шуточном духе с национальными мотивами, например, английские, японские или индейские. В качестве примера предлагаю попробовать повторить маленькую индейскую скороговорку.
Большие бизоны бегут по-бизоньи.
А следующая смешная скороговорка из мира животных, возможно, многих заставит улыбнуться.
Жабы жарили желуди жирные, Жадно жрали жасмин, жожоба, Жабы жили жизнью прежирною. Ждали жалобы, жарко жуя.
Очень увлекательно попробовать самим заняться сочинением скороговорок. Занятие это кропотливое, но творческий результат обычно получается уникальным, не похожим ни на что уже существующее. А если Вы предложите кому-то из своих друзей поупражняться в быстром произношении новых скороговорок, то это можеть стать началом дружеского соревнования. Можно долгими зимними вечерами тренировать свои умения в скороговорочном искусстве, а можно даже попробовать устроить маленький конкурс в какой-нибудь праздник для гостей.
А напоследок хочу предложить большое скороговорочное стихотворение, которое можно использовать в качестве повторения алфавита для школьников.
Азбука-скороговорка
Ах, абрикоса аромат! Бесшумно бабочки болтают. Ветвистый вьется виноград! Грустит гвоздика голубая.
Дубравы древней дремлет дух. Едят ежата ежевику. Жужжит жеманно желтый жук. Здесь загорает земляника.
Индюшка ищет изумруд. Кот камышовый кличет кошку. Лоснится луг — лесной лоскут! Мечтают маленькие мошки.
Немая наступает ночь. Окрасят остров орхидеи. Прохладой пролетают прочь Раздумья радостных растений!
Смешные совы сеют сон. Темнеют тучи, тропы, травы. Улыбкой утра упоен Фламинговый фокстрот фиалок!
Художник- хвоя холодит. Циклон целует цикламены. Черешня чарами чудит. Шафрану шепчет шелк шалфея.
Щебечут щуплые щеглы. Эх, эдельвейса эпилоги. Юрок-юнец юлой юлит. Явился ястреб ясноокий.
Пусть время, потраченное на скороговорочные тренировки, принесет радостные эмоции, а возможно даже и какую-то определенную пользу!
Конспект логозанятия «Скороговорка, её значение для развития речи».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ОГУ «ЦСПСиД Молчановского района»
Служба помощи семье и детям Шегарского района
Конспект логопедического занятия
«Скороговорка, её значение для развития речи».
Логопед Шевнина Татьяна Ефимовна с.Мельниково, Томской области, Шегарского района 2021г.
Тема: «Скороговорка, её значение для развития речи».
Цель: активизация речевой деятельности учащихся.
— научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
— способствовать развитию дикции на материале скороговорок;
— способствовать воспитанию речевой культуры;
— развивать слуховую, зрительную память, внимание;
— формировать умения взаимодействовать со сверстниками, применять знания в новой ситуации.
Тетради, листочки с правилами работы над скороговоркой, листочки со скороговорками, ритмичная музыка.
1. Введение в тему занятия.
Л. Знаете ли вы что такое «скороговорка»? Для чего нужна скороговорка? (Скороговорка — это фраза, состоящая из слов, специально подобранных таким образом, чтобы было труднее выговаривать).
Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, дикторов, ведущих радио, преподавателей и всех тех, кто желает внятно говорить. Когда люди тренируются, быстро проговаривая скороговорки вслух, то речь становится заметно гибче и совершеннее. Логопеды очень часто используют эти небольшие фразы в своей работе.
Л. А что такое дикция?
(дикция- это чёткое, ясное произношение слов, фраз)
2. История скороговорок.
Итак, «скороговорка» значит «скоро говорить».
дикции и произношения. Всегда любили на Руси скороговорки.
Скороговорка — это отличный инструмент, для улучшения дикции. Первые скороговорки появились во времена древней Руси. Их разучивали с детьми, чтобы они быстрее осваивали родную речь. Постепенно скороговорки начали использовать и взрослые для тренировки дикции. Действительно, подчас просто выговорить некоторые русские языковертки и то нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз — язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор «скороговорить» — увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудно сочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки. Однако иногда упражнения со скороговорками — не игра, а серьёзные занятия.
Л. А знаете ли вы, как раньше называлась «скороговорка»? (Иногда в народе их называли «частоговорками», «чистоговорками», «языковертками»).
С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка. Вот почему русские скороговорки до сих пор не забыты и даже рождаются новые, на современные темы. Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова.
Раньше этот жанр так и назывался «чистоговорки». Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку.
II . Практическая работа со скороговорками
Л. Предлагаю и нам с вами разучить скороговорки.
Как вы считаете, как правильно учить скороговорку?
Правила работы над скороговоркой.
Шаг 1: сначала проговаривайте скороговорку медленно, будто по слогам.
Шаг 2: теперь беззвучно проработайте артикуляцию, пусть другие участники
прочитают по вашим губам.
Шаг 3: произнесите текст четко, шепотом.
Шаг 5: теперь, когда вы полностью выучили и проработали текст, можете произносить его с разной интонацией. Можно спеть, как песню. Если вы уверены в себе, демонстрируйте скорость вашей речи.
Л. Мы будем разминать мышцы, чтобы «разбудить» свой голос.
(Разминка проходит под ритмичную музыку)
до нижней точки наклона. Заканчиваем упражнение, медленно поднимаясь вверх.
«Потолок – пол». Опускаем голову как можно ниже, затем также медленно как можно дальше откидываем ее назад.
«Метроном». Медленно дотягиваемся ухом то до левого, то до правого плеча
«Снять пиджак – надеть пиджак». Делаем движения плечами вниз, сбрасываем пиджак рывками. Движения в обратном порядке – надеваем пиджак.
Переходим к артикуляционной гимнастике.
1.«Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять к верху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.
3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 сек.
4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.
5. «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.
6. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно, то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15-20 раз.
7. «Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.
8. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуть языком попеременно, то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводиться под счет логопеда 10-15 раз.
9. «Вкусное варенье». высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить
10. «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.
Распевка гласных звуков.
ударением по группам.
2. Распевка под музыкальное сопровождение «ЗА-ЗО-ЗИ-ЗЕ-ЗУ», «СА-СО-СИ-СЕ-СУ».
От того, как дышит актёр, чтец, как он пользуется своим дыханием, зависит
красота, мелодичность голоса. Приготовьтесь к следующим упражнениям.
1.Упражнение «Пушинки». Сделать 3 коротких выдоха «пф», «пф», «пф», а
затем длинным выдохом «пффф». подуть на пушинку, чтобы она летела по воздуху; сдуть фиксированным выдохом пушинки одуванчика.
2.Упражнение « Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки». Для
Следующее упражнение предназначено для развития речи и голосового аппарата.
Проговариваем данные слоги. Сначала медленно, потом быстро. «Птка – птко – птки – птке – птку», «жна – жно–жни – жне – жну», «хна – хно –хни – хне- хну», «нра – нро-нри – нре – нру».
А теперь скороговорки.
Л. Нам нужно разделиться на две команды.
1. Игра – практикум «Говорим чётко и быстро».
Скороговорка «Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои ».
Скороговорка « Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель и матросы две недели карамель на мели ели».
Учим пошагово, затем работаем по группам: 1 группа говорит первую половину скороговорки, 2 группа – вторую половину, по цепочке. Нужно говорить четко и без ошибок, передавая мяч. Определяем победителя.
Диктор программы «Новости»:
Сказочница-ведущая детской программы:
Танцевальная пауза «Вперёд четыре шага».
Л. Ваша задача повторять за мной движения и слова.
Л. Итак, продолжаем наше занятие, сейчас будем работать в парах. У вас есть несколько скороговорок. Ваша задача проговорить данные скороговорки сначала индивидуально, потом совместно. Тот, кто быстрее и четче проговорит скороговорку, тому предлагается выбрать одну скороговорку, понравившуюся ему и совместно разучить ее.
Вам предлагается несколько скороговорок на выбор:
1. Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
2. На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!
3. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
4. Жук жужжит и встать не может, Ждёт он, кто ему поможет.
5. Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
6. Дятел долбит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
7. Журчали ручьи и урчали, жужжали шмели над ручьями.
8. У ежа — ежата, у ужа — ужата.
9. Жутко жуку жить на суку.
10. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Л. А теперь я бы хотела услышать от вас ваше мнение о занятии, чтобы вы поделились своими впечатлениями: что нового узнали, и что хотели бы еще узнать, что вас заинтересовало.
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Как добиться хорошей дикции?
2.Расскажите, как правильно учить скороговорку.
3. Почему изучение скороговорок необходимо не только артисту, но и каждому образованному человеку?
Л. Всех благодарю за участие, большое спасибо за работу!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Скороговорки»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока чтения во 2 классе
Цель: знакомство с жанровыми особенностями скороговорок, обучение чтению скороговорок.
познакомить с особенностями жанра скороговорок, совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения;
создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи, творческих способностей детей;
создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;
создать условия для формирования УУД:
личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;
познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;
регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.
Мотивация к работе, правильной посадке. (2 мин)
-Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения. Сегодня у нас присутствуют гости и им будет очень приятно увидеть, как много вы уже знаете и умете. Поприветствуйте наших гостей. Садитесь за парты.
-Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке!
Повторение знаний о жанрах устного народного творчества. Работа в группах. (10 мин)
-Первый этап нашей работы я обозначу вот этим символом. Объясните его значение. (работа в паре или группе).
-Верно. Каждая группа получит текст. Ваша задача: прочитав его,
определить жанр, выбрать жанровые особенности и вспомнить с какой
целью был создан этот жанр.
ПОМНИТЕ О ПРАВИЛАХ РАБОТЫ В ГРУППЕ.
Докажите свою точку зрения.
Оцените свою работу в группе.
+ я внес большой вклад в работу группы;
– у меня не получилось сотрудничество.
-Что объединяет все произведения, которые мы услышали? (это жанры фольклора, устное народное творчество)
-Сегодня на уроке нам предстоит поработать над ещё одним жанром фольклора. Как называется этот жанр вы узнаете из записи на экране.
« ВСЕХ СКОРОГОВОРОК
НЕ ПЕРЕГОВОРИШЬ
И НЕ ПЕРЕВЫГОВОРИШЬ »
-Итак, о каком жанре пойдет речь? (скороговорка)
Слайд 11 (вопросы выходят по щелчку)
-Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы с уверенностью сказать, что я всё знаю об этом жанре? (что такое скороговорка, её цель, для чего она нужна в жизни, её признаки, отличия от других жанров)
Нам предстоит поразмышлять над названием жанра и его назначением.
Мы будем наблюдать за строением скороговорок и находить признаки этого жанра.
Помогать нам будет наш учебник.
В середине урока мы непременно устроим минутку отдыха.
Я предложу вам интересное творческое задание.
И я уверена, что в конце урока каждый из вас будет обладателем багажа новых знаний!
Выяснение значения слова скороговорка. (5 мин)
-Что же такое скороговорка? (Высказывания детей.)
-Это были ваши предположения. А как и где мы можем узнать научное определение этого жанра? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре, поискать в Интернете)
-Попробуем это сделать. 1,2,3 группы ищут значение слова в словарях;
4,5,6 – в Интернете (открыть 1, 4 и 7 вкладки. )
Итак, что нам говорят словари?
СКОРОГОВОРКА 1. Быстрая речь.
2. Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.
СКОРОГОВОРКА 1. Быстрая, торопливая речь.
2. Шуточный жанр народного творчества – фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.
Попробуем сравнить значения слов, найденные в различных источниках. Найдите сходства.
А какую информацию вы нашли с помощью сети интернет?
Скороговорки – это фразы со специально подобранными труднопроизносимыми звукосочетаниями или быстро произнесенные поговорки, прибаутки.
Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.
Оцените свою работу:
√ Я не совсем разобрался со значением слова;
– Я пока не могу сказать что такое скороговорка.
2. Выяснение цели жанра. (5 мин)
-Уже в самом названии жанра скрыта одна его особенность. Какая? (быстро говорить)
-Откройте содержание учебника и найдите название раздела в котором могут содержаться скороговорки. (Читаем быстро)
-На какой странице учебника авторы предлагают нам работу со скороговорками? (с. 143)
-Откройте с.143, прочитайте сведения, подготовленные для вас авторами учебника. (Для того чтобы научиться говорить быстро и чётко, люди придумали много скороговорок. Читай их так. )
-Для чего же люди начали сочинять скороговорки? (чтобы говорить быстро и чётко)
-А для чего людям нужно говорить быстро и четко? (чтобы речь была понятной и красивой)
-Какова же главная цель скороговорки? (развитие красивой, правильной речи).
3. Чтение скороговорок. (5 мин)
-Переходим к чтению скороговорок.
Слайд 16 (способ чтения выходит по щелчку)
-Сколько раз авторы предлагают нам читать скороговорки? (3 раза)
-Как читаем первый раз?
-Как читать второй раз?
-Каким должно быть третье чтение?
-Попробуем прочитать первую скороговорку по этому алгоритму. 1 и 2 раз читаем хором, а 3 раз – у каждого свой. (троекратное чтение)
ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ
-Что значит тараторить?
-Кого называют тараторкой?
—Какие звуки помогает научиться правильно произносить эта скороговорка?
-Прочитайте три следующих скороговорки самостоятельно, соблюдая план. Работать будем рядами. 1 ряд – 2 скороговорка (с.143)
2 ряд – 3 скороговорка (с.143)
3 ряд – 1 скороговорка (с.144)
-Произнесите скороговорку своему соседу.
-У кого получилось произнести без ошибок?
-Кто готов произнести свою скороговорку вслух?
4. Работа в группах. (5 мин)
-Сейчас вам снова предстоит работа в группах. Найдите следующую скороговорку в учебнике. Прочитайте её по правилу 3 раза самостоятельно, затем каждый произнесет скороговорку быстро своей группе.
-Договоритесь, кто будет читать первым.
-Задача группы – выбрать представителя для произнесения скороговорки вслух.
Оцените свои умения произносить скороговорку.
– я пока не смог проговорить скороговорку.
5. Выявление особенностей скороговорки. (5 мин)
-Многие наши одноклассники научились произносить скороговорки. Переходим к выявлению признаков скороговорки.
-Из скольких предложений чаще всего состоит скороговорка? (1-2)
-Как вы думаете, почему? (трудно запомнить и произнести)
Мы определили первую особенность жанра: Краткость (1, 2 предложения)
-Легко ли произносить скороговорки?
-Почему? (путаются звуки, не слушается язык)
И это второй признак: Трудность произношения
-В чём трудность? (Повторяющиеся близкие по звучанию звуки, похожие слова)
-И это третий признак жанра: Сочетание звуков, которые трудно произносить
-Какие сочетания разных звуков в скороговорках вам было трудно произносить?
-Итак, назовите все признаки скороговорки.
Оцените свою работу по выявлению признаков жанра:
+ я сумел увидеть все признаки скороговорки;
√ у меня возникали небольшие затруднения;
– я пока не смог найти признаки скороговорки.
А теперь настало время интересного творческого задания. Совестными усилиями вам нужно будет создать свою скороговорку и красиво оформить её.
Помните о соблюдении признаков жанра.
Решите в группе, кто внёс больший вклад в составление скороговорки.
-Обратимся к нашему плану.
-Какие виды работ мы планировали?
-Поднимите руки те, кто считает, что нам удалось выполнить все задания.
-Какая работа показалась самой интересной?
-Что вызвало затруднения?
-Что вы теперь знаете о скороговорках?
-Посмотрите на свои оценочные листы. Кто может сказать, что количество + больше, чем других знаков?
Это значит, что вы успешные ученики.
-Какую ещё работу со скороговорками можем делать в дальнейшем? (Продолжить работу дома, читать книги со скороговорками, учиться их правильно произносить, использовать в речевых разминках на уроке)
-Для чего это нужно?
-Завтра в начале урока я предлагаю устроить конкурс скороговорок.
Запишите домашнее задание: с. 145-146 учебника, поработать над скороговорками; по желанию читать книги со скороговорками и подобрать самую интересную скороговорку на конкурс к завтрашнему уроку; поработайте в сети интернет и расскажите, какую информацию удалось найти.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 180095091808
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза
Время чтения: 2 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.